Воспитание толерантной личности в условиях поликультурного пространства образовательного учреждения
статья на тему
Поликультурная направленность образования получает все больше признание в мировой практике, разрабатываются принципы и пути внедрения культуроведческого содержания в образовательные программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._1_burceva.docx | 22.97 КБ |
statya_3_burceva.docx | 26.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание толерантной личности
в условиях поликультурного пространства образовательного учреждения
Бурцева Е.В., учитель русского языка и литературы МОУ лицея № 8, г.Томска
Школьный возраст - период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции.
Современная школа сегодня находиться в условиях модернизации образования и смены педагогических парадигм. Образование все более начинает осознаваться как сложный культурный процесс, как личностно-ориентированная культурная деятельность. Система образования рассматривается как система условий для личностного становления, при этом достаточно сложно нащупать точку опоры, в определении основных направлений развития этой системы, особенно в условиях усиления миграционных процессов. Идея формирования поликультурного образовательного пространства как условия обучения, воспитания школьников имеет объективную обусловленность. Это означает, что сегодня главным направлением любого образовательного учреждения является создание условий для культурного развития обучаемого и создание поликультурной развивающей среды.
Поликультурная направленность образования получает все больше признание в мировой практике, разрабатываются принципы и пути внедрения культуроведческого содержания в образовательные программы.
В Конвенции о правах ребенка одной из целей образования является «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает».
Российская Федерация является многонациональным государством, в котором проживают 160 национальностей. Важной особенностью поликультурного образования России становится стремление в мировое культурное и образовательное пространство с сохранением национального своеобразия. В Законе Российской Федерации «Об образовании» провозглашается тезис о «единстве федерального культурного и образовательного пространства, защите и развитии системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства» . Содержание образования должно содействовать сохранению национальной специфики и этнического самосознания.
Актуальность проблемы воспитания толерантной личности обусловлена социальными процессами, происходящими в современном мире: ростом различного рода экстремизма, агрессивностью, расширением зон конфликтов и конфликтных ситуаций, изменением социокультурной жизни подрастающего поколения. Эти социальные явления особо затрагивают подростков и молодежь. Все это актуализирует проблему воспитания толерантности отдельного человека, способного преодолевать межкультурные конфликты и готового к диалогу культур, что, в свою очередь, позволит смягчить деструктивные процессы в мировом взаимодействии.
Актуальность: лицей №8 является многонациональным по своему составу учащихся. Поэтому проблема формирования толерантного сознания, развития взаимоотношений в поликультурном пространстве является значимой.
Тема нашей работы «Воспитание толерантной личности в поликультурном пространстве».
Цели:
1.Содействие формированию ценностного отношения ребёнка к своей личности и развитию творческой индивидуальности через коммуникативную деятельность.
2.Формирование готовности строить взаимоотношения с окружающим миром на основе сотрудничества и быть толерантной личностью.
Задача:
1.Создать условия для творческого самовыражения, самореализации личности ребёнка в процессе обучения, условия, способствующие эффективности процесса формирования толерантной личности на уроках русского языка и литературы.
В основе деятельности лежит:
- принцип адекватности;
- принцип индивидуализации;
- принцип рефлексивной позиции;
- принцип создания толерантной среды.
Объект исследования: формирование толерантности школьников.
Предмет исследования: воспитательная деятельность педагога как средство формирования толерантного отношения школьников в процессе воспитательной деятельности педагога.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения выполнить следующие условия: воспитывать у учеников умение терпимо относиться к особенностям поведения, культуре, обычаям и традициям людей, имеющих национальные, религиозные и другие отличия, если в урочной деятельности использовать методы личностно-ориентированного обучения, то это приведёт к становлению толерантной личности.
Мы считаем необходимым формирование следующих социокультурных качеств, характеризующих толерантную личность:
- высокая коммуникативная культура;
- уважение к культуре других стран;
- умение представлять свою собственную культуру в ходе осуществления межкультурной коммуникации;
- доброта;
- взаимопонимание.
В концепции воспитания выпускника лицея мы ориентируемся на такие современные подходы как:
- личностно-ориентированный (И.Л. Бим, И.А. Зимняя, Е.С. Полат и др.), который является ведущим в организации внеурочной воспитательной работы по предмету с учениками, так как именно в ходе этой работы создаются условия не только для гармоничного развития личности, но и для формирования у учащихся готовности к организации своей творческой деятельности;
- комплексный подход, предполагающий единство воспитательных усилий педагогов, направленных на создание условий, способствующих творческому, духовно-нравственному, межкультурному, гражданскому становлению учеников;
- коммуникативный подход (Е.И. Пассов), способствующий развитию коммуникативной культуры учеников;
- социокультурный подход (В.В. Сафонова) – ориентирует будущего выпускника на готовность к межкультурному иноязычному общению, знакомит с общечеловеческими ценностями, способствует воспитанию будущего выпускника в контексте «диалога культур». Социокультурный подход позволяет формировать социокультурную толерантность – моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной и культурной принадлежности.
Что же такое толерантность? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Сложность заключается не в самом определении, а во всех оттенках значения толерантности. Для каждого народа толерантность носит свои национальные особенности: позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
tolerancia (испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
Tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, чем ты сам;
tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;
kuan rong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
tasamul’ (арабский) – прощение, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
В понятии термина «толерантность» мы выделяем следующие аспекты:
- толерантное отношение к себе;
- толерантность в отношении с одноклассниками;
- толерантность по отношению к семье и традициям своего народа;
- межкультурная толерантность.
Воспитание толерантности – это воспитание потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Что позволяет педагогу помочь ребёнку реализовать себя в поликультурном пространстве? Это уроки, дополнительное образование, программа воспитания класса.
Каждая школа имеет свою духовную среду, которая находит отражение в этике взаимодействий, традициях, построения обучающего пространства. Именно в школе решается практически весь комплекс воспитательных задач, стоящих перед современным образованием. В организованной совместной деятельности учителя, родителей и учащихся возможно создание условий для формирования толерантного отношения к окружающему миру в форме единства общения и деятельности. Результатом такой работы должно стать преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и «других», создание возможностей для самовыражения с целью формирования миролюбия.
Какова роль учителя русского языка и литературы в воспитании толерантной личности?
Русская литература – это своеобразный кладезь произведений, иллюстрирующих тему толерантности. Задача преподавателя на данном материале научить ребёнка толерантному отношению к людям другой национальности, к людям, придерживающимся других взглядов, к тем, кто чем-то отличается от представителей основной группы.
«Образование вне диалога превращается в мёртвую систему», - говорил Бахтин. Вести диалог – значит искать истину вместе. Учебный диалог – это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; главное в нём не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, сотворчество.
Необходимо в процессе обучения чередовать когнитивные (познавательные) моменты с игровыми. Использование в работе с подростками игровых занятий, моделирующих взрослый мир (в том числе мир межкультурных отношений), позволит подростку пережить их сложность и противоречивость.
Метод проектов даёт прекрасную возможность для самовыражения, самореализации, содействует умению работать вместе, высказывать своё мнение и тактично его аргументировать.
Литература:
- Политика, направленная на повышение качества образования. Образование для всех. Императив качества. – ЮНЕСКО. - 2004. – С. 148.
- Закон Российской Федерации. Об образовании. - 1992. – С.114.
- Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности.
- Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. - Воронеж, 1996.
- Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам.- М., 1991.
- Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. — Липецк: ЛГПИ—РЦИО, 2000. — 204 с.
- Е.И. Пассов 2-е издание: Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: пособие для учителей иностранных языков. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 223 с. — (Библиотека учителя иностранного языка). — ISBN 5-09-000707-1
- Е С.Полат. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под.ред. Е С.Полат. - М., 1999.
- Авакумова И.В., Ермаков П.Н. О становлении толерантности личности в поликультурном образовании//Вопросы психологии. – 2003. – № 3.
- Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). Москва – Воронеж, 2003.
- Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: Избранные руды. Москва – Воронеж, 2003.
- Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: учебное пособие. Москва, 2004.
- Международный педагогический словарь. Лондон, 1977.
- Перепилицына М.А. Воспитание толерантности у будущих учителей//Воспитание толерантности: взаимодействие различий: Сб. науч. и метод. тр./Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Ботырко и др. – Волгоград, 2004.
- Погодина А.А. Толерантность: термин, смысл, позиция, программа//История (приложение "1 сентября") – 2002. – № 11.
- Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. – Ярославль, 2003.
- Формирование толерантной личности в полиэтничеcкой образовательной среде. Учебное пособие / Под ред. В.Н. Гурова, Москва 2004.
Предварительный просмотр:
Одной из главных задач в федеральной программе развития образования является формирование человека, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, стремящегося к пониманию других культур, уважающего культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас и верований. В современных условиях эта задача приобретает особую остроту и чрезвычайную значимость.
С 2003 года под моим руководством была создана инициативная группа ребят, которая начала работу над проектом «На пути к толерантному сознанию: услышать и понять другого» и вошла в состав городской Ассамблеи «Толерантность: от поколения к поколению». В течение 9 лет состав команды менялся дважды (10-11кл., 6-10кл.). Ребята активно и увлеченно принимают участие в работе Ассамблеи, собрана богатая копилка методических разработок бесед, классных часов, внеклассных мероприятий, тренингов, совместных родительских собраний. Совместно с психологом было проведено социологическое исследование по теме «Конфликт: истоки и пути решения» на трех уровнях: «Ученик – Ученик», «Ученик – Учитель», «Учитель – Учитель». Данные исследования и анализ результатов позволили скорректировать работу не только внутри класса, но и разрешить множество межличностных конфликтов на разном уровне, взглянуть учителям на своих подопечных с иной стороны. Обобщённый опыт работы был представлен на городской Ассамблее «Толерантность: от поколения к поколению».
В настоящее время данная программа продолжает своё развитие в рамках экспериментальной площадки ТОИПКРО по теме «Интегративный подход в формировании гражданских компетентностей в условиях поликультурного образования.
Какова роль учителя русского языка и литературы в воспитании толерантной личности?
… В одной китайской притче говорится: «Жила на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимало оно целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете? Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани.
Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришёл к главе семьи и попросил показать рассказать. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу, прочитал и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
- И всё? – спросил владыка, почесав за ухом.
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:
- И мира тоже...
Школа, мой класс – это в какой-то степени тоже семья. И важно, чтобы в моей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание. Как мне, педагогу, сохранить и мир в семье, и индивидуальность каждого? Как помочь развиться личностно и научиться взаимодействовать друг с другом?
Русская литература – это своеобразный кладезь произведений, иллюстрирующих тему толерантности. О том, как печально заканчиваются истории, где взаимопонимание не найдено, рассказывается ещё в баснях. Знаменитый русский баснописец И.А.Крылов не раз поднимал вопрос несогласия. Его лебедь, щука и рак из-за различия во мнениях и невозможности найти компромисс так и не могут закончить начатое дело: «А воз и ныне там…», потому что «Рак пятится назад, а щука тянет в воду». В другой известной басне «Слон и Моська» маленькая собачка, раздражённая присутствием мирно гуляющего слона, начинает лаять на него без видимой причины, вместо того чтобы спокойно пропустить его.
Необходимость толерантности И.А.Крылов обосновывает так: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…» Эта цитата наглядно иллюстрирует то, что, если найден компромисс, господствует мирное отношение друг к другу, устанавливается атмосфера согласия и взаимопонимания.
В «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина завистливые сёстры бросают царицу и грудного ребёнка в море. Сын царя Салтана, уже будучи взрослым, показывает образец толерантного отношения к отцу: «Князь Гвидон зовёт их в гости, // Их и кормит и поит, // И ответ держать велит». Вместо того, чтобы мстить отцу, сын проявляет мудрое терпение, потому что, несмотря ни на что, царь Салтан является его отцом и мудрым правителем одновременно.
Сказку Х.К.Андерсена «Гадкий утёнок» можно рассматривать в качестве материала для проведения уроков по национальной терпимости, предложив ученикам, например, следующие вопросы:
1.Объясните причины того, что никто не любил гадкого утёнка и он оказался предметом нападок со стороны других.
2.Кажутся ли вам эти причины справедливыми и обоснованными?
3.Считаете ли вы, что разные во всех отношениях люди могут уживаться вместе? Если могут, то чему учатся?
Задача преподавателя на данном материале научить ребёнка толерантному отношению к людям другой национальности, к людям, придерживающимся других взглядов, к тем, кто чем-то отличается от представителей основной группы.
Формирование толерантного сознания возможно только на принципах личностно-ориентированного подхода, который требует отказа от безличной, формальной педагогики в пользу педагогики сотрудничества и гуманизма.
Примером технологий, обеспечивающих формирование толерантного сознания учащихся на уроках русского языка и литературы, являются технология критического мышления, технология проблемного обучения, интерактивные методы, в частности диалоговые.
Метод проектов даёт прекрасную возможность для самовыражения, самореализации, содействует умению работать вместе, высказывать своё мнение и аргументированно, тактично его высказывать.
Так после изучения в 7 классе произведения В.Железникова «Чучело» учениками был разработан социальный проект по теме: «На чём держится мир в вашем классе?», с которым ученики дважды выступали в 5-ых классах в период адаптации: никто не может лучше научить современного подростка жизни, чем его сверстники. Взаимодействие младших и старших подростков становится эффективным тогда, когда они находят общие темы для разговоров, для общения, и тогда тот, кто старше, делится своим опытом.
Ведущий | Текст. | Примечания. |
Ученица | Здравствуйте, ребята! Сегодня мы вам предлагаем провести классный час на тему «На чём держится мир в вашем классе?» Как вы думаете, насколько важна эта тема для вас, для вашего класса? | Ученики говорят, что в классе возникают конфликты, что проблема взаимоотношений знакома им не понаслышке. |
Ученица | В нашей жизни, в литературе часто встречаются слова «доброта», «милосердие», «унижение». Как вы понимаете значение этих слов? | Ученики отвечают, затем даётся лексическое толкование слов по словарю С.И.Ожегова. |
Ученик | Ребята, литература – это отражение современной жизни. Повесть В.Железникова «Чучело» о добре и зле, о предательстве, о настоящей дружбе и милосердии, то есть в ней звучат проблемы, которые актуальны, по вашим словам, и для вашего класса. | Пересказ ключевых эпизодов или просмотр кадров фильма. |
Ученица | Ребята, каковы ваши впечатления? Как вы относитесь к поступкам героев? | Ученики делятся своими впечатлениями, делают выводы. |
Ученик | Ребята, на слайде – высказывания великих людей. Давайте прочитаем их. Как вы думаете, какая тема объединяет эти высказывания? | Ученики читают высказывания, рассуждают, какая тема объединяет эти высказывания. |
Ученица | Класс заранее разделён на группы. Каждой группе предлагаются проблемные ситуации, которые необходимо решить в группе, возможна инсценировка, ролевая игра. 1.В вашем классе драка. Ваши действия. 2.В классе образовалась группа учеников, которая вами командует. Ваши действия? 3.Вас оскорбили. Ваши действия? 4.В ваш класс пришёл новый ученик. Ваши действия? | Дети после обсуждения в группах предлагают свои выходы из ситуаций. |
Ученик | Понравился ли вам классный час? Что вы для себя открыли? | Ребята отмечают, что было приятно поработать в группе; большое впечатление произвела повесть «Чучело». Нельзя быть такими жестокими. Нужно ценить каждого человека и учиться находить положительное в каждом. |
На этом работа не закончилась. Через месяц старшеклассники пришли к пятиклассникам с одним вопросом: что изменилось в вашем классе после классного часа? И пятиклассники представили в качестве отчета свое социологическое исследование по теме «Семь шагов к мирному разрешению конфликта».
1. В чем, на Ваш взгляд, заключаются основные причины конфликта?
- Оскорбление 66 %
- Непонимание 50 %
- Неумение дружить 33 %
- Неумение слушать 33 %
- Нет уважения 30 %
- Ложь 20 %
- Агрессия 20 %
- Неумение разговаривать (вести беседу) 16 %
2. Каковы последствия конфликта?
Положительные:
- Не может быть – 100%
Отрицательные:
- Ссора - 62 %
- Драка - 35 %
- Обида - 64 %
- Вражда - 57 %
3. Почему трудно быть толерантным?
- Я не умею слушать других 30%
- Я не умею владеть своими эмоциями 30%
- Я очень раздражителен 20%
- Я очень вспыльчив 16%
- Я плохо воспитан 4%
4. Основные советы по разрешению конфликтов:
- Осознать ошибку 59 %
- Помириться, остаться друзьями 47 %
- Найти компромиссное решение 40 %
- Необходимо выслушать другого 33 %
- Необходимо найти «общий язык» 30 %
- Нужно быть сдержанным терпеливым 30 %
- Найти другую тему разговора или общее увлечение 20 %
- Понять причину конфликта 16 %
- Оставаться вежливым 16 %
- Успокоиться самому, сдерживать свои эмоции 10 %
- Прервать разговор, отложить решение проблемы
на некоторое время 7 %
5. Памятка: «Семь шагов к мирному разрешению конфликта»
Если конфликт возник, то необходимо:
- 1 шаг – взять под контроль свои эмоции, успокоиться
- 2 шаг – постараться понять причину конфликта
- 3 шаг – оставаясь терпеливым, сдержанным, выслушать мнение противоположной стороны
- 4 шаг – найти общий язык для дальнейшей беседы
- 5 шаг – осознать ошибку и извиниться, если не прав
- 6 шаг – сообща найти компромиссное решение, которое будет оптимальным для обеих сторон
- 7 шаг – самое главное: ОСТАВАТЬСЯ ДРУЗЬЯМИ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание интеллектуальной и толерантной личности в классном коллективе образовательного пространства гимназии
Рыночные преобразования социальных, производственных, аграрных отношений в нашей стране, базирующиеся на изменении политической структуры общества, отношений к собственности...
Воспитание интеллектуальной и толерантной личности в классном коллективе образовательного пространства гимназии
Современный человек стоит перед необходимостью строить жизнь по собственному сценарию, управлять ею и нести ответственность за свой успех в жизни, справляться с возможными неудачами. Он призван ...
Поликультурное пространство образовательного учреждения
Презентация к выступлению на заседании методического объединения...
Статья "Информационный обмен и передача опыта воспитания толерантной личности в поликультурном пространстве Санкт-Петербурга"
В статье представлен опыт проведения городского детского фестиваля "Мировой город" в Санкт-Петербурге....
Статья "Информационный обмен и передача опыта воспитания толерантной личности в поликультурном пространстве Санкт-Петербурга"
В статье представлен опыт организации межрайонного Детского фестиваля "Мировой город" в 2013 году,...
Особенности коммуникаций в поликультурном пространстве образовательного учреждения
Статья посвящена межкультурным коммуникациям в образовательной среде современной России. Состояние межэтнических отношений в школе является зеркальным отображением ситуации в обществе. Как и в л...
Воспитание толерантности в условиях этнокультурного пространства
ДОКЛАД, ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ НА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ШКОЛА С ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ КОМПОНЕНТОМ – ШКОЛА НАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ» (г. Тобольск, 2013)...