Изучение толерантности в образовательном учреждении
статья по психологии (9 класс) по теме
В настоящее время термин «толерантность» является весьма употребительным. Его используют как в научной и популярной литературе, так и в политических дискуссиях и средствах массовой информации. Термин используют при решении широкого спектра прикладных задач. Однако необходимо заметить, что даже в научно-педагогической литературе не достигнуто согласия по поводу определения данного понятия: авторы предлагают свое видение и понимание толерантности.В ноябре-декабре 2011 года нами были проведены традиционные мониторинги толерантности в нашем образовательном учреждении.Используемые методики:
1. Опросник «Многофакторное исследование толерантности»
Ю.Д. Бабаева и П.А. Сабадош;
2. Опросник «Ценностные ориентации», С. Шварц;
3. Опросник «Исследование агрессивности в школе», А. Басса и А. Дарки;
4. Опросник «Исследование уровня эмпатийных тенденций», В.В. Бойко;
5. Опросник «Ценностные ориентации», М. Рокич;
6. Опросник «Эмоциональные и ценностные ориентации», Б.И. Додонова.
Многофакторное исследование толерантности (МИТ) было проведено на основе «Руководства по использованию опросника МИТ», Ю.Д. Бабаева, П.А.Сабадош, изд. Москва, МАТИ, 2008 года.С результатами исследования можно познакомиться в моей статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogiko.docx | 190.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗУЧЕНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Ерогина Нина Васильевна
психолог
Центр образования № 1453 города Москвы
ninaerogina@mail.ru
В настоящее время термин «толерантность» является весьма употребительным. Его используют как в научной и популярной литературе, так и в политических дискуссиях и средствах массовой информации. Термин используют при решении широкого спектра прикладных задач. Однако необходимо заметить, что даже в научно-педагогической литературе не достигнуто согласия по поводу определения данного понятия: авторы предлагают свое видение и понимание толерантности.
Выделяют несколько подходов к определению понятия толерантности:
на основе анализа языков и содержащихся в них представлений; на основе устоявшегося значения термина толерантность в отдельных областях науки;
на основе связи толерантности с эмоционально-мотивационной и ценностно-смысловой сферами личности, и другие подходы.
Построение понятия толерантности на основе анализа современных языков и содержащихся в них обыденных, житейских представлений позволяет подчеркнуть, с одной стороны, разнообразие и множественность оттенков, которые приобретает понятие «толерантность», благодаря национальному своеобразию и культуре, а, с другой стороны, некий общий, единый смысл, который и отражает сущность этой категории. Толерантность - слово латинского происхождения «tolerantia» - терпение, терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.
Tolerancia (испанский): способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения. Tolйrance (французский): отношение, при котором допускается, что другие могут думать и действовать иначе, нежели ты сам. Tolerance (английский): готовность быть терпимым и снисходительным. Tolerate (английский, терпеть): допускать, разрешать (осуществление практики, действия, поведения), предоставлять возможность (личности, религиозной секте, мнению) существовать, не вмешиваясь в их дела и не ущемляя их, признавать различия в религиозных воззрениях и при этом не допускать дискриминации. Kuan rong (китайский): позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. Tasamul’ (арабский): прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
Толерантность, толерантный (русский): способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо или кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо, кому-либо.
По мнению Б.Э. Риердон, «каждое определение выражает сущность толерантности: требование уважать права других быть такими, какие они есть; не допускать причинения им вреда, поскольку причинение вреда другому означает причинения вреда всем, в том числе и себе самому». [1]
В психологии и медицине толерантность как термин имеет четкое устоявшееся значение: устойчивость организма к внешним воздействиям. На этом построены психологические определения: «Толерантность – это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимодействий с собой и окружающим миром». [2]
Высокий статус проблемы толерантности в современном обществе зафиксирован в ряде международных документов. Среди них – Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО. В ней приведено развернутое определение данного понятия.
Статья 1 – Понятие толерантности.
1.1 Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
1.2 Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
1.3 Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных актах в области прав человека.
1.4 Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений, и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Определение толерантности через ценностное отношение к людям не случайно. Традиционно толерантность принято было трактовать как терпимость к другим. Однако в последнее время многие исследователи все чаще высказываются против понимания толерантности как снисходительно-равнодушного отношения к людям. Индифферентной терпимости противопоставляется интерес к другому (Е.Ю. Клепцова), принятие, уважение и утверждение культурных различий (Г.Д. Дмитриев), позитивный образ иной культуры (Н.М. Лебедева, Ф.М. Малхозова), настроенность на диалог с другим (Р.Р. Валитова), установка на взаимное изменение позиций в ходе такого диалога (В. Лекторский), сочувствие и сострадание к другому, признание ценности многообразия культур (А.Г. Асмолов, В.В. Глебкин, У.Г. Солдатова).
В ноябре-декабре 2011 года нами были проведены традиционные мониторинги толерантности в нашем образовательном учреждении. Комплексные мониторинговые исследования дают обширный материал для анализа воспитательной ситуации учреждения, успешности воспитательного процесса и необходимости изменения некоторых направлений воспитательной работы, как и материал для построения и планирования индивидуальных воспитательных траекторий. При этом стоит заметить, что воспитательная среда любого образовательного учреждения проходит определенную цикличность (повторяемость) каждые 5-7 лет, так как меняется контингент воспитанников. Каждое следующее поколение требует свои подходы в организации воспитательной работы, тем не менее, анализ наиболее эффективных форм, приемов и методов, учет ошибок, позволяют сделать этот процесс результативнее.
Приведем пример результатов на основе двух классов из трех имеющихся в ОУ параллели 9-ых классов, классы обозначены условно * и **.
В мониторинге принимали участие обучающиеся 9* класса (25 человек: 16 девушек и 9 юношей) и обучающиеся 9** класса (23 человека: 16 девушек и 7 юношей). Всего - 48 обучающихся в возрасте 14-15 лет.
Используемые методики:
- Опросник «Многофакторное исследование толерантности»,
- Ю.Д. Бабаева и П.А. Сабадош;
- Опросник «Ценностные ориентации», С. Шварц;
- Опросник «Исследование агрессивности в школе», А. Басса и А. Дарки;
- Опросник «Исследование уровня эмпатийных тенденций», В.В. Бойко;
- Опросник «Ценностные ориентации», М. Рокич;
- Опросник «Эмоциональные и ценностные ориентации», Б.И. Додонова.
Многофакторное исследование толерантности (МИТ) было проведено на основе «Руководства по использованию опросника МИТ», Ю.Д. Бабаева, П.А.Сабадош, изд. Москва, МАТИ, 2008 года. Данный вопросник учитывает следующие базовые характеристики феномена толерантности:
1. Полиморфность – т.е. разнообразие видов толерантности.
2. Предпосылками толерантности как сформировавшегося типа морали служат определенные индивидуальные свойства, характеризующие степень интеллектуального и морального развития личности.
3.В связи с неблагоприятными ситуативными факторами индивидуальный уровень толерантности подвержен колебаниям.
4.Генерализованность толерантных установок – признак сформированности толерантного типа морали.
По результатам поведения опроса «Многофакторное исследование толерантности» были получены следующие результаты (Табл. 2 и 3).
Таблица 2.
Многофакторное исследование толерантности
(по классам)
Сводная таблица по классам | Уровень значения | |||||
высокое | среднее | низкое | ||||
9* кл | 9** кл | 9* кл | 9** кл | 9* кл | 9** кл | |
ОБЪЕКТИВНЫЕ ШКАЛЫ | ||||||
старшие | 20 | 9 | 60 | 74 | 20 | 17 |
национальность | 16 | 9 | 64 | 82 | 20 | 9 |
религия | 20 | 13 | 68 | 61 | 12 | 26 |
маргиналы | 16 | 17 | 80 | 70 | 4 | 13 |
нормы поведения | 24 | 17 | 68 | 53 | 8 | 30 |
искусство | 16 | 13 | 76 | 65 | 8 | 22 |
противоположный пол | 16 | 13 | 80 | 74 | 4 | 13 |
преступники | 13 | 22 | 72 | 56 | 12 | 22 |
больные | 12 | 26 | 72 | 57 | 16 | 17 |
чужаки | 16 | 30 | 80 | 54 | 4 | 16 |
СУБЪЕКТИВНЫЕ ШКАЛЫ | ||||||
импульсивность - рефлексивность | 12 | 13 | 76 | 61 | 12 | 26 |
предвзятость - плюрализм | 16 | 17 | 76 | 70 | 8 | 13 |
ригидность - гибкость | 12 | 13 | 80 | 65 | 8 | 22 |
агрессивность - миролюбие | 12 | 17 | 72 | 70 | 16 | 13 |
ОБЩИЙ ИНДЕКС ТОЛЕРАНТНОСТИ | ||||||
средний показатель | 16 | 17 | 76 | 70 | 8 | 13 |
Таблица 3.
Многофакторное исследование толерантности
(по гендерному принципу)
Сводная таблица по гендерному принципу | Уровень значения | |||||
высокое | среднее | низкое | ||||
юноши | девушк | юноши | девушк | юноши | девушк | |
ОБЪЕКТИВНЫЕ ШКАЛЫ | ||||||
старшие | 16 | 12,5 | 62 | 75 | 22 | 12,5 |
национальность | 9 | 19 | 75 | 68,5 | 16 | 12,5 |
религия | 12,5 | 25 | 62,5 | 69 | 25 | 6 |
маргиналы | 12,5 | 25 | 78,5 | 69 | 9 | 6 |
нормы поведения | 22 | 19 | 56 | 68,5 | 22 | 12,5 |
искусство | 16 | 12,5 | 78 | 56,5 | 6 | 31 |
противоположный пол | 6 | 31 | 85 | 63 | 9 | 6 |
преступники | 16 | 25 | 65 | 62,5 | 19 | 12,5 |
больные | 16 | 25 | 68 | 56 | 16 | 19 |
чужаки | 28 | 12.5 | 88 | 68.5 | 6 | 19 |
СУБЪЕКТИВНЫЕ ШКАЛЫ | ||||||
импульсивность - рефлексивность | 16 | 6 | 65 | 75 | 19 | 19 |
предвзятость - плюрализм | 9 | 25 | 42 | 62,5 | 9 | 12,5 |
ригидность - гибкость | 12,5 | 12,5 | 68,5 | 78,5 | 19 | 9 |
агрессивность - миролюбие | 12,5 | 19 | 75 | 62 | 12,5 | 19 |
ОБЩИЙ ИНДЕКС ТОЛЕРАНТНОСТИ | ||||||
средний показатель | 19 | 12,5 | 72 | 75 | 9 | 12,5 |
Рис. 1. Многофакторное исследование толерантности (по классам)
Рис. 2. Многофакторное исследование толерантности (по гендерному принципу)
С. Шварц утверждает на основании анализа определений психологических ценностей в обширном списке исследований, что, несмотря на большое число определений понятия "ценность", почти все определения обладают пятью общими чертами. Ценности принимают как:
а) убеждение (в чем-то) или верование (во что-то);
б) представление состояния или поведения как желаемого (цель);
в) нечто, значимость чего выходит за обычные границы;
г) средства отбора или оценки событий и поведения;
д) средства для упорядочивания событий по относительной важности.
Автор построил теорию "универсальных типов ценностей", в основу которой была положена гипотеза о наличии у людей любой культуры "универсальной структуры ценностей", состоящей из отделенных друг от друга "мотивационных областей". Были получены следующие результаты (Табл.4 и 5).
Таблица 4.
Результаты исследований по методике С. Шварца
«Универсальные типы ценностей» (по классу)
Сводная таблица по классу | Уровень значения | |||||
высокое | среднее | низкое | ||||
9* кл | 9** кл | 9* кл | 9** кл | 9* кл | 9** кл | |
конформность | 20 | 22 | 72 | 65 | 8 | 13 |
традиции | 12 | 17 | 84 | 66 | 4 | 17 |
универсализм | 4 | 17 | 84 | 70 | 12 | 13 |
самостоятельность | 16 | 35 | 76 | 48 | 8 | 17 |
стимуляция | 8 | 26 | 84 | 74 | 8 | 0 |
гедонизм | 12 | 26 | 56 | 61 | 32 | 13 |
власть | 24 | 35 | 76 | 61 | 0 | 4 |
безопасность | 12 | 17 | 76 | 70 | 12 | 13 |
Таблица 5.
Результаты исследований по методике С. Шварца
«Универсальные типы ценностей» (по гендерному принципу)
Сводная таблица по гендерному принципу | Уровень значения | |||||
высокое | среднее | низкое | ||||
юнош | девушк | юнош | девушк | юнош | девушк | |
конформность | 19 | 25 | 75 | 56 | 6 | 19 |
традиции | 16 | 12,5 | 75 | 75 | 9 | 12,5 |
универсализм | 9 | 12,5 | 81 | 68,5 | 9 | 19 |
самостоятельность | 12,5 | 50 | 68,5 | 50 | 19 | 0 |
стимуляция | 16 | 19 | 81 | 75 | 3 | 6 |
гедонизм | 16 | 25 | 78 | 19 | 6 | 56 |
власть | 25 | 38 | 72 | 62 | 3 | 0 |
безопасность | 16 | 12,5 | 68 | 81,5 | 16 | 6 |
Рис. 3. Результаты исследований по методике С. Шварца
«Универсальные типы ценностей» (анализ по классам)
Рис. 4. Результаты исследований по методике С. Шварца
«Универсальные типы ценностей» (по гендерному принципу)
Одним из наиболее часто используемых методов изучения агрессии является опросник Басса-Дарки, в котором учитываются различные формы агрессивных реакций. При составлении вопросов А.Басс и А.Дарки пользовались следующими принципами:
1) вопрос может относиться только к одной форме агрессии;
2) вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние на ответ общественного одобрения или неодобрения.
Это достигается тремя способами:
а) в содержании ответа заключено предположение о том, что неодобрительное, с точки зрения общества, состояние (например, потеря самообладания) уже наступило и речь идет только об указании способа его выражения, что создает акцент на описании поведения и уводит от оценки его причин;
б) вопросы сформулированы так, чтобы оставалась возможность для оправдания описываемого агрессивного поведения;
в) использование привычных разговорных оборотов, штампов, которыми люди пользуются довольно часто при описании своего внутреннего состояния и поведения.
Были получены следующие результаты (Табл.6 и 7).
Таблица 6.
Результаты исследования агрессии по методике Басса-Дарки
(сведения по классам)
Сводная таблица по классу | Уровень значения | |||||
высокое | среднее | низкое | ||||
9* кл | 9** кл | 9* кл | 9** кл | 9* кл | 9** кл | |
физическая агрессия | 28 | 17 | 60 | 70 | 12 | 13 |
косвенная агрессия | 32 | 30 | 52 | 66 | 16 | 4 |
раздражение | 28 | 17 | 60 | 70 | 12 | 13 |
негативизм | 36 | 26 | 52 | 65 | 12 | 9 |
обида | 36 | 35 | 56 | 52 | 8 | 13 |
подозрительность | 32 | 35 | 68 | 61 | 0 | 4 |
вербальная агрессия | 28 | 13 | 58 | 65 | 16 | 22 |
чувство вины | 24 | 35 | 72 | 56 | 4 | 9 |
враждебность | 28 | 13 | 64 | 78 | 8 | 9 |
агрессивность | 28 | 17 | 60 | 66 | 12 | 17 |
Таблица 7.
Результаты исследования агрессии по методике Басса-Дарки
(сведения по гендерному принципу)
Сводная таблица по гендерному принципу | Уровень значения | |||||
высокое | среднее | низкое | ||||
юнош | девушк | юнош | девушк | юнош | девушк | |
физическая агрессия | 25 | 19 | 59 | 75 | 16 | 6 |
косвенная агрессия | 25 | 44 | 66 | 50 | 9 | 6 |
раздражение | 19 | 31 | 75 | 63 | 16 | 6 |
негативизм | 36 | 38 | 48 | 62 | 16 | 0 |
обида | 25 | 56 | 62,5 | 38 | 12,5 | 6 |
подозрительность | 36 | 44 | 61 | 56 | 3 | 0 |
вербальная агрессия | 16 | 31 | 56 | 69 | 28 | 0 |
чувство вины | 31 | 25 | 60 | 75 | 9 | 0 |
враждебность | 6 | 50 | 85 | 34 | 9 | 6 |
агрессивность | 22 | 25 | 56 | 75 | 22 | 0 |
Рис. 5. Результаты исследования агрессии по методике Басса-Дарки
(сведения по классам)
Рис. 6. Результаты исследования агрессии по методике Басса-Дарки
(сведения по гендерному принципу)
Предлагаемая ниже методика В.В. Бойко используется для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.
Результаты приведены в сводной таблице мониторинга толерантности. (Табл. 8).
Опросник М. Рокича «Ценностные ориентации личности» направлен на выявление ценностно-мотивационной сферы человека. Данная методика позволяет определить отношение личности к себе, к миру, к окружающим, а также выяснить основные жизненные принципы и приоритеты. «Ценностные ориентации личности» основаны на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич выделяет два класса ценностей: терминальные и инструментальные.
Результаты приведены ниже в сводной таблице мониторинга толерантности. (Табл. 8).
Для классификации эмоций Б.И.Додонов выбирает полуэмпирический, по его выражению, путь, при котором он шел не от потребностей к эмоциям, а от предварительно собранного огромного сырого материала о «ценных» переживаниях к «просвечивающим» через них корреспондентным потребностям, положенным в основание классификации. Б.И.Додонов выделяет 10 видов таких эмоций:
а) альтруистические эмоции; б) коммуникативные эмоции потребности; в) глорические эмоции; г) праксические эмоции; д) пугнические; е) романтические эмоции ; ж) акизитивные эмоции; з) гедонистические эмоции; и) гностические эмоции; к) эстетические эмоции. Результаты приведены в сводной таблице мониторинга толерантности (Табл. 8).
Таблица 8.
Результаты мониторинга толерантности
Критериальные составляющие толерантности | ОУ | Классы | Половая принадлежность | |||||
*** | 9* | 9** | ЖЕН | МУЖ | ||||
«Многофакторное исследование толерантности», Ю.Д. Бабаева, П.А. Сабадош | ||||||||
старшие | ниже | выше | ниже | ниже | ниже | |||
национальность | ниже | ниже | норма | выше | ниже | |||
религия | норма | выше | ниже | норма | норма | |||
маргиналы | выше | выше | ниже | выше | ниже | |||
нормы | выше | выше | ниже | выше | ниже | |||
искусство | выше | выше | ниже | выше | ниже | |||
гендер | выше | выше | выше | выше | ниже | |||
преступники | выше | выше | выше | выше | выше | |||
больные | выше | ниже | выше | выше | ниже | |||
чужаки | выше | выше | выше | выше | ниже | |||
рефлексия | ниже | норма | ниже | ниже | ниже | |||
плюрализм | норма | выше | ниже | выше | ниже | |||
гибкость | ниже | ниже | ниже | ниже | ниже | |||
миролюбие | выше | выше | выше | выше | ниже | |||
общая толерантность | выше | выше | ниже | выше | ниже | |||
«Ценностные ориентации», С. Шварц | ||||||||
конформность | норма | выше | ниже | выше | ниже | |||
традиции | ниже | выше | ниже | ниже | ниже | |||
универсализм | выше | ниже | ниже | ниже | ниже | |||
самостоятельность | ниже | ниже | ниже | ниже | ниже | |||
стимуляция | выше | выше | выше | выше | выше | |||
гедонизм | ниже | ниже | выше | выше | ниже | |||
власть | выше | выше | выше | выше | выше | |||
безопасность | ниже | ниже | ниже | ниже | ниже | |||
«Исследование агрессивности в школе», А. Басса и А. Дарки | ||||||||
физическая агрессия | ниже | ниже | ниже | ниже | выше | |||
косвенная агрессия | выше | выше | выше | выше | выше | |||
раздражение | выше | выше | выше | выше | выше | |||
негативизм | выше | выше | выше | выше | ниже | |||
обида | выше | выше | выше | выше | выше | |||
подозрительность | выше | выше | выше | выше | выше | |||
вербальная агрессия | ниже | выше | ниже | ниже | выше | |||
чувство вины | выше | выше | выше | выше | выше | |||
враждебность | выше | выше | выше | выше | выше | |||
агрессивность | норма | выше | норма | ниже | выше | |||
«Исследование уровня эмпатийных тенденций», В.В. Бойко | ||||||||
рациональная эмпатия | ниже | ниже | ниже | ниже | ниже | |||
эмоциональная эмпатия | выше | выше | ниже | выше | ниже | |||
интуитивная эмпатия | ниже | ниже | выше | ниже | ниже | |||
эмоциональные установки | ниже | ниже | ниже | ниже | ниже | |||
проникающая способность | норма | ниже | выше | выше | ниже | |||
идентификация | ниже | ниже | ниже | норма | ниже | |||
«Ценностные ориентации», М. Рокич | ||||||||
активная деятельность | ниже | ниже | ниже | ниже | ниже | |||
жизненная мудрость | выше | выше | выше | выше | норма | |||
здоровье | ниже | выше | ниже | ниже | выше | |||
интересная работа | ниже | ниже | ниже | ниже | ниже | |||
красота природы | выше | выше | ниже | выше | выше | |||
любовь | выше | ниже | выше | ниже | выше | |||
материальная обеспеченность | ниже | ниже | ниже | ниже | ниже | |||
друзья | выше | выше | выше | ниже | выше | |||
общественное признание | выше | выше | норма | норма | выше | |||
познание | выше | выше | выше | выше | ниже | |||
продуктивная жизнь | выше | выше | выше | выше | выше | |||
развитие | выше | выше | выше | выше | выше | |||
развлечения | ниже | ниже | ниже | ниже | ниже | |||
свобода | ниже | ниже | норма | ниже | выше | |||
семейная жизнь | норма | ниже | выше | ниже | выше | |||
счастье в других | выше | ниже | выше | выше | норма | |||
творчество | норма | ниже | выше | выше | ниже | |||
уверенность в себе | ниже | ниже | ниже | ниже | выше | |||
аккуратность | выше | ниже | выше | норма | выше | |||
воспитанность | норма | ниже | выше | ниже | выше | |||
высокие запросы | выше | выше | выше | выше | ниже | |||
жизнерадостность | выше | выше | норма | ниже | выше | |||
исполнительность | выше | выше | выше | выше | ниже | |||
независимость | ниже | ниже | ниже | ниже | ниже | |||
непримиримость к недостаткам | ниже | выше | ниже | ниже | выше | |||
образованность | выше | выше | ниже | ниже | выше | |||
ответственность | выше | ниже | выше | ниже | выше | |||
рационализм | выше | выше | ниже | ниже | ниже | |||
самоконтроль | выше | выше | выше | выше | норма | |||
смелость | выше | выше | ниже | выше | ниже | |||
твердая воля | ниже | ниже | ниже | ниже | ниже | |||
терпимость | ниже | ниже | выше | ниже | ниже | |||
широта взглядов | выше | выше | ниже | выше | выше | |||
честность | ниже | ниже | ниже | ниже | выше | |||
эффективность в делах | ниже | ниже | ниже | выше | ниже | |||
чуткость | ниже | ниже | выше | ниже | ниже | |||
«Эмоциональные и ценностные ориентации», Б.И. Додонова | ||||||||
романтические | выше | ниже | выше | выше | выше | |||
акизитивные | выше | ниже | выше | выше | выше | |||
праксические | ниже | ниже | ниже | ниже | ниже | |||
глорические | выше | выше | выше | выше | выше | |||
гедонистические | выше | выше | ниже | выше | выше | |||
альтруистические | выше | выше | ниже | выше | выше | |||
гностические | выше | выше | выше | выше | выше | |||
пугнические | ниже | ниже | выше | выше | ниже | |||
коммуникативные | ниже | ниже | ниже | ниже | ниже | |||
эстетические | ниже | выше | ниже | норма | ниже |
На основании проведенных диагностических исследований мы смогли выявить основные тенденции и некоторые результаты:
- средний показатель толерантности по показателям образовательного учреждения в целом выше в сравнении со средними значениями и стандартными отклонениями (МИТ), при этом в 9* классе выше нормы, в 9** ниже нормы; толерантность девочек, в целом, выше нормы, а мальчиков – ниже нормы;
- средние показатели толерантности по исследуемым шкалам: выше толерантность к маргиналам, нормам, противоположному полу, преступникам, больным, чужакам; высокий уровень миролюбия; ниже толерантность к национальностям, старшим, ниже показатели гибкости и рефлексии;
- средний уровень конформности (податливость человека реальному или воображаемому давлению группы), низкий уровень ценностей: безопасность, гедонизм, самостоятельность, традиции; больше ценятся власть, универсализм, стимуляции; интересен факт, что девочки высоко ценят конформность, а мальчики не ценят; также у девочек высокий уровень оценивания гедонизма, а у мальчиков этот показатель ниже нормы (методика С. Шварца);
- средние показатели агрессии: физической и вербальной ниже в образовательном учреждении в сравнении со средними значениями и стандартными отклонениями (МИТ), агрессивность в пределах нормы, но выше подозрительность, раздражение, обида и чувство вины (методика Басса-Дарки); при этом уровень вербальной агрессии девочек низкий, а мальчиков – высокий;
- эмпатия (методика Бойко) во всех проявлениях, кроме эмоциональной, ниже, чем средние показатели других образовательных учреждений;
- анализ ценностных ориентаций показывает, что обучающиеся нашего образовательного учреждения высоко ценят друзей, жизненную мудрость, красоту природы, познание, развитие, счастье, жизнерадостность, исполнительность, ответственность, самоконтроль и широту взглядов; менее значимыми для ребят являются такие ценности, как здоровье, чуткость, честность, независимость, твердая воля, активная деятельность; мальчики высоко ценят здоровье, любовь, честность, свободу, уверенность в себе, а девочки - творчество, исполнительность, эффективность в делах;
- высокий уровень имеют следующие ценностные ориентации: романтические, акизитивные (материальная мотивация), глористические (потребность в самоутверждении, славе, почете), гедонистические, альтруистические, гностические, на низком уровне при выборе обучающихся оказались коммуникативные, эстетические, практические и пугнические (потребность в определении опасности) ценностные ориентации.
Результаты проведенных мониторингов толерантности позволяют своевременно корректировать и моделировать воспитательную работу с обучающимися, выявлять и предупреждать проблемы, прогнозировать результаты деятельности, моделировать траекторию индивидуального воспитания, а также планировать воспитательный процесс с учетом особенностей отдельных групп обучающихся.
Процесс проведения мониторинга толерантности уже сам по себе привлекает внимание воспитанников к данной проблеме, позволяет задуматься над собой, корректировать свое поведение и отношение к окружающим, осознавать (понимать) суть различных процессов, способов поведения отдельных людей и, или различных групп как на уровне класса, так и на других уровнях (в образовательном учреждении, в семье, в городе, в стране и т.д.). Мониторинг толерантности считаем важным в своей работе. Изучение состояния вопроса и использование результатов в педагогической практике – важное условие достижения стандартов образования и выполнения требований, предъявляемых к современной школе.
Литература
- Асмолов, А.Г. Психология обыкновенного фанатизма // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. – М.: МГУ, 2001. 24-32с.
- Бадаева Ю.Д. Диагностика толерантности: руководство по использованию опросника «Многофакторное исследование толерантности» // Ю.Д. Бадаева, П.А. Сабадош, М.: МАТИ, 2008, 13-19с.
- Декларация принципов толерантности, утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. [Текст] // Б.Э Риэрдон Толерантность – дорога к миру. – М.: «Бонфи», 2001. – 260-266с.
- Солдатова, Г.У. Толерантность: психологическая устойчивость и нравственный императив [Текст] / Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности. Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. - М.: МГУ, 2003. – 7с.
- Леонтьев, А.А. Психолингвистическая экспертиза ксенофобии в средствах массовой информации [Текст] / А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Психолингвистическая экспертиза ксенофобии в средствах массовой информации: Методические рекомендации для работников правоохорнительных органов. М., изд. «Смысл», 2003. – 81с.
- Большой психологический словарь, М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
- Век толерантности: Научно-публицистический вестник. – М.: МГУ, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Расширение границ межкультурной и межконфессиональной толерантности воспитательного пространства образовательных учреждений
Данный доклад поможет педагогам понять принципы построения и формирования межкультурной и межконфессиональной толерантности в образовательном учреждении....
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СОШ №8корпус 2 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
В 1991 году решением коллегии Госкомитета образования от 13.07.90г.№14/4 официально...
Воспитание толерантной личности в условиях поликультурного пространства образовательного учреждения
Поликультурная направленность образования получает все больше признание в мировой практике, разрабатываются принципы и пути внедрения культуроведческого содержания в образовательные программы....
День толерантности в образовательном учреждении
Актуальность обучения детей и подростков принципам толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности, необходимые для общего выживания и свободного развития. В...
Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения к детям с ОВЗ всех участников образовательного процесса.
В данной статье представлены особенноти работы образовательного учреждения (педагогов, специалистов, родителей) по отношению к детям с особыми потребностями...
Описание опыта международного взаимодействия образовательных учреждений в воспитании толерантности
Аннотация к статье.Темой данной работы является описание опыта международного взаимодействия образовательных учреждений в воспитании толерантности. Целью настоящей статьи является формирование у детей...
Формирование толерантности подростков в образовательном процессе современного образовательного учреждения
Толерантная образовательная среда в отдельно взятой группе является основой толерантной образовательной системы образовательного учреждения в целом и строится на принципах гуманизации, интеграции, кул...