СОВМЕСТНАЯ РАБОТА СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СОШ №8корпус 2 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
статья на тему
В 1991 году решением коллегии Госкомитета образования от 13.07.90г.№14/4 официально введен институт социальных педагогов. Это сделано не случайно. Наши дети на современном этапе находятся в неблагополучной сфере детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_socialnogo_pedagoga_v_usloviyah.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СОШ №8корпус 2 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
ПО ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ И ПРАВ РЕБЕНКА.
В 1991 году решением коллегии Госкомитета образования
от 13.07.90г.№14/4 официально введен институт социальных педагогов.
Это сделано не случайно. Наши дети на современном этапе находятся в неблагополучной сфере детства.
Увеличилась детская смертность, ухудшилось здоровье и питание, быт, досуг, увеличилась детская безнадзорность, преступность и социальное сиротство, жестокое обращение с детьми, насилие, детский алкоголизм, токсикомания и наркомания. Поиск путей решения проблем привели к необходимости введения новых специальностей для решения задач воспитания, развития и социализации личности. В школе появились такие профессии, как педагог-психолог, педагог дополнительного образования, социальный педагог. У каждого из них своя квалификационная характеристика своя роль, свое место назначения в образовательном процессе.
Всем нам совершенно понятно, что исходной сферой социализации является семья, которую социальная педагогика рассматривает как первичную ячейку общества, осуществляющую воспитательную коммуникативную и ряд других функций.
А поэтому работа с семьей – одно из основных направлений нашей деятельности. На диагностику семьи учащегося мы выходим еще до поступления ребенка в школу. В течение февраля, марта проводим собеседование психолога с ребенком и родителями.
Обязательно проводим обследование детей логопедом. Такие собеседования и обследования часто выявляют детей, для которых необходима индивидуальная программа реабилитации.
Затем непосредственно психолог, логопед подбирают программу реабилитации. Выявляются такие категории семей как: семьи с микро - социальной запущенностью, детьми, оставшимися без попечения родителей, неблагополучные семьи, неполные семьи, семьи с детьми инвалидами, детьми " группы риска", пап – одиночек.
По приходу ребенка в школу с первых дней начинается осуществляться программа реабилитации социально- незащищенных детей. Для таких детей, логопед Татынова Людмила Ивановна проводит индивидуальные и групповые занятия как с детьми (так и родителями) с подключением работников детской поликлиники и реабилитационного центра. С помощью медицинской и логопедической поддержки особенно социально адаптируются дети – инвалиды среди детей и взрослых, быстро как в школе так и вне её. Через логопункт Муниципального Образовательного Учреждения Средней Общеобразовательной школы № 8 корпус 2 в 2000/2001 учебном году прошло 78 учащихся, из них 4- ребенка инвалиды-детства, с синдромом Дауанные личные выбор в этом сложном мире, решать неизбежные конф
ликты, а так же осваивать методы общения, понимания себя и других. Работа психологов очень тесно пер
екликается с работой социального педагога Парулиной Веры Юрьевны, т.к. в основном учащиеся, которые посещают школу и стоят на контроле у социального педагога, чаще всего нуждаются в психологической поддержке.
Конкретный пример такой работы:
На протяжении трех лет занятия психолога посещали девочки одной многодетной семьи. Семья неблагополучная (отец злоупотребляет спиртными напитками, мать за последние годы в злоупотреблении напитков не иногда и в противовес им. Психологи помогают делать осознанные личные выбор в этом сложном мире, решать неизбежные конфликты, а так же осваивать методы общения, понимания себя и других. Работа психологов очень тесно перекликается с работой социального педагога Парулиной Веры Юрьевны, т.к. в основном учащиеся, которые посещают школу и стоят на контроле у социального педагога, чаще всего нуждаются в психологической поддержке.
Конкретный пример такой работы:
На протяжении трех лет занятия психолога посещали девочки одной многодетной семьи. Семья неблагополучная (отец злоупотребляет спиртными напитками, мать за последние годы в злоупотреблении напитков не замечена), девочки были раздражительны, агрессивны, обидчивы, с одноклассниками грубы. После посещения занятий психолога, неоднократных бесед с девочками, родителями, посещений семьи социальным педагогом, классными руководителями Булебаевой Галиной Николаевной, Королевой Светланой Юрьевной, взаимоотношения с одноклассниками улучшились, девочки стали спокойнее, доброжелательнее, отношения с одноклассниками улучшились.
В процессе многолетней работы социального педагога, школьных психологов, логопеда, выработаны следующие формы совместной деятельности с проблемными родителями:
- Психологические лектории;
- Лектории;
- Круглые столы;
- Университет семейного воспитания по параллелям
Темы таких мероприятий: «Родительская любовь», «Я и мой ребенок», «Что такое сотрудничество» и т.д.
Хочу отметить, что работа с семьей – одно из основных направлений нашей деятельности. Цель социальной работы с семьей, помогать координировать взаимодействие между личностью и обществом. Для изучения сложившегося социума в начале учебного года в школе, классными руководителями составляются, социальные паспорта классов с указанием дифференцированных категорий семей. На основе этих данных составлен социальный паспорт школы, который позволяет ясно представить картину о семьях учащихся школы.
Приложение №1
Структура состава учащихся посещающих Муниципального Образовательного Учреждения Средней Общеобразовательной Школы №8корпус 2
2000-2001 учебный год
Исходя из данных социального паспорта школы, был составлен список детей, нуждающихся в бесплатном питании. В 2000-2001 учебном году таких детей питалось 135 человек, в том числе:
- дети из семей инвалидов и дети-инвалиды –29;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей-7
- дети из многодетных семей (3 и более) – 98;
- дети из малообеспеченных семей – 4;
- дети коренных народов Севера – 4;
- дети из неблагополучных семей - 5.
Главной заботой социального педагога, являются дети нуждающиеся в защите государства. Это дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Количество таких детей из года в год увеличивается.
Приложение № 2 .
Динамика изменения количества детей
оставшихся без попечения родителей.
Самое трудное в нашей работе – найти взаимопонимание с семьями " социального риска". Как правило, родители в этих семьях недоверчивы, недоброжелательны, обижены на весь белый свет. Обычно дети в таких семьях соматически ослаблены, имеют "букет " хронических заболеваний.
Приложение №3.
Динамика изменения количества неблагополучных семей и количества в них детей.
С такими семьями мы свою работу строим следующим образом.
Первое: социальный педагог обследует жилищно-бытовые условия ребенка. Второе: ставит на бесплатное питание, оказывает материальную помощь (для приобретения одежды, ученических принадлежностей). В третьих: привлекает специалистов нашей школьной службы по психологической реабилитации детей.
В четвертых: работает в тесном контакте с классными руководителями и с педагогами предметниками, заместителями директора - кураторами параллели, медицинским работником школы, выходит на Административный совет, Совет профилактики и Комиссию по делам несовершеннолетних.
С родителями из неблагополучных семей проводим беседы на тему: " Родительская любовь", «Ребенок – зеркало семьи», «Сложности воспитания детей 9-10 лет с учетом физиологических особенностей»
На Университете семейного воспитания для родителей, проводились беседы на темы: " О правах и обязанностях родителей", " Хорошие дети - счастливая старость", " У ребенка есть права, а у взрослых – обязанности их защищать".
Все проводимые мероприятия положительно влияют на взаимопонимания в семье.
Необходимо отметить как положительный момент работу Школьной медико - педагогической комиссии в состав которой входят все узкие специалисты школы (психологи, социальный педагог, логопед, классный руководитель, медицинский работник школы Хуртило О.Н.). Возглавляет, и направляет, и контролирует данную работу зам.директора по начальной школе Попова Г.В.
В течение ряда лет ведется реабилитационная работа совместно с дошкольными образовательными учреждениями 1-го, 13-го микрорайонов, подтверждение личности ребенка, начинается в Дошкольном Образовательном Учреждении и успешно продолжается в школе.
От совместного сотрудничества выигрывает прежде всего ребенок, а в конечном итоге – вся семья и общество в целом.
Свое выступление хочется закончить словами Антона Семеновича Макаренко «Наши дети – наша старость. Правильное воспитание – это счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это вина перед другими людьми, перед всей страной».
Подготовила социальный педагог Парулина Вера Юрьевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль социально-психологической службы в духовно-нравственном воспитании учащихся.
Выступление на региональноми семинаре "Гуманизация профессиональной деятельности педагога как фактор духовно-нравственного воспитания учащихся". Г.О. Орехово-Зуево 2010 г....
Проект программы «Особенности работы социально-психологической службы в системном управлении инновационными процессами трех возрастных автономных школ как средство создания оптимальных условий для реализации личностного развития ребенка»
В целях создания необходимых условий для достижения качественного образования в модели «Российское образование 2020»намечены основные приоритетные направления и компле...
Рекомендации социального педага "Оптимизационная модель управления работой социально-психологической службы по профилактике отклонений в поведении учащихся "
По оптимизации управления социально-психологической службой в работе с детьми с отклонениями в поведении можно рекомендовать следующее: необходимо создание благоприятного психологического климата, в ц...
Статья "Пульс социально-психологической деятельности в МБОУ «ОСОШ №4» . Автор: Соколова Л.А.-психолог, руководитель социально-психологической службы МБОУ "ОСОШ№4"
Статья размещена в 2011-2012 учебном году на школьном сайте. О работе СПС во 2 полугодии учебного года....
Статья "ПОЛОЖЕНИЕ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ". Автор:СОКОЛОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА -РУКОВОДИТЕЛЬ СОЦИАЛЬНО –ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ, ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ МБОУ «ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
Положение о социально-психологической службе МБОУ «ОСОШ №4»...
ДОКЛАД ТЕМА: « ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА, КАК ФОРМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА»
В настоящее время сохраняется комплекс проблем в сфере жизнедеятельности и правовой защищенности детей, вызывающих серьезную об...
"ОТЧЕТ О РАБОТЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОП (социально-опасном положении) и ПОД ОПЕКОЙ"
Доклад на педагогический совет на тему "ОТЧЕТ О РАБОТЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОП (социально-опасном положении) и ПОД ОПЕКОЙ&quo...