Авторская разработка профилактического занятия
план-конспект урока по психологии (8 класс) по теме

Данное занятие используется по профилактике алкоголя,  табакокурения и наркомании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika.docx882.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Cредняя общеобразовательная школа № 14»

г. Палласовки Волгоградской области

Жолчева  Гульфия  Муратовна

психолог МКОУ «СОШ № 14»

г. Палласовки  ул. Новая, 52

 тел. 61-8-64

Стаж работы  - 5 лет

2012

Информационная карта

Номинация: Методические разработки профилактической работы и пропаганды здорового образа жизни с учащимися 8-9 классов

Форма работы: Тренинг

Тема мероприятия: «Умей сказать «нет».

Возраст учащихся:14-15 лет

Работа реализована в рамках всероссийской акции «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»

Тренинг позволяет выполнить следующие функции:

- коммуникативную – установление эмоциональ ного контакта, объединение учащихся в коллектив;

-воспитательную –  психокор рекция проявлений личности через проигрывание ситуаций;

-развивающую – развитие психических про цессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т.д.);

- обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

Оригинальность данной работы заключается в том, что подростки  пропускают через себя, проигрывают основные ситуации, связанные с курением, употреблением наркотиков и давлением со стороны сверстников. По мнению подростков, труднее всего бывает отказать не только группе, но и своему ближайшему другу, который настойчиво предлагает употребить данные вещества.

Подростковый возраст – один из самых сложных периодов жизни человека. Происходит очень быстрое развитие всех систем и органов, одновременно начинает активно функционировать гормональная система. Наступает период половой зрелости. Но одновременно с перестройкой всего организма происходит и перестройка психики. В этот период жизни подросток активно ведет поиск своего “я”, появляется потребность в автономии. Теперь для него на первое место выходят собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения. В результате происходит ослабление контактов с родителями, взрослыми, учителями. Повышается критическая оценка наставлений взрослых. Подростки в этот период сами выбирают “кумира для подражания”. Это подражание может носить как положительный, так и отрицательный характер. Потому что подросткам свойственны склонность к риску и острым ощущениям, низкая устойчивость к стрессам, страх быть отвергнутым и стремление влиться в группу сверстников. А это может привести к поведению, опасному для здоровья. Кроме того, личность подростка восприимчива и быстро впитывает как хорошее, так и плохое.  Общаясь со сверстниками, подростки не могут выразить свое отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркотикам достаточно определенно, с тем, чтобы при этом не вступать в конфликтные отношения с группой. Как правило, подросток не осознает, что степень эмоционального давления группы обратно пропорциональна его статусу в ней. Чем ниже статус подростка, тем меньше его влияние на группу, а значит, тем больше действий, с которыми он в душе не согласен.

Профилактика курения, алкоголя и  наркомании в подростковом возрасте особенно необходима. Она должна проводиться с учетом возрастных и психологических особенностей. Учитывая  особенности подростков, среди учащихся 8-9 классах был проведен тренинг «Умей сказать нет»  где имеются  дети «группы риска», из неблагополучных семей, дети находящиеся в социально опасном положении. Тренинг рассчитан на 45 минут, позволяющий с честью выходить из опасных для здоровья ситуаций и выбирать ответственные способы поведения.

На тренинге реализованы следующие задачи:

- анализ причин употребления наркотиков, алкоголя в подростковом возрасте; 

-знакомство с формами отказа от наркотиков;

-развитие у учащихся навыков совместной деятельности;

-развитие коммуникативных умений.

Для предварительной подготовки с учащимися была проведена анкета, которая позволила выявить отношение учащихся к алкоголю и  наркотикам  ( приложение №1).

- большинство учащихся оценивают использование наркотиков как недопустимым;

- считают, что никто из одноклассников не использовал наркотик ни разу;

-употребление спиртного является  допустимым для учащихся;

- самой интересной и достоверной считают информацию о наркотиках и спиртного, полученную от сотрудников милиции, наркологов, учителей и друзей.

На тренинге я использовала игры, беседы, дискуссии, которые позволили обсудить с учащимися  причины принятия подобных предложений, формы отказа, неагрессивно отстаивать свои позиции, самостоятельно принимать решения в ситуации давления. Тренинг  сопровождался презентацией, в  конце мероприятия учащимся были вручены буклеты, содержащие в себе рекомендации и формы отказа в ситуациях опасных для здоровья (приложение №2).

Чтобы проверить эффективность проведенного профилактического мероприятия, учащимся было предложено упражнение «Поле слов», которое позволило получить обратную связь, определить продуктивность тренинга (результаты представлены в приложении № 4).

Определить  эффективность тренинга помогла и анкета, которую заполняли учащиеся по окончанию мероприятия (приложение №5). Проанализировав данные, полученные из анкет, можно сделать вывод, о том, что приобретенные  знания и умения на тренинге, повлияли на формирование модели безопасного поведения учащихся. В целом тренинг дал положительный эффект, так как учащиеся приобрели необходимые знания, умения и навыки для сохранения своего здоровья, которыми будут пользоваться в течение всей жизни.

Данный тренинг способствовал овладеть объективными, соответствующими возрасту знаниями о правильном образе жизни, говорить “нет” в опасных для здоровья ситуациях, формированию здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.

Приложение №2

Психологический тренинг  «Умей сказать «нет»

Класс:8-9

Время:  45 минут.

Цель: - формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.

Задачи:

анализ причин курения, употребления спиртного  и наркотиков в подростковом возрасте;
■ знакомство с формами отказа от табака , алкоголя, наркотиков;
■ развитие у учащихся навыков совместной деятельности;
■ развитие коммуникативных умений.

Оборудование:

  1. Презентация  «Умей сказать «нет»
  2. Буклет   «Умей сказать «нет»
  3. Ситуации для игры «Как отказать?»
  4. Лист «Поле слов»
  5. Анкета оценки тренинга

Ход тренинга

1. Настрой на работу

Упражнение «Комплимент»

Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное.

Обязательные условия:

1. Обращение к партнеру по имени

2. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.

2.Погружение в тему

Сейчас во всем мире, и в России в том числе, остро стоит проблема сохранения здоровья. Некоторые болезни настигают человека независимо от его образа жизни. Однако зачастую он сам наносит вред своему здоровью. Одна из причин – курение, алкоголь, наркотики. «Дурные привычки» и склонности – курение, алкоголь и наркотики, делают людей больными, немощными. Сегодня человечество переживает кризис: очень много детей, подростков, школьников, юношей, девушек курят, употребляют алкоголь, а иногда и наркотики.
В результате наша нация постепенно вымирает: растёт детская смертность, число детей, имеющих психологические отклонения, увеличивается.
Сегодня на тренинге мы с вами рассмотрим причины, приводящие к употреблению данных веществ, последствия, ситуации, пути решения данной проблемы, которые  позволят с честью выходить из опасных для здоровья ситуаций и выбирать ответственные способы поведения.

– В жизни  каждого человека бывают случаи, когда кто-то предлагает попробовать сигареты, алкогольные напитки и даже наркотик. Трудно или легко отказаться, зависит от человека.

– Почему  так важно уметь отказаться от предложения  употребить сигареты, алкоголь, наркотики? (Выслушать ответы.)

Очень важно уметь отказаться от  подобных предложений, так как это пагубно влияет на здоровье и социальное благополучие, но некоторые  все-таки начинают курить , употреблять спиртные напитки, наркотики. Часто это происходит потому, что они не могут отказать сверстникам, знакомым.

Почему это происходит? Какие причины влияют?

Обсудить с учащимися  причины принятия подобных предложений.

(из интереса, за компанию, заставляют, что  бы самоутвердиться в компании, чтобы казаться взрослее, не потерять друга, не быть «белой вороной» и т. д.)
3. Осмысление проблемы

Игра “Как отказать?”.

Психолог: Сейчас я  предлагаю вам игру, которая позволит  правильно вести себя в сложных ситуациях, отстаивать свое мнение и не поддаваться на уговоры сверстников. Для этого нам нужно разделиться на 3 команды. Каждая   команда зачитывает ситуацию и предлагает свой  вариант отказа от предложенного.  Ваша задача подумать, как можно отказаться в каждой из ситуаций (см. приложение №3).

Ответы учащихся.

Молодцы! Вы справились с заданием, и теперь я уверена, что в подобных ситуациях вы не растеряетесь, и примите правильное решение.

Дидактическая игра в форме интервью журналиста.

Дискуссия с участием всего класса.

Журналист сообщает: “Вчера вечером в городскую больницу был доставлен 11-летний мальчик Павлик, обнаруженный в состоянии алкогольного опьянения в автобусе. К счастью, первый контакт мальчика с алкоголем не закончился трагически. “Кто это произошло?” - спрашиваю я Павлика, который уже выписался из больницы. Павлик рассказывает: “Вчера вечером мы возвращались домой с катка. Артур, мой друг, Михаил и я. Когда мы шли через парк, Артур вынул из сумки бутылку вишневой настойки и бросил коньки на снег. “Если тебе холодно, то можешь немного выпить”, сказал он. Я страшно замерз, было очень холодно, а мы катались на коньках несколько часов. Моим друзьям тоже было холодно. Одеты мы были только в свитеры. Потом мы открыли бутылку, я пил первый, сделал два глотка, показалось, как-будто бы я пил кока-колу. Поначалу я почувствовал только вкус вишни, но уже через несколько секунд спирт начал обжигать рот. Мы быстро распили эту бутылку.но мне стало нехорошо, как-будто что-то постоянно переворачивалось у меня в желудке. Я уже после первых глотков не хотел пить больше, но боялся, что друзья поднимут меня на смех. Через несколько минут у меня, как на карусели, закружилась голова. Я присел на лавку, так как мне было очень плохо. И тогда, наверно, я уснул. Проснулся уже в больнице с трубкой в горле, а надо мной сестра в белом халате”.

Журналист говорит: “Артур и Михаил утверждают, что посадили Павлика в автобус, а сами из ближайшей телефонной будки позвонили его родителям, сказав, что Павлик плохо себя почувствовал и необходимо его встретить на остановке”. Разговариваю с родителями Павлика и обращаюсь к его отцу с вопросом: “Что Вы думаете о вчерашнем “приключении” Вашего сына?” Отец Павлика отвечает: “После телефонного разговора с друзьями моего сына я сразу же пошел на остановку. Но Павлика не было. От водителя автобуса я узнал, что какого-то совершенно пьяного мальчика отвезли на машине в больницу, сняв с автобуса на предыдущей остановке. В больнице я узнал всю правду. И сейчас еще не могу в это поверить! У нас дома Павлик ничего подобного никогда не видел. Мы с женой очень редко выпиваем спиртное. Раз в год, на Новый год мы выпиваем по бокалу шампанского, вот и все. И представляете себе: отец приходит с работы домой трезвый, а его сын, который еще ходит в 6 класс, пьяный!”.

Журналист обращается к матери Павла: “А может быть Вы, знаете причины вчерашнего “приключения” сына?” Мать Павла: “Мой сын немного ниже ростом его ровесников в классе. Может быть, отсюда все его комплексы, а может быть, таким образом он хотел понравиться друзьям? Вероятно, Павел хотел доказать, что он уже сильный мужчина?”.

-“Конечно, здесь мы имеем дело с “неформальным” случаем. Но как могло это произойти?”

Сначала давайте ответим на вопрос, как вел себя Павлик и его друзья? Если кто-то что-то делает, то, вероятно, для этого существуют какие-либо причины. Давайте подумаем над ответом на вопрос: почему именно так вели себя Павлик и его друзья, а не иначе. Для этого каждый из вас ответит самостоятельно на эти вопросы в анкете.

Образец анкеты

Как вели мальчики?

Почему они вели себя именно так?

Друзья Павлика

Они принудили Павлика

выпить

_____________________

________________________________
________________________________
________________________________

Павлик

Первый раз пил спиртное

_____________________


________________________________

Обсуждение с учащимися  данной проблемы.
4.Возможные пути к решению проблемы
Работа в группах.

Ваша задача состоит в том, чтобы найти варианты решения проблемы. Каждая группа должна придумать 5 убедительных отказов человеку, предлагающему:

  1. группа - закурить.
  2. группа - попробовать алкоголь
  3. группа - попробовать наркотик

– Какие формы отказа выглядели более убедительно?

– Каким образом легче всего было отказаться?

Выводы:
·        
В ситуациях, опасных для здоровья, необходимо говорить «нет».
·        
Можно научиться вежливо, но твёрдо отказываться.
·        
Существует много эффективных способов отказаться.

Психолог: Существуют действенные формы отказа, которым можно научиться. Познакомимся с ними.

“Нет, спасибо!” (Говорится уверенным тоном без объяснения причин.)

“Нет спасибо + объяснение причины (головная боль, необходимость идти на тренировку, боязнь огорчить родителей).

“Нет спасибо + предложение чего-то другого (поиграть в игру, поесть,  и т д ).

Дать односложный ответ на все уговоры и предложения: “Нет!”, “Не буду!”, “Не хочу!”, “Не курю!”.

Сделать вид, что не услышал предложения.

Уйти в сторону от тех, кто предлагает (или пройти мимо).

Задай вопрос: “Почему тебе хочется, чтобы я закурил?” (Если настаивают.)

Изменить тему разговора.

5.Рефлексия. Подведение итогов.

Какие же проблемы возникают при злоупотреблении наркотиками и алкоголем?

Верно, все проблемы можно разделить на три категории.

Медицинские

Социальные

Правовые

Специфическое        

действие на ЦНС        

Психические        расстройства

Слабоумие

Поражение всех систем и органов

Резкоеуменьшение продолжительности жизни

Прогулы в школе, на работе

Уход из школы, увольнение  с работы

Несчастные случаи

Самоубийства

Проблемы в семье, проблемы со здоровьем будущего потомства

Хулиганство

Воровство

Грабеж

Убийства

Изготовление, хранение и продажа наркотиков

Склонение к употреблению наркотиков

6. Отношение к тренингу

Упражнение «Поле слов»

Сейчас каждый из вас получит лист бумаги, где написаны различные слова, обозначающие чувства, состояния. Надо прочитать их все и отметить те, что подходят каждому на данный момент (приложение №4).

В завершении тренинга предлагаю заполнить анкету, которая позволит определить его эффективность. Ваши ответы помогут  лучше подготовить будущие профилактические мероприятия. Заранее Вам благодарны! ( приложение №5)

Спасибо за работу! Будьте здоровы!

Я, Жолчева Гульфия  Муратовна, ознакомлена и согласна с условиями данного конкурса.

Дата_________ Роспись__________Расшифровка  росписи________________

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение №6

Тренинг с учащимися 8 класса

 Работа в группах.

Дидактическая игра

Тренинг с  учащимися 9 класса

Игра “Как отказать?”.

Рефлексия.

Приложение №3

Ситуации для игры «Как отказать?»

Ситуация № 1

Дима с Сашей возвращались  из школы домой. Саша сказал, что у него есть деньги, и предложил купить пива. Дима не употребляет пиво и не хочет этого делать. Как ему лучше отказаться?

Ситуация № 2

Во дворе Наташа и Катя предложили Ирине пойти в подъезд и покурить. Ирина не курит и поэтому отказалась, на что получила в ответ: «Ну и трусиха же ты! Кого из себя строишь? Посмотри, почти все девочки нашего двора курят». Как поступить Ирине в данной ситуации?

Ситуация № 3

После школьных соревнований ребята решили отметить это событие. Пошли на дискотеку. Выпили пива, затем вина. Один из товарищей предложил попробовать выкурить сигарету с марихуаной. Одни приняли это предложение, другие отказались. «Вы нам больше не друзья. Трусы вы. Попробуйте нас заложить», — услышали они вслед. Подумайте, какая ситуация сложилась? Попробуйте выделить несколько этапов ваших действий. Как бы вы поступили?

Ситуация № 4

Дима и Сергей договорились идти вместе на дискотеку. Придя на дискотеку, они увидели своих одноклассников. Подошли к ним. Ребята закурили и предложили Диме и Сергею закурить. Сергей не курит. Как ему отказаться от предложенной сигареты?

Ситуация № 5

Татьяна, Наташа и Лена после школы решили зайти в кафе, купить мороженое. Сели за столик.  Наташа достала пачку сигарет и предложила подругам закурить. Лена не курит. Татьяна курит редко, но сейчас взяла предложенную сигарету. Что делать Лене?  Как отказаться от сигареты?

Ситуация № 6

В некоторых семьях курят родители. Вы много знаете о негативном влиянии курения на здоровье.  Вы беспокоитесь о самочувствии и здоровье своих самых близких и родных для вас людей. Что делать?  Имеете ли вы право говорить об этом с родителями?  Как сказать родителям, чтобы они не курили?   Какие советы вы бы им могли дать?  Чем бы вы им могли помочь?

Приложение №5

АНКЕТА ОЦЕНКИ ТРЕНИНГА

Как Вы оцениваете тренинг в целом?

(1- «плохо», 5- «отлично»; обведите кружком одну из цифр):

Ваши ответы помогут  лучше подготовить будущие профилактические мероприятия. Заранее Вам благодарны!

Пожалуйста, обведи одну цифру для каждого из следующих вопросов

Был ли тебе интересентренинг?

5

4

3

2

1

Был ли тебе полезен тренинг?

5

4

3

2

1

Пожалуйста, впиши свой ответ

Что в тренинге было самым приятным,интересным? Почему?

 

Что в тренинге было самым неприятным? Почему?

 

Что из того, чему ты научился, будет самым полезным тебе?

 

Приложение №1

Анкета для изучения уровня информированности и отношения подростков к алкоголю и наркотическим веществам

1. Употребляет ли наркотические вещества кто-либо из твоего окружения?

а) да;              б) нет:                  в) иногда;                   г) не знаю.

2. Употребляет ли спиртные напитки кто-либо из твоего окру жения?

а) да;               б) нет;                   в) иногда;                        г) не знаю.

3. Я пробовал наркотические вещества.

а) да;                   б) нет.

4. Я употребляю спиртные напитки.

а) иногда;                б) регулярно;                         в) никогда.

5. Знаете ли вы о последствиях употребления алкоголя, нарко тических и токсических веществ?

а) знаю хорошо;

б) знаю в общих чертах;

в) недостаточно подробно, понаслышке;

г) меня это не касается.

6. Если знаете, то из каких источников?

а) от друзей;

б) от учителей, воспитателей;

в) от родителей;

г) из средств массовой информации.

д) другое.

7. Я курю.

а) да;                б) нет;                         в) иногда.

8. Как ты думаешь, почему твои сверстники начинают упот реблять наркотики?

а) из любопытства;

б) от желания расслабиться и забыть, хотя бы на время, о про блемах;

в) чтобы не быть «белой вороной» в компании;

г) чтобы стать более авторитетным;

д) под нажимом друзей;

е) из-за непонимания последствий.

ж) чтобы доказать, что уже способен принимать самостоя тельные решения.

9. Как ты поступишь, узнав, что кто-то из друзей употребляет наркотики:

а) попытаешься рассказать о губительности наркозависимости;

б) прекратишь с ним общаться;

в) сообщишь в милицию;

г) попытаешься убедить этого не делать;

д) тоже захочешь попробовать

е) посчитаешь, это личное дело каждого, и не предпримешь никаких шагов.

10. Как тебе кажется, поддался бы ты влиянию своей компании, если бы она употребляла наркотики:

а) да;                                б) нет;                         в) не знаю.

11. Заботишься ли ты о своем здоровье:

а) да;                       б) нет;                       в) не думал об этом.

Анкета «Что значит алкоголь для подростка»

1. Ходите ли вы на дискотеку?___________________________________________________

2. Спиртное-это..._____________________________________________________________

3. Вы употребляете спиртное?

а) да;

б) нет;

в)иногда

4. В каком возрасте вы впервые попробовали спиртные напитки?_____________________

5. Для чего вы употребляете спиртное?

а) поднять настроение;

б) утверждаю свое «я»;

в) потому что это делают все мои друзья.

6. Какие из спиртных напитков вам больше нравятся?

а) пиво;

б)вино;

в) коктейль;

г) другое_______________________________________________________________

7. Как вы выбираете спиртные напитки?

а) по крепости;

б) по вкусу;

в) мне все равно, что пить;

г) другое________________________________________________________________

8. Часто ли вы употребляете спиртные напитки?

а) да;

б) нет;

в) иногда;

г) другое________________________________________________________________

9. Где это вы употребляете спиртные напитки?

а) дома;

б) на дискотеке;

в) в кругу друзей;

г) другое______________________________________________________________________

10. У вас дома принято употреблять спиртные напитки?

а) да;

б) нет;

в) иногда.

11. Как вы думаете, в праздники обязательно употреблять спирт ные напитки?

а) да (почему?)_______________________________________________________________

б) нет (почему?)_________________________________________________________________

12. Что такое алкоголизм?______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

13. Ваше отношение к нему?

а) положительное;

б) отрицательное;

в) безразличное;

г) другое_____________________________________________________________________

Приложение №4

Упражнение «Поле слов»

УдовольствиеПродолжениеУверенность

Тяжесть   Перенасыщение  Рост

ОткрытиеБеспокойство

Неудовлетворенность

Давление

Результаты  данного упражнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие из авторской программы "В кругу друзей"

Предлагаю вашему вниманию фрагмент развивающей программы для детей с повышенным уровнем тревожности "В кругу друзей", реализуемой на базе пятых классов МОУ лицея №67 г.о. Тольятти....

Авторская модель внеурочного занятия по этическому воспитанию "Родительский дом -начало начал..."

Это модель внеурочного занятия с подростками,составлена она по технологии "этического диалога "с учащимися....

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С УЧЕТОМ СКЛОННОСТИ УЧАЩИХСЯ К ТЕМ ИЛИ ИНЫМ ВИДАМ СПОРТА (НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 1 – 4 КЛАССЫ)

Основой спортивно – оздоровительных  занятий является комплексное использование различных форм двигательной активности и нетрадиционных средств оздоровл...

Авторская программа по теме "Творим и изучаем вместе на занятиях по химии"

Элективный курс предназначен для учащихся 9-10 классов с базовым, углубленным изучением химии...

Серия авторских конспектов занятий по развитию сенсомоторных навыков у детей 5-6 лет с отклонениями в развитии

Авторские конспекты занятий по развитию сенсомоторных навыков у дошкольников с отклонениями в развитии в бассейне...

Авторская разработка. Занятие "Лесное путешествие"

Авторская разработка занятия для детей в возрасте 11-12 лет. Использован компетентностный подход, технологии исследовательского, проблемного обучения, что позволяет не только актуализировать имеющиеся...

авторская разработка занятия в рамках спецкурса " Семьеведение"

занятие для учащихся 9-11 классов по курсу "Семьеведение"...