Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс (индивидуальное обучение)
рабочая программа по природоведению

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 4 класс  (индивидуальное обучение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx296 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Татьяна\Desktop\ИО\ИО 4 класс\Для сайта\окружающий мир 001.jpgРАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Окружающий мир»  для 4 класса

УМК «Школа России»

(индивидуальное обучение)

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  •  формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоциональноценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  •  духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  1.  формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  2.  осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  3.  формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  4.  формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рациональнонаучному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

  1.  идея многообразия мира;
  2.  идея целостности мира;
  3.  идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Ценностные ориентиры содержания курса

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего        мира природы и

социума.

  •  Человечество как многообразие народов, культур, религий.в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  •  Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  •  Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место учебного предмета в учебном плане.

 Согласно учебному плану МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы на 2018-2019 учебный год на учебный предмет «Окружающий мир» в 4 классе (индивидуальное обучение) выделено 0,5 часа в неделю, что составляет, согласно календарному графику МОУ Рогачевской средней общеобразовательной  школы на 2018-2019 учебный год:  17 часов, 34 занятия.

Учебно-тематический план

п/п

Название раздела

Кол-во часов по примерной программе

Кол-во часов по рабочей программе

Количество часов уменьшено за счет отбора и уплотнения учебного материала, увеличения доли самостоятельной работы, использования средств

информатизации.

1.

Земля и человечество.

2,5ч

2.

Природа России.

10ч

2,5ч

3.

Родной край - часть большой страны.

15ч

3 ч

4.

Страницы Всемирной истории.

1 ч

5.

Страницы истории России.

20ч

6 ч

6.

Современная Россия.

Итого:

68 ч

17 ч

Планируемые результаты

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;

  •  умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
  •  чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
  •  осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
  •  понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
  •  уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
  •  начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего*;
  •  осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
  •  самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России*;
  •  эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
  •  этические чувства, доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
  •  навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности*;
  •  установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
  •  мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.

Метапредметные результаты

 Регулятивные

Обучающийся научится:

  •  понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
  •  сохранять учебную задачу в течение всего урока;
  •  ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
  •  выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
  •  планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
  •  планировать свои действия;
  •  фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
  •  самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  •  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  •  контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
  •  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  •  использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

  •  понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
  •  осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
  •  выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
  •  использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
  •  осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  •  осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
  •  устанавливать причинно-следственные связи;
  •  строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
  •  строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  •  проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
  •  ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
  •  моделировать экологические связи в природных сообществах.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  •  включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
  •  формулировать ответы на вопросы;
  •  слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  •  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  •  формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
  •  аргументировать свою позицию;
  •  понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
  •  признавать свои ошибки, озвучивать их; • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо» и т. д.

понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

  •  строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  •  готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
  •  составлять рассказ на заданную тему;
  •  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  •  продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
  •  строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
  •  использовать речь для регуляции своего действия;
  •  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  •  достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  •  понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
  •  находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
  •  называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
  •  называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
  •  понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
  •  объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
  •  раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран; называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
  •  рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
  •  проводить несложные астрономические наблюдения; • изготавливать модели планет и созвездий;
  •  использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
  •  анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
  •  приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;
  •  находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;
  •  объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
  •  приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
  •  выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
  •  оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
  •  давать краткую характеристику своего края;
  •  различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;
  •  давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
  •  выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;

•оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;

  •  рассказывать об охране природы в своём крае;
  •  различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
  •  приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
  •  соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»; читать историческую карту;
  •  перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
  •  с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
  •  описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
  •  показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
  •  рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
  •  соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
  •  составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
  •  описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
  •  называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
  •  находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
  •  раскрывать связь современной России с её историей;
  •  использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.

Контроль уровня обученности

 

№ урока

Тема контрольной работы

Примерная дата

5

Диагностическая работа №1

02.10

34

Диагностическая работа №2

20.05

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру

в 4 классе на 34 занятия (17 часов, 0,5 недельных часа по учебному плану)

на 2018-2019 учебный год

№ урока

п/п

№ урока по разделу

Наименование разделов и тем

Дата

план

факт

1.Раздел «Земля и человечество», 3ч

1

1

Мир глазами астронома

04.09

2

2

Планеты Солнечной системы. Звёздное небо - великая книга Природы

11.09

3

3

Мир глазами географа. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Диагностическая работа № 1

18.09

4

4

Мир глазами историка. История- путешествие в глубь времён

25.09

5

5

Прошлое и настоящее глазами эколога

02.10

6

6

Сокровища Земли под охраной человечества

09.10

2.Раздел «Природа России», 2,5ч

7

1

Равнины и горы России. Моря, озера, реки России.

16.10

8

2

Зона Арктических пустынь. Тундра. 

23.10

9

3

Леса России. Лес и человек.

06.11

10

4

Зона степей. Пустыни

13.11

11

5

У Черного моря. Экологическое равновесие

20.11

3. Раздел «Родной край – часть большой страны», 3 ч

12

1

Наш край. Поверхность нашего края.

27.11

13

2

Водоемы нашего края. Наши подземные богатства.

04.12

14

3

Земля – кормилица. Жизнь леса.

11.12

15

4

Жизнь луга. Жизнь пресного водоема.

18.12

16

5

Растениеводство в нашем крае. Незаметные защитники урожая.

25.12

17

6

Животноводство в нашем крае. Обобщающий урок: «Я знаю родной край».

15.01

4. Раздел «Страницы Всемирной истории», 2ч

18

1

Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий.

22.01

19

2

Средние века: времена рыцарей и замков.

29.01

20

3

Новое время: встреча Европы и Америки.

05.02

21

4

Новейшее время: история продолжается и сегодня. Обобщающий урок «Страницы всемирной истории».

12.02

5. Раздел «Страницы истории России»,  5,5ч

22

1

Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси

19.02

23

2

Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси.

26.02

24

3

Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья

04.03

25

4

Куликовская битва. Иван 3.

11.03

26

5

Мастера печатных дел. Патриоты России.

18.03

27

6

Петр Великий. М.В.Ломоносов

01.04

28

7

Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года.

08.04

29

8

Страницы истории 19 века. Россия вступает в 20 век

15.04

30

9

Страницы истории 20-30 годов. 

22.04

31

10

Великая война и Великая Победа.

29.04

32

11

Страна, открывшая путь в космос. Обобщающий урок «По страницам истории Отечества».

06.05

6. Раздел «Современная Россия» , 1ч

33

1

Основной закон России и права человека. Дети имеют право на особую заботу и помощь.

13.05

34

2

Мы – граждане России. Славные символы России. Диагностическая работа № 2. Такие разные праздники. Путешествие по России. Путешествие по России.

20.05

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения:

1.

Авторская программа:

Примерная программа начального общего образования по окружающему миру  для образовательных    учреждений и программы общеобразовательных учреждений авторов Плешакова А.А.,  Крючкова Е.А. и др. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России») 2011

2.

Учебник:

1.Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в2частях + CD Издательство «Просвещение» 2014г.

2.Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс: рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М:: Просвещение, 2014

3.

УМК и дополнительная литература:

1.Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в2частях + CD Издательство «Просвещение» 2014г.

2.Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс: рабочая тетрадь для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М:: Просвещение, 2014

3.Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс. – М.: ВАКО, 2014.

4

Цифровые и электронные образовательные ресурсы (ЦОР и ЭОР):

1.Приложение на электронном носителе (СD) к учебнику А.А.Плешакова Е.А. Крючковой Окружающий мир  4 класс

 2. http://nachalka.info

5.

Учебное и лабораторное оборудование:

-Персональный компьютер


СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания школьного методического объединения учителей  начальных классов  №1 от 28.08.2018г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР _________________________ И,В.Баранова

29.08.2018г

СОГЛАСОВАНО:

 Протокол педагогического совета  №1 от  30.08.2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса. образовательная система "Школа 2100"...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , Концепции духовно-нравственного развит...

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Рабочая программа рассчитана на учащихся 9 класса "Особый ребёнок" коррекционных школ 8 вида....

Рабочая программа по развитию речи и окружающему миру 3 вспомогательный класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа  по предмету «Развитие речи и окружающий мир» для 3 вспомогательного класса на 2015-2016 учебный год  разработана  с учетом уровня подготовки и  индивидуальных ос...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс  (индивидуальное обучение)...

рабочая программа по истории для ученика 8 класса (индивидуальное, надомное обучение)

рабочая программа  по истории  для ученика 8 класса с ОВЗ  находящегося на индивидуальном, надомном обучении...