рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс
рабочая программа (природоведение, 5 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасечника, В.М. Пакуловой и обеспечивает преподавание природоведения в школе в соответствии с лицензией на базовом уровне. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю), что определено инвариантной частью учебного плана школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_prirodovedeniyu_5_klass.docx | 70.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа д. Богданово
Уржумского района Кировской области
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
педагогическим Зам. директора по УВР Директор МОУ ООШ д. Богданово
советом школы _________________( Кадырова Г.С.) Уржумского района Кировской области
№ 1 от 28.08.2012. от 27.08.2012. _______________(Р.М. Кадыров)
Приказ № 27 от 29.08.2012.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по природоведению
для 5 класса
на 2012- 2013 уч. год
Автор- составитель:
Карпова Е.Л.
учитель биологии
д. Богданово
2012
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасечника, В.М. Пакуловой и обеспечивает преподавание природоведения в школе в соответствии с лицензией на базовом уровне. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю), что определено инвариантной частью учебного плана школы.
Цели и задачи изучения предмета
- Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
- Овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- Развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
- Учащиеся должны знать/понимать
- о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях, отдельных методах изучения природы;
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
- Учащиеся должны уметь:
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положение солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
- измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
- 2. Содержание изучаемого курса
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Количество часов | В том числе | |
лабораторных и практических работ | контрольных работ | |||
1 | Введение | 3 | ||
2 | Вселенная | 6 | 2 | |
3 | Строение и свойства вещества | 11 | 1 | |
4 | Воздух | 9 | 1 | |
5 | Вода | 4 | 1 | |
6 | Горные породы | 4 | 2 | |
7 | Почва | 4 | ||
8 | Организмы | 6 | ||
9 | Растения | 6 | 3 | |
10 | Грибы | 2 | 1 | |
11 | Животные | 4 | 1 | |
12 | Ваши любимые растения и животные | 2 | ||
13 | Природа едина | 2 | ||
14 | Человек. Его здоровье и безопасность жизни | 5 | 4 | 1 |
Итого | 68 | 15 | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема № 1. Введение
Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.
Тема № 2 Вселенная
Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.
Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.
Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна — спутник Земли.
Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.
Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.
Лабораторная работа
№ 1 Определение на звездной карте созвездий Северного полушария
№ 2 Определение на глобусе (карте полушарий) экватора, полюсов, полушарий.
Тема № 3 Строение и свойства вещества
Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел.
Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.
Вещества чистые и смеси, простые и сложные.
Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.
Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.
Лабораторная работа
№ 3 Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.
Тема № 4 Воздух
Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.
Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр.
Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование 96лаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе.
Погода. Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека.
Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.
Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера).
Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях.
Лабораторная работа
№ 4 Описание погоды за месяц и сезон
Тема № 5 Вода
Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании. Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.
Тема № 6 Горные породы
Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород. Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр. Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.
Лабораторная работа
№ 5 Описание минералов и горных пород, определение их свойств.
№ 6 Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами
Тема № 7 Почва
Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы. Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.
Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв. Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы.
Тема № 8 Организмы
Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Экология — наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания. Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами. Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов. Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала. Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.
Тема № 9 Растения
Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения.
Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги. Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.
Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.
Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.
Лабораторная работа
№ 7 Распознавание органов цветкового растения
№ 8 Влияние температуры, воздуха и влажности на прорастание семян.
№ 9 Определение названия растений с помощью атласа определителя.
Тема № 10 Грибы
Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.
Лабораторная работа
№ 10 Узнавание съедобных и ядовитых грибов
Тема № 11 Животные
Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние. Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания. Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных. Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни. Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных. Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания.
Лабораторная работа
№ 11 Узнавание животных своей местности
Тема № 12 Ваши любимые растения и животные
Растения и животные – ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними.
Демонстрация комнатных растений, домашних животных. Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях.
Тема № 13 Природа едина.
Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети. Природа - наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.
Тема № 12 Человек. Его здоровье и безопасность жизни.
Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.). Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.).
Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.
Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки.
Лабораторная работа
№ 12 Определение показателей своего здоровья
№ 13 Овладение простейшими способами оказания первой помощи при ушибах
№ 14 Овладение простейшими способами оказания первой помощи при растяжениях связок
№ 15 Овладение простейшими способами оказания первой помощи при капиллярном и венозном кровотечении
Требования к уровню подготовки учащихся.
ТЕМА № 1
Учащиеся должны знать:
о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
уметь сравнивать природные объекты не менее чем по 3–4 признакам.
о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы; основные характеристики погоды;
: узнавать наиболее распространённые растения и животных своей местности;
приводить примеры приспособлений растений и животных к условиям среды обитания, примеры изменений в окружающей среде под воздействием человека; описывать личные наблюдения;
Тема № 2
Солнечная система: Солнце, планеты, естественные спутники, астероиды, метеориты, кометы
Луна: кратеры фазы Луны
Оболочки Земли: атмосфера гидросфера литосфера биосфера
Тема № 3
Тела природы: твердые жидкие газообразные
Свойства газов: не сохраняют формы занимают весь объем, предоставленный им диффузия
Свойства жидких тел: сохраняют объем не сохраняют форму текучи диффузия
Свойства твердых тел: сохраняют форму, объем пластичны диффузия
Строение тел: вещество молекула атом элемент
Разнообразие веществ: простые, сложные, смеси
Явления природы: физические химические
Физические явления: механические тепловые электрические световые
Химические явления: горение окисление
Тема № 4
Воздух: смесь различных газов
Свойства воздуха: занимает пространство сжимается упруг имеет вес оказывает давление на все предметы, находящиеся на Земле
Прибор для измерения атмосферного давления: барометр
Погода. Признаки погоды: температура воздуха, влажность воздуха, направление и скорость ветра, атмосферное давление, облачность
Тема № 5
Состояние воды: твердое жидкое газообразное
Свойства воды: теплопроводность хуже, чем у металлов, но лучше, чем у воздуха при охлаждении: до +4 °С сжимается, от +4 °С до О °С расширяется вода — растворитель
Вода в природе: раствор взвеси
Работа воды в природе: разрушение почвы и горных пород, образование пещер
Тема № 6
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора
Горные породы: плотные, рыхлые, минералы, магматические, осадочные, метаморфические
Разрушение горных пород: выветривание обломочные горные породы
Полезные ископаемые: рудные нерудные
Свойства металлов: ковкость, тягучесть, способность к плавлению, теплопроводность, блеск, все металлы (кроме ртути) — твердые тела
Тема № 7
Строение почвы: структурные почвы, бесструктурные, горизонт почвы
Состав почвы: перегнойный горизонт, подзолистый горизонт, кислые почвы
Свойства почвы: плодородие
Разнообразие почв: торфяные, солончаковые, песчаные, глинистые, черноземные, подзолистые
Эрозия почв: ветровая, водная
Тема № 8
Организмы: тела живой природы
Строение организмов: орган ткань клетка
Строение клетки: оболочка, цитоплазма, ядро.
Свойства организмов (биологические явления): дыхание, питание, рост, размножение, обмен веществ, смерть
Где живут организмы : среда обитания, наземная, водная, воздушная, почвенная
Что влияет на организмы: факторы неживой природы, факторы живой природы, человеческий фактор
Приборы для изучения организмов: лупа, микроскоп
Тема № 9
Признаки растений : хлорофилл, фотосинтез (питание), дыхание, рост, размножение
Разнообразие растений: одноклеточные, многоклеточные нецветковые, цветковые, дикорастущие культурные лекарственные ядовитые
Строение цветковых растений: корень ,стебель, лист, цветок, плод, семя
Многообразие культурных растений: зерновые культуры, овощные, плодовые, технические, кормовые
Растения Красной книги : кандык сибирский, пион степной, ландыш майский, первоцвет весенний прострел раскрытый (сон-трава),
башмачок крупноцветный, ветреница байкальская
Тема № 10
Разнообразие грибов: одноклеточные, многоклеточные шляпочные
Строение шляпочных грибов: грибница, плодовое тело гриба, шляпка, пенек
Разнообразие шляпочных грибов: съедобные, ядовитые
Значение грибов в природе, в жизни человека
Тема № 11
Признаки животных: питание, дыхание рост размножение
Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные, дикие, домашние, сельскохозяйственные
Среда обитания диких животных: воздушная, наземная, водно-наземная, водная
Значение животных: в природе, в жизни человека, в животноводстве
Отрасли животноводства: скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство
Животные Красной книги: зубр, калан, снежный барс, дрофа-красотка, краснозобая казарка, журавль-стерх, байкальский осетр, бабочка-аполлон
Тема № 12
Значение растений в жизни человека. Значение животных в жизни человека
Тема № 13
Взаимосвязь неживого и живого в природе: неживая природа и растения неживая природа и животные растения и животные пищевые цепи пищевые сети
Тема № 14
Человек. Признаки организма: питание, дыхание, рост, развитие размножение старение
Строение организма: органы, системы органов, опорно-двигательная, дыхательная, кровеносная, пищеварительная, выделительная, нервная, размножения
Факторы среды обитания человека: физические, химические, биологические
Образ жизни: режим питания, подвижность, режим труда, режим отдыха, вредные привычки
Вредные привычки человека: несоблюдение гигиены, курение, употребление спиртных, напитков, употребление наркотиков, правила предупреждения, вредных привычек
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Содержание изучаемого материала в соответствии с ФГОС | Кол-во часов | Тип урока | Форма урока | Лабораторная работа | информационное сопровождение, средства обучения | Дата по плану | Дата фактически |
Введение. ( 3 часа) | |||||||||
1 | 1.Человек и природа. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник таблицы | ||||
2 | 2. Природа неживая и живая. | Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Экскурсия | Учебник | |||
3 | 3. Организация наблюдений за природой. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник календарь наблюдений | ||||
Вселенная (6 часов) | |||||||||
4 | 1. Звёзды на небе. | Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки (Н.Коперник, Д. Бруно, Г.Галилей) | 1 | ИНМ | Традиционный | № 1 Определение на звездной карте созвездий Северного полушария | Учебник карта звездного неба | ||
5 | 2.3емля - наш дом. | Ориентирование на местности: определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды и местных признаков | 1 | ИНМ | Традиционный | №2 Определение на глобусе (карте полушарий) экватора, полюсов полушарий | Учебник Глобус компас | ||
6 | 3.Оболочки Земли (Сферы Земли). | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь | ||||
7 | 4.Луна - естественный спутник Земли. | Наблюдение звездного неба. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | |||
8 | 5.Солнце - вечный огонь Вселенной. Солнечная система. | Звездное небо. Строение Солнечной системы. Солнце как одна из звезд. Измерение времени. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | |||
9 | 6.Вселенная. | 1 | ОСЗ + контроль | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | ||||
Строение и свойства вещества (11 часов) | |||||||||
10 | 1.Тела и вещества. | Вещества в окружающем мире и их использование человеком. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | |||
11 | 2.Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов. | 1 | ИНМ | Практическая работа | №3 Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел. Опыты по изучению: нескольких физических явлений; влияние температуры, света и влажности на прорастание семян | Учебник, тетрадь электронные уроки лабораторное оборудование | |||
12 | 3.Вещества и смеси. | Простые и сложные вещества, смеси | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | |||
13 | 4.Молекулы. Атомы. Элементы | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | ||||
14 | 5.Движение частиц вещества. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | ||||
15 | 6.Взаимодействие частиц | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | ||||
16 | 7.Разнообразие веществ. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | ||||
17 | 8.Физические и химические явления | Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни. Опыты по изучению нескольких физических явлений. Примеры явлений превращения веществ. Наблюдение превращение веществ. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | |||
18 | 9.Горение. | Горение. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | |||
19 | 10.0кисление. | Гниение | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | |||
20 | 11.Строение и свойства вещества. | 1 | ОСЗ + контроль | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | ||||
Воздух (9 ч). | |||||||||
21 | 1.Воздух - смесь различных газов. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | ||||
22 | 2.Свойства воздуха. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | ||||
23 | 3. Изменение давления воздуха с высотой. | Измерения температуры, массы. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | |||
24 | 4. Вес воздуха и атмосферное давление | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | ||||
25 | 5.Нагревание воздуха. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | ||||
26 | 6.Ветер | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | ||||
27 | 7.Погода и её предсказание. | Наблюдение погодных явлений. Основные характеристики погоды. Конструирование моделей, простейших измерительных приборов и установок для наблюдений и опытов. | 1 | ИНМ | Традиционный | № 4. Описание погоды за месяц . | Учебник тетрадь календарь наблюдений | ||
28 | 8.Воздух, его значение в природе и жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения | Влияние погоды на организм человека | 1 | ОСЗ+ контроль | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | |||
29 | 9.Контрольная работа по итогам 1 полугодия | 1 | Проверка оценка коррекции знаний | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | ||||
Вода (4 ч). | |||||||||
30 | 1.Три состояния воды. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | ||||
31 | 2.Тепловое расширение воды. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | ||||
32 | 3.Температура кипения воды и плавления льда. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | ||||
33 | 4.Вода - растворитель. Работа воды в природе | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | ||||
Горные породы (4ч). | |||||||||
34 | 1.Внутреннее строение Земли. Горные породы | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | ||||
35 | 2.Разрушение горных пород. | 1 | ИНМ | Традиционный | № 5 Описание минералов и горных пород, определение их свойств | Учебник, тетрадь электронные уроки | |||
36 | 3.Полезные ископаемые. Металлы. | 1 | ИНМ | Традиционный | № 6. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами | Учебник тетрадь коллекция минералов и горных пород | |||
37 | 4.Изучение работы текучих вод и ветра | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | ||||
Почва (4ч). | |||||||||
38 | 1.Образование почв и их разнообразие. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | ||||
39 | 2. Состав и свойства почвы. Почва - кладовая Земли. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | ||||
40 | 3. Влияние растений на почву | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | ||||
41 | 4. Разрушение почв | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | ||||
Организмы (6ч). | |||||||||
42 | 1. 0рганизм и его свойства. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | ||||
43 | 2. Где живут организмы. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | ||||
44 | 3. Экскурсия в природу. Разнообразие организмов, их относительная приспособленность к условиям среды | Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания | 1 | ИНМ | Экскурсия | Учебник, тетрадь электронные уроки | |||
45 | 4. Увеличительные приборы | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь микроскоп, лупа | ||||
46 | 5. Строение организмов | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | ||||
47 | 6. Организмы | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | ||||
Растения (6ч). | |||||||||
48 | 1. Признаки растений | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | ||||
49 | 2. Разнообразие растительного мира | Определение наиболее распространенных растений своей местности редких и охраняемых видов | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | |||
50 | 3. Строение цветковых растений. | Примеры приспособления растений к различным способам размножения влияние t, света влажности на прорастание семян. | 1 | ИНМ | Традиционный | №7. Распознавание органов цветкового растения. № 8 Влияние температуры, воздуха и влажности на прорастание семян | Учебник, тетрадь гербарий, комнатные цветы лабораторное оборудование | ||
51 | 4. Места обитания дикорастущих растений. «Зеленая аптека» | Правила безопасного поведения ядовитыми растениями | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | |||
52 | 5. Красная книга растений | Ядовитые растения | 1 | ИНМ | Традиционный | № 9 Определение названий растений | Учебник, тетрадь электронные уроки | ||
53 | 6. Многообразие культурных растений | 1 | ОСЗ+ контроль | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | ||||
Грибы (2ч). | |||||||||
54 | 1.Разнообразие грибов. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | ||||
55 | 2.Шляпочные грибы. | Ядовитые грибы | 1 | ИНМ | Традиционный | № 10 Узнавание съедобных и ядовитых грибов | Учебник, тетрадь электронные уроки | ||
Животные (4ч). | |||||||||
56 | 1. Признаки животных. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | ||||
57 | 2. Условие жизни и многообразие диких животных | Приспособление животных к жизни в разных условиях среды обитания водная, почвенная, воздушная, наземная. | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | |||
58 | 3. Значение диких животных и их охрана. | Правила безопасного поведения с опасными животными | 1 | ИНМ | Традиционный | № 11 Узнавание животных своей местности | Учебник, тетрадь электронные уроки | ||
59 | 4. Домашние животные | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | ||||
Ваши любимые растения и животные (2ч.) | |||||||||
60 | 1. Ваши любимые растения и животные | Использование доступных для учащихся дополнительных источников информации и справочной литературы. | 1 | комплексное применение знаний | Практикум | Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными. | Учебник, тетрадь электронные уроки | ||
61 | 2. Создание благоприятных условий для растений и животных. | Участие в социально-ориентированной практической деятельности по изучению экологических проблем своей местности и пути их решения. | 1 | комплексное применение знаний | Практикум | Учебник, тетрадь электронные уроки | |||
Природа едина (2ч.) | |||||||||
62 |
| 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник тетрадь | ||||
63 | 2. Любите природу и помогайте ей. | 1 | ОСЗ | Традиционный | Учебник тетрадь | ||||
Человек. Его здоровье и безопасность жизни. (5ч) | |||||||||
64 | 1.Человек и окружающая среда | Измерения длины, температуры, массы. | 1 | ИНМ | Традиционный | № 12 Определение показателей развития своего организма. | Учебник тетрадь | ||
65 | 2. Как беречь свое здоровье и жизнь? | Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом); овладение простейшими способами оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах) | 1 | ИНМ | Традиционный | № 13 Овладение простейшими способами оказания первой помощи при ушибах № 14 Овладение простейшими способами оказания первой помощи при растяжении связок № 15 Овладение простейшими способами оказания первой помощи при капиллярном и венозном кровотечении | Учебник тетрадь оборудование для оказания первой помощи | ||
66 | 3. Человек. Его здоровье и безопасность жизни | Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека | 1 | ИНМ | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | |||
67 | 4.. Вредные привычки и их предупреждение | Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек. | 1 | ОСЗ + контроль | Традиционный | Учебник, тетрадь электронные уроки | |||
68 | 5. Итоговая контрольная работа | 1 | Проверка, оценка знаний | Традиционный | Учебник тетрадь |
Ресурсное обеспечение рабочей программы
ЛИТЕРАТУРА
- Стандарт основного общего образования по природоведению.
- Программы для общеобразовательных учреждений Биология 5 – 11 классы. В.В. Пасечник, В.М. Пакулова М.: Дрофа 2010.
- В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс М.: Дрофа 2010г.
- В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Рабочая тетрадь Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс М.: Дрофа 2008г.
- В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природа. Неживая и живая. Тематическое и поурочное планирование к учебнику М.; Дрофа 2004г.
- Атлас – определитель От земли до неба А.А. Плешаков М.: «Просвещение» 2007г.
Медиаресурсы
- Образовательный комплекс для изучения, повторения и закрепления учебного материла школьного курса по биологии для 6 класса
- 1С: Репетитор. Биология
- Окружающий мир электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова
- http://school-collection.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. География 8 класс к учебнику А.И. Алексеев. География России: природа и население.
Рабочая программа разработана на основе Программы А.И.Алексеева и др. «География России» (Программы для общеобразовательных учреждений. География, 6-11 классы. – Москва, Дрофа, 2002). Курс «Геог...
рабочая программа по природоведению в 5 классе к учебнику Пакуловой
Рабочая программа учебного курса по природоведению "Природа. Неживая и живая" для 5-ых классов к учебнику Пакуловолй, Н.В. Ивановой составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного...
Рабочая программа по природоведению 5 класс . Авторы: В.М. Пакулова, Н.В. Иванова.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению 5 класс.Авторы: В.М. Пакулова, Н.В. Иванова....
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...
Рабочая программа Обществознание 8 класс по учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой и др
Здесь представлена рабочая программа по убенику Обществознание. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под редакцией Л.Н. Боголюбова и др. ...