История России 8 класс Конспект урока "Заграничные походы русской армии"
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме
Конспект содержит задания для проверки знаний учащихся по теме "Война 1812 года" и план - задание для класса по изучению новой темы "Заграничные походы русской армии" . В зависимости от работоспособности класса, можно использовать все задания по теме "Война 1812 года", а можно лишь часть из них. Во время урока дети работают индивидуально, в парах, в малых группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект "Заграничные походы русской армии" | 47.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Улюмджиева Ю.В.
Тема: Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813-1825 г.г.
Цель: определить основные направления внешней политики России в 1813-1825 г.г.
Задачи:
Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах, группах; воспитание интереса к истории как науки
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.
Предметные развитие умений работать с учебником, овладение понятиями заграничные походы русской армии, 1813-1815 г.г.; «Битва народов», 4-7 октября 1813г.; Венский конгресс, сентябрь 1814 г. – июль 1815г.; Священный союз, 1815 г.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, работа в парах, работа в малых группах, коллективная
Средства обучения: проектор, презентации, учебник «История Росcии.XIX век» Данилов А.А.. Косулина Л.Г. , рабочие тетради, карточки с заданием для самостоятельной работы в группах, магнитные доски, магниты (,
Основные понятия и даты, изучаемые на уроке:
- заграничные походы русской армии, 1813-1815 г.г.;
- «Битва народов», 4-7 октября 1813г.;
- Венский конгресс, сентябрь 1814 г. – июль 1815г.;
- Священный союз, 1815 г.
! закрепить знания об Отечественной войне 1812г. (ходе, характере, значении);
! развивать навыки анализа текста, исторических документов, работы с картой;
! формировать навыки выделять главное, сравнивать, ставить и решать проблемы
Оборудование: Учебник: История России Давыдов, Косулина
Организация рабочего пространства:
парты расставлены попарно (4 пары), учитель в самом начале урока делит учащихся на 4 группы и рассаживает за столы; 1 магнитная и 1 интерактивная доски на передней стене класса; карта «Отечественная война 1812года. Заграничные походы русской армии»
Ход урока:
- Орг. момент
Информация об ордене М.И.Кутузова
(За ответы – орденские планки к Ордену Кутузова по степеням:
1 степени = «5»;
2 степень = «4»;
- степень = «3»)
- Проверка домашнего задания:
(параллельно идут:
- словарная работа (один учащийся у магнитной доски);
- работа по составлению хронологической таблицы Отечественной войны 1812 года (двое учащихся) ;
- блиц-опрос (класса)
- Словарная работа
№ | Слово | Пояснение | В связи с какими событиями упоминалось |
1 | Амнистия | освобождение от судебного наказания | Деятельность Негласного Комитета |
2 | Манифест | торжественное письменное обращение верховной власти к населению | Манифест о восшествии на престол: «управлять «по законам и по сердцу бабки своей – Екатерины II» |
3 | Адьютант | офицер, состоящий при военном начальнике для выполнения его поручений | Д.Давыдов – инициатор создания армейских партизанских отрядов, адъютант П.И.Багратиона; Поэт Глинка адъютант генерала Милорадовича |
4 | Маневр | передвижение войск на театре военных действий | Тарутинский маневр |
5 | Инфантерия | пехота | М.И.Кутузов, П.И.Багратион – генералы от инфантерии |
6 | Ополчение | войско, создаваемое в помощь регулярной армии на добровольных началах | Ополчение каких городов принимало участие в войне 1812г. |
7 | Флеши | земляные укрепления | Бородинское сражение, Багратионовы флеши |
8 | Фураж | корм для лошадей | Смоленское сражение |
- Знание хронологии ОВ 1812г. (расставить события в хронологическом порядке (при проверке – краткий сопроводительный рассказ):
1 | В. п. июля | Соединение 1 и 2 русских армий |
2 | н. августа | Смоленское сражение |
3 | август | Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим |
4 | 26 августа | Бородинское сражение |
5 | 1 сентября | Совет в Филях (вопрос о Москве) |
6 | 2 сентября | Русская армия покидает Москву; |
7 | сентябрь | Тарутинский маневр |
8 | октябрь | Сражения под Тарутиным и Малоярославцем |
9 | ноябрь | Переправа через Березину |
- Что представляет из себя Российская империя на рубеже веков?
Территориальные владения | Крупнейшая по территории держава мира |
Численность населения | Возросла в 4 раза |
Национальный состав | Многонациональное государство |
Вероисповедания | Православие, ислам, буддизм, иудаизм, язычество |
Основные сословия | Дворянство, духовенство Крестьянство – более 90% Мещанство, купечество, казачество |
Какому обществу присуще сословное деление | Аграрному (ведущая роль принадлежит с/х) ; Большинство крестьян и работников пром. предприятий – в крепостной зависимости |
Политический строй | Самодержавие |
Управление страной | Император – гос. аппарат – губернаторы и наместники |
Способ занятия престола | Убийство отца (пытался лишить его права наследования престола) |
Негласный комитет (деятельность) | Перечислить реформы |
Война 1812 г. | Каковы причины ОВ 1812г.? |
По хронологической таблице, используя карту, расскажите о войне 1812г.
Каковы причины победы Русской армии?
Каково историческое значение ОВ 1812г.?
4.Поэтическая минутка: (какому эпизоду ОВ 1812г., герою соответствуют строки стихотворений) ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1:
- Работа над новой темой:
Проблемный вопрос:
Могла ли Россия обойтись без заграничных походов?
Какой характер носили заграничные походы русской армии?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2
- Кому могли принадлежать эти точки зрения? (Слайд 2,3)
- Как вы думаете, какие направления внешней политики Александра нам необходимо рассмотреть (аргументируйте) : европейское; восточное (Слайд 4)
№ | Содержание | Кто объясняет материал | Записи в тетрадях |
Направления внешней политики Александра 1: европейское восточное | |||
1 | Начало заграничных походов | учитель | Начало хронологической таблицы |
2 | Смерть М.И.Кутузова | ||
3 | Завершение разгрома Наполеона 5-я антифранцузская коалиция | Учащиеся Карта (атлас) | Продолжение хронологической таблицы; сверка со слайдом |
4 | Венский конгресс | ||
5 | Священный союз | ||
6 | Восточный вопрос | ||
7 | Россия и Америка | самостоятельная работа учащихся с последующим озвучиванием | Продолжение хронологической таблицы; сверка со слайдом |
Задания для групп (работа в группах):
Группа 1 | Завершение разгрома Наполеона. 5-я антифранцузская коалиция
|
Группа 2 | Венский конгресс:
|
Группа 3 | Священный союз (СС) :
|
Группа 4 | Восточный вопрос (ВВ):
При ответе группы классу даётся проблемное задание: предположите, как должен был действовать Александр в ситуации с греческим восстанием, учитывая договорённости , лежащие в основе Священного союза? |
Объяснение учащимися изученного материала, заполнение хронологической таблицы в тетрадях (Слайд 5,6,7,8)
Применение новых знаний: выводы, подведение итогов (Слайд 9)
Домашнее задание: Слайд 10
Параграф 5 + конспект;
Контурная карта с.4-5; атлас с.6-9
Подведение итогов: рефлексия, оценки.
- Рефлексия:
Информацию переработаю | Всё пригодится в дальнейшем | Всё выброшу |
Оценки: исходя из количества и степени «орденских планок», комментарии.
Задания «про запас» (исходя из уровня работоспособности класса)
1. Проверочный тест по теме «Война 1812 года»):
1 | Кто был командующим 1-й русской армии в ходе Отечественной войны 1812 г. | 1.Пётр Иванович Багратион | 1-4 |
2.Денис Васильевич Давыдов | |||
3.Михаил Михайлович Сперанский | |||
4. Михаил Богданович Барклай -де-Толли | |||
2 | Сражение под Малоярославцем в ходе Отечественной войны 1812 г. | 1.завершило разгром наполеоновских войск на территории России | 2-1 |
2.позволило соединиться 1-й и 2-й русским армиям | |||
3.привело к распаду антинаполеоновской коалиции | |||
4.заставило Наполеона отступать по старой Смоленской дороге | |||
3 | Кто руководил партизанским отрядом в ходе Отечественной войны 1812 г. | 1.Пётр Иванович Багратион | 3-2 |
2.Герасим Матвеевич Курин | |||
3.Николай Николаевич Раевский | |||
4.Александр Петрович Тормасов | |||
4 | Что было главной причиной победы России в Отечественной войне 1812 г. | 1.всенародный характер войны | 4-1 |
2.недостаточный боевой опыт французской армии | |||
3.суровый русский климат | |||
4.информированность русского командования о стратегических планах Наполеона | |||
5 | В результате победы России в Отечественной войне 1812 г. | 1.к России отошло побережье Средиземного моря | 5-2 |
2.возрос международный авторитет России | |||
3.Александра I провозгласили «императором французов» | |||
4.Франция присоединилась к континентальной блокаде |
1 | Кто был командующим 2-й русской армии в ходе Отечественной войны 1812 г. | 1.Пётр Иванович Багратион | 1-4 |
2.Денис Васильевич Давыдов | |||
3.Михаил Михайлович Сперанский | |||
4. Михаил Богданович Барклай -де-Толли | |||
2 | Сражение под Смоленском в ходе Отечественной войны 1812 г. | 1.завершило разгром наполеоновских войск на территории России | 2-2 |
2.убедило русскую армию в том, что «непобедимого» врага можно бить успешно | |||
3.привело к распаду антинаполеоновской коалиции | |||
4.заставило Наполеона отступать по старой Смоленской дороге | |||
3 | Кто руководил партизанским отрядом в ходе Отечественной войны 1812 г. | 1.Пётр Иванович Багратион | 3-2 |
2. Николай Николаевич Раевский | |||
3.Денис Васильевич Давыдов | |||
4.Александр Петрович Тормасов | |||
4 | Что было одной из причин победы России в Отечественной войне 1812 г. | 1.плохое снабжение русской армии | 4-1 |
2.мужество и героизм русских солдат и офицеров | |||
3.суровый русский климат | |||
4.информированность русского командования о стратегических планах Наполеона | |||
5 | В результате победы России в Отечественной войне 1812 г. | 1.к России отошло побережье Средиземного моря | 5-2 |
2.возрос международный авторитет России | |||
3.Александра I провозгласили «императором французов» | |||
4.Франция присоединилась к континентальной блокаде |
2. Известные высказывания:
№ | Высказывание | Чьё и по какому поводу |
1 | «Я должен был остановить выбор на том, кого наметил глас народа. Я умываю руки» | Александр 1; назначение М.И.Кутузова главнокомандующим |
2 | «Самое страшное из всех моих сражений – это то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми» | Наполеон о Бородинском сражении |
3 | «Если неприятель займёт Москву, то расплывётся в ней, как губка в воде, и я буду свободен действовать, как захочу» | М.И.Кутузов; решение об оставлении Москвы |
4 | «Армии больше нет» | Наполеон; гибель «Великой» французской армии |
5 | «Война окончилась за полным истреблением неприятеля» | М.И.Кутузов об окончании ОВ 1812г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заграничный поход русской армии.Внешняя политика России в 1813-1825 гг
Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг...
Урок по истории:“Отечественная война 1812г. Заграничные походы русской армии 1813-1814гг.”
Рассказать о ходе и значении Отечественной войны 1812г. и заграничных походов русской армии 1813-1814гг....
Конспект урока по предмету «История России» в 8 классе «Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813-1825 г.г.»
Цель: определить основные направления внешней политики России в 1813-1825 г.г.Задачи:Личностные:- воспитать чувство само- и взаимоуважения;- развивать сотрудничество при работе в парах, группах...
« Заграничный поход русской армии .Внешняя политика в 1813 -1825гг.» (8 класс)
методическая разработка урока...
25_01_история_8класс_заграничные походы русской армии Внешняя политика 1813 1825
25_01_история_8класс_заграничные походы русской армии Внешняя политика 1813 1825...
презентация к уроку истории 8 класса "Заграничный поход русской армии"
Презентация к уроку истории нового времени 8 класса "Заграничный поход русской армии...
Презентация по истории России "Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1813-1825 гг.."
Презентация по истории России. 9 класс....