Конспект досуга "Идём в поход"
план-конспект по природоведению на тему

Ключникова Любовь Владимировна

В увлекательной командной игре учимся находиться в лесу, ориентироваться, помогать друг другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл idem_v_pohod.docx14.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии на тему:

«Идем в поход!»

Подготовила и провела: воспитатель Ключникова Л.В.

ГОУ Д/С №2001

Цели: воспитывать любовь к природе, привлечь внимание детей к проблеме охраны окружающей среды, формировать опыт взамодействия ребенка с природой, экологической культуры, развивать умение оценивать свои поступки с точки зрения экологии.

Оборудование: схема путешествия, картинки цветов, животных, рисунки для конкурса «Лесной компас», предметы для конкурса «Нужные вещи», памятки «Правила поведения в лесу», шоколадные медали, музыкальное сопровождение.


Дети входят в музыкальный зал, разбирают фигурки разных цветов для обозначения будущих команд, рассаживаются на стульчики.

Восп.: - Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые?' А вы любите путешествовать? Знаете, скоро наступит лето - время увлекательных путешествий и походов. Хотели бы вы отправиться в поход? Я приглашаю вас в лес.

Перед вами план нашего путешествия ( показ маршрутного листа) Путешествуя по лесу мы будем говорить о красоте родной природы, о жителях леса, а еще о бережном отношении к Земле - к дому, в котором мы живем, ведь мы должны сделать так, чтобы наша земля надолго осталась чистой и красивой. Итак, идем во лесок.

Предлагаю вам посмотреть , как красив лес!

(показ слайд-шоу)

(проводится ритмическая игра «Мы идем во лесок ». Ее можно разбить на несколько этапов путешествия)

(ходьба) Мы идем во лесок,

Будь внимателен, дружок.

(на носочках) Впереди ручеек,

Перейти - вот мосток.

(высоко поднимая

колени)        Пробирайся осторожно -

Замочить здесь ноги можно.

(прыжки)        Мы попрыгаем немножко

По извилистой дорожке.

(приседания)        Как услышим в небе гром,

Спрячемся мы под кустом.

(легкий бег) Будем медленно идти, Дождь настигнет нас в пути.

(ходьба) Мы пришли с тобой, дружок, Во зеленый во лесок.

Восп. - Чтобы было интересней, нам нужно разделиться на две

туристические группы, именно они примут участие в разных конкурсах. За каждый правильный ответ будут выдаваться карточки с соответствующим числом километров, а конце игры-путешествия подведем итог: чья группа больше пройдет «км», та группа выиграет.

Вот и первая остановка «Расчистим родник». Так мы узнаем, как будут называться наши туристы.

Ваша задача - «расчистить» родник, засыпанный листвой, на каждом листочке написана буква. Турист, преодолев болото по кочкам, должен взять один листок и вернуться на место. Когда соберете все листочки, составьте слово из букв, написанных на листочках. Это слово - название вашей команды. Итак, начали!

(команды выполняют задание)

Восп. - Ребята, давайте узнаем названия ваших команд. ( «Рюкзак», «Компас»)

  • За первое испытание командам карточки по 1км.
  • Возьмемся за руки, друзья,

И по тропе лесной

Отправимся туда, где лес

Манит своей листвой!

2 этап называется «Нужные вещи». Из него узнаем, какие предметы можно брать с собой в поход. За правильный ответ 1км.

(туристы по очереди отгадывают загадки)

  1. Я маленький да удаленький.

Стоит на меня взглянуть,

И тотчас узнаешь путь.

(компас)

  1. Он в походе всем нам нужен,

Он с кострами очень дружен.

Можно в нем уху варить,

Чай душистый кипятить.

(котелок)

3 В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки -

Раздают всем огоньки.        '

(спички)

  1. Два ремня висят на мне,

Есть карманы на спи не.

Коль в поход идешь со мной,

Я повисну за спиной.

(рюкзак)

  1. Я горячее храню, я холодное храню

Я и печь, и холодильник вам в походе заменю, (термос)

  1. Этот глаз - особый глаз, Быстро взглянет он на вас ,

И появится на свет Самый точный ваш портрет.

(фотоаппарат)

  • Молодцы, команды! (раздает карточки с 1км) Отправляемся дальше. И теперь задания для взрослых.

В походе важна хорошая погода. И опытные туристы умеют ее
предсказывать по различным признакам. Умеете ли вы это делать?

Задания для команды»Рюкзак»:

  • Обильная роса на траве утром - погода днем будет.. ..(хорошая)
  • Воробьи купаются в пыли или в луже        (будет дождь)
  • Ворон каркает         (к дождю)

Молодцы! Теперь задания для команды «Компас»:

  • Ласточки летают низко над землей        (к дождю)
  • Если мошкара вьется кругами - к .. .(хорошей) погоде, лезет в лицо- к ...(дождю)
  • Идет дождь, и на лужах пузырьки , о чем это говорит? (дождь будет идти долго)

Молодцы, думаю, что плохая погода нас в походе не застанет (раздает карточки за ответы)

  • Когда ты входишь в лес, где чистым воздухом приятно так дышать, есть в травах и цветах целительная сила

для всех умеющих их тайну разгадать.

Мы остановились на » Лесной опушке». Это самое красивое место, где растет много цветов. Попробуйте по моему описанию узнать, о каком цветке идет речь.

(команды по очереди отгадывают загадки)

  1. Белым шариком пушистым Я красуюсь в поле чистом.

Дунул легкий ветерок-

И остался стебелек. (Одуванчик)

  1. Девчонки-невелички,

А сердце золотое,

Пушистые реснички

Сияют белизною.

На ветру качаются,

Всем улыбаются. (Ромашка)

  1. То фиолетовый, то голубой,

Он на опушке встретится с тобой.

Звонким названием он наделен,

Но никогда мы не слышали звон. (Колокольчик)

  1. Какой цветочек маленький, знаем мы с тобой.

Не беленький, не аленький, а бледно-голубой.

У ручейка лесного виднеется чуть-чуть,

Его названье вспомни и после не забудь. (Незабудка)

- Мир цветов красив и чудесен. Скажите, почему нельзя рвать цветы на лугу, в лесу?

(Ответы детей)

- Лес, как сказочное царство,

Здесь кругом растут лекарства.

В каждой травке, в каждой ветке-

11 микстура, и таблетки.        /

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растения,

Что пригодны для лечения!

Для вас, уважаемые взрослые, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях (стоимость ответа- 2км)

  1. Ты растение не тронь - жжется больно, как огонь. (Крапива. Отваром моют голову, она останавливает кровь)
  2. Тонкий стебель у дорожки,

На конце его сережки.

На земле лежат листки —

Маленькие лопушки. (Подорожник. Лечит ранки, порезы, применяется при желудочных болезнях)

  • А какие еще лекарственные растения вы знаете?

(ответы детей и взрослых)

  • Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте их с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть их оставляйте в природе. Ребята, а как вы думаете , трава и растения живые?

Знаете, оказывается, даже травка может видеть сны. Давайте исполним « Сон весенней травки»

- Чтобы понять, как живет лес, нужно хорошо знать повадки его обитателей. Кто живет в лесу? Угадайте по описанию зверей нашего края. За правильный ответ 1км.

  1. Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, коварный нрав.

Подсказка. Этих зверей называют санитарами леса. (Волк)

  1. У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Он не просто убегает от опасности, а выбирает самый

короткий путь к спасению. Но случается , что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними лапами.

Подсказка. Его считают трусишкой. (Заяц)        /

  1. Этот зверек умеет прекрасно маскироваться , у него острое зрение, слух, нюх. А как он танцует! Поднимается на задние лапки и ходит в таком положении мелкими шажками. Питается этот зверь насекомыми, мышами, птицами, зайцами.

Подсказка. Убегать от преследователей помогает рыжий пушистый хвост. (Лиса)

  1. Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, лапы ставит немного внутрь.

Подсказка. Его считают неуклюжим сладкоежкой. (Медведь)

- Молодцы, туристы! Двигаемся дальше и попадаем на «Лесную кухню»

Пора бы нам подкрепиться. Какие блюда, приготовленные на костре, вы любите есть?

(ответы детей)

А вот ваши воспитатели знают другие вкусные и полезные лакомства, которыми можно закусить в походе. Предлагаю вам вопросы о них . Взрослые могут вам помочь, ребята.

Вопросы команде «Компас».

  1. Назовите растение , которое в лесу или на лугу можно есть сразу, без кулинарной обработки, только вымыть нужно. (Щавель)
  2. Как Испечь в походе рыбу, если нет посуды? (Насадить рыбу на деревянные пруты и поместить над горящими углями костра)

Молодцы! Вопросы команде «Рюкзак»

  1. Назовите растения, из которых можно в походе приготовить чай. (Иван-чай, листья брусники- они оказывают благотворное действие при головных болях, бессоннице)
  2. Как можно приготовить печеную картошку с хрустящей* корочкой?

(1. Вымытые клубни закапывают в горячую золу. 2. В ведро насыпают чистый песок, зарывают в него картошку и обкладывают его горячими углями.)

Молодцы, туристы! В нашем походе каждый может полакомиться вкусными баранками, но нужно достать ее длинной палочкой с большого блюда.

Хотите попробовать? Тогда за дело.

( Конкурс «Достань баранку»)

- Наше путешествие близится к концу. Думаю, вы становитесь настоящими туристами. И этот конкурс для таких туристов, которые не боятся заблудиться и всегда знают, как найти дорогу домой.

Конкурсное задание «Лесной компас». Вам нужно объяснить, как в лесу можно определить, где север, где юг, с помощью подсказки на рисунках.

( раздать рисунки. За ответ 2км)

- В лесу много тайн и секретов, но открывает он их только тем, кто приходит в лес с добром. Не забывайте об этом! Важно не только самому встать на защиту живой природы, важно убедить в этом своих друзей, даже родителей!. Сейчас вы, ребята, будете оценивать ситуации, что в них сделано не так. А взрослые дополнят и исправят ваши ответы, если будет нужно.

Итак , наша последняя остановка «Экологические задачи».

Первая ситуация. В походе ребята решили испечь картошку и увидели старое кострище.

  • Вот и кострище есть. Давайте разожжем здесь костер,- предложил Алик.
  • Зачем здесь? Идем вон под то дерево, там уютнее,- возразили девочки.

Мальчики выкопали под деревом ямку, землю откинули подальше, чтобы не мешала.

( Костер желательно разводить на старом кострище, а под деревьям делать это категорически запрещается из-за опасности возникновения пожара)

Вторая ситуация.

Кто-то из девочек заметил:» Что-то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо музыку включить погромче.        /

( В лесу нельзя шуметь, пугать его обитателей) - Молодцы, Теперь экологические задачи для команды «Компас»

Первая ситуация.

Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который остался после их отдыха. (Мусор надо уносить с собой, закапывать можно только остатки пищи. Помните! Брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка- не менее 70 лет, пластиковый пакет будет лежать несколько сотен лет. А осколки банки или бутылки способны причинить вред даже через 2000лет. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар)

  • Пора нам возвращаться домой и подвести итоги похода. Давайте сделаем паровозик и на нем поедем в детский сад:

Загудел паровоз И вагончики повез ЧУ-чу-чу, чу-чу-чу!

Далеко их покачу!

Чу-чу-чу, чу-чу-чу!

В детский сад их покачу!

(Дети встают друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, едут по залу и останавливаются)

  • Вот мы и детском саду. Устали? Давайте подведем итоги нашего похода.

Все команды выдержали испытание , взрослые подсчитывают количество пройденных километров. Обе группы прошли по 12 км.

Идет награждение всех участников шоколадными медальками и памятками «Правила поведения в лесу».

- Земля- наш большой дом, в котором мы все живем. А хозяин в этом доме - человек. И хозяин должен быть добрый и заботливый. Желаю вам стать такими хозяевами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Поход в кукольный театр"

Разработка урока английского языка с элементами инсценировок сказки на английском языке....

История России 8 класс Конспект урока "Заграничные походы русской армии"

Конспект содержит задания для проверки знаний учащихся по теме "Война 1812 года" и план - задание для класса по изучению новой темы "Заграничные походы русской армии" . В зависимости от работоспособно...

Конспект урока "Военные походы фараонов"

Конспект урока в соответствии с ФГОС, 5 класс...

Конспект занятия на тему "Краеведческая работа в походе. Формы и методы сбора краеведческого материала в походе"

Конспект занятия на тему "Формы и методы сбора краеведческого материала в походе" содержит полную таблицу, где дается классификация краеведческих исследований, форм и методов сбора краеведческого мате...

Конспект урока "Крестовые походы"

Цель урока: сформировать представления о причинах,  основных событиях, участниках Крестовых походов и их значении для истории Средневековья.Задачи урока:1. Достичь личностных образовательных резу...

Конспект урока "Военные походы фараонов"

Египетские фараоны стремились укрепить свою власть, расширить владения и приумножить богатства. С помощью кого или чего это можно было сделать? (С помощью армии и в результате военных походов.)...

Конспект урока "Военные походы фараонов"

Конспект урока по всеобщей истории 5 класс "Военные походы фараонов"...