Авторский конспект занятия. Тема:"Весна. Встречаем птиц. Звук "Л", "Ль"
план-конспект

Авторский конспект занятия. Тема:"Весна. Встречаем птиц. Звук "Л", "Ль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna._vstrechaem_ptits.zvuk_l_l.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия

по теме:   Звук «Л»-«Ль» на материале лексической темы «Весна. Встречаем птиц».

Составитель: учитель-логопед

Хрущёва Людмила Викторовна

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

 -закрепить произношение звука «Л»-«Ль»  в слогах,  словах, предложениях и тексте;

-формировать  и расширять словарь по теме «Весна. Перелетные птицы»;

- учить детей составлять пересказ текста с опорой на картинки серии;

Коррекционно-развивающие:

-развивать связную речь

-развивать фонематический слух и восприятие, языковой анализ и синтез;

- учить детей правильному образованию глаголов с различными приставками от глагола лететь; правильного  употребления  предлогов;

-развивать у детей произвольное внимание, зрительную и речевую память, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать чувство  любви к птицам и бережное отношение к окружающей среде.

- формирование  навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности.

Оборудование: картинки с изображением  перелетных птиц (ласточка ,соловей,  щегол, зяблик, клесты, журавль., лебедь,  коростель, цапля); настоящее-гнездо; раздаточный материал для  звуко-слогового анализа.; серия с/картинок  про ласточку, игрушка-ласточка.

  1. Организационный момент

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!

.

Логические задачки

Прилетели 2 чижа, 2 стрижа и 2 ужа. Сколько стало птиц всего возле дома моего?  (4)

Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 свиней. Сколько птиц? (5) Ответь скорей!

  1. Основная часть

1.Ребята, мы сегодня с вами продолжим говорить о перелетных птицах и будем различать звуки «Л»-«Ль»

Отгадайте загадку

Черный костюм, белая рубашка.

Возвратилась из-за моря

Быстрокрылая пташка      (ласточка)

Сегодня  мы познакомимся со смелой ласточкой и при этом будем правильно произносить  и различать звуки  «Л» - «Ль»

-Какой первый звук вы слышите в слове «ласточка»?

У ласточки есть друзья - перелетные птицы. Кто вспомнит птиц,  в названии которых есть звук «Ль»? (лебедь, цапля, журавль)

2.Акустико-артикуляционный образ  звука «Л»-«Ль». Чем  похожи?  Чем отличаются?

3. .Развитие фонематических процессов

 (делю детей на команды «ласточки»-«журавли»)

- замени  твёрдое   слогослияние  на мягкое

«ласточки»: Ла  ло  лу  лы  лэ

-«журавли»: -ля,  -лё,  -лю,  - ли, -ле

4. Развитие слухового, зрительного внимания.

Игра «3-й лишний»  (выделение по звукам  «Л»-«Ль»)

ласточка, щегол, лебедь---- (почему?)

Ласточка, соловей, журавль-   (почему?)

Лебедь,  клесты, поползень       (почему?)

Галка, соловей,, коростель   (почему?)

Журавли, цапля, иволга

 - Как  одним словом назвать всех этих  птиц? (Перелётные).  Почему они называются перелетными  (перелётные птицы улетают на зиму в тёплые края, а зимующие остаются)

5. Развитие фонематического восприятия, слуха. Определение места звука в словах

Команда «ласточек» находит перелётных птиц со звуком «Л»

Команда «Журавлей» находит перелетных птиц со звуком «Ль»

-Определить место звука «Л»-«Ль»

6. Физминутка

 Дидактическая игра «Улетает - не улетает» (логопед называет птицу, если она на зиму улетает,  взмахнуть руками, если остается, обнять себя  руками - присесть)

Голубь, щегол, соловей, воробей, коростель, галка, щегол, цапля, ворона. дятел

7. Пальчиковая гимнастика

Пой-ка, подпевай-ка, десять  птичек-стайка.

-Это птичка-соловей, эта птичка-воробей.

Это птичка-совушка, сонная головушка.

Это птичка-свиристель, это птичка-коростель.

Это птичка-скворушка, серенькое перышко.

Эта-зяблик. Это-стриж. Это-развесёлый чиж.

Ну, а это- злой орлан.

Птички!  Птички  по домам! (сжать пальчики в кулачки)

(И. Токмакова)

8. Звуко-буквенный анализ слов

Команда «ласточек» делает звуко-буквенный анализ со словами птицами со звуком «Л», команда «журавлей» делает звуко-буквенный анализ со словами птицами со звуком «Ль»,

- Подари каждому звуку букву.

(проверяю у каждого ребёнка индивидуально)

9. Автоматизация звуков в тексте

-Послушай рассказ. Как его можно назвать?  Читаю   рассказ   (картинки выставлены на доске.  После   прочтения   дети по цепочке  рассказывают  рассказ  по каждой картинке).

        Весной  Маша спросила бабушку:

       - А что это за птички суетятся под  крышей нашего дома?

       - Это, внученька, ласточка. Ласточка - небольшая перелетная птица.. У неё длинный раздвоенный хвост, широкий клюв и сильные крылья. Спинка. Крылья и хвост чёрные, брюшко белое, а лоб и горло красно-коричневые.

       Ласточки прикрепляют своё необычное гнездо под крышу дома или сарая. Оно вылеплено в виде чаши из маленьких комочков глины. Птички  собирают  её у воды. Приносят в клювах и скрепляют клейкой слюной. Для прочности в постройку добавляют соломинки и травинки.  Из года в год птицы возвращаются к одному и тому же месту.

      Вылупившихся  птенцов родители кормят от зари до зари кашицей из летающих насекомых: комаров, жуков, бабочек, стрекоз и вредных мух. Поэтому ласточки одни из самых полезных  птиц.

     Отношение к ней по-особому тёплое, доброе. Люди любят ласточек, хранят их гнёзда от разрушения. В народе говорят «Если ласточка строит гнездо под твоей  крышей – значит, счастье придёт в твой дом».

 10.Практическое  усвоение глагола  лететь с разными приставками и правильное употребление предлогов  (залетела в…,  вылетела из…. подлетела к…, улетела, перелетела) ,  (села на, кружит над…)

Чем отличаются птицы от животных? (птицы летают) Наша ласточка тоже летает. Расскажите, как летает наша ласточка. (показ действия ласточки: Ласточка залетела в гнездою.

  1. Итог

    О каких звуках мы сегодня говорили?

О какой птице вы узнали? Что для вас самое интересное  и привлекательное в ласточке? Как  можно отличить  ласточку от других птиц?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Тема: «Перелётные птицы»

Систематизация знаний о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни....

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИ ЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ТЕМА: «Весна»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИ ЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯТЕМА: «Весна»...

конспект занятия по лексической теме: "Весна. Перелетные птицы"

Конспект итогового занятия по лексической теме....

Конспект занятия " Признаки весны. Изменения в природе весной."

Конспект занятия " Признаки весны. Изменения в природе весной "...

Авторский конспект занятия. Тема: "Домашние животные. Звук "К", "Кь".

Авторский конспект занятия. Тема: "Домашние животные. Звук "К", "Кь"....