Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
рабочая программа (9 класс) на тему

Жерело Любовь Валентиновна

Рабочая программа рассчитана на учащихся 9 класса "Особый ребёнок" коррекционных школ 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по окружающему миру для 9 класса «Особый ребёнок» коррекционной школы 8 вида.

Пояснительная записка.

   Рабочая программа по окружающему миру для 9 класса (для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости) разработана на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.

   Рабочая программа в соответствии с учебным планом ОУ на 2013/2014 учебный год рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году) (учебная нагрузка – 1ч в неделю).

   При разработке программы учитывался контингент детей класса (дети с умеренной степенью умственной отсталости). Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приёмов, перераспределение содержания программы по годам обучения, учёт индивидуальных психофизических возможностей учащихся класса и распределение программного материала по уровням.

   Основной целью курса предмета «Окружающий мир» является коррекция и формирование у учащихся с умеренной степенью умственной отсталости комплекса представлений и умений, обеспечивающих адекватное возрасту и социальной ситуации жизни ребёнка понимание и безопасное взаимодействие с объектами и явлениями окружающего мира, коррекция и развитие всех сторон психики.

   Задачи курса:

  • Формирование интереса к объектам и явлениям окружающего мира.
  • Формирование умений:
  • выделять интересующий объект или явление
  • наблюдать, взаимодействовать с объектом с целью накопления представлений о нём;
  • описывать признаки объекта или явления
  • делать выводы на основе наблюдений и практической деятельности
  • использовать результаты в дальнейшей деятельности.
  • Коррекция и формирование комплекса взаимосвязанных представлений об объектах и явлениях природного и социального мира.
  • Формирование умения организовывать совместную деятельность и ситуативное общение при взаимодействии с изучаемыми объектами и явлениями природного и социального мира.

   Качество произвольного оперирования представлениями связано с состоянием устной речи детей. Овладевая речью, ребёнок устанавливает связь между словом и образом предмета.

   Направления развития устной речи:

  • расширение словарного запаса
  • накопление тематического словаря
  • формирование умения составлять связные повествовательные и описательные высказывания
  • обучение участию в беседе.

   Важно, чтобы ребёнок умел пользоваться накопленными знаниями, чтобы происходило изменение, совершенствование знаний ребёнка, коррегировались недостатки его развития, обеспечивалась подготовка к самостоятельной жизни, организовывалось развитие эмоционально-волевой сферы, происходила адаптация детей к окружающему миру.

   Специфика курса «Окружающий мир» позволяет вести воспитательную работу по гражданскому, эстетическому воспитанию и экологической грамотности через организацию безопасного взаимодействия с окружающим миром, бережное отношение к изучаемым объектам и явлениям, понимание смысла природоохранительной работы человека.

Содержание программы.

Тема раздела программы

Знания, приобретаемые в ходе прохождения программы

Умения и навыки, приобретаемые в ходе прохождения программы

Примечания

1

2

3

Временные представления.

Неживая природа.

Живая природа.

  • Мир людей:
  • Человек – член общества (профессии).

  • Семья.

  • Ближайшее окружение: школа, класс.

  • Дальнее окружение: страна, населённые пункты, магазины, музеи, театры, кафе, транспорт.

  • Личные вещи.

  • Учебные вещи.

  • Одежда.

  • Обувь.

  • Жильё (квартира, дом).

  • Животные:
  • Звери.

  • Птицы.

  • Пресмыкающиеся.
  • Земноводные.
  • Насекомые.
  • Рыбы.

  • Растения:
  • Овощи и фрукты.
  • Бахчевые культуры.
  • Плоды и семена растений.
  • Цветы.
  • Ягоды.
  • Деревья и кустарники.
  • Злаки.
  • Грибы.

-Повторение и обобщение знаний: части суток, дни недели, времена года, месяцы года, год.

- Формирование представлений о жизни окружающего мира в разные части суток, в разные времена года.

- Повторение, обобщение знаний об объектах неживой природы: вода, лёд, снег, дождь, почва, песок, глина, камни, земля, воздух, солнце, луна, звёзды.

- Повторение, обобщение, пополнение знаний о профессиях.

- Знакомство с понятием «заработная плата».

- Правила общения ребёнка со взрослыми и детьми в семье, роли членов семьи, степени родства.

- Правила общения ребёнка со взрослыми и детьми в школе.

- Знания о разных видах магазинов, населённых пунктах, транспорте, культурных учреждениях, торжественных датах страны, символах страны (флаг, герб, гимн).

- Понятия о гигиене и личных вещах.

- Назначение учебных вещей.

- Виды одежды, назначение одежды.

- Виды обуви, назначение обуви.

- Домашний адрес, телефон.

- Функции комнат в квартире: кухня, спальня, гостиная, ванна, туалет и т.д.

- Ознакомление с внешним строением домашних и диких животных, птиц, пресмыкающихся, земноводных, насекомых, рыб, их средой обитания, повадками, ролью в природе, образом жизни.

- Расширение знаний по каждому виду животных.

- Ознакомление с внешним видом, использованием, значением в природе и в жизни человека растений.

- Дифференциация времён года, времени суток (по признакам).

- Умение пользоваться календарём, часами.

- Дифференциация объектов и явлений неживой природы, умение называть их.

- Узнавание профессий людей по их функциональным обязанностям, рабочей форме.

- Узнавание людей разных профессий по картинкам, в реальной жизни.

- Навыки уважительного общения с членами семьи.

- Умение дифференцировать и называть членов семьи.

- Навыки общения с детьми класса, школы, уважительного общения с учителями и персоналом школы.

- Правила безопасности и поведения в общественных местах, транспорте.

- Привитие ощущения сопричастности в подготовке и проведении праздников во время празднования торжественных дат страны.

- Умение соблюдать гигиенические требования.

- Умение пользоваться и бережно относиться к учебным вещам.

- Уход за одеждой.

- Умение определять размер одежды и подбирать себе одежду по размеру.

- Уход за обувью.

- Умение определять размер обуви, подбирать обувь своего размера.

- Уход за жильём.

- Умение называть домашний адрес, телефон.

- Взаимодействие животных и человека.

- Правила безопасности в лесу.

- Бережное отношение к природе.

- Умение помогать разным группам живых существ в трудный для них период.

- Дифференциация разных групп живых существ друг с другом.

- Понимание значения растений для жизни человека.

- Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу.

- Умение дифференцировать съедобный и несъедобные растения.

- Умение выращивать растение.

- Умение ухаживать за комнатными растениями.

- Умение использовать растения при приготовлении пищи, в лекарственных целях (лекарственные растения).

Реализация учебной программы обеспечивается УМК.

Учебно-тематический план.

№ урока

Тема урока

Количество

часов

Дата проведения

1

Части суток. Признаки частей суток. Жизнь людей, животных и растений в разные части суток.

2

Неделя. Дни недели.

3

Времена года. Признаки времён года.

4

Неживая природа. Три состояния воды в природе. Осадки.

5

Неживая природа. Почва.

6

Неживая природа. Песок, глина, камни.

7

Неживая природа. Солнце, Луна, звёзды.

8

Живая природа. Человек – член общества. Профессии людей.

9

Человек и семья. Близкие и дальние родственники. Родословная семьи.

10

Магазины. Виды магазинов.

11

Транспорт. Виды транспорта.

12

Музей города. Виртуальная экскурсия в музей.

13

Театры города. Экскурсия в Театр Сказок.

14

Наша страна – Россия. Символы страны. Торжественные даты.

15

Личные и учебные вещи. Гигиенические требования при обращении с вещами.

16

Одежда. Дифференциация предметов одежды по группам. Уход за одеждой. Размер одежды.

17

Обувь. Дифференциация предметов обуви по группам. Уход за обувью. Размер обуви.

18

Жильё человека. Домашний адрес, телефон.

19

Жильё человека. Создание уюта в доме. Виды комнат в квартире. Мебель, посуда.

20

Бытовые приборы. Правила безопасного использования.

21

Живая природа. Животные. Звери.

22

Птицы. Перелётные и зимующие птицы.

23

Пресмыкающиеся. Змея.

24

Земноводные. Лягушка.

25

Насекомые. Многообразие насекомых.

26

Рыбы. Многообразие рыб.

27

Мир растений. Овощи и фрукты.

28

Бахчевые культуры.

29

Плоды и семена растений.

30

Цветы. Многообразие цветов. Выращивание комнатных цветов.

31

Ягоды. Многообразие ягод. Значение ягод для человека.

32

Деревья и кусты. Многообразие в природе.

33

Злаки. Значение в жизни человека.

34

Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Многообразие грибов.

   Учебно-методический комплекс по предмету «Окружающий мир», 9 класс.

Использованные учебники (наименование, автор, год издания).

Использованные пособие для учителя, для учащихся.

Природоведение: учеб. для 5 кл. спец. (коррекционных) общеобразоват. Учреждений 8 вида / О.А.Хлебосолова, Е.И.Хлебосолов. –М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.

1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. Окружающий мир. Предметы. Тетрадь с заданиями для развития детей.

2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. Окружающий мир. Природа. Тетрадь с заданиями для развития детей.

3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Знакомимся с окружающим миром: Пособие для занятий с детьми дошкольного вощраста. –М.: ДРОФА, 2007.

4. Демидова Н.М. Времена года в картинках и заданиях для развития ума и внимания. –М.: ДРОФА, 2008.

5. Протасова Е.Ю. Строим, лечим, учим (детям о профессиях). –М.: Карапуз, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по альтернативному чтению для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Рабочая программа рассчитана на 9 год обучения учащихся коррекционной школы 8 вида, классов "Особый ребёнок"....

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью коррекционных школ 8 вида....

Рабочая программа индивидуально-групповых (групповых) занятий для учащихся 3 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (сенсорное развитие)

Программа является вариативной, имеет адресную направленность на конкретного ребёнка или подгруппу учащихся, имеющих сходные затруднения. Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребе...