Конспект занятия на тему "Краеведческая работа в походе. Формы и методы сбора краеведческого материала в походе"
план-конспект по краеведению на тему
Конспект занятия на тему "Формы и методы сбора краеведческого материала в походе" содержит полную таблицу, где дается классификация краеведческих исследований, форм и методов сбора краеведческого материала в походе,перечень необходимых приборов и оборудования для проведения краеведческих исследований. данный материал является хорошим методическим дополнением для работы учителей - краеведов и педагогв туристско -краеведческой направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_2_sbor_kraeved._mater.docx | 27.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия на тему "Краеведческая работа в походе. Формы и методы сбора краеведческого материала в походе"
Дата проведения: 12.12.2015 г Раздел программы: «Краеведческая работа в походе. Сбор краеведческого материала.» Тип занятия – изучение нового материала
Цель занятия: Познакомить учащихся с основными направлениями краеведческой исследовательской работы в походе и с формами и методами сбора краеведческого материала .
Задачи:
Образовательные: Познакомить учащихся с основными направлениями краеведческой исследовательской работы в походе и с формами и методами сбора краеведческого материала .
Развивающие: развивать у учащихся навыки поисково-исследовательской деятельности, умение работать в команде, прививать им чувство коллективизма и взаимопомощи.
Воспитательные: повысить интерес к изучению малой Родины, воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: осуществление потребности в творческой деятельности, проявление интереса к новому.
Регулятивные УДД: определение и формулирование цели деятельности на занятии с помощью педагога.
Познавательные УДД: ориентация в своей системе знаний: - умение отличать новое от уже известного; формирование умения добывать новые знания – находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и полученную на занятии информацию; формирование умения перерабатывать полученную информацию.
Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других – грамотно выражать свою мысль в устной или письменной речи, слушать и понимать речь других; использование навыков взаимодействия в команде.
Форма работы: индивидуальная и групповая - перед началом занятия учащиеся делятся на 3 группы по 4 человека.
Методы: Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, деятельностный метод – поисково – исследовательская работа учащихся.
Материал и оборудование: наборы карточек, книги...
Техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор.
Этапы урока:
- Оргмомент. Определение темы занятия. Вступительная беседа "Краеведческая работа в походе"
- Изучение нового материала.
- Классификация основных направлений исследовательской работы в походе.
- Ознакомление с формами и методами сбора краеведческого материала в походе, специальным снаряжением и оборудованием.
- Ознакомление с требованиями к выполнению краеведческих заданий.
- Просмотр презентации "Краеведческие исследования в походе".
III. Групповая работа учащихся
IV. Подведение итогов занятия. Рефлексия. Домашнее задание.
Ход занятия.
I этап - Оргмомент. Приветствие. Вступительная беседа"Краеведческая работа в походе". Создание проблемной ситуации. Определение темы занятия.
Вопросы для беседы:
- Кто такие туристы-краеведы? (Туристы-краеведы изучают свой край в непосредственно в походах и путешествиях.)
Туризма без краеведения не бывает, т.к. невозможно не узнать что - то новое про местность, по которой путешествуешь. При подготовке похода всегда необходимо заранее планировать его краеведческое содержание, краеведческую работу участников похода.
- Что должен уметь делать каждый турист - краевед? (Уметь наблюдать и исследовать окружающий мир, фиксировать и обрабатывать исследования, рассказывать о своих наблюдениях, выполнять общественно - полезную работу
- Какую краеведческую работу можем выполнять мы с вами в походе? (Посещение достопримечательностей района путешествия и их описание, изучение местной флоры и фауны, интересных природных объектов и т.д.)
- Какую общественно - полезную работу мы можем выполнить? (Убирать мусор, чистить и благоустраивать родники, проводить природоохранную работу, высаживать деревья и т.д.)
- А что нужно знать и уметь для выполнения краеведческой работы в походе? (Знать основные направления краеведческих исследований, методы и формы исследования родного края)
Определение темы занятия.
- Тема сегодняшнего занятия: Краеведческая работа в походе. Формы и методы сбора краеведческого материала в походе.
II этап. Изучение нового материала
- Классификация основных направлений исследовательской работы в походе.
Вступительное слово учителя: - В зависимости от исследуемых объектов, краеведческие исследования можно разделить на основные группы. На какие группы они разделяются, мы узнаем из следующей таблицы.
На экране через проектор демонстрируется таблица " Краеведческая работа в походе ". Рассматривается и разбирается первая колонка таблицы "Классификация краеведческих исследований"
Краеведческая работа в походе | ||
Классификация краеведческих исследований | Формы и методы сбора краеведческого материала в походе | Специальное снаряжение, приборы и оборудование для исследований |
|
|
|
- Ознакомление с формами и методами сбора краеведческого материала в походе, специальным снаряжением и оборудованием
- Как, с помощью каких методов мы можем проводить различные краеведческие исследования в походе? (Выслушиваются ответы учащихся, корректируются, подводится итог)
Рассматривается второй столбец таблицы "Формы и методы сбора краеведческого материала в походе "
- Какими приборами, техническими средствами могут пользоваться краеведы в походе? (Выслушиваются ответы учащихся, корректируются, подводится итог)
Рассматривается второй столбец таблицы "Специальное снаряжение, приборы и оборудование для исследований".
- Ознакомление с требованиями к выполнению краеведческих заданий.
Сообщение учителя: Накопленные факты об окружающей местности должны быть приведены в порядок, систематизированы и подвергнуты первичной обработке. Только тогда сбор материалов, исследование каких - то объектов становится краеведением. После похода составляется отчет по выполненному краеведческому заданию, оформляются паспорта объектов, анкеты, описания. составляются гербарии, коллекции и т.д. На основе проделанной работы готовятся рефераты, доклады, сочинения, с которыми нужно выступать на конференциях, участвовать в конкурсах... Собранные коллекции материалов, экспонаты передаются в музеи, географические кабинеты. Краеведческая работа в походе должна быть общественно - полезной.
4. Просмотр презентации "Краеведческие исследования в походе".
Физкультминутка под песню "У похода есть начало"(ходьба на месте в темпе марша с упражнениями для рук)
III. Групповая работа учащихся
1. Разработка в группах методики одного из направлений исследовательской работы по выбору с использованием литературных источников и интернет ресурсов. Для составления методики учащиеся должны ответить на поставленные вопросы, демонстрируемые на экране:
- Каковы цель и объекты данного краеведческого исследования?
- Какие методы сбора краеведческого материала используются?
- Какие приборы, технические средства и оборудование необходимо для проведения исследований?
- Как оформляется выполненное исследование, какие имеются требования к оформлению?
- Какую пользу приносят результаты проведенной исследовательской работы? Где они размещаются?
2. Рассказ каждой группы о своей методике проведения краеведческого исследования.
IV. Подведение итогов занятия. Рефлексия. Домашнее задание.
Подведение итогов
Педагог: На сегодняшнем занятии мы познакомились с классификацией основных направлений исследовательской работы в походе, ознакомились с формами и методами сбора краеведческого материала в походе, специальным снаряжением и оборудованием.
- Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
- Захотелось ли провести какое-нибудь краеведческое исследование в походе?
Рефлексия. Прием "Плюс - минус - интересно"
+ | - | ? |
В графу "+" учащиеся записывают все, что понравилось на занятии, информацию и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу "-" записывают все, что не понравилось, показалось скучным, осталось непонятным. в графу "?" (интересно вписать интересные факты, о которых узнали на занятии и о чем бы еще хотелось узнать по данной теме.
Задание на дом : Подготовить методику проведения понравившегося краеведческого исследования.
Прощание с учащимися.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы из опыта работы по теме "Формы и методы работы с детьми девиантного поведения"
в материалах представлен аналитический материал по обобщению опыта работы социального педагога...
Формы и методы использования страноведческого материала на уроках английского языка
Использование страноведческого и лингвострановедческого материала на уроках английского языка При овладении иностранным языком учащиеся испытывают трудности, связанные с интерференцие...
Активные формы и методы изучения учебного материала на уроках физической культуры
Программы физического воспитания ориентируют учителей на учет индивидуальных особенностей детей:- Преимущественное развитие «отстающих» двигательных качеств.-...
Анкеты опроса для сбора краеведческого материала
Для сбора краеведческого материала о жителях села пригодится анкета. Одинаковые вопросы на которые отвечают несколько человек дает возможность уточнить знания о определенном периоде времени, разнообра...
Презентация выступления "Формы и методы объяснения нового материала"
Презентация к выступлению на городском методическом объединении словесников...
Формы и методы реализации краеведческого компонента в школе
Небольшая статья о формах и методах реализации краеведческого компонента в МКОУ "СОШ №6 г.Карабаша" в соавторстве с мужем учителем краеведения....
Курсовая работа по теме "Формы и методы рефлексий на уроке."
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач школы является формирование у ...