Урок по развитию речи в 5 классе на тему: «Хвойные деревья. Ель и сосна»
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему

Егорова Полина Васильевна

Урок подготовлен для учеников 5го класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интернат VIII вида. На уроке используются природный материал, красочная наглядность, задания творческого характера для обучающихся, загадки, игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_razvit._rechi-khvoynye_derevya5kl.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

ГБОУ

Нефтекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная

 школа – интернат VIII вида

Урок по развитию речи в 5 классе

Тема: «Хвойные деревья. Ель и сосна»

                                            Провела: учитель - дефектолог Егорова П.В.

Нефтекамск 2014

     Цели:

  1. Расширение знаний о хвойных деревьях. Видение различий лиственных и хвойных деревьев, различие ели и сосны.
  2. Расширение и активизация словаря, умение составлять полные предложения.
  3. Воспитание бережного отношения к лесу, к деревьям.

Оборудование:

  • Рисунок “Ветка ели и березы”.
  • Картина с изображением леса.
  • Гербарий.
  • Ветки, шишки ели и сосны.


Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Работа с календарем природы.
  1. Учитель задает загадку:

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы

А в санях сидит девица

Белокоса, белолица

Как махнула рукавом

Вся покрылась серебром. (Зима)

  1. Вопросы:

Какое время года? Какие месяцы относятся к зиме? Какая погода?

3. Загадка: 

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снег)

4. Отметка в календаре природы.

III. Повторение предыдущей темы:

  • Как люди зимой одеваются, обуваются?
  • Как называется эта одежда? (Зимняя, теплая)

IV. Новый материал.

1. Введение в тему.

а) Учитель читает стихотворение:

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои.

б) Рассматривание картины с изображением леса.

- О чем мы сегодня будем разговаривать?

- Что растет в лесу?

в) Загадка:

Что за дерево-девица?

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьет

А в иголках круглый год. ( Ель, сосна)

2. Запись темы урока в тетради. «Деревья. Ель и сосна»

3. Беседа по теме:

- Что вы представляете, когда слышите слова ель, сосна? ( Зелёные деревья всегда в иголках)

- Они похожи на другие деревья? (Нет)

- Чем же отличаются они от других деревьев?

4. Рассматривание гербария и нахождение отличий.

5. Рисование учителем на плакате, учениками в тетради веток берёзы и ели.

Отличия: у берёзы – листья, серёжки, у ели – иголки–хвоинки, шишки.

  1. Раздать ветки ели и сосны. Дети трогают, нюхают.

- Какие ветки, иголки, шишки?

- В чем различие и сходство?

- Рассматривание шишек.

7. Вывод: Ель и сосна похожи и не похожи. Ель меньше сосны, менее вынослива, хвоинки мельче, шишка узкая, длинная, ветки развесистые. Сосна высокая, величавая, неприхотливая к почве. Хвоя длинная, жёсткая, широкая шишка. И все-таки они близкие родственники. Их общий признак – хвоинки место листьев, поэтому и название у них общее – хвойные деревья. Никто не видел сосну и ель без хвои, засохшими. Поэтому их называют ещё вечно зелёными.

8. Выставить словарные карточки и чтение хором.

Запись в тетрадь: Ель и сосна – хвойные, вечнозелёные деревья. Хвою меняют постепенно.

9. Отгадывание загадок:

А) Это зеленая, пушистая красавица хороша своими ветками, которые она широко раскидывает. (Ель)

Б) Это дерево имеет высокий прямой ствол, не очень толстый, но очень прочный.

10. Конкурс на составление самого красивого предложения.

Опорные слова на доске (Хвойные, вечнозелёные, раскидистые, шишки, ствол, высокий, пушистые).

V. Физкультминутка: 

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо,

Деревцо все выше, выше

Ветерок все тише, тише.

VI. Продолжение темы. «О пользе сосны и ели».

Возле нашего города есть лес. Называется сосновый бор. Почему люди стараются чаще бывать в нем? В сосновом бору легче дышится. Сосна очищает воздух от вредных бактерий. Поэтому в сосновых борах есть санатории.

- Корабль долго плыл по морю. Моряки стали умирать от цинги. Стали пить настой сосновой хвои и выжили. Т.к. сосна в большом количестве содержит витамин С.

- Сосновые почки излечивают от бронхита и простуды.

- У сосны могучие корни, её сажают для укрепления песков.

- Из хвои сосны получают витаминную муку, кормят скот.

- Из ели делают пианино. Ель растет 150-200 лет.

Об охране леса о поведение в лесу жарким летом.

VII. Закрепление материала.

  1. Из разрезных картинок составьте целое, чтобы получились ель, сосна.
  2. С закрытыми глазами угадать ветки сосны и ели, шишки.
  3. Вопросы:

- Как называются иголки?

- Как называется лес, в котором растут сосны?

- Где находятся семена в хвойных деревьях? (в шишках)

4). Составьте пословицу из разрозненных слов.

Трудом, корнями, человек, а, дерево, сильно.

(Дерево сильно корнями, а человек – трудом.)

VIII. Подведение итога урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по развитию речи. 6 класс

Презентация иллюстрирует подготовку учащихся 6 класса к написанию сочинения - описания с использованием языковых художественных средств...

конспект открытого занятия по развитию речи вне класса по теме "Я и мои права"

на занятии идет закрепление знаний учащихся об ООН и принятых ею документах, о Конвенции прав ребенка, о единстве прав и обязанностей в обществе. Занятие проводится в форме  игры КВН...

Урок по развитию речи, 8 класс

Изложение с элементами сочинения для 8 класса...

Урок развития речи. 8 класс. Литература.Тема. Сравнительная характеристика двух литературных героев. Гринев и Швабрин. (По роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.)

Сравнительная характеристика двух литературных персонажей - один из трудных жанров школьного сочинения. На этом уроке идет подготовка к написанию сочинения, рассматриваются поэтапно приемы сопоставлен...

Конспект урока по развитию речи и окружающему миру Тема урока:"Весна"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439  Петродворцового района Санкт-Петербурга   Конспект урока по развитию речи и окружающему мируТема урока: «Весна»...

Конспект урока по развитию речи 2 класс «Особый ребенок» Тема: «Игрушки и школьные принадлежности» (урок повторение)

Конспект урока по развитию речи2 класс «Особый ребенок»Тема: «Игрушки и школьные принадлежности»(урок повторение)Цель: Стимулирование речевых функций учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта.Задачи:...

Открытый урок по развитию речи 4 класс коррекционной школы II вида. Тема: "Составление плана к тексту «Осень»".

Урок  предназначен для учеников 4 класса коррекционной школы II вида.Тема урока: Составление плана к тексту «Осень».Цель урока:подготовить учащихся к написанию изложения «О...