Главные вкладки
Развитие личности через формирование общекультурных компетенций
статья по физкультуре на тему
Сегодня основная цель системы образования страны - воспитание творческой и свободной личности, способной выразить себя и воплотить в жизнь свои стремления.
Начало ХХI века – это качественный скачок в развитии новых технологий и резко возросшая потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Наша задача помочь каждому школьнику стать полноценной личностью, уметь оценивать свои возможности, и быть полезным для общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_lichnosti_cherez_formirovanie_obshchekulturnykh_kompetentsiy.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Соболев Денис Владимирович, учитель физической культуры,
МОУ «Невонская средняя общеобразовательная школа №1»
имени Родькина Н.Д
Усть-Илимский район, п. Невон
Сегодня основная цель системы образования страны - воспитание творческой и свободной личности, способной выразить себя и воплотить в жизнь свои стремления.
Начало ХХI века – это качественный скачок в развитии новых технологий и резко возросшая потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Наша задача помочь каждому школьнику стать полноценной личностью, уметь оценивать свои возможности, и быть полезным для общества.
Модернизация образования на всех этапах требует нового подхода и к преподаванию физической культуры. Основной целью физического воспитания подрастающего поколения является обеспечение гармоничного развития личности.
Особое место здесь занимает укрепление здоровья школьников.
Урок физической культуры должен выполнять свое прямое и главное назначение – способствовать укреплению здоровья, всестороннему развитию личности, обучению основам гигиенических знаний. [2]
Развитие личности включает в себя развитие разных ее сторон. Это и физическое, и интеллектуальное, и нравственное, и экологическое, и эстетическое развитие.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа формирования личности. В соответствии с этим изменилась цель физической культуры как учебного предмета: всем учащимся по возможности развивать и реализовывать свой физический, психический, душевный и общественный потенциал, формировать и укреплять навыки физического самовоспитания.
В процессе развития личности изменяются ее потребности и интересы, цели и установки, стимулы и мотивы, навыки и привычки, знания и умения, желания и стремления, социальные и нравственные качества, изменяются сфера и условия е жизнедеятельности. В той или иной мере преобразуется ее сознание и самосознание.
Развитие происходит в совместной деятельности ребенка и взрослого, развитие может быть следствием учебы или тренировки, развитие может быть результатом разрешения внутренних противоречий. Развитие личности невозможно без формирования нравственных ценностей. [4]
Формирование нравственных ценностей, способствующих развитию познавательной и творческой активности, осуществляется в соответствии с возрастными особенностями, на основе принципа активности самих учащихся и включает в себя три ступени.
На первой ступени (начальное образование) развитие познавательной и творческой активности организуется посредством создания условий для последовательного освоения ребёнком базовых социокультурных ценностей, для позитивной социализации, культурной идентификации и самореализации. Закладываются основные моральные ценности, начинается формирование личности, осознающей себя частью социума, развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество. Решение одной из главных задач начального образования - формировать комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности, развить творческий потенциал младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь социума.
Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать умения и навыки, необходимые
для будущей самостоятельной жизни в обществе. На данном этапе решаются задачи – формировать устойчивый познавательный интерес и интеллектуальные умения, совершенствовать навыки научного труда, проектирования, творческой деятельности. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями элементарных моральных и правовых норм.
На третьей ступени (средняя школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, об общечеловеческих ценностях, формируются образовательные потребности, умение ставить творческую цель. Происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяется гражданская позиция человека, его
социальная ориентация, выбор жизненного и профессионального пути. Задача этого этапа
состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали
готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность. [7]
Формирование нравственных ценностей происходит в совместной деятельности школьника и взрослого. Воспитать личность может только тот педагог, который сам является личностью. Пример учителя физической культуры, обладающего высокой педагогической культурой, работающего над совершенствованием через самовоспитание собственной личности, является важным средством воспитания учащихся в условиях личностно-ориентированного образования. Важнейшим признаком профессионализма учителя является его способность, используя те или иные формы, приемы обучения и воспитания учащихся, выражать к каждому из них свое личное отношение. Движение в этом направлении сделает физическую культуру средством непрерывного совершенствования личности, как ребенка, так и учителя. В современном обществе необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных
форм в работе с детьми. Старая латинская поговорка гласит: “Пока мы учим – мы учимся”. Учитель следит за развитием исторической науки, учится преподавать свой предмет. В опыте работы других учителей, в методической литературе он находит интересные предметы объяснения трудного материала, своеобразное построение урока.
Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием новых педагогических технологий, позволяющих значительно повысить, эффективность обучения и развития.
Воспитание культуры здоровья - важной и неотъемлемой составной части общей культуры человека - в большей степени относится к компетенции учителя физической культуры. Это включает в себя формирование установки на ведение здорового образа жизни, отказа от вредных привычек, овладение навыками психологической гармонизации
своего душевного состояния, разумное, без фанатизма, отношение к укреплению здоровья
и многие другие жизненно важные умения и навыки. Физическая культура становится радикальным средством обеспечения жизнедеятельности. Поэтому всё большее значение приобретают научные знания, современные системы и технологи.
У учителей физкультуры есть возможность наблюдать школьников в деятельности, приближенной к реальной жизни. Преодоление трудностей, командное общение, выражение своих чувств и эмоций в ситуациях успеха и неудач - всё это проявляется на уроках физической культуры. Выход за пределы класса, из статичного положения за партой, сам по себе раскрепощает ученика не только физически, но и психологически, делает его поведение более естественным.
Для того чтобы уроки физической культуры в полной мере развивали личность ученика, надо использовать технологии личностно-ориентированного обучения, технологии сотрудничества и здоровьесберегающие технологии.
Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности по праву считаются:
-реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью;
- повышение уровня образованности в области физической культуры,
- формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных
занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни;
- развитие и саморазвитие личности ребёнка через интегрированное и проектное
обучение основам здорового образа жизни. [5]
Но самое главное, на уроке физической культуры – двигательная активность. Ведь ни для кого не секрет, что школьник умеющий подтянуться на турнике вызывает не меньшее, а порой, и большее восхищение одноклассников, чем тот, кто безошибочно может решить пример. Вот и надо давать возможность каждому проявить себя там, где это возможно. Ведь наша жизнь состоит из очень разных аспектов. Лично я, проработав 21 год в школе учителем физической культуры, могу уверенно, сказать школьник физически не развитый становится замкнутым, не общительным.
Но есть и «обратная сторона медали». Проходящая в нашей стране модернизация структуры и содержания образования во многом вызвана значительным ухудшением здо- ровья учащихся. В школах, лицеях и гимназиях всё больше появляется учеников с ослабленным здоровьем, относимых к подготовительной и специальной медицинским группам. В некоторых учебных заведениях число таких учащихся составляет 20 - 30 %.[3]
В особо неблагоприятном положении оказываются дети и подростки, которые перенесли какое-либо заболевание или имеют слабые физическое развитие и физическую подготовленность. Они надолго оказываются лишенными активных занятий физическим
воспитанием. Согласитесь трудно стать полноценной личностью, когда три раза в неделю
ты вынужден «просидеть» на скамейке в спортивном зале, иногда испытывая косые взгляды одноклассников. Конечно, хорошо когда есть возможность и с такими ребятами
занимается специалист ЛФК. Но такая возможность есть, увы, далеко не в каждой школе.
Именно с такими ребятами мы нашли интересный выход: не скучные рефераты ради оценок, а составление различных проектов и презентаций. Учащиеся основной группы здоровья также участвуют в этих работах. Между учениками уже начинает развиваться своеобразное соревнование. Лучшие проекты могут участвовать в научно- практических конференциях, выходить на районный и республиканский уровень.
Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс позволяет сделать урок
физкультуры более интересным. В презентации обязательно включаются фотографии известных спортсменов - представителей данного вида спорта, что позволяет в ненавязчивой форме расширять знания учащихся по отдельным разделам программы, а также получать сведения необходимые при подготовке к экзаменам и олимпиаде по физкультуре. Или ещё пример: обязательные инструктажи, проводимые с учащимися перед каждым новым разделом программы, сейчас мы совместно с детьми старших классов, разрабатываем в форме презентаций.
Возможно, что учащиеся с интересом воспримут ту же самую информацию, которая ранее предъявлялась в традиционной устной форме.
По физической культуре можно предложить детям составить небольшие сообщения, иллюстрированные доклады, учебные проекты, учебные презентации,учебные исследования по темам:
· История Олимпийских игр.
· Олимпийские чемпионы
· Олимпиада Сочи-2014.
· Зачем гибкость школьнику?
· Кто самый гибкий среди нас?
· Кому нужна зарядка?
· Сила нужна всем?
· Чем измеряется выносливость?
· Можно ли прыгнуть выше головы?
· Что такое здоровый образ жизни?
· Развитие внимания на уроках физической культуры.
· Влияние занятий физической культурой на организм.
· Лечебная физкультура и её роль.
· Мир футбола «профессия или увлечение?».
· Детский спорт [6]
Такой подход приучает детей работать с литературой, средствами массовой информации и Интернетом. Он развивает у школьников критический подход к источникам информации, творчество, интерес к предмету, показывает значимость теоретических исследований для практической деятельности и является наиболее перспективным для развития личности. Формирующиеся исследовательские уменияспособствуют развитию у школьников таких личностных качеств, как наблюдательность,внимательность, самостоятельность, бережное отношение к природе, развивает коммуникативные навыки. А самое главное, что все ученики развиваются как личность через формирование общекультурных и исследовательских компетенций.
1. Киселев П. А., Киселева С. Б. Настольная книга учителя физической культуры:
(подготовка школьников к олимпиадам всероссийским, региональным,
городским, районным, школьным). Методическое пособие / М.: Глобус, 2008.
2. Муравьев В. А., Назарова Н. Н. Гармония физического развития и здоровья детей
и подростков. Дрофа 2009.
3. Никифоров Ю.Б. Физическое воспитание учащихся с ослабленным
здоровьем. - Москва-2006.Методические рекомендации рекомендовано
Учёным советом Государственного образовательного учреждения
дополнительного профессионального образования .
4. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для
вузов. - М.: Академический проект Фонд «Мир», 2004. - 576 с.
5. Физическая культура в школе. Научно-методический журнал.
6. Шитова В.А. Современные образовательные технологии в практике
учителя/ сборник научных статей-М.: МГОУ-2011.
7. http://www.effecton.ru/775.html. sibiryak.24kras.ru/.../ProgrammyrazvitiyaPTA.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование фольклорных произведений для формирования общекультурных компетенций на уроках литературы и во внеурочное время»
Авторы Сливкина О. К. , Козлова Е.В....
Использование фольклорных произведений для формирования общекультурных компетенций на уроках литературы и во внеурочное время
В статье рассказывается об опыте работы с фольклорными произведениями на уроках литературы и во внеурочное время в среднем звене...
Технологии интеграции предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов как средство формирования общекультурной компетенции учащихся (из опыта работы)
Данная статья обращена широкому кругу читателей...
Инновации в этнокультурном образовании "«Школа –комплекс этнокультурного образования для формирования общекультурных компетенций в этносоциуме»
Эрхирикская средняя общеобразовательная школа функционирует как учебное заведение с этнокультурным бурятским компонентом образования с 1999 года. Статус школы определяется востребованность...
Педагогический проект "Личностно-ориентированный подход в формировании общекультурной компетенции учащихся средствами декоративно-прикладного творчества"
Перед педагогической теорией и практикой ставится проблема формирования личности высокого уровня общекультурной компетенции. Исследование показало, что молодое поколение оторвано от духовных корней от...
А.Н. Андрущенко Развития физических качеств баскетболистов на основе формирования общекультурных компетенций
Данные рекомендации по развитию физических качеств баскетболистов предназначены для школьников 9-11 классов. Материал включает в себя общий раздел: физические качества такие как: быстрота, ловко...
Формирование общекультурной компетенции (из опыта работы: презентация и статья)
Формирование общекультурной компетенции (из опыта работы: презентация и статья)...