Урок по природоведению в 5 классе "Обитатели морей и океанов"
план-конспект урока природоведения (5 класс) по теме
Тип урока - изучение нового материала.
На уроке используется групповая работа, в ходе которой обучающиеся создают и презентуют творческие мини-проекты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Urok_-_obitateli_morey_i_okeanov.doc | 66 КБ |
urok_-_okean.pptx | 1.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок-путешествие по природоведению в 5 классе
по теме: «Жизнь на планете ОКЕАН»
Цели и задачи урока:
- Дать образное целостное представление о жителях морей и океанов, заинтересовать обучающихся в изучении разнообразия подводного мира, особенностей условий обитания и приспособления животных к ним.
- Развивать воображение, наблюдательность, любознательность, логическое и образное мышление, расширять кругозор и словарный запас.
- Формировать коммуникативную, информационную, познавательную и рефлексивную компетенции через реализацию деятельностного подхода.
- Создать условия для самореализации учащихся через создание и защиту творческих мини-проектов.
Тип урока:
Урок изучения нового материала.
Оборудование и материалы: таблицы с изображением обитателей морей и океанов, мультимедийное оборудование, презентация «Жители морей и океанов», цветные карточки с изображением обитателей морей и океанов, листы формата А3, фломастеры, бэйджи с именами для учащихся. Учебники, тетради, фломастеры или цветные карандаши. Аудиозаписи «Звуки дельфинов», «Звуки китов», «Звуки воды и крики чаек» (фоновое сопровождение урока).
Методы обучения и формы работы:
- частично-поисковый (эвристический)
- проблемный
- групповой
- игровой
Этапы урока:
- Организационный момент – 2
- Самоопределение к деятельности – 2 мин.
- Интеллектуальная разминка – 2 мин.
- Открытие новых знаний и применение – 15 мин.:
- актуализация знаний учащихся
- самостоятельная работа с учебниками и дополнительной литературой по изучению нового материала
- работа в группах по созданию выпуска газеты «Обитатели морей и океанов»
- Обобщение, итог урока – 5 мин.
- Домашнее задание – 2 мин.
- Рефлексия – 2 мин.
Ход урока
Деятельность участников урока на каждом этапе | |
Учитель | Учащиеся |
1 этап – организационный – 3 мин. | |
распределение по группам | |
До начала урока учитель предлагает учащимся выбрать карточки с изображением обитателей морей и океанов. Столы в кабинете расставлены так, чтобы можно было работать по группам. На столах стоят таблички с изображениями животных, соответствующие тем, которые выбрали учащиеся: - обитатели сообщества поверхности воды - обитатели сообщества толщи воды - обитатели сообщества кораллового рифа - обитатели глубоководного сообщества - обитатели донного сообщества | Учащиеся выбирают карточки и рассаживаются за те столы, на которых стоят соответствующие таблички. Готовят к уроку – учебники, тетради, ручки, цветные карандаши или фломастеры. |
знакомство с классом | |
Учитель представляется и просит учащихся хором назвать свои имена, благодарит ребят. | У каждого ученика имеется бейдж с именем и фамилией. По команде учителя все ребята называют свои имена. |
обсуждение правил работы на уроке | |
Учитель: Ребята, сегодня вы будете работать в группах. Чтобы работа получилась плодотворной, нам всем необходимо соблюдать следующие правила и законы (слайд на экране):
Учитель: Согласны ребята? Тогда начинаем урок | |
2 этап – самоопределение к деятельности – 3 мин. | |
Учитель: - Ребята, как называется наша планета? - А вот если бы об этом спросили инопланетянина, наблюдавшего нашу планету из космоса, возможно, он назвал бы её: ПЛАНЕТА ОКЕАН. Почему? - Правильно, ведь большую часть нашей планеты, а именно 71% занимает вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан. Он настолько велик, что его можно назвать – планета ОКЕАН. И сегодня мы познакомимся с этой планетой, с ее многочисленными обитателями. Тема нашего урока: Жизнь на планете ОКЕАН (запись на доске, на слайде) | Учащиеся: планета Земля Варианты ответов учащихся: воды на земле больше, чем суши |
3 этап - интеллектуальная разминка – 4 мин. | |
Учитель: А сейчас я предлагаю провести интеллектуальную разминку. Я загадаю Вам загадки, слушайте внимательно, а отвечать вы можете все вместе. (На экране появляются изображения загаданных обитателей морей и океанов). 1. По волнам гуляет зонтик, Если встретите – не троньте! Вот так чудо, вот так диво! Зонтик жжется как крапива. (Медуза) 2. Без воздуха живет она И, как могила, холодна. Не пьет, хотя в воде сидит, В броне, хотя и не звенит. (Рыба) 3. Он плавает на дне глубоком, А иногда — у берегов. Он своим могучим током Разгоняет тьму врагов. (Скат) 4. В глубине, где тишь и мгла, Море штопает игла. (Рыба-игла) 5. Люд морской встревожен - Меч плывет без ножен. (Рыба-меч) 6. По сути зверь – а с виду рыба, Огромен, я его боюсь. А догадаться вы смогли бы, Кто пищу цедит через ус? (Кит) 7. Зубы в пасти: в три ряда. 8. Подставляя людям спины В море нас спасут… (Дельфины) 9. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском. Голова и восемь ног, Вот и весь я - … (Осьминог) | Ребята отвечают на загадки. И одновременно видят на экране изображения отгаданных ими животных. |
4 этап - открытие новых знаний и применение – 15 мин. | |
актуализация знаний учащихся | |
Учитель: Океан похож на многоэтажный дом. Попробуйте назвать этажи этого удивительного дома со множеством жителей. Я думаю, что вы, изучив изображенных животных на своих карточках, уже определили, кто из Вас жителей какого этажа будет изучать. | Варианты ответов детей: - дно - толща воды (маленькая глубина) - коралловые рифы - поверхность воды - глубина Ребята: Да |
самостоятельная работа с учебниками и дополнительными материалами по изучению нового материала – 15 мин. | |
Учитель: А сейчас я предлагаю Вам следующее задание. У Вас на столах лежат листы с незаполненными схемами и конверты с изображениями подводных жителей. Есть также фломастеры и клей. Ваша цель – выпустить биологическую газету «Обитатели морей и океанов» и представить её другим группам. Для этого Вам нужно: - изучить материалы учебника и дополнительной литературы, заполнить схему на листах: 1. особенности образа жизни представителей вашего сообщества в океане 2. форма тела 3. особые приспособления 4. способы питания - оформить рубрику «Эти необычные животные», используя картинки с изображением животных вашего сообщества; - придумать оригинальное название газеты, отражающее суть изучаемого Вами сообщества. На эту работу Вам дается 10-15 минут и по 1 минуте на защиту ваших газет. Итак, откройте, пожалуйста, учебники и приступайте к выполнению задания. Ребята, сегодня на уроке мы изучали жителей планеты Океан. Давайте подведем итоги! | Учащиеся стараются определить, какие из предложенных им обитателей относятся к их сообществу на основании материалов учебника и дополнительной литературы. По окончании 10 минут работы представители групп выходят к доске и защищают свои газеты в течение 1 минуты. Во время защиты работы групп на экране появляются слайды с представителями соответствующих сообществ. Варианты ответов ребят: - дельфины - киты |
5 этап – обобщение – 7 мин. | |
(звучит звук входящего сообщения системы ICQ) Учитель: Ой, кажется, нам пришло письмо! Давайте посмотрим, от кого. (на экране появляется текст письма от капитана Врунгеля). Ребята, мы же с Вами знаем этого капитана Врунгеля. Он всегда любит в своих рассказах приукрасить и понавыдумывать небылицы. Я прочту Вам письмо, а вы попробуйте определить, все ли правильно написал капитан? Учитель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием и нашли все ошибки капитана. На уроке мы изучили 5 сообществ океана, которые являются так называемыми «этажами». (на экране появляется дом «Океан») Как вы считаете, обитатели какого сообщества живут на каждом этаже? Учитель: Ну, вот мы с Вами и закончили наше первое путешествие по планете ОКЕАН. И настало время оценить Вашу работу на уроке. У вас на столах лежат листы самооценки. Если вы считаете, что усвоили весь материал урока и приняли активное участие в работе группы, поставьте себе оценку «5». Если же вы считаете, что могли работать лучше, поставьте оценку «4». | Ребята читают письмо, стараются найти ошибки. Варианты ответов учащихся: 1 этаж – донное сообщество 2 этаж – сообщество кораллового рифа 3 этаж – глубоководное сообщество 4 этаж – сообщество толщи воды 5 этаж – сообщество поверхности воды |
6 этап – домашнее задание – 3 мин. | |
Ваше домашнее задание – подготовить сообщение об одном из обитателей подводного мира. | |
7 этап – рефлексия – 5 мин. | |
Ребята, если Вам понравилось работать сегодня на уроке, тогда приклейте на доску листочек желтого цвета. Если вам что-то не понравилось, приклейте на доску листочек зеленого цвета. Наш урок подошел к концу. Спасибо за активную творческую работу, до свидания! | Ребята выбирают соответствующие листочки и прикрепляют их на доску. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое океан? большую часть нашей планеты, а именно 71% занимает вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан. Он настолько велик, что его можно назвать – планета ОКЕАН.
Цели: Рассмотреть разнообразие живых организмов в морях и океанах. Раскрыть взаимосвязи и приспособленность обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях Тема урока: «Жизнь на планете «ОКЕАН»
Ответы на загадки медуза
Ответы на загадки рыба
Ответы на загадки скат
Ответы на загадки рыба-игла
Ответы на загадки рыба-меч
Ответы на загадки кит
Ответы на загадки акула
Ответы на загадки дельфины
Ответы на загадки осьминог
Алгоритм работы: Прочитать материалы учебника и дополнительной литературы Заполнить схему: особенности образа жизни форма тела приспособления способы питания Дополнить список обитателей, относящихся к сообществу Вашей группы Оформить газету «Обитатели морей и океанов»
Сообщество поверхности воды Морская уточка Португальский военный кораблик Летучая рыба Медуза
Сообщество толщи воды Тунец Акула-молот Кит Дельфины Планктон
Сообщество кораллового рифа Морской еж Коралловая креветка Рыбы-клоуны Рыба-бабочка Спинорог
Глубоководное сообщество Рыба-удильщик Большерот Мурена Осьминог Кальмар
Донное сообщество Скорпена Камбала Морской черт Скат Морская звезда Креветка
Входящее сообщение
«Океан» Сообщество поверхности воды 1 этаж Сообщество кораллового рифа 2 этаж Сообщество толщи воды 3 этаж Глубоководное сообщество 4 этаж Донное сообщество 5 этаж
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
По морям и океанам (урок-игра)
Урок обобщающего повторения по теме "Введение" в форме игры (КВН)....
Конспект урока по географии 6й класс Жизнь в морях и океанах
Жизнь в морях и океанах, Что такое планктон, нектон и бентос? Как он выглядит? Какие приспособения имеет?...
Урок : "Жизнь в морях и океанах"
Урок изучения нового материала, частично-поисковый, проблемный, игровой.Цели и задачи урока: Дать представление о разнообразии живых организмов в морях и океанах, об их распространении. ...
Конспект урока и презентация по теме"Жизнь организмов в морях и океанах"
Материал содержит технологическую карту урока, построенную в рамках требований ФГОС....
урок по биологии "Жизнь в морях и океанах "
Разработка данного урока в 5 классе отвечает требованиям ФГОС...
Конспект урока природоведения «Животные морей и океанов»
Цель: Способствовать закреплению знаний о растениях и животных пресных водоёмов; сформировать общее представление о морских животных, населяющих мировой океан, их особенностях, разнообразии....
Урок:Жизнь в море и океане. Охрана морей.
Урок: Жизнь море и океане.Охрана морей. Цель: Показать значение морей и оеакнов, познакомить учащихся с обитателями морей, рассмотреть их значение природе и в жизни человека....