«Потенциал развития личности через воспитательную структуру школы»
методическая разработка (психология) на тему

Дроздова Наталья Васильевна

Тема педсовета

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon potencial_razvitiya_lichnosti.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

 «Потенциал развития личности через воспитательную структуру школы»

Цель образовательного процесса в понимании Образовательной системы – развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.

Соответственно воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – процесс не стихийный, а целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности,  отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.

Действительно, современный информационный мир противоречив и нередко агрессивен. Зачастую исходящее из разных источников воздействие (СМИ, реклама и пр.) противоположно целям и задачам духовно-нравственного воспитания учащихся. Поэтому невозможно воспитывать в школьнике доброго, заботливого отношения ко всему живому, если после школы ребёнок часами смотрит фильмы-триллеры или играет в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость. Невозможно в ребёнке воспитать чувства честности, справедливости, гражданственности, прекрасного, если поведение окружающих часто противоречит нормам морали (таких примеров, к сожалению, можно привести немало: ученик видит, как сотрудник ГИБДД или контролёр в электричке берут взятки, или наблюдает каждый день заваленные мусором обочины дорог, обшарпанные и исписанные стены).

Да от школы нельзя требовать ПОЛНОГО решения задач воспитания. Это может сделать только общество в целом. Однако это не значит, что педагог может отмахнуться от этих задач. Мы можем и должны сделать то, что в наших силах, внести свой вклад. За 40 минут урока, несколько часов в школе, выходя вместе с детьми за пределы школы – в каждой этой ситуации мы можем повлиять на развитие духовного мира наших детей своими словами и делами. Мы можем повлиять на часть того мира, в котором живет школьник – работая с родителями, устанавливая контакты с культурными и общественными организациями. Все это вместе и есть содержание нашей воспитательной работы.

Мы можем повлиять на часть того мира, в котором живёт ученик, работая с родителями, устанавливая контакты с культурными и общественными организациями. Всё это вместе и есть содержание нашей воспитательной работы. Роль же педагога в развитии нравственных качеств ученика велика; поступки, речевое поведение учителя являются для школьника ярким примером, образцом для подражания.

Высокий уровень воспитанности - для которых характерны ТОВАРИЩЕСКАЯ ЗАБОТЛИВОСТЬ и ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ и ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ, с многообразными широкими интересами и кругозором.

Ниже высокого - ТОВАРИЩЕСКАЯ ЗАБОТЛИВОСТЬ и ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ, ОГРАНИЧЕННАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ и ПОДРАЖАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ, с устойчивыми, но ограниченными познавательными интересами и кругозором.

Средний уровень - ТОВАРИЩЕСКАЯ ЗАБОТЛИВОСТЬ и НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ, ОГРАНИЧЕННАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ и ПОДРАЖАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ, с устойчивыми, но ограниченными познавательными интересами и кругозором.

Ниже среднего - СКРЫТЫЙ ЭГОИЗМ и ЭГОИСТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ, ОГРАНИЧЕННАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ и ПОДРАЖАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ, с узким кругозором, без устойчивых познавательных интересов.

Низкий уровень - ОТКРЫТЫЙ ЭГОИЗМ и НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ, ПАССИВНАЯ ПОДРАЖАТЕЛЬНОСТЬ и НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, с узким кругозором, без устойчивых познавательных интересов.

Как представить нравственный портрет идеально воспитанного школьника?

Для этого достаточно перевести все основные ценности в форму желаемых качеств личности. Получится примерно следующее.

Добрый, не причиняющий зла живому

Честный и справедливый

Любящий и заботливый

Трудолюбивый и настойчивый

Творящий и оберегающий красоту мира

Стремящийся к знаниям и критично мыслящий

Смелый и решительный

Свободолюбивый и ответственный

Самостоятельный и законопослушный

Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой

Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам

Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» -  класса, школы, города/села, России)

Толерантный (уважающий других, не похожих на него)

Надо отдавать себе отчёт, что постоянное и неизменное проявление этих качеств – идеал, то есть недостижимый  результат, к которому, однако, надо стремиться.

Рекомендации по воспитанию нравственной личности учащегося общеобразовательной школы:  какие действия в процессе воспитания можно планировать.

Поскольку человека реально воспитывает сама жизнь, среда общения, а не отдельные школьные мероприятия, то многие воспитательные шаги спланировать невозможно. Осмысление ценности может предшествовать практике, а может произойти и значительно позже. Так, например, далеко не каждый школьник может сформулировать, что такое справедливость, но регулярно использует суть этого понятия в отношениях с другими, заявляя: «это несправедливо» или «так будет справедливо».

Большинство добрых дел, составляющих процесс воспитания, возникает на уроках, переменах, на школьном дворе спонтанно. Важно, чтобы у учителя изначально была установка на доброе отношение к детям, отказ от позиции «наказывающего наставника» и переход в позицию «доброго помощника», который терпеливо реагирует на возникающие ситуации, помогает детям осмысливать и принимать важные идеи и правила поведения (духовные ценности). И главное – это положительный личный пример учителя, а не нотации и наказания. 

В то же время вполне поддаётся планированию та часть «добрых дел», которые принято называть системой воспитательных мероприятий (праздники, экскурсии, классные часы, специальные уроки и т.п.), которые,  мы убеждены, нельзя планировать ради «галочки» в отчёте  или только ради информирования ребят о каких-то ценностях. Все эти мероприятия можно использовать для двух важных педагогических действий:

1) Моделировать ситуации, требующие нравственного выбора, когда следование понятным идеям и правилам противоречит обстоятельствам, другим правилам, собственным интересам.

2)  Осуществлять с детьми рефлексию ситуации – обсуждать и осмысливать действия после их завершения. Здесь помимо разговора о том, что получилось хорошо, а что плохо, необходимо также предлагать ребятам формулировать вывод – как стоит вести себя в дальнейшем. Тогда вместо чтения нотации о правильном поведении мы получим от ребят самостоятельно сформулированную нравственную норму. А то правило, которое придумал и  принял сам, исполнять значительно проще и приятнее.

3)Выстроить конструктивную и регулярную работу с родителями (семьями).  

4)Организовать взаимодействие школы с культурными и общественными организациями.

Итог: Главным  является то, что находящийся рядом с ребёнком взрослый помогает ему отрефлексировать ситуацию, т.е. задуматься над происходящим, сделать для себя выводы, что здесь хорошо или плохо, как надо поступать в дальнейшем. Именно это превращает конкретное доброе дело в часть бесконечного процесса воспитания и становления личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное развитие личности ребенка в условиях школы-интерната

Каждый ребенок уникален. Он проходит свой индивидуальный путь развития, и задача взрослых – помочь ему полнее раскрыть его возможности и способности....

Создание оптимальных условий для развития личности ребенка посредством взаимодействия школы и семьи.

Доклад на педагогическом совете школы "Создание оптимальных условий для развития личности ребенка посредством взаимодействия школы и семьи"....

Духовно-нравственное развитие личности через деятельность туристического клуба "омега"

Духовно-нравственное развитие личности через  деятельность туристического клуба «Омега»       Современная школа, нагружая учащихся массой предметных заданий, не в состоянии дать общую подготовку к жиз...

педагогический проект "Реализация технологий социального развития личности в воспитательной системе школы"

Целью проекта является моделирование системы работы педагога-организатора, обеспечивающей эффективное социальное воспитание обучающихся в сфере школьной среды и внешкольного пространства социальных пр...

Развитие личности через формирование общекультурных компетенций

Сегодня основная цель системы образования страны - воспитание творческой и свободной личности, способной выразить себя и воплотить в жизнь свои стремления.Начало ХХI века – это качественный скачок в р...

Развитие УУД через обучающие структуры «Сингапурских технологий»

Мастер-класс на зональной секции учителей иностранных языков в рамках августовской конференции педагогических работников Высокогорского муниципального района РТ    Баширова Резеда Робер...

Развитие личности через уроки физической культуры

Процесс регулярных целенаправленных занятий физической культурой предполагает не только определенных умений и навыков, физических качеств, но и психических качеств, черт и свойств личности человека....