Программа психологического сопровождения образовательного процесса
рабочая программа по психологии по теме
В данном материале представлены программа психологоческого сопровождения образовательного процесса, а также подпрограмма психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения педагога-психолога учреждения дополнительного образования детей с учетом специфики работы параллельного сотрудничества с несколькими общеобразовательными учреждениями района.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_psihologicheskogo_soprovozhdeniya.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дебесский Центр детского творчества»
Программа
психологического сопровождения
образовательного процесса.
-
- составитель:
Первушина Наталья Николаевна,
педагог-психолог
Центра детского творчества
с. Дебесы 2011 г.
Пояснительная записка.
Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают и изменение взгляда на личность человека, рассматриваемую с позиции культурно- исторической педагогики развития. В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.
Сопровождение образовательного процесса рассматривается как систематическая деятельность психолога, направленная на сохранение, укрепление психологического здоровья всех участников образовательного процессе.
Цель программы: создание условий для развития личности всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей)
Задачи программы:
- содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей;
- профилактика и оказание помощи в решении конкретных психологических проблем;
- изучение динамики развития познавательных, мотивационных и личностных характеристик участников образовательного процесса;
- содействие гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
- содействие развитию готовности учащихся к жизненному и профессиональному самоопределению;
- развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.
Программа адресована педагогам, учащимся и их родителям.
Срок реализации программы – 3 года.
Методы психологического сопровождения участников образовательного процесса:
- Беседа
- Лекция
- Круглый стол
- Занятия с элементами тренинга
- Тестирование
- Ролевые и психотехнические игры
Материально-техническое обеспечение.
Материальная база должна отвечать современным требованиям к работе психолога. В качестве адекватных условий профессиональной деятельности необходимо назвать:
- меблированный кабинет (письменный стол, книжные стеллажи, журнальный столик, кресла, стулья);
- средства психодиагностики;
- предметы и пособия для занятий с детьми (настольные игры, краски, цветные карандаши, фломастеры, планшеты);
- персональный компьютер, оснащенный печатным устройством, пакетом тестовых методик, базой данных, с ограничением доступа для других сотрудников учреждения;
- телефон, магнитофон, фоно- и видеотека.
Ожидаемые результаты. Предполагается, что в результате реализации программы у участников образовательного процесса повысится уровень психологической компетенции. Детям, педагогам, родителям, имеющим проблемы в организации обучения, воспитания и социализации, будет оказана необходимая психологическая помощь, психологическая поддержка.
Содержание программы
Основными направлениями работы психолога являются: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, организационно-просветительское.
1. Психологическая диагностика.
Педагог-психолог – это, прежде всего посредник между учащимся и преподавателем. Именно поэтому особую ценность приобретает такой раздел практической психологии, как психодиагностика, ибо понимание ученика должно строиться на знании его психологических особенностей. Зная их, педагог сможет наиболее эффективно помочь воспитаннику раскрыть и развивать индивидуальность.
Диагностика в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса не может являться самоценной практической деятельностью, но она позволяет «зазвучать» педагогической проблеме, помогает посмотреть на обучение с иной точки зрения, служит для организации дальнейшей сопровождающей деятельности и дает возможность отследить динамику развития личности учащихся.
Психологическая диагностика определяется задачами центра и запросом участников учебно-воспитательного процесса (администрацией, педагогами, родителями, учащимися), проводится как индивидуально, так и с группами учащихся. Но главный смысл исследования – это разработка практических рекомендаций по преодолению трудностей в интеллектуальном или личностном развитии ребенка, его социальной адаптации в коллективе.
Систематичность проведения диагностических процедур позволяет создать банк данных для сравнительного анализа развивающего эффекта в системе воспитания и обучения в центре.
Психологическое исследование включает комплекс мероприятий, проводимых в определенной последовательности:
- Подготовительный этап, включающий в себя:
– изучение практического запроса и переформулировка его в психологическую проблему;
– составление плана и стратегии исследования;
– выбор методического материала. - Проведение исследования.
- Анализ полученных результатов, подготовка и написания заключения.
- Составление рекомендаций для педагогического коллектива и разработка коррекционно-развивающих программ.
Предлагается диагностика по следующим параметрам
обучающихся:
- исследование познавательной сферы;
- оценка уровня тревожности;
- исследование личностных особенностей;
- уровень самооценки;
- измерение мотивации достижения;
- акцентуации личности;
- профориентационные тесты;
- выявление одаренных детей
педагогов:
- оценка психологического климата в педколлективе;
- выявление типологических особенностей личности;
- оценка профессиональной направленности личности;
родителей:
- изучение родительско-детских отношений;
- стиль воспитания.
2. Коррекционно-развивающая деятельность.
Данная работа направлена на создание социально-психологических условий для развития личности. Так как психологу часто приводят детей, числящихся неуспевающими в школе, неудовлетворенные своим положением в семье и в среде сверстников, с внутренним психологическим конфликтом. С этими учащимися проводится коррекционная работа, в задачи которой входит:
- оказание психологической поддержки и создание ситуации успеха;
- формирование новой позитивной «Я – концепции»;
- помощь в осознании своих возможностей, делающих реально достижимой «Я – концепцию».
Коррекционная работа осуществляется на основании результатов углубленной психодиагностики в результате индивидуального консультирования по запросу родителей, педагогов и учащихся.
Развивающая работа с учащимися осуществляется с помощью специально разработанных программ в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся.
В процессе реализации психокоррекционной и развивающей работы проводятся развивающие игры, моделирование поведения, психогимнастика, групповые дискуссии, используются проективные методы.
Развивающую работу необходимо проводить не только с детьми, но и с педагогическим коллективом. Поскольку именно творческие, контролирующие свою жизнь взрослые выступают в качестве моделей для идентификации ребенка, ориентиром его развития. Развивающие занятия с педагогами составляются в соответствии с индивидуальными особенностями педагогических коллективов и индивидуальных запросов самих педагогов.
3. Психологическое консультирование. Данная форма носит диагностический, стимулирующий и рекомендательный характер. Консультируемые – это учащиеся, педагоги, родители. В процессе консультирования оказывается помощь в решении проблемы человека, которую он не в состоянии разрешить самостоятельно. Консультации могут быть индивидуальные и групповые.
Консультирование осуществляется в форме
- индивидуального консультирования педагогов по проблемам воспитания и обучения учащихся, в разрешении личностных трудностей, по итогам психодиагностики;
- индивидуального и группового консультирования учащихся, в ходе которого разрешаются возрастные проблемы;
- индивидуального консультирования родителей, в ходе которого психолог оказывает помощь в решении вопросов, касающихся возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка.
Психологическое просвещение. Ориентировано на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний участниками образовательного процесса. Приоритетной в этом направлении является работа с педагогами и родителями учащихся. Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы, рекомендации и пр. При этом необязательно всю эту работу проводить самому психологу – можно приглашать других специалистов.
Тематика родительских собраний определяется базовыми задачами на каждом возрастном периоде. Примерная подборка тем родительских собраний может представлять следующее:
1 класс
Базовая задача: адаптация ребенка к школе.
В начале первого класса проводится собрание, в рамках которого психолог рассказывает родителям о том, как родители могут помочь ребенку быстрее адаптироваться к школе.
В конце второй четверти психолог, после проведенной диагностики, рассказывает родителям об особенностях адаптации их детей и дает рекомендации, как работать с той или иной проблемой, которые были выявлены.
Кроме того, если в ходе адаптации выявляются определенные системные проблемы класса, то организуются тематические родительские собрания, связанные с разбором той или иной проблемы
2-3 классы
Базовая задача: развитие познавательных процессов, умений учебной деятельности, формирование классных коллективов, навыков конструктивного взаимодействия, эмоционально – волевой сферы
2-3 классы - стабильный период для развития детей: никак кризисов нет и мы можем свободно решать вопросы развития ребенка. С одной стороны, тематика может определяться возрастными задачами и технологиями их решения, а с другой стороны, реальными проблемами, которые есть в классе.
4 класс
Базовая задача: подготовка ребенка к переходу в среднее звено, а также начало кризиса младшего подростка.
Это определяет и тематику собраний…
- В рамках собрания первой четверти важно проговорить вопросы, касающиеся тех факторов и характеристик, которые определяют успех адаптации в 5 классе и дать рекомендации по их развитию или коррекции.
- В 3-4 четверти психолог на собрании представляет родителям итоги диагностики готовности ребенка к переходу в среднее звено и дает рекомендации по коррекции( развитию) тех или иных процессов и характеристик
5 класс
Базовая задача: Адаптация ребенка к средней школе
В конце второй четверти психолог, после проведенной диагностики, рассказывает родителям об особенностях адаптации их детей и дает рекомендации, как работать с той или иной проблемой, которые были выявлены.
Кроме того, если в ходе адаптации выявляются определенные системные проблемы класса, то организуются тематические родительские собрания, связанные с разбором той или иной проблемы
6-8 классы
Базовая задача: Личностное самоопределение школьника, простраивание школьником системы межличностных отношений со сверстниками, родителями на новом уровне и другие проблемы, связанные с особенностями подросткового возраста
Отсюда тематика собраний
- Особенности подросткового кризиса
- Как помочь ребенку найти самого себя
- Наш ребенок – подросток
- Психологические особенности воспитания подростка в семье
- Как найти общий язык с подростком?
- Профилактика девиантных форм поведения подростков
- Формирование толерантности подростков
- Что такое акцентуации характера подростков и как с ними бороться? И т.д.
Кроме того, если выявляются определенные системные проблемы класса, то организуются тематические родительские собрания, связанные с разбором той или иной проблемы
9 классы
Базовая задача: Профессиональное самоопределение ребенка, подготовка ребенка к выбору дальнейшего маршрута обучения. Кроме того, девятиклассники впервые сдают государственные экзамены и ведется работа по психологической подготовке к сдаче экзаменов.
В конце первой четверти проводится родительское собрание на тему « Как помочь ребенку выбрать профессию?».
В третьей четверти психолог рассказывает об итогах профориентационной диагностики
В четвертой четверти, когда проводится итоговое собрание для родителей по профильным классам, психолог также готовит сообщение для родителей
Кроме того, в 4 четверти психолог на родительском собрании дает рекомендации родителям по психологической подготовке ребенка к сдаче выпускных экзаменов
10 класс
Базовая задача: адаптация в профильной школе, а также всем известная проблема –когда дети после 9 класса расслабляются в 10..
Поэтому одно из собраний 2 четверти посвящается итогам диагностики адаптации учащихся в профильной школе.
Кроме того, если в ходе адаптации выявляются определенные системные проблемы класса, то организуются тематические родительские собрания, связанные с разбором той или иной проблемы
11 класс
Базовые задача: подготовка школьника к выбору жизненного пути на новом уровне, психологическая подготовка к сдаче ЕГЭ
В 11 классе на новом уровне встают проблемы выбора ребенком своего жизненного пути, поэтому на родительском собрании вновь поднимаются вопросы, связанные с профессиональным самоопределением и простраиванием жизненной перспективы.
Кроме того, в 4 четверти психолог на родительском собрании дает рекомендации родителям по психологической подготовке ребенка к сдаче выпускных экзаменов.
При работе с педагогами психолог организует цикл тематических занятий, учитывая ситуации, «запускающие» данный вид деятельности:
- информирование педагогов на педсоветах о результатах психологического обследования детей;
- плановые тематические выступления на педсоветах, методобъединениях и семинарах;
- возникновение педагогической проблемы, требующей для своего разрешения психологической компетентности педагогов.
Отдельным направлением работы психолога является психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения. По данному направлению прописана отдельная подпрограмма, которая прилагается далее.
Подпрограмма
Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки
и профильного обучения.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса и включает в себя следующие задачи:
-поднять социально-экономическую эффективность общего среднего образования, усилив внимание школы к процессам вхождения выпускников в рынки труда и образования;
- усилить интеграцию предметных областей за счет ее направленности на жизненное и профессиональное самоопределение выпускников школы;
-реализовать принципы вариативности и дифференциации образования с учетом локальных изменений рынка труда и образования.
Профильная ориентация – это специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, в учреждениях профессионального образования. Профильная
ориентация должна рассматриваться не только как помощь в принятии школьником решения о выборе направления и места дальнейшего обучения, она предполагает работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
В соответствии с вышесказанным цель работы - создание условий для личностного и профессионального самоопределения школьников.
Задачи:
- оказание помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении;
- поддержка в решении экзистенциональных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности);
- развитие временной перспективы, способности у целеполаганию;
- развитие социальной компетентности учащихся;
- развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.
Программа интегрирует диагностическую, консультативную, развивающую работу и психологическое просвещение и образование.
Диагностика.
Цель данной работы помощь учащемуся в осуществлении своего выбора профиля и в формировании его собственной аргументированной позиции по данному вопросу.
В соответствии с возрастными особенностями диагностика предпрофильной подготовки на разных этапах предполагает обращение к разным сторонам личности ребенка:
- 5-7 класс – изучение ориентирования ребенка в мире профессий;
- 8 класс – изучение мотивационной, коммуникативно-поведенческой сферы, изучение личностных особенностей, познавательной сферы;
- 9 класс – собственно профориентационные тесты.
Диагностика может быть как самостоятельной формой работы, так и частью следующей формы – консультирования.
Консультирование.
Цель данной работы в оказании помощи учащемуся увидеть и осознать свои проблемы, стимуляция развития личности через высвечивание сильных и слабых сторон; помощь педагогам и родителям.
Консультирование – это форма работы со всеми участниками образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогами.
Консультирование может быть как индивидуальным, так и групповым.
Развивающая работа.
Цель: активизация процессов профессионального и личностного самосознания старшеклассников.
Данная форма работы проводится либо по запросу классных руководителей, либо по результатам диагностики.
Психологическое просвещение и образование.
Цель: организация работы с педагогами, родителями, учащимися по вопросам профориентационной работы, предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Психологическое просвещение и образование предполагает участие в работе педагогических консилиумов, педсоветов, проведение классных часов, выступления на родительских собраниях и т.п.
Психолого-педагогическое сопровождение целесообразно осуществлять в трех направлениях: учащиеся, педагоги, родители.
Работа с учащимися.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание предпрофильной подготовки и профильного обучения:
1. Социально-ориентированный (работа с учащимися 5-7 классов).
Цель данной работы - постепенное расширение представлений о мире профессионального труда, оказание помощи в выборе увлечения, хобби ребенка. Работа проводится с использованием различных форм:
- Профориентационные и ролевые игры;
- Конкурсы;
- Презентация различных профессий;
- Увлекательные рассказы об интересующих профессиях;
- Встреча с представителями профессий и так далее.
2. Профильно-определяющий - это оказание помощи в планировании первоначального профильного образовательного маршрута, развитие способностей, позволяющих успешно адаптироваться к условиям профильного обучения (8-9 классы);
Работа с учащимися 8 классов предполагает предварительную диагностику образовательного запроса школьников с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей.
Работа с учащимися 9 классов предполагает:
- обучение способам выбора индивидуального маршрута образовательной деятельности
- психологическая диагностика предрасположенности к тем или иным направлениям образовательной деятельности
- выявление основных затруднений, проблем в выборе профиля обучения
- выявление соответствия возможностей школьника требованиям избираемого профиля
- заполнение индивидуальной карты.
- Профильно-адаптационный – это ориентирование на формирование готовности и способности строить личную жизнь и профессиональную карьеру (10 -11 классы);
Работа с родителями.
Для работы с родителями предлагаются следующие формы работы:
- выступления на родительских собраниях;
- индивидуальные и групповые консультации.
Работа с педагогами.
Формы работы с педагогами:
- участие в работе консилиумов;
- участие в работе педсоветов;
- индивидуальные и групповые консультации.
Литература
- Аспекты деятельности психолога// Внешкольник № 8, 2001
- Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М.: Сфера, 2000.
- Интернет-ресурсы
- Подпрограмма психологического сопровождения детей и подростков// Бюллетень № 1, 2007
- Программа психологического сопровождения образовательного процесса Дворца творчества детей и юношества им. Н.К. Крупской// Бюллетень № 2, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса
Основными направлениями деятельности, входящими в психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, являются:I....
Психологическое сопровождение образовательного процесса профессиональной подготовки автоводителей
Психологическая подготовка - одно из нововведений современных программ подготовки водителей. В процесс обучения Автошколы Самарского областного центра детско-юношеского технического творчества б...
Психологическое сопровождение образовательного процесса профессиональной подготовки автоводителей
Психологическая подготовка - одно из нововведений современных программ подготовки водителей. В процесс обучения Автошколы Самарского областного центра детско-юношеского технического творчества б...
ПРОГРАММА психологического сопровождения образовательного процесса педагога – психолога Касаткиной Ирины Леонидовны КОУ ВО «Бутуролиновская школа-интернат VIII вида» на 2015 – 2016 учебный год
ПРОГРАММАпсихологического сопровождения образовательного процессапедагога – психолога Касаткиной Ирины ЛеонидовныКОУ ВО «Бутуролиновская школа-интернат VIII вида»на 2015 – 2016 учебный год...
Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС.
Рассмотрим особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся на примере средней и старшей школы. Примерные программы для 5х и 10 х классов....
Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде
Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и актуальные проблемы профилактики негативных проявлений в подростковой среде. Родительское собрание....