урок по природоведению
презентация к уроку по природоведению (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Разнообразие живого (5 класс)
Цели:
- Расширение представлений о роли животных в природе.
- Развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
- Воспитание экологического отношения к природе.
Задачи:
1. Учащиеся должны знать разнообразие животных, их широкое распространение на земле.
2. Учащиеся должны знать отличительные признаки животных, связь животных с растениями и другими организмами.
3. Учащиеся должны уметь самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, логически мыслить, делать выводы.
4. Воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников, развивать умение работать в группах, коллективе; осуществлять экологическое воспитание через содержание изучаемого материала.
Оборудование:
- учебник А.А. Плешакова, Н.И.Сонина - 5 кл.,
- рабочая тетрадь,
- таблицы, картины с изображением животных различных групп;
- гербарии,
- муляжи грибов.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Повторение пройденного материала 208-684-433
Работа в парах по карточкам-заданиям:
Карточка №1
Выберите из предложенного перечня:
1. Растения; 2. Грибы.
а) морская звезда; | б) ель; | в) подберезовик; | г) слон; |
д) пиявка; | е) василек; | ж) опенок. |
Карточка № 2
Выберите из предложенного перечня:
1. Животные; 2. Бактерии.
а) осина; | б) трутовик; | в) осьминог; | г) мидия; |
д) кишечная палочка; | е) лилия; | ж) щука. |
III. Определение темы урока, ее актуализация (чтение учителем загадок)
Загадки: Отгадки:
Хитрый след плести стараясь, По сугробам прыгал. . . | (заяц) | |
Хвостом виляет, Зубаста, а не лает | (щука) | |
Учит верности людей Пара белых . . . | (лебедей) | |
Бежит по ладошке быстро и ловко, В точечках черных. . . | (божья коровка) | |
Домашние ласкаются, А дикие кусаются Они повсюду и везде: На суше, в небе и в воде, Лесные есть, болотные, Зовем мы их . . . | (животные) |
IV. Изучение нового материала: 208-684-433
- Рассказ учителя с элементами беседы,
- работа с текстом учебника и таблицами (индивидуально),
- Игра «Ромашка» (малые группы- 3-6 чел.).
Почему животные получили такое название? От слова «жизнь». Какие признаки живого вы знаете? Присутствуют ли эти признаки у животных?
Животные - царство органического мира. Среди обитателей нашей планеты насчитывают 1,5 - 2 млн. видов животных. По сравнению с растениями и грибами животные отличаются большой подвижностью и питаются готовыми органическими веществами, отсутствует хлорофилл, имеют ограниченный рост.
Работаем с текстом учебника и таблицами, затем играем в игру «Ромашка». Вопросы лепестков (работа в группах по 3-6 чел.):
1) На какие две группы принято подразделять животных?
(приведите примеры, заполните таблицу)
Таблица 1:
Группы животных: | ||
Примеры: | 1. 2. 3. 4. 5. | 1. 2. 3. 4. 5. |
(Ответ: животные бывают одноклеточные и многоклеточные).
2) На какие группы подразделяются многоклеточные животные?
(приведите примеры, заполните таблицу)
Ответ: многоклеточные животные делятся на беспозвоночных и
позвоночных.
Таблица 2:
Группы животных: | ||
Примеры: | 1. 2. 3. 4. 5. | 1. 2. 3. 4. 5. |
3) Каковы отличительные особенности беспозвоночных животных?
(приведите примеры беспозвоночных животных)
Ответ: отсутствие позвоночника
к беспозвоночным относятся черви, моллюски, иглокожие,
членистоногие и др.
4) Что является характерной особенностью позвоночных животных?
Ответ: наличие позвоночника.
5) Какие группы (классы) животных относятся к типу Позвоночных?
(Приведите примеры, заполните таблицу)
Ответ: к позвоночным относятся рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Таблица 3:
Классы позвоночных животных: | ||||
1. 2. 3. 4. 5. | 1. 2. 3. 4. 5. | 1. 2. 3. 4. 5. | 1. 2. 3. 4. 5. | 1. 2. 3. 4. 5. |
5) Какую роль в природе играют животные?
Ответ: животные опыляют растения, распространяют семена, участвуют в образовании почвы, вносят в почву органические удобрения.
6) Какие связи существуют между растениями и животными?
Ответ: растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания всех животных. Растения служат пищей растительноядным животным, а те - хищным. Жизнь животных не возможна без растений.
V. Рефлексия:
Интерактивное задание («Биологические шарады», «Кроссворды»)
позволяет проверить знания в игровой форме.
А. С буквой «Р» - подземный житель,
Без нее - мышей любитель.
|
Ответ: крот – кот.
Б. С «Е» - колючий,
С «У» - ползучий.
Е | У |
Ответ: еж – уж.
В. С буквой «И» - фонтан пускает,
Сливки с буквой «О» лакает.
И | О |
Ответ: кит – кот.
Г. С буквой «Р» - он в облаках парит,
С буквой «С» - упрямством знаменит.
|
|
Ответ: орел – осел.
Д. Превратите хищника в жертву (изменяйте в последующем слове только
по одной букве).
К | О | Ш | К | А | мелкое двукрылое насекомое |
М | Ы | Ш | К | А |
Ответ: кошка - мошка - мышка.
Е. Превратите моржа в домашнее животное:
М | О | Р | Прохладительный напиток | |
М | О | П |
Ответ: морж - морс – мопс.
Ж. Превратите аиста в лису:
А | И | С | Орган растения | |
Л | И | С |
Ответ: аист - лист – лиса.
З. Превратите домашнее животное в рыбу:
К | О | Т | составная часть снеговика |
С | О |
Ответ: кот - ком – сом.
VI. Домашнее задание:
стр. 113 - 117 – учебника Н.И. Сонина, раб. тетрадь - стр. 41 - схема 6,составьте кроссворд, найти и назвать песни, в которых встречаются названия животных, указать к каким группам относят этих животных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по природоведению 5 класс " Что мы узнали о жизни на Земле?"
Цель урока: Обобщить знания учащихся об одноклеточных и многоклеточных организмах, их строении, жизнедеятельности, совместном существовании в природном сообществе. Продолжить формирование у...
Урок по природоведению в 5 классе "Обитатели морей и океанов"
Тип урока - изучение нового материала. На уроке используется групповая работа, в ходе которой обучающиеся создают и презентуют творческие мини-проекты....
Разработка урока по природоведению-5класс
Тема урока:"Как питаются разные животные" по учебнику Суховой Т.С.,Строганова В.И. в виде заочной экскурсии предполагает активизацию познавательной деятельности учащихся,при которой учебный матер...
«Когда владыками суши были драконы».(Разработка урока по природоведению − 5 класс по программе «Школа 2100» с применением компьютерной презентации.)
Методическое сопровождение к урокуХраброва Татьяна ВладимировнаУчитель химииГБОУ СОШ № 456Колпинского районаСанкт-Петербурга Тема урокаКогда владыками суши были драконыПредметПриродов...
Земля-планета Солнечной системы. Разработка урока по природоведении 5 класс
Урок-концерт в нестандартной форме по природоведении в 5 классе....
Урок по природоведению в 5 классе "Жизнь на разных материках"
Развернутый план-конспект урока по природоведению в 5 классе, с использованием презентации....
урок по природоведению "Уникальная планета Знмля"
Разработка урока по природоведению по теме "Уникальная планета Земля". Конспект урока. Маршрутные листы для учащихся....