Разработка урока "Солнце - ближайшая к нам звезда" к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока «Солнце - ближайшая к нам звезда».
Цель:
При формировании понятия Солнце как космическом теле, создание условий для развития познавательных, коммуникативных и рефлексивных способов деятельности.
Формирование у учащихся представлений о Солнце как о космическом теле и звезде. Формирование общеучебных умений и навыков и способов деятельности.
Задачи:
Образовательные: Актуализировать знания учащихся о Солнце, формировать понятие звезда, определить характеристики Солнца.. Раскрыть зависимость процессов на Земле от Солнца
Развивающие: Учить анализировать, сравнивать, находить закономерности, решать проблемные вопросы. Развивать познавательные процессы, навыки компьютерной грамотности, развитие письменной коммуникативностии понимание текста.
Воспитательная: Воспитывать товарищество, уважение, взаимодействие и солидарность в коллективе.
Тип урока: Комбинированный урок
Методы: Частично-поисковые, объяснительно иллюстративные, дискуссионный, технология развития критического мышления.
Формы организации: парная, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: Проектор или Мультимедийная доска;
Учебник «Природоведение» А.А.Плешакова и Н.И.Сонина
« Дрофа»201,Презентация к уроку.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний, постановка проблемы.
Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите на изображении? (слайд 1)
Как вы думаете, что мы сегодня с вами на уроке будем узнавать? Правильно!
Я думаю, что вам будет интересно поиграть в игру, которая называется «Третий лишний»
- Комета, Венера, Марс.
- Юпитер, Нептун, Земля.
- Луна, Деймос, Меркурий.
- Нептун, Уран, Марс.
- Меркурий, Венера, Земля
Отгадайте загадки:
Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают,
Достать не могут.
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект…
В голубой станице
Девица круглолица.
Ночью ей не спится -
В зеркало глядится.
По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
Задание: На пьедестале памятника Копернику в Варшаве высечены слова: «Остановивший Солнце, сдвинувший Землю». Объясните фразу.
А вот вам еще одна загадка:
Колокольчик синенький
Прозвенел букашке
- Ты скажи мне милая,
Что там за ромашка
Выросла над облаком, желтая такая,
Яркая, лучистая очень уж большая?
- Это кроха, не цветок, - та в ответ смеется
- Это крупное светило под названием …
(слайд 10)
Правильно! Это Солнце. Солнце – это звезда или планета? Почему его не видно ночью, как другие звезды? Звезды – маленькие или большие небесные тела? Скажите, в какое время года хорошо видно движение Солнца по небу? (ответы учеников, обсуждение).
А теперь поиграем в игру «Верю - не верю».
Правила игры:
- На столе лежат листочки, на которых начерчена таблица с утверждениями.
- Я вам зачитываю утверждение, а вы, напротив утверждения, в соседней графе, ставите знак «+» если согласны и знак « - » если не согласны.
Учащиеся работают индивидуально, каждый со своим листочком, после работы листочек отложить на край стола.
|
| |
| + | |
| + | |
3.Солнце – это самая близкая к нам звезда. | + | |
4. Вокруг Земли вращаются планеты и Солнце | - | |
5.В центре Солнца находится ядро. | + | |
6. Звезды по величине намного меньше планет. | - | |
7. Температура в центре Солнца 2000 градусов. | - | |
8 Солнце как и Земля вращается с запада на восток | + |
- Изучение нового материала.
Солнце - ближайшая к нам звезда. Люди очень давно наблюдали за ним, поклонялись ему, обожествляли его. Мир в представлении древних египтян: внизу - Земля, над ней - богиня неба; слева и справа - корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.
Гимн Солнцу: Восходит - и все оживает,
Заходит и все умирает.
Ты - жизни мерило и первопричина ее... Почему?
- Ра - в египетской мифологии бог Солнца, воплощенный в образе сокола, огромного кота или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском.
- В старославянской мифологии бог Ярило считался богом Солнца. Ярила был также богом весны: он воплощает ее плодородные силы, приносил ее с собой, от него зависел и ее своевременный приход, и осуществление надежд крестьян. Ярило появлялся в положенное время года, распространял весеннее солнечное тепло, возбуждал производительную силу в растениях и людях, вносил в жизнь природы и жизнь людей молодую свежесть, пылкость чувств, наполнял людей храбростью.
- Хорошо вам известный праздник Масленица также связан с Солнцем, ведь блины как раз и символизировали его.
Солнце – центр Солнечной системы
Самостоятельная работа, заполнение таблицы «аргументы и факты»
АРГУМЕНТЫ | ФАКТЫ |
Посмотрите на слайд. (слайд 21)
Какое строение имеет Солнце?
Значение Солнца
Недавно мне приснился страшный сон,
О том ,что………….навсегда пропало
И взледенели острова устало
И шепот моря превратился в стон.
Исчезло всё деревья ,звери ,люди,
Нет ветра, не шумят ручьи
Сплошная тьма
Исчезло наше главное светило
Нет ничего лишь море пустоты
Проснулась от того
Что яркий свет ворвался в окна,
Открыв глаза, я подошла к окну
И улыбаясь, протянула руки
К нему, что дарит ЖИЗНЬ всему.
(Пожаркова .А.П)
О чем это стихотворение? А почему вы так решили?
Какими строчками стихотворения вы можете подтвердить значение Солнца для нашей планеты
Актуализация опорных знаний
- Солнце - главный источник энергии (света и тепла) на Земле
- Энергия Солнца приводит в движение огромные массы воздуха (образование ветра)
- Энергия Солнца вызывает круговорот воды в природе
- Смена времен года и климат обусловлены распределением солнечной энергии на земном шаре
- Благодаря Солнцу развиваются и живут организмы
Остались ли вопросы, на которые вы не нашли ответ в учебнике?
Солнечное затмение.
IV.Стадия Рефлексии. На экране таблица с Утверждениями.
Ребята, давайте снова попытаемся ответить на утверждения и проверим, не ошиблись ли мы в наших утверждениях.
Я зачитываю утверждения, а вы находите и обсуждаете ответ и ставите в третьей графе нужный знак (работа в парах).
На экране – таблица с Утверждениями.
|
| |
| + |
|
| + |
|
3.Солнце – это самая близкая к нам звезда. | + |
|
4. Вокруг Земли вращаются планеты и Солнце | - |
|
5.В центре Солнца находится ядро. | + | + |
6. Звезды по величине намного меньше планет. | - | - |
7. Температура в центре Солнца 2000 градусов. | - | - |
8 Солнце как и Земля вращается с запада на восток | + | + |
По каким вопросам ваше мнение совпало?
Объясните, почему вы так решили?
По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?
Написание СИНКВЕЙНА. Работу можно выполнить индивидуально или в парах.
Домашнее задание:
Вы живете в 2234 году
Имеете свой собственный космический корабль, который пользуется спросом у туристов из других галактик, на котором совершаются межпланетные экскурсии. Ваша мечта организация экскурсии к Солнцу. Составьте экскурсионный маршрут. Или просто опишите Солнце. А можете нарисовать ваш маршрут и космический корабль.
Желаю успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Планеты - гиганты и маленький Плутон.Природоведение 5 класс (к учебнику А.А.Плешакова.Н.И.Сонина).
Уроки по теме: " Соседи Солнца" ( Планеты земной группы и Планеты гиганты и маленький Плутон).Тест: "Соседи Солнца"Презентация к урокам: "Соседи Солнца"...
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Планеты - гиганты.Природоведение 5 класс (к учебнику А.А.Плешакова.Н.И.Сонина). Тест
Тест к урокам по природоведению "Соседи Солнца"...
рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Биология 34 ч в неделю
Программа содержит календарно-тематическое планирование по ФГОС...
Разработка урока "Солнце - ближайшая к нам звезда" к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина
Конспект урока, презентация...
Программа и тематическое планирование по географии 5 класс (по учебнику И.И. Бариновой, А.Л. Плешакова, Н.И. Сонина)
Программа по географии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном...
Пояснительная записка к курсу "География. Начальный курс. 5 класс." к учебнику Н.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина
Пояснительная записка разработана к курсу географии 5 класса в рамках реализации программы ФГОС к линии УМК И.И. Бариновой.Рабочая программа разработана в соответствии с локальным актом образовательно...
Рабочая программа по географии к учебнику И.И.Баринова, А.А.Плешакова, Н.И. Сонина "Геогрфия.Начальный курс" 5 класс
Данная рабочая программа составлена на основе требований ФГОС...