Рабочая программа курса природоведения
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему
Рабочая программа курса природоведения Т.С. Сухова, В.И. Строганов 70 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_prirod_5_kl_2014-2015.doc | 167.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка 5 класс
Рабочая программа составлена на основе
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- Примерной программы основного общего образования по биологии и программы по природоведению для 5 класса (Программа курса «Природа. Введение в биологию и экологию» для 5-го класса авторов Т.С. Суховой, В.И. Строганова. Программы. М,: Вентана-Граф, 2010.)
- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
- Федерального перечня учебников, утвержденных приказом от 31 марта 2014 г. № 253, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Предлагаемая программа предусматривает целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий уже с 5 класса: вырастить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».
- Вводный курс даст обобщенные представления о жизни на Земле и ее разнообразии, о взаимосвязях организмов и среды обитания, роли человека в сохранении жизни на Земле. Предлагается ввести учащихся 5 класса в мир общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни. За основу взята та информация о живой и неживой природе, которую ученики получили в курсе «Природоведение». Процессы дыхания, питания, размножения, роста рассматриваются в плане общей характеристики жизни на планете с учетом сложных взаимоотношений организмов со средой обитания. Такой экологический подход позволит, на наш взгляд, убедить учащихся не только в необходимости изучения биологии, но и в том, что жизнь на нашей планете зависит оттого, как каждый из нас распорядится этими знаниями.
Цель программы Формирование у детей качественно нового осмысления окружающей природной среды и приобретение необходимых знаний для квалифицированных действий в интересах сохранения биосферы.
Задачи программы:
- развитие познавательной активности детей, постановка проблемных вопросов, расширение кругозора;
- изучение формирования органического мира Земли с момента возникновения до настоящего времени;
- развитие интереса к природоведческой науке и наукам о Земле;
- стимулирование желания самостоятельно изучать различные направления данной программы: природоведение, астрономию, геологию;
- формирование умения работать с научной литературой, справочными материалами, фондами коллекций, научно-лекционными демонстрационными таблицами;
- обучение сбору и систематизации материалов в полевых условиях, оформлению гербариев и коллекций;
- формирование умения анализировать информационный материал с целью написания и оформления творческих работ и рефератов;
- приучение детей к выразительному изложению своих мыслей;
- обучение воспитанников самостоятельному чтению лекций;
- формирование умения прогнозировать свою деятельность в интересах сохранения окружающей среды;
- воспитание чувства любви к родной природе;
- формирование у ребенка экологического мировоззрения жителя планеты Земля и ответственности за жизнь на ней;
- воспитание чувства коллективизма, порядочности, честности.
Основное содержание всех тем:
1.Введение. Что тебя окружает (8 часов)
Методы изучения природы. Наблюдение. Опыт (эксперимент).
Различия живой и неживой природы (сравнение тел природы и явлений путем решения поисковых задач).
Обитатели суши, воды, воздуха.
Зависимость живых организмов от неживой природы. Движение как форма существования материи. Представление о видах материи на нашей планете: неорганической, определяемой закономерностями живой природы; социальной, определяемой закономерностями физики и химии; биологической, определяемой закономерностями живой природы. Понятие о движении _ все происходящие во Вселенной изменения и процессы: перемещение тел, в том числе живых, в пространстве; изменение живой природы в процессе эволюции; сезонные изменения в природе; превращения веществ и энергии, в том числе в живых организмах; развитие науки и техники как пример социального движения.
Практическая работа. Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы.
Экскурсия. Живая и неживая природа.
2. Многообразие природных явлений (2 часа).
Понятие о физических, химических и биологических явлениях. Человек как биосоциальное явление.
3-4. Химические явления в живой и неживой природе (12 часов).
Явления природы с молекулярной точки зрения. Движение частиц вещества.
Физические и химические явления: механические, тепловые, световые, звуковые, электрические и магнитные, явления превращения веществ. Правила безопасного поведения во время грозы. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса.
Первая помощь при пищевом отравлении. Правила безопасного поведения при встрече с ядовитыми растениями, грибами, животными.
Лабораторная работа №1 Знакомство с магнитными и электрическими явлениями.
5. Биологические явления (3 часа).
История развития представлений о возникновении живых организмов. Научные объяснения возникновения новых организмов на Земле.
Лабораторная работа №2 Изучение устройства микроскопа.
Лабораторная работа №3 Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.
6. Особенности живого организма ( 32 часа).
Как размножаются организмы. Воспроизводство себе подобных. Половое и бесполое размножение. Потомство от одного или двух родителей. Половые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародышей растений, животных, человека. Однополые и двуполые живые организмы. Расселение потомства у животных и растений. Взаимосвязь растительных и животных организмов.
Взаимодействие организмов с условиями окружающей среды. Факторы здорового образа жизни.
Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности, отношения «хищник-жертва», «паразит-хозяин». Роль растений в жизни животных и человека.
Как питаются живые организмы.
Способ питания организмов. Источники энергии для жизни растений, животных, человека. Питание животных, растений, человека. Пища-источник энергии. Солнце – источник энергии. Питание хищников и паразитов, их участие в регулировании численности организмов. Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Цепи питания. Передача энергии. Движение и расход энергии. Разнообразие движения животных. Трудовая деятельность человека. Движение органов растения. Дыхание как способ добывания энергии. Органические и минеральные вещества. Нитраты. Роль воды в питании организмов.
Дыхание одноклеточных и многоклеточных организмов. Кислород-необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека. Одна клетка – целый организм. Признаки живого. Взаимозависимость клеток многоклеточного организма. Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние жизнедеятельности организмов на окружающую среду. Что мы узнали о жизни на Земле.
Лабораторные работы: №4 Изучение строения семени фасоли. №5 Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа. №6 Рассматривание корней растений. №7 Сравнение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. №8 Знакомство с разнообразием клеток многоклеточных организмов.
Практическая работа. Уход за комнатными растениями и аквариумом.
Экскурсии: Распространение плодов и семян. Живые организмы зимой.
7. Движение в сферах планеты и в космосе (8 часов).
Глобальные изменения облика Земли. Крупные геологические события в истории Земли: горообразовательные процессы и оледенения; поднятия и опускания суши; изменения очертаний материков, уровня океанов. Изменения климата и влияние этих изменений на растительный и животный мир Земли.
Движение в литосфере. Медленные вертикальные движения земной коры. Землетрясения. Движение литосферных плит. Вулканизм, строение вулкана. Изменение поверхности Земли. Выветривание. Деятельность ветра, вод, ледников.
Движение в атмосфере. Непрерывность движения воздуха. Общая циркуляция атмосферы. Ветер, сила ветра, значение ветра в природе. Погода, ее показатели. Влажность, осадки, воздушные массы, направление ветра, атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.
Движение в гидросфере. Движение вод в биосфере. Биосфера – все части планеты, освоенные жизнью. Уникальность живого вещества биосферы. Представление о функциях живого вещества, биогенной миграции атомов. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере; роль живых организмов в этих процессах. Участие живого вещества в образовании минералов осадочных пород, атмосферы и в изменении химического состава гидросферы. Космическая роль зеленых растений. Движение живой материи на Земле от простого к сложному.
Движение галактик, Солнечной системы, планет, астероидов, комет. Падение метеоритов. Движение искусственных спутников Земли.
Суточное движение Земли. Движение Луны вокруг Земли. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Взаимосвязь сфер Земли и роль живых организмов в этих процессах.
Лабораторная работа №9 Знакомство с минералами и горными породами, образовавшимися с участием живых организмов.
8.Освоение человеком природы (5 часов).
Знания, их роль в жизни человечества. Влияние достижений современной науки на жизнь общества (компьютеризация производства, информационные технологии, телевидение, Интернет и др.)
Загрязнение атмосферы, гидросферы и здоровье людей. Контроль за состоянием окружающей среды. Регулирование потребностей людей. Рациональное использование природных ресурсов. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
2.Федеральный компонент федерального стандарта общего образования.
СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ
природоведения в V классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о многообразии Изучение объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей cреде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
КАК ЧЕЛОВЕК ИЗУЧАЕТ ПРИРОДУ
Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы. Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение).
Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни.
Погодные явления. Основные характеристики погоды. Влияние погоды на организм человека.
Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.
Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных своей местности (в том числе редких и охраняемых видов). Наблюдения звездного неба, явлений превращения веществ, погодных явлений, примеров приспособления растений к различным способам размножения, животных – к жизни в разных средах обитания (водной, почвенной, воздушной, наземной). Опыты по изучению: нескольких физических явлений; влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Измерения длины, температуры, массы, времени. Конструирование моделей, простейших измерительных приборов и установок для наблюдений и опытов. Использование доступных для учащихся дополнительных источников информации и справочной литературы. Участие в социальноориентированной практической деятельности по изучению экологических проблем своей местности и путей их решения.
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ
Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек.
Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.); овладение простейшими способами оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).
3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.
В результате изучения природоведения ученик должен
знать/понимать
о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль; использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
4.Содержание образовательной программы и практические занятия по предмету.
№ п/п | Название темы | Количество часов | Виды контроля | |||
Лабораторная работа | Экскурсии | Практические работы | Контрольные работы | |||
1. | Введение. Что тебя окружает. | 8ч. | 1 | 1 | Входная диагностическая контрольная работа | |
2. | Многообразие природных явлений. | 2ч. | ||||
3. | Химические явления в живой и неживой природе. | 5ч. | 1 | |||
4. | Физические явления в живой и неживой природе. | 7ч. | 1 | |||
5. | Биологические явления. | 3ч. | 2 | |||
6. | Особенности живого организма: -Как размножаются живые организмы; -Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды; -Как питаются живые организмы; -Как дышат одноклеточные и многоклеточные. | 32ч. 9ч. 4ч. 14ч. 5ч. | 1 2 2 | 1 1 | 1 | 1 1 |
7. | Движение в сферах планеты и космоса. | 8ч. | 1 | |||
8. | Освоение человеком природы. | 5ч | 1 | |||
Итого часов: | 70ч. |
5.Календарно-тематическое планирование уроков по природоведению
№ п\п | Название темы | Кол –во часов | № урока | Название темы урока | Дата план | Дата факт | УМК | Оборудование |
1. | Введение. Что тебя окружает. | 8ч. | 1 | Живая и неживая природа | 01.09. | (1) стр. 3-5 | Таблица «Живая и неживая природа», ИКТ | |
2 | Загадки природы | 02.09. | (2) стр. 6-11 | Таблиц «Живая и неживая природа», «Травянистые растения. Цветение растений.» ИКТ | ||||
3 | Единство живой и неживой природы | 08.09. | (3) стр. 12-17 | Таблицы «Живая и неживая природа», «Изменение температуры воздуха», ИКТ, ТСО | ||||
4 | Экскурсия №1 «Живая и неживая природа» | 09.09. | стр. 212-213 | |||||
5 | Изменяется ли окружающий мир | 15.09. | (4) стр. 18-22 | Таблицы «Живая и неживая природа», «Возрастные изменения в жизни растений» ИКТ | ||||
6 | Могут ли в живых организмах происходить физические явления | 16.09. | (5) стр. 22-25 | Таблица «Сезонные изменения», ИКТ | ||||
7 | Входная диагностическая контрольная работа по теме «Повторение». Могут ли в живых организмах происходить химические явления. | 22.09. | (6) стр. 25-28 | ИКТ | ||||
| 8 | Анализ контрольной работы. Практическая работа №1 «Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы» | 23.09. | |||||
2. | Многообразие природных явлений | 2ч. | 9 | Все течет, все изменяется. | 29.09. | (7) стр. 29-34 | Таблица «Сезонные изменения», ИКТ | |
10 | Чем различаются химические и физические явления | 30.09. | (8) стр. 34-36 | ИКТ | ||||
3 | Химические явления в живой и неживой природе | 5ч. | 11 | Как узнать, что химическая реакция произошла | 06.10. | (9) стр. 37-39 | ИКТ | |
12 | Можно ли повлиять на химическую реакцию | 07.10. | (10) стр. 39-42 | ИКТ | ||||
13 | Какие условия необходимы для реакции горения | 13.10. | (11) стр. 42-46 | ИКТ | ||||
14 | Вещества, образуемые растениями | 14.10. | (12) стр. 47-51 | Таблицы «Цветковое растение и его органы», «Передвижение веществ по растению», ИКТ | ||||
15 | Контрольная работа №1 по теме: «Химические явления в живой и неживой природе». | 20.10. | Повторение изученного материала | |||||
4 | Физические явления в живой и неживой природе | 7ч. | 16 | Анализ контрольной работы. Что необходимо знать, изучая физические явления | 21.10. | (14) стр. 53-57 | ИКТ | |
17 | Магнитные и электрические явления Лабораторная работа №1 «Знакомство с магнитными и электрическими явлениями» | 27.10. | (15) стр. 57-58 | магнит | ||||
18 | Механическое движение в живой и неживой природе | 28.10. | (16) стр. 59-63 | Таблица «Движение растений», ИКТ | ||||
19 | Световые явления в живой и неживой природе | 10.11. | (17) стр. 63-70 | ИКТ | ||||
20 | Свет в жизни живых организмов | 11.11. | (18) стр. 70-72 | ИКТ | ||||
21 | Звуковые явления в живой и неживой природе | 17.11. | (19) стр. 72-76 | ИКТ | ||||
22 | Подведем итоги | 18.11. | (20) стр. 76-80 | |||||
5 | Биологические явления | 3ч. | 23 | Как идет жизнь на Земле | 24.11. | (21) стр. 81-83 | Таблицы «Дикие и домашние животные», «Перелетные и зимующие птицы» ИКТ | |
24 | Прибор открывающий «невидимое» Лабораторная работа №2 «Строение микроскопа» | 25.11. | (22) стр. 83-85 | Микроскоп | ||||
25 | Живое и неживое под микроскопом Лабораторная работа №3 «Живое и неживое под микроскопом» | 01.12. | (23) стр. 86-88 | Микроскоп | ||||
6. | Особенности живого организма | 32ч. | ||||||
Как размножаются живые организмы | 9ч. | 26 | Как размножаются живые организмы | 02.12. | (24) стр. 89-92 | ИКТ | ||
27 | Как размножаются животные | 08.12. | (25) стр. 93-95 | Таблица «Дикие и домашние животные» ИКТ | ||||
28 | Как размножаются растения | 09.12. | (26) стр. 95-97 | Таблица «Генеративные органы растений», ИКТ | ||||
29 | Практическая работа № 2 «Уход за комнатными растениями» | 15.12. | ||||||
30 | Строение семени Лабораторная работа №4 «Строение семени» | 16.12. | (27) стр. 97-98 | Коллекция семян | ||||
31 | Могут ли растения производить потомство без помощи семян | 22.12. | (28) стр. 99-100 | Таблицы «Вегетативное размножение растений», «Генеративные органы растений», ИКТ | ||||
32 | Как переселяются растения | 23.12. | (29) стр. 100-103 | Таблицы «Вегетативное размножение растений», «Генеративные органы растений», ИКТ | ||||
33 | Экскурсия №2 «Распространение плодов и семян» | 12.01. | Стр. 213 | Коллекция семян | ||||
34 | Подведем итоги | 13.01. | (30) стр. 104 | |||||
Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды | 4ч. | 35 | Почему всем хватает места на земле | 19.01. | (31) стр. 105-109 | ИКТ | ||
36 | Как живые организмы переносят неблагоприятные условия | 20.01. | (32) стр. 109-116 | Таблицы «Изменения температуры воздуха», «Плоды и семена» ИКТ | ||||
37 | Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников | 26.01. | (33) стр. 117-122 | Таблицы «Питание диких и домашних животных», «Травянистые растения» ИКТ | ||||
38 | Подведем итоги | 27.01. | (34) стр. 122-123 | |||||
Как питаются живые организмы | 14ч. | 39 | Как питаются разные животные | 02.02. | (35) стр. 123-126 | Таблицы «Питание диких и домашних животных», «Насекомые», «Перелетные и зимующие птицы» ИКТ | ||
40 | Как питается растение | 03.02. | (36) стр. 127-128 | Таблица «Передвижение веществ по растению», ИКТ | ||||
41 | Лабораторная работа №5 «Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа» | 09.02. | (36) стр. 127-128 | Микроскоп | ||||
42 | Только ли лист кормит растение | 10.02. | (37) стр. 128-132 | Таблицы «Части растения», «Передвижение веществ по растению» ИКТ | ||||
43 | Лабораторная работа №6 «Рассматривание корней растений» | 16.02. | (37) стр. 128-132 | Коллекция корней | ||||
44 | Как питаются паразиты | 17.02. | (38) стр. 132-135 | Таблица «Плоские, круглые и кольчатые черви», ИКТ | ||||
45 | Подведем итоги | 24.02. | (39) стр. 135 | |||||
46 | Нужны ли минеральные соли животным и человеку | 02.03. | (40) стр. 136-141 | ИКТ | ||||
47 | Можно ли жить без воды | 03.03. | (41) стр. 141-143 | ИКТ, ТСО | ||||
48 | Можно ли жить не питаясь | 10.03. | (42) стр. 144-147 | Таблица «Питание диких и домашних животных» ИКТ, ТСО | ||||
49 | Как можно добывать энергию для жизни | 14.03. | (43) стр. 147-150 | ИКТ, ТСО | ||||
50 | Экскурсия №3 «Живые организмы зимой» | 16.03. | стр. 213-214 | |||||
51 | Зачем живые организмы запасают питательные вещества | 17.03. | (44) стр. 150-153 | |||||
52 | Административная контрольная работа №2 по теме: «Как питаются живые организмы» | 23.03. | (45) стр. 154-155 | |||||
Как дышат одноклеточные и многоклеточные | 5ч. | 53 | Анализ контрольной работы. Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом Лабораторная работа №7 «Рассматривание под микроскопом одноклеточных и многоклеточных организмов» | 31.03. | (46) стр. 155-157 | Микроскопы | ||
54 | Разнообразие клеток одноклеточных и многоклеточных организмов Лабораторная работа №8 «Рассматривание под микроскопом разных клеток многоклеточных организмов» | 06.04. | (47) стр. 158-159 | Микроскопы | ||||
55 | Можно ли жить и не дышать | 07.04. | (48) стр. 159-164 | ИКТ, ТСО | ||||
56 | Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду | 13.04. | (49) стр. 164-167 | ИКТ, ТСО | ||||
57 | Контрольная работа №3 по теме «Особенности живого организма» | 14.04. | (50) стр. 168-169 | |||||
7 | Движение в сферах планеты и космоса | 8ч. | 58 | Анализ контрольной работы. Изменение облика Земли и живых организмов | 20.04. | (51) стр. 170-175 | ||
59 | Движение литосферы | 21.04. | (52) стр. 175-179 | ТСО | ||||
60 | Движение атмосферы | 27.04. | (53) стр. 180-183 | ТСО | ||||
61 | Движение гидросферы | 28.04. | (54) стр. 184-185 | ТСО | ||||
62 | Круговорот воды в природе | 04.05. | (55) стр. 186-187 | ТСО | ||||
63 | Взаимосвязь сфер Земли | 05.05. | (56) стр. 187-191 | ТСО | ||||
64 | Знакомство с горными породами с горными породами Лабораторная работа №9 «Знакомство с горными породами биогенного происхождения» | 11.05. | (57) стр. 191-192 (58) стр. 192 | Коллекция горных пород | ||||
65 | Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики. | 12.05. | (59) стр. 192-199 | |||||
8 | Освоение человеком природы | 5ч. | 66 | Роль современной науки в жизни человечества | 18.05. | (60) стр. 200-202 | ||
67 | Человек часть природы | 19.05. | (61) стр. 202-205 | |||||
68 | Влияние человека на биосферу | 25.05. | (62) стр. 205-207 | |||||
69 | Итоговая контрольная работа №4 | 26.05. | Повторение изученного материала | |||||
70 | Анализ контрольной работы. Итоговый урок | 01.06. | (63) стр. 207-211 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....
рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...
Рабочая программа по природоведению (по программе А.А.Плешаков, Н.И.Сонин)
Рабочая программа по природоведению...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...
Рабочая адаптированная рабочая программа по природоведению для 5 класса 2021-2022 г
Рабочая адаптированнаярабочая программа по природоведениюдля 5 класса...