Рабочая программа Учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)» в предметной области «Искусство» АООП обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1. 5класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Рабочая программа по учебному предмету "Рисование (изобразительное искусство)" адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями) (1 вариант) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а так же их индивидуальных особенностей и возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._rp_izo_-_5_kl_2024-2025_stalnova_l.a.docx | 76.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение Калининградской области общеобразовательная организация для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Нестеровская школа-интернат № 8»
Рабочая программа
Учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)»
в предметной области «Искусство»
АООП обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), вариант 1.
5класс
2024/2025 учебный год
Учитель:Л.А.Стальнова
г. Нестеров
2024 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Изобразительное искусство, как учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности ребенка с интеллектуальными нарушениями, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Рабочая программа «Рисование (изобразительное искусство)» строится по четырем направлениям работы, в соответствии с которыми у обучающихся развиваются умения анализировать форму, строение (конструктивные особенности) объекта наблюдения, выделять в нем части, определять пропорции и видеть объект целостно, а затем изображать его, передавая относительно сходство; восприятие цвета предметов и явлений окружающей среды и умение изображать полученные при наблюдении впечатления красками (акварель и гуашью) разными способами (по сухой и мокрой бумаге); умение работать над композицией в практической деятельности; более углубленное восприятие некоторых произведений изобразительного искусства.
Учебный предмет«Рисование (изобразительное искусство)»является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа разработана для учащихся 5 класса, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 1) и рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год, 34 учебных недели. Продолжительность занятия 40 минут. Обязательная часть - 47 часов; часть, формируемая участниками образовательного процесса – 21 час, включенная в каждый тематический раздел (модуль).
Воспитательный потенциал учебного предмета«Рисование (изобразительное искусство)» реализуется через:
- установление доверительных отношений между учителем и учащимися, которые способствуют позитивному восприятию требований учащихся и требований учителя, обращению внимания на информацию, обсуждаемую на уроке, повышению их познавательной активности;
- использование образовательных возможностей содержания учебного предмета путем демонстрации детям примеров ответственного гражданского поведения, проявления любви к людям и доброты, путем выбора подходящих рисунков, плакатов, произведений, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- воспитание интереса к изобразительной деятельности и ее результату, раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
- воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса;
- формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства. Расширение художественно-эстетического кругозора;
- развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать свое мнение о них;
- использование интерактивных форм работы учащихся на уроке, стимулирующих познавательную мотивацию учащихся;
- воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности (коллективное рисование, коллективная аппликация).
Цель обучения – развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, а также формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитии умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Задачи обучения:
- Развитие у обучающихся эстетического восприятия и формирования образов предметов и явлений окружающей действительности в процессе их познаний;
- Развитие у обучающихся интереса к изобразительному искусству, потребности в изображении воспринимаемой действительности, формирования желания овладеть приемами изображения объектов наблюдения в разных видах изобразительной деятельности;
- Обучение изобразительному искусству (эта задача осуществляется на этапе закрепления и расширении полученных в 1-4 классах знаний и умений);
- Развивать координированность движений, крупную и мелкую моторику;
- Отрабатывать приемы рассматривания объектов, произведений изобразительного искусства и народного творчества, формировать и закреплять способы изображения в лепке, аппликации, а также продолжать развивать технические навыки работы с разными художественными материалами.
- Развивать умение вербализировать свои ощущения и деятельность.
- Содействие в формировании произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения.
Планируемые результаты
Результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Предметные результаты
Минимальным уровнем предметных результатов является сформированность следующих умений:
- знать названия художественных инструментов и приспособлений, их свойства, назначение, правила обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы предмета;
- знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»; - пользование материалами для рисования;
- уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;
- знать название предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
- уметь организовывать рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы;
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
- владеть приемами некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
- рисовать по образцупредметы несложной формы и конструкции;
- применять приемы работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
- ориентироваться в пространстве листа;
- размещать изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
- адекватно передавать цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета.
Достаточным уровнем предметных результатов является сформированность следующих умений:
- знать названия жанров изобразительного искусства;
- знать названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Хохлома и др.);
- знать основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
- знать и применять выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
- знать правила цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
- знать виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
- знать способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
- находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
- оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- использовать разнообразные технологические способы выполнения аппликации;
- применять разные способы лепки;
- различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, семье и обществу;
- различать произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
- различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- читать и выражать свои мысли вслух;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Регулятивные универсальные учебные действия:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Личностные результаты
Личностными результатами являетсясформированность следующих умений:
- осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к обучению;
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
- 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
- 1 балл - минимальная динамика;
- 2 балла - удовлетворительная динамика;
- 3 балла - значительная динамика.
Оценка достижений, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.
В 5 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый (промежуточный) контроль знаний, умений и навыков, обучающихся с фиксированием отметки в журнале.
Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно-тематическим планированием в конце изучения темы и раздела в форме творческой работы или теста.
Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме теста.
При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Предметные результаты выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «отличные».
В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные обучающимся в ходе выполнения творческих, самостоятельных, практических работ и тестах, соотносятся с оценками:
- «отлично», если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;
- «хорошо» - от 51% до 65% заданий;
- «удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.
Устный опрос является одним из методов учёта достижений, обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальны ми нарушениями)при освоении образовательной программы. При оценивании устных ответов по учебному предмету «Рисование (изобразительная деятельность)» принимается во внимание:
- Правильность ответа по содержанию, свидетельствующая обосознанности усвоения изученного материала;
- полнота ответа;
- умениепрактическиприменятьсвоизнания;
- последовательностьизложенияиречевоеоформлениеответа.
Критериидляоцениванияустныхответов:
Оценка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между собой, правильно переданы пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.
Оценка «4» — уровень выполнения требований достаточный при выявлении у обучающегося незначительных ошибок в разработке композиции, нарушений в передаче пропорций и размеров; при этом обучающийся после с небольшой подсказки учителя может самостоятельно исправить ошибки. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
Оценка «3» — уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности
Оценка «2» - не ставится.
Содержание
Учебный план
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | Контрольные работы, тесты |
Раздел 1. «Рисование с натуры» | |||
1. | Рисование с натуры | 22 | 1 |
Раздел 2. «Декоративное рисование» | |||
1. | Декоративное рисование | 22 | 1 |
Раздел 3. «Рисование на темы» | |||
1. | Рисование различной тематики | 12 | 1 |
Раздел 4. «Беседы об изобразительном искусстве» | |||
1. | Беседы об изобразительном искусстве | 12 | 1 |
Воспитательный компонент «Я - художник»(входит в каждый раздел программы) | |||
1. | «Я - художник» | 21 | - |
Итого | 68 | 4 |
Рисование с натуры -22 часа
Предполагает совершенствование умения обучающихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.
Декоративное рисование– 22 часа
Ориентировано на составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения).
Рисование на темы–12 часов
Способствует развитию у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.
Беседы об изобразительном искусстве–12 часов
Направлены на развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развитие чувства формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.
В том числе воспитательный компонент «Я- художник» - 21 час
Воспитательный компонент входит в каждый из разделов программы, включает в себя дополнительное развитие творческих способностей личности, через нетрадиционные формы работы.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Основные виды деятельности | Электронный (цифровой) образовательный ресурс |
1. | Нетрадиционное рисование «Воспоминание о лете» | 1 | Применять имеющиеся знания и умения в практической деятельности. | |
2. | Рисование (Геометрического орнамента в круге на основе осевых линий | 1 | Воспринимать и анализировать форму и размер предмета. | |
3. | Рисование узора (в полосе из повторяющихся (или чередующихся) элементов (стилизованные ягоды, ветки, листья) | 1 | Воспринимать и анализировать форму предмета. Соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений. Видеть в сложной форме составляющие – простые формы. | |
4. | Рисование симметричного узора по образцу (шаблону) | 1 | Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы. Оценивать свою работу. Понимать простые основы симметрии. | |
5. | Самостоятельное составление в полосе узора из растительных элементов (чередование по форме и цвету) | 1 | Находить природные узоры и более мелкие формы. Изображать предмет, максимально копируя форму, созданную природой. Видеть ритмические повторы узоров в природе. | |
6. | Рисование мятой бумагой «Ваза с цветами» | 1 | Изображать предмет, максимально копируя форму, созданную природой. | |
7. | Рисование геометрического орнамента в круге (построение четырёх овалов-лепестков на осевых линиях круга; круг - по шаблону) | 1 | Находить природные узоры и более мелкие формы. Изображать предмет, максимально копируя форму, созданную природой. Видеть ритмические повторы узоров в природе. | |
8. | Декоративное рисование –«Изобразительный узор в круге из стилизованных природных форм» (круг – по шаблону диаметром 12 см) | 1 | Понимать, что такое шаблон. Овладевать навыками работы с шаблоном. | |
9. | Рисование с натуры «Ваза» | 1 | Воспринимать и анализировать форму предмета.Соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений. | |
10. | Рисование простого натюрморта «Яблоко и керамический стакан) | 1 | Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы. Понимать простые основы симметрии. | |
11. | Рисование несложного натюрморта «Овощи» | 1 | Изображать предмет, максимально копируя форму, созданную природой. | |
12. | Беседа об изобразительном искусстве «Декоративно-прикладное искусство» | 1 | Усваивать информацию. Отвечать на вопросы по теме. | |
13. | Декоративное рисование с техниками арт-терапии «Мандалы» | 1 | Применять полученные знаний и умения на практике.Изобразительный узор в круге из стилизованных природных форм | |
14. | Рисование с натуры «Предмет шаровидной формы» | 1 | Передавать в рисунке формы, пропорции, строения предметов. | |
15. | Рисование с натуры «Объемный предмет симметричной формы» | 1 | Передавать в рисунке формы, пропорции, строения предметов. | |
16. | Рисование с натуры. «Игрушка» | 1 | Воспринимать и анализировать форму предмета. Соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений. | |
17. | Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (керамика: посуда, игрушки, малая скульптура) | 1 | Усваивать информацию. Отвечать на вопросы по теме | |
18. | Декоративное рисование. «Посуда» | 1 | Применять знания и умения на практике. Оценивать свою работу | |
19. | Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы («Крутой спуск», «Дорожные работы») | 1 | Закреплять навыки работы от общего к частному. Анализировать форму частей, соблюдать пропорции | |
20. | Нетрадиционное рисование (Пальчиковое рисование ) «Осень в лесу» | 1 | Отражать свои наблюдения в рисунке | |
21. | Рисование с натуры объемного предмета конической формы (детская раскладная пирамидка разных видов) | 1 | Воспринимать и анализировать форму предмета. Соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений | |
22. | Видео-экскурсия «Выразительные средства живописи» | 1 | Воспринимать и усваивать информацию, отвечать на вопросы | |
23. | Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство» (Богородская деревянная игрушка:«Кузнецы», «Клюющие курочки», «Вершки и корешки», «Маша и медведь» и др.) | 1 | Понимать, что в создании формы поделки принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как эта поделка будет выглядеть. Работать по образцу | |
24. | Иллюстрирование отрывка литературного произведения «Царевна-лягушка» | 1 | Соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений | |
25. | Декоративное рисование –«Оформление новогоднего пригласительного билета (формат 7x30 см) | 1 | Работать по образцу. Работать графическими материалами (фломастеры, цветные карандаши) с помощью линий разной толщины | |
26. | Рисование с натуры «Предметы комбинированной формы» | 1 | Воспринимать, анализировать и передавать форму предмета | |
27. | Рисование с натуры «Ветка рябины» | 1 | Применять знания и умения на практике, оценивать свою работу | |
28. | Творческий мини-проект «Новогодняя открытка» | 1 | Закреплять навыки работы от общего к частному. Анализировать форму частей, соблюдать пропорции. Развивать навыки работы в технике рисунка | |
29. | Декоративное рисование. «Ёлочная игрушка» | 1 | Развивать навыки работы в технике рисунка | |
30. | Творческая мастерская «Новогодний маскарад» | 1 | Воспринимать и анализировать форму предмета. Соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений. Понимать простые основы симметрии. Рисование новогодних карнавальных очков (на полоске плотной бумаги размером 10x30 см). | |
31. | Рисование по памяти «Герои сказок» | 1 | Передавать в изображении характер и настроение. Критически оценивать свою работу | |
32. | Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (телевизор, радиоприемник, часы с прямоугольным циферблатом) | 1 | Воспринимать и анализировать форму предмета. Соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений | |
33. | Рисование на тему «Лес зимой» | 1 | Закреплять навыки работы от общего к частному. Анализировать форму частей, соблюдать пропорции. Развивать навыки работы в технике рисунка. Оценивать критически свою работу | |
34. | Беседы об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах и семье» | 1 | Понимать, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Отвечать на вопросы по содержанию произведений художников | |
35. | Рисование с натуры «Фигура человека» | 1 | Воспринимать и анализировать форму предмета. Устанавливать последовательность выполнения рисунка | |
36. | Рисование на тему «Зимние развлечения» (примерное содержание рисунка: дом и деревья в снегу, дети лепят снеговика, строят крепость, спускаются с горы на лыжах и санках, играют на катке в хоккей, катаются на коньках и т.п.) | 2 | Передавать в изображении характер и настроение. Закреплять навыки работы от общего к частному. Развивать навыки работы в технике рисования. Осваивать приемы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента | |
37. | Видеоурок «Декоративно-прикладное искусство России» | 1 | Воспринимать и усваивать информацию, отвечать на вопросы | |
38. | Рисование с натуры «Предметы комбинированной формы» | 1 | Применять знания и умения на практике, оценивать свою работу | |
39. | Рисование с натуры «Цветочный горшок с растением» | 1 | Воспринимать и анализировать форму предмета. Соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений | |
40. | Декоративное рисование. «Составление узора для вазы» | 1 | Закреплять навыки работы от общего к частному. Анализировать форму частей, соблюдать пропорции | |
41. | Декоративное рисование. Рисование в квадрате узора из растительных форм с применением осевых линий | 1 | Применять знания и умения на практике | |
42. | Рисование с натуры «Объемный предмет» | 2 | Воспринимать, анализировать и отражать форму, пропорции предметов. Критически оценивать свою работу, сравнивая с другими работами | |
43. | Декоративное рисование. « Узор для ковра» | 1 | Воспринимать и анализировать форму предмета. Устанавливать последовательность выполнения рисунка | |
44. | Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему «Мы победители» | 1 | Рассматривать и сравнивать картины разных жанров, рассказывать о настроении и разных состояниях. Рассуждать о своих впечатлениях | |
45. | Видео-экскурсия «Школа графики» | 1 | Воспринимать и усваивать информацию, отвечать на вопросы | |
46. | Видеоурок с элементами тренинга «Каллиграфия как изобразительное средство» | 1 | Работать по образцу | |
47. | Декоративное рисование плаката «8 Марта» | 1 | Работать в группе, выполнять свои задачи | |
48. | Нетрадиционное рисование «8 Марта – женский день» | 1 | Рисование открытки для мамы. Применять знания и умения на практике. | |
49. | Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета (чемодан, ящик, коробка) | 1 | Воспринимать и анализировать форму предмета. Соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений | |
50. | Рисование с натуры объемного прямоугольного предмета, повернутого к учащимся углом (коробка с тортом, перевязанная лентой; аквариум с рыбками) | 1 | Воспринимать и анализировать форму предмета. Соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений. | |
51. | Рисование с натуры объемного предмета, расположенного выше уровня зрения (скворечник) | 1 | Воспринимать и анализировать форму предмета. Соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений | |
52. | Декоративное рисование, заполнение предложенной формы графическими элементами (дудлинг) | 1 | Закреплять навыки работы в технике рисунка | |
53. | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (по выборы учителя с учетом возможностей учащихся) | 1 | Передавать в изображении характер и настроение. Закреплять навыки работы от общего к частному. Развивать навыки работы в технике рисования | |
54. | Тематическое рисование Любимый литературный герой» | 1 | Передавать в изображении характер и настроение. Закреплять навыки работы в технике рисунка | |
55. | Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор, бензовоз). | 1 | Воспринимать и анализировать форму предмета. Соотносить простую и сложную форму с опытом зрительных впечатлений. Оценивать свою работу | |
56. | Рисование эмблемы «Наш класс – сила!» | 1 | Закреплять навыки работы от общего к частному. Передавать форму, пропорции, строение предметов. Развивать навыки работы в технике рисования | |
57. | Тематическое рисование «Весенний пейзаж» | 2 | Применять знания и умения на практике | |
58. | Декоративное рисование. Самостоятельное составление узора из растительных декоративно переработанных элементов в геометрической форме (по выбору учащихся). | 1 | Находить природные узоры и более мелкие формы. Изображать предмет, максимально копируя форму, созданную природой. Видеть ритмические повторы узоров в природе. | |
59. | Час мужества «Салют, Победа!» | 1 | Умения работать с жанром живописи пейзажем на примере вечернего пейзажа «Салют Победы»; способствование воспитанию чувства патриотизма, сопричастности к истории Отечества. | |
60. | Рисование плаката «Нет войне» | 1 | Работать в группе | |
61. | Рисование симметричных форм: (насекомые – бабочка, стрекоза, жук – по выбору (натура – раздаточный материал) | 1 | Находить природные узоры и более мелкие формы. Изображать предмет, максимально копируя форму, созданную природой. Видеть ритмические повторы узоров в природе | |
62. | Русская народная роспись «Матрешка» | 1 | Передача пропорций предметов симметричной формы. Декоративная роспись. | |
63. | Рисование с натуры «Весенние цветы несложной формы» | 1 | Работать по образцу. Работать графическими материалами (фломастеры, цветные карандаши) с помощью линий разной толщины. | |
64. | Составление узора на листе «Нейрографика» | 1 | Применять знаний и умения на практике | |
65. | Итоговая выставка-презентация работ учащихся «Очумелые ручки» | 1 | Просмотр и анализ работ по завершению учебного года | |
Всего: | 68 ч. |
Организационно – педагогические условия
Библиотечный фонд:
1. М.Ю. Рау, М.А. Зыкова Изобразительное искусство: 5 класс/ г. Москва Изд.: «Просвещение», 2017 г.
2. И.С. Батова Методические рекомендации по использованию дидактических карт в играх-занятиях по изобразительной деятельности
(рисование, лепка, аппликация) Изд.: Эксмо, 2002 г.
3. И.С. Батова Дидактические карты. Изд.: Эксмо, 2002 г.
4. Г. П. Шалаева Учимся рисовать Изд.: Эксмо, 2002 г.
5. Т. В. Геронимус Я все умею делать сам. Изд.: АСТ-Пресс, 2004 г.
6. Л.А. Неменская Изобразительное искусство Ты изображаешь, украшаешь и строишь. Москва Изд.: «Просвещение», 2011 г
7. Д.Н. Колдина Рисование с детьми Изд.: Мозаика-Синтез, 2016 г
8. Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.
9. Грошенков И.А. Уроки рисования в I-VIIклассах вспомогательной школы. - М., Просвещение, 1975.
10. Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими
рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с. – (Программы
общеобразовательных учреждений).
11. Методическое пособие для учителя к учебнику для 5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», под редакцией
О.В.Островская, Н.А.Горяева. Издательство «Просвещение» (Москва),2005 г.
12. Неменский, Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя / Б. М. Неменский. -М.: Просвещение,
Учебная литература, 1995 г.
13. «Великий художник» - справочник школьника. М: Просвещение 2004. 13. Знакомство с пейзажной живописью. С-Петербург-2001
Интернет – ресурсы:
1.http://muzeinie-golovolomki.ru/ -Музейные головоломки
2.http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php - Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников
3.http://www.museum-online.ru/ - Виртуальный музей искусств
4.http://www.artdic.ru/index.htm - Словарь терминов искусства
5.www.SCHOOL.Ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка.
6.http://.schol-collection.edu.ru/catalog/teacher/ -Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
7.http://art-rus.narod.ru/main.html- Искусство в школе: научно-методический журнал
8.http://festival.1september.ru/-Авторские программы и разработки уроков
9.http://.schol-collection.edu.ru/catalog/rubr-Азбука ИЗО. Музеи мира
10.http://festival.1september.ru/-Викторины
11.http://www.uchportal.ru/load/149-Учительский портал
12.http://www.openclass.ru/node/203070-Шедевры зарубежных художников
13.http://art.festival.1september.ru/- Газета "Искусство" издательского дома "Первое сентября"
14.http://.draw.demiart.ru-Уроки рисования
15. https://myschool.edu.ru
Печатные пособия:
Таблицы в соответствии с программой обучения.
Плакаты по основным темам.
Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты).
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:
Технические средства обучения.
Мультимедийный проектор (телевизор).
Экранно-звуковые пособия.
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы уроков.
Видеофильмы соответствующего содержания.
Слайды соответствующего содержания.
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Информационное обеспечение образовательного процесса
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Человек» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс/ 3 б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Человек» для детей с тяжелой, умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающихся по адаптированной осн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) 6-9 КЛАССОВ
Рабочая программа по биологии 7-9 класс для детей с интеллектуальными нарушениями.Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отст...
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 7 класс
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариа...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) для обучающихся 5 – 9 классов
Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нар...
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» разработана на основе: требований к личностным и предметным результатам освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I вариант
Рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" для 5-9 класса...
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I)
Цель: развитие умения у учащихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) читать доступный их пониманию литературный текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать проч...
Рабочая программа по коррекционно – развивающей области «Логопедические занятия» для обучающихся с лёгкой для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант I)
Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи, формирование необходимых практических умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоят...