Урок по природоведению в 5 классе "Обитатели морей и океанов"
план-конспект урока природоведения (5 класс) по теме

Панов Егор Игоревич

Тип урока - изучение нового материала.

 На уроке используется групповая работа, в ходе которой обучающиеся создают и презентуют творческие мини-проекты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urok_-_obitateli_morey_i_okeanov.doc66 КБ
Файл urok_-_okean.pptx1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие по природоведению в 5 классе

по теме: «Жизнь на планете ОКЕАН»

Цели и задачи урока:

  1. Дать образное целостное представление о жителях морей и океанов, заинтересовать обучающихся в изучении разнообразия подводного мира, особенностей условий обитания и приспособления животных к ним.
  2. Развивать воображение, наблюдательность, любознательность, логическое и образное мышление, расширять кругозор и словарный запас.
  3. Формировать коммуникативную, информационную, познавательную и рефлексивную компетенции через реализацию деятельностного подхода.
  4. Создать условия для самореализации учащихся через создание и защиту творческих мини-проектов.

Тип урока:

Урок изучения нового материала.

Оборудование и материалы: таблицы с изображением обитателей морей и океанов, мультимедийное оборудование, презентация «Жители морей и океанов», цветные карточки с изображением обитателей морей и океанов, листы формата А3, фломастеры, бэйджи с именами для учащихся. Учебники, тетради, фломастеры или цветные карандаши. Аудиозаписи «Звуки дельфинов», «Звуки китов», «Звуки воды и крики чаек» (фоновое сопровождение урока).

Методы обучения и формы работы:

- частично-поисковый (эвристический)

- проблемный

- групповой

- игровой

Этапы урока:

  1. Организационный момент – 2
  2. Самоопределение к деятельности – 2 мин.
  3. Интеллектуальная разминка – 2 мин.
  4. Открытие новых знаний и применение – 15 мин.:
  1. актуализация знаний учащихся
  2. самостоятельная работа с учебниками и дополнительной литературой по изучению нового материала
  3. работа в группах по созданию выпуска газеты «Обитатели морей и океанов»
  1. Обобщение, итог урока – 5 мин.
  2. Домашнее задание – 2 мин.
  3. Рефлексия – 2 мин.


Ход урока

Деятельность участников урока на каждом этапе

Учитель

Учащиеся

1 этап – организационный – 3 мин.

распределение по группам

До начала урока учитель предлагает учащимся выбрать карточки с изображением обитателей морей и океанов.

Столы в кабинете расставлены так, чтобы можно было работать по группам.

На столах стоят таблички с изображениями животных, соответствующие тем, которые выбрали учащиеся:

- обитатели сообщества поверхности воды

- обитатели сообщества толщи воды

- обитатели сообщества кораллового рифа

- обитатели глубоководного сообщества

- обитатели донного сообщества

Учащиеся выбирают карточки и рассаживаются за те столы, на которых стоят соответствующие таблички.

Готовят к уроку – учебники, тетради, ручки, цветные карандаши или фломастеры.

знакомство с классом

Учитель представляется и просит учащихся хором назвать свои имена, благодарит ребят.

У каждого ученика имеется бейдж с именем и фамилией.

По команде учителя все ребята называют свои имена.

обсуждение правил работы на уроке

Учитель: Ребята, сегодня вы будете работать в группах.  Чтобы работа получилась плодотворной, нам всем необходимо соблюдать следующие правила и законы (слайд на экране):

  1. Закон 0:0 - точности
  2. Закон един, говорит один (уважай говорящего)
  3. Закон инициативы
  1. Не согласен – возражай
  2. Возражаешь – предлагай
  3. Предлагаешь - делай
  1. Закон чистоты (содержи свое рабочее место в чистоте и порядке)

Учитель: Согласны ребята? Тогда начинаем урок

2 этап – самоопределение к деятельности – 3 мин.

Учитель: - Ребята, как называется наша планета?

- А вот если бы об этом спросили инопланетянина, наблюдавшего нашу планету из космоса, возможно, он назвал бы её: ПЛАНЕТА ОКЕАН. Почему?

- Правильно, ведь большую часть нашей планеты, а именно 71% занимает вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан. Он настолько велик, что его можно назвать – планета ОКЕАН.

И сегодня мы познакомимся с этой планетой, с ее многочисленными обитателями. Тема нашего урока:

Жизнь на планете ОКЕАН (запись на доске, на слайде)

Учащиеся: планета Земля

Варианты ответов учащихся: воды на земле больше, чем суши

3 этап - интеллектуальная разминка – 4 мин.

Учитель: А сейчас я предлагаю провести интеллектуальную разминку. Я загадаю Вам загадки, слушайте внимательно, а отвечать вы можете все вместе. (На экране появляются изображения загаданных обитателей морей и океанов).

1. По волнам гуляет зонтик,

Если встретите – не троньте!

Вот так чудо, вот так диво!

Зонтик жжется как крапива. (Медуза)

2. Без воздуха живет она

И, как могила, холодна.

Не пьет, хотя в воде сидит,

В броне, хотя и не звенит. (Рыба)

3. Он плавает на дне глубоком,

А иногда — у берегов.

Он своим могучим током

Разгоняет тьму врагов. (Скат)

4. В глубине, где тишь и мгла,

Море штопает игла. (Рыба-игла)

5. Люд морской встревожен -

Меч плывет без ножен. (Рыба-меч)

6. По сути зверь – а с виду рыба,

Огромен, я его боюсь.

А догадаться вы смогли бы,

Кто пищу цедит через ус? (Кит)

7. Зубы в пасти: в три ряда.
Это не страсти, а беда.
Этот хищник знаменит,
Тем, что он - "морской бандит".
Мускулисты его скулы,
Остерегайтесь встреч с… (
Акулой)

8. Подставляя людям спины

В море нас спасут… (Дельфины)

9. Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я - … (Осьминог)

Ребята отвечают на загадки. И одновременно видят на экране изображения отгаданных ими животных.

4 этап - открытие новых знаний и применение – 15 мин.

актуализация знаний учащихся

Учитель: Океан похож на многоэтажный дом. Попробуйте назвать этажи этого удивительного дома со множеством жителей.

Я думаю, что вы, изучив изображенных животных на своих карточках, уже определили, кто из Вас жителей какого этажа будет изучать.

Варианты ответов детей:

- дно

- толща воды (маленькая глубина)

- коралловые рифы

- поверхность воды

- глубина

Ребята: Да

самостоятельная работа с учебниками и дополнительными материалами

 по изучению нового материала – 15 мин.

Учитель: А сейчас я предлагаю Вам следующее задание. У Вас на столах лежат листы с незаполненными схемами и конверты с изображениями подводных жителей. Есть также фломастеры и клей.

Ваша цель – выпустить биологическую газету «Обитатели морей и океанов» и представить её другим группам.

Для этого Вам нужно:

- изучить материалы учебника и дополнительной литературы, заполнить схему на листах:

1. особенности образа жизни представителей вашего сообщества в океане

2. форма тела

3. особые приспособления

4. способы питания

- оформить рубрику «Эти необычные животные», используя картинки с изображением животных вашего сообщества;

- придумать оригинальное название газеты, отражающее суть изучаемого Вами сообщества.

 На эту работу Вам дается 10-15 минут и по 1 минуте на защиту ваших газет. Итак, откройте, пожалуйста, учебники и приступайте к выполнению задания.

Ребята, сегодня на уроке мы изучали жителей планеты Океан. Давайте подведем итоги!

Учащиеся стараются определить, какие из предложенных им обитателей относятся к их сообществу на основании материалов учебника и дополнительной литературы.

По окончании 10 минут работы представители групп выходят к доске и защищают свои газеты в течение 1 минуты.

Во время  защиты работы групп  на экране появляются слайды с представителями соответствующих сообществ.

Варианты ответов ребят:

- дельфины

- киты

5 этап – обобщение – 7 мин.

(звучит звук входящего сообщения системы ICQ)

Учитель: Ой, кажется, нам пришло письмо! Давайте посмотрим, от кого.

(на экране появляется текст письма от капитана Врунгеля).

Ребята, мы же с Вами знаем этого капитана Врунгеля. Он всегда любит в своих рассказах приукрасить и понавыдумывать небылицы. Я прочту Вам письмо, а вы попробуйте определить, все ли правильно написал капитан?

Учитель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием и нашли все ошибки капитана.

На уроке мы изучили 5 сообществ океана, которые являются так называемыми «этажами». (на экране появляется дом «Океан»)

Как вы считаете, обитатели какого сообщества живут на каждом этаже?

Учитель: Ну, вот мы с Вами и закончили наше первое путешествие по планете ОКЕАН. И настало время оценить Вашу работу на уроке. У вас на столах лежат листы самооценки.

Если вы считаете, что усвоили весь материал урока и приняли активное участие в работе группы, поставьте себе оценку «5».

Если же вы считаете, что могли работать лучше, поставьте оценку «4».

Ребята читают письмо, стараются найти ошибки.

Варианты ответов учащихся:

1 этаж – донное сообщество

2 этаж – сообщество кораллового рифа

3 этаж – глубоководное сообщество

4 этаж – сообщество толщи воды

5 этаж – сообщество поверхности воды

6 этап – домашнее задание – 3 мин.

Ваше домашнее задание – подготовить сообщение об одном из обитателей подводного мира.

7 этап – рефлексия – 5 мин.

Ребята, если Вам понравилось работать сегодня на уроке, тогда приклейте на доску листочек желтого цвета.

Если вам что-то не понравилось, приклейте на доску листочек зеленого цвета.

Наш урок подошел к концу. Спасибо за активную творческую работу, до свидания!

Ребята выбирают соответствующие листочки и прикрепляют их на доску.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правила и законы поведения Закон 0:0 - точности Закон един, говорит один (уважай говорящего) Закон инициативы Не согласен – возражай Возражаешь – предлагай Предлагаешь - делай Закон чистоты (содержи свое рабочее место в чистоте и порядке)

Слайд 2

Что такое океан? большую часть нашей планеты, а именно 71% занимает вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан. Он настолько велик, что его можно назвать – планета ОКЕАН.

Слайд 3

Цели: Рассмотреть разнообразие живых организмов в морях и океанах. Раскрыть взаимосвязи и приспособленность обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях Тема урока: «Жизнь на планете «ОКЕАН»

Слайд 4

Ответы на загадки медуза

Слайд 5

Ответы на загадки рыба

Слайд 6

Ответы на загадки скат

Слайд 7

Ответы на загадки рыба-игла

Слайд 8

Ответы на загадки рыба-меч

Слайд 9

Ответы на загадки кит

Слайд 10

Ответы на загадки акула

Слайд 11

Ответы на загадки дельфины

Слайд 12

Ответы на загадки осьминог

Слайд 13

Алгоритм работы: Прочитать материалы учебника и дополнительной литературы Заполнить схему: особенности образа жизни форма тела приспособления способы питания Дополнить список обитателей, относящихся к сообществу Вашей группы Оформить газету «Обитатели морей и океанов»

Слайд 14

Сообщество поверхности воды Морская уточка Португальский военный кораблик Летучая рыба Медуза

Слайд 15

Сообщество толщи воды Тунец Акула-молот Кит Дельфины Планктон

Слайд 16

Сообщество кораллового рифа Морской еж Коралловая креветка Рыбы-клоуны Рыба-бабочка Спинорог

Слайд 17

Глубоководное сообщество Рыба-удильщик Большерот Мурена Осьминог Кальмар

Слайд 18

Донное сообщество Скорпена Камбала Морской черт Скат Морская звезда Креветка

Слайд 19

Входящее сообщение

Слайд 21

«Океан» Сообщество поверхности воды 1 этаж Сообщество кораллового рифа 2 этаж Сообщество толщи воды 3 этаж Глубоководное сообщество 4 этаж Донное сообщество 5 этаж


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По морям и океанам (урок-игра)

Урок обобщающего повторения по теме "Введение" в форме игры (КВН)....

Конспект урока по географии 6й класс Жизнь в морях и океанах

Жизнь в морях и океанах, Что такое планктон, нектон и бентос? Как он выглядит? Какие приспособения имеет?...

Урок : "Жизнь в морях и океанах"

Урок изучения нового материала, частично-поисковый, проблемный, игровой.Цели и задачи урока:—  Дать представление о разнообразии живых организмов в морях и океанах, об их распространении.—  ...

Конспект урока и презентация по теме"Жизнь организмов в морях и океанах"

Материал содержит технологическую карту урока, построенную в рамках требований ФГОС....

урок по биологии "Жизнь в морях и океанах "

Разработка данного урока в 5 классе отвечает требованиям ФГОС...

Конспект урока природоведения «Животные морей и океанов»

Цель:  Способствовать закреплению знаний о растениях и животных пресных водоёмов; сформировать общее представление о морских животных, населяющих мировой океан, их особенностях, разнообразии....

Урок:Жизнь в море и океане. Охрана морей.

Урок: Жизнь море и океане.Охрана морей. Цель: Показать значение морей и оеакнов, познакомить учащихся с обитателями морей, рассмотреть их значение природе и в жизни человека....