Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения к детям с ОВЗ всех участников образовательного процесса.
консультация по теме
В данной статье представлены особенноти работы образовательного учреждения (педагогов, специалистов, родителей) по отношению к детям с особыми потребностями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bobrikova_tolerantnost.pptx | 419.18 КБ |
formirovanie_v_obrazovatelnyh_uchrezhdeniyah_tolerantnogo_otnosheniya_k_detyam_s_osobymi_nuzhdami.docx | 22.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
одной из центральных задач в развитии образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагогов, специалистов , родителей толерантности
Важное место в реализации работы по формированию толерантного отношения к лицам, имеющим нарушения в развитии, отводится в первую очередь специалистам психологической службы , которые работают в тесном взаимодействии с педагогами ОУ и логопедами
Условием реализации потенциальных возможностей детей является создание для каждого учащегося благоприятной социально-психологической обстановки доверия и доброжелательности, снятие страха и неприятия учебной ситуации, организация сотрудничества и обеспечение свободы выбора сферы деятельности для социализированных форм самопроявления
1. Диагностика: оценка учебной и социальной микросреды для организации оптимальных условий обучения и развития ребенка; изучение особенностей когнитивной, эмоционатьно-волевой , коммуникативно-поведенческой и личностной сфер ребенка с отклонениями в развитии; изучение личностных особенностей родителей детей с особыми нуждами; 2. Консультирование: психологическое просвещение учителей, воспитателей, родителей консультирование и оказание помощи педагогам, в реализации индивидуальных развивающих программ, организации взаимодействия между детьми в учебном процессе и за его пределами; формирование адекватного воспитательного подхода к ребенку с проблемами в обучении, улучшение эмоционального контакта с ним, соотнесение возможностей ребенка с требованиями учебного процесса; 3. Коррекция : проведение занятий по коррекции эмоционально-волевых, коммуникативно - поведенческих и личностных нарушений, выявленных у «особых» детей; разработка методических рекомендаций, направленных на коррекцию выявленных нарушений у детей с последующим ознакомлением учителей и логопедов с анализом полученных данных; оказание психологической поддержки родителям детей, имеющих отклонения в развитии. Психолог образовательного учреждения объединяет в своей деятельности три функциональные нагрузки и работает с тремя субъектами: детьми, педагогами и родителями . Деятельность педагога-психолога
Деятельность логопеда Задачи: знакомство учителей и родителей с особенностями развития, своеобразием детей-инвалидов и детей с отклонениями в речевом развитии методами работы с ними; проведение, семинаров, "круглых столов", направленных на формирование толерантной культуры личности; формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей с ОВЗ когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей
При повседневной работе в смешанных группах логопедом особое значение отводится: формированию у окружающих школьников эмпатии (понимания); умению конструктивно строить общение с детьми, имеющими ярко выраженные речевые нарушения; развитию чувства ответственности за себя и свои поступки; прививанию детям с ОВЗ понимать и осознавать себя и свои особенности; стремлению меньше провоцировать интолерантное отношение к себе со стороны окружающих.
Факторы не способствующие толерантному отношению к детям с ОВЗ отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для школьников с особыми образовательными потребностями; отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения; неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности; нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ; неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ; трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.
Предварительный просмотр:
Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения к детям с ОВЗ всех участников образовательного процесса.
Бобрикова Инна Алексеевна
учитель-логопед МБОУ СШ №21
г. Нижневартовск
В нашей стране достаточно широко развита сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Однако в настоящее время в Концепции модернизации российского образования отмечается, что "дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства".
Право ребенка с ОВЗ на получение образования может быть реализовано путем организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.
В связи с этим, одной из центральных задач в развитии образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагогов, специалистов, родителей толерантности.
Процесс формирования толерантного отношения участников образовательного процесса к детям с особыми нуждами осуществляется с одной стороны руководителем образовательного учреждения (далее - ОУ) а с другой - специалистами и педагогами.
Усилия администрации и педагогического коллектива ОУ, осуществляющего интегрированное обучение, должны быть направлены на преодоление отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с ОВЗ.
Важное место в реализации работы по формированию толерантного отношения к лицам, имеющим нарушения в развитии, отводится в первую очередь специалистам психологической службы, которые работают в тесном взаимодействии с педагогами ОУ и логопедами.
Основной целью совместной деятельности является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с ОВЗ и их индивидуальными возможностями, создание условий для социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение обучающихся.
Условием реализации потенциальных возможностей детей является создание для каждого учащегося благоприятной социально-психологической обстановки доверия и доброжелательности, снятие страха и неприятия учебной ситуации, организация сотрудничества и обеспечение свободы выбора сферы деятельности для социализированных форм самопроявления.
В рамках работы, по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ, педагог-психолог осуществляет следующие виды деятельности:
1. Диагностика:
- оценка учебной и социальной микросреды для организации оптимальных условий обучения и развития ребенка;
- изучение особенностей когнитивной, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой и личностной сфер ребенка с отклонениями в развитии.
2. Консультирование:
- психологическое просвещение учителей, консультирование и оказание помощи педагогам в реализации индивидуальных развивающих программ, организации взаимодействия между детьми в учебном процессе;
- формирование адекватного воспитательного подхода к ребенку с ОВЗ, улучшение эмоционального контакта с ним, соотнесение возможностей ребенка с требованиями учебного процесса.
3. Коррекция:
- проведение занятий по коррекции эмоционально-волевых, коммуникативно-поведенческих и личностных нарушений, выявленных у «особых» детей;
- разработка методических рекомендаций, направленных на коррекцию выявленных нарушений у детей с последующим ознакомлением учителей с анализом полученных данных.
Психолог образовательного учреждения объединяет в своей деятельности три функциональные нагрузки и работает с тремя субъектами: детьми, педагогами, родителями.
Взаимодействие педагога-психолога с педагогами.
В тесной связи с психологической службой находится логопед, осуществляющий работу по внедрению индивидуальных развивающих программ у детей с ОВЗ с нарушениями речевого развития.
Совместным видом деятельности с другими специалистами является проведение школьного ПМПк, где тщательно отслеживается динамика развития детей и даются рекомендации по дальнейшему образовательному маршруту.
В среде толерантного отношения к детям с ОВЗ при коррекционно-развивающей работе логопедом поэтапно решается ряд основных задач:
- знакомство учителей и родителей с особенностями развития, своеобразием детей-инвалидов и детей с отклонениями в речевом развитии методами работы с ними;
- проведение, семинаров, "круглых столов", направленных на формирование толерантной культуры личности;
- формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей с ОВЗ когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей.
При повседневной работе в смешанных группах логопедом особое значение отводится:
- формированию у окружающих школьников эмпатии (понимания);
- умению конструктивно строить общение с детьми, имеющими ярко выраженные речевые нарушения;
- развитию чувства ответственности за себя и свои поступки;
- прививанию детям с ОВЗ понимать и осознавать себя и свои особенности;
- стремлению меньше провоцировать интолерантное отношение к себе со стороны окружающих.
Работа социального педагога по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ осуществляется путем проведения интерактивных уроков в инклюзивных и обычных классах с использованием методов арт-терапии, сказкотерапии, сюжетно-ролевой игры, которые способствуют формированию толерантного отношения к окружающим, развивают коммуникативные умения.
В рамках образовательного учреждения педагогами могут и должны проводиться различные мероприятия, приуроченные ко дню инвалида, а именно, тематические конкурсы рисунков и сочинений, классные часы спортивные соревнования с участием детей с ОВЗ.
Факторы не способствующие толерантному отношению к детям с ОВЗ:
- отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для школьников с особыми образовательными потребностями;
- отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения;
- неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности;
- нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ;
- неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;
- трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Возможности образовательных учреждений в социальной адаптации детей и подростков
Статья представляет собой презентацию работы педагогического коллектива МОУ СОШ № 16 с.Казьминского Кочубеевского района ставропольского края по социальной адаптации детей и подростков...
Профилактика асоциального поведения детей и подростков в образовательном учреждении
Представлена разработка программы по профилактике асоциального поведения детей и подростков в образовательном учреждении...
Свидетельство об участии во Всероссийском проекте по популяризации нового подхода к деятельности работников образовательных учреждений в свете ФГОС и их реализации в образовательных учреждениях России
Свидетельством подтверждается участие во Всероссиском проекте по популяризации ФГОС...
Методические рекомендации по проведению уроков доброты и формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям – инвалидам.
quot;Проектирование организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в рамках ФГОС" Инклюзивное образование предполагает комплекс серьё...
Создание эмоционально комфортного образовательного пространства образовательного учреждения как основа успешного развития ребенка с особыми образовательными потребностями.
Статья из опыта работы....
Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» позволяет школе реализовывать образовательные программы разного уровня и профиля. Специальная статья закона (ст. 7...
Выступление на педсовете «Формирование толерантной личности на основе совместной деятельности участников образовательных отношений»
Одной из наиболее частых причин обращений воспитателей за помощью к психологу является проблема межличностных отношений в классе, в основе которых часто лежат явления нетерпимости. Обстановка в с...