Методическое сопровождение педагогов в условиях введения ФГОС ООО
статья

Анна Лукьяненко

Введение Федерального государственного образовательного стандарта  является сложным и многоплановым  процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения. В условиях обновления школьного образования особенно актуальны вопросы методического сопровождения. Это обусловлено тем, что главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения отведена учителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_soprovozhdenie_pedagogov.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое  сопровождение педагогов

в условиях подготовки к введению  

ФГОС основного общего образования

А. Г. Лукьяненко,

методист

ГБУ ИМЦ Калининского района

Введение Федерального государственного образовательного стандарта  является сложным и многоплановым  процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения. В условиях обновления школьного образования особенно актуальны вопросы методического сопровождения. Это обусловлено тем, что главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения отведена учителю.

        Ключевой фигурой современной школы является учитель,  от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть: креативным, владеющим современными образовательными технологиями, эффективно взаимодействующим с семьями обучающихся, открытым к  новшествам, мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.

   Учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять образовательным процессом.  Содержание этих компетентностей отражено в профессиональном стандарте, который заложен в основу Федерального государственного образовательного стандарта.

Прежде чем выстраивать методическое сопровождение и обеспечение  введения стандарта второго поколения, эффективно организовать методическую работу в образовательном учреждении, необходимо четко понимать значение данных понятий: сопровождать, сопровождение, методическое сопровождение и обеспечение.

        "Сопровождать" - значит следовать рядом, вместе с кем-то, а "Сопровождение" - явление, действие вместе с кем-то.

        Методическое сопровождение – это процесс, направленный на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, включающей актуализацию и диагностику существующих проблем, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов. В данном случае важно отличать понятие «методическое сопровождение» от понятия «методическое обеспечение».

Понятие «методическое обеспечение» представляет собой  в более узком  понимании необходимую информацию, учебно-методические комплексы (т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности), а   в более широком смысле  - это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции (программы, методические разработки, дидактические пособия), включающий совместную продуктивную работу коллектива, апробацию и внедрение в практику более эффективных методик и технологий,  информирование, повышение квалификации  педагогических кадров.

        Миссия методической работы в условиях перехода на новые образовательные стандарты заключается в создании условий для смены образовательной деятельности, предполагающей переход от «знаниевой»  модели образования в школе к «деятельностной», создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.

Поэтому считаю, что  структура методической сети должна решать  актуальные проблемы педагогического сообщества, соответствовать  требованиям современного образования.

Процесс повышения квалификации по формированию методической компетенции педагогов разрабатывается в контексте реализации требований ФГОС ООО и современных требований к организации единой информационно-образовательной среды.

Особенностью реализации процесса повышения квалификации является его этапность. Каждый этап решает определенные задачи, имеет свою цель, принципы содержания.

        

Первый этап способствует не только расширению информационного поля педагогов по вопросам введения ФГОС, но  и выявлению затруднений в данной деятельности.

Второй этап предусматривает использование ознакомительных и проблемных семинаров, курсов.

   Каждый модуль раскрывает свои аспекты проблематики по подготовке педагогов к введению ФГОС, учитывает запросы в рамках конкретного времени. Учебный процесс на семинарах, курсах осуществляется в форме лекций и семинаров-практикумов, носит проблемный характер и опирается на творческий опыт педагогов.

   Третий этап предусматривает проведение открытых мероприятий, мастер-классов, педагогических мастерских, практикумов, лабораторий учителя. На этом этапе активно используются деловые игры, кейс-метод, педагогические ситуации.

Особенность процесса формирования методической компетентности педагогов в условиях ФГОС состоит в том, что он включает учителей не только в процесс изучения, но и практического освоения приоритетных задач современного общего образования, связанных с введением в практику образовательных учреждений ФГОС ООО.

Литература:

1.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос.акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. ― 29С. ― (Стандарты второго поколения);

2. Гнатышина Е.А. Модель управления качеством компетентностной подготовки педагога профессионального обучения / Научно-методический журнал «Стандарты и мониторинг в образовании», №3 2009 (65),7-12 с.;

3. Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Методическая готовность работников образования к реализации ФГОС начального, основного, среднего (полного) общего образования // Справочник заместителя директора школы – 2011. – № 10. – С. 8-12.;

4. Горбунова, С.В. Опыт подготовки учителей к введению ФГОС основного общего образования на муниципальном уровне /С.В. Горбунова //Методист.- 2011.-№10.-С.24-27;

5. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=227

       6.URL: http://oo-kalina.ru/fgos 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС II ПОКОЛЕНИЯ.

Работа социального педагога в системе образовательного учреждения - важнейшая составная часть пространства социальной работы, направленной на реализацию ФГОС второго поколения....

Психолого-педагогическое сопровождение педагога в условиях введения и реализации ФГОС ОО

 Введение ФГОС общего образования требует учителя иного уровня квалификации, готовности  к организации образовательного процесса в современной информационно-образовательной среде, обе...

Выступление на педагогическом совете "Деятельность социального педагога в условиях введения ФГОС"

В связи с внедрением ФГОС назрела необходимость создания новых парадигм работы социального педагога. Основное назначение социального педагога здесь - социальная защита ребенка, помощь в организации ег...

Методическое сопровождение педагога в период введения и реализации ФГОС

Сегодня, в начале нового тысячелетия, государством и обществом предъявляются принципиально новые требования к образованию, к его результатам. Новое понимание образовательных результатов легло в основу...