«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с задержкой психического развития» 5- 9 класс
календарно-тематическое планирование
Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с задержкой психического здоровья (ЗПР) по варианту 7.0 основного общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_zpr_5-9_klass.docx | 61.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Школа № 3» Камышловского городского округа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Коррекционно - развивающие логопедические занятия
с обучающимися с задержкой психического развития»
на 2022 – 2023 учебный год
5-9 классы
Учитель-логопед
МАОУ «Школа № 3»
Попова М.Ю.
г.Камышлов, 2022г.
Содержание:
Пояснительная записка
1. Целевой раздел программы
1.1. Цели и задачи
1.2. Характеристика детей с ЗПР
1.3. Принципы и подходы проведения коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
1.4. Этапы реализации коррекционной логопедической программы
1.5. Планируемые результаты освоения коррекционной программы
2. Содержательный компонент рабочей программы
2.1. Основные направления
2.2. Перспективный (индивидуальный) план коррекционной работы учителя–логопеда с обучающимся
2.3 Тематическое планирование
2.4. Планирование работы с педагогами
2.5. Планирование работы учителя-логопеда с семьей ребенка с ЗПР.
3. Организационный раздел
3.1. Материально-технические условия.
3.2. Методическое обеспечение рабочей программы
Пояснительная записка
Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с задержкой психического здоровья (ЗПР) по варианту 7.0 основного общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.
Нормативно-правовое обеспечение:
Работа логопедического кабинета организуется на основании:
• Конституция РФ;
• Конвенция о правах ребенка;
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2021г № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023 N 479-ФЗ);
• Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152 – ФЗ (ред. от 06.02.2023 N 8-ФЗ)
• Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 N 286 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
• Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 N 287 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
• Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
• Письмо Министерства просвещения России от 10.08.2020 N ВБ-1589/07 "Об оказании логопедической помощи»;
• Распоряжение Министерства просвещения России от 06.08.2020 N Р-75 "Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» (ред. от 06.04.2021 № Р-77);
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
При разработке программы использовались рекомендации ведущих специалистов в области логопедии: Ястребовой А. В., Козыревой Л, М., Ефименковой Л. Н., Мисаренко Г. Г., Садовниковой И, П., Лалаевой Р. И., Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Лопухиной И. С. и др.
Курс «Коррекционно-развивающие логопедические занятия» представляет особую важность для учащихся с задержкой психического развития, поскольку у данной категории детей наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям освоения учебного материала.
1. Целевой раздел программы
1.1. Цель и задачи
Цель - реализация системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы, а также на коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся и их социальную адаптацию. Программа обеспечивает сопровождение детей с ЗПР, обучающихся в общеобразовательной школе.
Задачи коррекционно-развивающего сопровождения
Общие задачи:
1. Обеспечение своевременного выявления детей с задержкой психического развития.
2. Определение особенностей организации коррекционно-развивающего образовательного процесса для данной категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения.
3. Создание условий, способствующих освоению детьми с задержкой психического развития адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.
4. Разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии.
5. Оказание консультативной и методической помощи педагогам в обучении и сопровождении детей с задержкой психического развития по вопросам особенностей речевого развития.
6. Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей с задержкой психического развития.
Специфические задачи коррекционно-развивающего логопедического сопровождения обучающихся, осваивающих АООП НОО (вариант 7.0):
1. Развитие устной и письменной речи.
2. Формирования произвольной регуляции деятельности и поведения.
3. Коррекция нарушений устной и письменной речи.
4. Формирование универсальных учебных действий.
1.2. Характеристика детей с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу.
Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и (или) функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и (или) поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении основного общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
АООП НОО (вариант 7.0) адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна не адаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.
Коррекционно-развивающая помощь детям с ЗПР может быть представлена в виде:
• Коррекции нарушений устной и письменной речи.
• Развития речевой деятельности.
• Формирования и развития коммуникативных навыков.
• Восполнения пробелов предшествующих периодов развития и обучения и предупреждения их возникновения.
• Формирования и развития различных видов устной речи.
• Обогащения и расширения словарного запаса, развитие лексической системности, формирование семантических полей.
• Коррекции отдельных сторон психической деятельности и эмоционально-личностной сферы.
• Формирования положительной учебной мотивации и механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности.
• Повышения уровня общего развития.
1.3. Принципы и подходы проведения коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда
В данной рабочей программе учителя-логопеда для обучающихся с ОВЗ, учитываются возрастные, типологические и индивидуальные особенности и следующие принципы коррекционно-развивающей работы:
• принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих общих и специфических задач;
• принцип единства диагностики и коррекции;
• приоритетности коррекции причинного типа;
• принцип учёта соотношения первичных и вторичных нарушений;
• деятельностный принцип коррекции;
• принцип учёта неравномерности детского развития;
• принцип комплексности методов логопедического, психолого-педагогического и коррекционного воздействия;
• принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в исправлении речевых нарушений;
• принцип опоры на разные уровни организации психических процессов;
• принцип программированного обучения;
• принцип возрастания сложности;
• принцип учета объема и степени разнообразия материала;
• принцип развивающего характера обучения, основывающегося на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»;
• принцип уровневой дифференциации задач, содержания и результатов образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
На основе данных принципов реализуются общедидактические и специфические подходы к профессиональной деятельности.
Специфические подходы:
• системный подход к организации целостной системы коррекционно-педагогической работы;
• коммуникативный подход, определяющий последовательность формирования речи как средства общения и познания окружающего мира, использование в обучении детей с нарушением в развитии разных форм словесной речи (устная, письменная, альтернативные формы коммуникации и т.д.) в зависимости от этапа обучения;
• комплексный подход, который предполагает, что устранение нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов сопровождения;
• индивидуально-дифференцированный подход к реализации адаптированной образовательной программы;
При этом учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей с ОВЗ школьного возраста.
1.4. Этапы реализации коррекционной логопедической программы
- Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая
деятельность): оценка контингента обучающихся для учёта особенностей речевого развития детей; определение специфики и их особых образовательных потребностей; оценка материально-технической базы.
- Диагностический этап проводится с целью диагностики состояния
речевой функции, коррекция которой ляжет в основу составления или корректировки индивидуальной программы логопедического сопровождения. В «речевой карте» записываются результаты диагностики. Конечной целью диагностического этапа является разработка индивидуальной программы логопедического сопровождения. Диагностический этап длится 1 – 2 недели (4 часа) и включает в себя следующие направления: диагностика речевой функции; разработка путей коррекции и реабилитации; разработка индивидуальной программы логопедического сопровождения.
- На коррекционно-развивающем этапе осуществляется реализация
разработанной индивидуальной программы логопедического сопровождения. Коррекционно - развивающий этап длится 30 недель и включает: коррекцию и развитие устной и письменной речи ребенка, профилактическую работу по предупреждению нарушений письменной речи.
- Аналитический этап: оценивается результативность занятий
посредством анкетных, проективных, экспериментальных и др. методов, производится анализ эффективности используемых методов и средств, и подводятся итоги коррекционной логопедической работы, определяются основные направления работы на следующий учебный год.
1.5. Планируемые результаты освоения коррекционной логопедической программы
Освоение обучающимся коррекционно-развивающей логопедической программы, которая создана на основе ФГОС для детей с ОВЗ, предполагает достижение ими трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностными результатами являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; осознанное, доброжелательное и уважительное отношением к другому человеку, его мнению; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Метапредметными результатами коррекционной работы являются: Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда; планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда; работать в соответствии с поставленной задачей; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем-логопедом; работать по плану и корректировать свою деятельность; определять успешность своей работы и других детей.
Познавательные УУД: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности; повторять и воспроизводить по подобию, по памяти слоги, слова, предложения; осуществлять анализ и синтез; составлять описание объекта; строить рассуждение; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне слога, слова, предложения или небольшого текста); адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Предметными результатами коррекционной работы в 5 – 9 классах являются: умение внятно и четко изложить своё высказывание; умение различать правильное и неправильное звукопроизношение в речевом потоке; овладение начальными представлениями нормах русского языка и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
2. Содержательный компонент рабочей программы
2.1. Основные направления:
• диагностическое;
• коррекционно-развивающее;
• консультативное;
• информационно-просветительское.
Диагностическая работа: проводится комплексное обследование обучающихся с ЗПР: изучаются общие сведения о ребенке, социальной ситуации, их развитие и условия семейного воспитания.
Уровень речевого развития определяется по следующим показателям:
• Общая и мелкая моторика
• Строение и моторика органов артикуляционного аппарата
• Звукопроизношение
• Фонематическое восприятие
• Слоговая структура слова
• Понимание речи
• Лексико-грамматический строй речи
• Связная речь
• Письменная речь
Коррекционно-развивающая (логопедическая) работа: выбор специальных методик и программ коррекционно-развивающих курсов, методов и приёмов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ЗПР, проведение индивидуальных и групповых коррекционное–развивающих занятий.
Консультативная работа: консультирование учителем-логопедом педагогов по вопросам выбора индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися, консультативная помощь семье.
Информационно-просветительская работа: различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений вопросов, связанных с сопровождением обучения детей с ЗПР.
2.2. План коррекционной работы с обучающимся с ЗПР
Основные методы работы: наглядно-демонстрационные (наблюдение, просмотр, прослушивание); словесные (рассказ, пересказ, чтение, беседа); практические (упражнения, графические диктанты).
Направления коррекционной работы:
- развитие звуковой стороны речи (формирование полноценных
фонематических процессов, развитие навыка языкового анализа и синтеза; формирование готовности к восприятию правил орфографии, правописание которых основано на представлениях о звуковом составе слова).
В результате реализации направления обучающиеся будут уметь: различать понятия «слог», «слово», «предложение», «текст», «буква», «гласный звук», «согласный звук»; будет владеть элементарными навыками языкового анализа и синтеза; фонематического анализа, синтеза, представлений.
Средства: разноцветные круги для звукового анализа; ленты звукобуквенного анализа, схемы для определения места звука, схемы для определения количества слогов; буквы разрезной азбуки, буквы-магниты и т.д., УМК, различные упражнения.
Упорядочение представлений о звуковой стороне речи и овладение навыками фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений, языкового анализа и синтеза создают необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и чтения, предупреждение общей и функциональной неграмотности.
- Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и
грамматического строя речи: уточнение, обогащение и активизация словаря, как путём накопления новых слов, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словоизменения и словообразования; уточнение значений используемых синтаксических конструкций; развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путём овладений навыками построения словосочетаний, моделями различных синтаксических конструкций; развитие навыков языкового анализа и синтеза; увеличение объёма знаний об окружающем мире.
В результате реализации направления обучающиеся будут уметь: активно пользоваться различными способами словообразования и словоизменения; правильно использовать слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением); будет владеть навыками языкового анализа и синтеза; будет владеть навыками обобщения, подбора однокоренных слов, синонимов, антонимов.
Средства: схемы для определения количества слов в предложении; значки различных частей речи; карточки с грамматическими заданиями; тематический словарь, УМК, упражнения.
Таким образом, создаётся основа (предпосылки) для продуктивного усвоения правил правописания, связанных с полноценными представлениями о морфологическом составе слова.
- Развитие и совершенствование умений и навыков построения связного
высказывания: программирование смысловой структуры высказывания; установление связности и последовательности высказывания; отбор необходимых языковых средств.
В результате реализации направления обучающиеся будут уметь: строить собственные высказывания в логической последовательности; уметь вести диалог; уметь сравнивать, обобщать, делать вывод, доказывать, рассуждать.
Средства: сюжетные картинки; карточки для установления последовательности событий; карточки с заданиями по развитию связной речи; тексты для пересказов; УМК, упражнения.
- Развитие и совершенствование неречевых процессов:
совершенствование моторной сферы, пространственно-временных представлений, графо-моторного навыка; совершенствование психологических предпосылок к обучению; развитие социальных навыков; совершенствование полноценных учебных умений; совершенствование коммуникативной готовности к обучению, формирование коммуникативных умений и навыков адекватных учебной деятельности.
В результате реализации направления обучающиеся будут уметь: знать направления в пространстве с позиции ведущей руки, ориентироваться в схеме собственного тела; создавать пальчиковые пробы, будут владеть навыком каллиграфического письма; уметь планировать предстоящую деятельность, контролировать ход деятельности, уметь работать в определённом темпе, проводить анализ, оценку продуктивности своей деятельности; применение инструкции (схемы) при подготовке развёрнутого высказывания; соблюдать речевой этикет при общении.
Средства: упражнения, УМК, схемы.
Частота проведения занятий определяется характером и степенью выраженности нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями ребенка с ОВЗ, продолжительность занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет: групповое занятие – 30-40 минут, индивидуальное – 20-40 минут.
Контроль реализации программы:
Оценка успешности проведённой коррекционно-развивающей работы определяется:
- Сравнительным анализом входящей (с 1 – 15 сентября), по
необходимости, промежуточной (анализ письменных работ по русскому языку) и итоговой диагностики (с 15 – 31 мая). На основании этих данных проводится мониторинг развития устной и письменной речи. Планируется коррекционная работа на следующий учебный год.
- Улучшением текущих оценок по предметам языкового цикла.
2.3. Тематическое планирование
5 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения . | 1 |
2 | Слог. Деление слов на слоги. Слоговая структура слова. | 2 |
3 | Слоговой анализ и синтез слов. | 2 |
4 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. | 1 |
5 | Дифференциация А-Я. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я. | 1 |
6 | Дифференциация О-Ё. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё. | 1 |
7 | Дифференциация У-Ю. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю. | 1 |
8 | Мягкие согласные звуки перед гласной Е. | 1 |
9 | Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь. | 1 |
10 | Мягкий знак в конце слова. | 1 |
11 | Мягкий знак в середине слова. | 1 |
12 | Разделительный мягкий и твёрдый знаки. | 3 |
13 | Дифференциация звуков и букв: П-Б, П'- Б' | 2 |
14 | Дифференциация звуков и букв: Т-Д, Т'- Д' | 2 |
15 | Дифференциация звуков и букв: К-Г, К'-Г' | 2 |
16 | Дифференциация звуков и букв: С-З, С'-З' | 2 |
17 | Дифференциация звуков и букв: Ш-Ж, С-Ш | 2 |
18 | Дифференциация звуков и букв: Ч-ТЬ | 1 |
19 | Состав слова. Корень слова. | 1 |
20 | Родственные слова. Упражнение в подборе родственных слов. | 2 |
21 | Сложные слова. Соединительная гласная е или о в середине слова. | 1 |
22 | Окончание. Дифференциация родственных слов и форм слова. | 1 |
23 | Суффикс, суффиксальный способ образования слов. | 2 |
24 | Приставка, приставочный способ образования слов. | 2 |
25 | Безударные гласные в корне. Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. | 1 |
26 | Выделение слов с безударным гласным. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне. | 3 |
27 | Сомнительные и непроизносимые согласные | 2 |
28 | Соотнесение предлогов и глагольных приставок | 1 |
29 | Слитное написание слов с приставками. | 1 |
30 | Раздельное написание слов с предлогами. | 1 |
31 | Дифференциация предлогов и приставок. | 2 |
32 | Согласование глаголов с именами существительными в числе. | 1 |
33 | Согласование имен прилагательных с именами существительными в числе. | 1 |
34 | Согласование глаголов с именами существительными в роде. | 1 |
35 | Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде. | 1 |
36 | Управление. Родительный падеж. | 1 |
37 | Управление. Дательный падеж. | 1 |
38 | Управление. Винительный падеж | 1 |
39 | Управление. Творительный падеж. | 1 |
40 | Управление. Предложный падеж. | 1 |
41 | Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях. | 2 |
42 | Определение лексического значения слов. | 1 |
43 | Определение и толкование лексического значения слова, употребленного в контексте. | 1 |
44 | Однозначные и многозначные слова. | 1 |
45 | Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Работа с кроссвордами. | 1 |
46 | Омонимы. | 1 |
47 | Антонимы. Подбор антонимов к слову. | 1 |
48 | Нахождение антонимов в тексте. | 1 |
49 | Синонимы. Подбор синонимов к слову. | 1 |
50 | Нахождение синонимов в тексте. Обоснование выбора синонима в тексте. | 1 |
51 | Употребление синонимов в речи для преодоления неоправданного повторения слов. | 1 |
6 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Речь. Предложение. Слово. | 1 |
2 | Слог. Деление слов на слоги. Слоговая структура слова. | 1 |
3 | Слоговой анализ и синтез слов. | 2 |
4 | Твёрдые и мягкие согласные. Дифференциация твёрдых и мягких согласных | 1 |
5 | Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь. | 1 |
6 | Мягкий знак в конце слова. | 1 |
7 | Мягкий знак в середине слова. | 1 |
8 | Разделительный мягкий и твёрдый знаки. | 1 |
9 | Состав слова. Корень слова. | 1 |
10 | Родственные слова. Упражнение в подборе родственных слов. | 2 |
11 | Сложные слова. Соединительная гласная е или о в середине слова. | 1 |
12 | Окончание. Дифференциация родственных слов и форм слова. | 1 |
13 | Суффикс, суффиксальный способ образования слов. Значение суффиксов. | 2 |
14 | Приставка, приставочный способ образования слов. Значение приставок. | 2 |
15 | Безударные гласные в корне. Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. | 1 |
16 | Выделение слов с безударным гласным. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне. | 2 |
17 | Сомнительные и непроизносимые согласные | 2 |
18 | Соотнесение предлогов и глагольных приставок. | 1 |
19 | Слитное написание слов с приставками. | 1 |
20 | Раздельное написание слов с предлогами. | 1 |
21 | Дифференциация предлогов и приставок. | 1 |
22 | Согласование глаголов с именами существительными в числе. | 1 |
23 | Согласование имен прилагательных с именами существительными в числе. | 1 |
24 | Согласование глаголов с именами существительными в роде. | 1 |
25 | Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде. | 1 |
26 | Управление. Родительный падеж. | 1 |
27 | Управление. Дательный падеж. | 1 |
28 | Управление. Винительный падеж | 1 |
29 | Управление. Творительный падеж. | 1 |
30 | Управление. Предложный падеж. | 1 |
31 | Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях. | 1 |
32 | Определение лексического значения слов. | 2 |
33 | Определение и толкование лексического значения слова, употребленного в контексте. | 1 |
34 | Однозначные и многозначные слова. | 1 |
35 | Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Работа с кроссвордами | 2 |
36 | Омонимы. | 1 |
37 | Антонимы. Подбор антонимов к слову. | 1 |
38 | Нахождение антонимов в тексте. | 1 |
39 | Синонимы. Подбор синонимов к слову. | 1 |
40 | Нахождение синонимов в тексте. Обоснование выбора синонима в тексте. | 1 |
41 | Употребление синонимов в речи для преодоления неоправданного повторения слов. | 2 |
42 | Прямое и переносное значение слова. | 1 |
43 | Образные слова и выражения. Загадки. Сочинение загадок. | 2 |
44 | Фразеологизмы. Фразеологические обороты. Нахождение фразеологизмов в тексте. Обоснование употребления фразеологизма в тексте. | 2 |
45 | Крылатые слова и выражения. | 2 |
46 | Пословицы и поговорки. | 2 |
47 | Предложение. Признаки предложения. | 1 |
48 | Смысловая и интонационная законченность повествовательных, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений. | 1 |
49 | Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме. | 1 |
50 | Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений. | 1 |
51 | Составление предложений — полных ответов на вопросы по тексту. | 1 |
52 | Составление предложений — кратких ответов на вопросы по тексту. | 1 |
53 | Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений. | 1 |
54 | Составление предложений по картинке с использованием опорных слов, схемы. Грамматическое оформление предложений. | 1 |
55 | Составление предложений из слов. Объединение предложений в связный текст. | 1 |
7 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Речь. Предложение. Слово. | 1 |
2 | Имя существительное. Значение имён существительных в речи. | 1 |
3 | Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях. | 1 |
4 | Глагол. Изменение глаголов по временам. | 1 |
5 | Согласование глаголов с именами существительными в числе и роде. | 2 |
6 | Имя прилагательное. Значение имён прилагательных в речи. | 1 |
7 | Согласование имен прилагательных с именами существительными в числе, роде, падеже.. | 2 |
8 | Распространение предложений путем включения в него имен прилагательных. | 2 |
9 | Местоимение. Нахождение местоимений в тексте. Значение местоимений в речи. | 2 |
10 | Толкование лексического значения слова. Работа с кроссвордами. | 2 |
11 | Однозначные и многозначные слова. | 2 |
12 | Антонимы. Употребление антонимов в тексте. | 2 |
13 | Синонимы. Употребление синонимов в речи для преодоления неоправданного повторения слов. | 2 |
14 | Прямое и переносное значение слова. | 2 |
15 | Фразеологизмы. Нахождение фразеологизмов в тексте. Обоснование употребления фразеологизма в тексте. | 2 |
16 | Предложение. Признаки предложения. Различение предложений, разных по интонации. | 1 |
17 | Виды предложений по цели высказывания. Нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания. | 1 |
18 | Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме. | 2 |
19 | Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Грамматическое оформление предложений. | 2 |
20 | Составление предложений — полных ответов на вопросы по тексту. | 2 |
21 | Составление предложений — кратких ответов на вопросы по тексту. | 2 |
22 | Составление предложений по картине с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений. | 2 |
23 | Составление предложений по картинке с использованием опорных слов, схемы. Грамматическое оформление предложений. | 2 |
24 | Составление предложений из слов. Объединение предложений в связный текст. | 3 |
25 | Деление сплошного текста на предложения. Обозначение границ предложений на письме. | 2 |
26 | Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтетические упражнения со сложносочиненными предложениями. | 3 |
27 | Развитие восприятия и понимания сложных синтаксических конструкций. Аналитико-синтетические упражнения со сложноподчиненными предложениями | 3 |
28 | Работа с деформированными предложениями. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами. | 3 |
29 | Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами. | 3 |
30 | Работа с деформированными предложениями. Редактирование, грамматическое оформление предложений с нарушенным порядком слов. | 3 |
31 | Составление предложений по материалам наблюдений на данную тему. Грамматическое оформление предложений. Редактирование анализ составленных текстов. | 4 |
8 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Речь. Предложение. Слово. | 1 |
2 | Выделение признаков связного текста. Тема текста. | 2 |
3 | Текст. Основная мысль текста. | 2 |
4 | Текст. Опорные слова. | 2 |
5 | Восстановление деформированного текста по серии картинок. | 2 |
6 | Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной мысли текста. | 2 |
7 | Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление. Анализ составленных текстов. | 2 |
8 | Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста | 3 |
9 | Текст-описание. Характерные признаки текста-описания. Схема построения описания. | 3 |
10 | Текст-рассуждение. Характерные признаки текста-рассуждения. Схема построения рассуждения | 3 |
11 | Составление плана текста с обозначенными частями. | 2 |
12 | Деление текста на части. Работа над планом. | 2 |
13 | Редактирование текста | 2 |
14 | Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление предложений (полных ответов на вопросы) | 2 |
15 | Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы. | 2 |
16 | Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица по графическим (знаковым) схемам. | 2 |
17 | Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы. | 2 |
18 | Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера с использованием опорных предметных картинок, сюжетной картинки. Составление плана пересказа. | 3 |
19 | Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий с использованием серии сюжетных картинок, опорных слов-действий. | 2 |
20 | Выборочный пересказ. Составление плана пересказа. | 2 |
21 | Краткий пересказ. Составление плана пересказа. | 2 |
22 | Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа. | 2 |
23 | Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Составление плана рассказа. | 2 |
24 | Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа. Составление плана рассказа. | 2 |
25 | Устное сочинение. Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов повествовательного характера по картинкам. | 2 |
26 | Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам. | 2 |
27 | Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам и картинке. | 2 |
28 | Устное сочинение. Составление рассказа, по опорным словам, и картинкам. | 2 |
29 | Устное сочинение. Составление рассказа по серии картинок, используя план-вопросы. | 2 |
30 | Устное сочинение. Составление сравнительного рассказа описательного характера по предложенным предметам (картинкам) с использованием графических (знаковых) схем, вопросов. | 2 |
31 | Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке, с использованием опорных слов. | 2 |
32 | Устное сочинение. Составление рассказа по материалам текущих наблюдений с элементами описания, используя план-вопросы, опорные слова. | 2 |
33 | Заключительное занятие | 1 |
9 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Речь. Предложение. Слово. | 1 |
2 | Выделение признаков связного текста. Тема текста. | 2 |
3 | Текст. Основная мысль текста. | 2 |
4 | Текст. Опорные слова. | 2 |
5 | Восстановление деформированного текста по серии картинок. | 2 |
6 | Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной мысли текста. | 2 |
7 | Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление. Анализ составленных текстов. | 2 |
8 | Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста | 3 |
9 | Текст-описание. Характерные признаки текста-описания. Схема построения описания. | 3 |
10 | Текст-рассуждение. Характерные признаки текста-рассуждения. Схема построения рассуждения | 3 |
11 | Составление плана текста с обозначенными частями. | 2 |
12 | Деление текста на части. Работа над планом. | 2 |
13 | Редактирование текста | 2 |
14 | Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление предложений (полных ответов на вопросы) | 2 |
15 | Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы. | 2 |
16 | Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица по графическим (знаковым) схемам. | 2 |
17 | Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы. | 2 |
18 | Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера с использованием опорных предметных картинок, сюжетной картинки. Составление плана пересказа. | 3 |
19 | Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий с использованием серии сюжетных картинок, опорных слов-действий. | 2 |
20 | Выборочный пересказ. Составление плана пересказа. | 2 |
21 | Краткий пересказ. Составление плана пересказа. | 2 |
22 | Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа. | 2 |
23 | Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Составление плана рассказа. | 2 |
24 | Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа. Составление плана рассказа. | 2 |
25 | Устное сочинение. Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов повествовательного характера по картинкам. | 2 |
26 | Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам. | 2 |
27 | Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам и картинке. | 2 |
28 | Устное сочинение. Составление рассказа по опорным словам и картинкам. | 2 |
29 | Устное сочинение. Составление рассказа по серии картинок, используя план-вопросы. | 2 |
30 | Устное сочинение. Составление сравнительного рассказа описательного характера по предложенным предметам (картинкам) с использованием графических (знаковых) схем, вопросов. | 2 |
31 | Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке, с использованием опорных слов. | 2 |
32 | Устное сочинение. Составление рассказа по материалам текущих наблюдений с элементами описания, используя план-вопросы, опорные слова. | 2 |
33 | Заключительное занятие | 1 |
2.4. Планирование работы с педагогами
Содержание работы | Сроки |
1. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи у обучающихся с ЗПР. | Октябрь |
2. Приемы обогащения словарного запаса детей с ЗПР школьного возраста. | Ноябрь |
3. Приемы формирования грамматически правильной речи у детей с ЗПР. | Декабрь |
4. Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей с ЗПР. | Январь |
5. Развитие мыслительной и познавательной деятельности детей с ЗПР. | Февраль |
6. Развитие диалогической речи у детей с ЗПР. | Март |
2.5. Планирование работы учителя-логопеда с семьей ребенка с ЗПР.
Направления работы | Виды работы |
Включение родителей (законных представителей) во взаимодействие с учителем-логопедом и специалистами учреждения | Беседа, индивидуальное консультирование |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка | Индивидуальное консультирование, родительские собрания |
Организация регулярного обмена информацией о развитии ребенка, о ходе реализации коррекционно-развивающей программы и результатах ее освоения | Беседа, индивидуальное консультирование, посещение учебных занятий родителями, индивидуальный опрос, анкетирование. |
3. Организационный раздел
3.1. Материально-технические условия:
Материально-техническая база реализации рабочей программы для обучающихся с ЗПР в 5 - 9 классах соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждениям.
В логопедическом кабинете создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий, мультимедийных, аудио и видеоматериалов. Информационное обеспечение включает необходимую нормативно-правовую базу образования обучающихся с ЗПР и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса.
С точки зрения оснащения кабинета и организации рабочего места специалиста в нем содержатся:
Документация:
- Нормативные документы (инструктивно-методические письма, законы, постановления, положения).
- Рабочие программы.
- Методические материалы.
- Журнал учета посещаемости коррекционно-развивающих занятий.
- Журнал обследования устной и письменной речи.
- Журнал движения детей.
- Речевые карты на каждого обучающегося.
- Годовой план работы учителя-логопеда.
- Тетради для письменных работ обучающихся.
- Циклограмма работы учителя-логопеда, утвержденная руководителем образовательного учреждения, согласованная с администрацией учреждения.
Диагностический материал: материал для обследования устной и письменной речи, систематизированный по годам обучения и разделам: альбомы, папки и т.д.).
Методический раздел: методическая литература, материал из опыта работы учителей-логопедов образовательных учреждений, документация по взаимодействию с ППк.
Наглядно-дидактический материал: дидактические материалы для обследования и коррекционной работы: пособия по развитию связной речи (предметные и сюжетные картинки для распространения или уточнения сюжетной линии); сборники рассказов для составления пересказов; дидактические пособия по развитию грамматического строя речи по темам (согласование существительных с прилагательными, глаголами, числительными, глаголов с местоимениями, картинки и с изображением предметов, объектов, обозначаемых родственными и однокоренными словами); дидактические пособия по развитию словарного запаса: обобщающие понятия, слова-действия, признаки предметов, слова – антонимы, слова – синонимы, слова с переносным значением); наборы наглядно-графической символики (по темам: звуки, буквы, схемы для звуко-слогового анализа и синтеза, схемы для составления предложений, рассказов);
альбомы для обследования и коррекции звукопроизношения, слоговой структуры слов.
Оборудование: пособия для развития дыхания, зеркала по количеству обучающихся, лента звуков и букв.
Мебель: стеллажи и полки для наглядных пособий, дидактических игр и методической литературы, классная доска, парты и стулья в количестве, достаточном для подгруппы детей, офисные диваны, для проведения консультаций с родителями и педагогами, рабочий стол и стул.
3.2. Методическое обеспечение рабочей программы
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия (Выпуск 1). М., 2008.
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных (Выпуск 2). М., 2005.
Козырева Л.М. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий.- М.: Ярославль: Академия развития, 2006.
Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей. Тетрадь для логопедических занятий. - М.: Ярославль: Академия развития, 2006.
Козырева Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. Тетрадь для логопедических занятий. - М.: Ярославль: Академия развития, 2006.
Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. Тетрадь для логопедических занятий. - М.: Ярославль: Академия развития, 2006.
Козырева Л.М. Тайны твердых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических занятий. - М.: Ярославль: Академия развития, 2006.
Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопеда. – М.: Изд-во Гном и Д, 2006.
Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Конспекты занятий для логопеда. – М.: Изд-во Гном и Д, 2006.
Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. – М.: Изд-во Гном и Д, 2007.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. М., 1997.
Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. - Смоленск: ООО Изд-во «Ассоциация ХХI века», 2000.
Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Слова-названия предметов, действий, признаков предметов. – М.: Первое сентября, 2004.
Лалаева Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Р. И.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: Сфера, 2015.
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М.: Просвещение, 2011.
Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н. Н. Яковлевой. — СПб.: СПбАППО, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития 1 – 4 классы
Рабочая программакоррекционно-развивающих занятийдля обучающихся с задержкой психического развития 1 – 4 классы...
Программа обучающихся ЗПР (задержка психического развития), 2 класс
Рабочая программа обучающихся ЗПР (задержкой психического развития), 2 класс...
Программа обучающихся ЗПР (задержка психического развития), 3 класс
Программа обучающихся с ЗПР (задержкой психического развития), 3 класс...
Программа обучающихся ЗПР (задержка психического развития), 5 класс
Программа обучающихся ЗПР (задержкой психического развития), 5 класс...
Рабочая программа по физике для обучающихся с задержкой психического развития (9 класс)
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса с задержкой психического развития и разработана на основе: программы общеобразовательных учреждений. Физика. 7-11 классы / авт.- сост....
Рабочая программа по алгебре для обучающихся с задержкой психического развития, 9 класс.
Программа для обучающихся с ОВЗ...
Рабочая учебная программа коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с задержкой психического развития (ЗПР). 5-9 классы
При составлении программы использованы коррекционно-развивающие материалы, диагностический инструментарий, рекомендуемый Министерством образования и науки РФ для осуществления профессиональной деятель...