Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
рабочая программа (9 класс) на тему
Рабочая программа рассчитана на учащихся 9 класса "Особый ребёнок" коррекционных школ 8 вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 30.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по окружающему миру для 9 класса «Особый ребёнок» коррекционной школы 8 вида.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по окружающему миру для 9 класса (для учащихся с умеренной степенью умственной отсталости) разработана на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом ОУ на 2013/2014 учебный год рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году) (учебная нагрузка – 1ч в неделю).
При разработке программы учитывался контингент детей класса (дети с умеренной степенью умственной отсталости). Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приёмов, перераспределение содержания программы по годам обучения, учёт индивидуальных психофизических возможностей учащихся класса и распределение программного материала по уровням.
Основной целью курса предмета «Окружающий мир» является коррекция и формирование у учащихся с умеренной степенью умственной отсталости комплекса представлений и умений, обеспечивающих адекватное возрасту и социальной ситуации жизни ребёнка понимание и безопасное взаимодействие с объектами и явлениями окружающего мира, коррекция и развитие всех сторон психики.
Задачи курса:
- Формирование интереса к объектам и явлениям окружающего мира.
- Формирование умений:
- выделять интересующий объект или явление
- наблюдать, взаимодействовать с объектом с целью накопления представлений о нём;
- описывать признаки объекта или явления
- делать выводы на основе наблюдений и практической деятельности
- использовать результаты в дальнейшей деятельности.
- Коррекция и формирование комплекса взаимосвязанных представлений об объектах и явлениях природного и социального мира.
- Формирование умения организовывать совместную деятельность и ситуативное общение при взаимодействии с изучаемыми объектами и явлениями природного и социального мира.
Качество произвольного оперирования представлениями связано с состоянием устной речи детей. Овладевая речью, ребёнок устанавливает связь между словом и образом предмета.
Направления развития устной речи:
- расширение словарного запаса
- накопление тематического словаря
- формирование умения составлять связные повествовательные и описательные высказывания
- обучение участию в беседе.
Важно, чтобы ребёнок умел пользоваться накопленными знаниями, чтобы происходило изменение, совершенствование знаний ребёнка, коррегировались недостатки его развития, обеспечивалась подготовка к самостоятельной жизни, организовывалось развитие эмоционально-волевой сферы, происходила адаптация детей к окружающему миру.
Специфика курса «Окружающий мир» позволяет вести воспитательную работу по гражданскому, эстетическому воспитанию и экологической грамотности через организацию безопасного взаимодействия с окружающим миром, бережное отношение к изучаемым объектам и явлениям, понимание смысла природоохранительной работы человека.
Содержание программы.
№ | Тема раздела программы | Знания, приобретаемые в ходе прохождения программы | Умения и навыки, приобретаемые в ходе прохождения программы | Примечания |
1 2 3 | Временные представления. Неживая природа. Живая природа.
| -Повторение и обобщение знаний: части суток, дни недели, времена года, месяцы года, год. - Формирование представлений о жизни окружающего мира в разные части суток, в разные времена года. - Повторение, обобщение знаний об объектах неживой природы: вода, лёд, снег, дождь, почва, песок, глина, камни, земля, воздух, солнце, луна, звёзды. - Повторение, обобщение, пополнение знаний о профессиях. - Знакомство с понятием «заработная плата». - Правила общения ребёнка со взрослыми и детьми в семье, роли членов семьи, степени родства. - Правила общения ребёнка со взрослыми и детьми в школе. - Знания о разных видах магазинов, населённых пунктах, транспорте, культурных учреждениях, торжественных датах страны, символах страны (флаг, герб, гимн). - Понятия о гигиене и личных вещах. - Назначение учебных вещей. - Виды одежды, назначение одежды. - Виды обуви, назначение обуви. - Домашний адрес, телефон. - Функции комнат в квартире: кухня, спальня, гостиная, ванна, туалет и т.д. - Ознакомление с внешним строением домашних и диких животных, птиц, пресмыкающихся, земноводных, насекомых, рыб, их средой обитания, повадками, ролью в природе, образом жизни. - Расширение знаний по каждому виду животных. - Ознакомление с внешним видом, использованием, значением в природе и в жизни человека растений. | - Дифференциация времён года, времени суток (по признакам). - Умение пользоваться календарём, часами. - Дифференциация объектов и явлений неживой природы, умение называть их. - Узнавание профессий людей по их функциональным обязанностям, рабочей форме. - Узнавание людей разных профессий по картинкам, в реальной жизни. - Навыки уважительного общения с членами семьи. - Умение дифференцировать и называть членов семьи. - Навыки общения с детьми класса, школы, уважительного общения с учителями и персоналом школы. - Правила безопасности и поведения в общественных местах, транспорте. - Привитие ощущения сопричастности в подготовке и проведении праздников во время празднования торжественных дат страны. - Умение соблюдать гигиенические требования. - Умение пользоваться и бережно относиться к учебным вещам. - Уход за одеждой. - Умение определять размер одежды и подбирать себе одежду по размеру. - Уход за обувью. - Умение определять размер обуви, подбирать обувь своего размера. - Уход за жильём. - Умение называть домашний адрес, телефон. - Взаимодействие животных и человека. - Правила безопасности в лесу. - Бережное отношение к природе. - Умение помогать разным группам живых существ в трудный для них период. - Дифференциация разных групп живых существ друг с другом. - Понимание значения растений для жизни человека. - Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу. - Умение дифференцировать съедобный и несъедобные растения. - Умение выращивать растение. - Умение ухаживать за комнатными растениями. - Умение использовать растения при приготовлении пищи, в лекарственных целях (лекарственные растения). |
Реализация учебной программы обеспечивается УМК.
Учебно-тематический план.
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
1 | Части суток. Признаки частей суток. Жизнь людей, животных и растений в разные части суток. | 1ч | |
2 | Неделя. Дни недели. | 1ч | |
3 | Времена года. Признаки времён года. | 1ч | |
4 | Неживая природа. Три состояния воды в природе. Осадки. | 1ч | |
5 | Неживая природа. Почва. | 1ч | |
6 | Неживая природа. Песок, глина, камни. | 1ч | |
7 | Неживая природа. Солнце, Луна, звёзды. | 1ч | |
8 | Живая природа. Человек – член общества. Профессии людей. | 1ч | |
9 | Человек и семья. Близкие и дальние родственники. Родословная семьи. | 1ч | |
10 | Магазины. Виды магазинов. | 1ч | |
11 | Транспорт. Виды транспорта. | 1ч | |
12 | Музей города. Виртуальная экскурсия в музей. | 1ч | |
13 | Театры города. Экскурсия в Театр Сказок. | 1ч | |
14 | Наша страна – Россия. Символы страны. Торжественные даты. | 1ч | |
15 | Личные и учебные вещи. Гигиенические требования при обращении с вещами. | 1ч | |
16 | Одежда. Дифференциация предметов одежды по группам. Уход за одеждой. Размер одежды. | 1ч | |
17 | Обувь. Дифференциация предметов обуви по группам. Уход за обувью. Размер обуви. | 1ч | |
18 | Жильё человека. Домашний адрес, телефон. | 1ч | |
19 | Жильё человека. Создание уюта в доме. Виды комнат в квартире. Мебель, посуда. | 1ч | |
20 | Бытовые приборы. Правила безопасного использования. | 1ч | |
21 | Живая природа. Животные. Звери. | 1ч | |
22 | Птицы. Перелётные и зимующие птицы. | 1ч | |
23 | Пресмыкающиеся. Змея. | 1ч | |
24 | Земноводные. Лягушка. | 1ч | |
25 | Насекомые. Многообразие насекомых. | 1ч | |
26 | Рыбы. Многообразие рыб. | 1ч | |
27 | Мир растений. Овощи и фрукты. | 1ч | |
28 | Бахчевые культуры. | 1ч | |
29 | Плоды и семена растений. | 1ч | |
30 | Цветы. Многообразие цветов. Выращивание комнатных цветов. | 1ч | |
31 | Ягоды. Многообразие ягод. Значение ягод для человека. | 1ч | |
32 | Деревья и кусты. Многообразие в природе. | 1ч | |
33 | Злаки. Значение в жизни человека. | 1ч | |
34 | Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Многообразие грибов. | 1ч |
Учебно-методический комплекс по предмету «Окружающий мир», 9 класс.
Использованные учебники (наименование, автор, год издания). | Использованные пособие для учителя, для учащихся. |
Природоведение: учеб. для 5 кл. спец. (коррекционных) общеобразоват. Учреждений 8 вида / О.А.Хлебосолова, Е.И.Хлебосолов. –М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005. | 1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. Окружающий мир. Предметы. Тетрадь с заданиями для развития детей. 2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. Окружающий мир. Природа. Тетрадь с заданиями для развития детей. 3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Знакомимся с окружающим миром: Пособие для занятий с детьми дошкольного вощраста. –М.: ДРОФА, 2007. 4. Демидова Н.М. Времена года в картинках и заданиях для развития ума и внимания. –М.: ДРОФА, 2008. 5. Протасова Е.Ю. Строим, лечим, учим (детям о профессиях). –М.: Карапуз, 2003. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по альтернативному чтению для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Рабочая программа рассчитана на 9 год обучения учащихся коррекционной школы 8 вида, классов "Особый ребёнок"....
Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью коррекционных школ 8 вида....
Рабочая программа по математическим представлениям и конструированию для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Содержание программы + календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по графике и письму для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Содержание программы+планирование....
Рабочая программа по ручному труду для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Содержание программы + тематическое планирование....
Рабочая программа по предмету: "Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности" для учащихся 9 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Содержание программы + календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа индивидуально-групповых (групповых) занятий для учащихся 3 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (сенсорное развитие)
Программа является вариативной, имеет адресную направленность на конкретного ребёнка или подгруппу учащихся, имеющих сходные затруднения. Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребе...