Земля-планета Солнечной системы. Разработка урока по природоведении 5 класс
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему
Урок-концерт в нестандартной форме по природоведении в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5kl.zemlya-planeta_solnechnoy_sistemy..docx | 23.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Природоведение. Урок- концерт в 5 классе. Учитель биологии Конгар М. А.
Тема: « Земля – планета Солнечной системы »
Цель урока:
- Формирование единства знаний о живой и неживой природе, развитие общих представлений о солнечной системе, форме и значении солнца для жизни на земле, движении земли и солнца, способствовать правильному пониманию учащимися природных явлений и взглядов на окружающий мир.
- Воспитание нравственных и эстетических качеств личности, развитие речи и таланта учащихся.
- Развитие работы по формированию и развитию навыков работы с карточками, наглядными пособиями, развитие творческой активности учащихся, пробуждение интереса к природе связывая с музыкой, литературой.
Оборудование: 1)Опорные схемы-сигналы «Природа»; 2)Теллурий; 3) Таблица «Движение Земли вокруг Солнца»; 4) Географические атласы 5 класс; 5) Карточки- задания; 6)Мел, указка; 7)Баян; 8)Два платка, палка для представлений.
I. Оргмомент урока. Приветствие.
Цель урока довести до учащихся.
II. Прогноз погоды и местные признаки изменения погоды, изложенные в стихотворной форме.
-Ребята, каждый день мы наблюдаем за погодой. Какая сегодня погода?
-Состояние неба-
Осадки-
Направление и скорость ветра-
Температура воздуха:
Относительная влажность воздуха-
Учитель: Погода очень изменчива. Только в нашей местности в течение суток погода может меняться несколько раз.
-Приведите, пожалуйста, местные признаки изменения погоды, которыми пользовались наши далекие предки, основываясь на народной мудрости, на различных приметах.
1 ученик: Низко ласточки летают
О дожде предупреждают;
А летают высоко-
Значит, дождик далеко.
2 ученик: Дым из труб и от костра
Кверху поднимается-
Значит, ясная погода
Завтра ожидается.
3 ученик: Если больше, чем обычно,
Над цветами вьётся пчел,
Нужно будет опасаться,
Как бы дождик не пошел.
4 ученик: С неба солнце светит ярко,
Верба ранняя цветет,
Прилетели трясогузки-
Скоро будет ледоход.
5 ученик: Если солнце село в тучи,
Словно зарево, закат,
«Завтра будет сильный ветер»,-
Старожилы говорят.
6 ученик: Кукушки стали куковать-
Морозам больше не бывать.
Цветы черемухи цветут-
Похолоданье тут как тут.
Учитель: Многими из этих примет мы пользуемся и в наше время. Но, чтобы правильно предсказать погоду, надо воспользоваться не одним , а несколькими местными признаки. А теперь, вернемся к природе.
III. Схема- сигнал: живая и неживая природа. По прочитанному стихотворению вам предстоит определить предметы неживой природы.
Ученик читает: (стихи «Наше море и земля». Альберт Лочмелис)
Наше море
Синее море,
Синие горы,
Синие реки,
Просинь озера
Солнце на ниву,
Бредет с небосвода
Чьи эти земли,
Чьи это воды?
К морю янтарному
Берег прилег
Латвия наша
Синь- василек.
Учитель: Назовите предметы неживой природы? (Море. горы, реки, озера, солнце, земли, вода)
Учитель: Назовите предметы живой природы? (Василёк).
Учитель: Какими признаки отличаются предметы живой природы от неживой? ( Живая природа, для нее характерно дыхание, питание, рост, размножение, обмен веществ. Это растения, насекомые, животные, люди).
IV. Земля- планета солнечной системы.
Учитель: Какова форма Солнца? Какое значение имеет солнце для жизни на земле?
Ответ: Солнце имеет шарообразную форму. Без солнца не могут жить растения, животные и люди.
Задание- карточка: Расположите правильно планеты солнечной системы по отношению к солнцу таким образом, как записываются ноты на нотном стане по порядку.
Учитель: Проверка заданий-карточек учащихся.
Ну, а теперь покажите вращение земли вокруг своей оси на приборе: теллурий. За какой промежуток времени земля совершает один оборот вокруг своей оси?
Ученик показывает вращение земли вокруг своей оси и отвечает, что земля совершает один оборот вокруг своей оси за 24 часа.
Учитель: Может ли Солнце осветить все стороны Земли?
Ученик: Нет, т. к. земля имеет форму шара, то Солнце освещает ее половину , освещенная сторона солнцем- день , а та сторона находящейся в тени – ночь. Причины смены дня и ночи – вращение земли вокруг ее оси.
Учитель: Почему наступает зима, весна, лето, осень?
Ученик: Земля совершает полный оборот вокруг солнца за год. Сохраняя постоянный наклон оси, земля освещается солнцем по- разному. Когда к солнцу обращено северное полушарие, оно получает больше тепла и света- здесь лето. А в южном полушарии это время-зима. Мы живем в северном полушарии, у нас –лето.
Ученик читает :стихотворение «Лето» Н.П. Греков.
Зарумянились вишня и слива,
Налилась золотистая рожь,
И как море волнуется нива,
И в траве на лугах не пройдешь.
Солнце ходит высоко над сводом
Раскаленных от зноя небес,
Пахнет липа душистая медом,
И шумит полный сумрака лес…
Исполнение песни «Арыкчыгаш» (Ручеек), муз: С.Базыр-оол , Сл..: Ч.Серен-оол, олицетворяющий природу в летнее время.
Учитель: Прошло полгода, а теперь в каком полушарии будет зима?
Ученик: через полгода южное полушарие будет получать больше тепла и света –теперь здесь лето, а в северном полушарии –зима.
Ученик читает: стихотворение «Зима» А. А. Блок
Ветхая избушка
Вся в снегу стоит
Бабушка- старушка
Из окна глядит.
Внукам- шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег…
Бегают смеются
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом
Исполнение песни «Чунгуувуста» (На катке) Муз: Альберт Танов, Сл.: Екатерина Танова
исполняют учащиеся 5 класса.
Учитель: А теперь, прослушав стихи, угадайте ребята времена года.
Первый ученик читает: (Отрывок из стихотворении Ф. И. Тютчева «Весна»)
Зима недаром злится,
Прошла ее пора-
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось
Все нудит зиму вон-
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Второй ученик читает: («Осень». А.А.Фет)
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Ученик: если оба полушарии освещены одинаково, то наступает весна и осень и в стихах мы узнали эти времена года.
Учитель: правильно ребята. Ну. а теперь, покажите нам часы юмора из нашей жизни.
V. Минуты юмора и сатиры, ролевая игра. (Небольшая сценка из жизни « Бабушек»)
Сценка: «Бабушки и внуки».
На сцене появляются две старушки.
Первая: Здравствуйте, голубушка моя! Пойдемте гулять в парк.
Вторая: Да что вы, я еще уроки не сделала… Опыт по биологии надо провести, фасоль вырастить.
Первая: А, да-да, я помню, вы у меня брали фасоль.
Вторая: Да что-то не растет эта фасоль. Видно не качественная.
Первая: Как некачественная? Ну вот, делай людям добро! Можно сказать, от себя фасоль оторвала- вынула из супа.
Вторая: Погоди-погоди, как – из супа? Это я, выходит, растила вареную фасоль. Спасибо, удружила…
Первая: Ну я же не знала, зачем вам фасоль, не обижайтесь!
Вторая: Как вы считаете, если мы и дальше так упорно будем учиться, может, нам какую – то оценку поставят?
Первая: (шепотом)- Кол!
Вторая: За что же такая плохая оценка?
Первая: За то, что мы занимаемся не своим делом.
Старушки уходят со сцены.
Учитель: Дорогие ребята, взрослые - они вам никого не напоминают? О чем речь идет в этой сценке?
Ученик (примерно): Взрослые за детей все делают, даже уроки, а надо нам учащимся самим все делать, быть самостоятельными.
VI. Итоги урока. Оценки.
Спасибо за внимание. Занавес закрыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Методическая разработка уроков в 9 классе по теме "СПб регион" с использование рейтинг - накопительной системы оценивания
Представленные материалы содержат конспекты уроков по теме, включая итоговый тест, рабочие карты уч-ся с технологиче...
Методическая разработка урока для 7 класса по теме "Эволюционные изменения кровеносной системы и крови"
Разработка урока для 7 класса с использованием технологии Web-квест, примененной для выполнения лабораторной работы. Разработка содержит ссылку на созданный мной сайт для выполнения лабораторной работ...
Разработка урока в 10 классе по теме: "Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую"
Цель урока: познакомить учащихся с правилами перевода из одной системы счисления в другую, закрепить полученные знания....
Методическая разработка урока математики 5 класс в системе ФГОС
Методическая разработка урока математики 5 класс в системе ФГОС...
Презентация "Строение Солнечной системы" к уроку астрономии
Презентация "Строение Солнечной системы" создана с помощью Prezi.com . Может быть использована на уроках астрономии....
Разработка урока для 9 класса по теме "Системы уравнений второй степени"
Обобщающий урок по теме "Системы уравнений второй степени"...