Рабочая программа по природоведению 5 класс В.М. Пакулова
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5kl_prirodoved.doc | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по природоведению
5 КЛАСС (уровень – базовый)
Программа
Авторы: | Пасечник В.В. |
Латюшин В.В. | |
Пакулова В.М. | |
____________________________________________ | |
«Природоведение. Природа. Неживая и живая» // В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. М. – Дрофа, 2007г. | |
Количество часов: | 68 |
Учитель биологии: | Бессонова Светлана Михайловна |
Учебный год: | 2012-2013 |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………………3
2. Содержание учебного предмета………………………………………..…5
3. Требования к уровню подготовки………………………………………...6
4. Контроль уровня обученности………………………………………….…7
5. Календарно-тематическое планирование………………………………...8
6. Литература…………………………………………………………………15
7. Средства обучения………………………………………………………...16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению 5 класс.
Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение природоведению 2 часа в неделю.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс», М., «Дрофа» 2008 г.
Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе.
Цели: |
|
Задачи: |
|
Межпредметные связи: |
|
Формы промежуточной и итоговой аттестации: |
|
Практикум: |
В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических свойствах, об электрических, химических, физических и биологических явлениях. Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению – «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» и распределен по соответствующим темам. т |
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (2 часа)
ГЛАВА 1. ВСЕЛЕННАЯ (5 часов)
ГЛАВА 2. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВ (11 часов)
ГЛАВА 3. ВОЗДУХ (6 часов)
ГЛАВА 4. ВОДА(3 часа)
ГЛАВА 5. ГОРНЫЕ ПОРОДЫ (3 часа)
ГЛАВА 6. ПОЧВА (4 часа)
ГЛАВА 7. ОРГАНИЗМ(6 часов)
ГЛАВА 8. РАСТЕНИЯ (7 часов)
ГЛАВА 9. ГРИБЫ(2 часа)
ГЛАВА 10. ЖИВОТНЫЕ (5 часов)
ГЛАВА 11. ВАШИ ЛЮБИМЫЕ РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ (3 часа)
ГЛАВА 12. ПРИРОДА ЕДИНА (2 часа)
ГЛАВА 13. ЧЕЛОВЕК, ЕГО ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ (5 часов)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК. ЛЕТНЕЕ ЗАДАНИЕ
Лабораторных, практических работ – 18
Количество учебных часов – 68
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения предмета учащиеся должны:
Знать/понимать:
- о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; об отдельных методах изучения природы,
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
Уметь:
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности; определять названия растений и животных, используя атлас-определитель,
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, различных способов размножения растений; приспособлений животных и растений к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звёздной карты;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
4. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Для контроля уровня обученности используются две основные системы:
- Традиционная система. В этом случае учащийся должен иметь по теме оценки:
- за устный ответ или другую форму контроля тематического материала;
- за лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями).
Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок
- Зачетная система (10-11 классы). В этом случае контроль знаний по теме осуществляется при помощи зачета. Причем сдача всех зачетов в течение года является обязательной для каждого учащегося, и по каждой теме может быть выставлена только одна оценка за зачёт.
Однако зачетная система не отменяет использования и текущих оценок за различные виды контроля знаний. В зачетный материал должны быть включены все три элемента контроля: вопросы для проверки теоретических знаний, типовые задачи и экспериментальные задания.
Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая оценок за все зачеты. Текущие оценки могут использоваться только для повышения итоговой оценки.
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.
Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.
Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка лабораторных и практических работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п | № урока | Дата | Тема | Новые понятия, термины | Демонстацион.опыт, лабор. и практич.работы | Формы контроля | Примечание |
Введение (2 часа) | Возможно проведение за 1 час. | ||||||
1 | 1 | Человек и природа | |||||
2 | 2 | Как изучают природу | Наблюдение, эксперимент, измерения | Опыт по выращиванию лука | Проверочная работа. | ||
ГЛАВА 1. ВСЕЛЕННАЯ (5 часов) | |||||||
3 | 1 | Звёзды на небе | Астрономы, звезды, телескоп | Лаб.работа №1 «Определение на звёздной карте созвездий Северного полушария» | |||
4 | 2 | Земля – наш дом | Ось Земли, экватор, орбита | Лаб.работа №2 «Определение на глобусе экватора, полюсов полушарий» | |||
5 | 3 | Оболочки Земли | Земная кора, литосфера, гидросфера, биосфера | ||||
6 | 4 | Луна – естественный спутник Земли | Лунные фазы, полнолуние, новолуние | ||||
7 | 5 | Солнце. Солнечные системы | Астероиды, метеоры, кометы | Практич.работа №1, 2, 3 «Ориентирование на местности с помощью компоса, Полярной звезды и местным признакам» | Тест по методу Б. Блума. | ||
ГЛАВА 2. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВ (11 часов) | |||||||
8 | 1 | Тела и вещества | Тела, вещества | ||||
9 | 2 | Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов | Деформация, упругость, пластичность | Лаб.работа №3 «Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел» | |||
10 | 3 | Вещества и смеси | Смеси веществ | ||||
11 | 4 | Молекулы. Атомы. Элементы. | Молекулы, атомы, химические элементы | ||||
12 | 5 | Движение частиц вещества | Диффузия | ||||
13 | 6 | Взаимодействие частиц | Сила притяжения, текучесть | ||||
14 | 7 | Разнообразие веществ | Простые, сложные, неорганические, органические вещества | ||||
15 | 8 | Явления природы. Физические явления | Физические явления: механические, тепловые, электрические, световые | Демонстрация опыта по электризации тел путём трения | |||
16 | 9 | Химические явления. Горение | Химические явления, горение, топливо | ||||
17 | 10 | Окисление | Окисление, дыхание | ||||
18 | 11 | Обобщающий урок по теме «Строение и свойства веществ» | Проверочная работа по теме: Строение и свойства вещества. | ||||
ГЛАВА 3. ВОЗДУХ (6 часов) | |||||||
19 | 1 | Состав воздуха | Смог | ||||
20 | 2 | Свойства воздуха | Водолазный колокол, сжимаемость, упругость | ||||
21 | 3 | Вес воздуха и атмосферное давление | Атмосферное давление | ||||
22 | 4 | Изменение давления воздуха с высотой | Плотность и разреженность воздуха, барометр | ||||
23 | 5 | Погода и её предсказание | Температура воздуха, влажность, направление и скорость ветра | Практич.работа №4 «Описание погоды за месяц» | |||
24 | 6 | Воздух, его значение в природе и жизни человека | Экологический семинар: Пятый океан. | ||||
ГЛАВА 4. ВОДА (3 часа) | |||||||
25 | 1 | Три состояния воды | Теплопроводность, ледники, туман, пар | ||||
26 | 2 | Тепловое расширение воды | |||||
27 | 3 | Вода – растворитель. Работа воды в природе | Лабораторная работа: Вода и ее свойства. | ||||
ГЛАВА 5. ГОРНЫЕ ПОРОДЫ (3 часа) | |||||||
28 | 1 | Горные породы. Разнообразие горных пород | Минералы, магматические, осадочные, метаморфические | Лаб.работа №4 «Описание минералов и гонных пород, определение их свойств» | |||
29 | 2 | Разрушение горных пород | Выветривание, обломочные горные породы | ||||
30 | 3 | Полезные ископаемые. Металлы | Руда, ковкость, тягучесть, блеск | Лаб.работа №5 «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами» | Самостоятельная работапо теме: Полезные ископаемые, их свойства. | ||
ГЛАВА 6. ПОЧВА (4 часа) | |||||||
31 | 1 | Почва, её образование, разнообразие почв | Структурная, бесструктурная, горизонты | ||||
32 | 2 | Состав и свойства почвы | Глинистая, солончаковая, плодородие | ||||
33 | 3 | Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения | Органические и минеральные удобрения | Демонстрация почв своей местности | |||
34 | 4 | Эрозия почв, её виды. Охрана почв | Эрозия ветровая и водная | Биологический диктант. | |||
ГЛАВА 7. ОРГАНИЗМ (6 часов) | |||||||
35 | 1 | Организм и его свойства | Биологические явления | ||||
36 | 2 | Среда обитания организмов. Экология | Факторы живой и неживой природы | Экскурсия «Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды» | |||
37 | 3 | Увеличительные приборы | Микроскоп, лупа | ||||
38 | 4 | Клеточное строение организмов. Ткани | Ядро, оболочка, цитоплазма | Демонстрация микропрепарата растительной клетки | |||
39 | 5 | Одноклеточные и многоклеточные организмы | Одноклеточные, многоклеточные организмы | ||||
40 | 6 | Обобщающий урок по теме «Организмы» | Отчет по экскурсии: Разнообразие организмов. | ||||
ГЛАВА 8. РАСТЕНИЯ (7 часов) | |||||||
41 | 1 | Характерные признаки растений | Пигменты, хлорофилл, фотосинтез | ||||
42 | 2 | Разнообразие растительного мира | Цветковые, нецветковые | Демонстрация живых растений, гербарных образцов | |||
43 | 3 | Строение цветковых растений | Лист, цветок, плод, семя | Лаб.работа №6 «Распознавание органов цветкового растения» Лаб.работа №7 «Влияние температуры, влажности на прорастание семян» | |||
44 | 4 | Дикорастущие растения. «Зелёная аптека» | |||||
45 | 5 | Красная книга растений | Лаб.работа №8 «Определение названий растений» | ||||
46 | 6 | Многообразие культурных растений | Овощные, зерновые культуры, плодовые, технические | ||||
47 | 7 | Обобщающий урок по теме «Растения» | Тест-игра: растения. | ||||
ГЛАВА 9. ГРИБЫ (2 часа) | |||||||
48 | 1 | Разнообразие грибов | Демонстрация муляжей грибов | ||||
49 | 2 | Шляпочные грибы | Грибница, плодовое тело, пенёк, шляпка | Лаб.работа №9 «Узнавание съедобных и ядовитых грибов» | |||
ГЛАВА 10. ЖИВОТНЫЕ (5 часов) | |||||||
50 | 1 | Признаки животных | Растительноядные, хищники, всеядные | ||||
51 | 2 | Условия жизни и многообразие диких животных | Позвоночные и беспозвоночные | Демонстрация коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных | |||
52 | 3 | Значение диких животных и их охрана | Заповедники | Лаб.работа №10 «Узнавание животных своей местности» | |||
53 | 4 | Домашние животные | Животноводство | ||||
54 | 5 | Связи живого и неживого | Пищевая связь, цепь питания | ||||
55 | Обобщающий урок по теме «Грибы. Животные» | Проверочная работа по теме: Животные. | |||||
ГЛАВА 11. ВАШИ ЛЮБИМЫЕ РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ (3 часа) | |||||||
56 | 1 | Растения в вашем доме | Демонстрация комнатных растений | ||||
57 | 2 | Животные в вашем доме | Демонстрация домашних животных | ||||
58 | 3 | Растения и животные. Обобщающий урок | Сочинение на тему; Мое любимое животное(растение). | ||||
ГЛАВА 12. ПРИРОДА ЕДИНА (2 часа) | |||||||
59 | 1 | Мы в ответе за природу | |||||
60 | 2 | Любите природу и помогайте ей | Тест: Мое отношение к природе. | ||||
ГЛАВА 13. ЧЕЛОВЕК, ЕГО ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ (5 часов) | |||||||
61 | 1 | Общий обзор строения человека | Система органов | Демонстрация скелета человека (муляж) | |||
62 | 2 | Человек и окружающая среда | Тепловой и солнечный удар | Лаб.работа №11 «Определение показателей развития своего организма» | |||
63 | 3 | Травмы человека (ушибы, переломы, растяжение связок) | Ушиб, переломы, растяжение связок | Лаб.работа №12, 13 «Оказание первой помощи при ушибах, при растяжении связок» | |||
64 | 4 | Травмы человека (кровотечения) | Капиллярное, венозное | Лаб.работа №14 «Оказании первой помощи при капиллярном и венозном кровотечении» | |||
65 | 5 | Вредные привычки и их профилактика | Алкоголь, никотин, наркомания | Защита рефератов по теме: Безопасность жизни. | |||
66 | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК. ЛЕТНЕЕ ЗАДАНИЕ | ||||||
И Т О Г О: 66 часов + 2 часа (резерв) |
6. ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природоведение. Природа. Неживая и живая. М.: Дрофа, 2007. Учебник для общеобразовательных учреждений.
Дополнительная и научно-популярная литература
- Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
- Зарудняя Т.В. Природоведение. 5 класс. Поурочные планы. Волгоград: Учитель-АСТ, 2003.
- Леонтьева О.М.Биология. Игры на уроках. 5 класс: Пособие для учителя. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.
- Плешаков А.А. Зелёные страницы: Книга для учащихся начальных классов. 3-тье изд. М.: Просвещение, 1996.
- Серия «Эрудит». Мир животных. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
- Серия «Эрудит». Мир растений. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
- Якушкина Е.А., Попова Т.Г., Трахина Е.В., Типикина Т.И. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2009.
7. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Объекты натуральные
- набор муляжей плодов и корнеплодов,
- плодовые тела съедобных и ядовитых грибов (муляжи).
Оборудование лабораторное
Приборы
- Лупа (7-10*)
- Лупа препаровальная
Приборы (демонстрационные)
- Прибор для демонстрации дыхательных процессов (модель Дондерса)
- Микропроектор (р) или насадка для микропроекции
- Микроскоп учебный УМ-301
Оборудование для опытов
- Воронка лабораторная В-75-80 или В-36-80
- Зажим пробирочный ЗП
- Колба коническая Кн-1-500-34
- Колпак стеклянный с кнопкой и рантом
- Ложка для сжигания веществ ЛСЖ
- Мензурка 500 мл
- Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ НПП
- Спиртовка лабораторная СЛ-1 или СЛ-2
- Цилиндр измерительный 250 мл
- Чаша выпарительная
- Чаша коническая с обручем 190 мм
- Шпатель фарфоровый
- Штатив лабораторный Шлб
- Лоток для раздаточного материала
- Препаровальные инструменты
- Иглы препаровальные
- Пинцет анатомический с насечкой
- Ножницы с одним острым концом
- Скальпель брюшистый
- Рулетка (10 м)
- Укладка для луп (по 10 шт)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению "Природа. Неживая и живая" для 5-ых классов к учебнику В.М. Пакуловой, Н.В.Ивановой
«Рассмотрено»Руководитель МО_______/А.Г. Ахтямзянова/ Протокол № 1 от « 29» августа 2012г....
Рабочая программа по природоведению "Природа. Неживая и живая" для 5-ых классов к учебнику В.М. Пакуловой, Н.В.Ивановой
«Рассмотрено»Руководитель МО_______/А.Г. Ахтямзянова/ Протокол № 1 от « 29» августа 2012г....
рабочая программа по природоведению в 5 классе к учебнику Пакуловой
Рабочая программа учебного курса по природоведению "Природа. Неживая и живая" для 5-ых классов к учебнику Пакуловолй, Н.В. Ивановой составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного...
рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...
Рабочая программа по природоведению 5 класс . Авторы: В.М. Пакулова, Н.В. Иванова.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению 5 класс.Авторы: В.М. Пакулова, Н.В. Иванова....
Рабочая программа по природоведению для 5 класса. Автор В.М. Пакулова, Н.В. Иванова.
В данной рабочей программе отражено: количество часов на изучение курса природоведения - 68 за учебный год, количество практических и лабораторных работ, название работ, количество экскурсий по програ...
рабочая программа по природоведению В.М.Пакулова
Рабочая программа разработана с учетом современных требований....