Психологический курс: курс коррекционно-развивающих занятий в начальной школе (3-4 классы).
методическая разработка по психологии по теме
Психологический курс: курс коррекционно-развивающих занятий в начальной школе (3-4 классы).
Основная цельданной работы: формирование ребенка как личности, реализация имеющегося потенциала; формирование психологической готовности к обучению на второй ступени.
Методы работы:
коррекционно-развивающие упражнения, арттерапия, игротерапия, музыкотерапия, беседа, показ примеров и образцов, создание ситуации успеха.
Прогнозируемый результат: развитие интеллектуальных, личностных, деятельностных особенностей младших школьников, готовность к переходу на следующую ступень школьного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ctatya.doc.docx | 19.2 КБ |
prilozhenie1.docx | 14.88 КБ |
prilozhenie2.docx | 13.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический курс: курс коррекционно-развивающих занятий в начальной школе (3-4 классы).
Обучение ребенка в начальной школе - первая ступень в его школьной жизни. От степени освоения им новой (учебной) деятельности, приобретения умения учиться зависит дальнейшее обучение ребенка, формирование его отношения к школе.
Именно на этом этапе формируется учебный потенциал развивающейся личности, закладывается фундамент ее нравственных и эмоциональных качеств. Поэтому в настоящее время перед учителями и школьными психологами возникла необходимость практического решения актуальнейшей проблемы – предупреждения и преодоления школьной дезадаптации, проявляющейся в нарушениях успеваемости, поведении и межличностных взаимодействий у значительной части учащихся образовательных школ. Согласно данным выборочных исследований уже в начальных классах выявляется около 25 – 30% детей с подобными проблемами, и несвоевременное распознавание их характера и природы, отсутствия специальных коррегирующих программ приводит не только к хроническому отставанию в усвоении знаний, но и вторичным нарушениям психосоциального развития к различным формам отклоняющего поведения.
Не менее остро эта проблема сказывается и на качестве учебно-воспитательного процесса, дестабилизируя учебную деятельность других учащихся и отвлекая на себя значительную часть усилий педагогов.
Нереализованные желания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого и нервного напряжения в ходе обучения- эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению. Чем больше факторы дезадаптации (интеллектуального, личностного, социального характера) проявляются у ребенка в начальной школе, тем сложнее будет процесс его перехода на другую ступень обучения.
Учитывая то, что к числу основных первичных внешних признаков школьной дезадаптации и врачи, и педагоги, и психологи единодушно относят затруднения в учебе и различные нарушения школьных норм поведения, к категории детей с нарушениями школьной адаптации относят, прежде всего, детей с недостаточными способностями к обучению. И относят вполне правомерно, так как среди требований, которые предъявляют ребенку, в первую очередь выделяется необходимость успешно овладевать учебной деятельностью.
Предлагаемый курс содержит программу психологических занятий с учащимися 3-4 классов, нацеленных на формирование у младших школьников психологической готовности к обучению на новой ступени и преодоление возможной дезадаптации, связанной с переходом в основную школу. В связи с этим прослеживается необходимость ведения данного курса, состоящего из двух частей, направленных на обеспечения развития уровня психологического развития, повышение адаптивных возможностей организма обучающихся.
Основная цель данной работы: формирование ребенка как личности, реализация имеющегося потенциала; формирование психологической готовности к обучению на второй ступени.
Основными принципами работы программы являются: учет возрастных особенностей, доступность, последовательность, системность, эффективность, личностно-ориентированных подход, управляемость образовательным процессом, сочетание индивидуальной и коллективной форм работы.
Методы работы:
коррекционно-развивающие упражнения, арттерапия, игротерапия, музыкотерапия, беседа, показ примеров и образцов, создание ситуации успеха.
Форма работы: групповая. Данные занятия проводятся в подгруппах по 10-12 человек, один раз в неделю.
Особенности организации образовательного процесса.
Предлагаемый курс рассчитан на 2года: 3 и 4 классы.
Первый год обучения: 1 часть «Уроки психологического развития» для учащихся 4-ых классов представлена в количестве 16 часов (план 1). 2часть «Тренинговые занятия» для учащихся 4-ых классов представлена в количестве 16 часов.
1 часть «Уроки психологического развития» для учащихся 3-их классов представлена в количестве 16 часов (план 1). 2 часть для учащихся 3-их классов представлена в программе «Цикл арт-терапевтических занятий».
Второй год обучения: 1 часть «Уроки психологического развития» для учащихся 4-ых классов представлена в количестве 15 часов (план 2). 2часть «Тренинговые занятия» для учащихся 4-ых классов представлена в количестве 16 часов.
Для учащихся 3-их классов 1 часть берется за первый год обучения (план1). 2 часть для учащихся 3-их классов представлена в программе «Цикл арт-терапевтических занятий».
Представленная программа рекомендуется прежде всего в тех классах, где есть дети с пониженной обучаемостью и трудностями в развитии (низкая школьная мотивация, низкий уровень развития познавательных процессов, высокий уровень школьной тревожности и т.п.). На уроках психологического развития не ставятся оценки, хотя оценивание происходит, в результате чего ученики избавляются от «отметочной психологии», у них формируется отношение к этим урокам как средству развития личности. Помещение для занятий должно быть комфортным, позволяющим выполнять письменные задания, работу в группах, использовать элементы подвижных игр, релаксационные упражнения.
Методическое обеспечение: папки с дидактическим, методическим и информационным материалами по заданным темам.
Техническое обеспечение: для учащихся- тетради, карандаши, ручки, краски, бумага и т.п. Оборудование: столы, стулья, магнитофон, учебная доска.
Прогнозируемый результат: развитие интеллектуальных, личностных, деятельностных особенностей младших школьников, готовность к переходу на следующую ступень школьного образования.
Часть первая. «Уроки психологического развития».
(Приложение 1)
Цель первой части работы - активизировать мотивационный и интеллектуальный потенциал ребенка, в привлекательной для него форме показать интересные стороны познавательной деятельности и собственные возможности ребенка в этой сфере.
Основные задачи:
- развитие навыков произвольного внимания и восприятия;
- формирование приемов образного и логического запоминания. Расширение объема памяти;
- обучение приемам аналитико-синтетической деятельности;
- развитие рефлексивно-регулятивных и контрольно-оценочных действий;
-знакомство с приемами целеполагания и планирования деятельности;
-формирование и связной и последовательной речи учащихся;
- снятие уровня повышенной тревожности, агрессии.
При проведении уроков необходимо учитывать следующие моменты:
-важно чтобы при объяснении заданий все обучающиеся правильно поняли инструкцию;
-необходимо, где это обусловлено инструкцией, четко соблюдать время предъявления материала;
-обучающимся, при выполнении заданий следует предоставлять как можно больше самостоятельности. Педагог должен помогать, объяснять, направлять.
Занятия по данной программе для обучающихся 3-4 классов рассчитаны на два года обучения.
Первый год обучения: 1 часть «Уроки психологического развития» для учащихся 4-ых классов представлена в количестве 16 часов (план 1).
1 часть «Уроки психологического развития» для учащихся 3-их классов представлена в количестве 16 часов (план 1).
Второй год обучения: 1 часть «Уроки психологического развития» для учащихся 4-ых классов представлена в количестве 15 часов (план 2).
Для учащихся 3-их классов 1 часть берется за первый год обучения (план1).
Часть вторая. Тренинговые занятия.
(Приложение 2)
Вторая часть содержит тренинговые занятия для обучающихся 4 класса. Для обучающихся 3 класса вторая часть представлена циклом арт-терапевтических занятий (это отдельна программа).
Тренинговые занятия направлены на преодоление дезадаптации детей при переходе из начального звена в основное звено, а также на психологическую поддержку обучающихся в ситуации эмоционального напряжения.
Цель второй части - оказание психологической поддержки обучающимся с повышенным уровнем психологической ригидности в ситуациях эмоционального напряжения; способствовать раскрытию и развитию потенциала детей; а также продолжается работа по направлениям первой части.
Задачи второй части:
-сфокусировать внимание учащихся на важнейших умениях, которые необходимо освоить в адаптационный период;
-раскрытие и развитие личностного потенциала
- мотивировать учащихся к развитию силы воли, самоконтроля, своих способностей;
- развитие субъектности ребенка и формирование у него познавательной мотивации;
- формирование социально-коммуникативных действий.
Предлагаемый курс рассчитан на 1год: 4 классы.
Первый год обучения и второй год обучения: 2часть «Тренинговые занятия» для учащихся 4-ых классов представлена в количестве 16 часов.
Занятия проводятся один раз в неделю. Обязательное требование- расстановка стульев по кругу, так чтобы обучающиеся могли видеть друг друга и общаться между собой.
Правила поведения на тренинговых занятиях:
-добровольность участия при четком определении своей позиции (не хочешь говорить или выполнять какое-либо упражнение- не делай этого, но сообщи об этом);
-не существует правильных и неправильных ответов. Правильный ответ тот, который на самом деле выражает твое мнение;
-анонимность рассказываемых ситуаций, случаев жизни и т.п. нельзя превращать рассказ в разбор поведения кого-либо;
-лучше промолчать, чем говорить не то, что ты думаешь, или просто врать;
-нельзя давать оценку выступлению другого участника, если он сам тебя об этом не просит;
-нельзя вне занятий обсуждать то, чем знаем друг о друге на тренингах, и то, как разные ребята ведут себя на них. Все что происходит на тренинговых занятиях, должно оставаться тайной.
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Тематический план курса «Уроки психологического развития» (план 1).
№ | Темы занятий | Задачи |
1 | «Давайте познакомимся» | Формирование эмоционального отношения к занятиям. Адаптация детей к новому стилю общения взрослого. |
2 | «Слова, слова» | Изучение индивидуальных особенностей учащихся. Развитие зрительного восприятия, зрительного анализа и синтеза |
3 | «Конструирование» | Развитие пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза; развитие точных и дифференцированных движений пальцев и кистей рук. |
4 | «Моделирование геометрических форм» | Развитие пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза. |
5 | «Образ и мысль» | Развитие монологической речи на наглядно-образной основе |
6 | «Секреты нашей памяти» | Развитие памяти; обучение приемам логического, ассоциативного, образного запоминания. |
7 | «Развиваем память» | Обучение приемам логического, ассоциативного и образного запоминания |
8 | «Общее в различном» | Развитие обобщения на наглядно-образном и вербальном уровне. Обучение приемам групповой работы. |
9 | «Развиваем мышление» | Развитие аналитико-синтетического мышления. Формирование образного и понятийного обобщения |
10 | «Как подружились Хочу и Надо» | Развитие произвольно-рефлексивных действий в поведении и деятельности |
11 | «Смешной и грустный человек» | Развитие произвольного внимания и восприятия. Формирование мотивационной направленности на действие контроля |
12 | «Когда я бываю Незнайкой» | Обучение анализу своих трудностей. Формирование мотивации на их преодоление. |
13 | «Умение задавать и отвечать на вопросы» | Обучение умению постановки вопросов. Формирование умений строить суждения как ответ, развитие связной речи. |
14 | «Как я работал редактором» | Формирование навыков контроля и самооценки. Развитие связной речи. |
15 | «В мире образов» | Развитие воображения. |
16 | Итоговое занятие «Я многое умею» | Диагностика развития компонентов учебной деятельности |
Тематический план курса «Уроки психологического развития» (план 2).
№ | Темы занятий | Примечание |
1 | «Моя мечта» | Диагностика детских стремлений и способности планировать. |
2 | «Цель, планирование, реализация» | Развитие умения определять цель предстоящей деятельности. Обучение целеполаганию и планированию. |
3 | «Как развивать память» | Обучение способам развития различных видов памяти. |
4 | «Как мы думаем» | Развитие способности к анализу и обобщению информации. Развитие связной речи. |
5-6 | «Классификация» | Обучение приемам классификации объектов. Развитие навыков планирования. |
7 | «Учимся давать определение» | Овладение алгоритмом определения понятий. Развитие функции обобщения. |
8 | «Правила доказательства, или как доказать черепахе, что она не рыба» | Обучение построению умозаключений. Развитие аналитико-синтетических действий. |
9 | «Учимся решать проблему или задачу» | Развитие навыков построения суждения и умозаключения. Активизация мыслительной деятельности. Формирование познавательного интереса к решению задач |
10 | «Мысли на бумаге» | Развитие связной письменной речи. Обучение приемам планирования письменных работ |
11 | «Развиваемся» | Активизация познавательной деятельности |
12 | «Легко ли быть оратором» | Знакомство с приемами построения доклада. Развитие связной речи |
13 | «И снова о себе…» | Диагностика отношений к учебной деятельности, к своим достижениям. |
14-15 | Итоговое занятие «У меня все получится!» | Диагностика готовности детей к обучению в основной школе |
Предварительный просмотр:
Приложение 2.
Тематический план курса «Тренинговые занятия».
№ | Темы занятий | Задачи |
1 | «Знакомство» | Создание дружелюбного и безопасного настроя, демонстрация открытого стиля общения. Ознакомление с задачами и выработка правил работы. |
2 | «Кто я ?» | Помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость, осознать себя как ценную личность. |
3 | «Мой внутренний мир» | Формирование стремления к самопознанию, погружение в свой внутренний мир и ориентация в нем. |
4 | «Самооценка» | Осознание возможности формирования адекватной самооценки. Формирование навыка позитивного отношения к своей личности и представления ценности собственной личности. |
5 | «Мои способности» | Помочь детям усвоить понятие «способности», исследовать свои способности и возможности. |
6 | «Я умею управлять с собой» | Углубление процессов самораскрытия, развитие умений самоанализа и преодоление психологических барьеров. |
7 | «Я умею преодолевать трудности» | Мотивировать учащихся к развитию силы воли и самоконтроля. |
8 | «Я учусь общаться» | Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях. Формирование у детей умения владения выразительными средствами общения. |
9 | «Уверенность в себе. Признаки уверенного и неуверенного поведения». | Осознание способов поведения и признаков, характерных для уверенного человека. Тренировка навыков уверенного поведения |
10 | «Проблемная ситуация. Принятия решения». | Ознакомление с этапами принятия решения. Отработка навыков принятия решения. Формирование умения ставить перед собой цели и их достигать. |
11 | «Проблемная ситуация. Разрешение конфликта». | Осознание собственного уровня эффективности преодоления проблем. Овладение навыками решения проблем. |
12 | «Права и обязанности школьника». | Знакомство с правилами обучения и поведения в основной школе. Формирование рефлексивно-контрольных действий. |
13 | «Что такое «право на уважение»?» | Помочь детям осознать личную свободу и свободу другого. Помочь осознать, что необходимо признавать и уважать права других людей. |
14 | «Я расту, я изменяюсь». | Осознание возможности изменения себя. Закрепление навыка осознания происходящих в них изменениях. |
15 | «Мое будущее» | Закрепление навыка позитивного отношения к себе, своей личности. Закрепление навыка умения планировать цели и пути самоизменения. |
16 | Итоговое занятие. | Закрепление полученных навыков и умений самораскрытия, самоанализа. Подведение итогов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия» (вариант 4.2)
программа (вариант 4.2)...
Рабочая программа курса «Коррекционно-развивающее занятие (дефектологическое)» «Развиваем способности» 8-9 классы
Рабочая программа для 8-9 классов...
Календарно-тематическое планирование Рабочей программы курса «Коррекционно-развивающее занятие (дефектологическое)» «Развиваем способности» 8-9 классы
Календарно- тематическое планирование для 8-9 классов...
Календарно-тематическое планирование Рабочей программы курса «Коррекционно-развивающее занятие (дефектологическое)» «Учиться? Легко!» 5-7 классы
Календарно-тематическое планирование 5-7 кл....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Логопедические коррекционно-развивающие занятия»
Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические коррекционно-развивающие занятия" 5-7 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант2) 5-9 класс
Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умс...
Рабочая программа КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ)» в 5, 6 классах основного общего образования специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
Специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, характерные для обучающихся с ЗПР, определяют необходимость специальной ...