«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с задержкой психического развития» 5- 9 класс
календарно-тематическое планирование

Попова Марина Юрьевна

Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с задержкой психического здоровья (ЗПР) по варианту 7.0 основного общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_zpr_5-9_klass.docx61.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Школа № 3» Камышловского городского округа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 «Коррекционно - развивающие логопедические занятия

с обучающимися с задержкой психического развития»

на 2022 – 2023 учебный год

5-9 классы

                                                                                         Учитель-логопед

                                                                                                МАОУ «Школа № 3»

                                                                                   Попова М.Ю.  

г.Камышлов, 2022г.

Содержание:

Пояснительная записка

1. Целевой раздел программы

1.1. Цели и задачи

1.2. Характеристика детей с ЗПР

1.3. Принципы и подходы проведения коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

1.4. Этапы реализации коррекционной логопедической программы

1.5. Планируемые результаты освоения коррекционной программы

2. Содержательный компонент рабочей программы

2.1. Основные направления

2.2. Перспективный (индивидуальный) план коррекционной работы учителя–логопеда с обучающимся

2.3 Тематическое планирование

2.4. Планирование работы с педагогами

2.5. Планирование работы учителя-логопеда с семьей ребенка с ЗПР.

3. Организационный раздел

3.1. Материально-технические условия.

3.2. Методическое обеспечение рабочей программы

Пояснительная записка

Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с задержкой психического здоровья (ЗПР) по варианту 7.0 основного общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.

Нормативно-правовое обеспечение:

Работа логопедического кабинета организуется на основании:

• Конституция РФ;

• Конвенция о правах ребенка;

• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2021г № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023 N 479-ФЗ);

• Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152 – ФЗ (ред. от 06.02.2023 N 8-ФЗ)

• Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 N 286 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

• Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 N 287 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

• Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

• Письмо Министерства просвещения России от 10.08.2020 N ВБ-1589/07 "Об оказании логопедической помощи»;

• Распоряжение Министерства просвещения России от 06.08.2020 N Р-75 "Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» (ред. от 06.04.2021 № Р-77);

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

При разработке программы использовались рекомендации ведущих специалистов в области логопедии: Ястребовой А. В., Козыревой Л, М., Ефименковой Л. Н., Мисаренко Г. Г., Садовниковой И, П., Лалаевой Р. И., Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Лопухиной И. С. и др.

Курс «Коррекционно-развивающие логопедические занятия» представляет особую важность для учащихся с задержкой психического развития, поскольку у данной категории детей наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям освоения учебного материала.

1. Целевой раздел программы

1.1. Цель и задачи

Цель - реализация системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы, а также на коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся и их социальную адаптацию. Программа обеспечивает сопровождение детей с ЗПР, обучающихся в общеобразовательной школе.

Задачи коррекционно-развивающего сопровождения

Общие задачи:

1. Обеспечение своевременного выявления детей с задержкой психического развития.

2. Определение особенностей организации коррекционно-развивающего образовательного процесса для данной категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения.

3. Создание условий, способствующих освоению детьми с задержкой психического развития адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

4. Разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии.

5. Оказание консультативной и методической помощи педагогам в обучении и сопровождении детей с задержкой психического развития по вопросам особенностей речевого развития.

6. Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей с задержкой психического развития.

Специфические задачи коррекционно-развивающего логопедического сопровождения обучающихся, осваивающих АООП НОО (вариант 7.0):

1. Развитие устной и письменной речи.

2. Формирования произвольной регуляции деятельности и поведения.

3. Коррекция нарушений устной и письменной речи.

4. Формирование универсальных учебных действий.

1.2. Характеристика детей с ЗПР

Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу.

Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и (или) функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и (или) поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении основного общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.

АООП НОО (вариант 7.0) адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна не адаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.

Коррекционно-развивающая помощь детям с ЗПР может быть представлена в виде:

•        Коррекции нарушений устной и письменной речи.

•        Развития речевой деятельности.

•        Формирования и развития коммуникативных навыков.

•        Восполнения пробелов предшествующих периодов развития и обучения и предупреждения их возникновения.

•        Формирования и развития различных видов устной речи.

•        Обогащения и расширения словарного запаса, развитие лексической системности, формирование семантических полей.

•        Коррекции отдельных сторон психической деятельности и эмоционально-личностной сферы.

•        Формирования положительной учебной мотивации и механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности.

•        Повышения уровня общего развития.

1.3. Принципы и подходы проведения коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

В данной рабочей программе учителя-логопеда для обучающихся с ОВЗ, учитываются возрастные, типологические и индивидуальные особенности и следующие принципы коррекционно-развивающей работы:

•        принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих общих и специфических задач;

•        принцип единства диагностики и коррекции;

•        приоритетности коррекции причинного типа;

•        принцип учёта соотношения первичных и вторичных нарушений;

•        деятельностный принцип коррекции;

•        принцип учёта неравномерности детского развития;

•        принцип комплексности методов логопедического, психолого-педагогического и коррекционного воздействия;

•        принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в исправлении речевых нарушений;

•        принцип опоры на разные уровни организации психических процессов;

•        принцип программированного обучения;

•        принцип возрастания сложности;

•        принцип учета объема и степени разнообразия материала;

•        принцип развивающего характера обучения, основывающегося на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»;

•        принцип уровневой дифференциации задач, содержания и результатов образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

На основе данных принципов реализуются общедидактические и специфические подходы к профессиональной деятельности.

Специфические подходы:

•        системный подход к организации целостной системы коррекционно-педагогической работы;

•        коммуникативный подход, определяющий последовательность формирования речи как средства общения и познания окружающего мира, использование в обучении детей с нарушением в развитии разных форм словесной речи (устная, письменная, альтернативные формы коммуникации и т.д.) в зависимости от этапа обучения;

•        комплексный подход, который предполагает, что устранение нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов сопровождения;

•        индивидуально-дифференцированный подход к реализации адаптированной образовательной программы;

При этом учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей с ОВЗ школьного возраста.

1.4. Этапы реализации коррекционной логопедической программы

  • Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая

деятельность): оценка контингента обучающихся для учёта особенностей речевого развития детей; определение специфики и их особых образовательных потребностей; оценка материально-технической базы.

  •  Диагностический этап проводится с целью диагностики состояния

речевой функции, коррекция которой ляжет в основу составления или корректировки индивидуальной программы логопедического сопровождения. В «речевой карте» записываются результаты диагностики. Конечной целью диагностического этапа является разработка индивидуальной программы логопедического сопровождения. Диагностический этап длится 1 – 2 недели (4 часа) и включает в себя следующие направления: диагностика речевой функции; разработка путей коррекции и реабилитации; разработка индивидуальной программы логопедического сопровождения.

  • На коррекционно-развивающем этапе осуществляется реализация

разработанной индивидуальной программы логопедического сопровождения. Коррекционно - развивающий этап длится 30 недель и включает: коррекцию и развитие устной и письменной речи ребенка, профилактическую работу по предупреждению нарушений письменной речи.

  • Аналитический этап: оценивается результативность занятий

посредством анкетных, проективных, экспериментальных и др. методов, производится анализ эффективности используемых методов и средств, и подводятся итоги коррекционной логопедической работы, определяются основные направления работы на следующий учебный год.

1.5. Планируемые результаты освоения коррекционной логопедической программы

Освоение обучающимся коррекционно-развивающей логопедической программы, которая создана на основе ФГОС для детей с ОВЗ, предполагает достижение ими трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Личностными результатами являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; осознанное, доброжелательное и уважительное отношением к другому человеку, его мнению; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметными результатами коррекционной работы являются: Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД: ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда; планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда; работать в соответствии с поставленной задачей; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем-логопедом; работать по плану и корректировать свою деятельность; определять успешность своей работы и других детей.

Познавательные УУД: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности; повторять и воспроизводить по подобию, по памяти слоги, слова, предложения; осуществлять анализ и синтез; составлять описание объекта; строить рассуждение; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне слога, слова, предложения или небольшого текста); адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Предметными результатами коррекционной работы в 5 – 9 классах являются: умение внятно и четко изложить своё высказывание; умение различать правильное и неправильное звукопроизношение в речевом потоке; овладение начальными представлениями нормах русского языка и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

2. Содержательный компонент рабочей программы

2.1. Основные направления:

•        диагностическое;

•        коррекционно-развивающее;

•        консультативное;

•        информационно-просветительское.

Диагностическая работа: проводится комплексное обследование обучающихся с ЗПР: изучаются общие сведения о ребенке, социальной ситуации, их развитие и условия семейного воспитания.

Уровень речевого развития определяется по следующим показателям:

     •        Общая и мелкая моторика

     •        Строение и моторика органов артикуляционного аппарата

•        Звукопроизношение

•        Фонематическое восприятие

•        Слоговая структура слова

•        Понимание речи

•        Лексико-грамматический строй речи

•        Связная речь

•        Письменная речь

Коррекционно-развивающая (логопедическая) работа: выбор специальных методик и программ коррекционно-развивающих курсов, методов и приёмов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ЗПР, проведение индивидуальных и групповых коррекционное–развивающих занятий.

Консультативная работа: консультирование учителем-логопедом педагогов по вопросам выбора индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися, консультативная помощь семье.

Информационно-просветительская работа: различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений вопросов, связанных с сопровождением обучения детей с ЗПР.

2.2. План коррекционной работы с обучающимся с ЗПР

Основные методы работы: наглядно-демонстрационные (наблюдение, просмотр, прослушивание); словесные (рассказ, пересказ, чтение, беседа); практические (упражнения, графические диктанты).

Направления коррекционной работы:

  • развитие звуковой стороны речи (формирование полноценных

фонематических процессов, развитие навыка языкового анализа и синтеза; формирование готовности к восприятию правил орфографии, правописание которых основано на представлениях о звуковом составе слова).

В результате реализации направления обучающиеся будут уметь: различать понятия «слог», «слово», «предложение», «текст», «буква», «гласный звук», «согласный звук»; будет владеть элементарными навыками языкового анализа и синтеза; фонематического анализа, синтеза, представлений.

Средства: разноцветные круги для звукового анализа; ленты звукобуквенного анализа, схемы для определения места звука, схемы для определения количества слогов; буквы разрезной азбуки, буквы-магниты и т.д., УМК, различные упражнения.

Упорядочение представлений о звуковой стороне речи и овладение навыками фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений, языкового анализа и синтеза создают необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и чтения, предупреждение общей и функциональной неграмотности.

  • Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и

грамматического строя речи: уточнение, обогащение и активизация словаря, как путём накопления новых слов, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словоизменения и словообразования; уточнение значений используемых синтаксических конструкций; развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путём овладений навыками построения словосочетаний, моделями различных синтаксических конструкций; развитие навыков языкового анализа и синтеза; увеличение объёма знаний об окружающем мире.

     В результате реализации направления обучающиеся будут уметь: активно пользоваться различными способами словообразования и словоизменения; правильно использовать слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением); будет владеть навыками языкового анализа и синтеза; будет владеть навыками обобщения, подбора однокоренных слов, синонимов, антонимов.

Средства: схемы для определения количества слов в предложении; значки различных частей речи; карточки с грамматическими заданиями; тематический словарь, УМК, упражнения.

Таким образом, создаётся основа (предпосылки) для продуктивного усвоения правил правописания, связанных с полноценными представлениями о морфологическом составе слова.

  • Развитие и совершенствование умений и навыков построения связного

высказывания: программирование смысловой структуры высказывания; установление связности и последовательности высказывания; отбор необходимых языковых средств.

В результате реализации направления обучающиеся будут уметь: строить собственные высказывания в логической последовательности; уметь вести диалог; уметь сравнивать, обобщать, делать вывод, доказывать, рассуждать.

Средства: сюжетные картинки; карточки для установления последовательности событий; карточки с заданиями по развитию связной речи; тексты для пересказов; УМК, упражнения.

  • Развитие и совершенствование неречевых процессов:

совершенствование моторной сферы, пространственно-временных представлений, графо-моторного навыка; совершенствование психологических предпосылок к обучению; развитие социальных навыков; совершенствование полноценных учебных умений; совершенствование коммуникативной готовности к обучению, формирование коммуникативных умений и навыков адекватных учебной деятельности.

В результате реализации направления обучающиеся будут уметь: знать направления в пространстве с позиции ведущей руки, ориентироваться в схеме собственного тела; создавать пальчиковые пробы, будут владеть навыком каллиграфического письма; уметь планировать предстоящую деятельность, контролировать ход деятельности, уметь работать в определённом темпе, проводить анализ, оценку продуктивности своей деятельности; применение инструкции (схемы) при подготовке развёрнутого высказывания; соблюдать речевой этикет при общении.

Средства: упражнения, УМК, схемы.

Частота проведения занятий определяется характером и степенью выраженности нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями ребенка с ОВЗ, продолжительность занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет: групповое занятие – 30-40 минут, индивидуальное – 20-40 минут.

Контроль реализации программы:

Оценка успешности проведённой коррекционно-развивающей работы определяется:

  • Сравнительным анализом входящей (с 1 – 15 сентября), по

необходимости, промежуточной (анализ письменных работ по русскому языку) и итоговой диагностики (с 15 – 31 мая). На основании этих данных проводится мониторинг развития устной и письменной речи. Планируется коррекционная работа на следующий учебный год.

  • Улучшением текущих оценок по предметам языкового цикла.

2.3. Тематическое планирование

5 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения        .

1

2

Слог. Деление слов на слоги. Слоговая структура слова.

2

3

Слоговой анализ и синтез слов.

2

4

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

1

5

Дифференциация А-Я. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я.

1

6

Дифференциация О-Ё. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё.

1

7

Дифференциация У-Ю. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю.

1

8

Мягкие согласные звуки перед гласной Е.

1

9

Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь.

1

10

Мягкий знак в конце слова.

1

11

Мягкий знак в середине слова.

1

12

Разделительный мягкий и твёрдый знаки.

3

13

Дифференциация звуков и букв: П-Б, П'- Б'

2

14

Дифференциация звуков и букв: Т-Д, Т'- Д'

2

15

Дифференциация звуков и букв: К-Г, К'-Г'

2

16

Дифференциация звуков и букв: С-З, С'-З'

2

17

Дифференциация звуков и букв: Ш-Ж, С-Ш

2

18

Дифференциация звуков и букв: Ч-ТЬ

1

19

Состав слова. Корень слова.

1

20

Родственные слова. Упражнение в подборе родственных слов.

2

21

Сложные слова. Соединительная гласная е или о в середине слова.

1

22

Окончание. Дифференциация родственных слов и форм слова.

1

23

Суффикс, суффиксальный способ образования слов.

2

24

Приставка, приставочный способ образования слов.

2

25

Безударные гласные в корне. Определение безударного гласного в корне, требующего проверки.

1

26

Выделение слов с безударным гласным. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне.

3

27

Сомнительные и непроизносимые согласные

2

28

Соотнесение предлогов и глагольных приставок

1

29

Слитное написание слов с приставками.

1

30

Раздельное написание слов с предлогами.

1

31

Дифференциация предлогов и приставок.

2

32

Согласование глаголов с именами существительными в числе.

1

33

Согласование имен прилагательных с именами существительными в числе.

1

34

Согласование глаголов с именами существительными в роде.

1

35

Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде.

1

36

Управление. Родительный падеж.

1

37

Управление. Дательный падеж.

1

38

Управление. Винительный падеж

1

39

Управление. Творительный падеж.

1

40

Управление. Предложный падеж.

1

41

Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.

2

42

Определение лексического значения слов.

1

43

Определение и толкование лексического значения слова, употребленного в контексте.

1

44

Однозначные и многозначные слова.

1

45

Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Работа с кроссвордами.

1

46

Омонимы.

1

47

Антонимы. Подбор антонимов к слову.

1

48

Нахождение антонимов в тексте.

1

49

Синонимы. Подбор синонимов к слову.

1

50

Нахождение синонимов в тексте. Обоснование выбора синонима в тексте.

1

51

Употребление синонимов в речи для преодоления неоправданного повторения слов.

1

6 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Речь. Предложение. Слово.

1

2

Слог. Деление слов на слоги. Слоговая структура слова.

1

3

Слоговой анализ и синтез слов.

2

4

Твёрдые и мягкие согласные. Дифференциация твёрдых и мягких согласных

1

5

Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь.

1

6

Мягкий знак в конце слова.

1

7

Мягкий знак в середине слова.

1

8

Разделительный мягкий и твёрдый знаки.

1

9

Состав слова. Корень слова.

1

10

Родственные слова. Упражнение в подборе родственных слов.

2

11

Сложные слова. Соединительная гласная е или о в середине слова.

1

12

Окончание. Дифференциация родственных слов и форм слова.

1

13

Суффикс, суффиксальный способ образования слов. Значение суффиксов.

2

14

Приставка, приставочный способ образования слов. Значение приставок.

2

15

Безударные гласные в корне. Определение безударного гласного в корне, требующего проверки.

1

16

Выделение слов с безударным гласным. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне.

2

17

Сомнительные и непроизносимые согласные

2

18

Соотнесение предлогов и глагольных приставок.

1

19

Слитное написание слов с приставками.

1

20

Раздельное написание слов с предлогами.

1

21

Дифференциация предлогов и приставок.

1

22

Согласование глаголов с именами существительными в числе.

1

23

Согласование имен прилагательных с именами существительными в числе.

1

24

Согласование глаголов с именами существительными в роде.

1

25

Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде.

1

26

Управление. Родительный падеж.

1

27

Управление. Дательный падеж.

1

28

Управление. Винительный падеж

1

29

Управление. Творительный падеж.

1

30

Управление. Предложный падеж.

1

31

Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.

1

32

Определение лексического значения слов.

2

33

Определение и толкование лексического значения слова, употребленного в контексте.

1

34

Однозначные и многозначные слова.

1

35

Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Работа с кроссвордами

2

36

Омонимы.

1

37

Антонимы. Подбор антонимов к слову.

1

38

Нахождение антонимов в тексте.

1

39

Синонимы. Подбор синонимов к слову.

1

40

Нахождение синонимов в тексте. Обоснование выбора синонима в тексте.

1

41

Употребление синонимов в речи для преодоления неоправданного повторения слов.

2

42

Прямое и переносное значение слова.

1

43

Образные слова и выражения. Загадки. Сочинение загадок.

2

44

Фразеологизмы. Фразеологические обороты. Нахождение фразеологизмов в тексте. Обоснование употребления фразеологизма в тексте.

2

45

Крылатые слова и выражения.

2

46

Пословицы и поговорки.

2

47

Предложение. Признаки предложения.

1

48

Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений.

1

49

Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме.

1

50

Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений.

1

51

Составление предложений — полных ответов на вопросы по тексту.

1

52

Составление предложений — кратких ответов на вопросы по тексту.

1

53

Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений.

1

54

Составление предложений по картинке с использованием опорных слов, схемы. Грамматическое оформление предложений.

1

55

Составление предложений из слов. Объединение предложений в связный текст.

1

7 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Речь. Предложение. Слово.

1

2

Имя существительное. Значение имён существительных в речи.

1

3

Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.

1

4

Глагол. Изменение глаголов по временам.

1

5

Согласование глаголов с именами существительными в числе и роде.

2

6

Имя прилагательное. Значение имён прилагательных в речи.

1

7

Согласование имен прилагательных с именами существительными в числе, роде, падеже..

2

8

Распространение предложений путем включения в него имен прилагательных.

2

9

Местоимение. Нахождение местоимений в тексте. Значение местоимений в речи.

2

10

Толкование лексического значения слова. Работа с кроссвордами.

2

11

Однозначные и многозначные слова.

2

12

Антонимы. Употребление антонимов в тексте.

2

13

Синонимы. Употребление синонимов в речи для преодоления неоправданного повторения слов.

2

14

Прямое и переносное значение слова.

2

15

Фразеологизмы. Нахождение фразеологизмов в тексте. Обоснование употребления фразеологизма в тексте.

2

16

Предложение. Признаки предложения. Различение предложений, разных по интонации.

1

17

Виды предложений по цели высказывания. Нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания.

1

18

Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме.

2

19

Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений.

2

20

Составление предложений — полных ответов на вопросы по тексту.

2

21

Составление предложений — кратких ответов на вопросы по тексту.

2

22

Составление предложений по картине с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений.

2

23

Составление предложений по картинке с использованием опорных слов, схемы. Грамматическое оформление предложений.

2

24

Составление предложений из слов. Объединение предложений в связный текст.

3

25

Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме.

2

26

Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтетические упражнения со сложносочиненными предложениями.

3

27

Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтетические упражнения со сложноподчиненными предложениями

3

28

Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами.

3

29

Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами.

3

30

Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с нарушенным порядком слов.

3

31

Составление предложений по материалам наблюдений на данную тему. Грамматическое оформление предложений. Редактирование анализ составленных текстов.

4

8 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Речь. Предложение. Слово.

1

2

Выделение признаков связного текста. Тема текста.

2

3

Текст. Основная мысль текста.

2

4

Текст. Опорные слова.

2

5

Восстановление деформированного текста по серии картинок.

2

6

Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной мысли текста.

2

7

Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление. Анализ составленных текстов.

2

8

Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста

3

9

Текст-описание. Характерные признаки текста-описания. Схема построения описания.

3

10

Текст-рассуждение. Характерные признаки текста-рассуждения. Схема построения рассуждения

3

11

Составление плана текста с обозначенными частями.

2

12

Деление текста на части. Работа над планом.

2

13

Редактирование текста

2

14

Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление предложений (полных ответов на вопросы)

2

15

Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы.

2

16

Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица по графическим (знаковым) схемам.

2

17

Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы.

2

18

Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера с использованием опорных предметных картинок, сюжетной картинки. Составление плана пересказа.

3

19

Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий с использованием серии сюжетных картинок, опорных слов-действий.

2

20

Выборочный пересказ. Составление плана пересказа.

2

21

Краткий пересказ. Составление плана пересказа.

2

22

Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа.

2

23

Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Составление плана рассказа.

2

24

Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа. Составление плана рассказа.

2

25

Устное сочинение. Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов повествовательного характера по картинкам.

2

26

Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам.

2

27

Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам и картинке.

2

28

Устное сочинение. Составление рассказа, по опорным словам, и картинкам.

2

29

Устное сочинение. Составление рассказа по серии картинок, используя план-вопросы.

2

30

Устное сочинение. Составление сравнительного рассказа описательного характера по предложенным предметам (картинкам) с использованием графических (знаковых) схем, вопросов.

2

31

Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке, с использованием опорных слов.

2

32

Устное сочинение. Составление рассказа по материалам текущих наблюдений с элементами описания, используя план-вопросы, опорные слова.

2

33

Заключительное занятие

1

9 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Речь. Предложение. Слово.

1

2

Выделение признаков связного текста. Тема текста.

2

3

Текст. Основная мысль текста.

2

4

Текст. Опорные слова.

2

5

Восстановление деформированного текста по серии картинок.

2

6

Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной мысли текста.

2

7

Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление. Анализ составленных текстов.

2

8

Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста

3

9

Текст-описание. Характерные признаки текста-описания. Схема построения описания.

3

10

Текст-рассуждение. Характерные признаки текста-рассуждения. Схема построения рассуждения

3

11

Составление плана текста с обозначенными частями.

2

12

Деление текста на части. Работа над планом.

2

13

Редактирование текста

2

14

Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление предложений (полных ответов на вопросы)

2

15

Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы.

2

16

Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица по графическим (знаковым) схемам.

2

17

Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы.

2

18

Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера с использованием опорных предметных картинок, сюжетной картинки. Составление плана пересказа.

3

19

Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий с использованием серии сюжетных картинок, опорных слов-действий.

2

20

Выборочный пересказ. Составление плана пересказа.

2

21

Краткий пересказ. Составление плана пересказа.

2

22

Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа.

2

23

Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Составление плана рассказа.

2

24

Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа. Составление плана рассказа.

2

25

Устное сочинение. Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов повествовательного характера по картинкам.

2

26

Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам.

2

27

Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам и картинке.

2

28

Устное сочинение. Составление рассказа по опорным словам и картинкам.

2

29

Устное сочинение. Составление рассказа по серии картинок, используя план-вопросы.

2

30

Устное сочинение. Составление сравнительного рассказа описательного характера по предложенным предметам (картинкам) с использованием графических (знаковых) схем, вопросов.

2

31

Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке, с использованием опорных слов.

2

32

Устное сочинение. Составление рассказа по материалам текущих наблюдений с элементами описания, используя план-вопросы, опорные слова.

2

33

Заключительное занятие

1

2.4. Планирование работы с педагогами

Содержание работы

Сроки

1. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи у обучающихся с ЗПР.

Октябрь

2. Приемы обогащения словарного запаса детей с ЗПР школьного возраста.

Ноябрь

3. Приемы формирования грамматически правильной речи у детей с ЗПР.

Декабрь

4. Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей с ЗПР.

Январь

5. Развитие мыслительной и познавательной деятельности детей с ЗПР.

Февраль

6. Развитие диалогической речи у детей с ЗПР.

Март

2.5. Планирование работы учителя-логопеда с семьей ребенка с ЗПР.

Направления работы

Виды работы

Включение родителей (законных представителей) во взаимодействие с учителем-логопедом и специалистами учреждения

Беседа,

индивидуальное консультирование

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

Индивидуальное консультирование,

родительские собрания

Организация регулярного обмена информацией о развитии ребенка, о ходе реализации коррекционно-развивающей программы и результатах ее освоения

Беседа,

индивидуальное консультирование,

посещение учебных занятий родителями,

индивидуальный опрос,

анкетирование.

3. Организационный раздел

3.1. Материально-технические условия:

Материально-техническая база реализации рабочей программы для обучающихся с ЗПР в 5 - 9 классах соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждениям.

В логопедическом кабинете создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий, мультимедийных, аудио и видеоматериалов. Информационное обеспечение включает необходимую нормативно-правовую базу образования обучающихся с ЗПР и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса.

С точки зрения оснащения кабинета и организации рабочего места специалиста в нем содержатся:

Документация:

- Нормативные документы (инструктивно-методические письма, законы, постановления, положения).

- Рабочие программы.

- Методические материалы.

- Журнал учета посещаемости коррекционно-развивающих занятий.

- Журнал обследования устной и письменной речи.

- Журнал движения детей.

- Речевые карты на каждого обучающегося.

- Годовой план работы учителя-логопеда.

- Тетради для письменных работ обучающихся.

- Циклограмма работы учителя-логопеда, утвержденная руководителем образовательного учреждения, согласованная с администрацией учреждения.

Диагностический материал: материал для обследования устной и письменной речи, систематизированный по годам обучения и разделам: альбомы, папки и т.д.).

Методический раздел: методическая литература, материал из опыта работы учителей-логопедов образовательных учреждений, документация по взаимодействию с ППк.

Наглядно-дидактический материал: дидактические материалы для обследования и коррекционной работы: пособия по развитию связной речи (предметные и сюжетные картинки для распространения или уточнения сюжетной линии); сборники рассказов для составления пересказов; дидактические пособия по развитию грамматического строя речи по темам  (согласование существительных с прилагательными, глаголами, числительными, глаголов с местоимениями, картинки и с изображением предметов, объектов, обозначаемых родственными и однокоренными словами); дидактические пособия по развитию словарного запаса: обобщающие понятия, слова-действия, признаки предметов, слова – антонимы, слова – синонимы, слова с переносным значением); наборы наглядно-графической символики (по темам: звуки, буквы, схемы для звуко-слогового анализа и синтеза, схемы для составления предложений, рассказов);

альбомы для обследования и коррекции звукопроизношения, слоговой структуры слов.

Оборудование: пособия для развития дыхания, зеркала по количеству обучающихся, лента звуков и букв.

Мебель: стеллажи и полки для наглядных пособий, дидактических игр и методической литературы, классная доска, парты и стулья в количестве, достаточном для подгруппы детей, офисные диваны, для проведения консультаций с родителями и педагогами, рабочий стол и стул.

3.2. Методическое обеспечение рабочей программы

Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия (Выпуск 1). М., 2008.

Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных (Выпуск 2). М., 2005.

Козырева Л.М. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий.- М.: Ярославль: Академия развития, 2006.

Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей. Тетрадь для логопедических занятий. - М.: Ярославль: Академия развития, 2006.

Козырева Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. Тетрадь для логопедических занятий. - М.: Ярославль: Академия развития, 2006.

Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. Тетрадь для логопедических занятий. - М.: Ярославль: Академия развития, 2006.

Козырева Л.М. Тайны твердых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических занятий. - М.: Ярославль: Академия развития, 2006.

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопеда. – М.: Изд-во Гном и Д, 2006.

Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Конспекты занятий для логопеда. – М.: Изд-во Гном и Д, 2006.

Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М.: Изд-во Гном и Д, 2007.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. М., 1997.

Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. - Смоленск: ООО Изд-во «Ассоциация ХХI века», 2000.

Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Слова-названия предметов, действий, признаков предметов. – М.: Первое сентября, 2004.

Лалаева Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Р. И.

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: Сфера, 2015.

Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М.: Просвещение, 2011.

Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н. Н. Яковлевой. — СПб.: СПбАППО, 2014.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития 1 – 4 классы

Рабочая программакоррекционно-развивающих занятийдля обучающихся с задержкой психического развития 1 – 4 классы...

Программа обучающихся ЗПР (задержка психического развития), 2 класс

Рабочая программа обучающихся ЗПР (задержкой психического развития), 2 класс...

Программа обучающихся ЗПР (задержка психического развития), 3 класс

Программа обучающихся с ЗПР (задержкой психического развития), 3 класс...

Программа обучающихся ЗПР (задержка психического развития), 5 класс

Программа обучающихся ЗПР (задержкой психического развития), 5 класс...

Рабочая программа по физике для обучающихся с задержкой психического развития (9 класс)

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса с задержкой психического развития и разработана на основе: программы  общеобразовательных учреждений. Физика. 7-11 классы / авт.- сост....

Рабочая учебная программа коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с задержкой психического развития (ЗПР). 5-9 классы

При составлении программы использованы коррекционно-развивающие материалы, диагностический инструментарий, рекомендуемый Министерством образования и науки РФ для осуществления профессиональной деятель...