Проектная деятельность в работе педагога-психолога
презентация к уроку
Выступление на районном семинаре школьных психологов по проблеме "Проектная деятельность в работе педагога-психолога". Включает выступление и презентацию, в которой раскрываеются основные задачи, виды и этапы проектной деятельности, также приведены примеры учебных проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_rabote_pedagoga-psihologa.zip | 2.28 МБ |
vystuplenie.docx | 25.83 КБ |
Подписи к слайдам:
Планирование
Подготовка и проведение исследования
Оформление и проверка результатов
Защита результатов
Познавательная
Рефлексивная
Развивающая
Воспитывающая
Исследовательская
Содержание проектной деятельности
Структура проектной деятельности
Функции
Результат
Расширение и углубление знаний;
-знания о структуре проектной и исследовательской деятельности ;
-умение выдвигать и обосновать гипотезы ; выполнять эксперимент;
- умение представлять результаты проектной деятельности и эксперимента;
- умение осуществлять рефлексию своей деятельности;
- проектно-исследовательская компетентность.
. умение планировать деятельность;
- умение формулировать цель;
Проектная компетентность
Проект
«
Кл
а
с
с
ный футбол
»
Автор:
К.
Дмитрий
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Психологический портрет нашего класса»
Авторы: ученики 8 класса
5 место
Представление работы на
школьной научно-практической конференции – 4 место
На родительском собрании
Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки.. Ни моста, ни лодки не было видно… Возникла проблема – надо переправиться, но как… Задумался мудрец…
Что же сделать? Как связать два берега реки?
Творческий проект:
«Мальчики и девочки глазами друг друга»
Проектная группа:
педагог-психолог
Кадникова
С.Ю,
классный руководитель 4
класса
ЦЕЛЬ: оптимизация взаимоотношений между девочками и мальчиками
Проблема: сложные отношения между девочками и мальчиками в классе
Создание галереи «Идеальный портрет» мальчика и девочки, беседа «С какой девочкой (мальчиком) интересно?», оформление м/
м
презентации, показ презентации на родительском собрании + лекция об особенностях
гендерного
воспитания, внеклассное мероприятие «Мальчики + девочки»
Проектная деятельность может быть включена в различные направления деятельности педагога-психолога и является универсальным средством в формировании профессиональной компетентности психолога
НАРАВЛЕННОСТЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
НА РАЗВИТИЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
НА РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ
НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ
НА ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Внешние и внутренние условия
Иллюстрация фактов
Пресс-конференция
Научная конференция
Родительское собрание
семинар
Научный доклад
Путешествие
Ролевая игра
реклама
Игровая программа
Деловая игра
экскурсия
Демонстрация видеофильма
видеоролик
Виды презентаций проектов
2010-2011г
Творческий проект:
Неделя психологии в начальной школе
«Ра
ду
га
эм
о
ци
й»
2 место
Областная Неделя психологии
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Кадникова
С.Ю,
педагог-психолог
Усть-Каменской
СОШ
Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне - и я запомню.
Вовлеки меня - и я научусь.
(Китайская пословица)
Проекты
2009-2010г
Сопровождение проектно-исследовательской работы учащихся
«Биоритмы и школьная успеваемость» –
исследовательская работа ученицы 10 класса
Г. Виктории
Оказывают ли биоритмы влияние на работоспособность и успеваемость школьников
Цель:
изучение влияния биоритмов на успеваемость в школе
Исследовательские работы:
Ш.
Екатерина, ученица 8 класса
«Стратегии поведения учащихся нашего класса в конфликтных ситуациях»
К.
Жанна, ученица 8 класса
«Дружба глазами подростков»
Работы будут представлены на школьной научно-практической конференции
Разработка и проведение классных часов
«Как бороться с конфликтами», «Учимся дружить»
Оформление буклетов-памяток
ЦЕЛЬ
СУБЪЕКТ
ОБЪЕКТ
ПРЕДМЕТ
ПРОДУКТ
СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОДУКТА, ОБЛАДАЮЩЕГО СУБЪЕКТИВНОЙ И ОБЪЕКТИВНОЙ НОВИЗНОЙ, РЕШАЮЩЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ
ОТДЕЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ, ГРУППА ЛЮДЕЙ
СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ПО ОТНОШЕНИЮ К ЧЕМУ БУДУТ ВЫПОЛНЕНЫ ПРЕОБРАЗУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ
ЗАМЫСЕЛ ПРОЕКТА, ИДЕЯ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНКРЕТНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
Проблематизация
Целеполагание
.
Планирование
Реализация
презентация, защита
РЕФЛЕКСИЯ
http://www.tochkapsy.ru/index.php
http://nsportal.ru/
http://www.c-psy.ru/
http://psy-at-school.ru/
http://psylabgu.ru/nauchnaya-deyatelnost-2/proektnaya-kompetentnost/
Лаборатория психологии проектной деятельности
http://old.ippd.ru/issled/oprosnik.htmlИнститут психологии и
педагогики развития
Проектная деятельность педагога-психолога
-
совокупность действий, заключающихся в достижении поставленной цели по исследованию и разрешению психолого-педагогических ситуаций, направленных на развитие субъектов образовательного процесса.
Компоненты проектной деятельности
как вида профессиональной деятельности:
ЦЕЛЬ,
СУБЪЕКТ,
ОБЪЕКТ
ПРЕДМЕТ,
ПРОДУКТ
.
Этапы работы над проектом
Степень участия
педагога-психолога
5–6-е классы
7–8-е классы
9–10-е классы
Проблематизация
Максимальное участие на всех этапах в форме организующей, стимулирующей и обучающей помощи и руководства, не подменяющее самостоятельной работы ребенка
Участие по запросу учащегося
Минимальное участие на всех этапах в форме консультации, советов, обсуждений по запросу учащегося
Целеполагание
Планирование
Организующая и стимулирующая помощь. В отдельных случаях обучающая помощь
Реализация плана
Рефлексия
Незначительная помощь, оказываемая в отдельных случаях по
инициативе
руководителя
Взаимодействие руководителя
и ученика в работе над проектом:
учет возрастных возможностей
Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности
http://schools.keldysh.ru/labmro
— Методический сайт лаборатории методики и информационной
поддержки развития образования МИОО
www.researcher.ru
— Портал исследовательской деятельности учащихся
.
www.issl.dnttm.ru
— сайт журнала «Исследовательская работа школьника».
Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.
www.konkurs.dnttm.ru
— обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций
, всех желающих.
Исследовательские
–
хорошо продуманная структура; обозначение целей, актуальности для каждого участника; социальная значимость, продуманные методы
Творческие
– не имеют детально проработанной структуры, она развивается в процессе работы, подчиняясь логике и интересам участников проекта
Ролевые
-
Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации
Приключенческие
, игровые …….
Информационные
…
Практико-ориентированные
– с четкой ориентацией на социальные интересы…
2011-2012гг –
Усть-Каменская
СОШ
Творческий проект
«Наши увлечения»
Авторы: ученики 6 класса
Презентация проекта:
Классный час «Наши увлечения» с демонстрацией своих работ, фотографий, рисунков.
Слово
«проект»
( в переводе с латинского «брошенный вперёд
»
) толкуется
в словарях как план, замысел, предваряющий его создание.
Проект
–
разработанный план, предварительный текст какого-либо документа; замысел, план (С.И.Ожегов)
Проектная деятельность –
это деятельность по решению возникшей проблемы, предполагающая создание конкретного продукта
Основания для
классификации
Виды проектов
Содержание проекта
Монопредметные
(выполняются на материале конкретного предм.)
Межпредметные
(интегрируется смежная тематика нескольких пред.)
Надпредметные
(выполняются на основе изучения сведений, не
входящих в школьную программу)
Включенность проектов в учебные планы
Текущие
(выполняются самостоятельно, включая часть содержания обучения)
Итоговые
(по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала)
Продолжительность выполнения проекта
Краткосрочные
(разработан на нескольких уроках);
Среднесрочные
(от недели до месяца);
Долгосрочным
(
от месяца до нескольких месяцев).
Количество участников проекта
Парные
(над одним проектом работают партнеры);
Индивидуальные
(внутри большого проекта);
Групповые
(принимают участие в работе сформированные группы)
Территориальный признак
Внутренние
или
региональные
проекты (внутри одной школы, между школами (классами) внутри региона, одной страны (с помощью телекоммуникаций,
Интернет-сети
).
Международные проекты
(
с участием представителей различных стран)
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ ПО РАЗЛИЧНЫМ ОСНОВАНИЯМ
Название проекта.
Руководитель проекта.
Дисциплина,
в рамках которого проводится работа по проекту.
Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).
Тип проекта
Цель проекта
Задачи проекта
Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).
Необходимое оборудование.
Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).
Предполагаемые продукт(
ы
) проекта.
Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
Критерии эффективности, оценки проекта
*
Паспорт проекта
Акция: Азбука для родителей
Интерактивная карта идеальных отношений между детьми и родителям
Описание интерактивной карты идеальных отношения между детьми и родителями
Совместный
проект реализованный третьеклассницей вместе с психологом Н.А.
Болсуновской
В ходе проекта девочкой создается интерактивная карта идеальных отношений между детьми и родителями, познакомившись с которой родители понимают, как надо и как не надо общаться с детьми.
Интернет-путешествие для родителей Секреты успешной адаптации.
Первоклассник.ru
В ходе
Интернет-квеста
родители осваивают технологии поддержки ребенка в период адаптации
.
Проект Все профессии
важны!
Кореко
А.В.,Одариченко
О. И. В ходе проекта дети изучают историю района, а затем делают статьи и выставку творческих работ
.
Проект Моя мама
Юлия
Нацкевич
, Александр Дерябин. В течение одного дня дети наблюдают за своей мамой и рисуют ее в четырех разных образах. После чего создается виртуальная галерея рисунков.
Примеры творческих проектов педагогов-психологов
( Интернет-ресурсы)
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ ЛИЧНОСТИ
НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
В последнее время все процессы в обществе ускорились. Культура общения молодого поколения стала максимально прагматичной, и этому способствуют тенденции развития цифрового мира. В этом есть как и положительные, так и отрицательные моменты. Современное поколение привыкло к динамическим образам (телевидение, интернет), при которых не развивается воображение и притупляется сознание.(2слайд)
Для того чтобы привить эстетическое воспитание исходя из современных тенденций, необходимо грамотно вызвать интерес учащихся к предмету и удержать его. Через искусство происходит передача духовного опыта человечества, сохранение культурных традиций, уважение к историческому и культурному наследию народов России и всего мира. (3 слайд)
Для подрастающего поколения искусство является своего рода оберегом, охраняющим ребенка от тех средств массовой информации, которые распространяют идеи насилия, жестокости, национализма и могут нанести личностные и психические травмы детям, стать источниками формирования агрессивного поведения.
Цель преподавания предмета «изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях : донести до ребёнка и вложить в него истинные ценности нашей жизни, обратить внимание ребёнка на вечные духовные ценности, на то, что близко каждому человеку, что помогает любить и созидать, воспитать человека-творца с развитой индивидуальностью, богатого духовными интересами и запросами, способного к творческому труду в любом виде деятельности. (4 слайд)
В программе предмета «изобразительное искусство» сочетаются два подхода: исторический и тематический. Обучающимся даются знания о художественной культуре различных эпох, начиная с Древнего искусства и заканчивая XX веком, где на конкретных примерах школьники видят многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического развития, с другой.
Для реализации вышеуказанных целей мною применяются следующие методы обучения:
(5 слайд) а) по источникам знаний – словесный, наглядный, практический; б) по степени взаимодействия учителя и учащихся – монологический, диалогический; в) по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский (например, при выполнении рефератов).
На уроках я прежде всего использую личностно-ориентированный подход, так как зачастую творческие задания требуют индивидуального решения, и приходится работать с каждым учеником лично. При построении уроков я учитываю все три вида мотиваций. Во-первых, социальную. Я не жалею похвалы для ребенка за успешно выполненную задачу рисунок, чтобы поднять авторитет ребенка среди товарищей. Прагматическую мотивацию я вижу в усилении внимания к предмету, т.к. некоторые из ребят намерены поступать в учебные заведения, в которых основное направление – искусство (в последнее время усилился интерес учеников к специальности дизайнер). При работе с сильными и одаренными учащимися я направляю основной акцент на содержательную мотивацию. На занятиях ввожу познавательные споры, например, на уроке о художественных стилях разбиваю учеников на группы, в которых они готовят материал для доказательства наиболее важного художественного стиля в мировом искусстве. В споре, как известно, рождается истина. Также ввожу учащихся в проблемные ситуации или устраиваю парадоксальные демонстрации, например, организовываю выставку истинных шедевров живописи или изделий декоративного искусства и вместе с ними «кичевые» работы. Одним из важнейших направлений я считаю стимулирование любознательности и познавательного интереса к саморазвитию. Например, через домашние задания: подбор материала для беседы, создание своей «малой художественной галереи» (репродукции, открытки, марки). И, конечно же, пытаюсь способствовать развитию как сильных, так и слабых учеников. Ведь хоть и говорят, что все дети талантливы, – лишь небольшое их количество по-настоящему способны к рисованию. Особенно у детей старших классов при возрастании самокритичности появляется некий страх перед созданием композиции. Поэтому моя цель в мотивационном обеспечении урока еще и сохранение эмоционального благополучия детей, веры в свои силы.
Умелая, неравнодушная подача материала учителем, индивидуальный подход позволяет уделить внимание каждому учащемуся, выяснить наклонности, обсудить тему проекта, композицию (через эскиз), цветовую гамму, направить работу в более успешное русло для получения интересного творческого продукта. При получении хорошего или высокого результата, при подробном совместном оценивании, создается ситуация успеха. Мотивация к занятию предметом растёт. Возрастает уровень знаний, умений, навыков юного художника, а с ними и качество детских творений
Далее приводятся темы уроков и примеры заданий, благодаря которым и решается задача культурно-нравственного и духовного воспитания.
Целью всех уроков является формирование духовной культуры, приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, освоение художественного опыта.
«Русская пейзажная живопись».
Кроме основной цели духовно-нравственного воспитания, патриотизма, любви к большой и малой родине ведется знакомство с мастерами пейзажной живописи Левитаном, Шишкиным, Саврасовым и др., особенностями их стилей.
«Древнерусское искусство. Иконопись». Знакомство с творчеством А.Рублева, Ф.Грека, Дионисия. Основной акцент ставится на духовно-нравственное воспитание через постижение истины в гармоничных святых и светлых образах «Троицы», «Спаса», «Преображения» и др.
Задание - попытка создать образ святого, покровительствующего твоему имени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проектная деятельность в работе педагога-психолога".
В современных условиях одной из наиболее актуальных проблем психологической службы и образования является поиск средств и методов формирования творческой личности, способной к саморазвитию, к свободно...
Экспертная деятельность педагога-психолога. О работе педагога-психолога в рамках сотрудничества. Анкетирование учителей на предмет состояния эмоционального комфорта в школе. Удовлетворённость учащихся образовательным процессом.
Представлены виды работ педагога-психолога во взаимодействии с другими специалистами. Эта работа даёт положительные результаты....
Просветительская деятельность в работе педагога-психолога
Одно из направлений работы педагога-психолога является просветительская деятельность, которая способствует профилактике в ОУ. В статье описывается из опыта работы своей деятельности проводимые меропри...
Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ на тему: "Система работы педагога-психолога с детьми "группы риска".
Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей...
Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций. Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первоклассников»
Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций.Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первок...
Проектная деятельность в коррекционной работе педагога-психолога
Готовые идеи для проектов...
Особенности коррекционно- развивающей работы педагога психолога в образовательном учреждении Выступление педагога-психолога МОУ СОШ №18 Варшавской Т.М.
Особенности коррекционно- развивающей работы педагога психолога в образовательном учреждении...