Коррекционно-развивающее занятие для 5-х классов "Пещера страхов"
методическая разработка по психологии (5 класс) по теме
Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости страхам, зависимости от них меняется поведение человека, он становиться неуверенным в себе. Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их проявления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены ил сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильного поведения родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличие у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг – предупредить возможность их появления и оградить детей от страхов. В связи с этим в рамках проводимой в Центре психолого-медико-социального сопровождения Недели психологии было решено провести занятие на коррекцию страхов у детей. По разным возрастным категориям. Мне выпала возможность подготовить материал для обучающихся 5-х классов. Занятие прошло очень интересно, детям не хотелось уходить, сплотилась группа, возникли доверительные отношения между ребятами. В связи с тем что данное занятие прошло с успехом, хотелось бы поделиться разработкой с другими педагогами, педагогами-психологами, возможно, кто-то проведет и посмотрит результат. Удачи, коллеги!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
medvedeva_o.m._-_peshchera_strahov.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Республики Алтай
Бюджетное образовательное учреждение Республики Алтай для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Коррекционно-развивающее занятие
с обучающимися 5-х классов:
«Необитаемый остров. Пещера страхов»
Автор-составитель:
Медведева Оксана Михайловна
Методист, педагог-психолог
Стаж работы по специальности 4,5 года
г.Горно-Алтайск
2009
Занятие в рамках Недели психологии в образовательных учреждениях Республики Алтай
«Необитаемый остров. Пещера страхов»
(для обучающихся 5-х классов)
Автор-составитель: Медведева О.М., педагог-психолог, методист
г. Горно-Алтайск
2009
Пояснительная записка
Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости страхам, зависимости от них меняется поведение человека, он становиться неуверенным в себе. Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их проявления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены ил сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильного поведения родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличие у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг – предупредить возможность их появления и оградить детей от страхов. В связи с этим в рамках проводимой в Центре психолого-медико-социального сопровождения Недели психологии было решено провести занятие на коррекцию страхов у детей. По разным возрастным категориям. Мне выпала возможность подготовить материал для обучающихся 5-х классов. Занятие прошло очень интересно, детям не хотелось уходить, сплотилась группа, возникли доверительные отношения между ребятами. В связи с тем что данное занятие прошло с успехом, хотелось бы поделиться разработкой с другими педагогами, педагогами-психологами, возможно, кто-то проведет и посмотрит результат. Удачи, коллеги!
Занятие «Необитаемый остров. Пещера страхов»
Цели:
- Развить навыки группового и межличностного взаимодействия;
- Научить детей распознавать свои страхи, помочь найти способы их преодоления;
- получить обратную связь о результативности занятия.
Материалы:
- ватман, фломастеры, карандаши простые и цветные, кисти, краски, стаканчики с водой, листы бумаги А4, ножницы.
Ход занятия
Приветствие:
Упражнение «Волна»
Ведущий предлагает детям:
- встать в круг, взяться за руки, сосредоточиться друг на друге и пожать руку соседу справа по кругу «Волна»;
- пожать руки соседу слева;
- «запустить волну» по сигналу ведущего от любого ребенка.
Ребята, у нас в центре проходит неделя психологии под названием «Морское путешествие».
Каждый день наш корабль отплывает от одного острова к другому и берет на борт новых пассажиров. Вот и сегодня на борт нашего корабля мы взяли вас и продолжаем путешествовать.
Упражнение «Кораблик»
Ведущий объясняет, дети выполняют движения:
«Представьте себе, что вся наша группа оказалась на большом океанском корабле, совершающем рейс через Атлантику. Наше путешествие было приятным и интересным. Однако в тропических широтах корабль попал в шторм ужасающей силы. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире, прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу влево – прижмите к полу правую ногу. Правая нога напряжена, левая расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола. Выпрямились! Расслабились! Качнуло в правую сторону – прижимаем левую ногу. Напряжена левая нога, правая нога расслаблена.
Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох-выдох!
Стало палубу качать.
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем!»
Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом для левой. Ведущий обращает внимание детей на напряженное и расслабленное состояние мышц ног.
Наше положение было усугублено тем, что в трюме вспыхнул пожар, мгновенно распространившийся по всему судну. К счастью, со шлюпкой проблем не было.
Шторм продолжался всю ночь, и стих только к утру. Ваши шлюпки разбились о рифы. Вы устали, замерзли, намучились. Но на горизонте увидели землю. Обрадованные вы устремились к берегу.
Упражнение «Переправа»
Ребята, вам необходимо выбрать себе попутчика, держаться с помощью «плашек-щепок» и доплыть, до острова. Вам нужно перебраться на другую сторону с помощью вот этих «плашек-щепок» (листы бумаги А4 пополам, по 2 шт. каждому ребенку).
Добравшись, вы должны проверить всех своих товарищей, чтобы никто не потерялся.
Теперь вы идете осматривать остров, на который вы попали.
Дети делятся на 2 группы.
Упражнение «Остров»
1-я группа идет рисовать на ватмане рисунок острова, на который они попали (каждый из детей должен приложить свои усилия – что-то нарисовать на общем рисунке).
2-я группа строят остров – обустраиваются, строят пещеру.
Через некоторое время группы меняются местами. Для того чтобы каждый мог поучаствовать и в одном и в другом мероприятии.
После того как задание выполнено. Ведущий показывает всем ребятам их совместный рисунок острова.
(остров строиться из мягких модулей, кресел и других предметов, которые имеются в тренинговом зале).
Упражнение «Рисуем страхи»
После чего дети рассаживаются на воображаемом острове (на ковре) по кругу, представляя себе в центре костер (если имеется светильник в виде огня, то можно использовать его). Наступает ночь (выключить свет, включить светомузыку или огоньки). Задача ребят по кругу сидя у костра рассказать о своих страхах. Кто чего боится, если нет страха своего, пусть назовет чужой страх.
После того, как все дети выскажутся, наступает день. Детям предлагается нарисовать свои страхи на бумаге. Это будет первый шаг к победе над страхом.
Пока рисунки сохнут, вновь наступает ночь. Детям предлагается поиграть в игру – «Маленькие приведения».
Упражнение «Маленькое привидение»
«Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (предложить участникам группы продемонстрировать как они будут пугать остальных. Например, приподнимать со гнутые в локтях руки, растопырить пальцы и т.д.), и произносить страшным голосом звук “У”. Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить “У”, если я буду громко хлопать, вы будете пу гать громко. Но помните, что мы добрые приви дения и хотим только слегка пошутить». В это время включить светомузыку.
Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»
Упражнение «Ритуал уничтожения страхов»
Второй шаг к победе над страхом – это его уничтожение.
Детям предлагается порвать рисунки на мелкие кусочки, разрезать ножницами, смять, растоптать или даже разукрасить страх и т.д.
После ритуала дети вновь собираются на ковре, берутся за руки, произносят слова позитивной установки, например: «Мы можем победить свои страхи!»
Упражнение «Возвращение»
Ребята мы жили с вами на острове какое-то время, прошел месяц. Чему мы научились на острове, что в нас самих изменилось?
Но все это время мы не отчаивались, постоянно ждали, что проплывет какой–нибудь корабль и заберет нас домой. И вот кто-то из нас вдруг видит, что на горизонте появился корабль. Это ваш шанс, поэтому нужно постараться любым способом привлечь к себе внимание.
Необходимо взять одного ребенка за руку и отвести в другую половину зала- он капитан этого корабля. Его задача: плыть по морю и смотреть вокруг. Вдруг он замечает на острове какие-то движущиеся точки, подплывает поближе и видит ребят. Педагог спрашивает: кто из детей был заметнее остальных. Капитан должен назвать детей по именам, проверить, все ли на месте, не потерялся ли кто, и взять на свой корабль.
Упражнение «Золотая рыбка»
В руках у ведущего игрушка «золотая рыбка».
Ведущий. На борт нашего нового корабля волной принесло золотую рыбку, которая может исполнять желания.
Ведущий передает рыбку по кругу и предлагает каждому участнику загадать заветное желание: одно или несколько, которые можно произнести вслух или не называть, а только задумать и при этом тихонько рассказать (прошептать) рыбке. Теперь капитан корабля должен отпустить рыбку в море, чтобы желания обязательно сбылись.
Обсуждение итогов занятия
Обязательно обсудите чувства участников группы. Пусть они скажут о том, что им понравилось, что удивило, обра довало на занятии, что получилось, чем довольны, что запомнилось.
Прощание
Литература:
- Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка». – СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. – 448 с.; ил.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2005. – 160 с. (В помощь психологу.).
- Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия. – М.: АРКТИ, 2004. – 72 с. (Развитие и воспитание).
- Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практичекие рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2002 – 128 с. (Серия «Практичекая психология»).
- Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2003. – 176 с.: илл. – (Психологическая работа с детьми).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.
Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно- развивающих логопедических занятиях с учащимися с нарушениями чтения
Чтение остаётся основным способом получения новых знаний. Но не все дети в необходимой степени овладевают этим навыком. Дислексические нарушения поддаются коррекции.Конспект занятия. 2 класс. Тема: "С...
КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего комплексного занятия с использованием ИКТ для детей среднего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью «Продукты питания. Морепродукты»
сформировать представления о морепродуктах и способах их приготовления...
Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"
Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...
"Кто ты, какой ты? коррекционно - развивающее интегрированное занятие
Коррекционно - развивающее интегрированное занятие "Кто ты, какой ты?. Форма проведения "Своя игра".Коррекционные цели: способствовать позитивному отношению к себе, принятию себя, ощущению собственног...
Коррекционно-развивающее групповое занятие "Насекомые"
Конспект занятия с учащимися 3 класса (8 вид, 1 вариант)...
Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия.
Цель занятия: коррекция агрессивных проявлений у детей.Задачи занятия:- создание в группе доверительной обстановки;- тренировка умения выражать свои эмоции в мимике, пантомимике;- развитие навыков общ...