Индивидуальное развитие личности ребенка в условиях школы-интерната
статья по теме
Каждый ребенок уникален. Он проходит свой индивидуальный путь развития, и задача взрослых – помочь ему полнее раскрыть его возможности и способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnoe_razvitie_lichnosti_rebenka_v_usloviyah_shkoly-internata.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальное развитие личности ребенка
в условиях школы-интерната
«…подметить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону, найти в нем ту «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребенок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки».
В.А. Сухомлинский
Под индивидуальностью понимается свойство человека, отражающее его способность стать и быть самим собой, обуславливающее достижение им социального успеха, характеризующее его творческое отношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению, представляющее собой неповторимое сочетание и содержание общих, особенных и единичных черт конкретного индивидуума.
Каждый ребенок уникален. Он проходит свой индивидуальный путь развития, и задача взрослых – помочь ему полнее раскрыть его возможности и способности.
Для ребенка школа и все, что с ней связано, является единственным источником его радостей и разочарований, его успехов и неудач. Именно школа и классный руководитель являются определяющим фактором в развитии личности ребенка, ведь большую часть времени ребенок проводит именно в школе. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, у него есть шанс на успех и в жизни.
Основной целью деятельности классного руководителя является забота о развитии каждого ребенка в классном коллективе, помощь в решении возникающих проблем воспитанников, организация разнообразных видов деятельности школьников.
Мы считаем, что все дети талантливы, только талант у каждого свой и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
Поэтому, одна из задач классного руководителя направлена на самораскрытие ребенка как личности.
Начинаем работу с изучения (диагностики) личности ученика, семьи, в которой воспитывается ребенок. Совместно с психологом и социальным педагогом составляем характеристику воспитанника и план воспитательной работы с этим ребенком.
Особую роль в формировании личности в режиме повседневной жизни воспитанника мы отводим семье. Большинство наших учеников воспитываются в малообеспеченных, многодетных, неблагополучных семьях – но для этих детей, особенно учащихся младшего школьного возраста, имеет большое значение заинтересованность родителей их успехами в школе. Таким образом, задача классного руководителя – привлечь, и умело использовать потенциал семьи воспитанников при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами.
Для этого в нашей школе-интернате проходят интересные родительские собрания (с приглашением педагога-психолога, логопеда, социального педагога), праздники («Мы за чаем не скучаем…», «Праздник мам», «Спортивный праздник»), конкурсные программы. Также привлекаем родителей при подготовке праздников, классных часов, при организации городских выступлений, изготовлении костюмов и пр.
Так же, на уровне Волоколамской школы-интерната ежегодно проходят Дни Открытых дверей, на которые традиционно со всеми желающими гостями, приглашаем родителей учеников.
Успешное протекание процесса становления личности и проявление индивидуальности ребенка в школе-интернате происходит при следующих педагогических условиях:
– восприятие классным руководителем и его воспитанником индивидуальности как особо значимой ценности.
– наличие у педагога целостного и адекватного представления о ученике, его достижениях и проблемах, о сугубо типичных и ярко индивидуальных сторонах его личности. (Эти представления классного руководителя о своем воспитаннике формируются в процессе воспитательного взаимодействия с учащимся, во время наблюдения за его поведением, участием в классных и школьных делах, построением отношений с одноклассниками, учителями.)
– предоставление школьнику свободы выбора форм и способов проявления своей активности. (Классный руководитель заботится о том, чтобы ученик нашел себе дело по душе – в соответствии со своими интересами и потребностями, ведь только тогда будет наблюдаться высокая активность и заинтересованность ребенка.)
Творчество можно назвать и источником, и ваятелем индивидуальности. Поэтому мы стремимся создавать в коллективе класса творческую атмосферу, побуждающую классного руководителя и его воспитанника к коллективному и индивидуальному творчеству, проявлению и развитию своих склонностей и способностей.
Мы считаем, что творчество должно стать престижным и привычным для ребенка, так как оно делает его инициативным и активным. Только тогда ребенок может стать самим собой. Поэтому, в группах ребята реализуют свои таланты через рисование, лепку, ручной труд – изготовление поделок (многие работы принимают участие на выставках в школе), турниры, конкурсы, игры.
– оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм воспитательной работы, направленных на формирование общего, особенного и единичного в личности ребенка.
Организуя общешкольные мероприятия и работу кружков, клубов, секций, воспитательная служба увеличивает диапазон возможностей для проявления и развития школьником своих способностей, интересов, увлечений. Наши ребята посещают по выбору и интересам разнообразные секции и кружки: кукольный театр, футбольную секцию, хореографическую студию и многие другие.
Невозможно не отметить участие в школьных и районных мероприятиях, где ребята раскрывают перед зрителями все свои таланты.
Также в Волоколамской школе-интернате классные руководители ведут индивидуально-профилактическую работу по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности. На базе этой работы прошел зональный семинар «День профилактики несовершеннолетних. Работа с детьми «группы риска»».
Таким образом, каждый классный руководитель в воспитательной работе уделяет особое внимание индивидуальному развитию личности каждого ребенка в детском коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль театра в общем становлении личности воспитанника в условиях школы-интерната.
В статье затрагивается проблема творческого общения в процессе создания спектакля, и даются конкретные предложения по формированию этого навыка. Включение ребёнка в систему «человек – обра...
о «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания" Дополнительное образование – важнейшее средство интенсивного развития социальных умений,усвоения социальных ролей и профессиональн
Данная презентация была представлена на районных педчтениях "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания"в качестве иллюстритивного матер...
Статья "Педагогическая поддержка младших подростков в их индивидуальном развитии в условиях школы-интерната 1 вида"
В докладе затронут вопрос: использование педагогической поддержки в работе с детьми, нахождение средств и способов, позволяющих ребенку рпскрыть свой личностный потенциал, как понять проблемы младших ...
Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.
Данная презентация содержит материал по дополнительной деятельности кукольный театр "Шанс". Руководителем которого я являюсь....
Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.
Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната....
Развитие познавательного интереса в условиях школы-интерната на уроках химии
Для увеличения развития познавательного интереса в 9 классе проводилась проектная работа, которая строилась в три этапа: первый этап проходил на уроке во время которого обучающиеся находили природныйг...
Круглый стол на тему: «Основные аспекты развития волонтерского движения в условиях школы - интерната»
Работа посвящена теме: "Основные аспекты развития волонтерского движения в условиях школы - интерната"...