Рабочая программа по биологии 6 класс. Авторы: Пасечник В.В., Пакулова В.М., Латюшин В.В., Маш Р.Д. (51 час)
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Рабочая программа по биологии 6 класс составлена на основе примерной программы основного общего образования (базовый уровень) по биологии; Пасечник В.В., Пакулова В.М., Латюшин В.В., Маш Р.Д. (35 часов, 1 час в неделю)
Рабочая программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта и предполагает увеличение часов на изучение предмета до 51часа.
Рабочая программа рассчитана на 51 учебный час из расчета 1.5 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6_klass_51_chas.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Горшунова Ирина Валентиновна
МОУСОШ №16, г. Королев
e-mail: gorshunova-irina@mail.ru
Рабочая программа по биологии 6 класс
51 учебный час. ( 1.5 часов в неделю).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии 6 класс составлена на основе примерной программы основного общего образования (базовый уровень) по биологии; Пасечник В.В., Пакулова В.М., Латюшин В.В., Маш Р.Д. (35 часов, 1 час в неделю)
Рабочая программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта и предполагает увеличение часов на изучение предмета до 51часа.
Рабочая программа рассчитана на 51 учебный час из расчета 1.5 часа в неделю.
Программа является расширенной. Расширение программы происходит за счёт увеличения часов при изучении следующих тем :
- Царства Бактерии и Грибы (4 ч)+1 часа
- Царство растения (5 ч)+2часа.
- Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 ч)+6 часов
- Классификация растений 7 часов
- Развитие растительного мира 2 часа
Увеличение количества часов на указанные разделы и темы позволит сформировать у учащихся 6 класса устойчивые знания, умения и навыки,
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Данная программа предназначена для использования при работе с учебно-методическим комплектом по биологическому образованию для основной школы (5 – 9 классы), разработанный под руководством В.В.Пасечника. (Учебник «Биология. 6кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.Пасечник. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005».)
Расширение программы отражено в учебно – тематическом плане и календарно – тематическом планировании.
Рабочая программа рассчитана на 51 учебный час из расчета 1.5 часа в неделю.
Цели.
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- дать общее представление о трех царствах живых организмов- бактериях, грибах и растениях;
- изучить особенности строения жизнедеятельности и значение отделов растений; строение и жизнедеятельность покрытосеменных растений, а также основы классификации их;
- дать представление об историческом развитии растений, растительных сообществах, их изменении под влиянием деятельности человека и как следствие, необходимости охраны сообществ.
Основные типы учебных занятий.
- урок нового материала;
- комбинированный урок;
- урок обобщения по отдельным разделам;
- урок контроля знаний;
- лабораторные и практические работы.
Виды контроля.
- текущий (поурочный);
- итоговый по разделам;
- по полугодиям.
Учебно-тематический план
по предмету биология 51 час в год
№п/п | Тема | Всего часов |
1. | Введение. | 1 часа |
2. | Клеточное строение организмов | 4 часа |
3. | Царство бактерии и Грибы(4 ч)+1 часа | 5часов |
4. | Царство растения (5ч)+2часа | 7часов |
5. | Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 ч)+6 часов | 14 часов |
6. | Жизнь растений (7 ч) | 8 часов |
7. | Классификация растений | 7 часов |
8. | Природные сообщества | 3 часа |
9. | Развитие растительного мира | 2 часа |
Всего: | 51 час |
Основное содержание
1. Введение. (1 ч)
Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.
2. Клеточное строение организмов (4 ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.
Лабораторные работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
3. Царство Бактерии и Грибы (4 ч)+1 часа
Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека. Шляпочные грибы Московской области.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.
Лабораторные работы
Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом. Изучение строения тел шляпочных грибов.
4. Царство растения (5 ч)+2часа
Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Лабораторные работы
Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща).
Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
5. Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 ч)+6 часов
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней. Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Лабораторные работы
Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений.
Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы. Изучение внешнего и внутреннего строения корня.
Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).
Изучение строения цветка. Ознакомление с различными видами соцветий.
Ознакомление с сухими и сочными плодами.
6. Жизнь растений (7 ч)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии. Рост растений. Этапы развития. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. Растение – целостный организм.
Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторная работа
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Практические работы
Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсия: зимние явления в жизни растений.
7. Классификация растений (7часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс двудольные растения. Морфологическая характеристика 3 семейств с учетом местных условий. Класс однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности).
Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторная работа
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
8. Природные сообщества (3 часа)
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений. Взаимосвязь растений с другими организмами. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.
Лабораторная работа
Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.
9. Развитие растительного мира (2 часа)
Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире.
Демонстрация отпечатков ископаемых растений.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса
Учащиеся должны знать:
- строение и функции клетки;
- особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений;
- сведения о таксономических единицах;
- способы размножения бактерий, грибов, растений;
- основные этапы развития растительного мира;
- взаимосвязь растений с факторами среды;
- взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах;
- роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;
- охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;
- основные растения региона, особенности их возделывания.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;
- вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями;
- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник;
- ухаживать за растениями, выращивать их;
- проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании;
- соблюдать правила поведения в природе;
- работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
- Поурочная проверка знаний, лабораторно- практические работы с раздаточным и гербарным материалом, работа с микроскопом, с учебными таблицами, с дополнительной литературой, итоговая проверка по разделам, по полугодиям, сдача зачетов.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Учебник
Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / В.В. Пасечник. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа.
Пособия для учителя
- Панфилова Л.Д. Биология: 6-й кл.: Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология- 6: Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / В.В. Пасечник. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002»: Метод, пособие. / Л.Д. Панфилова. – Мл Издательство «Экзамен», 2004. – 126 с.
- Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник Тематическое и поурочное планирование к учебнику Биология – 6: Бактерии. Грибы. Растения, М.: Дрофа, 2000
- Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. Биология 5-11 классы, М.: Дрофа, 2010
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. – М.: Дрофа, 2002.
- Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5–11 классы / авт.-сост. А. Е. Андреева и др.; под ред. Д. И. Трайтака, Н. Д. Андреевой. – М.: Мнемозина, 2008. – 128 с.
- Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6–9 классы. – М.: Просвещение, 2002.
- Сборник нормативных документов. Биология / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006. – 166 с.
- А.В. Марина Конспекты уроков для учителя биологии-6кл.Уроки ботаники., изд. Владос, Москва, 2003
- Н.И. Сонин Биология – 6. Лучшие нестандартные уроки.Изд.Айрис Пресс, Москва,2003
- Биология: Ботаника – 6 класс из серии «Я иду на урок биологии», изд.Первое сентября, Москва, 2002
- А.Е. Богоявленская Активные формы и методы обучения биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники, изд. Просвещение, Москва, 1996
- А.А. Калинина Поурочные разработки по биологии – 6кл. Бактерии. Грибы. Растения. Изд. «Вако», Москва, 2007
- Г.П. Яковлев, Л.В. Аверьянов Ботаника для учителя в 2-ух частях, изд.Просвещение, Москва, 1997
- В.Г. Хржановский, С.Ф. Пономаренко Ботаника, учебник для техникумов,Москва ВО « Агропромиздат», 1988
Пособия для учащихся
- В.В. Петров Растительный мир нашей Родины, Москва «Просвещение», 1991
- Д.И. Трайтак Книга для чтения по биологии. Растения, Москва «Просвещение», 1996
- Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников – 6-7 кл., изд. Мнемозина, Москва, 1998
- О.Н. Дронова Хрестоматия по биологии. Бактерии. Грибы. Растения., Саратов, изд. «Лицей», 2002
- Л.А. Багрова Я познаю мир. Растения, Москва, ТКО « АСТ», 1995
- В. Рохлов, А. Теремов, Р. Петросова Занимательная ботаника, Москва, «АСТ-ПРЕСС», 1998
- Е.Н. Демьянков Биология. Мир растений. Задачи, дополнительные материалы – 6 кл.. изд Владос, Москва, 2004.
- А.М. Былова, Н.И.Шорина Экология растений – 6кл, Изд. Вентана-Граф, Москва, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии (УМК В. Пасечника), 6 класс
Материал содержит рабочую программу по курсу биологии для 6 класса (УМК Пасечника В.В.), календарно-тематическое планирование, отражающее основные элементы межпредметной и метапредметной интеграции. П...
Рабочая программа по биологии по линии Пасечника 9 класс
Рабочая учебная программа по биологии 5-11 класс ( базовый уровень ) разработана на основании Примерной программы основного общего образования по биологии, а...
Рабочая программа по биологии по линии Пасечника 9 класс
Рабочая учебная программа по биологии 5-11 класс ( базовый уровень ) разработана на основании Примерной программы основного общего образования по биологии, а...
рабочая программа по биологии фгос линия Пасечник 5-9 класс
Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами: 1).Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 20...
Рабочая программа по биологии (В.В. Пасечник) 5-9 класс по ФГОС
Рабочая программа по биологии по программе В.В. Пасечника для 5-9 классов по ФГОС. Программа содержит личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы, содержание учебного предмет...
Рабочая программа по биологии. В.В.Пасечник. 5 класс. 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии. В.В.Пасечник. 5 класс. 2 часа в неделю....
Рабочая программа по биологии. В.В.Пасечник. 6 класс. 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии. В.В.Пасечник. 6 класс. 2 часа в неделю....