Календарно - тематическое планирование по природоведению для 5 класса. Автор В.М. Пакулова, Н.В. Иванова.
календарно-тематическое планирование по природоведению (5 класс) по теме

Дедёкина Татьяна Евгеньевна

Здесь можно увидеть распределение часов по урокам, название тем уроков, оснащенность урока, основные понятия, формируемые на уроках, формируемые универсальные учебные действия на данном этапе урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по предмету «Природоведение. Природа. Неживая и живая»  в 5 классах

  к учебнику В. М. Пакуловой, Н. В. Ивановой на 2013 \ 2014 учебный год.

 

№ урока

План.  дата проведения урока

Тема урока

Основные понятия, формируемые на уроке

Формируемые универсальные учебные действия

Оснащенность урока

Дом. задание

Примечание

Факт. дата проведения урока

5 а

5 б

Введение. (2 ч)

5 а

5 б

1.

02.09.13

Вводный инструктаж по правилам техники безопасности на уроках природоведения.

Природа. Живая и неживая природа.

Разнообразие природы, воздействие человека на природу.

знать:

Представления о предмете природоведении, его месте  среди других наук.

О связях мира живой и неживой природы;

 Текст учебника

Стр.3-6,  ведение дневников природы

 

2.

Зачем и как изучают природу.

Приборы и инструменты для проведения наблюдений, опытов, измерений.

Знать: Методы изучения природы (наблюдение, опыт, измерение).

Уметь: применять приборы в повседневной жизни. Проводить простейшие наблюдения, опыты и

измерения.

Наглядные пособия: микроскоп, рулетка,

термометр. Текст учебника

Стр.7 -10

 

1. Вселенная  7 часов

3.

Звезды на небе.

Вселенная, звезды, созвездия, Полярная звезда, Большая и Малая Медведицы, яркость звезд.

Знать:

Что такое звезды, различия звезд по цвету, яркости, приборы наблюдения за звездами.

Уметь: находить созвездия по карте звездного неба.

Звёздная карта неба, компасы.

П.1, вопросы

4

Земля – наш дом.

Форма и размеры Земли, вращение Земли, экватор, полюсы Северный и Южный.

Знать:

Главные движения у  Земли, смена дня и ночи, високосный год.

Уметь:

 объяснять вращение Земли вокруг своей оси, Солнца, смену дня и ночи.

Глобусы, компасы, карта полушарий, учебники.

П. 2, вопросы

5

Повторение темы: «Звезды на небе. Земля -наш дом».

Л.р. № 1. Работа со звездной картой, определение созвездий Северного полушария.

Ось земли, Северное и Южное полушария, орбита, экватор, високосный год, суточное и годовое движение Земли, Земля – местообитание живых организмов. Планета Земля, ее положение в солнечной системе, смена дня и ночи, времен года;

уметь: находить созвездия Большой и Малой Медведицы, ориентироваться по Полярной звезде.

Учебники, тетради.

6

Оболочки Земли.

Литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера.

Знать: основные оболочки Земли.

Уметь: показать их на схемах, объяснить строение.

Глобусы, компасы, карта полушарий, учебники.

П. 3, вопросы

7

Луна – естественный спутник Земли

Луна – спутник земли, кратеры, лунные фазы.

Знать:

фазы Луны.

Уметь:

определять фазы Луны, работать с глобусом и картой

Рисунки, фотографии луны, лунохода, учебники.

П. 4, вопросы

8

Солнце. Солнечная система.

Солнце – звезда, ближайшая к Земле, Солнечная система, планеты, кометы, метеоры, метеориты, астероиды.

Знать:

тела природы, из каких планет состоит Солнечная система. 
Уметь:

объяснять строение Солнечной системы. 

Таблица «Строение Солнечной системы».

П. 5, вопросы

9

Обобщение темы: «Вселенная». Закрепление умений и навыков по теме.

 Л\Р № 2 «Определение на глобусе (карте полушарий)экватора, полюсов, северного и южного полушария.

Северный, Южный полюс, полушария, экватор.

Знать: положение Южного и Северного полюсов.

Уметь:

Ориентироваться по карте, глобусу.

Учебники, тетради, карта полушарий, глобусы.

Строение и свойства вещества – 11 часов

10

Тела и вещества

Вещество, тело, состояние веществ(твердые, жидкие, газообразные).

Знать:

Разнообразие

веществ, вещества чистые и смеси, простые и сложные, тела природы, состояние, свойства и строение веществ, явления диффузии, горения и окисления, химические и физические явления. Различать физические и химические явления;   физические и химические явления,  свойства жидкостей, газов.
Уметь: развивать наблюдательность, внимание, добывать знания опытны путём, различать понятия физические и химические явления, приводить примеры явлений. Приводить примеры простых и сложных, органических и неорганических веществ. Описывать: физические явления  по предложенному плану, внешний вид изученных тел и веществ;


   

Ножницы, стакан, резиновый мяч, учебники, тетради.

П.6, вопросы

11

Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов.

Деформация, пластичность, упругость.

Алюминиевый прямоугольный брус, колбы разной формы, воздушный шарик, резиновая лента с делениями, пружина, пластилин, учебники, тетради.

П.7, вопросы

12

Вещества и смеси. 

Л.р. № 3. Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.

Чистые вещества, смеси веществ. Их состав и свойства.

Порошок серы, порошок железа, магнит, стакан с водой, учебники, тетради.

П. 8, вопросы

13

Молекулы. Атомы. Элементы.

Частицы, молекулы, атомы, химический элемент.

Резиновый мяч, воск, стакан, кусочки пластилина двух цветов, учебники, тетради.

П. 9, вопросы

14

Движение частиц вещества

Диффузия: в газах, жидкостях, твердых веществах.

Пахучее вещество (духи), концентрированный раствор медного купороса, учебники, тетради.

П. 10, вопросы

15

Взаимодействие частиц.

Сила притяжения, текучесть, взаимное притяжение.

Стакан, колба, металлическая линейка, ластик, учебники, тетради.

П. 11, вопросы

16

Разнообразие веществ

Простые и сложные, органические и неорганические вещества.

Модели молекул простых и сложных веществ, образцы органических и неорганических веществ, учебники, тетради.

П. 12, вопросы

17

Явления природы. Физические явления.

Физические явления: механические, тепловые, электрические.

Блюдце, кусочки льда, порошок серы и железа, спиртовка, пробирка, учебники, тетради.

П. 13, вопросы

18

Химические явления. Горение.

Химические явления, реакции и значения  горения.

Свечи 3 шт., стакан, банка, образцы твердого топлива, учебники, тетради.

П. 14, вопросы

19

Окисление.

Реакция окисления, дыхание.

Ржавый гвоздь, комнатные растения (цветы), учебники, тетради.

П. 15, вопросы

20

Обобщение темы: «Строение и свойства вещества»

Закрепление умений и навыков по теме.

Алюминиевый брусок, стакан, колба, воздушный шарик, пластилин, модели молекул, предметное стекло, пипетка, йод, учебники, тетради.

Воздух – 3 часа

21

Воздух – смесь газов.

Состав воздуха, основные газы воздуха.

        Знать:  

 что такое смог, из чего состоит воздух.

 Уметь: объяснять появление  кислорода в воздухе.

Спиртовка, таблица «Газовый состав атмосферы», учебники, тетради.

П. 16, вопросы

22

Свойства воздуха.

Пространство и воздух, сжимаемость и упругость.

 Знать:

 свойства воздуха. состав, химические и физические свойства воздуха, погода, её признаки, образование осадков

Уметь: объяснять и показывать на наглядном примере, что воздух занимает определенное пространство.

Стеклянная чаша, стакан, кусочек сахара, комочек почвы, мяч, учебники, тетради.

П. 17, вопросы

23

Вес воздуха и атмосферное давление

Вес, давление воздуха.

Знать: определения веса и давления воздуха.

Уметь: определять вес воздуха по заданным величинам.

Весы, воздушный шарик, песок, газета, рейка, учебники, тетради.

П. 18, вопросы

24

Изменение давления воздуха с высотой.

Плотность и разреженность воздуха, величина атмосферного давления.

Знать:

единицу измерения давления, прибор измеряющий давление воздуха.

 

Барометр, таблица «Опыт Торичелли», климатическая карта, учебники, тетради.

П. 19, вопросы

25

Погода и ее предсказания.

Л.р. № 5. «Описание погоды за месяц»

Погода и ее предсказание. Признаки устойчивой и неустойчивой погоды.

   Знать: что такое         погода, ее признаки.

   Уметь: описывать погоду, определять направление ветра.

Климатическая и физическая карты, рисунки, пейзажи с признаками погоды, учебники, тетради. Дневник наблюдений за погодой.

П. 20, вопросы

26

Обобщение темы «Воздух»

Составление тестов и кроссвордов по теме.

Вода – 4 часа

27

Три состояния воды.

Теплопроводность воды, твердая вода, газообразная. пар видимый и невидимый.

 Знать: три состояния воды. Что такое туман.

Уметь: проводить простейшие опыты с водой.

Пробирка, кусочек льда, спиртовка, держатель для пробирки, учебники, тетради.

П. 21, вопросы

28

Тепловое расширение воды.

Сжатие и расширение воды при разных температурах, значение воды для жизни водных растений и животных.

Знать:

Свойства воды, температуры плавления и кипения, сжатия и охлаждения.

Уметь:

Наблюдать явления и давать им объяснение.

Колба с пробиркой и трубкой, спиртовка, стеклянная чаша, кусочки льда, термометр, учебники, тетради.

П. 22, вопросы

29

Вода – растворитель. Работа воды в природе.

Раствор, взвеси, кислород в воде.

Знать:

Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.

Набор лабораторного оборудования, соль, сахар, песок, учебники, тетради. Картинки, демонстрирующие загрязнение воды.

П. 23, вопросы

30

Обобщение темы «Вода».

Составление сказки «Путешествие Капельки воды», кроссворда. Закрепление умений и навыков по теме.

Учебники, тетради.

Горные породы- 4 часа

31

Внутреннее строение Земли. Горные породы.

Ядро, мантия, земная кора. Структурные и бесструктурные почвы, горизонт почвы.

Знать: строение Земли,  названия горных пород и минералов.

Уметь:   определять по схематической карте строение Земли.

 Таблица «Горные породы», коллекция горных пород и минералов, учебники, тетради.

П. 24, вопросы

32

Л. р. № 4 «Описание минералов и горных пород и определение их свойств».

Работа с коллекциями.

 Уметь: работать с натуральными объектами, описывать горные породы и минералы.

Таблица «Горные породы», коллекция горных пород и минералов, учебники, тетради.

33

Разрушение горных пород.

Действие природных факторов, обломочные горные породы, использование их человеком.

Знать: процесс разрушения горных пород, использование горных пород человеком.

Уметь: Объяснять причины разрушения горных пород, называть продукты выветривания.

Коллекция обломочных горных пород, таблицы с изображением скал различной формы, учебники, тетради.

П.25, вопросы

34

Полезные ископаемые. Металлы.

Рудные и нерудные  полезные ископаемые, металлы и их свойства: ковкость, тягучесть, плавление, теплопроводность.

Знать: отличия рудных  и нерудных полезных ископаемых, цветные  и черные металлы. Полезные ископаемые своей местности.

Уметь: называть полезные ископаемые, их использование человеком. Перечислять рудные и нерудные полезные ископаемые.

Коллекция рудных и нерудных полезных ископаемых, металлические предметы (кнопка, скрепка, гвоздь), карта полезных ископаемых, учебники, тетради.

П. 26, вопросы

35

Л.р. № 5 «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами».

Работа с коллекциями.

 Знать: полезные ископаемые своей местности.

Уметь: определять названия полезных ископаемых по образцам, описывать внешний вид, основные признаки.

Коллекция рудных и нерудных полезных ископаемых.

36

Обобщение темы «Горные породы».

Составление кроссвордов, рассказов,  историй про горные породы.

Учебники, тетради, листы А-4..

Почва – особое тело Земли – 6 часов

37

Образование почв и их разнообразие.

Понятие – почва, процесс почвообразования, понятие о свойствах почвы, плодородии почв, приемы обработки , минеральные и органические удобрения, бережное отношение к почве.

Знать: многообразие, свойства  и структуру почвы, плодородие, приемы обработки, названия удобрений, взаимосвязь между растениями и почвой, уход за почвой.

Уметь: Объяснять процесс почвообразования, различать минеральные и органические удобрения, устанавливать причинно - следственные связи.

Коллекция образцов почв,  коллекция удобрений, таблицы:  «Еловый лес», «Луг»,  «Эрозия почв», гербарий растений, учебники, тетради.

П. 27, вопросы

38

Состав и свойства почвы.

П. 28, вопросы

39

Уход за почвой.

П. 29, вопросы

40

Влияние растений на почву.

П. 30, вопросы

41

Разрушение почв.

П. 31, вопросы

42

Обобщение темы «Почва – особое тело Земли».

Закрепление умений и навыков по теме.

Таблицы, коллекции почв, гербарии, учебники, тетради.

Организмы – 5 часов

43

Организм и его свойства.

Понятие об организмах, отличительные признаки организмов, между телами живой и неживой природы, характеристика свойств живых организмов, обмен веществ между организмами и средой обитания.

Знать: что такое организмы, отличительные признаки организмов, между телами живой и неживой природы, характеристика свойств живых организмов, обмен веществ между организмами и средой обитания.

Уметь:

Приводить примеры тел живой и неживой природы, называть взаимосвязи неживой и живой природы, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Таблицы:  растения, грибы, животные, учебники, тетради.

П. 32, вопросы

44

Где живут организмы?

Среда и виды сред обитания, факторы и экология среды обитания. Введение понятия – экология.

Знать:

понятия: среда, факторы и виды сред обитания,  экология.

Уметь:

приводить примеры сред обитания, объяснять приспособленность организмов к различным средам обитания.

Таблицы с изображением зайца, грибов, деревьев, птиц, учебники, тетради.

П. 33, вопросы

45

Увеличительные приборы.

Понятия и увеличительных приборов и их разнообразие. Умение работать с приборами. Клетка.

Знать:

увеличительные приборы (лупа, микроскоп.

Уметь: работать с увеличительными приборами.

Лупы, микроскопы, таблица с изображением микроскопа, яблоко, скальпель, учебники, тетради.

П. 34, вопросы

46

Строение организмов.

Клеточное строение организмов, строение клетки, многообразие организмов.

Знать:

Клеточное строение организмов и клетки организмов.

Уметь:

пользоваться микропрепаратами и микроскопом.

Микроскопы и микропрепараты клеток (кожица лука, элодеи), таблица «Клетка растений», учебники, тетради, цветные карандаши.

П. 35 ,

вопросы

47

Обобщение темы «Организмы».

Составление тестов, кроссвордов по пройденной теме.

Учебники, тетради, цветные карандаши, таблицы «Растения. Животные».

Растения – посредники между небом и землей – 7 часов

48

Признаки растений.

«Организм  растения», признаки растений, роль растений в биосфере, их значение в жизни человека.

Знать:

характерные признаки растений, роль растений в природе и жизни человека.

Уметь:

объяснять и показывать на таблице характерные признаки растений.

Таблицы «Молодые проростки», «Взрослые цветущие растения», гербарий «Осенняя окраска листьев», комнатные растения с разной пигментацией листьев, цветков, учебники.

П. 36, вопросы.

49

Разнообразие растительного мира.

Многоклеточные и одноклеточные организмы, цветковые и нецветковые растения, дикорастущие, культурные, лекарственные и ядовитые растения.

Знать:

разнообразие растительного мира, «одомашнивание» дикорастущих растений.

Уметь:

описывать строение организмов по схеме.

Гербарные образцы дикорастущих и культурных растений; таблицы с изображением одноклеточных растений, цветковых и нецветковых, учебники, тетради, цветные карандаши.

 П. 37, вопросы

50

Л. р. № 6 «Распознавание органов цветкового растения».

Знать:

органы цветковых растений.

Уметь: анализировать, сравнивать и делать выводы.

Учебники, тетради, цветные карандаши.

51

Строение цветковых растений.

Строение и функции органов цветкового растения.

Знать: строение цветковых и нецветковых растений, отличие дикорастущих от культурных растений.

Уметь: называть строение растений по таблицам, находить отличительные признаки дикорастущих от культурных растений. Работать с натуральными объектами.

Гербарий или живые образцы растений, таблицы с изображением органов цветкового растения, модель цветков вишни.

П. 38, вопросы.

52

Места обитания дикорастущих растений. «Зеленая аптека».

Многообразие дикорастущих растений, лекарственные растения «Зеленая аптека», как собирать лекарственные растения.

Знать:

наименования некоторых видов лекарственных растений, правила сбора лекарственных растений, условия обитания растений.

Уметь:

определять лекарственные растения по внешнему виду, пользоваться дополнительной литературой.

Таблица «Лесной биоценоз», гербарий лекарственных растений, набор открыток «лекарственные растения», учебники, тетради.

П. 39, вопросы

53

Л. р. № 7 «Влияние температуры воздуха и влажности  на прорастание семян».

Уметь:

наблюдать за прорастанием семян в различных условиях.

Семена гороха, фасоли, стакан с водой.

54

Красная книга растений.

Л. р. № 8. «Определение названий растений».

Красная книга – книга тревоги.

Знать:

Для чего нужна Красная книга, ее предназначение.

Уметь:

называть растения, растущие в нашей местности,  пользоваться дополнительной литературой, делать выводы, анализировать. Объяснять необходимость охраны растений.

Красная книга, таблица «Редкие  и исчезающие виды растений».

Образцы растений гербария, учебники, тетради, атлас – определитель.

П. 40, вопросы

55

Многообразие культурных растений.

Культурные растения, условия жизни, происхождение культурных растений.

Знать:

виды культурных растений.

Уметь:

давать характеристику группам культурных растений, обозначать центры происхождения культурных растений на карте путем аппликации.

 Таблицы «Овощные, зерновые, плодовые культуры», муляжи культурных растений, учебники, тетради, листы А-4.

П. 41, вопросы

56

Обобщение темы «Растения – посредники между небом и землей».

Органы цветкового растения, дикорастущие и культурные растения,  Красная книга России, растения, занесенные в Красную книгу. Составление рассказов, кроссвордов, тестов по пройденной теме.

Таблицы, изображающие органы цветкового растения, дикорастущие и культурные растения, растения, занесенные в Красную книгу, учебники, тетради.

Грибы – 3 часа

57

Разнообразие грибов.

Грибы – как особые организмы,  многообразие грибов, значение.

Знать:

грибы – особая группа живых существ, многообразие грибов (одноклеточные, многоклеточные, шляпочные), их значение в природе и жизни человека.

Уметь:

объяснять значение грибов в природе и жизни человека, сравнивать, делать выводы.

Выращенные на продуктах белая и зеленая плесень, муляжи шляпочных грибов, таблица «Грибы», учебники,  тетради.

П. 42, вопросы

Шляпочные грибы.

Л. р. № 9 «Узнавание съедобных и ядовитых грибов».

Строение шляпочных грибов, съедобные несъедобные грибы, правило сбора грибов.

Знать:

Отличие  съедобных и несъедобных грибов, строение шляпочных грибов (грибница,  плодовое тело, шляпка).

Уметь: различать съедобные от несъедобных грибов.

таблица «Грибы», учебники,  тетради.

П. 43, вопросы

Животные – братья наши меньшие – 5 часов

58

Признаки животных.

Организм животного, характерные признаки животных, «дикие» и «домашние» животные.

Знать: основные признаки животных.

Уметь: различать дикие  и домашние животные, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Таблицы с изображением диких и домашних, одно – и многоклеточных животных, растительная и животная клетки.

П. 44, вопросы

59

Условия жизни и многообразие диких животных.

Условия жизни диких животных, их многообразие.

Знать:

одноклеточные и многоклеточные животные, приспособленность к разным средам обитания.

Уметь:

находить сходства и различия растительной клетки от животной, описывать среды обитания живых организмов.

Таблицы: «Животные природных зон», «Одноклеточные и многоклеточные организмы», учебники, тетради.

П. 45, вопросы

60

Значение диких животных и их охрана. Л. р. № 10 «Узнавание животных своей местности».

Значение животных, их охрана, меры охраны.

Знать:

значение животных в природе и для жизни человека, необходимость охраны, меры охраны. Животные своей местности.

Уметь:

объяснять необходимость охраны животных, анализировать по таблицам, сравнивать и делать выводы, заполнять таблицы в тетрадях, выбирать главное по тексту. Работать с дополнительной литературой.

Таблицы «Редкие животные Красной книги», учебники, тетради, Красная книга.

П. 46, вопросы

61

Домашние животные.

Многообразие домашних животных, виды животных, одомашнивание.

Знать:

Значение и роль домашних животных для человека, виды домашних животных, значение одомашнивания. Уметь:

Описывать условия жизни домашних и сельскохозяйственных видов  животных по сезонам года,

Таблицы с изображением домашних животных, учебники, тетради.

П. 47, вопросы

62

Связи живого и неживого.

Обобщение знаний о связях живой и неживой природы, пищевые цепи и пищевые сети.

Знать:

взаимосвязь в пищевых цепочках.

Уметь:

составлять схемы пищевых цепей.

Таблица «Растения и животные», учебники, тетради.

П. 48, вопросы

Человек. Его здоровье и безопасность жизни – 4 часа

63

Человек и окружающая среда. Л.р. № 11 «Определение показателей развития своего организма».

Организм человека. Признаки организма (питание, дыхание, рост, развитие, размножение, старение), органы и системы органов, факторы среды обитания человека, образ жизни, вредные привычки и их влияние на организм человека,  правила оказания первой доврачебной помощи пострадавшему.

Знать:

Строение организма человека, влияние различных факторов природы на здоровье и жизнедеятельность человека, правила поведения человека в опасных природных ситуациях, о вредных привычках их пагубное  влиянии на здоровье.

уметь: оказывать первую доврачебную помощи при травмах.

учебники, тетради.

П. 49, вопросы

64

Как сберечь свое здоровье и жизнь?

учебники, тетради.

П. 50, вопросы

65

Вредные привычки и их предупреждение.

Л. р. № 12 «Овладение простейшими способами оказания первой помощи при ушибах, растяжении связок, венозном и капиллярном кровотечении».

Таблицы «Организм человека», «Помощь пострадавшим», учебники, тетради, цветные карандаши.

П. 51, вопросы

Природа едина (повторение) – 3 часа

66

Экскурсия №2 «Сезонные изменения в природе».

Взаимосвязи в природе, правила взаимоотношений природы и человека.

Знать: сезонные изменения природы, правила поведения на природе.

Уметь: делать зарисовки различной тематики.

Блокноты, карандаши, рисунки на экологические темы по охране природы.

67

Обобщение терминов и понятий.

Систематизация умений и знаний по определениям, понятиям.

Знать: терминологию.

Уметь: применять знания на практике.

Тетради, таблицы различной тематики по пройденному материалу.

68

Что мы узнали из курса

«Природоведе

ние».

 Составление кроссвордов, тестов, рассказов.

Обобщение курса «Природоведение», составление кроссвордов, тестов, зарисовка детьми понравившихся и запомнившихся тем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по природоведению 5 класс

Календарно тематическое планирование по природоведению запланированное по учебнику Сонина....

Рабочая программа по природоведению 5 класс . Авторы: В.М. Пакулова, Н.В. Иванова.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,  программы основного общего образования по природоведению 5 класс.Авторы:   В.М. Пакулова, Н.В. Иванова....

Календарно - тематическое планирование по природоведению 5 класс ( Н. И. Сонин )

Календарно-тематическое планирование по природоведению 5 класс (35 часов, 1 час в неделю ), к учебнику Н. И. Сонин, А. А. Плешаков "Биология. Введение в биологию. 5 класс", М. : "Дрофа", 2012. Концент...

Календарно-тематическое планирование по природоведению 5 класс

Пояснительная запискаРабочая программа по природоведению составлена на основе следующих документов: §     Закон РФ «Об образовании» №  3266-1 ФЗ  от 10.07.1992 г. с ...

Календарно - тематическое планирование по природоведению 5 класс.

Календарно-тематическое планирование по природоведению 5 класс....

Календарно - тематическое планирование по природоведению 5 класс

Календарно - тематическое планирование по учебнику "Естествознание", под редакцией  А.А Плешакова...