Рабочая программа по природоведению для 5 класса. Автор В.М. Пакулова, Н.В. Иванова.
рабочая программа по природоведению (5 класс) по теме
В данной рабочей программе отражено: количество часов на изучение курса природоведения - 68 за учебный год, количество практических и лабораторных работ, название работ, количество экскурсий по программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_prirodovedeniyu.docx | 37.39 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа по природоведению составлена на основе авторской программы основного образования по биологии (линия программ В.В. Пасечника), М., Дрофа, 2011 год
Программа используется без изменений.
Программа ориентирована на учебник природоведение В.М. Пакулова, Н.В. Иванова, который допущен министерством образования и науки РФ (учебник входит в учебно – методический комплект по биологии по линии В.В. Пасечника).
Программа рассчитана на 1 (один) год обучения.
Количество часов – 68 (2 часа в неделю)
Практических работ – 4
Экскурсий – 2
Цель программы: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
Задачи преподавания природоведения:
- сформировать у учащихся представление о курсе природоведения, как продолжения курса природоведения в начальной школе;
- развивать понятия учащихся о телах природы, сформировать представление о веществах, их состоянии, свойствах;
- учить добывать знания опытным путем;
- развивать наблюдательность, внимание, учить приемам мыслительной деятельности;
- формировать научное мировоззрение.
- Основное содержание
1. Введение – 2 часа
- сформировать у учащихся представление о курсе природоведения в 5 классе;
- показать многообразие природы и место человека в ней;
- познакомить с приборами и инструментами для изучения природы;
- познакомить учащихся с учебником, структурой, правилами работы с ним;
- познакомить с литературой для дополнительного чтения.
2. Вселенная – 7 часов
- развивать понятие о телах природы;
- сформировать представление учащихся о Солнечной системе;
- познакомить со спутником Земли – Луной;
- учить наблюдать звездное небо, ориентироваться по Полярной звезде, определять фазы Луны;
- формировать умение работать с глобусом и картой.
3. Строение и свойства вещества – 11 часов
- развивать у учащихся понятие о телах природы;
- сформировать представление о веществах, их состоянии, свойствах, строении, познакомить с явлением диффузии, горения, окисления;
- сформировать представление о физических и химических явлениях природы;
- учить добывать знания опытным путем;
- развивать наблюдательность, внимание, учить приемам мыслительной деятельности, формировать научное мировоззрение.
4. Воздух – 6 часов
- расширить и углубить представление учащихся о воздухе, его составе, физических и химических свойствах, разъяснить процесс образования облаков, осадков, ветра, показать работу воздуха в природе, необходимость его охраны;
- сформировать представление о погоде, её признаках;
- развивать умение анализировать, делать выводы, наблюдать явления природы.
5. Вода – 4 часа
- развивать понятие о физических свойствах воды;
- раскрыть значение воды в природе и жизни человека;
- обосновать необходимость охраны воды;
- формировать экологическую грамотность учащихся;
- формировать навыки лабораторных исследований.
6. Горные породы- 4 часа
– ввести понятие о горных породах и минералах, о происхождении и многообразии горных пород;
– сформировать представление о процессах выветривания горных пород, классификации полезных ископаемых;
– показать использование человеком горных пород, металлов, разъяснить необходимость охраны недр, продолжить формирование экологической грамотности;
– формировать умение работать с натуральными объектами.
7. Почва – особое тело Земли – 6 часов
- развивать понятие о почве и её составе;
-формировать представление о многообразии и структуре почв;
- познакомить с приемами обработки почв;
- продолжить формирование экологической грамотности на основе бережного отношения к почве;
- показать единство живой и неживой природы.
- Организмы – 5 часов
- вести понятие о живых организмах, их строении и свойствах;
- формировать представление об условиях жизни организмов: среде обитания, факторах среды обитания, показать разнообразие живых организмов;
- учить работать с увеличительными приборами – лупой и микроскопом;
- формировать умение наблюдать объекты с помощью увеличительных приборов.
- Растения – посредники между небом и землей – 7 часов
- развивать и углублять понятие «организм», ввести понятие «организм растения»;
- сформировать представление о характерных признаках растений;
-показать место растений в биосфере, познакомить с дикорастущими и культурными растениями, их многообразием;
-формировать умение работать с натуральными объектами;
- продолжить формирование экологической грамотности.
- Грибы – 3 часа
- вести понятие о грибах, как особых организмах;
- познакомить с грибами съедобными и ядовитыми, правилами сбора грибов;
- формировать представление о многообразии грибов;
- продолжить формирование экологической грамотности.
11. Животные – братья наши меньшие – 5 часов
- развивать и углублять понятие «организм», ввести понятие «организм животного»;
- сформировать представление о характерных признаках животных;
- показать место животных в биосфере, познакомить с дикими и домашними животными в, их многообразии;
- продолжить формирование экологической грамотности.
- Человек. Его здоровье и безопасность жизни – 4 часа
- Развивать у учащихся представление о человеке, как биологическом существе, познакомить с организмом человека и социальной сущностью человека.
- Природа едина (повторение) – 3 часа
- углублять и обобщать знания о связях живой и неживой природы: сформировать понятия о пищевых цепях и сетях, умение самостоятельно наблюдать явления живой и неживой природы.
Перечень оценочных практических,
лабораторных работ и экскурсий
Практическая работа | Лабораторная работа | Экскурсия | |
1.Введение – 2 часа | - | - | №1 «Природа живая и неживая» |
2. Вселенная – 7 часов | №1 «Ориентирование на местности с помощью компаса». № 2 «Ориентирование на местности по солнцу и часам». № 3 «Определение сторон горизонта по звездам». | № 1 «Определение по звёздной карте созвездия северного полушария». № 2 «Определение на глобусе (карте полушарий) экватора, полюсов, полушарий». | - |
3.Строение и свойства вещества – 11 часов | - | № 3. «Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел» | - |
4. Воздух – 6 часов | № 4 « Описание погоды за месяц» | - | - |
5.Вода- 4 часа | - | - | - |
6.Горные породы – 4 часа | - | № 4 « Описание минералов и горных пород, определение их свойств». № 5 «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами». | - |
7. Почва – особое тело Земли – 6 часов | - | - | - |
8.Организмы – 5 часов | - | - | - |
9.Растения посредники между небом и землёй – 7 часов | - | № 6 «Распознавание органов цветкового растения». № 7 «Влияние температуры воздуха и влажности на прорастание семян». № 8.»Определение названий растений». | - |
10.Грибы- 3 часа | - | № 9 «Узнавание съедобных и ядовитых грибов». | - |
11.Животные – братья наши меньшие – 5 часов | - | № 10 « Узнавание животных своей местности». | - |
12. Человек. Его здоровье и безопасность жизни – 4 часа | - | № 11 «Определение показателей развития своего организма». № 12 «Овладение простейшими способами оказания первой помощи при ушибах, растяжении связок, венозном и капиллярном кровотечении». | - |
13. Природа едина (повторение) – 3 часа | - | - | №2 «Сезонные изменения в природе». |
Всего: 68 часов | 4 практических | 12 лабораторных | 2 экскурсии |
- Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать\понимать:
- отличия живой природы от неживой;
- строение, свойства тел живой природы и неживой;
- явления живой природы и неживой;
- состав воздуха, его свойства и значение для живых тел природы;
- состав воды, её свойства и значение для живых тел природы;
- образование ветра, осадков;
- основные признаки рудных и нерудных полезных ископаемых;
- состав и свойства почвы;
- многообразие растений и животных, условия их жизни, использование человеком;
- место и роль человека в природе;
- меры по охране живой и неживой природы.
Учащиеся должны уметь:
- вести фенологические наблюдения, проводить измерения температуры воздуха, определять направления ветра и облачность, виды осадков, делать записи условными обозначениями;
- ориентироваться по солнцу, местным признакам;
- самостоятельно объяснять явления живой и неживой природы;
- ориентироваться в учебнике, работать с текстом, рисунками, выделять главные мысли в содержании текста.
Организуя учебный процесс по природоведению, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение природоведения формирует не только определённую систему предметных знаний, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды, выявление причинно – следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений, моделирования и проектирования.
- Учебно – методическое обеспечение:
- Учебник: В.М. Пакулов, Н.Л. Иванова. «Природоведение. Природа. Неживая и живая», Москва, Дрофа, 2012.
- Рабочая тетрадь: «Природоведение. «Природа. Неживая и живая», Москва, Дрофа, 2012.
- УМК: Л.Д. Парфилова «Тематическое планирование по природоведению», Москва, изд. «Экзамен», 2012 г.
- Л.Д. Парфилова, «Тематическое планирование по природоведению», Москва, изд. «Экзамен», 2012 г.
- Г.В. Чередникова «Поурочное планирование», издательство «Учитель» Волгоград, 2012 год.
- Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс. Авторы: Пасечник В.В., Пакулова В.М., Латюшин В.В., Маш Р.Д. (51 час)
Рабочая программа по биологии 6 класс составлена на основе примерной программы основного общего образования (базовый уровень) по биологии; Пасечник В.В., Пакулова ...
Рабочая программа по природоведению 5 класс.Автор Овчарова.
Рабочая программа и тематическое планирование составлены по учебнику Овчаровой....
Рабочая программа по природоведению 5 класс В.М. Пакулова
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы....
рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...
Рабочая программа по природоведению 5 класс . Авторы: В.М. Пакулова, Н.В. Иванова.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению 5 класс.Авторы: В.М. Пакулова, Н.В. Иванова....
Календарно - тематическое планирование по природоведению для 5 класса. Автор В.М. Пакулова, Н.В. Иванова.
Здесь можно увидеть распределение часов по урокам, название тем уроков, оснащенность урока, основные понятия, формируемые на уроках, формируемые универсальные учебные действия на данном этапе урока....
Рабочая программа по биологии 6 класс. Авторы учебника В.В. Пасечник, В.В.Латюшин, В.М. Пакулова
Рабочая программа по биологии класс. Авторы учебника В.В. Пасечник, В.В.Латюшин, В.М. Пакулова...