Конспект урока "Военные походы фараонов"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Шевяхова Евгения Александровна

Конспект урока по всеобщей истории 5 класс "Военные походы фараонов" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_istorii_voennye_pohody_faraonov.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по истории

Класс, дата, предмет: 5   класс, всеобщая  история

Тема урока: Военные походы фараонов

Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: практическое занятие

Цель урока: подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта.

Задачи:   1. Образовательные: продолжить формирование у учащихся представления о государственной системе Древнего Египта, власти фараонов; сформировать представления об особенностях войска Египта, направлениях походов фараонов и их целях.

2.Развивающие: продолжить формирование у учащихся работать с исторической картой, составлять таблицы, сопоставлять, анализировать информацию, делать выводы на основании исторических источников.

3.Воспитывающие: показать, что войны несут с собой разрушения, гибель людей и материальные потери.

           Основное содержание темы, понятия и термины : устройство древнеегипетской армии; вооружение колесниц и пехоты; завоевательные походы Тутмоса (около 1500 г. до н. э.); причины и последствия завоевательных походов.

Бронза, пехотинец, боевая колесница, возница, колесничий, дротик, наемное войско

         Оборудование: презентация к уроку, ноутбук, проектор, проекторная доска, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия»

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

2. Постановка учебной задачи

3.Усвоение новых знаний и способов действий.

4.Закрепление новых знаний и способов действий

5.Рефлексия

6.

Информация о домашнем     задании.

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Вступительное слово учителя по теме: « Мы выяснили, что ремесленники, земледельцы, рабы, писцы и даже вельможи подчинялись фараону – самому могущественному человеку Древнего Египта. За счет чего росли могущество и слава фараонов?

Послушайте текст:

«Это войско вернулось благополучно,

Разорив соседнюю страну,

Это войско вернулось благополучно,

Вырубив его деревья и виноградники,

Это войско вернулось благополучно,

Захватив много пленных,

Его величество хвалил меня   за это чрезвычайно».

За что фараон, по вашему мнению, хвалил вельможу?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

 

Подумайте,   на какие вопросы              мы       должны   ответить, чтобы во все  разобраться?

На основе вопросов составляется план урока:

  1. Цели военных походов;

2. Египетское войско: вооружение, комплектование, виды;

3.Походы египетских фараонов; 4.Последствия походов Тутмоса III; 5.Последствия военных походов для населения завоеванных стран и жителей Древнего Египта

Вопрос  учащимся:

С какой целью      фараоны  совершали военные походы?  Ваши предположения?

Для этого фараонам необходимо было войско – большое и хорошо обученное.

Давайте с Вами рассмотрим, каким же было войско в Древнем Египте.

Основу войска  составляли пешие воины. Кто они?

 Учитель предлагает прочесть первый абзац п.1 учебника стр. 46 и найти ответ на вопрос.

Учитель предлагает прочесть п.1 учебника стр. 46 - 47 и заполнить таблицу

Египетский воин

Боевое вооружение

Защитное  снаряжение

Боевой топорик

Длинное копье

Кинжал

Лук со стрелами

Короткое копье-дротик

Легкий щит из кожи

Большой щит

Медный шлем

Информация о вооружении египетской армии  дополняется  слайдами презентации.

Учитель предлагает прочесть п.2 учебника стр. 47 - 48 и ответить на вопрос:

Как были устроены колесницы и  какую роль они играли в сражениях?

Предлагаю вам подумать над вопросом и предложить варианты ответа.

Проблемный вопрос:

– Опишите преимущества в бою колесницы перед пехотинцами?

Предлагаю вам поразмыслить еще над одним вопросом.

Проблемный вопрос:

- почему колесницы могли позволить себе только богатые люди?

Самые крупные военные походы совершил около 1500 года до н.э. фараон Тутмос. Давайте с Вами вспомним, как на летнее времени мы отметим эту дату.

Учитель предлагает, работая в парах с картой и текстом учебника п.3 стр.48, выяснить куда и зачем направлялось войско фараонов, делая соответствующие     записи в тетрадях.

Учитель предлагает познакомиться с источником «Добыча первого похода» (презентация) и ответить на вопрос: Что из захваченного египетскими воинами вам кажется  наиболее ценным? Почему?

Учитель предлагает сравнить территорию государства  по карте

О чем это говорит?

Как вы думаете, как распределялась добыча военных походов? Кому доставалось богатство?

Учитель корректирует ответы учащихся и обращает внимание на название п.5 учебника.

Мы с вами узнали, как совершались военные походы фараонов и с какими целями, давайте подумаем, как они отражались на развитии Древнего Египта?

Используя слайд презентации,      учащиеся выполняют интерактивные задания:

1. По роду оружия пехота делилась на ?

2. Каким оружием пользовались египетские воины?

3. Какой металл использовался при изготовлении оружия?

4. Какой фараон совершил самые крупные завоевания?

5. Какие страны были завоёваны египтянами?

6. Кого набирал в свою охрану фараон?

Впишите недостающие слова:

Самые крупные завоевания совершил около____ года до н.э. фараон______.

У египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготавливались из _____. Так назывался сплав двух металлов _________.

Учитель обращает внимание на вопросы, поставленные в начале урока: Куда? Зачем? Каковы результаты? И просит ответить на них, используя свои записи в тетрадях.

Что мы с вами делали, чтобы получить ответы на эти вопросы, подберите ряд глаголов (работали с источниками, с картой, текстом учебника, составляли таблицу, рассматривали рисунки, работали в парах).

Домашнее задание:§9,

1.Ответьте на вопросы – Как было устроено войско фараона? Какова судьба пленников?

2.Найдите территорию Египетского царства при Тутмосе III, сделайте вывод. Подсчитайте, сколько приблизительно лет прошло от образования единого государства в Древнем Египте до времени фараона Тутмоса III.

3. Опишите рисунок «Войско фараона в походе». Предположите куда и с какими целями движется войско.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя – О    военных походах фараонов.

Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.

Учащиеся предлагают варианты вопросов   (Куда? Зачем? Каковы результаты?)

Учащиеся  высказывают свои предположения,   в  результате совместно     формулируются цели

военных походов: 1.    Укрепление власти фараона

2.Расширение территории Египта

3. Приумножение богатств фараона.

Читают, находят ответ на вопрос, отвечают – «Каждого 10-го юношу забирали в армию на долгие годы».

Учащиеся работают с текстом     учебника и заполняют таблицу, правильность заполнения совместно проверяется.

Учащиеся после прочтения текста учебника рассказывают от устройстве боевых колесниц и их роли –

Колесница была главной силой фараона и представляла собой грозную силу для врагов в военных походах.

Выдвигают свои точки        зрения. Например: быстрое передвижение, более защищенное, удобство в ходе боевых действий и  т.д.

Выдвигают свои точки зрения.

Например: оружие и лошади стоили дорого, ухаживать и содержать свое оружие было не под силу простому крестьянину и т.д.

Учащиеся показывают, как правильно отмечать эту дату на ленте времени на доске.

Учащиеся работают с учебником и делают записи   в тетради:

Из Нубии -                     золото  и рабы.

 Из Ливии  - коз, овец и другой, скот.

Из Сирии – медь.

Работают   с источником, делают вывод                                   (пленные).

Сравнивают территории, отмечают,что территория значительно                      расширилась. Делают вывод

Учащиеся отвечают

Зачитывают вслух название п.5 учебника

Предполагают:

1. Государство расширялось, укрепляло новые границы.

2. Развивалось сельское хозяйство и скотоводство.

3. Повышался авторитет фараона.

Учащиеся просматривают записи, отвечают.

Выстраивают свою деятельность на уроке

Учащиеся индивидуально выбирают домашнее задание по уровням сложности

Список        использованной       литературы:

  1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. – М., 2015.
  2. Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5 кл. – М., 2007г..
  3. Михайловский Ф.А. История Древнего мира. – М., 2004.
  4. Михайловский Ф.А. История Древнего мира. Книга для учителя. – М., 2000.
  5. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 кл. – М., 2004.
  6. Мировая художественная культура. Мультимедийное учебное пособие. 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории в 5 классе по теме "Военные походы фараонов" (урок по ФГОС)

 Цель: подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта....

Конспект открытого урока в 5 классе Военные походы фараонов

Через решение учебной задачи решается проблемная ситуация, поставленная в начале урока. Учащиеся самостоятелльно подходят к выводу о целях военных походов фараонов....

Конспект урока по истории Древнего мира "Военные походы фараонов"

Конспект урока по истории Древнего мира по теме "Военные походы фараонов"...

Конспект урока "Военные походы фараонов"

Конспект урока в соответствии с ФГОС, 5 класс...

План-конспект урока истории в 5 классе на тему "Военные походы фараонов"

Данная разработка предназначена для 5 кдассаи содержит все необходимые материалы для проведения урока по данной теме....

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока 5 класс Военные походы фараонов

Тема:Военные походы фараонов.Класс:Дата проведения:5 В.22 сентября 2014 г.Тип урока:Урок усвоения знаний, навыков, умений.Формы работы учащихся: Фронтальная, групповая, индивидуальнаяСОТ:...