педагогический проект "Реализация технологий социального развития личности в воспитательной системе школы"
методическая разработка по теме

Целью проекта является моделирование системы работы педагога-организатора, обеспечивающей эффективное социальное воспитание обучающихся в сфере школьной среды и внешкольного пространства социальных проектов и акций с использованием возможностей современных педагогических технологий. Проектом реализуется комплекс мероприятий, обращенных на оптимизацию социального поведения школьника через:  систему социальных проб: социально значимые дела, добровольческая деятельность, детское общественное движение, развитие ученического самоуправления; работу научно-исследовательского общества и школьного пресс-центра; досуг. Выполнение программы проекта создаст благоприятную среду для реализации стратегии неадаптивной социализации - вывода детей в пространство реального социального преобразования: не только включение в разные формы социального взаимодействия, но и совершенствование социума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_proekta.doc297.5 КБ

Предварительный просмотр:

социальное развитие личности

в воспитательной системе школы

педагогический проект

Автор: Васина Лариса Александровна, педагог-организатор высшей квалификационной категории ГБОУ РМЭ «Школа-интернат среднего (полного) образования с углубленным изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска»

Краткая аннотация проекта

Данный проект реализуется в ГБОУ Республики Марий Эл «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска» с 2010 года. Проект предполагает охват школьников 5-11 классов и имеет  долгосрочную перспективу.

Актуальность проекта обусловлена современной стратегией обновления образования: необходимостью выполнения важной задачи образовательной системы - оказание помощи и поддержки при вхождении школьников в мир социального опыта. Целью проекта является моделирование системы работы педагога-организатора, обеспечивающей эффективное социальное воспитание обучающихся в сфере школьной среды и внешкольного пространства социальных проектов и акций с использованием возможностей современных педагогических технологий. Проектом реализуется комплекс мероприятий, обращенных на оптимизацию социального поведения школьника через:  систему социальных проб: социально значимые дела, добровольческая деятельность, детское общественное движение, развитие ученического самоуправления; работу научно-исследовательского общества и школьного пресс-центра; досуг. Выполнение программы проекта создаст благоприятную среду для реализации стратегии неадаптивной социализации - вывода детей в пространство реального социального преобразования: не только включение в разные формы социального взаимодействия, но и совершенствование социума. 

I. Введение

I.1. Актуальность заявленной темы педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования: новое наполнение получает цель формирования социально активной, творческой личности, усиливается его практическая, жизненная направленность.  Новое понимание социального характера образования обусловлено переосмыслением как традиционных, так и обновленных функций образования: в том числе и воспитательной, включающей становление гражданственности, готовности к конструктивному социальному действию, ответственности, нравственного самосознания.

В «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» со ссылкой на проект Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения под образованием понимается не только усвоение человеком системы знаний, умений и навыков, но принятие им духовно-нравственных, социальных и семейных ценностей. Одной из важных задач образовательной системы становится оказание помощи и поддержки при вхождении школьников в мир социального опыта; предоставление максимальных возможностей для формирования у них потребности в творческой деятельности, навыков лидерства как непременного условия становления личности, обладающей инновационным мышлением.

В Республике Марий Эл основные приоритеты развития образования соответствуют федеральным документам и закреплены в реализуемой с 2008 года республиканской целевой программе «Развитие образования на 2008-2010 годы» и вновь принятой в 2010 году программе развития на 2011-2015 годы; в Концепции развития образования Республики Марий Эл на период до 2020 года; в Плане действий Министерства образования и науки Республики Марий Эл по модернизации общего образования до 2015 года с учетом основных положений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

I.2. Анализ состояния существующей воспитательной практики в школе-интернате, выражающейся в подходе, при котором воспитание сведено к проведению мероприятий и фактически отделено от содержания деятельности ребенка от его социального и информационного окружения, выявил острую педагогическую проблему и подтвердил значимость темы проекта. В «Примерной программе воспитания и социализации обучающихся» говорится о важности формирования социально открытого «уклада школьной жизни», как базовой категории для эффективной социализации обучающихся. Современная школа является одним из основных агентов социализации. Она представляет собой модель нашего общества, именно здесь происходит усвоение основных социальных ценностей, образцов поведения в группе. Особую роль здесь играет организация воспитательного процесса, что требует от педагога-организатора инновационного педагогического творчества: пересмотра традиционных форм и методов воспитательной деятельности, модернизации подходов к формированию ресурсной базы, внедрения передовых технологий; заставляет по-новому сформулировать планируемые результаты школьного воспитания.

Корректировка подходов к организации социального развития обучающихся обусловлена также необходимостью учета принципиально новых условий жизнедеятельности современного ребенка.

Не всегда позитивное воспитательное и социализирующее воздействие информационного и социального пространства: Интернета, телевидения, кино и др. нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

Усиливающийся конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, культуросообразность,  традиционность и т.д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, размывание границ между культурой и антикультурой и   т.д.) ведет к формированию потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.

Растущий человек не включается в посильное для него решение реальных проблем местного сообщества, государства, что искажает его социализацию.

Экспансия учебности и консьюмеризация образования, при котором школа наращивает досуговые, потребительские формы услуг.

Общеобразовательная школа призвана противодействовать этим негативным тенденциям.

I.3. Предпосылкой для разработки темы проекта послужили теоретические работы А. Н. Леонтьева, в которых он определяет социализацию как содействие духовно-нравственному развитию ребенка, приобретению им первоначального социально-нравственного опыта посредством включения его в решение общественных, культурных, экологических и иных задач. В организации уклада школьной жизни методологической основой выступает системно-деятельностный подход. В структурно-методологическом плане воспитание и социализация представляют собой не рядоположенный вид социально-педагогической деятельности - это метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен школьник посредством усвоения идеалов, ценностей, нравственных установок.

Основным путём решения выявленной проблемы стала реализация стратегии неадаптивной социализации - вывод детей в пространство реального социального преобразования: не только включение в разные формы социального взаимодействия, но совершенствование социума и культурной среды. И в перспективе - переход к модели творческой транссоциализации - ребенок становится автором новых форм социальности внутри старого социума.

Продвижение проекта позволит осуществить инновационные подходы к содержанию воспитательного процесса:

Обеспечить организационные, методические, информационные, материально–технические условия, соответствующие требованиям, предъявляемым к организации современного воспитательного процесса;

Осуществить системное (не эпизодическое) применение особых организационных форм - детско-взрослых социальных проектов, включение школьного сообщества в продуктивную коммуникацию с другими общественными субъектами; неимитационные социальные акции;

Содействовать развитию деятельности детских общественного и творческих объединений, ученического самоуправления.

Продвижению проекта будет способствовать позитивный педагогический опыт автора, общественное признание эффективности педагогической деятельности в развитии детского движения города, организационная и структурная стабильность, имеющийся педагогический имидж.

II. Цели и задачи проекта

Актуальность рассматриваемой проблемы определила тему проекта: «Реализация технологий социального развития личности в воспитательной системе школы». Объект исследования – процесс социализации школьников в воспитательной системе школы. Предмет исследования – система работы педагога-организатора по социальному развитию школьников.

Целью проекта является моделирование системы работы педагога-организатора, обеспечивающей эффективное социальное воспитание обучающихся в сфере школьной среды и внешкольного пространства социальных проектов и акций с использованием возможностей современных педагогических технологий.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что эффективность работы педагога-организатора по социальному развитию школьников может быть существенно повышена, если:

деятельность по социальному развитию школьников опирается на концептуальные положения, отражающие целостное представление о социальном развитии личности в системе образования;

учащимся предоставляются широкие возможности для проявления и развития социальной активности, в том числе за счет расширения направлений творческой деятельности, где человек может быть успешным (интеллектуальное, созидательное творчество, социальное лидерство и др.).

Проблема проекта, его цель, объект и предмет, а также сформулированная гипотеза обусловили постановку задач: 

- проанализировать состояние проблемы  в педагогической теории и практике;

- осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию социальной практики обучающихся;

- разработать систему компетентностно–ориентированных и творческих воспитательных мероприятий, содействующих социальному творчеству;

- определить способы диагностики и показатели достижения результатов

Теоретико-методологические основы и источники исследования. 

Психологическую основу программы проекта составили работы, развивающие теории личности: концепция целостного подхода к развитию личности (А. Г. Асмолов, Д. А. Леонтьев, М.Г.Ярошевский и др.); концепция общего психического развития личности (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.); концепции социального развития личности (Г.М. Андреева, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон и др.).

Педагогическую основу исследования составили: идеи об инновационной педагогической деятельности (И. А. Колесникова, А. Пинский и др.); представления социальной педагогики о социальном воспитании, социальном развитии и социализации личности (Б. В. Куприянов, И. А. Липский, Т.А. Ромм, и др.); концепции педагогического проектирования, моделирования и конструирования образовательной деятельности (М.М.Поташник).

Анализ научной литературы позволил определиться с сущностью понятия «социальное развитие» - процесс, включающий усвоение индивидом форм социальной жизни, приобретение социального опыта, индивидуальных качеств, выработку ценностных ориентаций, позволяющих ориентироваться в разнообразных жизненных ситуациях и добиваться позитивной самореализации. Определения социального воспитания отражают различные аспекты социальной сущности человека – социальное формирование, становление, социальное функционирование и взаимодействие и пр.

Вышеназванные методологические позиции обусловили комплекс методов:

- теоретический анализ специальной литературы, обобщение опыта, систематизация и классификация, наблюдение, анализ продуктов деятельности,

- анкетирование, тестирование, беседы, интервьюирование;

- оценка эффективности системы средств, форм, приемов формирования у школьников социального опыта, анализ результатов опытной работы.

Достоверность результатов деятельности в ходе реализации проекта обеспечивается непротиворечивостью исходных методологических позиций, комплексом методов, адекватных задачам, анализом результатов опытной работы на всех этапах реализации проекта.

Новизна проекта заключается в системном подходе к  проблеме, обозначенной в работе, в отборе и  оптимальном сочетании педагогических технологий. Инновационность достигается использованием в практике работы педагогических «находок» (модель деятельности ученического самоуправления «Школа роста и становления» и детского общественного объединения «Восходящие таланты», опыт по формированию социально-информационной культуры школьников «Прессцентр «Дарование» и др.)

Практическая значимость реализуемого проекта обусловлена возможностью использования его основных идей, положений, результатов в воспитательном процессе общеобразовательных учреждений, в деятельности педагогов-организаторов внеклассной работы. Разработанные программы, локальные акты, сценарии организационно-деятельностных игр и публикации по материалам проекта («Выявление и развитие творческой одарености обучающихся в образовательном пространстве школы в условиях реализации ФГОС», «Воспитательная система: школа роста и становление», программа деятельности пришкольного детского оздоровительного лагеря «Играйгород» и др.) могут найти применение в деятельности педагогов, а также в деятельности образовательных учреждений.

III. Основное содержание проекта

Концептуальную основу проекта составляют следующие положения:

- Оптимизация социального поведения школьника.

- Использование эффективных инновационных технологий (проблемного, деятельностного, развивающего обучения, информационно-коммуникативных технологий), активных и интерактивных форм обучения и воспитания: игровых, проблемных, коммуникативных, их адаптация под конкретную социальную ситуацию развития и уровень подготовленности воспитанников.

- Стимулирование, воспитание у подростка веры в себя.

Стратегиями достижения определенных профессиональным проектом целей и задач являются:

Стратегия системного подхода к формированию ресурсной базы, охват инновационными процессами всех аспектов деятельности педагога-организатора: ресурсообеспеченности, функциональной оптимальности. 

Стратегия использования возможностей открытого образовательного пространства: расширение связи с общественностью, организация постоянных связей с социальными партнерами.

Стратегия непрерывности роста педагогической и специальной компетентностей: курсовая переподготовка, самообразование, участие в инновационной деятельности.

Стратегия практикоориентированного, деятельностного подходов к организации воспитательного процесса, что достигается путем активизации социальной творческой работы обучающихся.

Решению поставленных цели и задач призвана способствовать деятельность, основанная на использовании новых воспитательных средств, способствующих социализации детей, в следующих направлениях:

III.1. Проектная линия «Воспитание творческой деятельностью»

С педагогических позиций творческая активность является высшим уровнем социальной активности. Это мотивированная готовность личности к творческой деятельности, определяемая эффективностью выполнения творческого задания и стремлением к личностному самосовершенствованию в процессе творчества. При этом совершенствуются такие качества, которые открывают в ней созидателя: оригинальность, стремление к внесению новизны, комбинированию идей, мобилизации сил и прошлого опыта, наличие воображения и эмоциональной отзывчивости, творческая инициатива.

Структура технологии развития творческого потенциала личности:

Предварительная диагностика уровня творческого развития;

Мотивация (представляет собой одно из ведущих направлений работы);

Организация творческой деятельности.

Контроль качества выполнения творческой деятельности.

Выявление соответствия полученных результатов запланированным.

Цель деятельности в рамках проектной линии:  стимулирование и инициация собственного творчества школьников, предоставление им для этого многообразных форм и возможностей, расширение внутреннего партнерства.

Задачи:

Реализация технологий воспитывающей и развивающей деятельности;

создание отношений партнерства и сотрудничества в ходе подготовки и проведения мероприятий; поддержка творчески активных учащихся.

Прогнозируемые результаты:

 - создание образовательной и воспитательной среды, способствующей формированию инициативной, социально-ответственной личности;

- развитие познавательной активности, творческих возможностей учащихся; организаторских и коммуникативных умений.

Необходимое условие решения задачи - отход от мероприятийного подхода к воспитанию, от практики проведения «добровольно-принудительных» мероприятий, которые планируются и реализуются педагогами для детей. С воспитательной точки зрения действительно очень полезна «творческая деятельность» как деятельность самостоятельная, в которую входит постановка цели (кто делать будет, тот и цель ставит), самостоятельные планирование и действия, направленные к достижению цели, и ответственность за результат. Любая деятельность может быть творческой, если строится подобным образом. 

Все воспитательные мероприятия строятся по технологии «крупных доз», не носят разовый характер, охватывают весь коллектив воспитанников, территорию школы и продолжительные временные рамки. Подготовительный этап мероприятия – место и время самопознания, самовоспитания, самоопределения. Само мероприятие – место личностных ощущений, эмоций, переживаний, радости и удовлетворения.

Содержание и формы работы - организация фестивалей и конкурсов творческой направленности:

- фестиваль «Мы славим тех, кто гордо носит званье учитель, воспитатель…»,

- посвящение в старшеклассники,

- конкурс театральных миниатюр «Новогодний фейерверк»,

- новогодний мюзикл для младших школьников,

- литературно-музыкальные композиции ко Дню защитника Отечества

- фестиваль моды «Дыхание весны»,

- фестиваль инсценированной патриотической песни «Я помню! Я горжусь!».

   Оценка результативности работы:

 Критерии

Показатели

Инструментарий

Уровень мотивации школьников

Вовлеченность в подготовку и проведение мероприятий. Усиление социальных мотивов и познавательного интереса

Обратная связь с участниками мероприятий. Диагностика мотивационной сферы.

Наличие ценностных ориентиров

Атмосфера в классе и школе.

Повышение культуры межличностных отношений. 

Наблюдение учителей за межличностными отношениями. Анкетирование 

Развитие творчес-кого потенциала

Охват детей, участвующих в творческих конкурсах, мероприятиях.

Статистический анализ результатов мероприятий.

III.2.Проектная линия «Расширение социальной практики»

Цель: создание условий для получения социального опыта, навыка социальной компетентности, умственного и нравственного воспитания. 

Задачи: побудить подростков к активным гражданским действиям; способствовать формированию у воспитанников уникальных актов действия, таких как «ответственность», «решение», «выбор», «понимание».

Прогнозируемые результаты: организации социальной волонтерской деятельности, разработка и реализация социальных проектов.

Условия решения задачи - умелое использование мотивации, побуждающей учащихся к социальному творчеству: 

▪ непосредственно-побуждающие мотивы (связаны с желанием взять на себя решение проблемы – «если не я, то кто?»);

▪ перспективно-побуждающие (связаны с занятием лидерских позиций – «на что я гожусь, чем ценен для людей?»);

▪ моральные (связаны с пониманием творческой деятельности как нравственного долга – «спеши делать добро»);

▪ мотивы общения (связаны с потребностью творить среди других – «возьмемся за руки,  друзья»);

▪ творческие мотивы (связаны с потребностью придумывать, создавать – «есть жажда творчества, уменье созидать...»).

При оценке результата используется «портфолио лидера».

Содержание и формы работы. Объектами социальной практики выступают следующие формы общественно значимой деятельности: участие в волонтерских движениях, практическая работа в общественных объединениях, участие в работе групп, занимающихся социальным проектированием.

А) организационно-деятельностные игры, акции направленные на информирование школьников о возможностях организации своей жизни в обществе (труд, карьера, толерантность, права человека, служение Отечеству, активная жизненная и гражданская позиция, ответственность и т.д.).

Акция «Мой край – моя гордость» 

Это ряд событий, объединенных темой пропаганды привлекательности своего региона среди сверстников и совместной деятельностью детей и взрослых, направленных на участие в решении социальных проблем региона. Задания Акции пробуждают интерес к социально-значимой работе, развивают инициативу, способствуют формированию у подростков активной социальной позиции. Акция проходит в течении года и охватывает учащихся 7 - 10 классов.

Идея акции - человек начинает ценить и уважать малую Родину, когда знает ее культуру, понимает ее место и значимость в мире, знаком с достижениями жителей региона, задумывается над решением его проблем.

Содержание акции. Акция начинается с ее презентации, вручения пояснительных листовок и состоит из четырех ярких нестандартных событий.

Дело №1. Персональный письменный опрос

Вопросник состоит из 12 вопросов, включающих информацию о городах и районах республики, памятниках архитектуры и природы, национальных праздниках и людях, которые прославили регион. Школьники должны поискать информацию, чтобы ответить на вопрос «Чем знаменита наша республика?».

 Дело №2. КТД «Послание инопланетянам  или рисуем «гордость»

Участники готовят информацию о родном крае для послания в космос братьям по разуму. Задача - рассказать о нашей республике как можно интереснее, показать все своеобразие региона и ее граждан. Рассказ должен быть  интересным и продемонстрировать предметы гордости своей республики.

Дело №3. Операция  «Говорим по-марийски»

В разных местах школы развешиваем листовки с обозначением названий предметов, часто употребляемых выражений на марийском и русском языке. Девиз дела: «Я учусь говорить по-марийски, потому что понимаю и осознаю, что это огромное богатство республики, сохраненное для меня веками и предками, и за которое я  отвечаю перед будущим». 

Дело №4.  Деловая игра «Депутатские будни»

Участник становится депутатом одного из районов республики. Он получает «письмо от избирателей» с проблемными для жителей ситуациями, на которые надо найти решение. Оценивают работу депутата зрители, они же «жители региона», готовившие проблемные вопросы.

Акция носит соревновательный характер. Каждый участник стремится набрать большее количество баллов, чтобы пройти в следующий этап. Результативность оценивается по количественным и качественным показателям, отклику педагогов, родителей. Проверка результатов  осуществляется через проведение итогового тест-опроса участников.

Акция «Учусь управлять государством»

В ходе акции ребята осваивают социально-ориентированные умения, получают возможность проявить свои лидерские способности. Содержание дел акции создает мотивацию на принятие активной социальной роли.

На подготовительном этапе ребята знакомятся с идеей акции, возможностями участия в ней каждого. Основное событие первого этапа – проверка знаний по теме «Что я знаю о своем государстве?». Задания  включают информацию о системе государственного управления России, об основных законах страны, о правах и обязанностях граждан и т.п. Победители  этапа принимают участие в отборочных творческих делах второго этапа: «ДОМ ДЛЯ ДУМ», «ПАРТИЙНЫЕ ВЫБОРЫ», «ДЕБАТЫ».

Показавшие лучшие результаты участвуют в творческой игре «Банк будущих президентов» - примеряют на себя роли «созидателя», «исследователя», «защитника интересов», «эффективного сотрудника». Финал акции – знаковое, поощрительное событие: ребята получат возможность стать участниками диалога с представителями органов власти, средств массовой информации, лидерами общественных организаций и объединений.

Данные акции явились необходимым средством освоении технологий формирования и развития социальной активности подростков, помогли разглядеть социально одаренных детей, - проявивших высокую увлеченность выполняемой задачей и высокий уровень креативности.

б) Волонтерская практика

 Реализация технологии социального воспитания учащихся - социального проектирования позволила создать условия для социальных проб личности, социально-значимой деятельности. Добровольческая деятельность как форма социального служения направлена на бескорыстное оказание социально значимых услуг, способствует личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность (добровольцев).

По инициативе ребят, победителей всероссийских конкурсов «Узнай Россию» и «Лидер 21 века», принявших участие в «Ассамблее детства» в ВДЦ «Орленок» в школе был создан добровольческий отряд «Орлята». Его деятельность направлена на популяризацию добровольческого труда среди молодежи, участие в добровольческой деятельности и стимулирования развития молодежных добровольческих инициатив.

Юные волонтеры являются победителями республиканского конкурса молодежных проектов по волонтерской деятельности «Технологии добра» (социальный проект «Заботливое сердце» (ПР.4) по оказанию помощи Дому для одиноких престарелых), Всероссийского конкурса «Провинциальная жизнь. Твой личный вклад», финалистами Всероссийской акции «Я гражданин России» (ПРИЛ.5) социальный проект «Чтобы помнили» по созданию календаря посвященного педагогам – труженикам тыла). В числе разработанных проектов: проект «Аллея истории» по благоустройству городского бульвара; «Смотровая площадка «Пугачева гора» по созданию туристского маршрута в исторической части города и др.

В) Совершенствование системы школьного самоуправления

Опыт самоуправления последних лет в школе-интернате показал, что идея школьного самоуправления порой не срабатывает, где-то даёт сбой, не выполняет тех функций, которые на неё возложены. На мой взгляд, проблемы заключаются в следующем: иногда педагоги оказываются не готовыми к сотрудничеству с учащимися, отсюда фиктивная деятельность, не вызывающая интереса у школьников. К организации самоуправления оказались не готовы и учащиеся, которые не спешили брать определённую ответственность.

Условия решения задачи. Самоуправление будет актуальным и важным, если школьная жизнь построена так, что замирание деятельности любого его органа сейчас же отражается на работе учреждения и ощущается коллективом как недостаток. Важно, чтобы каждое его решение было выполнено.

Содержание заключается в реализации механизма моделирования процесса развития ученического самоуправления. Мы произвели изменения в структуре и функционале школьного самоуправления.

Старая модель самоуправления

Новая модель самоуправления заключается в том, что кроме Совета лидеров, состоящего из младшего (1-4 кл.) и старшего (5-11 кл.) советов, действуют ещё три Совета (а не восемь, как раньше): Совет творческих сил «СТС» (младший и старший), Совет юнкоров «Прессцентр» (младший и старший), Совет Чистоты и Здоровья «ЧИЗ» (младший и старший). За каждым Советом закреплен день и час заседания, каждый орган теряет свое лицо, если собрания проходят не регулярно, никто не может отменить заседания. Лидер  класса отчитывается за деятельность по полученным оценкам от каждого Совета: каждый коллектив должен искоренить как можно больше пороков, занять как можно больше первых мест, а соревноваться дети всегда любят.

Практические результаты: 

реальная включенность учащихся в осмысление своего социокультурного окружения, его преобразование;

более высокая творческая атмосфера в детском и учительском  коллективах.

Г) Школьная детская газета - школа социальной активности

С целью создания условий для формирования социально-информационной культуры подрастающего поколения, поддержки юных талантов, стимулирования их стремления к профессиональному росту педагогом-орагинзатором в 2010 году был создан «Пресс-центр «Дарование» - творческое объединение учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в области журналистики, приобретать навыки и умения работы с информацией под руководством взрослых. Содержание программы дополнительного образования детей по подготовке юных журналистов «Проба пера» реализуется через профильную журналистскую деятельность; выпуск газеты «Дарование».

Разработана концепция школьной газеты «Дарование». Тираж: 50 экз. Периодичность: 1 раз в месяц. Целевая аудитория: дети и взрослые (родители, учителя, администрация). Слоган: Жить интересно, познавать неизведанное!

Цели издания: - информирование читателей о событиях, происходящих в школе или имеющих к ней отношение; о деятельности ДОО и ученического самоуправления; предоставление места для творческих работ учеников. Газета дает возможность высказаться всем желающим по самым разным проблемам. Помимо «голой» информации мы стараемся побуждать читателей к активным действиям по улучшению жизни в школе. Представляем материалы в различных жанрах: информационный, аналитический, художественно-публицистический. Своей сильной стороной мы считаем то, что газета - продукт усилий детей и взрослых.

Условием решения задачи развития социального опыта учащихся является максимальное использование школьных СМИ: радио, газеты, стенгазет в формировании социальной активности.

Организационная деятельность школьных СМИ:

Школьные СМИ

Социальные пробы

Социальные роли

Социальная практика

Школьное радио

Подготовка радиопередач,

музыкальное оформление,

Обозреватели, радиоведущие, музыкальные редакторы,

Радио-

передачи

Школьная газета

Интервью, спецопрос, беседа.

Редактирование, верстка, дизайн

Корреспонденты, оформители, издатели, распространители.

Выпуск газеты

Школьный сайт

Фотосъемка, написание статей, верстка,  контроль пополнения.

Фотографы, дизайнеры, модератор сайта, редактор

Сайт

 

Прогнозируемый результат: у воспитанников сформированы учебно-управленческие, учебно-информационные  умения; умения взаимодействовать.

Критерии эффективности работы:

 

 

Критерии

Показатели

Методики

Оценка процесса

Вовлеченность учащихся в деятельность школьных СМИ

Количество вовлеченных учащихся

Статистические данные

Качество публикаций, оформление, актуальное содержание

Удовлетворенность  аудитории

Анкетирование,

Опрос

Популярность средств СМИ

Увеличение тиража

Экспресс-опросы

Оценка результата

Уровень обученности участников

Успеваемость

Качество обучения

Отчеты учителей,

самооценка

Коммуникативная компетентность

Количество учащихся с доминантой компетентных коммуникативных реакций

Тест-опросник коммуникативных умений Гильбуха

Д) Детское движение – репетиция взрослой жизни

Школа-интернат как государственное образовательное учреждение и детское общественное объединение «Восходящие таланты» строят отношения как равные партнеры на договорной основе согласно закону «О поддержке детских, молодежных общественных объединений», принимая каждый добровольно на себя конкретные обязанности. Как показывает наш опыт, взаимодействие на базе разработанных социально ориентированных программ («Игра — дело серьезное», «Орден милосердия», «Школа социального успеха» и др.) успешно используются в обновлении воспитательной системы, позволяет вывести ее за стены школы, сделать социально значимой, результативной.

Важные составляющие системы управления детским движением:

Оптимизация взаимодействия ДОО (из опыта работы)

Название  учреждения

Содержание деятельности по взаимодействию

Ресурсы

Учреждения дополнительного образования

МОУ ДОД «Дом детского творчества»

Взаимодействие с ДОО школ города

Материально-техническая база, кадровые ресурсы

МОУ ДОД «Станция юных техников»

Участие в творческих конкурсах

Кадровые ресурсы для организации конкурсных программ

Предприятия и учреждения

МУП «Водоканал»

Организация экскурсий на предприятия с целью профориентации

Кадровые и материально-технические для организации профориентационной работы

ОАО «Копир»

ОГИБДД г.Козьмодемьянска

Организация профилактики ДДТТ. Деятельность отряда ЮИД «Автомиг».

Кадровые и материально-технические ресурсы

Некоммерческие учреждения и общественные объединения

СДПО «Созвездие»

Организация деятельности по программам: «Земля предков», «Игра – дело серьезное», «Спорт и здоровье», «Древо жизни»

Материально-техническая база, кадровые ресурсы

СДПО РМЭ «Эр вий-Юная сила»

МАУ "Редакция газеты "Ведомости Козьмы и Дамиана"

Организация деятельности по программе «Свой голос»

Консультационная помощь

МУ  "Козьмодемьян-ский культурно-исторический музейный комплекс"

Организация культурно-массовых мероприятий и экскурсий, разработка проекта туристского маршрута «Смотровая площадка «Пугачева гора»

Материально-техническая база, кадровые ресурсы

МУ «СКЦ «Акпарс»

Участие в творческих конкурсах

Дипломы, призы

Центральная

районная библиотека

Организация культурно-массовых мероприятий, тематических чтений, ученических конференций

Материально-техническая база, кадровые ресурсы

Органы местного самоуправления

Отдел экологии администрации г.Козьмодемьянск

Организация деятельности по программе «Зеленый мир»: акции «Это в наших силах» (сбор макулатуры), «Домик для пернатого друга» (изготовление скворечников), «Птичья столовая» (кормушки), конкурс «Старой вещи – вторую жизнь», разработка экологического проекта «Аллея истории»

Дипломы, призы

Отдел молодежи администрации г.Козьмодемьянск

Организация волонтерского движения: акций «Чистый город», акции по оказанию помощи одиноким престарелым людям

2. Организационная культура

Атрибутика: ДОО имеет свой гимн, эмблему, флаг и галстук «Эр вий».

система традиций и ритуалов:

- конкурс «Лидер года» проводится ежегодно с целью выявления и поощрения грамотно и творчески работающих лидеров

- Посвящение в члены ДОО - проводится в день рождения объединения и является финалом игры–путешествия «В страну «Восходящих талантов» (ПР.7)

- Благотворительные акции: «Твоя игрушка в детский дом(ко Дню защиты детей), «Рождественское чудо» (концертные выступления в реабилитационном центре, больнице); «Открытка ветерану» и др.

- Конкурс «Сильному роду нет переводу!»: соревнования семей, презентация семейных архивов.

- Экологические акции «Чистый берег», «Птичья столовая».

- Фестиваль «Мы будущее Козьмодемьянска»: творческий отчёт ДОО.

3.Система стимулирования: создание банка данных о награждениях и поощрениях лидеров, участников ДОО.

4. Целенаправленное управление планированием деятельности:  экспертиза перспективных планов, мониторинг результатов деятельности ДОО.

Модель детского общественного объединения «Восходящие таланты»

                                                

III.3. Проектная линия «Интеллектуальное творчество»

Цель программы интеллектуально-творческого развития – внедрение в учебно-воспитательный процесс видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся.

Педагогические условия: 

– создание школьного научного общества;

– ведение теоретической подготовки учащихся на уровне, позволяющем выполнять исследовательскую работу.

Автор проекта является инициатором и организатором создания в школе-интернате научного общества учащихся «Исследователь» - творческого объединения детей, стремящихся совершенствовать свои знания, развивать интеллект, приобретать навыки и умения исследовательской деятельности.

Направление деятельности НОУ:

Организационная: подготовка материалов школьной научно-практической конференции, участие в городских, республиканских конференциях, организация выставки детского научного творчества.

Обучающая: работа лектория «Исследовательская культура школьника», разработка методических рекомендаций, консультации.

Исследовательская: выполнение научно-исследовательских работ.

Аналитическая: отслеживание степени вовлеченности педагогов и учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.

К традиционной и наиболее удачной форме работы можно отнести научно-практическую конференцию «Шаг в науку», направленную на поиск и поддержку талантливых юных исследователей, развитие у обучающихся навыков организации научно-исследовательской деятельности. С 2012 года конференция получает республиканский статус.

Для осуществления поддержки и поощрения родителей на уровне школы в 2013 году планируется проведение праздника «Мы славим тех, кто нас прославил» (не только дети, которые являются Честью и Славой школы, но и их родители). А также работа секции «Родительские университеты» в рамках школьной НПК, где родители поделятся опытом своей работы с детьми.

В перспективе планируются изменения в информационной среде: 

- разработка цикла родительских собраний «Мой ребенок – восьмое чудо света»

- создание в рамках электронного дневника специальных групп «Учись учиться» и «Юные исследователи» (специальные задания и тренажеры для развития учебных навыков).

III.4. Проектная линия «ДОЛ – социально значимая воспитательная среда»

Важную миссию приобщения к социокультурным ценностям выполняет летний оздоровительный лагерь – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Максимально полезный результат в деятельности лагеря позволяет получить педагогическая программа. Разработка программы деятельности пришкольного лагеря «Играйгород» была продиктована необходимостью модернизации старых форм работы и введением новых. (ПРИЛОЖЕНИЕ 9)

Цель программы – создание социально-значимой, воспитательной среды, способствующей полноценному отдыху, оздоровлению, развитию творческих способностей детей через включение их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность. 

Программа работы с детьми включает следующие блоки: коммуникативный, познавательно-досуговый, блок кружковых мероприятий, спортивно-оздоровительный, диагностический, блок трудовой деятельности. В основе механизма реализации программы - сюжетно–ролевая игра как ведущий тип деятельности, как универсальное педагогическое средство. Ведущей технологией по программе «Играй-город» является игровая технология. Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие).

С первых дней пребывания в лагере ребенок вводится в игру, модель которой поддерживается педагогическим коллективом на протяжении всей смены. Дети погружаются в легенду о том, что территория лагеря – это Играйгород, в котором все жители играют. Основными жителями, встречающими гостей в этом городе, являются Королева Игр и члены ее семьи. Все ребята теперь – гости Королевской семьи и являются делегациями из других городов Страны Детства (количество делегаций равно количеству отрядов). Каждый отряд имеет тематическое название, девиз и законы своего отряда помимо законов, действующих в городе.

Жизнедеятельность осуществляется через органы самоуправления:  Городской Совет, СТС - Совет Творческих Сил, Оформительский Совет, ЧИЗ - Совет Чистоты и Здоровья. Вместе с жителями ОСУ разрабатывают законы жителей города, Игровой Кодекс, Календарь города. Город имеет свой герб (эмблема) и гимн. Дети расселяются в апартаментах (комнатах, корпусах), которые находятся на той или иной улице города (улица Фантазии, проспект Мастеров, площадь Встреч и т.п.). В основе организации деятельности жителей города лежит тематические дни - ряд мероприятий, объединенных одной идеей. Традиционные  тематические дни: День Семьи, День Смеха, День Добра, День Труда, День Спорта. Итогом всей смены является Фестиваль дружбы народов,

Реализация программы содействует улучшению эмоционально-чувственного состояния; формированию умения жить в коллективе, совершенствованию индивидуальных способностей; разработке новых эффективных технологий по работе с детской инициативой.

IV.План реализации проекта

В ходе первого этапа будут созданы условия для реализации программы.

Научно-методические: 

1. Разработан пакет вспомогательных подпрограмм, рекомендаций.

2. Проведены диагностика воспитанности, уровня социальности учащихся.

3. Подготовлены материалы для организации взаимодействия семьи и школы в развитии социального творчества учащихся.

Кадровые условия

1. Организован цикл занятий обучающего характера для педколлектива школы по вопросам развития социального творчества учащихся.

2. Введен функционал «координатора программы».

Организационные условия

1. Разработана циклограмма основных мероприятий по реализации программы.

2. Созданы новые организационные структуры (постоянная редакция школьной газеты, советы классов, совет НОУ и пр.).

3. Расширена сеть объединений, позволяющих возможно большему числу учащихся проявить себя в различных видах социально-значимой деятельности.

Мотивационные условия

1. Разработана система морального и материального поощрения за высокие результаты в реализации программы.

2. Разработано положение о конкурсе «Класс года», «Воспитатель года»

Материально-технические условия 

1. Дооборудовано помещение Совета лидеров, кабинета педагога-организатора

3. Организовано материально-техническое обеспечение реализации проектов.

 

В ходе второго этапа будет:

- создана система разноплановых творческих дел, в которых может проявить себя возможно большее число учащихся;

- обеспечено включение коллектива школы (учащиеся и учителя) в процесс планирования школьной жизни, обсуждения и решения важнейших школьных проблем через организационно-деятельностные и деловые игры;

- организовано включение классов и объединений в процесс самостоятельного социального творчества с помощью метода проектов.

       

В ходе третьего этапа будут завершены процессы:

- Расширение сферы проектной деятельности, выход за пределы локального школьного пространства, увеличение числа долговременных и совместных социальных проектов классов;

- активное функционирование сети познавательных и творческих объединений школы, имеющих устойчиво сформированный коллектив;

- создана система воспитательной работы, позволяющая обеспечить саморазвитие личности через применение технологии социального творчества.

- анализ опытной работы, обобщение ее результатов, выработка выводов и методически рекомендаций по исследуемой проблеме.

V.Ожидаемые результаты и социальный эффект

Воспитательные результаты социально-творческой деятельности школьников распределяются по трем уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения, рисках и угрозах их нарушения; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах организации взаимодействия людей и общностей.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к Отечеству, другим людям; стремления к коллективной творческой деятельности.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации деятельности в социальном пространстве; опыта организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других людей.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном и других аспектах.

Содержание критериев и показателей эффективности следующее:

Для учащихся - уровень достижения системы базовых ценностей общества.

Для школы в целом:

а) проектирование новых результатов деятельности школы;

б) обеспечение единства учебной, внеучебной деятельности и дополнительного образования как условия достижения целей;

в) оптимизация внутренних маркетинговых и внешних социокультурных целей школы для воспитания нового человека.

Критерии

Показатели

Сформированность познавательного потенциала личности учащегося

Познавательная активность

Сформированность нравственного потенциала личности учащегося

Нравственная направленность личности

Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося

Сформированность коммуникативной культуры

Сформированность школьного коллектива

Развитость самоуправления.

Удовлетворенность учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школе

Комфортность ребенка в школе

Возможные потери, возникающие при построении системы социализации личности

1. Трудности освоения новых способов деятельности в связи со сложившимися стереотипами могут привести к затягиванию процесса построения системы социализации.

2. Недостаточный уровень мотивации педагогов к воспитательной деятельности может повлечь за собой разрыв между обучением и воспитанием.

3. Рост негативного воздействия социальной среды может затруднить процесс формирования у учащихся качеств и черт идеального выпускника.

4. Недостаточная включенность учащихся в различные виды активной деятельности будет сдерживать процесс их становления как субъектов собственной жизни.

VII. Перспективы развития проекта

Перспективой дальнейшего развития проекта является возможность развития его содержания в направлении перехода от стратегии неадаптивной социализации - включение в разные формы социального взаимодействия и совершенствования социума и культурной среды - к модели творческой транссоциализации, которая предполагает становление подростка как автора новых форм социальности внутри старого социума.

Список литературы

Андреева Г.М. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1997. - №4. - С.31.

Губанова М.И.Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников. - Педагогика, 2002, №9, с.32

Карпов А.Школа как институт передачи социального опыта.-Народное образование,2004, №2, с.47-53

Кононенко Г. Проектная деятельность как способ социализации школьников.- Воспитательная работа в школе, 2007, №3, с.50-58

Леонтьев Д.А. Ключевые проблемы психологии мотивации. - М.: Смысл

Леонтьев А. Н. Биологическое и социальное в психике человека // Вопросы психологии, 1960, № 6, с. 23—38.

Макаров М. Микроклимат школы и его влияние на социализацию подростков.-Воспитание школьников,2006,№2,с.68

Никандров Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности.-Педагогика,2007,№1,с.3

Пахомов В.Н. Проект "гражданин" - способ социализации подростков // Народное образование. - 2000. - №7. - С.163.

Поташник М.М. Как подготовить проект на получение грантов. 192 стр., 2005 г.

Прутченко А.Социальное проектирование в воспитательной работе школы.- Воспитание школьников,2002,№3,с.34

 Реан А.А. Социализация личности // Хрестоматия: Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000.

Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/Авт.– сост. Л. В. Мардакаев. М.: Изд. центр «Академия», 2002.

Шинина Т.В. Психолого-педагогическая культура родителей как фактор психического развития и социализации детей // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб. статей.- М.: Прометей, 2003. -С.758-759.

Ярулов А.А. Формирование культуры социальной компетентности школьников.-Школьные технологии, 2005,№2,с.97

Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. - 1998. - №6. - С.54-58.

Цель - познавать и улучшать окружающий мир, быть достойным своего Отечества, развивать свои способности и сохранять традиции своего народа

саморазвитие

общение

Чувственная сфера

Эмоционально-волевая сфера

СВЯЗИ

НОРМЫ

ЖИЗНИ

мышление

деятельность

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

ПРОГРАММЫ

СБОРЫ

Справедливый результат

Огромные возможности

Светлые желания

О

Р

Л

Я

Т

А

Забота

Издание информационных материалов

Проведение массовых мероприятий

«ОРЛЯТА»

Куратор - руководитель детского движения

Координатор - Лидер школы

Профилактические

занятия

Социологические

исследования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Туристско-краеведческая деятельность – педагогический ресурс развития личности подростка в воспитательной системе школы

В своей внеурочной деятельности использую такие формы изучения родного края как экскурсии.Об этом делюсь опытом в своей статье....

ПРОЕКТ «Формирование и развитие социально- успешной личности в условиях современной школы».

                                                 «Настоящее искусств...

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ V ВИДА

Главная задача школы для детей с ОВЗ заключается в успешной социализации и трудовой реабилитации выпускников....

Роль инфокоммуникационных технологий в развитии личности учащихся сельской поликультурной школы

Усилия  образовательного сообщества должны быть направлены на раскрытие природных дарований каждого школьника, создания оптимальных условий для самореализации их личностного потенциала и развития...

Сценарий педагогического совета «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

Сценарий педагогического совета  «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕРАЗЛИЧНЫХ ФОРМ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»...