Разработка урока "Солнце - ближайшая к нам звезда" к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина
план-конспект урока (природоведение, 5 класс) на тему

Конспект урока, презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solntse.docx171 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока   «Солнце - ближайшая к нам звезда».

  Цель:

При формировании понятия Солнце как космическом теле, создание условий для развития познавательных, коммуникативных и рефлексивных способов деятельности.

Формирование у учащихся представлений о Солнце как о космическом теле и звезде. Формирование общеучебных умений и навыков и способов деятельности.

Задачи:

Образовательные: Актуализировать знания учащихся о Солнце, формировать понятие звезда, определить характеристики Солнца.. Раскрыть зависимость процессов на Земле от Солнца

Развивающие: Учить анализировать, сравнивать, находить закономерности, решать проблемные вопросы. Развивать познавательные процессы, навыки компьютерной грамотности, развитие письменной коммуникативностии понимание текста.

Воспитательная: Воспитывать товарищество, уважение, взаимодействие и солидарность в коллективе.

Тип урока: Комбинированный урок

Методы: Частично-поисковые, объяснительно иллюстративные, дискуссионный, технология развития критического мышления.

Формы организации: парная, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: Проектор или Мультимедийная доска;

Учебник «Природоведение» А.А.Плешакова и Н.И.Сонина

 « Дрофа»201,Презентация к уроку.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний, постановка проблемы.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите на  изображении? (слайд 1)

Как вы думаете, что  мы сегодня с вами на уроке будем узнавать? Правильно!

Я думаю, что вам будет интересно поиграть в игру, которая называется «Третий лишний»

  1. Комета, Венера, Марс.
  2. Юпитер, Нептун, Земля.
  3. Луна, Деймос, Меркурий.
  4. Нептун, Уран, Марс.
  5. Меркурий, Венера, Земля

Отгадайте загадки:

Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают,
Достать не могут.

В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект…

В голубой станице
Девица круглолица.
Ночью ей не спится -
В зеркало глядится.

По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.

Задание:   На пьедестале памятника Копернику в Варшаве высечены слова: «Остановивший Солнце, сдвинувший Землю». Объясните фразу.

А вот вам еще одна загадка:

Колокольчик синенький
Прозвенел букашке
- Ты скажи мне милая,
Что там за ромашка
Выросла над облаком, желтая такая,
Яркая, лучистая очень уж большая?
- Это кроха, не цветок, - та в ответ смеется
- Это крупное светило под названием …

(слайд 10)

Правильно! Это Солнце. Солнце – это звезда или планета?  Почему его не видно ночью, как другие звезды? Звезды – маленькие или большие небесные тела? Скажите, в какое время года хорошо видно движение Солнца по небу? (ответы учеников, обсуждение).

А теперь поиграем в игру  «Верю - не верю».

Правила игры:

  • На столе лежат листочки, на которых начерчена таблица с утверждениями.
  • Я вам зачитываю утверждение, а вы, напротив утверждения, в соседней графе, ставите знак «+» если согласны и знак « - » если не согласны.

Учащиеся работают индивидуально, каждый со своим листочком, после работы листочек отложить на край стола.

  1. Утверждения
  1. «+»,  « -»
  1.   1.Древние славяне называли Солнце Ярило

+

  1.   2 Солнце состоит на70% из водорода.

+

  3.Солнце – это самая близкая к нам звезда.

+

  4. Вокруг Земли вращаются планеты и Солнце

-

  5.В центре Солнца находится ядро.

    +

  6. Звезды по величине намного меньше планет.

-

 7. Температура в центре Солнца 2000 градусов.

-

 8 Солнце как и Земля вращается с запада на восток

+

  1. Изучение нового материала.

Солнце - ближайшая к нам звезда. Люди очень давно наблюдали за ним, поклонялись ему, обожествляли его. Мир в представлении древних египтян: внизу - Земля, над ней - богиня неба; слева и справа - корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.

 Гимн Солнцу: Восходит - и все оживает,

Заходит и все умирает.

Ты - жизни мерило и первопричина ее... Почему?

  • Ра - в египетской мифологии бог Солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском.

  • В старославянской мифологии бог Ярило считался богом Солнца. Ярила был также богом весны: он воплощает ее плодородные силы, приносил ее с собой, от него зависел и ее своевременный приход, и осуществление надежд крестьян. Ярило появлялся в положенное время года, распространял весеннее солнечное тепло, возбуждал производительную силу в растениях и людях, вносил в жизнь природы и жизнь людей молодую свежесть, пылкость чувств, наполнял людей храбростью.
  • Хорошо вам известный праздник Масленица также связан с Солнцем, ведь блины как раз и символизировали его.

                                                     Блины        Солнышко 2                 

Солнце – центр Солнечной системы

Самостоятельная работа, заполнение таблицы «аргументы и факты»

АРГУМЕНТЫ

ФАКТЫ

Посмотрите на слайд. (слайд 21)

Какое строение имеет Солнце?  

Значение Солнца

                           Недавно мне приснился страшный сон,

                           О том ,что………….навсегда пропало

                           И взледенели острова устало

                           И шепот моря превратился в стон.

            Исчезло всё деревья ,звери ,люди,

            Нет ветра, не шумят ручьи

            Сплошная тьма

            Исчезло наше главное светило

            Нет ничего лишь море пустоты

                              Проснулась от того

                              Что яркий свет ворвался в окна,

                              Открыв глаза, я подошла к окну

                              И улыбаясь, протянула руки

                              К нему, что дарит ЖИЗНЬ всему.

                                                                  (Пожаркова .А.П)

 

 О чем это стихотворение?  А почему вы так решили?

             Какими строчками стихотворения вы можете подтвердить значение Солнца для нашей планеты

Актуализация опорных знаний

  • Солнце - главный источник энергии (света и тепла) на Земле
  • Энергия Солнца приводит в движение огромные массы воздуха (образование ветра)
  • Энергия Солнца вызывает круговорот воды в природе
  • Смена времен года и климат обусловлены распределением солнечной энергии на земном шаре
  • Благодаря Солнцу развиваются и живут организмы

Остались ли вопросы, на которые вы не нашли ответ в учебнике?

Солнечное затмение.

IV.Стадия Рефлексии. На экране таблица с Утверждениями.

Ребята, давайте снова попытаемся ответить на утверждения и проверим, не ошиблись ли мы в наших утверждениях.

Я зачитываю утверждения, а вы находите и обсуждаете ответ и ставите в третьей графе нужный знак (работа в парах).

На экране – таблица с Утверждениями.

  1. Утверждения
  1. «+»,  « -»
  1.   1.Древние славяне называли Солнце Ярило

+

  1. +
  1.   2 Солнце состоит на70% из водорода.

+

  1. +

  3.Солнце – это самая близкая к нам звезда.

+

  1. +

  4. Вокруг Земли вращаются планеты и Солнце

-

  1. -

  5.В центре Солнца находится ядро.

    +

+

  6. Звезды по величине намного меньше планет.

-

-

 7. Температура в центре Солнца 2000 градусов.

-

-

 8 Солнце как и Земля вращается с запада на восток

+

+

По каким вопросам ваше мнение совпало?

Объясните, почему вы так решили?

По каким вопросам ваше мнение изменилось?  Почему?

Написание СИНКВЕЙНА. Работу можно выполнить индивидуально или в парах.

Домашнее задание:

Вы живете в 2234 году

Имеете свой собственный космический корабль, который пользуется   спросом у  туристов из других галактик, на котором совершаются межпланетные экскурсии. Ваша мечта организация экскурсии к Солнцу.  Составьте  экскурсионный маршрут. Или просто опишите Солнце. А можете нарисовать ваш маршрут и космический корабль.

 

                                                                   Желаю успеха.

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Планеты - гиганты и маленький Плутон.Природоведение 5 класс (к учебнику А.А.Плешакова.Н.И.Сонина).

Уроки по теме: " Соседи Солнца" ( Планеты земной группы и Планеты гиганты и маленький Плутон).Тест: "Соседи Солнца"Презентация к урокам: "Соседи Солнца"...

рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Биология 34 ч в неделю

Программа содержит календарно-тематическое планирование по ФГОС...

Программа и тематическое планирование по географии 5 класс (по учебнику И.И. Бариновой, А.Л. Плешакова, Н.И. Сонина)

Программа по географии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном...

Пояснительная записка к курсу "География. Начальный курс. 5 класс." к учебнику Н.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина

Пояснительная записка разработана к курсу географии 5 класса в рамках реализации программы ФГОС к линии УМК И.И. Бариновой.Рабочая программа разработана в соответствии с локальным актом образовательно...