Методическая тема: «Современная система методического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов при обучении иностранным языкам»
методическая разработка
В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его роль в решении общих задач, стоящих перед обновляющейся системой российского образования. Такие качества личности, как толерантность, открытость, готовность к взаимодействию и диалогу, умение работать в паре, группе, команде, умение прийти к консенсусу при решении совместных корпоративных задач, уважение к представителям другой культуры и понимание особенностей их поведения и менталитета, воспитываются многими составляющими современной школьной системы, в которой предмет «иностранный язык» все ярче проявляет свою гуманную миссию. Новые требования общества к уровню развития и образованности личности, новые условия жизни должны менять и содержание, средства и методы педагогического процесса. В этой ситуации возникает естественная и достаточно острая потребность в новых концепциях, методах и технологиях обучения, одним словом, в педагогических инновациях, ориентированных на повышение качества образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая тема: «Современная система методического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов при обучении иностранным языкам»
В настоящее время, когда открытость российского общества и его готовность вступать в диалог со всеми странами очевидна, изменилось и отношение к предмету «иностранный язык», и его роль в решении общих задач, стоящих перед обновляющейся системой российского образования. Такие качества личности, как толерантность, открытость, готовность к взаимодействию и диалогу, умение работать в паре, группе, команде, умение прийти к консенсусу при решении совместных корпоративных задач, уважение к представителям другой культуры и понимание особенностей их поведения и менталитета, воспитываются многими составляющими современной школьной системы, в которой предмет «иностранный язык» все ярче проявляет свою гуманную миссию. Новые требования общества к уровню развития и образованности личности, новые условия жизни должны менять и содержание, средства и методы педагогического процесса. В этой ситуации возникает естественная и достаточно острая потребность в новых концепциях, методах и технологиях обучения, одним словом, в педагогических инновациях, ориентированных на повышение качества образования.
Одним из ключевых элементов модернизации российской школы является Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время в соответствии с «Основными содержательными линиями учебного предмета «Иностранный язык», требования к результатам обучения в контексте стандартов второго поколения» изменились цели языкового образования. Так, приоритетными целями в соответствии с новыми стандартами являются:
- формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей вхождение в разные сферы трудовой деятельности;
- овладение умениями, необходимыми для применения в жизненных ситуациях;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
- воспитание позитивного ценностного отношения к обществу, человеку;
- использование приобретенных знаний умений в повседневной жизни.
Изучение предметной области «Иностранный язык» должно обеспечить:
- сформированность гражданской, социальной и этнической идентичности;
- способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
- свободное использование словарного запаса;
- сформированность умений написания текстов по изученной проблематике на иностранном языке, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся;
- развитие эмоциональной сферы;
- сформированность устойчивого интереса к чтению, как способа познания других культур, уважительного отношения к ним.
Одними из приоритетов российской системы образования изначально являлись воспитание личности, формирование духовных и нравственных ценностей у учеников. В настоящее время происходит гуманизация всей системы образования и переориентация на личностно-ценностный подход, в основе которого лежит развитие личности, умеющей работать с новыми информационными технологиями и сетями глобальной связи, которые обеспечивают взаимодействие социально-экономических и культурных отношений. Отмеченные умения помогают ей адекватно реагировать на изменения, происходящие в мире, что является объективным фактором необходимости нового подхода к политике образования. В современных условиях мировой интеграции на первый план выходят ценности мировой культуры и культура каждой нации в отдельности. В связи с этим изменился и социальный заказ общества на личность: особую ценность представляет способность человека продуктивно общаться с представителями других культур.
Программами общеобразовательной школы России предусмотрены главные направления воспитания в процессе обучения: социальная адаптация, формирование прочных нравственных принципов, гражданской ответственности на основе общепринятых духовных ценностей, передача духовных богатств отечественной и мировой культуры, навыков общежития с представителями иных наций.
В связи с особой спецификой сложившейся национально-культурной ситуации в современной России, развитию языка и культуры каждого этноса придается огромное значение. Именно поэтому сейчас так важно осознать необходимость новой концепции обучения языку как одной из наиболее важных ценностей национальной культуры, которая способствует:
• формированию сознания личности,
• жизненному и национальному самоопределению,
• усвоению культурных ценностей,
• вхождению личности в социально-культурную среду,
• ценностному отношению к родной культуре и традициям,
• развитию навыков межкультурного взаимодействия.
Необходимо вести речь не об обучении языку и культуре определенного народа, а об изучении языка - культуры как единого целого, формируя, таким образом, ценностное отношение к национальной культуре.
Для полного понимания чужого языка и человека, принадлежащего к чужой культуре, необходимо не просто выучить слово, а перенять способ мышления и культурную картину мира, создаваемую этим языком, что представляет собой главную трудность в обучении. Овладение иной культурой необычайно важно и для того, чтобы учащиеся имели возможность рассматривать свою культуру не как единственно возможный способ видения мира, а понимали бы соотношения культур разных народов и всей мировой цивилизации.
Современное лингвистическое образование имеет следующие особенности:
• культурологическое содержание;
• развитие навыков межкультурного общения;
• ориентация на ценностное отношение.
• коммуникативный подход в обучении;
Предмет «иностранный язык» не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но путем сравнения оттеняет особенности своего национального языка и своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями. Иными словами, содействует воспитанию школьников в контексте «диалога культур». В настоящее время расширяется возможность международных контактов, общение с иностранцами становится реальностью, а столкновение с представителями иной культуры входит в нашу повседневную жизнь.
С учётом перспектив развития экономики и социальной сферы сегодня важно сформировать у выпускников школы новые профессиональные и личностные качества, такие, как системное, творческое мышление, экологическая, информационная культура, языковая и коммуникативная компетенция, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределённости. Этого можно достичь при коммуникативном подходе, цель которого состоит в том, чтобы научить свободно ориентироваться в иноязычной среде и уметь адекватно реагировать в различных ситуациях.
Концептуальные принципы коммуникативного обучения различным видам речевой деятельности при обучении иностранным языкам.
1. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам в условиях деятельностного подхода.
2. Формирование у школьников коммуникативной компетенции.
3. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам возможно в условиях аутентичного процесса социализации учащихся.
Коммуникативная компетенция формируется во всех видах речевой деятельности – слушании и говорении, чтении и письме.
Обучение чтению - это обучение речевой деятельности; должно строиться как познавательный процесс, на принципе сознательности; должно включать, наряду с рецептивной, и репродуктивную деятельность учащихся; предполагает опору на овладение учащимися структурой языка; должно опираться на имеющийся у учащихся опыт чтения на родном языке; как речевой деятельности требует автоматизации приемов его осуществления; в основе обучения чтению лежит интеграция и дифференциация.
Аудирование в учебном процессе выступает как цель и как средство. Как средство оно может быть использовано в качестве:
1. Способа организации учебного процесса.
2. Способа введения языкового материала в устной форме.
3. Средства обучения другим видам речевой деятельности.
4. Средство контроля и закрепления полученных знаний, умений и навыков.
В соответствии со стандартами нового поколения при обучении говорению, учащиеся должны овладеть умением участвовать в общении с целью обмена информацией, побуждения собеседника к выполнению какого-либо действия или деятельности в связи с предъявленной ситуацией общения, то есть владеть всеми типами микродиалогов. Повышению коммуникативной мотивации при обучении говорению способствуют такие факторы как: доброжелательная обстановка на уроке; положительный эмоциональный климат; доверительные отношения между учителем и учащимся, а так же между самими учащимися.
Реализация современных концептуальных принципов коммуникативного обучения иностранному языку при обучение письменной речи должна основываться на разумном подходе к организации обучения, подборе содержания и использовании методов обучения. Письмо - это лишь часть целого комплексного обучения коммуникации, где «значимы все виды речи, но не каждая по отдельности, а взаимовлияющие друг на друга, при ведущей роли одной из них на разных этапах усвоения».
Коммуникативный метод является наиболее адекватным средством обучения иноязычной культуре, поскольку он развивает «чувство языка» и соответствует задачам обучения иностранным языкам в современном обществе - учить языку в целях общения.
В ходе сравнения стандарта 2004г. и стандарта нового поколения (при сравнении нормативных документов, регламентирующих образовательный процесс, используемых УМК, рассмотрении принципов отбора содержания, важнейших предметных компетентностей курса иностранные языки и направлений педагогических технологий в обучении иностранным языкам), сделан акцент на изменение целей образования на современном этапе и требований к подготовке учителя иностранного языка.
Совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетенций, повышение квалификации, обобщение и распространение положительного педагогического опыта являются одним из основных средств повышения качества образования.
Можно выделить основные требования к подготовке учителя иностранного языка в условиях реализации основных направлений модернизации:
- повышение профессионализма как одного из приоритетов государственной образовательной политики;
- владение основными нормативными документами, в которых определены основные цели и задачи образования;
- использование новых методик и технологий обучения;
- знание психологических и физиологических особенностей ученика, учет их при организации учебного процесса в школе;
- овладение новыми подходами к оценке учебных достижений учащихся, включающими стандартизированный способ проверки, открытость и прозрачность системы оценивания, ее объективность и соответствие международным стандартам;
- использование в учебном процессе методов науки, осуществление проектно-исследовательской деятельности;
- умение применять современные компьютерные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), использовать интерактивные формы обучения, находить информацию в сети Интернет.
В современных условиях для обеспечения эффективности учебной деятельности на уроках иностранного языка на высоком уровне необходимо использование современных образовательных технологий.
- Блочно-модульные технологии
- Технология уровневой дифференциации
- Разноуровневое обучение
- Информационно-коммуникативные технологии
- игровые технологии
- Технология развивающего обучения
- Технология проектно-исследовательского обучения
- Здоровье-сберегающие технологии
- «Педагогика сотрудничества»
- Технология проблемно-поискового обучения
- Личностно-ориентированные технологии
Так, умение применять современные компьютерные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), интерактивные методики обучения иностранному языку для достижения конкурентно способного качества образования является одним из основных требований к подготовке учителя иностранного языка в настоящее время. Информационные и коммуникационные технологии успешно применяются во всем мире для изучения английского языка. Компьютерные технологии и сети на сегодняшний день – реальность в жизни школьников, которые уже не мыслят себя вне Интернет-сообществ. Немаловажную роль информационные технологии могут играть и в образовательном процессе, если учитель сумеет увлечь учащихся соответствующими видами деятельности. Использование материалов сети Интернет помогает учителю и его ученику не только смоделировать языковую среду и получить возможность для совершенствования знаний, но и стимулирует учащихся к самостоятельному поиску информации, к исследовательской деятельности, что в итоге может и должно сформировать у школьников научный тип мышления и стабильный интерес к новым знаниям.
Возможности использования ИКТ учителем иностранного языка
- Использование Интернет
- Использование домашних ПК учащихся
- Наличие медиатеки (авторские диски, программы к УМК, электронные словари, справочники)
- Разработка электронных учебных ресурсов
- Исследовательская и проектная деятельность
- Контроль знаний (тестирование)
- Индивидуальная работа с учащимися
Приоритетным признано развитие младшего школьника, овладевающего иностранным языком как средством межкультурного общения: духовно-нравственное и интеллектуальное развитие. ФГОС общего начального образования второго поколения предусматривает: развитие личности младшего школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру; освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ученика как субъекта разнообразных видов деятельности; охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
Учителю необходимо проектировать целостный учебно-воспитательный процесс, направленный на развитие личности младших школьников; применять эффективные методы и приёмы коммуникативно-речевого развития детей с учётом их психофизических возможностей. Ценностные приоритеты общего начального образования и идеи и программы стандартов нового поколения находят свою реализацию в УМК по иностранному языку на всех уровнях, а поставленные в курсе задачи могут быть решены только в том случае, если возможности и инструменты для их решения, заложенные в учебниках и других компонентах УМК, реально используются в обучении. Таким образом, залогом успеха при работе над УМК является знание учителем всех компонентов УМК и заложенных в них возможностей, а также их последовательное, целесообразное и методически грамотное применение.
Иноязычное образование формируется не только в структуре общешкольного образования через образовательный минимум – урок, но и в рамках внеурочной развивающей деятельности, которая должна обеспечить исследовательски-поисковую и творчески-продуктивную деятельность. Важным подспорьем педагогу здесь выступает дополнительное образование, которое реализуется в общеобразовательных учреждениях посредством организации работы кружков и элективных курсов.
Таким образом, проведя анализ основных принципов образовательной политики в России, можно прийти к выводу, что работа учителя ИЯ должна планироваться исходя из главной задачи российской образовательной политики в настоящее время, которая заключается в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов
В презентации отражена цель и задачи работы школьного учителя-логопеда в рамках ФГОС; обозначен ряд речевых и психологических особенностей, затрудняющих формирование у детей с речевой патологией УУД; ...
Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО
Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...
Дидактические условия применения новых информационных технологий в обучении иностранным языкам.
Дидактические условия применения новых информационных технологий в обучении ИЯ....
«Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов» презентация
Серьезные изменения, происходящие в российской системе образования за последние годы, связанные с введением и реализацией Федеральных государственных стандартов второго поколения, оказывают ощутимое в...
Авдеева Л.И., учитель русского языка и литературы:«Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов»
В статье предлагается теоретически обоснованная, экспериментально проверенная методика работы над текстом. Разработанный АВдеевой Л.И. дидактический материал (междисциплинарная программа «...
Авдеева Л.И. "Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов" 2016г
Выпускная квалификационная работа Авдеевой Л.И. "Работа с текстом как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации новых образовательных стандартов" (2016 г). Зад...
Доклад на тему: «Организационно-методическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»
В современных условиях развития образования, методическая работа выполняет роль стимула в профессиональном развитии учителя, способствует его самореализации, решению личных профессиональных проблем, п...