Авторская разработка профилактического занятия
план-конспект урока по психологии (8 класс) по теме
Данное занятие используется по профилактике алкоголя, табакокурения и наркомании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika.docx | 882.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Cредняя общеобразовательная школа № 14»
г. Палласовки Волгоградской области
Жолчева Гульфия Муратовна
психолог МКОУ «СОШ № 14»
г. Палласовки ул. Новая, 52
тел. 61-8-64
Стаж работы - 5 лет
2012
Информационная карта
Номинация: Методические разработки профилактической работы и пропаганды здорового образа жизни с учащимися 8-9 классов
Форма работы: Тренинг
Тема мероприятия: «Умей сказать «нет».
Работа реализована в рамках всероссийской акции «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»
Тренинг позволяет выполнить следующие функции:
- коммуникативную – установление эмоциональ ного контакта, объединение учащихся в коллектив;
-воспитательную – психокор рекция проявлений личности через проигрывание ситуаций;
-развивающую – развитие психических про цессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т.д.);
- обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.
Оригинальность данной работы заключается в том, что подростки пропускают через себя, проигрывают основные ситуации, связанные с курением, употреблением наркотиков и давлением со стороны сверстников. По мнению подростков, труднее всего бывает отказать не только группе, но и своему ближайшему другу, который настойчиво предлагает употребить данные вещества.
Подростковый возраст – один из самых сложных периодов жизни человека. Происходит очень быстрое развитие всех систем и органов, одновременно начинает активно функционировать гормональная система. Наступает период половой зрелости. Но одновременно с перестройкой всего организма происходит и перестройка психики. В этот период жизни подросток активно ведет поиск своего “я”, появляется потребность в автономии. Теперь для него на первое место выходят собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения. В результате происходит ослабление контактов с родителями, взрослыми, учителями. Повышается критическая оценка наставлений взрослых. Подростки в этот период сами выбирают “кумира для подражания”. Это подражание может носить как положительный, так и отрицательный характер. Потому что подросткам свойственны склонность к риску и острым ощущениям, низкая устойчивость к стрессам, страх быть отвергнутым и стремление влиться в группу сверстников. А это может привести к поведению, опасному для здоровья. Кроме того, личность подростка восприимчива и быстро впитывает как хорошее, так и плохое. Общаясь со сверстниками, подростки не могут выразить свое отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркотикам достаточно определенно, с тем, чтобы при этом не вступать в конфликтные отношения с группой. Как правило, подросток не осознает, что степень эмоционального давления группы обратно пропорциональна его статусу в ней. Чем ниже статус подростка, тем меньше его влияние на группу, а значит, тем больше действий, с которыми он в душе не согласен.
Профилактика курения, алкоголя и наркомании в подростковом возрасте особенно необходима. Она должна проводиться с учетом возрастных и психологических особенностей. Учитывая особенности подростков, среди учащихся 8-9 классах был проведен тренинг «Умей сказать нет» где имеются дети «группы риска», из неблагополучных семей, дети находящиеся в социально опасном положении. Тренинг рассчитан на 45 минут, позволяющий с честью выходить из опасных для здоровья ситуаций и выбирать ответственные способы поведения.
На тренинге реализованы следующие задачи:
- анализ причин употребления наркотиков, алкоголя в подростковом возрасте;
-знакомство с формами отказа от наркотиков;
-развитие у учащихся навыков совместной деятельности;
-развитие коммуникативных умений.
Для предварительной подготовки с учащимися была проведена анкета, которая позволила выявить отношение учащихся к алкоголю и наркотикам ( приложение №1).
- большинство учащихся оценивают использование наркотиков как недопустимым;
- считают, что никто из одноклассников не использовал наркотик ни разу;
-употребление спиртного является допустимым для учащихся;
- самой интересной и достоверной считают информацию о наркотиках и спиртного, полученную от сотрудников милиции, наркологов, учителей и друзей.
На тренинге я использовала игры, беседы, дискуссии, которые позволили обсудить с учащимися причины принятия подобных предложений, формы отказа, неагрессивно отстаивать свои позиции, самостоятельно принимать решения в ситуации давления. Тренинг сопровождался презентацией, в конце мероприятия учащимся были вручены буклеты, содержащие в себе рекомендации и формы отказа в ситуациях опасных для здоровья (приложение №2).
Чтобы проверить эффективность проведенного профилактического мероприятия, учащимся было предложено упражнение «Поле слов», которое позволило получить обратную связь, определить продуктивность тренинга (результаты представлены в приложении № 4).
Определить эффективность тренинга помогла и анкета, которую заполняли учащиеся по окончанию мероприятия (приложение №5). Проанализировав данные, полученные из анкет, можно сделать вывод, о том, что приобретенные знания и умения на тренинге, повлияли на формирование модели безопасного поведения учащихся. В целом тренинг дал положительный эффект, так как учащиеся приобрели необходимые знания, умения и навыки для сохранения своего здоровья, которыми будут пользоваться в течение всей жизни.
Данный тренинг способствовал овладеть объективными, соответствующими возрасту знаниями о правильном образе жизни, говорить “нет” в опасных для здоровья ситуациях, формированию здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.
Приложение №2
Психологический тренинг «Умей сказать «нет»
Класс:8-9
Время: 45 минут.
Цель: - формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.
Задачи:
■ анализ причин курения, употребления спиртного и наркотиков в подростковом возрасте;
■ знакомство с формами отказа от табака , алкоголя, наркотиков;
■ развитие у учащихся навыков совместной деятельности;
■ развитие коммуникативных умений.
Оборудование:
- Презентация «Умей сказать «нет»
- Буклет «Умей сказать «нет»
- Ситуации для игры «Как отказать?»
- Лист «Поле слов»
- Анкета оценки тренинга
Ход тренинга
1. Настрой на работу
Упражнение «Комплимент»
Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное.
Обязательные условия:
1. Обращение к партнеру по имени
2. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
2.Погружение в тему
Сейчас во всем мире, и в России в том числе, остро стоит проблема сохранения здоровья. Некоторые болезни настигают человека независимо от его образа жизни. Однако зачастую он сам наносит вред своему здоровью. Одна из причин – курение, алкоголь, наркотики. «Дурные привычки» и склонности – курение, алкоголь и наркотики, делают людей больными, немощными. Сегодня человечество переживает кризис: очень много детей, подростков, школьников, юношей, девушек курят, употребляют алкоголь, а иногда и наркотики.
В результате наша нация постепенно вымирает: растёт детская смертность, число детей, имеющих психологические отклонения, увеличивается.
Сегодня на тренинге мы с вами рассмотрим причины, приводящие к употреблению данных веществ, последствия, ситуации, пути решения данной проблемы, которые позволят с честью выходить из опасных для здоровья ситуаций и выбирать ответственные способы поведения.
– В жизни каждого человека бывают случаи, когда кто-то предлагает попробовать сигареты, алкогольные напитки и даже наркотик. Трудно или легко отказаться, зависит от человека.
– Почему так важно уметь отказаться от предложения употребить сигареты, алкоголь, наркотики? (Выслушать ответы.)
Очень важно уметь отказаться от подобных предложений, так как это пагубно влияет на здоровье и социальное благополучие, но некоторые все-таки начинают курить , употреблять спиртные напитки, наркотики. Часто это происходит потому, что они не могут отказать сверстникам, знакомым.
Почему это происходит? Какие причины влияют?
Обсудить с учащимися причины принятия подобных предложений.
(из интереса, за компанию, заставляют, что бы самоутвердиться в компании, чтобы казаться взрослее, не потерять друга, не быть «белой вороной» и т. д.)
3. Осмысление проблемы
Игра “Как отказать?”.
Психолог: Сейчас я предлагаю вам игру, которая позволит правильно вести себя в сложных ситуациях, отстаивать свое мнение и не поддаваться на уговоры сверстников. Для этого нам нужно разделиться на 3 команды. Каждая команда зачитывает ситуацию и предлагает свой вариант отказа от предложенного. Ваша задача подумать, как можно отказаться в каждой из ситуаций (см. приложение №3).
Ответы учащихся.
Молодцы! Вы справились с заданием, и теперь я уверена, что в подобных ситуациях вы не растеряетесь, и примите правильное решение.
Дидактическая игра в форме интервью журналиста.
Дискуссия с участием всего класса.
Журналист сообщает: “Вчера вечером в городскую больницу был доставлен 11-летний мальчик Павлик, обнаруженный в состоянии алкогольного опьянения в автобусе. К счастью, первый контакт мальчика с алкоголем не закончился трагически. “Кто это произошло?” - спрашиваю я Павлика, который уже выписался из больницы. Павлик рассказывает: “Вчера вечером мы возвращались домой с катка. Артур, мой друг, Михаил и я. Когда мы шли через парк, Артур вынул из сумки бутылку вишневой настойки и бросил коньки на снег. “Если тебе холодно, то можешь немного выпить”, сказал он. Я страшно замерз, было очень холодно, а мы катались на коньках несколько часов. Моим друзьям тоже было холодно. Одеты мы были только в свитеры. Потом мы открыли бутылку, я пил первый, сделал два глотка, показалось, как-будто бы я пил кока-колу. Поначалу я почувствовал только вкус вишни, но уже через несколько секунд спирт начал обжигать рот. Мы быстро распили эту бутылку.но мне стало нехорошо, как-будто что-то постоянно переворачивалось у меня в желудке. Я уже после первых глотков не хотел пить больше, но боялся, что друзья поднимут меня на смех. Через несколько минут у меня, как на карусели, закружилась голова. Я присел на лавку, так как мне было очень плохо. И тогда, наверно, я уснул. Проснулся уже в больнице с трубкой в горле, а надо мной сестра в белом халате”.
Журналист говорит: “Артур и Михаил утверждают, что посадили Павлика в автобус, а сами из ближайшей телефонной будки позвонили его родителям, сказав, что Павлик плохо себя почувствовал и необходимо его встретить на остановке”. Разговариваю с родителями Павлика и обращаюсь к его отцу с вопросом: “Что Вы думаете о вчерашнем “приключении” Вашего сына?” Отец Павлика отвечает: “После телефонного разговора с друзьями моего сына я сразу же пошел на остановку. Но Павлика не было. От водителя автобуса я узнал, что какого-то совершенно пьяного мальчика отвезли на машине в больницу, сняв с автобуса на предыдущей остановке. В больнице я узнал всю правду. И сейчас еще не могу в это поверить! У нас дома Павлик ничего подобного никогда не видел. Мы с женой очень редко выпиваем спиртное. Раз в год, на Новый год мы выпиваем по бокалу шампанского, вот и все. И представляете себе: отец приходит с работы домой трезвый, а его сын, который еще ходит в 6 класс, пьяный!”.
Журналист обращается к матери Павла: “А может быть Вы, знаете причины вчерашнего “приключения” сына?” Мать Павла: “Мой сын немного ниже ростом его ровесников в классе. Может быть, отсюда все его комплексы, а может быть, таким образом он хотел понравиться друзьям? Вероятно, Павел хотел доказать, что он уже сильный мужчина?”.
-“Конечно, здесь мы имеем дело с “неформальным” случаем. Но как могло это произойти?”
Сначала давайте ответим на вопрос, как вел себя Павлик и его друзья? Если кто-то что-то делает, то, вероятно, для этого существуют какие-либо причины. Давайте подумаем над ответом на вопрос: почему именно так вели себя Павлик и его друзья, а не иначе. Для этого каждый из вас ответит самостоятельно на эти вопросы в анкете.
Образец анкеты
Как вели мальчики? | Почему они вели себя именно так? | |
Друзья Павлика | Они принудили Павлика выпить _____________________ | ________________________________ |
Павлик | Первый раз пил спиртное _____________________ |
|
Обсуждение с учащимися данной проблемы.
4.Возможные пути к решению проблемы
Работа в группах.
Ваша задача состоит в том, чтобы найти варианты решения проблемы. Каждая группа должна придумать 5 убедительных отказов человеку, предлагающему:
- группа - закурить.
- группа - попробовать алкоголь
- группа - попробовать наркотик
– Какие формы отказа выглядели более убедительно?
– Каким образом легче всего было отказаться?
Выводы:
· В ситуациях, опасных для здоровья, необходимо говорить «нет».
· Можно научиться вежливо, но твёрдо отказываться.
· Существует много эффективных способов отказаться.
Психолог: Существуют действенные формы отказа, которым можно научиться. Познакомимся с ними.
“Нет, спасибо!” (Говорится уверенным тоном без объяснения причин.)
“Нет спасибо + объяснение причины (головная боль, необходимость идти на тренировку, боязнь огорчить родителей).
“Нет спасибо + предложение чего-то другого (поиграть в игру, поесть, и т д ).
Дать односложный ответ на все уговоры и предложения: “Нет!”, “Не буду!”, “Не хочу!”, “Не курю!”.
Сделать вид, что не услышал предложения.
Уйти в сторону от тех, кто предлагает (или пройти мимо).
Задай вопрос: “Почему тебе хочется, чтобы я закурил?” (Если настаивают.)
Изменить тему разговора.
5.Рефлексия. Подведение итогов.
Какие же проблемы возникают при злоупотреблении наркотиками и алкоголем?
Верно, все проблемы можно разделить на три категории.
Медицинские | Социальные | Правовые |
Специфическое действие на ЦНС Психические расстройства Слабоумие Поражение всех систем и органов Резкоеуменьшение продолжительности жизни | Прогулы в школе, на работе Уход из школы, увольнение с работы Несчастные случаи Самоубийства Проблемы в семье, проблемы со здоровьем будущего потомства | Хулиганство Воровство Грабеж Убийства Изготовление, хранение и продажа наркотиков Склонение к употреблению наркотиков |
6. Отношение к тренингу
Упражнение «Поле слов»
Сейчас каждый из вас получит лист бумаги, где написаны различные слова, обозначающие чувства, состояния. Надо прочитать их все и отметить те, что подходят каждому на данный момент (приложение №4).
В завершении тренинга предлагаю заполнить анкету, которая позволит определить его эффективность. Ваши ответы помогут лучше подготовить будущие профилактические мероприятия. Заранее Вам благодарны! ( приложение №5)
Спасибо за работу! Будьте здоровы!
Я, Жолчева Гульфия Муратовна, ознакомлена и согласна с условиями данного конкурса.
Дата_________ Роспись__________Расшифровка росписи________________
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №6
Тренинг с учащимися 8 класса
Работа в группах.
Дидактическая игра
Тренинг с учащимися 9 класса
Игра “Как отказать?”.
Рефлексия.
Приложение №3
Ситуации для игры «Как отказать?»
Ситуация № 1
Дима с Сашей возвращались из школы домой. Саша сказал, что у него есть деньги, и предложил купить пива. Дима не употребляет пиво и не хочет этого делать. Как ему лучше отказаться?
Ситуация № 2
Во дворе Наташа и Катя предложили Ирине пойти в подъезд и покурить. Ирина не курит и поэтому отказалась, на что получила в ответ: «Ну и трусиха же ты! Кого из себя строишь? Посмотри, почти все девочки нашего двора курят». Как поступить Ирине в данной ситуации?
Ситуация № 3
После школьных соревнований ребята решили отметить это событие. Пошли на дискотеку. Выпили пива, затем вина. Один из товарищей предложил попробовать выкурить сигарету с марихуаной. Одни приняли это предложение, другие отказались. «Вы нам больше не друзья. Трусы вы. Попробуйте нас заложить», — услышали они вслед. Подумайте, какая ситуация сложилась? Попробуйте выделить несколько этапов ваших действий. Как бы вы поступили?
Ситуация № 4
Дима и Сергей договорились идти вместе на дискотеку. Придя на дискотеку, они увидели своих одноклассников. Подошли к ним. Ребята закурили и предложили Диме и Сергею закурить. Сергей не курит. Как ему отказаться от предложенной сигареты?
Ситуация № 5
Татьяна, Наташа и Лена после школы решили зайти в кафе, купить мороженое. Сели за столик. Наташа достала пачку сигарет и предложила подругам закурить. Лена не курит. Татьяна курит редко, но сейчас взяла предложенную сигарету. Что делать Лене? Как отказаться от сигареты?
Ситуация № 6
В некоторых семьях курят родители. Вы много знаете о негативном влиянии курения на здоровье. Вы беспокоитесь о самочувствии и здоровье своих самых близких и родных для вас людей. Что делать? Имеете ли вы право говорить об этом с родителями? Как сказать родителям, чтобы они не курили? Какие советы вы бы им могли дать? Чем бы вы им могли помочь?
Приложение №5
АНКЕТА ОЦЕНКИ ТРЕНИНГА
Как Вы оцениваете тренинг в целом?
(1- «плохо», 5- «отлично»; обведите кружком одну из цифр):
Ваши ответы помогут лучше подготовить будущие профилактические мероприятия. Заранее Вам благодарны!
Пожалуйста, обведи одну цифру для каждого из следующих вопросов | |||||
Был ли тебе интересентренинг? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Был ли тебе полезен тренинг? | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Пожалуйста, впиши свой ответ | |||||
Что в тренинге было самым приятным,интересным? Почему? |
| ||||
Что в тренинге было самым неприятным? Почему? |
| ||||
Что из того, чему ты научился, будет самым полезным тебе? |
|
Приложение №1
Анкета для изучения уровня информированности и отношения подростков к алкоголю и наркотическим веществам
1. Употребляет ли наркотические вещества кто-либо из твоего окружения?
а) да; б) нет: в) иногда; г) не знаю.
2. Употребляет ли спиртные напитки кто-либо из твоего окру жения?
а) да; б) нет; в) иногда; г) не знаю.
3. Я пробовал наркотические вещества.
а) да; б) нет.
4. Я употребляю спиртные напитки.
а) иногда; б) регулярно; в) никогда.
5. Знаете ли вы о последствиях употребления алкоголя, нарко тических и токсических веществ?
а) знаю хорошо;
б) знаю в общих чертах;
в) недостаточно подробно, понаслышке;
г) меня это не касается.
6. Если знаете, то из каких источников?
а) от друзей;
б) от учителей, воспитателей;
в) от родителей;
г) из средств массовой информации.
д) другое.
7. Я курю.
а) да; б) нет; в) иногда.
8. Как ты думаешь, почему твои сверстники начинают упот реблять наркотики?
а) из любопытства;
б) от желания расслабиться и забыть, хотя бы на время, о про блемах;
в) чтобы не быть «белой вороной» в компании;
г) чтобы стать более авторитетным;
д) под нажимом друзей;
е) из-за непонимания последствий.
ж) чтобы доказать, что уже способен принимать самостоя тельные решения.
9. Как ты поступишь, узнав, что кто-то из друзей употребляет наркотики:
а) попытаешься рассказать о губительности наркозависимости;
б) прекратишь с ним общаться;
в) сообщишь в милицию;
г) попытаешься убедить этого не делать;
д) тоже захочешь попробовать
е) посчитаешь, это личное дело каждого, и не предпримешь никаких шагов.
10. Как тебе кажется, поддался бы ты влиянию своей компании, если бы она употребляла наркотики:
а) да; б) нет; в) не знаю.
11. Заботишься ли ты о своем здоровье:
а) да; б) нет; в) не думал об этом.
Анкета «Что значит алкоголь для подростка»
1. Ходите ли вы на дискотеку?___________________________________________________
2. Спиртное-это..._____________________________________________________________
3. Вы употребляете спиртное?
а) да;
б) нет;
в)иногда
4. В каком возрасте вы впервые попробовали спиртные напитки?_____________________
5. Для чего вы употребляете спиртное?
а) поднять настроение;
б) утверждаю свое «я»;
в) потому что это делают все мои друзья.
6. Какие из спиртных напитков вам больше нравятся?
а) пиво;
б)вино;
в) коктейль;
г) другое_______________________________________________________________
7. Как вы выбираете спиртные напитки?
а) по крепости;
б) по вкусу;
в) мне все равно, что пить;
г) другое________________________________________________________________
8. Часто ли вы употребляете спиртные напитки?
а) да;
б) нет;
в) иногда;
г) другое________________________________________________________________
9. Где это вы употребляете спиртные напитки?
а) дома;
б) на дискотеке;
в) в кругу друзей;
г) другое______________________________________________________________________
10. У вас дома принято употреблять спиртные напитки?
а) да;
б) нет;
в) иногда.
11. Как вы думаете, в праздники обязательно употреблять спирт ные напитки?
а) да (почему?)_______________________________________________________________
б) нет (почему?)_________________________________________________________________
12. Что такое алкоголизм?______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
13. Ваше отношение к нему?
а) положительное;
б) отрицательное;
в) безразличное;
г) другое_____________________________________________________________________
Приложение №4
Упражнение «Поле слов»
УдовольствиеПродолжениеУверенность Тяжесть Перенасыщение Рост ОткрытиеБеспокойство Неудовлетворенность Давление |
Результаты данного упражнения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие из авторской программы "В кругу друзей"
Предлагаю вашему вниманию фрагмент развивающей программы для детей с повышенным уровнем тревожности "В кругу друзей", реализуемой на базе пятых классов МОУ лицея №67 г.о. Тольятти....
Авторская модель внеурочного занятия по этическому воспитанию "Родительский дом -начало начал..."
Это модель внеурочного занятия с подростками,составлена она по технологии "этического диалога "с учащимися....
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С УЧЕТОМ СКЛОННОСТИ УЧАЩИХСЯ К ТЕМ ИЛИ ИНЫМ ВИДАМ СПОРТА (НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 1 – 4 КЛАССЫ)
Основой спортивно – оздоровительных занятий является комплексное использование различных форм двигательной активности и нетрадиционных средств оздоровл...
Авторская программа по теме "Творим и изучаем вместе на занятиях по химии"
Элективный курс предназначен для учащихся 9-10 классов с базовым, углубленным изучением химии...
Серия авторских конспектов занятий по развитию сенсомоторных навыков у детей 5-6 лет с отклонениями в развитии
Авторские конспекты занятий по развитию сенсомоторных навыков у дошкольников с отклонениями в развитии в бассейне...
Авторская разработка. Занятие "Лесное путешествие"
Авторская разработка занятия для детей в возрасте 11-12 лет. Использован компетентностный подход, технологии исследовательского, проблемного обучения, что позволяет не только актуализировать имеющиеся...
авторская разработка занятия в рамках спецкурса " Семьеведение"
занятие для учащихся 9-11 классов по курсу "Семьеведение"...