Просветительская деятельность в работе педагога-психолога
статья
Одно из направлений работы педагога-психолога является просветительская деятельность, которая способствует профилактике в ОУ. В статье описывается из опыта работы своей деятельности проводимые мероприятия, приемы работы за последние 3 года. В школе просветительская деятельность проводится по трем направлениям: с воспитанниками школы и их родителями, педагогами школы. Сотрудничаем с другими организациями (медицинскими, социальными, ОУ и т.д.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prosvetitelskaya_deyatelnost_v_rabote_psihologa.docx | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА.
В наши дни идут поиски новых форм обучения неслышащих детей, новых направлений в работе, форм ее организации и методов. В адрес специальных школ постоянно высказывается много критических замечаний. В частности, об оторванности воспитанников школ-интернатов от окружающей жизни.
Основные качества и умения, которыми должен владеть глухой или слабослышащий выпускник школы: достаточный уровень владения (воспроизведение и восприятие) устной и письменной формой речи, владение принятыми в обществе моделями поведения, социальными нормами. Ребенок с недостатком слуха начинает обучаться этим моделям и нормам в нашем учреждении с дошкольной группы, и продолжается на протяжении всего периода обучения и воспитания. Об этом также упоминал Л.С. Выготский. Достаточно высокий результат при этом может быть достигнут только при совместной целенаправленной работе учителей, воспитателей, родителей, всех, кто причастен к процессу социализации ребенка.
Большинство учителей и воспитателей указывают на слабое внимание и интерес к проблемам своих детей со стороны родителей. Существует проблема общения глухих детей и их слышащих родителей, которые, как правило, не владеют навыками использования жестовой речи и дактилологии. Если дети и родители – глухие, то проблем в межличностном общении, как правило, не возникает. Родители, как правило, считают решение проблем обучения и воспитания неслышащих детей обязанностью школы.
С родителями воспитанников используются различные методы и приемы просветительской работы. Принимаю участие на общешкольных и классных родительских собраниях с разнообразной тематикой: «Особенности подросткового возраста. Предотвращение отчужденности между родителями и детьми». «Результаты диагностик и рекомендации на период летного отдыха». Проводится анкетирование родителей по выяснению вида детско-родительских отношений. Разработаны и адаптируются конспекты занятий с родителями по психопрофилактике детско-родительских взаимоотношений.
Принимаю участие в классных часах с различной тематикой: «Права и обязанности обучающихся. Административное наказание родителей несовершеннолетних детей», «Качества личности. Самооценка и мнение одноклассников», и т.д. Проведение тематических выступлений для учащихся средних и старших классов: «О детском телефоне доверия», «Профилактика ВИЧ-инфекции/СПИД» т.д. Цель данных мероприятий – тематическое просвещение.
Ведется работа в рамках месячника профилактики безнадзорности, правонарушений и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков. Экскурсии в МБУЗ «Перинатальный центр» (Поликлиника репродуктивного здоровья молодежи), в ГБУ РМЭ «Республиканский наркологический диспансер».
Проводится с целью психопрофилактики ежегодный мониторинг всех воспитанников школы. Разработано и применяется исследование по «Социальной адаптации», анкеты по изучению уровня социальной адаптации выпускников школы-интерната.
Ежегодно выступаю на педагогическом совете с различной тематикой: «Результаты психолого-педагогического мониторинга по школе». Участвую на МО педагогов школы с разнообразной тематикой: «Отчет по адаптации детей школы», «Работа ПМПк ОУ», «Виды и типы отклоняющегося поведения у подростков», «Эмоциональное выгорание проявления и профилактика», «Кто подвержен суициду», «Профилактика ВИЧ-инфекции/СПИД» и т.д. Вся информация после выступлений выкладывается в свободный доступ для педагогов в компьютерном классе.
Задача данного вида просветительской деятельности – повышение психологической грамотности педагогического коллектива и помощь в аттестации педагогов школы. Ведется работа по повышению профессиональной компетенции каждого педагога за счет расширения знаний в смежных областях (в рамках работы ПМПк ОУ, МО). Просветительские беседы в процессе индивидуальных консультаций для педагогов по вопросам особенностей развития детей и взаимодействия с обучающимися.
Ведется подбор просветительской информации для стенда «Страничка психолога». Внедрены памятки для педагогов: «Возможности классного руководителя в отношении учащихся, пропускающих уроки без уважительных причин», «Методы и формы воздействия на учащихся в плане профилактики безнадзорности», «Формы и методы работы с семьей по профилактике правонарушений учащихся», «Действия учителя в отношении учащихся, замеченных в табакокурении и распитии спиртных напитков». В работе используются электронные образовательные ресурсы, сайт школы, где размещены рекомендации для родителей, педагогов школы-интерната.
Работа в этом направлении постоянно совершенствуется, проводится совместно со всеми специалистами школы. Результат этих воздействий, один на всех, хотя у каждого специалиста он будет иметь свою специфику.
Библиографический список:
- Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224с.
- Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности: Проблемы дефектологии. М., 1995. – 250 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: учеб. пособие / Е.И. Рогов. – М.: Издательство ВЛАДОС – ПРЕСС, 2006. – 477 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в работе педагога-психолога
Выступление на районном семинаре школьных психологов по проблеме "Проектная деятельность в работе педагога-психолога". Включает выступление и презентацию, в которой раскрываеются основные ...
Просветительская работа педагога-психолога для классных руководителей учащихся старших классов (7-11кл) на тему: раннее материнство.
Учащиеся старших классов это время, когда осознанно начинает формироваться внутренний мир подростка, когда вырабатываются принципы деятельности, общения. В этом возрасте пробуждается интерес к пробл...
"Проектная деятельность в работе педагога-психолога".
В современных условиях одной из наиболее актуальных проблем психологической службы и образования является поиск средств и методов формирования творческой личности, способной к саморазвитию, к свободно...
Экспертная деятельность педагога-психолога. О работе педагога-психолога в рамках сотрудничества. Анкетирование учителей на предмет состояния эмоционального комфорта в школе. Удовлетворённость учащихся образовательным процессом.
Представлены виды работ педагога-психолога во взаимодействии с другими специалистами. Эта работа даёт положительные результаты....
Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ на тему: "Система работы педагога-психолога с детьми "группы риска".
Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей...
Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций. Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первоклассников»
Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций.Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первок...
Особенности коррекционно- развивающей работы педагога психолога в образовательном учреждении Выступление педагога-психолога МОУ СОШ №18 Варшавской Т.М.
Особенности коррекционно- развивающей работы педагога психолога в образовательном учреждении...