Урок по природоведению в 5 классе "Жизнь на разных материках"
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Развернутый план-конспект урока по природоведению в 5 классе, с использованием презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Жизнь на разных материках

Природоведение 5 класс

Цели и задачи:

1. Начать формирование у пятиклассников представлений и знаний об особенностях природы материков Земли, умения объяснять черты приспособленности живых организмов к условиям жизни. Познакомить учащихся  со своеобразием растительного и животного мира различных материков мира, с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны различных континентов. Начать формирование умения работать с географическими картами и другими дополнительными источниками информации.

2. Развивать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучении разнообразия животных и растений на материках.  

3. Содействовать формированию познаваемости мира и природы

Методы и формы:

Объяснительно- иллюстративный, репродуктивный,  исследовательский, практический, демонстрационный; самостоятельная работа, рассказ, беседа.

Тип урока:

Урок усвоения нового материала, в форме путешествия

Оборудование:

Карта полушарий, изображения животных с разных материков, учебник, проектор, компьютер.

Ход урока.

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

- Очень рада видеть вас на уроке!

- Дежурный, кто отсутствует?  (…)

- Сели все красиво, посмотрим, все ли готовы к уроку. (На парте лежат: дневник, тетрадь, учебник, пенал).

- Сегодня нас с вами ждет необычный урок, потому что мы с вами отправимся в путешествие по материкам, где будем знакомиться с животными и растениями.

- Но для начала мы проверим как вы справились с домашним заданием.

 2. Актуализация знаний

- Ребята ких животных вы знаете? (…)

- А где они живут? (…)        

3.Изучение нового материала.

Рассказ учителя с элементами беседы.

- Земля - уникальная планета. В настоящее время только на ней обнаружена жизнь.

-Скажите, а что способствует существованию жизни на нашей планете? (…)

- Сегодня мы все вместе отправляемся в кругосветное путешествие. Какой вид транспорта мы выберем? Самолет или пароход? Целью нашего путешествия является изучение особенностей растительного и животного мира суши нашей планеты Земля. Путешествие наше будет долгим, и чтобы нам не забыть и рассказать своим близким и друзьям, что мы услышали и увидели, я прошу вас открыть тетради путешественника. Давайте запишем дату и тему нашего путешествия, начертим таблицу, которая поможет нам в определенном порядке записать сведения о животном и растительном мире материков.

(Ученики чертят в тетради таблицу, которую видят на доске).

- Сегодня на уроке у нас присутствуют путешественники, которые расскажут вам, каких животных и какие растения они видели на материках.

- И так в путь!  

- Наше путешествие мы начинаем с материка, где мы живем, где находится территория Республики Татарстан, да и вся Российская Федерация. Какой это материк?

Этот материк называется Евразия.

( Каждый материк показываем на карте)

По ходу занятия учащиеся выступают с рефератами, которые они приготовили дома, а слушатели записывают услышанное в таблицу рабочей тетради.

По ходу выступления учащихся демонстрируются слайды с изображением животных и растений, которые живут на этих материках.

(После выступления 3 ученика проводится физкультминутка)

- Музыкальное сопровождение (голоса птиц).

 Закройте глаза, наклоните голову на парту и представьте, что вы в лесу.


п/
п

Название материка

Наиболее 
интересный 
представитель
растительного
мира

Особенности
его строения и 
жизнедеятельности

Наиболее
интересный
представитель
животного 
мира

Особенности 
Его строения и 
жизнедеятельности

1

2

3

4

5

6

1

Евразия

Рис

Рисовые поля полностью залиты водой, поэтому рисоводы собирают урожай с лодок

Большая панда.
Символ всемирного фонда дикой природы

Длина тела около
1,5м; мех густой и окрашен красиво; 
Питается тонкими ростками бамбука

2

Австралия

Эвкалипт

Высота до 100м

Кенгуру

До 3м в высоту; носит своих детенышей в сумке на высоте

3

Антарктида

Мхи, лишайники

Приспособились к суровым условиям холодного материка

Пингвин

Не летают и не бегают, зато прекрасно плавают и ныряют, поскольку крылья у них превратились в ласты; питаются рыбой

4

Северная Америка

Секвойя

Высота более 100м; до 10м. в поперечнике; живут несколько тысяч лет; шишки размером с большую дыню

Полосатый скунс

С очень густой, лохматой шерстью 
черного цвета. Широкие белые полосы тянутся в вдоль тела. При опасности испускает отвратительный запах

5

Южная Америка

Кувшинка виктория регия

Листья 2м в диаметре выдерживают груз до 70кг.

Муравей-листорез

Листья пережевывает со своими экскре-ментами «дома», а затем на этом веществе вырастают грибы, которые ест вся семья

6

Африка

Баобаб

В стволе толщиной до 10м
запасает воду. Древесина мягкая как губка, накапливает до 120 т воды

Жираф

Самое высокое животное на Земле: около 6м, 5 рогов на голове, язык длинный 45см, питается листьями деревьев

 - Давайте поблагодарим ребят за интересную информацию.

- и поставим им отличные оценки за работу.

Итог урока:

- Почему землю населяют такие разные животные и растения? (…)

Живые существа заселили все материки, включая Антарктиду. Мысленно путешествуя по разным материкам, мы встретили рис и большую панду в Евразии, баобаб и жирафа в Африке, секвойю и полосатого скунса в Северной Америке, викторию регию и муравья листореза в Южной Америке, эвкалипта и кенгуру в Австралии, пингвинов в Антарктиде.

4. Закрепление полученных знаний.

а) Беседа с использованием вопросов рубрики «Проверь свои знания» на стр.124

Где и как выращивают рис?
Кто такая большая панда и где она живет?
С какими представителями живой природы Африки вы познакомились?
Расскажите об интересных растениях и животных Северной и Южной Америки.
Какие представители живой природы Австралии особенно широко известны?
Что вы узнали о живой природе Антарктиды

б) Работа с текстом учебника, стр. 120-123 по составлению вопросов-суждений

Например:

1. Почему рис в переводе на русский язык означает «Основа питания человека»?
2. Как доказать, что большая панда является родственником медведей?
3. Вследствие чего в мякоти баобаба накапливается большое количество воды?
4. Как доказать, что жираф является сторожем для обитающих по соседству животных - зебр, антилоп и даже страусов?
5. Почему мало кто решается приблизиться к полосатому скунсу?
6. Как доказать, что лист кувшинки виктории регии выдерживает груз в 72кг?
7. Каким образом кенгуру заботится о своем потомстве?

5. Домашнее задание.

- Подошло к концу наше путешествие. Вы замечательно поработали, спасибо вам!

- давайте запишем домашнее задание:

а) Изучить статью «Жизнь на разных материках», стр.120-123, чтобы запомнить особенности животных и растений
б) Вика и Максим используя дополнительную литературу, подготовят сообщение об одном растении или животном из тех, которые показаны на карте в учебнике, стр.122-123.
в) Саша и Даниил, напишут рассказ о своем воображаемом путешествии на один из материков.

6. Выставление оценок.

- А сейчас давайте выставим оценки за работу на уроке.

- Саша, Максим, Витя получают 5 за активную работу на уроке. Молодцы!

-Я благодарю вас за урок, было приятно с вами работать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока природоведения в 5 классе по теме "Жизнь на разных материках"

Урок разработан по технологии личностно-ориентированного обучения...

Технологическая карта урока по природоведению "Природа и жизнь на разных материках"

Этот материал поможет подготовить урок по природоведению в формате ФГОС...

Конспект урока по природоведению в 5 классе Тема: «Жизнь на разных материках»

Конспект урока по природоведению в 5 классеТема: «Жизнь на разных материках»...

Урок "Жизнь на разных материках", природоведение , 5 класс

Урок разработан по материалам учебника  «Естествознание» А.А. Плешаков, Н.И. Сонин 5 класс, М.: Дрофа, 2012,ТПО «Естествознание» А.А. Плешаков, Н.И. Сонин 5 класс, М.: Дрофа, 2013....

Урок в и5 классе "Жизнь на разных материках"

УрокТема:    Жизнь организмов на разных материках Цели урока:   - создать условия для осознания и осмысления материала о растительном и животном мире разных материков Зем...