организация и проведение школьного лесничества
методическая разработка (природоведение) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 21 х.Свободы
муниципальное образование Курганинский район
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
ШКОЛЬНЫХ ЛЕСНИЧЕСТВ
Подготовила: В.П.Щирская,
учитель химии, биологии
Директор школы: Е.М.Рябова
2012-2013 учебный год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Аналитическая справка | 3-4 | |
школьных лесничеств на уровне субъекта | ||
| 5 - 8 | |
| 8 - 10 | |
лесничеств | ||
2.1. Учебно-производственные участки | 10-11 | |
| ||
| 12 - 19 | |
| ||
| 20 - 23 | |
учебно – опытнической деятельности | ||
5.1. Тематика учебно-исследовательской работы | 23 - 25 | |
| ||
6.1. Краткая характеристика школьного лесничества «Берендеи» | 26 - 28 | |
6.2. Отзывы общественности о школьном лесничестве | 28-30 | |
6.3. Приложение | 30 |
Аналитическая справка о работе школьного лесничества
за период с 2010 по 2011 учебный год
Школьное лесничество «Бериндеи» в МБОУ ООШ № 21 х. Свободы действует с 2010 года. Очерёдность занятий и их программа планируется в зависимости от сезона года. Летнее (каникулярное) время используем для практической работы в питомнике «ЭКА», экскурсий и походов в лес. Зимние (учебные) месяцы используем для теоретических занятий по лесохозяйственным дисциплинам.
Состав школьного лесничества меняется и дополняется каждый год. Возраст членов с 11 –15 лет (5-9 классы), но количественный состав постоянен 10 человек. Избрали актив из ребят: лесничего, его помощника.
Список школьного лесничества «Берендеи»:
- Снегирева Лилия - 8 класс
- Посулихина Оксана – 8 класс
- Гончарова Ирина – 8 класс
- Куценко Елена – 7 класс
- Германова Ирина – 6 класс
- Посулихина Татьяна – 6 класс
- Бервальд Олеся – 6 класс
- Куценко Ангелина – 5 класс
- Солошенко Юлия – 5 класс
- Посконных Денис - 5 класс
Большое внимание в работе школьного лесничества уделяется изучению природы, проведению фенологических наблюдений, экскурсиям, походам по родному краю.
На счету нашего лесничества много хороших дел. За нами закреплено 3,84 га земли. Мы принимаем участие в посадках леса, закладывали лесной питомник «ЭКА». Озеленяем территорию школы. Принимаем и проводим акции по озеленению микрорайона школы и закладываем аллею выпускников. Собираем лекарственные травы, ягоды, грибы.
Практически вся школа участвует в трудовых операциях «Посади дерево», «Лесная аптека», «Школьная клумба».
Большую помощь лесу оказывают неутомимые лесные санитары – птицы. Для них на территории школьного лесничества мы развешиваем искусственные гнезда. Зимой расставляем в лесу кормушки, подкармливаем животных. Проводим традиционный конкурс скворечников «Каждому скворцу по дворцу».
Во время практических занятий проходит изучение таксации – определение объёма древесной массы в насаждениях, ежегодный прирост древесины и др. Знакомство с основными таксационными признаками леса – породным составом, возрастом, полнотой, типом и условиями произрастания.
Члены школьных лесничеств участвовали во всех видах деятельности, связанных с охраной, защитой лесов, юные лесоводы оказывали помощь лесному хозяйству в проведении лесохозяйственных мероприятий, агитации и пропаганды, акций природоохранной направленности, вели активную работу по экологическому образованию и экологическому просвещению населения, учились познавать и беречь окружающий мир.
Школьные лесничества создают условия для приобретения детьми опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями, подходами и ориентациями: как и где проложить тропу, оборудовать стоянку; стоит ли украшать машины дикорастущими растениями; как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям; как вести себя в природе, если встретится дикое животное.
Велика роль школьных лесничеств в приобщении школьников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает более продуктивным процесс становления личности. При этом ученик может обратиться к эксперименту, кратковременному и долговременному наблюдению, исследованию связей человека с природой в течение длительного срока с фиксацией на фотопленке, в рисунках, схемах и других документах. Все это делает исследования лесных систем и их охраны привлекательными и интересными.
Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть лесоэкологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы. Формирование лесоэкологической культуры возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов деятельности.
Результаты работы школьных лесничеств во многом зависят от профессионального уровня их руководителей – специалистов лесного хозяйства, преподавателей образовательных учреждений, лесничих школьных лесничеств, тех, кому адресовано это методическое пособие.
В настоящем методическом пособии даны рекомендации по организационному, нормативному, учебно-методическому обеспечению деятельности школьных лесничеств в условиях действующего законодательства. Даны определения миссии школьных лесничеств, целей и задач их работы. Надеемся, что это пособие будет достаточно полным, необходимым и полезным тем, кто посвящает часть своей жизни охране природы, прививает детям чувство любви к лесу, учит новые поколения относиться к лесным ресурсам бережно и с пониманием.
Справку составила зам.директора по УР В.П.Щирская
- Нормативно-правовое обеспечение деятельности школьных лесничеств на уровне субъекта.
- Типовое положение о деятельности школьного лесничества.
ПОЛОЖЕНИЕ
о школьном лесничестве «Берендеи»
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
1. Школьное лесничество – эколого-образовательное и практическое (биолого-техническое) объединение учащихся МБОУ ООШ № 21, создаваемое в целях воспитания у учащихся заинтересованного бережного отношения к природе, умения осуществлять на практике мероприятия, направленные на восстановление и рачительное использование ресурсов лесных экосистем и ландшафтов, расположенных в лесной зоне, расширения и углубления знаний и практических навыков в области лесоводства, ботаники, географии растений, биогеоценологии и народной медицины (траволечение) и др.
2. Задачами школьного лесничества являются:
- экологическое образование школьников с использованием достижений современных биологических, географических и технических дисциплин, лесной экологии, лесного хозяйства, практики постоянного пользования лесом с учетом концепции устойчивого развития общества и природы.
- организация совместной исследовательской работы учащихся, ученых-экологов и специалистов лесного хозяйства в области изучения закономерностей функционирования и динамики лесных экосистем, оценки экологического состояния сообществ и их биологического разнообразия.
- оказание практической помощи в деле сохранения и восстановления лесных ресурсов страны в районе расположения базовой школы.
Это могут быть мероприятия по охране лесов от насекомых-вредителей леса (выявление очагов заболеваний) или от браконьеров-порубщиков (выявление незаконной вырубки леса), участие в посеве и посадке лесных пород деревьев, кустарников, сборе, хранении и посеве семян полезных для леса и лекарственных растений, в выращивании посадочного материала, сборе лекарственного сырья, грибов и ягод, семян древесных и кустарниковых пород, заготовке кормовых трав, экологической пропаганде среди окрестного населения с целью приумножения лесных богатств и сокращения экстенсивных методов их использования, участие в создании природных заказников и заповедников.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
3. Школьное лесничество организуется из числа учащихся 5-9 классов по совместному решению дирекции школы и администрации лесохозяйственного предприятия или иного типа природоохранного учреждения.
4. За школьным лесничеством «Берендеи» закреплена территория питомника «ЭКА».
5. Территория школьного лесничества делится на лесохозяйственные участки и обходы по принципу, принятому в лесничествах лесохозяйственных предприятий.
6. Школьное лесничество работает в течение круглого года в соответствии с учебно-производственным планом, обсужденным на общем собрании школьного лесничества и утвержденным директором школы и руководителем лесохозяйственного предприятия. В план могут быть включены основные разделы:
- теоретическая и практическая подготовка;
- опытническая и исследовательская работа;
- эколого-воспитательная, культурно-массовая и спортивная работа.
7. Содержание работы школьного лесничества соответствует задачам воспитания и обучения, производственной деятельности базового предприятия, заданиям по исследовательской тематике научных учреждений, учебных заведений, специалистов лесного хозяйства, учителей.
Члены школьного лесничества могут привлекаться к выполнению следующих мероприятий:
- посадка и посев леса, уход за лесными культурами, лесосеменными плантациями, закладка питомников, дендрологических участков, уход за ними, выращивание посадочного материала, озеленения населенных пунктов и т.д.;
-участие в проведении мероприятий по охране лесов, выявлении очагов повреждения леса насекомыми-вредителями и болезнями;
- осуществление экологического мониторинга территории школьного лесничества;
- охрана полезных птиц, насекомых, зверей, сбор кормов для зимней подкормки, изготовление и развешивание искусственных гнездовий, кормушек;
- сбор лекарственного сырья, грибов, ягод, семян древесных и кустарниковых пород, восстановление хозяйственно-ценных, лекарственных, редких и исчезающих растений;
- выявление и охрана памятников природы;
- изучение природы, проведение тематических экскурсий, походов, проведение фенологических наблюдений, опытнической и исследовательской работы по заданию ученых, специалистов научно-исследовательских учреждений, опытных станций, заповедников;
- организация музеев и уголков природы;
- пропаганда идей охраны природы, участие в смотрах, конкурсах, слетах, тематических праздниках, викторинах и т. д.
8. Лесохозяйственные и другие практические работы в течение учебного года члены школьного лесничества выполняют во внеурочное время.
К посильному участию в работе школьного лесничества могут привлекаться учащиеся 5-8 классов для выполнения доступных им видов труда: сбор хозяйственно-ценных растений, лекарственного сырья.
3. УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЬНЫМ ЛЕСНИЧЕСТВОМ
9. Руководство школы организует выборы органов управления школьного лесничества, осуществляет руководство их работой.
10. Высшим органом в школьном лесничестве является Совет ШЛ.
11. Общее собрание членов школьного лесничества:
- избирает из своего состава Совет школьного лесничества, лесничего, помощников лесничего, мастеров леса, лесников. В состав Совета также входят педагоги и представитель лесохозяйственного предприятия – специалист лесного хозяйства, осуществляющие непосредственное руководство деятельностью школьного лесничества;
- обсуждает и принимает план работы;
- обсуждает вопросы технологической дисциплины членов школьного лесничества;
- утверждает условия соревнования между звеньями;
- утверждает вопросы о приеме и исключении из членов школьного лесничества.
Общее собрание членов школьного лесничества собирается не реже двух раз в год.
12. Совет школьного лесничества:
- руководит деятельностью школьного лесничества;
- совместно с лесохозяйственным предприятием и дирекцией школы участвует в разработке проекта учебно-производственного плана работы на год;
- организует соревнования между звеньями, периодически подводит итоги выполнения принятых обязательств;
- организует спортивно-массовую и культурную работу в период летнего времени;
- входит с предложениями в администрацию школы и лесохозяйственного предприятия об улучшении организации труда и быта в школьном лесничестве, поощрение лучших звеньев - победителей в соревновании;
- обсуждает работу и в необходимых случаях поведение отдельных членов лесничества;
- отчитывается о работе на общем собрании членов школьного лесничества.
Совет школьного лесничества собирается не реже одного раза в летний период и двух раз в месяц в остальное время.
13. Лесничий и помощник лесничего отвечают за выполнение плана работы, распределение объектов труда, организацию контроля и учета в лесничестве, соблюдение режимов труда и отдыха, дисциплины, выполнение обязательств.
14. Мастер леса направляет и контролирует работу на своем участке в лесничестве, организует сеть постов при проведении рейдов и проверок, проводит разъяснительную работу, мобилизует лесников и других членов лесничества на выполнение обязательств, следит за соблюдением установленного режима дня, дисциплины и техники безопасности.
15. Текущей работой обхода руководит лесник. Он распределяет работу между членами школьного лесничества, следит за ее выполнением, учитывает производственный труд, организует соревнования и взаимопомощь.
4. ОХРАНА ТРУДА
16. Члены школьного лесничества должны проходить обучение по технике безопасности в виде вводного и первичного инструктажа на рабочем месте, стажировки и повседневного инструктажа на рабочем месте, ежеквартального повторного инструктажа и ежегодного курсового обучения. Обучение проводится соответствующими специалистами лесного хозяйства и территориальных природоохранительных органов Минприроды России.
Члены школьного лесничества допускаются к работе после проверки их знаний по технике безопасности
17. Учителя, специалисты лесного хозяйства, экологи, привлекаемые к руководству работой школьного лесничества, осуществляют контроль за соблюдением трудового и природоохранного законодательства, правил, норм, инструкций по технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.
4. ОБЯЗАННОСТИ ШКОЛЫ И ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОГО (ПРИРОДООХРАННОГО) ПРЕДПРИЯТИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ЛЕСНИЧЕСТВА
18. Руководство школы и лесохозяйственного (природоохранного) предприятия:
- осуществляют общее руководство школьным лесничеством. Директор школы и руководитель лесохозяйственного (природоохранного) предприятия утверждают план работы школьного лесничества, они в равной степени несут ответственность за постановку работы в школьном лесничестве, создание безопасных условий труда, соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии, обеспечение необходимых условий для быта и отдыха;
- создают условия для успешного выполнения всего комплекса работ в соответствии с учебно-производственным планом работы школьного лесничества;
- подбирают и закрепляют за школьным лесничеством постоянный участок леса, оказывают необходимую помощь в проведении простейшего лесоустройства территории школьного лесничества;
- выделяют помещения для работы школьного лесничества и проведения теоретических и практических занятий, организации уголка природы, уголка профориентации.
19. Дирекция школы:
- выделяет педагога-воспитателя, ответственного за работу школьного лесничества;
- при необходимости направляет учителей для проведения воспитательной и оздоровительной работы с членами школьного лесничества.
- Инструкция по технике безопасности труда школьного лесничества.
Главное требование к организаторам работы в школьных лесничествах – обеспечение здоровых и безопасных условий школьникам при проведении запланированных в школьном лесничестве мероприятий.
Школьники обязаны соблюдать инструкции по охране труда, устанавливающие правила выполнения работ и проведения мероприятий. Такие инструкции должны быть разработаны в школьном лесничестве и утверждены (согласованы) руководителями организаций, являющихся его учредителями.
К работе в школьном лесничестве допускаются учащиеся школ после прохождения вводного инструктажа по охране труда, первичного инструктажа на рабочем месте, противопожарного инструктажа, инструктажа по электробезопасности, а также после обучения и проверки знаний требований безопасности труда.
Вводный инструктаж при проведении школьниками лесохозяйственных мероприятий на закрепленной за школьным лесничеством территории лесного фонда проводится по инструкции, разработанной специалистами хозяйствующей структуры (работодателя) и утвержденной ее руководителем. В данном случае вводный инструктаж проводит специалист по охране труда хозяйствующей структуры (работодателя).
Инструктаж на рабочем месте, в зависимости от вида деятельности, в котором участвует член школьного лесничества, проводится:
- непосредственным руководителем работ от хозяйствующей структуры (работодателя) при производстве лесохозяйственных мероприятий членами школьного лесничества на закрепленной за школьным лесничеством территории лесного фонда;
- при ведении исследовательских (опытнических) работ в полевых условиях – руководителем проведения исследований (специалистом базового лесничества, педагогом образовательного учреждения) или представителем другой структуры по специально разработанной и утвержденной инструкции;
- при работе в помещении школьного лесничества – одним из руководителей школьного лесничества (взрослым) по разработанной и утвержденной в установленном порядке для членов школьного лесничества инструкции;
- при проведении природоохранных мероприятий, ведении лесохозяйственной агитации и пропаганды и других мероприятий – руководитель проводимого мероприятия.
При проведении определенных видов лесохозяйственных работ проводятся целевые инструктажи (инструктаж при проведении лесопосадочных работ, целевой инструктаж при работах, связанных со сбором шишек и т. д.).
Целевые инструктажи проводятся специалистами хозяйствующей структуры, под руководством которых проводятся определенные виды работ.
Противопожарный инструктаж, инструктаж по электробезопасности проводят ответственные за пожарную безопасность, за электробезопасность в организации, на территории которой базируется школьное лесничество, а также на территории которой проводятся мероприятия школьным лесничеством.
Обучение и проверка знаний требований охраны труда членами школьного лесничества проводится согласно разработанным инструкциям.
При обучении членов школьного лесничества основам охраны труда и техники безопасности, при производстве запланированных в школьном лесничестве мероприятий школьников желательно ознакомить со следующими инструкциями и материалами по охране труда:
- «Инструкцией по оказанию первой (доврачебной) помощи пострадавшим при несчастных случаях для членов школьного лесничества»;
- «Инструкцией по охране труда при работе в районах возможного проявления клещевого энцефалита для членов школьного лесничества»;
- «Инструкцией по некоторым правилам безопасного поведения в лесу для членов школьного лесничества»;
- «Порядком расследования и оформления несчастных случаев, происшедших при выполнении лесохозяйственных работ школьниками».
При производстве лесохозяйственных работ членами школьных лесничеств хозяйствующая в лесном фонде структура (работодатель), при проведении других мероприятий членами школьных лесничеств его организаторы и руководители обязаны выполнить все положения, касающиеся Трудового кодекса Российской Федерации.
- Наличие материально – технической базы школьных лесничеств.
2.1. Создание материально-технической базы.
Одним из условий реализации основных направлений деятельности школьного лесничества является создание его материально-технической базы. Материально-техническая база школьного лесничества создается его учредителями и хозяйствующими структурами в соответствии с заключенными договорами, за счет средств учредителей, хозяйствующих структур, а также добровольных взносов и пожертвований, других, не запрещенных законом поступлений, материальных и денежных средств.
Под материально-технической базой школьного лесничества подразумевается помещение для его работы, выделенное одним из учредителей в соответствии с заключенным между учредителями договором о создании школьного лесничества, мебель, средства связи, вычислительной техники и оргтехники, картографические и методические материалы, измерительные приборы и инструменты, литературные источники, канцелярские принадлежности и материалы, другое оборудование, необходимое для функционирования школьного лесничества, переданное ему на период его деятельности.
В порядке оказания практической помощи лесному хозяйству члены школьного лесничества под руководством специалистов лесничества могут участвовать в работе по:
- обеспечению пожарной безопасности:
- установка аншлагов;
- ремонт существующих аншлагов;
- уход за малыми формами лесной архитектуры;
- организация работы информационного табло;
- обеспечению санитарной безопасности в лесном фонде:
- изготовление и развешивание искусственных гнездовий птиц;
- развешивание ферромонных ловушек;
- инвентаризация, огораживание и расселение (под руководством специалистов лесного хозяйства) муравейников;
- проведению лесовосстановительных мероприятий:
- участие в посадке леса;
- создание ремизных посадок;
- дополнение лесных культур;
- ручной уход за лесными культурами;
- проведение работ по технической приемке и инвентаризации лесных культур;
- выращивание посадочного материала;
- заготовка шишек и семян лиственных пород;
- содействие естественному возобновлению путем огораживания, создания минерализованных площадок ручным способом;
- проведению мероприятий лесохозяйственной агитации и пропаганды;
- осуществлению проверок состояния реализации лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов на закрепленном за школьным лесничеством лесном участке совместно со специалистами базового лесничества;
- оказанию помощи лесному хозяйству в целях:
- организации рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного использования лесов, рационального использования земель лесного фонда Российской Федерации;
- сохранения и усиления средообразующих, защитных, водоохранных, оздоровительных, санитарно-гигиенических и иных полезных природных свойств лесов;
- организации воспроизводства, улучшения породного состава и качества лесов, повышению их продуктивности;
- сохранения биологического разнообразия лесов и объектов историко-культурного и природного наследия на землях лесного фонда;
- обеспечения соблюдения лесного законодательства на территории лесного фонда базового лесничества;
- проведения лесопатологического мониторинга;
- проведения профилактической работы по предупреждению лесных пожаров и лесонарушений.
Члены школьного лесничества также могут участвовать:
- в приемке (совместно со специалистами лесничества) противопожарных и лесовосстановительных мероприятий;
- приемке (совместно со специалистами лесничества) выполненных работ в соответствии с договорами аренды;
- проведении (совместно со специалистами хозяйствующей структуры) организационных и технических работ при подготовке и проведении лесоустройства на территории лесничества;
- проведении (совместно со специалистами лесничества) мониторинга состояния лесного фонда;
- проведении (совместно со специалистами лесничества) освидетельствования мест рубок и других участков использования лесов, составлению актов освидетельствования;
- организации и проведении семинаров с лесопользователями по вопросам использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
- проведении выставок и презентаций в области лесного хозяйства.
3. Системность деятельности школьных лесничеств.
3.1. Характеристика концептуальных моделей обеспечения учебно-воспитательного процесса в школьном лесничестве.
Образовательная деятельность в школьном лесничестве – деятельность, направленная на реализацию образовательного процесса и осуществляемая в соответствии с образовательными программами.
Образовательный процесс – целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений, навыков в соответствии с целями и задачами образования, развития личности.
Одной из составляющих лесоэкологической культуры является лесоэкологическая грамотность, т.е. владение знаниями, умениями и навыками. Формирование лесоэкологической грамотности членов школьных лесничеств и является основной целью образовательного процесса.
Организация образовательного процесса проводится:
- индивидуально и в объединениях;
- с краткосрочным и долгосрочным периодом обучения;
- с постоянным и переменными составами через реализацию разноуровневых программ дополнительного образования;
- через реализацию разновозрастных программ дополнительного образования.
В школьном лесничестве могут использоваться типовые, модифицированные, авторские программы. В настоящее время большое значение придается предпрофильной подготовке и профильному обучению, появилась потребность в программах элективных курсов. Профильное обучение направлено главным образом на реализацию личностно-ориентированного образовательного процесса, расширение возможностей выстраивания обучающимся собственной, индивидуальной образовательной траектории. Вместе с тем, профильное обучение сможет сыграть большую роль в более эффективной подготовке выпускников школы к поступлению в вузы и освоению программ высшего профессионального образования.
Независимо от используемой образовательной программы, механизм реализации образовательной деятельности в школьном лесничестве остается единым и осуществляется поэтапно.(прилажение 1)
Образовательный процесс в школьном лесничестве реализуется ступенчато, в соответствии с возрастом детей. На каждой ступени меняется не только содержание образовательного процесса, но меняются задачи, формы и методы взаимодействия, способствующие их решению (табл. 1-3).
Таблица 1
Младшее звено
Форма организации обучения | Средства обучения | Педагогические технологии | Методы обучения | ||
Словесные | Наглядные | Практические | |||
занятие, экскурсия, игра | дидактические: информацион ные картинки, наглядные пособия, экологическая тропа | природосообразные технологии, игровые технологии, методики развития творческих способнос- тей (И.П. Волков) | рассказ, беседа | демонстра ция, иллюстра ция | упражнение, практическая работа: элементарная практическая лесохозяйственная деятельность, фенологические наблюдения, участие в природоохранных акциях, проведение выставок работ, озеленение территорий населенных пунктов. |
Таблица 2
Среднее звено
Форма организации обучения | Средства обучения | Педагогические технологии | Методы обучения | ||
Словесные | Наглядные | Практические | |||
занятие, экскурсия, ролевая игра, конференция, олимпиада, полевой практикум, практическая деятельность, профильный лагерь | дидактические: кино, учебное телевидение, видео-, DVD записи, информацион ные картинки, наглядные пособия, информацион ные системы, телекоммуникативные сети: базы и банки данных, медиатеки, компьютеры, Internet, экологическая тропа, модели экосистем, питомник | поисковые, исследовательские, творческие методы, групповые способы обучения, коллективный способ обучения, индивидуализированное обучение, программирован ное обучение (безмашинное и компьютерное), коммуникатив ные, интерактивные методы обучения (Е.И. Пассов), дискуссионные методы, дидактические игры | рассказ беседа лекция | демонстра ция, иллюстра ция | лабораторная работа, практическая работа: практическая лесохозяйственная деятельность, фенологические наблюдения, организация участия в природоохранных акциях, озеленение территорий населенных пунктов, выполнение исследовательской работы |
Таблица 3
Старшее звено
Форма организации обучения | Средства обучения | Педагогические технологии | Методы обучения | ||
Словесные | Наглядные | Практические | |||
занятие, экскурсия, ролевая игра, конференция, олимпиада, семинар, полевой практикум, практическая деятельность, профильный лагерь | дидактические: кино, учебное телевидение, видео-, DVD записи, информацион ные картинки, наглядные пособия, информацион ные системы, телекоммуника тивные сети: базы и банки данных, медиатеки, компьютеры, Internet, экологическая тропа, модели экосистем, питомник | методы самостоятель ной работы, поисковые, исследовательс кие методы, проектные технологии, организацион но-деятельност ные, деловые игры, компьютерные и Internet-технологии | рассказ, беседа, лекция, дискус сия | демонстра ция, иллюстра ция
| лабораторная работа, практическая работа: практическая лесохозяйствен ная деятельность, фенологические наблюдения, организация участия в природоохран ных акциях, озеленение территорий населенных пунктов, выполнение исследовательс кой работы |
Для выявления усвоения обучающимися изучаемых программ в каждой дополнительной образовательной программе имеются диагностические карты на основе требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
Эффективность образовательной деятельности – это соотнесенность полученных результатов с целями и ожидаемыми результатами. Эффективность образовательной деятельности отслеживается по следующим показателям:
- соответствие достигнутых результатов целям и задачам образовательной деятельности;
- степень удовлетворенности всех участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся и их родителей) организацией образовательной деятельности;
- результативность участия обучающихся в мероприятиях различного уровня;
- достижения руководителей школьных лесничеств.
Одним из критериев эффективности являются достижения членов школьных лесничеств в мероприятиях различного уровня.
Воспитательная работа в школьном лесничестве.
Социальный заказ государства на воспитание человека, формирование новых жизненных установок личности нашел отражение в «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года»: «Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».
Понятие «воспитание» употребляется в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.
Воспитательная работа в школьном лесничестве – это совместная целенаправленная деятельность его руководителей и членов по формированию Гражданина Российской Федерации, имеющего активную жизненную позицию.
Цель организации воспитательной работы в школьном лесничестве: создание оптимальных условий, обеспечивающих приложение творческих возможностей членов и руководителей школьных лесничеств в различных областях деятельности, оздоровление и развитие подрастающего поколения, становление личности ребенка, его самоопределение в социуме, в профессии, формирование гражданской, гуманистической позиции в отношении к другим людям, народам, обществу и природе в целом, воспитание лесоэкологической культуры.
Воспитательный потенциал школьного лесничества огромен. Здесь осуществляются практически все направления воспитательной деятельности: гражданское (патриотическое, правовое), нравственное, эстетическое, трудовое, физическое. Воспитательная работа в школьном лесничестве реализуется через организацию всех направлений деятельности школьного лесничества с использованием различных форм организации деятельности детей. (приложение 2)
Гражданское воспитание, которое включает в себя и патриотическое, и правовое, воспитание ответственности за свои поступки, может осуществляться через организацию образовательной, природоохранной, просветительской и других направлений работы школьного лесничества. На занятиях они знакомятся с правовыми аспектами ведения лесного хозяйства, при организации природоохранных акций учатся принимать конкретные решения, доводить начатое дело до конца, любить природу. При организации просветительской работы с населением возрастает социальная активность детей. Кроме того, участие детей в детском объединении – школьном лесничестве – создает необходимые условия для приобретения ими социального опыта, опыта общения. Активно участвуя в деятельности школьного лесничества, дети учатся любить природу своего родного края, свою малую родину, а значит, здесь имеет место и патриотическое воспитание.
Нравственное воспитание. Нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека. Все эти качества воспитываются в школьном лесничестве, ведь члены школьного лесничества берут на себя обязательства по организации работы на закрепленном лесном участке. Для выполнения этих обязательств требуются четкая налаженная работа коллектива, соблюдение дисциплины, честное выполнение своих обязанностей, добросовестность, трудолюбие.
Экологическое воспитание. Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели в школьном лесничестве осуществляется через целенаправленную систематическую работу по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, к лесу, потребности в общении с природой и готовности к природоохранной, просветительской деятельности, умений и навыков по изучению и охране природы. Вся деятельность школьного лесничества направлена на воспитание экологической культуры не только членов школьного лесничества, но и населения: организация природоохранных акций, выпуск лесных вестников, выступление агитбригад, организация конкурсов миниспектаклей на природоохранную тематику (например, «Маленькой елочке хорошо в лесу»).
Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников осуществляется через организацию практической помощи лесному хозяйству на закрепленном за школьным лесничеством лесном участке, при озеленении населенных пунктов, территории образовательных учреждений, лесничеств.
Формирование эстетической культуры учащихся. Ничем не заменимый источник прекрасного — природа. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. «А воля, а простор, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?» — писал К.Д.Ушинский. Эстетическое воспитание в школьном лесничестве осуществляется не только через созерцание природы, экскурсии, походы, но и через организацию и проведение тематических вечеров, подготовки и выступления агитбригад, театральных представлений.
Физическое воспитание направлено на развитие физических сил и здоровья, формирование здорового образа жизни. Экскурсии, походы, работа на закрепленном за школьным лесничеством лесном участке способствуют развитию физического здоровья школьников, особенно в современных условиях развития телевидения и информационно-коммуникационных технологий.
Большое внимание в школьном лесничестве уделяется работе с родителями. Члены школьного лесничества выступают с агитбригадой на родительском собрании, родители привлекаются к проведению природоохранных акций, занятий, досуговых мероприятий, что способствует укреплению семьи.
Для достижения целей воспитания в школьном лесничестве руководителем школьного лесничества могут использоваться практически все группы методов воспитания: методы формирования сознания, методы организации деятельности, методы стимулирования.
Для успешной организации воспитательного процесса руководителям школьного лесничества необходимо уметь не только организовать воспитательную работу, но и проанализировать её эффективность. Критерии и показатели эффективности воспитательной работы представлены в табл.4. Методами изучения эффективности воспитательной работы могут быть такие как наблюдение, беседа, опросники, интервью, анкеты, тесты. Цель их – не только выявление определённых качеств личности членов школьных лесничеств, общественного мнения, но и степени сформированности коллектива школьного лесничества, степени самостоятельности школьников в принятии решения, удовлетворенности их различными сторонами деятельности школьного лесничества.
Таблица 4
Критерии и показатели эффективности воспитательной работы
№ п\п | Показатели | Критерии | Баллы |
Удовлетворенность учащихся деятельностью школьного лесничества | % учащихся, удовлетворенных всеми сторонами деятельности ШЛ, от общего количества: 85-100 % 70-84 % 50-70 % Менее 50 % | 3 2 1 0 | |
Создание условий для самореализации учащихся | Степень включения учащихся в мероприятия (% от количества учащихся): 85-100 % 70-84 % 50-70 % Менее 50 % | 4 3 2 1 | |
Стимулирование позитивного поведения учащихся | Степень организованности и дисциплинированности Степень самостоятельности Степень инициативности Соблюдение норм нравственно-эстетического поведения каждым членом школьного лесничества | 0-5 0-5 0-5 0-5 | |
Развитие навыков самоуправления | Сплоченность коллектива Степень дисциплинированности каждого члена школьного лесничества Уровень ведения лесного хозяйства на закрепленной территории | 0-5 0-5 0-5 | |
Участие родителей в работе школьного лесничества | Участие родителей в образовательной деятельности Участие родителей в досуговых мероприятиях Участие родителей в других видах деятельности школьного лесничества | 0-5 0-5 0-5 |
4. Реализация идей успешной социализации детей и молодежи на базе школьного лесничества.
4.1. Программа школьного лесничества «Берендеи» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 21 х. Свобода.
1. Информационная карта.
1.1. Программа «Школьное лесничество».
1.2. Основные цели: экологическое образование, трудовое воспитание, профессиональная ориентация лесохозяйственного профиля и охраны природы.
1.3. Автор программы В.П.Щирская, учитель биологии, химии.
1.4. Адрес: Краснодарский край, Курганинский район х.Свобода.
1.5. Структура программы:
- теоретическая часть – 150 ч;
- практическая часть – 132 ч;
- исследовательская часть – 28 ч.
1.6. Практическая часть осуществляется в условиях летнего экологического лагеря с июня по июль, а также осенью и зимой по выходным дням.
1.7. «Зеленая лаборатория» школьного лесничества – питомник «ЭКА».
1.8. Условия реализации: программа рассчитана на вариативное применение в зависимости от решаемых педагогических, жизненных задач и уровня активности, заинтересованности и включения в нее учащихся. Изучение программы предусматривает теоретическую, практическую, научно-исследовательскую, опытническую и пропагандистскую деятельность. Курс могут вести учителя географии, биологии, экологии, которые проявляют интерес к сфере экологического образования и воспитания. Программу можно вводить в 5–9х классах.
2. Цели и задачи программы.
Цели: воспитать чувство единства с природой, привить любовь к родному краю, научить бережному отношению к «зеленому другу».
Задачи:
- укрепление и расширение знаний об основах охраны природы, особо охраняемой территории;
- развитие навыков практической работы по охране и защите леса: посадка и посев леса, сбор лекарственного сырья, умение вести наблюдения, описания леса;
- осмысление связи между деятельностью человека и природой, выработка собственного нравственного отношения к окружающему миру, стремление улучшить его.
- Отличительные особенности программы.
Разработанная программа школьного лесничества «Берендеи» учитывает национально-региональный компонент. Школьники, изучают природу и экологию родного края.
По программе предусмотрено активное вовлечение детей в самостоятельную учебно-творческую деятельность через личностное познание родного края – экскурсии, походы, экспедиции, практические задания по изучению явлений и объектов лесного биоценоза, влияния антропогенного воздействия на лес, проведение опытов, научно-исследовательских работ.
Программа является начальной стадией в системе профильного обучения. Она составлена на основании положения о школьном лесничестве.
В процессе освоения программы предполагаются активное использование питомника «ЭКА», изучение книг, журнальных статей, народных традиций, получение знаний об охране и защите леса.
4. Тип и вид программы.
4.1. Возрастной контингент обучающихся – 10–16 лет.
4.2. Статус – объединение.
4.3. Вид программы – межпредметная, ориентационная, активная (призывает вооружить учащихся определенными умениями, деятельностными навыками по экологическому образованию).
4.4. Состав группы – постоянный.
4.5. Срок реализации программы – 5 лет.
5. Формы и режим занятий.
Формы занятий: используются коммуникативные методы, групповые занятия, активные и интерактивные формы взаимодействия, проектные технологии. Предполагаются сочетание обзорных лекций с творческими встречами; проведение публичных защит исследовательских проектов. Режим занятий – 2 часа в неделю.
6. Ожидаемые результаты.
Программа нацелена на следующие результаты:
• развитие у ребят предметных и ключевых компетентностей – ценностно-смысловых, учебно-познавательных, коммуникативных, общекультурных и других, необходимых в любой профессиональной деятельности;
• профессиональную ориентацию лесотехнического направления;
• ориентацию на трудовую деятельность в родном крае;
• привитие любви к лесу, природе, выполнение интересных, занимательных заданий, связанных с познанием сложной разнообразной жизни лесного комплекса;
• получение необходимого минимума знаний по охране природы, в частности по лесному делу;
• практические навыки по выращиванию саженцев сосны, березы, тополя и уходу за ними;
• умение проводить опыты по размножению шиповника, малины, смородины разными способами;
• умение наблюдать за жизнью лесных животных и вести их учет;
• умение вести разъяснительную природоохранную работу среди посетителей леса, туристов, паломников: знакомить с правилами противопожарной безопасности и поведения в лесу, нормами и правилами сбора лекарственных трав, даров леса;
• участие в экологических акциях: «Марш парков», «День леса», «День птиц», «День Земли»;
• участие в экологическом марафоне «Заповедная волна», научно-практических конференциях школьников «Шаг в будущее»;
• воспитание юных хозяев леса – будущих кадров «зеленого цеха».
- Подведение итогов реализации программы.
Предусматриваются следующие формы:
• выставки;
• научно-практические конференции «Шаг в будущее»;
• пресс-конференции «Войди в лес с другом»;
• конкурс плакатов по противопожарной безопасности и их защита;
• экологическая спартакиада;
• конкурсы, соревнования, праздники и т. д.
8. Содержание программы.
8.1. Основы лесоведения и лесоводства – 150 ч:
• Мой край. Легенды и рассказы старожилов.
• Охранная и заповедная зона Краснодарского края.
• Лес – богатство Краснодарского края.
• Основы лесоведения и лесоводства.
• Изучение леса в национальном парке Краснодарского края.
• Лесной биоценоз, его охрана.
• Лесная подстилка – «одеяло почвы».
• Мелодии леса – птицы.
• Звериными тропами. Охотники старожилы.
• Парад лесных ягод.
• Грибное лукошко.
• Лесная аптечка.
• Лес и здоровье человека.
• Роль леса. Биосферное значение леса.
• Культура общения с природой.
• Традиции бурятского народа по охране леса.
• Народные промыслы.
• По лесным экологическим тропам своей малой Родины.
• Мой любимый уголок леса.
• Писатели и поэты о лесе.
• Рубка леса. Очистка мест рубки.
• Посади свое дерево.
• Полезные насекомые леса.
• Подведение итогов работы.
8.2. Исследовательская и практическая работа – 32 ч:
• геоботаническое описание лесного массива;
• флора и флористические исследования, изучение особенностей флоры на данном участке;
• фитоценоз. Количественные и качественные отношения между растениями;
• ярусы и ярусное расчленение фитоценоза;
• фенологическое состояние растений;
• учет естественного возобновления под пологом леса и на вырубках закрепленного участка;
• наблюдения за хвоей листогрызущими насекомыми;
• исследовательская работа «Биоиндикация растительного покрова»;
• исследовательская работа «Природа Краснодарского края».
8.3. Опыты в школьном лесничестве – 130 ч:
• правила очистки лесов и лесных насаждений;
• подготовка черенков красной и черной смородины к посадке;
• размножение красной и черной смородины черенками и уход за ними;
• размножение шиповника и малины сахалинской корневыми отпрысками в лесу и определение лучших сроков посадки;
• определение грунтовой всхожести семян сосны в зависимости от срока посева. Организация подкормки птиц и зверей в зимнее время;
• наблюдение за поведением и образом жизни полезных и вредных птиц;
• проведение учета животного мира на закрепленном участке;
• организация патрулирования членами школьного лесничества в целях охраны птиц и зверей от браконьеров, а также предотвращения незаконной рубки леса;
• создание кабинета лесничества;
• создание зеленой зоны вокруг школы.
5 .Организация учебно- исследовательской и учебно-опытнической деятельности.
5.1. Организация учебно-исследовательской работы.
Цель организации учебно-исследовательской деятельности в школьных лесничествах – привлечение учащихся к исследовательской работе, приобретение ими навыков проведения исследовательской (опытнической) работы.
Учебное исследование рассматривается в педагогике как деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для развития личности, на основе самостоятельного приобретения учащимися субъективно новых, значимых для них знаний. Цель учебного исследования, по мнению Е.Н. Кикоть, не только конечный результат (знание), но и сам процесс, в ходе которого развиваются исследовательские способности учащихся за счет приобретения ими новых знаний, умений и навыков, тренировки уже развитых, расширения кругозора, изменения своей мотивации и положения в молодежном сообществе (табл. 5, 6).
Основные виды учебно-исследовательской деятельности:
- проблемно-реферативный - аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
- аналитико-систематизирующий – наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
- диагностико-прогностический – изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов как вероятных суждений об их состоянии в будущем;
- изобретательско-рационализаторский – усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
- экспериментально-исследовательский – проверка предположений и подтверждений или опровержений гипотезы;
- проектно-поисковый – поиск, разработка и защита проекта;
- выступления на научно-практических конференциях, опубликование результатов исследовательской работы в научных изданиях.
Критерии оценки учебно-исследовательской деятельности:
Критериями оценки исследовательской деятельности можно определить:
- актуальность выбранного исследования;
- качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы;
- наличие собственных оригинальных идей;
- владение автором специальным и научным аппаратом;
- теоретическая и практическая значимость исследования;
- новизна полученных результатов;
- грамотность оформления и защиты результатов исследования;
- наличие публикаций в научных изданиях.
Таблица 5
Цели организации исследовательской деятельности
Цели организации исследовательской деятельности | Пути действий руководителя школьного лесничества | Запланированные результаты |
Формирование творческой активности | Вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность | Умение формулировать цель и задачи исследования |
Развитие самостоятельности | Научить пользоваться научной литературой из фондов библиотек и материалами современных информационных технологий | Формирование навыков в работе с различными источниками информации, систематизации и обобщении полученных данных |
Обучение приемам исследовательской деятельности, методам, принципам, формам и способам научного исследования, научного познания | Научить методам проведения исследования | Умение пользоваться различными исследовательскими методами при решении поставленных задач |
Формирование мотивации исследовательской деятельности | Сформировать познавательные и социальные мотивы | Умение делать аргументированные выводы, соответствующие поставленной цели и решаемым задачам |
Создание условий для самореализации учащегося через выполнение исследования | Развить навыки публичного выступления и защиты своих взглядов перед компетентной аудиторией | Развитие способностей к самостоятельному осмыслению проблемы |
Таблица 6
Этапы организации исследовательской деятельности
Этапы | Цели | Задания | Замер, проявления |
1. Этап вхождения в поисковую исследовательскую деятельность | Формирование умений работать с научной литературой, проводить наблюдения, планировать эксперимент | Создать опорную базу знаний, необходимую для проведения конкретного исследования, выработать конкретные умения | Определение общего уровня сформированности системы знаний и системы умений в беседах, отдельных конкретных заданий, рассмотрение конспектов изученной литературы |
2. Этап приобретения учащимися некоторого опыта исследовательской деятельности | Ориентация на приобретение учащимися достаточного опыта исследовательс кой деятельности | Научить методике работы с научно-технической информацией, самостоятельному составлению плана исследования, проведению наблюдения | Уровень овладения основными исследовательскими умениями, любая информация воспринимается не только как конкретное обозначение предметов и действий, а как побуждение к соотнесению отдельных явлений установлению между ними взаимосвязей |
3. Этап собственно исследовательской деятельности | Выдвижение гипотез и их защита | Построить систему знаний и методов их использования для проведения конкретного исследования | Нахождение связей между явлениями систематическая работа с научной литературой, самостоятельная работа по подбору необходимой литературы |
6. Общественное признание деятельности школьных лесничеств в регионе.
6.1. Краткая характеристика школьного лесничества «Берендеи».
Школьное лесничество «Берендеи» МБОУ ООШ № 21 х.Свободы образовалось в 2010 году. Зачинщиками этого доброго дела были директор школы Рябова Елена Михайловна, замдиректора по УВР Фролова Ю.С.
В 2011 году было разработано нормативно-правовая база: договор о сотрудничестве, положение о школьном лесничестве, определены основные направления работы.
Состав школьного лесничества меняется и дополняется каждый год. Возраст членов с 11 –15 лет (5-9 классы), но количественный состав постоянен 10 человек. Избрали актив из ребят: лесничего, его помощника.
Список школьного лесничества «Берендеи»:
1. Снегирева Лилия-8 класс
2. Посулихина Оксана – 8 класс
3. Гончарова Ирина – 8 класс
4. Куценко Елена – 7 класс
5. Германова Ирина – 6 класс
6. Посулихина Татьяна – 6 класс
7. Бервальд Олеся – 6 класс
8. Куценко Ангелина – 5 класс
9. Солошенко Юлия – 5 класс
10. Посконных Денис - 5 класс
Основные формы, методы работы школьного лесничества «Берендеи».
Тесное взаимодействие педагогов, детей, родителей по реализации задач школьного лесничества способствовало установлению социально-педагогических партнерских отношений, которые позволили объединить усилия всех в вопросах формирования и воспитания у учащихся ценностного отношения к жизни (Природе, Человека как части природы); бережного отношения учащихся к Природе трактовкой с личных позиций таких понятий, как красота, значимость, роль, ценность.
Эти вопросы продуктивно решаются в социально значимой деятельности, в которую включаются все участники социально-педагогического партнерства. Деятельность характеризуется особенностями форм, масштабностью, регулярностью, системностью.
Направления деятельности | Формы | Масштабность | Регулярность | Системность |
Учебно-исследовательская | Групповые, индивидуальные | 15 % | В течение года | еженедельно |
Эколого-просветительская, эколого-образовательная | Коллективная, групповые, индивидуальные | 100 % | В течение года | ежемесячно |
Природоохранная, лесозащитная | Коллективная, групповые, индивидуальные | 100 % | В течение года | ежемесячно |
Лесохозяйственная, лесоводческая | Коллективная, групповые | 100 % | сезонно | май-июнь-июль-август-сентябрь |
Специфика основных направлений деятельности школьного лесничества определяет их особенность, проявляющуюся в необычности их форм проведения:
- биоэкскурсии в лес, на море, на речки;
- лекции в лесу;
- мастер-классы;
- интеллектуальные марафоны;
- экологические праздники;
- экологические акции;
- олимпиады;
- слеты;
- картинные выставки; фотовыставки;
- ярмарки;
- проекты (образовательные, социальные).
Занятия (групповые, индивидуальные, коллективные), смоделированные в таких формах, несут в себе огромный творческий потенциал, способствуют формированию ценностного к Природе, человеку как части природы, к ценностям Творчество, Сообщество, Познание, которые заложены в программу воспитания школы — сообщества МБОУ ООШ № 21. Причем, следует отметить тот факт, что формы, виды деятельности, содержание не остается статичным, оно меняется, исходя из рождающихся идей, новых задач, которые возникают, в процессе развития.
Использование информационных технологий и ИКТ в работе школьного лесничества.
Формы использования ИКТ по основным направлениям деятельности.
Учебно-исследовательская | Электронные учебники, тематические презентации во время проведения занятий, компьютерное тестирование в формате олимпиад. |
Эколого-просветительская, эколого-образовательная | презентации — викторины, презентации проектов «Школьная клумба», «Новогодняя ель», «Дети о лесе», праздник «Каждому скворцу по дворцу» (история праздника, викторины), работа по листам-поисковикам. |
Природоохранная, лесозащитная | Разработка аншлагов, плакатов, листовок, буклетов. Создание фильма «Школьное лесничество «Зеленые береты»», фильм «Пожарные мифы». |
Лесохозяйственная, лесоводческая | Сотрудничество со СМИ, фотосессии, создание фотоархива школьного лесничества «Зеленые береты» по направлениям. |
6.2. Отзывы общественности о школьном лесничестве.
С первого взгляда может показаться, что лесничество не в состоянии дать нам - детям широкой кругозор для выбора профессии. Однако это не так.
Лесное хозяйство — сама по себе отрасль многосторонняя. Разнообразна деятельность специалистов, которые трудятся в лесном хозяйстве: механизаторы, деревообработчики, строители, лесорубы, охотоведы, агрономы, зоотехники, экономисты и т. д. В процессе занятий в школьном лесничестве мы получаем практическое представление о каждой из этих профессий, и в дальнейшем можем выбрать себе специальность по душе.
Школьное лесничество определило трудовую жизнь многих ребят.
Ну, а кто выбрал для себя другое призвание? Они на всю жизнь сохраняют добрую память о юношеском своем увлечении и являются добрыми помощниками тех, для кого лесное хозяйство стало профессией.
Школьное лесничество не только хорошая и интересная игра в полезную и трудную работу, но и начало настоящей такой работы.
Работа в лесу способствует формированию ценных черт характера, например, веры в успех своего дела, проявления заботы о товарищах. Сажая лес, ухаживая за ним, охраняя его, мы убеждаемся, что только с помощью коллектива можно выполнить все эти трудоемкие работы и достигнуть цели — сделать родную природу красивее и богаче.
Взявшись за дело и доведя его до конца, мы обретаем уверенность в себе, получаем огромное моральное удовлетворение от выполненной работы. Из любви к делу развивается талант. И сущность его фактически заключается в неиссякаемой способности человека преодолевать трудности.
Мы в своей работе имеем дело с живой природой. Малейшая оплошность, неточность или небрежность в работе могут привести растение к гибели. Поэтому на работах в лесничестве мы воспитываем в себе собранность, внимательность.
Занятия в школьном лесничестве непременно связаны с ходьбой по лесу. А это способствует физическому развитию человека.
Знания о природе полученные на уроках, из учебников, научно-популярной литературы, по радио и телевидению, сегодня недостаточны, чтобы научиться правильно понимать и ценить природные богатства, уметь по-хозяйски использовать полезные ископаемые, землю, воду, охранять и восстанавливать леса.
Доброты не так уж мало в мире
Надо лишь глаза свои открыть.
Душу людям распахнуть пошире,
Полной жизнью жить и не хандрить.
Красоту увидеть, восхититься
Запахом полей, прохладой рек.
Мало человеком лишь родиться,
Надо жить, любить, как человек.
А, поможешь словом или делом,
Тем, кто уже руки опустил,
Пусть поверивший один на свете белом,
Надо знать, что ты не даром жил [1, с. 14].
Солошенко Юлия
Тех, кто захочет посвятить себя профессии лесничего, ждет интересная и нужная природе работа. Тем же, кто уже остановился на другой профессии, хочется пожелать всего самого доброго в жизни и надеяться видеть их в числе друзей леса. Успеха пожелать и людям, которые ему служат.
Развитие творческих способностей, воспитание коллективизма, чувства личной ответственности, уважения к творчеству других, личной заинтересованности в делах и успехах всего коллектива способствуют формированию активной жизненной позиции.
Есть чувства, которые не объяснишь. Да и объяснять не надо. Каждый свою дорогу выбирает сам. Но одно понятно точно, что члены школьного лесничества будут замечательными людьми.
Работая в школьном лесничестве, наблюдая за красотой родной природы, некоторые начинают писать стихи. Стихи о любви к природе, родине, о вреде курения, наркомании, употребления спиртных напитков, о любви к своей маленькой Родине. Я и мои ровесники выросли на этих стихах, и стараемся совершать в только добрые поступки.
Моя природа! Природа моя!
Твои леса, луга и пашни…
Родные, милые края…
Не нужно мне Кремлевской башни,
Петродворец излишен тут,
Уральских самоцветов россыпь…
Послушать лучше, как поют
Здесь соловьи красиво в роще.
Пойду за ягодами в бор,
А наберу цветов корзину.
Да здесь обычный мухомор
Таким становится красивым.
Коровы на лугах мычат,
Жуя траву, хвостом махая.
То где-то дятлы застучат,
Петух заголосит в сарае…
Чистейший воздух и земля,
Местечко лучшее для рая.
Моя природа!Природа моя!
Моя. Любимая. Родная [1, с. 21].
Снигерева Лилия
Кем бы ни стали члены школьного лесничества, какую бы профессию не получили после окончания школы, они будут культурными, творческими людьми, которые приобретенную за годы работы в лесничестве потребность видеть, чувствовать и создавать прекрасное внесут в свой труд и в свои отношения с людьми.
Молодость — это энтузиазм, живость ума, огонь сердец, неуемная энергия, а когда эти замечательные качества проявляются в труде на благо общества и соединяются с высокой культурой молодого человека, они делают его жизнь по-настоящему осмысленной, радостной и счастливой.
Давайте согревать теплом души своей рядом живущего, и тогда все будет хорошо.
Ученица МБОУ ООШ № 21 х. Свободы 9 класса Лазаренко О.
Приложение 1
Рис.1. Механизм реализации образовательной деятельности в школьном лесничестве
Приложение 2
Рис.2. Направления и некоторые формы воспитательной работы в школьных лесничествах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа "Модель организации и проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии"
Работа являлась зачётной на дистанционных курсах повышения квалификации в педагогическом университете "Первое сентября" и Факультете педагогического образования МГУ им. М.В.Ломоносова по образовательн...
Благодарственное письмо за организацию и проведение школьного тура Общероссийской олимпиады по Основам православной культуры
В 2012 году мои ученики приняли участие в Общероссийской олимпиаде по Основам православной культуры...
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Участники школьного этапа Олимпиады являются учащиеся 5-11 классов, распределённые по возрастным группам: 5 – 6 классы, 7 – 8 классы, 9 классы, 10-11 классы. В состав участников входят уча...
Организация и проведение школьной олимпиады
Выпускная работа с курсов повышения квалификации ФГОС по математике 2014 год...
Организация и проведение школьного этапа ВОШ по физической культуре
Школьный этап является первым отборочным этапом Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура». На данном этапе в олимпиаде могут принимать участие все...
Требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физике в 2015-2016 учебном году на территории Советского района.
Требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физикев 2015-2016 учебном годуна территории Советского района.отредактированные, с учетом требований в...
Методическая разработка «Организация и проведение школьной интерактивной игры «Бегущий класс»»
Школьная интерактивная игра «Бегущий класс» рассчитана на учащихся 12-14 лет и позволяет занять детей во внеурочное время, организовать Дни здоровья.Методическая разработка рекомендована педагогам доп...