Авторская разработка. Занятие "Лесное путешествие"
план-конспект занятия по экологии по теме
Авторская разработка занятия для детей в возрасте 11-12 лет. Использован компетентностный подход, технологии исследовательского, проблемного обучения, что позволяет не только актуализировать имеющиеся знания о лесе, позволить педагогу оценить уровень подготовки детей, но и заинтересовать их дальнейшим изучением леса, эколого-просветительской и природоохранной рабтой. Данное занятие может быть использовано как в качестве вводного занятия для привлечения детей в детское объединение, школьное лесничество, так и в качестве самостоятельного мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарный план занятия | 79.5 КБ |
Приложение_круг интересов | 313.13 КБ |
Приложение_биография дерева | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР |
Сценарный план занятия «Лесное путешествие» |
Автор: Аришина О.В., методист
Барнаул – 2014
Аннотация: авторская разработка занятия для детей в возрасте 11-12 лет. Использован компетентностный подход, технологии исследовательского, проблемного обучения, что позволяет не только актуализировать имеющиеся знания о лесе, позволить педагогу оценить уровень подготовки детей, но и заинтересовать их дальнейшим изучением леса, эколого-просветительской и природоохранной рабтой. Данное занятие может быть использовано как в качестве вводного занятия для привлечения детей в детское объединение, школьное лесничество, так и в качестве самостоятельного мероприятия.
Курсивом указаны рекомендации по проведению занятия, авторские комментарии.
Оборудование:
- мультимедиа проектор, компьютер
- магнитная доска, набор магнитов
- столы и стулья по количеству детей
- корзинка с лесными предметами
- раздаточный материал (карточки «Биография дерева», «Круг интересов»)
- яблоко, тарелка, нож
- схематичные изображения ярусов леса
- фотографии (изображения) животных
- спилы деревьев
- коллекции коры деревьев, вредителей леса, лупы
Сценарный план занятия «Лесное путешествие»
Дети входят, встают полукругом около педагога. На экране – заставка (Приложение 1).
Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу предложить вам совершить путешествие, не выходя из этой комнаты! А вот куда мы отправимся – угадайте! В этой корзинке есть для вас подсказки (корзинка с лесными предметами: шишками, корой, мхом и т.п.). Интересно, что же там лежит? Как вы думаете, что это может быть? Давайте подойдем ближе и заглянем.
Открывает кто-то из детей.
Можете взять любой предмет, рассмотреть его, потрогать. Чувствуете аромат? А теперь закройте глаза (в это время звучит пение птиц, Приложение 2), прислушайтесь и мысленно представьте место, где запахи и звуки именно такие, и все эти предметы могут нам встретиться. Что вы представили? (дети отвечают – это лес). А теперь откройте глаза (появляется фото леса на экране).
Да, ребята, ваши догадки верны – всё это о лесе, и я предлагаю вам лесное путешествие! Я думаю, мы сможем узнать сегодня много интересного. Ребята, с вами мы встретились сегодня в первый раз, и мне бы хотелось познакомиться с вами поближе, узнать, есть ли у нас с вами общие интересы. Присядьте пожалуйста, и рассмотрите круги, которые лежат у вас на столах (Приложение 3. «Круги интересов»).
Каждый круг включает в себя то, что мы можем узнать в нашем лесном путешествии. Отметьте каким-нибудь знаком те части, которые вам больше всего интересны. У каждого может получиться по-своему. А теперь давайте попробуем очертить круг наших общих интересов – называйте части круга, которые вы отметили у себя (дети называют понравившиеся сектора, и на магнитной доске составляется большой круг). Уточнить, что детям не нужно поднимать руку, мы не отвечаем у доски, а просто делимся тем, что нам интересно.
Как много всего интересного у нас получилось! Сегодня мы с вами увидим, как можно найти ответы на эти вопросы.
И для начала, конечно, нам нужно отправиться в лес. Как вы думаете, а как мы можем совершить путешествие в лес, не выходя из этой комнаты? С помощью каких современных средств? (с помощью интернета). Верно, на некоторые вопросы (из круга) нам поможет ответить именно интернет.
Посмотрите на экран (демонтрируются карты, полученные с помощью сервиса «Карты Google»):
1 слайд – например, с помощью интернета мы можем с вами увидеть, как выглядит наша планета из космоса. Этот снимок сделан с помощью спутника. Как вам кажется — много лесов на нашей планете? А давайте проверим. (педагог демонстрирует яблоко) Представьте, что наша планета размером вот с это яблоко. Но ведь лес растет не везде! Например, сколько занимает вода на планете? (можно смотреть на снимок, водой покрыто больше половины земли). Поэтому эту часть яблока мы отрезаем.
А на суше везде растет лес? Нет. Сколько занимают пустыни? (одну треть всей суши) — поэтому треть от этой дольки тоже отрезаем. А еще есть реки и озера, голые скалы и ледники. Вот и получается, что всего вот такую долю занимают леса на нашей планете! (педагог демнстрирует оставшуюся тонкую дольку яблока) Всего лишь 7%. Ну так как – много леса на планете?
2 слайд – Да, не много, и распределен лес на суше неравномерно. Узнали – территория какой страны на экране? Верно, Россия. В нашей стране можно встретить самые разные леса. А какие вы знаете леса? Хвойные, лиственные, смешанные. Да, очень большое разнообразие!
3 слайд – Взгляните, это территория Алтайского края. Эти зеленые полоски на снимке, в виде лент – уникальные ленточные боры Алтайского края, таких больше нет нигде в мире. Что такое бор? (Это сосновый лес). Наши боры – ценный природный объект, они даже участвовали в конкурсе символов России. И наш город Барнаул расположен непосредственно на территории одной из лент, она так и называется – барнаульская. Бывали на лыжной базе «Динамо» ? На «Трассе здоровья» катались на лыжах? Вот этот сосновый лес и есть уникальный ленточный бор.
Давайте взглянем на лес не из космоса, а поближе (на картинке с изображением леса появляется изображение лесника). Посмотрите, кого мы повстречали! Кто же это? (Лесничий – работник леса) А чем они занимаются? Лесники заботятся о лесе, это их работа.
Ребята, вот и сейчас лесничий появился тут не зря. Прежде чем продолжить путешествие по лесу, нужно убедиться, что все знают, как правильно вести себя в лесу. Как вы думаете, почему это важно – вести себя в лесу правильно? Верно, входя в лес, мы приходим в гости к природе, надо хорошо знать, как себя вести в лесу, чтобы не навредить его обитателям.
Я уверена, что вы легко справитесь с заданием. Сейчас на экране вы увидите какие-то лесные происшествия. Глядя на слайд, нужно определить, какое правило поведения в лесу было нарушено, и назвать его (фотографии: 1. Пожар; 2. Мусор в лесу; 3. Изрезанная кора у дерева ).
Молодцы, отлично справились. Ну что, юные друзья леса, вы готовы двигаться дальше?
На экране появляется слайдс фото города и леса. Ребята, а вы замечали, что город и лес похожи? (ответы детей) В городе дома разной высоты — совсем маленькие одноэтажные и высокие многоэтажные, так и в лесу – есть высокие деревья, и небольшие кустарники, травы. Только этажи леса называются по-другому – ярусы.
Во время обсуждения вместе с детьми педагог прикрепляет к магнитной доске бумажные схематичные изображения ярусов.
Верхний, первый ярус, образуют высокие деревья — сосна или ель.
Второй ярус леса состоит из кустарников – рябины, калины, черемухи.
Третий ярус леса состоит из трав — земляника, брусника.
Пятый ярус леса – мхи, грибы, лишайники.
Ну вот, лесные этажи готовы. Чего не хватает? В городе на каждом этаже свои жильцы, так и в лесу, каждое дерево или кустик дает приют животным.
Давайте наши этажи леса заселим (раздать фото животных). Посмотрите на фото животного, подумайте, к какому ярусу леса оно относится, на каком лесном этаже живёт. Когда будете готовы, нужно выйти к стенду и магнитом прикрепить животное на нужный ярус. Обсудить ошибки, исправить.
Ребята, посмотрите на наш импровизированный лес: названия всех животных вы знаете? А как узнать название незнакомого животного? Сделать это можно с помощью вот такой книги. Педагог демонстрирует определитель, дает полистать и рассмотреть его. Эта книга называется определитель животных. Увидев незнакомое животное, можно по такой книге не только определить название животного, но и узнать его повадки, место обитания.
Если вы вдруг в лесу встретили животное, как нужно наблюдать? Осторожно, чтобы не напугать. А можно гладить животных? Нет, они ведь не домашние, не ручные. Можно сфотографировать, а потом попробовать узнать его название по определителю.
Посмотрите, сколько животных нашли в лесу свой дом. А как вы думаете, нужен ли человеку лес? Почему? (Место для отдыха человека. Источник ягод, грибов, лекарств. Источник древесины и других полезных продуктов.) Верно, а что нужно сделать с деревом, чтобы получить древесину? (Срубить его).
Взгляните, куда нас привело наше путешествие – слайд с изображением срубленного леса. Что мы здесь видим? Вот так выглядит лес после вырубки. Скажите, а можно теперь здесь ягоды и грибы собирать? А погулять приятно в таком лесу? Но и не вырубать лес совсем нельзя, ведь мы только что сказали, что древесина очень нужна. Вот такая проблема. И что же делать? Верно, на месте вырубленного леса нужно посадить новый.
Конечно, есть специальная лесоводческая служба, которая восстанавливает лес. Но и все желающие могут помочь вырастить новый лес. Конечно, для этого нужно хорошо подготовиться, многое узнать. Но мы с вами можем помочь лесоводам прямо сейчас. Вы хотите узнать, как?
Дело в том, что прежде чем высаживать новые деревья, нужно хорошо изучить место вырубки. Узнать, какие породы деревьев здесь росли, и насколько благоприятными были для них условия. Зная все это, можно решить, какие именно саженцы можно высаживать на этом месте.
Но вот вопрос – деревья-то уже спилили, и как же это узнать? Ребята, обо всем этом нам может рассказать спил дерева. Спил – это небольшая часть ствола дерева. Вот это и есть спил (Педагог демонстрирует спил дерева у себя в руках и на слайде). Рассмотрите его внимательно.
За долгие годы своей жизни деревья становятся свидетелями многих событий, и часть из них они «записывают» на своем особом языке. И вот такой спил – это как бы страницы биографии дерева, которые могут рассказать очень много интересного. Нужно только научиться читать их.
Мы с вами записываем информацию в виде букв и слов, и другие люди понимают наш язык. А вот понимать язык деревьев могут немногие. Вы хотите изучить этот язык и прочесть биографию дерева?
Взгляните (спилы раздаются детям), кора разных деревьев отличается, и по узору и трещинкам на коре дерева можно довольно точно определить его название, не видя ни веток, ни плодов этого дерева.
По кругам на стволе (как они называются? – годичные кольца) можно узнать и возраст дерева, и определить, насколько благоприятными были условия произрастания для этого дерева. Каждое широкое кольцо говорит нам о том, что в этот год были хорошие условия, а вот если кольцо узкое – на языке дерева это означает, что год был неблагоприятный.
А еще по спилу дерева можно узнать, нападали на него вредные насекомые, или нет. Каждый вредитель оставляет свой след, непохожий на других, под корой дерева или в древесине.
Давайте попробуем прочесть странички биографии деревьев, которые росли когда-то на этой вырубке (разделить детей на 3 группы). Ребята, эти спилы, которые вы держите в руках, появились здесь не случайно. Именно эти деревья когда-то росли на вырубке, что изображена на фото, и расшифровав их биографию, мы узнаем много полезного для того, чтобы восстановить лес.
Каждая группа будет заполнять свою страничку биографии дерева (раздать странички в группы), а все необходимое для работы вы найдете на этом столе (коллекции коры деревьев, коллекции вредителей, лупы). Итак, приступайте.
Ребята, во время работы не забывайте, пожалуйста, что другие группы тоже заняты работой, и старайтесь не шуметь, уважать друг друга.
Во время работы педагог консультирует детей, направляет работу, корректирует результаты
Итак, все уже заполнили свои странички, и мы можем прочесть биографию деревьев, которые когда-то росли на вырубке. По группам зачитывают выводы, обобщаем – это дерево сосна, условия для нее здесь благоприятные, вредителями не повреждена.
Ребята, вы отлично сделали работу! Результаты вот этого вашего маленького исследования очень важны, потому что помогут восстановить живой лес вместо срубленного на этом месте. Весной, когда лесоводы будут выбирать саженцы для посадки на этой вырубке, они воспользуются вашими данными, и благодаря вашему участию вместо срубленного скоро будет молодой лес (слайд с молодыми посадками леса на месте вырубки). А если вы захотите, посадить новый лес мы сможем вместе с вами!
Как видите,даже не выходя из кабинета, можно найти способы помогать лесу, изучать его, охранять. Сегодня мы с вами сделали только первые шаги.
Обратиться к кругу интересов. Давайте посмотрим, что мы успели сегодня увидеть и узнать? (послушать детей). Жаль, что не все мы успели изучить! Но для любознательных и активных нет ничего невозможного! Если вас по-настоящему что-то интересует, ответ обязательно найдется (можно пригласить детей на занятия в экологическое объединение, школьное лесничество, в библиотеку для изучения подборки книг на лесную тематику, к участию в природоохранной акции и т.п.).
Большое спасибо вам за работу на занятии, всего доброго!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская разработка игры-путешествия "Государство"
В разработке представлены:Сценарий игрыОтветыПрезентацияМаршрутный листДиплом победителяСертификат участникаРефлексия...
Авторская программа объединения "Путешествие в мир слова" для работы с одаренными детьми
Программа для работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиаде по литературе...
Авторская разработка Урока- путешествие.
Урок с использованием инновационных технологий....
Урок игра "Путешествие по страницам Закона, Права и Морали" . Авторская разработка Толмачевой Людмилы Владимировны
Урок игра "Путешествие по страницам Закона, Права и Морали" . Авторская разработка Толмачевой Людмилы Владимировны...
Авторская программа курса "Путешествие по странам изучаемого языка"
Программа составлена к курсу "Путешествие по странам изучаемого языка", который обеспечивает первоначальное знакомство учащихся 4 класса с историей, географией, культурными особенностями так...
Авторское пособие Лэпбук "Путешествие в зоопарк"
Использование Лэпбука "Путешествие в зоопарк" поможет учителю-логопеду провести работу по автоматизации звука (Р) в игровой форме....
Авторская методическая разработка (Урок-путешествие по английскому языку «Прогулка в осеннем саду» для начальной школы) (из опыта работы в ГБОУ школе №110)
Необычный урок-путешествие на английском языке для начальной школы. Проходит в осеннем саду. Дети читают стихи и прозу об осенней природе на английском языке....