Рабочая программа Учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)» в предметной области «Искусство» АООП обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1. 5класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Стальнова Людмила Александровна

Рабочая программа по учебному предмету  "Рисование (изобразительное искусство)" адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями) (1 вариант) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а так же их индивидуальных особенностей и возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._rp_izo_-_5_kl_2024-2025_stalnova_l.a.docx76.43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение Калининградской области общеобразовательная организация для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Нестеровская школа-интернат № 8»

Рабочая программа

Учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)»

в предметной области «Искусство»

АООП обучающихся с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), вариант 1.

5класс

2024/2025 учебный год

Учитель:Л.А.Стальнова

г. Нестеров

2024 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Изобразительное искусство, как учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с интеллектуальными нарушениями, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Рабочая программа «Рисование (изобразительное искусство)» строится по четырем направлениям работы, в соответствии с которыми у обучающихся развиваются умения анализировать форму, строение (конструктивные особенности) объекта наблюдения, выделять в нем части, определять пропорции и видеть объект целостно, а затем изображать его, передавая относительно сходство; восприятие цвета предметов и явлений окружающей среды и умение изображать полученные при наблюдении впечатления  красками (акварель и гуашью) разными способами (по сухой и мокрой бумаге); умение работать над композицией в практической деятельности; более углубленное восприятие некоторых произведений изобразительного искусства.

Учебный предмет«Рисование (изобразительное искусство)»является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа разработана для учащихся 5 класса, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 1) и рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год, 34 учебных недели. Продолжительность занятия 40 минут. Обязательная часть - 47 часов; часть, формируемая участниками образовательного процесса – 21 час, включенная в каждый тематический раздел (модуль).

Воспитательный потенциал учебного предмета«Рисование (изобразительное искусство)» реализуется через:

  • установление доверительных отношений между учителем и учащимися, которые способствуют позитивному восприятию требований учащихся и требований учителя, обращению внимания на информацию, обсуждаемую на уроке, повышению их познавательной активности;
  • использование образовательных возможностей содержания учебного предмета путем демонстрации детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления любви к людям и доброты, путем выбора подходящих рисунков, плакатов, произведений, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • воспитание интереса к изобразительной деятельности и ее результату, раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
  • воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса;
  • формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства. Расширение художественно-эстетического кругозора;
  • развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать свое мнение о них;
  • использование интерактивных форм работы учащихся на уроке, стимулирующих познавательную мотивацию учащихся;
  • воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности (коллективное рисование, коллективная аппликация).

Цель обучения – развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, а также формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитии умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

Задачи обучения:

  • Развитие у обучающихся эстетического восприятия и формирования образов предметов и явлений окружающей действительности в процессе их познаний;
  • Развитие у обучающихся интереса к изобразительному искусству, потребности в изображении воспринимаемой действительности, формирования желания овладеть приемами изображения объектов наблюдения в разных видах изобразительной деятельности;
  • Обучение изобразительному искусству (эта задача осуществляется на этапе закрепления и расширении полученных в 1-4 классах знаний и умений);
  • Развивать координированность движений, крупную и мелкую моторику;
  • Отрабатывать приемы рассматривания объектов, произведений изобразительного искусства и народного творчества, формировать и закреплять способы изображения в лепке, аппликации, а также продолжать развивать технические навыки работы с разными художественными материалами.
  • Развивать умение вербализировать свои ощущения и деятельность.
  • Содействие в формировании произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения.

Планируемые результаты

Результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Предметные результаты

Минимальным уровнем предметных результатов является сформированность следующих умений:

  • знать названия художественных инструментов и приспособлений, их свойства, назначение, правила обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
  • знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы предмета;
  • знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»; - пользование материалами для рисования;
  • уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;
  • знать название предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
  • уметь организовывать рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы;
  • следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
  • владеть приемами некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
  • рисовать по образцупредметы несложной формы и конструкции;
  • применять приемы работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
  • ориентироваться в пространстве листа;
  • размещать изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
  • адекватно передавать цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета.

Достаточным уровнем предметных результатов является сформированность следующих умений:

  • знать названия жанров изобразительного искусства;
  • знать названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Хохлома и др.);
  • знать основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
  • знать и применять выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
  • знать правила цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
  • знать виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
  • знать способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
  • находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
  • следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
  • оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
  • использовать разнообразные технологические способы выполнения аппликации;
  • применять разные способы лепки;
  • различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, семье и обществу;
  • различать произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
  • различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.

Метапредметные результаты

Познавательные универсальные учебные действия:

  • выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;    
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;    
  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;  
  • читать и выражать свои мысли вслух;    
  • наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;    
  • работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).   

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);  
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;    
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;    
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;      
  • обращаться за помощью и принимать помощь;      
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;      
  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;      
  • договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Личностные результаты

Личностными результатами являетсясформированность следующих умений:

  • осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к обучению;
  • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
  • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Система оценки достижений

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
  • 1 балл - минимальная динамика;
  • 2 балла - удовлетворительная динамика;
  • 3 балла - значительная динамика.

Оценка достижений, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.  Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.

В 5 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый (промежуточный) контроль знаний, умений и навыков, обучающихся с фиксированием отметки в журнале.

Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно-тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме творческой работы или теста.

Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме теста.

При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Предметные результаты выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «отличные».

В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные обучающимся в ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся с оценками:

  • «отлично», если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;
  • «хорошо» - от 51% до 65% заданий;
  • «удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.

Устный опрос является одним из методов учёта достижений, обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальны ми нарушениями)при освоении образовательной программы. При оценивании устных ответов по учебному предмету «Рисование (изобразительная деятельность)» принимается во внимание:

  • Правильность ответа по содержанию, свидетельствующая обосознанности усвоения изученного материала;
  • полнота ответа;
  • умениепрактическиприменятьсвоизнания;
  • последовательностьизложенияиречевоеоформлениеответа.

Критериидляоцениванияустныхответов:

Оценка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между собой, правильно переданы пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.

Оценка «4» — уровень выполнения требований достаточный при выявлении у обучающегося незначительных ошибок в разработке композиции, нарушений в передаче пропорций и размеров; при этом обучающийся после с небольшой подсказки учителя может самостоятельно исправить ошибки. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.

Оценка «3» — уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности

Оценка «2» - не ставится.

Содержание

Учебный план

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Контрольные работы, тесты

Раздел 1. «Рисование с натуры»

1.

Рисование с натуры

22

1

Раздел 2. «Декоративное рисование»

1.

Декоративное рисование

22

1

Раздел 3. «Рисование на темы»

1.

Рисование различной тематики

12

1

Раздел 4. «Беседы об изобразительном искусстве»

1.

Беседы об изобразительном искусстве

12

1

Воспитательный компонент «Я - художник»(входит в каждый раздел программы)

1.

«Я - художник»

21

-

Итого

68

4

Рисование с натуры -22 часа

Предполагает совершенствование умения обучающихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.

Декоративное рисование– 22 часа

Ориентировано на составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения).

Рисование на темы–12 часов

Способствует развитию у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.

Беседы об изобразительном искусстве–12 часов

Направлены на развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развитие чувства формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.

В том числе воспитательный компонент «Я- художник» - 21 час

Воспитательный компонент входит в каждый из разделов программы, включает в себя дополнительное развитие творческих способностей личности, через нетрадиционные формы работы.

Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Основные виды деятельности

Электронный (цифровой) образовательный ресурс

1.

Нетрадиционное рисование

«Воспоминание о лете»

1

Применять имеющиеся знания и умения в практической деятельности.

https://myschool.edu.ru

2.

Рисование

(Геометрического орнамента в круге на основе осевых линий

1

Воспринимать и анализировать форму и размер предмета.

https://myschool.edu.ru

3.

Рисование узора (в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья)

1

Воспринимать и анализировать форму предмета.

Соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений. Видеть в сложной форме составляющие – простые формы.

https://myschool.edu.ru

4.

Рисование симметричного узора по образцу (шаблону)

1

Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы. Оценивать свою работу. Понимать простые основы симметрии.

https://myschool.edu.ru

5.

Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов

(чередование по форме и цвету)

1

Находить природные узоры и более мелкие формы.

Изображать предмет, максимально копируя форму, созданную природой. Видеть ритмические повторы узоров в природе.

https://myschool.edu.ru

6.

Рисование мятой бумагой

«Ваза с цветами»

1

Изображать предмет, максимально копируя форму, созданную природой.

https://myschool.edu.ru

7.

Рисование геометрического орнамента в круге

(построение четырёх овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг - по шаблону)

1

Находить природные узоры и более мелкие формы.

Изображать предмет, максимально копируя форму, созданную природой. Видеть ритмические повторы узоров в природе.

https://myschool.edu.ru

8.

Декоративное рисование –«Изобразительный узор в круге из стилизованных природных форм» (круг – по шаблону диаметром 12 см)

1

Понимать, что такое шаблон.

Овладевать навыками работы с шаблоном.

https://myschool.edu.ru

9.

Рисование с натуры

«Ваза»

1

Воспринимать и анализировать форму предмета.Соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений.

https://myschool.edu.ru

10.

Рисование простого натюрморта «Яблоко и керамический стакан)

1

Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы. Понимать простые основы симметрии.

https://myschool.edu.ru

11.

Рисование несложного натюрморта

«Овощи»

1

Изображать предмет, максимально копируя форму, созданную природой.

https://myschool.edu.ru

12.

Беседа об изобразительном искусстве

«Декоративно-прикладное искусство»

1

Усваивать информацию. Отвечать на вопросы по теме.

https://myschool.edu.ru

13.

Декоративное рисование с техниками арт-терапии

«Мандалы»

1

Применять полученные знаний и умения на практике.Изобразительный узор в круге из стилизованных природных форм

https://myschool.edu.ru

14.

Рисование с натуры

«Предмет шаровидной формы»

1

Передавать в рисунке формы, пропорции, строения предметов.

https://myschool.edu.ru

15.

Рисование с натуры

«Объемный предмет симметричной формы»

1

Передавать в рисунке формы, пропорции, строения предметов.

https://myschool.edu.ru

16.

Рисование с натуры.

«Игрушка»

1

Воспринимать и анализировать форму предмета. Соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений.

https://myschool.edu.ru

17.

Беседа

«Декоративно-прикладное искусство» (керамика: посуда, игрушки, малая скульптура)

1

Усваивать информацию. Отвечать на вопросы по теме

https://myschool.edu.ru

18.

Декоративное рисование.

«Посуда»

1

Применять знания и умения на практике. Оценивать свою работу

https://myschool.edu.ru

19.

Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы («Крутой спуск»,

«Дорожные работы»)

1

Закреплять навыки работы от общего к частному.

Анализировать форму частей, соблюдать пропорции

https://myschool.edu.ru

20.

Нетрадиционное  рисование (Пальчиковое рисование )

«Осень в лесу»

1

Отражать свои наблюдения в рисунке

https://myschool.edu.ru

21.

Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка разных видов)

1

Воспринимать и анализировать форму предмета.

Соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений

https://myschool.edu.ru

22.

Видео-экскурсия

«Выразительные средства живописи»

1

Воспринимать и усваивать информацию, отвечать на вопросы

https://myschool.edu.ru

23.

Беседа на тему

«Народное декоративно-прикладное искусство» (Богородская деревянная игрушка:«Кузнецы», «Клюющие курочки», «Вершки и корешки», «Маша и медведь» и др.)

1

Понимать, что в создании формы поделки принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как эта поделка будет выглядеть.

Работать по образцу

https://myschool.edu.ru

24.

Иллюстрирование отрывка литературного произведения

«Царевна-лягушка»

1

Соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений

https://myschool.edu.ru

25.

Декоративное рисование –«Оформление новогоднего пригласительного билета (формат 7x30 см)

1

Работать по образцу. Работать графическими материалами (фломастеры, цветные карандаши) с помощью линий разной толщины

https://myschool.edu.ru

26.

Рисование с натуры

«Предметы комбинированной формы»

1

Воспринимать, анализировать и передавать форму предмета

https://myschool.edu.ru

27.

Рисование с натуры

«Ветка рябины»

1

Применять знания и умения на практике, оценивать свою работу

https://myschool.edu.ru

28.

Творческий мини-проект «Новогодняя открытка»

1

Закреплять навыки работы от общего к частному. Анализировать форму частей, соблюдать пропорции.

 Развивать навыки работы в технике рисунка

https://myschool.edu.ru

29.

Декоративное рисование.

«Ёлочная игрушка»

1

Развивать навыки работы в технике рисунка

https://myschool.edu.ru

30.

Творческая мастерская

«Новогодний маскарад»

1

Воспринимать и анализировать форму предмета. Соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений. Понимать простые основы симметрии.

Рисование новогодних карнавальных очков (на полоске плотной бумаги размером 10x30 см).

https://myschool.edu.ru

31.

Рисование по памяти

«Герои сказок»

1

Передавать в изображении характер и настроение.

Критически оценивать свою работу

https://myschool.edu.ru

32.

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (телевизор, радиоприемник, часы с прямоугольным циферблатом)

1

Воспринимать и анализировать форму предмета.

Соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений

https://myschool.edu.ru

33.

Рисование на тему

«Лес зимой»

1

Закреплять навыки работы от общего к частному. Анализировать форму частей, соблюдать пропорции. Развивать навыки работы в технике рисунка. Оценивать критически свою работу

https://myschool.edu.ru

34.

Беседы об изобразительном искусстве

«Картины художников о школе, товарищах и семье»

1

Понимать, что картина —  это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.

Отвечать на вопросы по содержанию произведений художников

https://myschool.edu.ru

35.

Рисование с натуры

«Фигура человека»

1

Воспринимать и анализировать форму предмета. Устанавливать последовательность выполнения рисунка

https://myschool.edu.ru

36.

Рисование на тему

«Зимние развлечения» (примерное содержание рисунка: дом и деревья в снегу, дети лепят снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей, катаются на коньках и т.п.)

2

Передавать в изображении характер и настроение. Закреплять навыки работы от общего к частному. Развивать навыки работы в технике рисования. Осваивать приемы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента

https://myschool.edu.ru

37.

Видеоурок

«Декоративно-прикладное искусство России»

1

Воспринимать и усваивать информацию, отвечать на вопросы

https://myschool.edu.ru

38.

Рисование с натуры

«Предметы комбинированной формы»

1

Применять знания и умения на практике, оценивать свою работу

https://myschool.edu.ru

39.

Рисование с натуры

«Цветочный горшок с растением»

1

Воспринимать и анализировать форму предмета.

Соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений

https://myschool.edu.ru

40.

Декоративное рисование.

«Составление узора для вазы»

1

Закреплять навыки работы от общего к частному. Анализировать форму частей, соблюдать пропорции

https://myschool.edu.ru

41.

Декоративное рисование.

Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий

1

Применять знания и умения на практике

https://myschool.edu.ru

42.

Рисование с натуры

«Объемный  предмет»

2

Воспринимать, анализировать и отражать форму, пропорции предметов.

Критически оценивать свою работу, сравнивая с другими работами

https://myschool.edu.ru

43.

Декоративное рисование.

« Узор для ковра»

1

Воспринимать и анализировать форму предмета. Устанавливать последовательность выполнения рисунка

https://myschool.edu.ru

44.

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему «Мы победители»

1

Рассматривать и сравнивать картины разных жанров, рассказывать о настроении и разных состояниях. Рассуждать о своих впечатлениях

https://myschool.edu.ru

45.

Видео-экскурсия

«Школа графики»

1

Воспринимать и усваивать информацию, отвечать на вопросы

https://myschool.edu.ru

46.

Видеоурок с элементами тренинга

«Каллиграфия как изобразительное средство»

1

Работать по образцу

https://myschool.edu.ru

47.

Декоративное рисование плаката

«8 Марта»

1

Работать в группе, выполнять свои задачи

https://myschool.edu.ru

48.

Нетрадиционное рисование

«8 Марта – женский день»

1

Рисование открытки для мамы.

Применять знания и умения на практике.

https://myschool.edu.ru

49.

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (чемодан, ящик, коробка)

1

Воспринимать и анализировать форму предмета. Соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений

https://myschool.edu.ru

50.

Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом (коробка с тортом, перевязанная лентой; аквариум с рыбками)

1

Воспринимать и анализировать форму предмета. Соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений.

https://myschool.edu.ru

51.

Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник)

1

Воспринимать и анализировать форму предмета. Соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений

https://myschool.edu.ru

52.

Декоративное рисование, заполнение предложенной формы графическими элементами (дудлинг)

1

Закреплять навыки работы в технике рисунка

https://myschool.edu.ru

53.

Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выборы учителя с учетом возможностей учащихся)

1

Передавать в изображении характер и настроение. Закреплять навыки работы от общего к частному. Развивать навыки работы в технике рисования

https://myschool.edu.ru

54.

Тематическое рисование 

Любимый литературный герой»

1

Передавать в изображении характер и настроение. Закреплять навыки работы в технике рисунка

https://myschool.edu.ru

55.

Рисование с натуры игрушки

(грузовик, трактор, бензовоз).

1

Воспринимать и анализировать форму предмета.

Соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений. Оценивать свою работу

https://myschool.edu.ru

56.

Рисование эмблемы

«Наш класс – сила!»

1

Закреплять навыки работы от общего к частному. Передавать форму, пропорции, строение предметов. Развивать навыки работы в технике рисования

https://myschool.edu.ru

57.

Тематическое рисование

«Весенний пейзаж»

2

Применять знания и умения на практике

https://myschool.edu.ru

58.

Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме (по выбору учащихся).

1

Находить природные узоры и более мелкие формы.  Изображать предмет, максимально копируя форму, созданную природой.  Видеть ритмические повторы узоров в природе.

https://myschool.edu.ru

59.

Час мужества 

«Салют, Победа!»

1

 Умения работать с жанром живописи пейзажем на примере вечернего пейзажа «Салют Победы»; способствование воспитанию чувства патриотизма, сопричастности к истории Отечества.

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2019/05/17/konspekt-uroka-izobrazitelnogo-iskusstva-v-vesennem-nebe-salyut 

60.

Рисование плаката

«Нет войне»

1

Работать в группе

https://myschool.edu.ru

61.

Рисование симметричных форм: (насекомые – бабочка, стрекоза, жук – по выбору (натура – раздаточный материал)

1

Находить природные узоры и более мелкие формы. Изображать предмет, максимально копируя форму, созданную природой. Видеть ритмические повторы узоров в природе

https://myschool.edu.ru

62.

Русская народная роспись

«Матрешка»

1

Передача пропорций предметов симметричной формы. Декоративная роспись.

https://myschool.edu.ru

63.

Рисование с натуры

«Весенние цветы несложной формы»

1

Работать по образцу. Работать графическими материалами (фломастеры, цветные карандаши) с помощью линий разной толщины.

https://myschool.edu.ru

64.

Составление узора на листе

«Нейрографика»

1

Применять знаний и умения на практике

https://myschool.edu.ru

65.

Итоговая выставка-презентация работ учащихся

«Очумелые ручки»

1

Просмотр и анализ работ по завершению учебного года

https://myschool.edu.ru

Всего:

68 ч.

Организационно – педагогические условия

Библиотечный фонд:

1. М.Ю. Рау, М.А. Зыкова Изобразительное искусство: 5 класс/ г. Москва Изд.: «Просвещение», 2017 г.

2. И.С. Батова Методические рекомендации по использованию дидактических карт в играх-занятиях по изобразительной деятельности

(рисование, лепка, аппликация) Изд.: Эксмо, 2002 г.

3. И.С. Батова Дидактические карты. Изд.: Эксмо, 2002 г.

4. Г. П. Шалаева Учимся рисовать Изд.: Эксмо, 2002 г.

5. Т. В. Геронимус Я все умею делать сам. Изд.: АСТ-Пресс, 2004 г.

6. Л.А. Неменская Изобразительное искусство Ты изображаешь, украшаешь и строишь. Москва Изд.: «Просвещение», 2011 г

7. Д.Н. Колдина Рисование с детьми Изд.: Мозаика-Синтез, 2016 г

8. Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.

9. Грошенков И.А. Уроки рисования в I-VIIклассах вспомогательной школы. - М., Просвещение, 1975.

10. Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими

рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с. – (Программы

общеобразовательных учреждений).

11. Методическое пособие для учителя к учебнику для 5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», под редакцией

О.В.Островская, Н.А.Горяева. Издательство «Просвещение» (Москва),2005 г.

12. Неменский, Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя / Б. М. Неменский. -М.: Просвещение,

Учебная литература, 1995 г.

13. «Великий художник» - справочник школьника. М: Просвещение 2004. 13. Знакомство с пейзажной живописью. С-Петербург-2001

Интернет – ресурсы:

1.http://muzeinie-golovolomki.ru/ -Музейные головоломки

2.http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php - Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников

3.http://www.museum-online.ru/ - Виртуальный музей искусств

4.http://www.artdic.ru/index.htm - Словарь терминов искусства

5.www.SCHOOL.Ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка.

6.http://.schol-collection.edu.ru/catalog/teacher/ -Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

7.http://art-rus.narod.ru/main.html- Искусство в школе: научно-методический журнал

8.http://festival.1september.ru/-Авторские программы и разработки уроков

9.http://.schol-collection.edu.ru/catalog/rubr-Азбука ИЗО. Музеи мира

10.http://festival.1september.ru/-Викторины

11.http://www.uchportal.ru/load/149-Учительский портал

12.http://www.openclass.ru/node/203070-Шедевры зарубежных художников

13.http://art.festival.1september.ru/- Газета "Искусство" издательского дома "Первое сентября"

14.http://.draw.demiart.ru-Уроки рисования

15. https://myschool.edu.ru

Печатные пособия:

Таблицы в соответствии с программой обучения.

Плакаты по основным темам.

Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты).

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:

Технические средства обучения.

Мультимедийный проектор (телевизор).

Экранно-звуковые пособия.

Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы уроков.

Видеофильмы соответствующего содержания.

Слайды соответствующего содержания.

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

Информационное обеспечение образовательного процесса

Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru

Учительский портал http://www.uchportal.ru

Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september

Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru

Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru

Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Человек» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс/ 3 б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Человек» для детей с  тяжелой, умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптированной осн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) 6-9 КЛАССОВ

Рабочая программа  по биологии 7-9 класс для детей с интеллектуальными нарушениями.Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отст...

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 7 класс

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариа...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) для обучающихся 5 – 9 классов

Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нар...

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I)

Цель: развитие умения у учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) читать доступный их пониманию литературный текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать проч...

Рабочая программа по коррекционно – развивающей области «Логопедические занятия» для обучающихся с лёгкой для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант I)

Цель программы  -  коррекция дефектов  устной и письменной речи, формирование необходимых практических умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоят...