урок по природоведению
презентация к уроку по природоведению (5 класс) по теме

Кондрашева Инна Александровна

комбинированный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivotnye_pozvon_i_bespozvon_.doc92 КБ

Предварительный просмотр:


                                                                                     

Тема:  Разнообразие живого (5 класс)

Цели: 

  • Расширение представлений о роли животных в природе.
  • Развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
  • Воспитание экологического отношения к природе.

Задачи: 

1. Учащиеся должны знать разнообразие животных, их широкое распространение на земле.

2. Учащиеся должны знать отличительные признаки животных, связь животных с растениями и другими организмами.

3. Учащиеся должны уметь самостоятельно работать с текстом и рисунками   учебника, логически мыслить, делать выводы.

4. Воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников, развивать умение работать в группах, коллективе; осуществлять экологическое  воспитание через содержание изучаемого материала.

Оборудование: 

  • учебник А.А. Плешакова, Н.И.Сонина - 5 кл.,
  • рабочая тетрадь,
  • таблицы, картины с  изображением животных различных групп;
  • гербарии,
  • муляжи грибов.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного материала                             208-684-433

Работа в парах по карточкам-заданиям:

Карточка №1

Выберите из предложенного перечня:

1. Растения;            2. Грибы.

а) морская звезда;  

б) ель;        

в) подберезовик;

г) слон;                      

д) пиявка;    

е) василек;                  

ж) опенок.

Карточка № 2

Выберите из предложенного перечня:

1. Животные;         2. Бактерии.

а) осина;  

б) трутовик;    

в) осьминог;

г) мидия;    

д) кишечная палочка;    

е) лилия;  

ж) щука.

III. Определение темы урока, ее актуализация (чтение учителем загадок)

          Загадки:                                                               Отгадки:  

Хитрый след плести стараясь,

По сугробам прыгал. . .


(заяц)

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает


(щука)

Учит верности людей

Пара белых . . .


(лебедей)

Бежит по ладошке быстро и ловко,

В точечках черных. . .

                                            (божья коровка)

Домашние ласкаются,

А дикие кусаются

Они повсюду и везде:

На суше, в небе и в воде,

Лесные есть, болотные,

Зовем мы их . . .






(животные)

     IV. Изучение нового материала:                                          208-684-433

  • Рассказ учителя с элементами беседы,
  • работа с текстом учебника и таблицами (индивидуально),
  • Игра «Ромашка» (малые группы- 3-6 чел.).

Почему животные получили такое название? От слова «жизнь». Какие признаки живого вы знаете? Присутствуют ли эти признаки у животных?

Животные - царство органического мира. Среди обитателей нашей планеты насчитывают 1,5 - 2 млн. видов животных. По сравнению с растениями  и грибами животные отличаются большой подвижностью и питаются готовыми органическими веществами, отсутствует хлорофилл, имеют ограниченный рост.

Работаем с текстом учебника и таблицами, затем играем в игру «Ромашка». Вопросы лепестков (работа в группах по 3-6 чел.):

1) На какие две группы принято подразделять животных?

    (приведите примеры, заполните таблицу)

     Таблица 1:

Группы животных:

Примеры:

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

   

 (Ответ: животные бывают одноклеточные и многоклеточные).

2) На какие группы подразделяются многоклеточные животные?

    (приведите примеры, заполните таблицу)

Ответ: многоклеточные животные делятся на беспозвоночных и

               позвоночных.

Таблица 2:

Группы животных:

Примеры:

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

3) Каковы отличительные особенности беспозвоночных животных?  

     (приведите примеры беспозвоночных животных)

     Ответ: отсутствие позвоночника

      к беспозвоночным относятся черви, моллюски, иглокожие,

      членистоногие и др.

4)  Что является характерной особенностью позвоночных животных?

Ответ: наличие позвоночника.

5)  Какие группы (классы) животных относятся к типу Позвоночных?     

     (Приведите примеры, заполните таблицу)

Ответ: к позвоночным относятся рыбы, земноводные,

               пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Таблица 3:

Классы позвоночных животных:

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

   

5) Какую роль в природе играют животные?

Ответ: животные опыляют растения, распространяют семена, участвуют в образовании почвы, вносят в почву органические удобрения.

6) Какие связи существуют между растениями и животными?

Ответ: растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания всех животных. Растения служат пищей растительноядным животным, а те - хищным. Жизнь животных не возможна без растений.

V. Рефлексия:

Интерактивное задание («Биологические шарады», «Кроссворды»)

позволяет проверить знания в игровой форме.            

А. С буквой «Р» - подземный житель,

     Без нее - мышей любитель.


Р






                                                              Ответ: крот – кот.

Б. С  «Е»  - колючий,

     С  «У» - ползучий.

Е

У

           Ответ: еж – уж.

В. С буквой «И» - фонтан пускает,

    Сливки с буквой «О» лакает.

И

О

                      Ответ: кит – кот.

Г. С буквой «Р» - он в облаках парит,

    С буквой «С» - упрямством знаменит.


Р




С



                            Ответ: орел – осел.

Д. Превратите хищника в жертву (изменяйте в последующем слове только  

     по одной букве).

К

О

Ш

К

А


      мелкое двукрылое    

      насекомое

М

Ы

Ш

К

А

                                                                Ответ: кошка - мошка - мышка.

Е. Превратите моржа в домашнее животное:

М

О

Р


      Прохладительный напиток

М

О

П

                                                     Ответ: морж - морс – мопс.

Ж. Превратите аиста в лису:

А

И

С


      Орган растения

Л

И

С

                                                   Ответ: аист - лист – лиса.

З. Превратите домашнее животное в рыбу:

К

О

Т


      составная часть снеговика

С

О

Ответ: кот - ком – сом.

VI. Домашнее задание: 

стр. 113 - 117 – учебника Н.И. Сонина, раб. тетрадь - стр. 41 - схема 6,составьте кроссворд, найти и назвать песни, в которых встречаются названия животных, указать к каким группам относят этих животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по природоведению 5 класс " Что мы узнали о жизни на Земле?"

Цель урока: Обобщить знания учащихся об одноклеточных и многоклеточных организмах, их строении, жизнедеятельности, совместном существовании в природном сообществе. Продолжить формирование у...

Урок по природоведению в 5 классе "Обитатели морей и океанов"

Тип урока - изучение нового материала. На уроке используется групповая работа, в ходе которой обучающиеся создают и презентуют творческие мини-проекты....

Разработка урока по природоведению-5класс

Тема урока:"Как питаются разные животные" по учебнику Суховой Т.С.,Строганова В.И. в виде заочной экскурсии предполагает активизацию познавательной деятельности учащихся,при которой учебный матер...

«Когда владыками суши были драконы».(Разработка урока по природоведению − 5 класс по программе «Школа 2100» с применением компьютерной презентации.)

Методическое сопровождение к урокуХраброва Татьяна ВладимировнаУчитель химииГБОУ СОШ № 456Колпинского районаСанкт-Петербурга Тема урокаКогда владыками суши были драконыПредметПриродов...

Земля-планета Солнечной системы. Разработка урока по природоведении 5 класс

Урок-концерт в нестандартной форме по природоведении в 5 классе....

Урок по природоведению в 5 классе "Жизнь на разных материках"

Развернутый план-конспект урока по природоведению в 5 классе, с использованием презентации....

урок по природоведению "Уникальная планета Знмля"

Разработка урока по природоведению по теме "Уникальная планета Земля". Конспект урока. Маршрутные листы для учащихся....