Рабочая программа по природоведению, 5 класс
рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме
Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klass.doc | 279.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Нурлатская средняя общеобразовательная школа №1
Нурлатского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО Заместитель Руководитель
протокол №____от руководителя поУВР Нурлатской школы №1
«____» _______2010г. Нурлатской школы № 1 _________________
Руководитель МО _______________ Исхаков Ф.Ф.
__________________ Головенькина А.Н. Приказ № _____ от
Никитина Н.Н. «____» _______2010г. «___» ________2010г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ, 5 класс
Составила:
Головенькина А.Н.
учитель биологии
I кв. категории
2010 – 2011 учебный год
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по природоведению
Классы: 5А, 5Б.
Учитель: Головенькина А.Н.
Количество часов:
всего 68 ч.; в неделю 2ч.
Плановых повторно-обобщающих уроков -
зачетов______, тестов_______ч.
Учебник:
Природоведение. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /
А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. М. «Дрофа», 2009г.
Основная литература:
- Плешаков А.А., Сонин Н.И.,«Природоведение»(Учебник). М.: Дрофа, 2005.
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение (Рабочая тетрадь). М.: Дрофа, 2005.
Дополнительная литература:
- Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
- Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.
- Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.
- Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.
- Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.
Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс, М.: Дрофа, 2006.
Цели изучения предмета:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ. Программа имеет 5 содержательных разделов: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и « Человек на Земле. Здоровье человека и безопасность жизни». Первый раздел добавлен на 2 часа ( 5 часов вместо 3-х ) в связи с практической направленностью обучения. Второй раздел убавлен на 2 часа в связи с легкостью усвоения материала. Остальные разделы соответствуют программе. Резервное время 4 часа можно использовать на проведение контроль-обобщающих уроков по темам, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, проведения экскурсий.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.
Важными формами деятельности учащихся являются:
- Практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
- Развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:
- Работа в малых группах ( 2-5 человек);
- Проектная работа;
- Подготовка сообщений;
- Исследовательская деятельность;
- Информационно-поисковая деятельность;
- Выполнение практических и лабораторных работ.
Результаты обучения:
- Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений. постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.
- Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др., а также:
- Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;
- Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;
- Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; - Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
- Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);
- Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);
- Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
- Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
- Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита сообщений и проектов, моделирование процессов и объектов).
Методические аспекты преподавания курса природоведения.
В рамках преподавания курса природоведения могут быть освоены и эффективно использованы современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне). Презентацию творческих и исследовательских работ учащихся проводится с использованием информационных технологий.
Требования к уровню подготовки
учащихся, заканчивающих 5 класс.
В результате изучения природоведения ученик должен
знать/ понимать:
- многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;
- строение живой клетки (главные части);
- царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
- природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
- изменения природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
- важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
уметь:
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
- измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (70 час)
Изучение природы (5 часов)
Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. [Примеры использования современных информационных технологий при проведении наблюдений и измерений]. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.
Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.
Демонстрации:
- Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
- [Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов].
- Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.
- Портреты великих ученых-естествоиспытателей.
Практические работы:
- Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.
- Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. [Использование цифровых измерителей расстояния, температуры и времени].
- Конструирование простейших измерительных приборов.
- Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.[Поиск информации в сети Internet и справочниках на компакт-дисках].
Вселенная (12 чассов)
История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно и др.)
Звездное небо: основные созвездия, суточное движение звезд. Строение Солнечной системы: Солнце и планеты. Представление о Солнце как одной из звезд.
Демонстрации:
- Карта звездного неба.
- Модель Солнечной системы.
Фотографии планет Солнечной системы.
Земля (18 часов)
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).
Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни.
Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, осадки, облачность, ветер). Примеры влияния погоды на организм человека.
Демонстрации:
- Глобус.
- Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.)
- Опыты, демонстрирующие горение веществ.
- Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плавление льда и т.п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т.п.).
Практические работы:
6. Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ.
7. Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка).
8. Исследование 1-2-х физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости, и т.п.).
9. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра.
10. Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян..
11. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей (опрос родителей и близких людей).
Жизнь на Земле (14 часов)
Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.
Демонстрации:
Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).
Практические работы:
12. Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев, [электронных коллекций] и др.);
Человек на Земле. Здоровье человека и безопасность жизни (16 час)
Научные представления о происхождении человека. История географических открытий. Великие путешественники - первооткрыватели далеких земель.
Антропогенное воздействие человека на природу. Основные экологические проблемы человечества. Биологическое разнообразие планеты и пути его сохранения.
Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.). Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.
Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).
Демонстрации:
- Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.)
- Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т.д.
- Примеры ядовитых растений и опасных животных своей местности.
Практические работы:
13. Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности.
14. Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.). [Цифровая фотография и видеозапись состояния окружающей среды, интервью с жителями и представителями территориальных экологических организаций, подготовка выступлений с компьютерной поддержкой].
15. Измерение своего роста и массы тела с целью определения физического развития, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.
16. Наблюдение за самочувствием (настроение, аппетит, сон, желание заниматься физическими упражнениями, переносимость умственной и физической нагрузки и др.) [Ведение компьютерного дневника наблюдения за самочувствием].
17. Овладение способами оказания первой медицинской помощи при различных травмах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений.
Резерв учебного времени 2 часа
.
Учебно – тематическое планирование
№ | Раздел и темы урока | Кол-во часов | Тип урока | Цели урока | Оборудова- ние | Виды контроля | Дата проведения, классы | ||||
5А | 5Б | ||||||||||
1. | ВведениеНауки о природе. Методы изучения природы | 1 | Формирования новых знаний | Познакомить с комплексом наук о природе; обобщить знания о телах и явлениях природы, методах их изучения; показать роль и место человека в природе. Сформировать представление о модели Вселенной. | Таблицы с изображением явлений природы, телескопа, батискафа; микроскоп, лупа. | Фронтальный опрос | |||||
I. | Вселенная | 16ч. | |||||||||
2. | Как древние люди представляли себе Вселенную. | 1 | Комбинированный урок | Сформировать у учащихся представление о строении Вселенной, развитие взглядов на модель Вселенной, её видение в древности. | Фотографии ученых | Фронтальный и индивидуальный опрос Творческие задания | |||||
3. | Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею. | 1 | Комбинированный урок | Продолжить формировать у школьников представлений о строении Вселенной, познакомить их с системами мира Аристотеля и Птолемея. | Рисунки иллюстрирующие развитие взглядов на строение Вселенной | Устный опрос Работа с немым рис. на с.9 тесты | |||||
4. | Н. Коперник, его модель Вселенной. | 1 | Комбинированный урок | Познакомить учащихся с системой мира, созданной Н. Коперником; показать её отличия от моделей Вселенной по Аристотелю и Птолемею. | Схема солнеч.сист. Рисунки иллюстрирующие модель Вселенной по Копернику и доказ-ва шарообразности Земли; | Комментарии к стр.14; тесты | |||||
5. | Учение Джордано Бруно и Галилео Галилея. | 1 | Комбинированный урок | Сформировать у учащихся представление о развитии учения Н. Коперника итальянскими учёными Дж. Бруно и Г.Галилеем. | Схема и модель Солнечной системы; географическая карта полушарий Земли. | стр.14 тесты, вопр.3-7, раб.тетр. | |||||
6. | Солнечная система и её состав. Планеты земной группы. | 1 | Комбинированный урок | Дать первоначальные сведения о Солнечной системе, её составе и возникновении; познакомить учащихся с планетами земной группы. | Схема и модель Солнечной системы; рисунки иллюстрирующие состав Солнечной системы | стр..21вопрос для любознательных, стр.20 подбор характеристик работа с немым рисунком. | |||||
7. | Земля и её соседи. | 1 | Комбинированный урок | Продолжить формировать у школьников представлений о планетах земной группы, познакомить уч-ся со спутником Земли-Луной и планетой Меркурий. | Фотографии Луны в разных фазах, схема Солнечной системы. | Устный опрос, стр.21 утвержд., раб.тетр. | |||||
8. | Планеты-гиганты. | 1 | Комбинированный урок | Познакомить уч-ся с планетами–гигантами, их местом в составе Солнечной системы, отличительными признаками. Дать сравнительную характеристику Юпитера и Сатурна. | Схема и модель Солнечной системы; рисунки, иллюстрирующие состав Солнечной системы. | стр.26 немой рисунок, стр.26 подумайте, раб.тетр. | |||||
9. | Нептун, Уран и маленький Плутон. | Комбинированный урок | Продолжить формировать у школьников представлений о планетах-гигантах, познакомить уч-ся с астероидным небесным телом- Плутоном. | Схема и модель Солнечной системы. | Фронталь. опрос, стр.27 утвержден. | ||||||
10. | Астероиды. Кометы. | 1 | Комбинированный урок | Сформировать у школьников представление об астероидах и кометах, как небесных телах, входящих в состав Солнечной системы. | Схема Солнечной системы; фотографии комет, астероидов. | Раб.тетр., стр.32 комментарий, вопрс.1-5 | |||||
11. | Метеоры. Метеориты. | 1 | Комбинированный урок | Сформировать у школьников представление о многочисленных мелких телах и частичках космической пыли, движущихся в межпланетном пространстве вокруг Солнца | Схема Солнечной системы; фотографии и рисунки метеоров. | Раб.тетр, стр.33тест, немой рис., стр.32 подумайте. | |||||
12. | Звёзды. Солнце – ближайшая к нам звезда. Практическая работа № 1 | 1 | Комбинированный урок | Дать учащимся первоначальное представление о звёздах, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезде. Записать наблюдения суточного движения Солнца и звезд. | Рисунки, иллюстрирующие внешний вид и размеры Солнца, расстояние от него до Земли. | стр.38 вопр. 1-5, раб.тетр. | |||||
13. | Многообразие звёзд. | 1 | Комбинированный урок | Дать учащимся представление о звёздах, как о гигантских пылающих шарах, находящихся на очень больших расстояниях от нашей планеты, их многообразии.. | Атласы и карты звёздного неба | стр.39 утвержд., раб.тетр. | |||||
14. | Созвездия. Практическая работа № 2 | 1 | Комбинированный урок | Познакомить учащихся с созвездиями, как с участками звёздного неба в пределах установленных границ. Научить находить на звёздном небе и звёздной карте созвездия Большой и Малой Медведицы, дракона, Цефея, Кассиопеи. | Атласы и карты звёздного неба;изображения фигур созвездий на старинных звёздных картах. | Фронтальный и индивидуаль-ный опрос Итоговый тематический тест Творческие задания. | |||||
15. | 1 | Комбинированный урок | Дать учащимся представление о Галактике, её возникновении, составе, расстояниях между звёздами, измеряемых с помощью астрономической единицы длины – светового года. | Фотографии Галактик; карты звёздного неба. | стр.45 подумайте №1, стр.44 утверж1-4, раб.тетр. | ||||||
16. | 1 | Повторе-ния, система-тизации и обобще-ния знаний, закрепле-ния умений | Сформировать у учащихся представление о множестве галактик во Вселенной, методах их изучения. | Фотографии галактик; схема Солнечной системы. | Раб.тетр., стр.45 подумайте №2,3. | ||||||
17. | Проверочная работа по теме «Вселенная». | 1 | Контроля и проверки знаний и умений | ||||||||
II. | Земля | 18ч. | |||||||||
18. | Как возникла Земля. Гипотезы возникновения Земли. | 1 | Формирования новых знаний. | Познакомить учащихся с различными гипотезами возникновения Земли; с учёными, внёсшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе и Земли. | Модель Солнечной системы, рисунки, иллюстрирующие возникновение планет Солнечной системы. | Устн.опрос стр.54 подумайте №1, рабоч. тетр. | |||||
19. | Возникновение Земли. | 1 | Комбинированный урок | Развить представление о причинах возникновения Солнечной системы, в том числе и Земли; познакомить учащихся с гипотезой О.Ю.Шмидта и современными взглядами учёных на эту проблему. | Модель Солнечной системы, рисунки, иллюстрирующие возникновение Земли, как планеты Солнечной системы. | Фронтальный и индивидуаль-ный опрос стр.55 работа с немым рис. | |||||
20. | Внутреннее строение Земли. | 1 | Комбинированныйурок | Познакомить учащихся с внутренним строением Земли, особенностями земной коры. | Физическая карта полушарий, схемы, рисунки, раскрывающие строение Земли. | стр.60 тест, индив.и фронталь. опрос | |||||
21. | Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Практическая работа № 3 | 1 | Комбинированный урок | Углубить знания учащихся о горных породах, минералах, полезных ископаемых, известные им из нач. классов; показать свойства и особенности происхождения горных пород, их отличия от минералов. Уметь распознавать коллекционные горные породы и минералы. | Физическая карта России; коллекция минералов, горных пород, полезных ископаемых. | стр.61 работа с немым рис., раб.тетр. | |||||
22. | Экскурсия на тему «Полезные ископаемые» в экологический центр г.Нурлат. | 1 | |||||||||
23. | Землетрясения. | 1 | Комбинированный урок | Сформировать у учащихся представление о землетрясении, как о грозном явлении природы, причинах его происхождения; познакомить с зонами распространения на Земле, их предсказанием. | Физическая карта полушарий, кинофильм «Землетрясения». | стр.67 подумайте №1, фронталь. опрос, раб.тетр. | |||||
24 | Вулканы | 1 | Комбинированный урок | Продолжить формирование представлений о грозных явлениях природы на примере извержений вулканов; познакомить учащихся с причинами и последствиями извержения вулканов, с их видами. | Физическая карта полушарий, кинофильм «Вулканы», рисунки, иллюстрирующие строение вулканов, формы вулканических извержений. | стр.67 немой рис., раб.тетр., стр.66 тесты | |||||
25 | Суша планеты. Евразия, Африка, Австралия | 1 | Комбинированный урок | Познакомить учащихся с материками и островами, составляющими сушу нашей планеты; дать их краткую характеристику. | Физическая карта полушарий. | стр.72 подумайте, раб.тетр., соревнов. любознатель-ных стр.72. | |||||
26 | Суша планеты. Северная и Южная Америка, Антарктида. | 1 | Комбинированный урок | Познакомить учащихся с материками и островами, составляющими сушу нашей планеты; дать их краткую характеристику. | Физическая карта полушарий. | стр.73тесты, работа с немым.рис. фрон.опрос | |||||
27 | Атмосфера Земли. | 1 | Комбинированный урок | Сформировать у учащихся представление о составе и строении атмосферы, атмосферных явлениях; раскрыть значение атмосферы в жизни планеты, человечества. | Таблицы и схемы «Состав атмосферы», рисунки учебника. | стр.79 работа с немым рис., раб.тетр. | |||||
28 | Погода. Климат. Практическая работа №4 | 1 | Комбинированный урок | Сформировать у учащихся представление о погоде и климате, о разнообразии климатических условий на земле; показать влияние климата на жизнь живых организмов, в том числе и на человека. Записать наблюдения погоды, изменение t воздуха,направление скорости ветра. | Кинофильм «Погода и её изменения»; Физическая карта полушарий. | стр.78 работа с немым рис., стр.78 утверждения, раб.тетр. | |||||
29 | Ураганы. Смерчи. | 1 | Комбинированный урок | Продолжить знакомство учащихся с грозными явлениями природы на примере ураганов и смерчей, раскрыть их причины. | Физическая карта полушарий, рисунки, иллюстрирующие причины и последствия ураганов и смерчей. | стр.78 вопр.1-7, фронт.опрос. | |||||
30. | Гидросфера Земли, её части. Мировой океан. | 1 | Комбинированный урок | Сформировать у учащихся знания о гидросфере, её составных частях, их взаимосвязи. Познакомить с крупнейшими морями и океанами планеты. | Физическая карта полушарий, таблица «Круговорот воды в природе». | стр.84 работа с немым рис., раб.тетр. | |||||
31. | Воды суши. Практическая № 5 | 1 | Комбинированный урок | Познакомить учащихся с основными источниками пресной воды, показать их роль в круговороте воды. Описать наблюдение признаков химичес.реакций (зависимость скорости испарения жидкости от её t, площади поверхности и т.п.) | Таблицы «Круговорот воды в природе», «Подземные воды», Физическая карта полушарий Земли, кинофильм «Ледники и Айсберги». | стр. 85 подумайте, работа с немым рис., раб.тетр. | |||||
32. | Уникальность планеты Земля. | 1 | Комбинированный урок | Развить и углубить знания учащихся о нашей планете: её месте в Солнечной системе, вращении вокруг Солнца и своей оси; акцентировать внимание учащихся на уникальности Земли – существовании на ней живых организмов. | Компьют. презентация «Земля – третья планета от Солнца». | Фронт. опрос | |||||
33. | Знакомая и незнакомая Земля | 1 | Комбинированный урок | Значение Солнца для жизни на Земле, роль гидросферы и круговорота воды, роль зелёных растений | Глобус Земли, физическая карта полушарий, модель вращения Земли | стр.90-91, тесты, работа с неммым рис. | |||||
34. | Обобщающий урок по теме «Земля» | 1 | Повторе-ния, система-тизации и обобще-ния знаний, закрепле-ния умений | Обобщение знаний по теме: «Вселенная». | Глобус Земли, физическая карта полушарий, модель вращения Земли | стр.92 термины, раб.тетр. | |||||
35. | Проверочная работа по теме «Земля» | 1 | Контроля и проверки знаний и умений | ||||||||
III. | Жизнь на Земле | 18ч. | |||||||||
36. | Развитие жизни на Земле. | 1 | Комбинированный урок | Познакомить уч-ся с современными взглядами на развитие жизни на Земле; с жизнью в древнем океане и лесах каменноугольного периода. | Рисунки учебника с.92-95, таблицы и картины. | стр.100 практ.раб, индив. опрос. | |||||
37. | Животные прошлого | 1 | Комбинированный урок | Продолжить формирование представления о развитии жизни на Земле, о древних животных, их ископаемых останках, по которым можно узнать историю развития жизни на Земле
| Рисунки, геохронологическая таблица | стр.101 подумайте, раб.тетр. | |||||
38. | Живые клетки Практическая работа №6 | 1 | Комбинированный урок | Дать представление о клеточном строении организмов, познакомить уч-ся с историей строения клетки, с разнообразием клеток, процессами их жизнедеятельности. Научить пользоваться микроскопом, изучить его строение. | Табл. «Строение растительной клетки, «Строение животной клетки», микроскоп, лупа; микропреп. «Кожица лука».
| стр.106 практич. работа, фронталь. опрос | |||||
39 | Строение клетки. | 1 | Комбинированный урок | Познакомить уч-ся с клеточным строением организмов, сформировать знания о оболочке, цитоплазме и ядре как главных частях клетки. Дать понятия «половые клетки». | Таблицы «Строение растительной клетки, «Строение животной клетки». | стр.106, работа с немым рис., стр.107 подумайте, раб.тетр. | |||||
40. | Царства живой природы. Одноклеточные организмы. | 1 | Комбинированный урок | Дать представление о разнообразии организмов, их повсеместном распространении на Земле; познакомить с основными царствами живой природы.
| Таблицы с изображением организмов различных царств природы; комнат раст., гербарные материалы; муляжи грибов
| Фронталь. опрос, заполнение таблицы | |||||
41. | Многоклеточные организмы (грибы, растения). | 1 | Комбинированный урок | Познакомить уч-ся с разнообразием грибов и растений, показать их отличительные черты, роль в природе.
| Муляжи грибов; таблица «Шляпочные грибы»; таблицы по систематике растений; гербарии растений. | стр.113 работа с немым рисунком, рабоч.тетр. | |||||
42. | Беспозвоночные и позвоночные животные. | 1 | Комбинированный урок | Дать представление о многообразии животных организмов, их роли в природе, связях с растениями и другими животными. | Табл.с изображением животных различных групп, коллекции, влаж.препараты. | стр.112 соревнования для любознатель-ных, раб.тетр. | |||||
43. | Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней. | 1 | Комбинированный урок | Сформировать представление о среде обитания, необходимой для жизни организмов, о разнообразии сред; раскрыть особенности наземно-воздушной среды и приспособление организмов к жизни в ней. | Табл. «Конечности птиц», перо голубя, коллекцион. материал «Медведка», «Речной рак». | Индивид. опрос, заполнение таблицы | |||||
44. | Исследовать приспособленность некоторых растений к наземно-воздушной среде. Практическая работа № 7. | 1 | Урок примене-ния знаний и умений | Сформировать умения выявления приспособленности наиболее распространенных растений с использованием гербариев. | Гербарный материал Карточки-определители. | Индивид. опрос, рабоч.тетр. | |||||
45. | Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней. | 1 | Комбинированный урок | Познакомить уч-ся с особенностями водной среды обитания по сравнению с наземно-воздушной средой, с различными водными животными и их приспособленностью к жизни в воде. | Таблицы и картины с изображением водных животных.
| стр.119 подумайте, фронталь. опрос | |||||
46. | Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней. | 1 | Комбинированный урок | Раскрыть особенности почвы как среды обитания; продолжить формирование представления о приспособленности животных к почвенной среде обитания. | Таблицы, картины, фотографии с изображением организмов, живущих в почве | стр.118 работа с немым рис., рабоч.тетр. | |||||
47. | Жизнь на разных материках. Евразия, Африка, Австралия. | 1 | Комбинированный урок | Познакомить уч-ся с со своеобразием растительного и животного мира на материках Евразия, Африка, Австралия. | Географическая карта полушарий, таблицы из серии «Растит. мир материков», «Животный мир материков». | стр.124 вопр.1-3, рабоч.тетр. | |||||
48. | Жизнь на разных материках. Северная и Южная Америка, Антарктида. | 1 | Комбинированный урок | Познакомить уч-ся с со своеобразием растительного и животного мира на материках Евразия, Африка, Австралия. | Географическая карта полушарий, таблицы из серии «Растит. мир материков», «Животный мир материков». | стр.125, 126 устная работа с рисунками. стр.124 утвержд. | |||||
49. | Природные зоны Земли. | 1 | Комбинированный урок | Познакомить уч-ся с природными зонами Земли; их расположением, особенностями животного и растительного мира в них, раскрыть причины распределения растений и животных на суше. | Компь.презентация «Растительный и животный мир различных природных зон;географическая карта «Природные зоны России».
| стр.131 работа с немым рисунком письменно, стр.131 подумайте, раб.тетр. | |||||
50. | Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды. | 1 | Комбинированный урок | Дать уч-ся представление о разнообразии растений и животных морей и океанов. Раскрыть взаимосвязи и приспособленность обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях. | Таблицы, фотографии с изображением морских водорослей, животных поверхности и толщи воды. | Заполнен. таблицы, фронталь. опрос | |||||
51. | Донное и глубоководное сообщества. Сообщество кораллового рифа.Практическая работа №8 | 1 | Комбинированный урок | Сформировать знания о разнообразии животных в глубоководном сообществе и сообществе кораллового рифа. Раскрыть взаимосвязи и приспособленность обитания в совместных условиях. | Компьют. презентация «Таинственные жители морей». | стр.134 схема, практич. работа | |||||
52. | Что мы узнали о живой природе. | 1 | Урок повторе-ния, система-тизации и обобще-ния знаний, закрепле-ния умений | Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме:»Жизнь на Земле».
| Физическая карта полушарий; таблицы и картины, иллюстрирующие основные понятия темы; карточки для игры «Жизнь на Земле». | стр.136 термины, стр.137 устная работа с немым рис., стр.138 утвержд. письменный опрос. | |||||
53. | Зачет по теме: «Жизнь на Земле». | 1 | Урок контроля и проверки знаний и умений | ||||||||
IV. | Человек на Земле | 18ч. | |||||||||
54. | Как человек появился на Земле. | 1 | Урок формиро-вания новых знаний | Познакомить уч-ся с предками человека, их средой обитания и образом жизни. | Рисунки «Происхождение человека». | Устный опрос, раб.тетр. | |||||
55. | Первые люди. | 1 | Комбинированный урок | Дать представление о первых людях на Земле (человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный), их образе жизни. Выяснить усложнение в строении и поведении человека в процессе исторического развития. | Рисунки, картины с изображением древних людей. | стр.145 тесты, составл. таблицы. | |||||
56. | Науки о природе. | 1 | Комбинированный урок | Познакомить уч-ся с естественными науками, объектами их изучения, значением в познании природы. | Схема «Естественные науки». | стр.150 подумайте, стр.151 работа с немым рисунком. | |||||
57. | Методы изучения природы. Наблюдение | 1 | Комбинированный урок | Развить знания уч-ся о методах изучения природы, полученные в предыдущих классах; углубить знания о роли наблюдения при изучении природы, их использовании в практической деятельности. | Приборы и инструменты для изучения природных тел, процессов и явлений; изображение космич.ракеты, телескопа, электронного микроскопа и др. | стр. | |||||
58. | Эксперимент, измерение – методы познания природы. Практическая работа № 9. | 1 | Комбинированный урок | Развить знания уч-ся о методах изучения природы – эксперименте и измерении. Провести измерение своего роста и массы тела. | Развить знания уч-ся о методах изучения природы – эксперименте и измерении | стр.156 вопр.а-г; стр.157 подумайте. | |||||
59. | История географических открытий. Открытие Америки. | 1 | Комбинированный урок | Сформировать представление о географических открытиях материков нашей планеты. | Схема путешествий и портрет Х.Колумба. | стр.162 подумайте, раб.тетр. | |||||
60. | Открытие Австралии и Антарктиды. | 1 | Комбинированный урок | Продолжить формировать представление о великих географических открытиях, познакомить уч-ся с первооткрывателями Австралии и Антарктиды. | Географическая карта полушарий Земли; портреты путешественников – первооткрывателей материков. | стр.163 работа с немым рис., стр.162 утвержд. | |||||
61. | Великие путешественники – первооткрыватели новых земель. | 1 | Комбинированный урок | Продолжить формировать представление о великих географических открытиях, познакомить уч-ся с путешественниками, внесшими большой вклад в открытие новых земель и доказательства шарообразности Земли. | Географическая карта полушарий Земли; портреты путешественников – первооткрывателей. | Составл. таблицы, рабочая тетрадь. | |||||
62. | Как человек изменил Землю. | 1 | Комбинированный урок | Познакомить уч-ся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе. | Фильм «Влияние человека на природу»; рисунки, иллюстрир.последствия деятельности человека на живую природу. | стр.168 отв. на вопр.1-5 устно, 6-письменно. | |||||
63. | О кислотных дождях, озоновой дыре и парниковом эффекте. | 1 | Комбинированный урок | Сформировать представление о естественных и и искусственных источниках загрязнения атмосферы, познакомить уч-ся с видами опасности для всего живого, связанной с загрязнением атмосферы. | Рисунки, иллюстрирующие последствия загрязнения окружающей среды. | стр.168 подумайте, рабоч.тетр. | |||||
64. | Жизнь под угрозой. | 1 | Комбинированный урок | Развить знания о последствиях влияния деятельности человека на живые организмы; привести конкретные примеры негативной деятельности человека. | Рисунки с изображением исчезающих видов животных и растений, «Красной книги» РТ. | стр.173 работа с немым рис., раб.тетр., фронталь. опрос. | |||||
65. | Не станет ли Земля пустыней? | 1 | Комбинированный урок | Сформировать у уч-ся понятие «опустынивание»; познакомить их с причинами и мерами его остановки, а также защиты Земли от этого процесса. | Таблицы и картины с изображением пустынь. | стр.176 утвержд., стр.177 комментарии к фотографии | |||||
66. | Обобщение по теме: «Человек на Земле». | 1 | Урок повторе-ния, система-тизации и обобще-ния знаний | Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме: «Человек на Земле». | |||||||
67. | Итоговая тестовая работа | 1 | Урок контроля и проверки знаний и умений | ||||||||
68. | Меры сохранения жизни на Земле. | 1 | Комбинированный урок | Познакомить уч-ся с основными мерами сохранения биологического разнообразия видов и природных сообществ. Изучить ядовитые растения и опасные животные Нурлатского района и РТ. | Фильм «Охрана растений», «Заповедники мира», изображения исчезающих видов животных и растений РФ, «Красная книга» РТ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...
Рабочая адаптированная рабочая программа по природоведению для 5 класса 2021-2022 г
Рабочая адаптированнаярабочая программа по природоведениюдля 5 класса...