Требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физике в 2015-2016 учебном году на территории Советского района.
учебно-методический материал по физике на тему

Николаенко Гульфира Рафаиловна

 

Требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физике

в 2015-2016 учебном году

на территории Советского района.

отредактированные, с учетом требований в 2015-16 уч.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya_k_she_olimpiady_po_fizike_nikolaenko_g.r.docx36.48 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физике

в 2015-2016 учебном году

на территории Советского района

  1. Организация и проведение школьного этапа всероссийской олимпиады школьников.

  1.  Настоящие требования к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников (далее –Олимпиада) по физике составлены:
  • на основе Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (далее Минобрнауки России) от18.11.2013No 1252;
  • в соответствии  с методическими рекомендациями Центральной предметно-методической комиссии по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по физике в 2015/2016 учебном году.  

1.2.Основными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у

     обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской

     деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей,  

     пропаганда научных знаний.

1.3.Организатором школьного этапа выступает Управление образования администрации

      Советского района.

1.4.Рабочим языком олимпиады является русский язык.

1.5.Олимпиада проводится на территории Советского района.

1.6.Взимание платы за участие в Олимпиаде не допускается.

1.7.На школьном   этапе Олимпиады по физике на добровольной основе принимают

      индивидуальное участие обучающиеся 7,8,9,10,11 классов муниципальных

      общеобразовательных организаций Советского района.

1.8. Порядок проведения:

  • Олимпиада проводится в один день и включает выполнение только теоретического      задания. Срок окончания школьной олимпиады – не позднее 15 октября.
  • Участники школьного этапа олимпиады вправе выполнять олимпиадные задания,

            разработанные для более старших классов по отношению к тем, в которых они

            проходят обучение. В случае их прохождения на последующие этапы олимпиады,

            данные участники выполняют олимпиадные задания, разработанные для класса,

            который они выбрали на школьном этапе олимпиады.

  • В пунктах проведения олимпиады вправе присутствовать представитель

            организатора олимпиады, оргкомитета и жюри олимпиады, а также граждане,

            аккредитованные в качестве общественных наблюдателей в порядке,  

            установленном   Минобрнауки России.

  • Все олимпиадные задания выполняются письменно. Работы предварительно

            кодируются.

  • Для осуществления контроля за выполнением заданий рекомендуется организовать

            дежурство учителей.

1.9. Во время проведения олимпиады участники:

  • Должны соблюдать настоящий Порядок и требования, утвержденные организатором олимпиады, к проведению школьного этапа олимпиады;
  • Должны следовать указаниям организатора олимпиады;
  • Не вправе общаться друг с другом, свободно перемещаться по аудитории;
  • В аудиторию не разрешается брать справочные материалы, средства сотовой связи, фото- и видео аппаратуру.
  • Участники олимпиады, которые были удалены, лишаются права дальнейшего участия в олимпиаде по биологии в текущем учебном году.
  • Для осуществления контроля за выполнением заданий рекомендуется организовать дежурство учителей (кроме учителей физики).                                    

  1. Принципы составления олимпиадных заданий.

2.1.Наличие большого разнообразия учебных программ создает известные сложности для разработчиков заданий олимпиады по физики. Для того чтобы возникло некоторое единообразие в тематике задач и чтобы облегчить условия подготовки к олимпиаде, центральная предметная методическая комиссия по физике разработала перечень тем для каждого из этапов олимпиады каждого из классов обучения. Важно помнить, что:

2.2. Олимпиады не должны мешать планомерному учебному процессу!!!

2.3. Олимпиады должны выявлять толковых детей, а не учеников умудренных опытом преподавателей.

2.4. Нежелательно форсировать прохождение тем. Нужно дать возможность знаниям хоть немного «устояться». Тем самым одновременно обеспечивается минимальный запас времени для выравнивания пройденного материала (в зависимости от нюансов используемой учителем программы).

2.5. В среднем, задания должны устраивать и тех, кто вынужден работать по новым программам и тех, кто работает по старым программам. В современных условиях невозможно предложить программу олимпиад, устраивающую всех.

2.6. В программе представлены в основном содержательные темы (т.е., опираясь на знания которых можно производить количественные расчеты).

2.7. Самое существенное – неукоснительно придерживаться приведенной ниже программы. Тематика олимпиадных задач можно условно разбить на несколько смысловых разделов:

  • Системы единиц. Участники олимпиады должны уметь выражать одни физические величины через другие, иметь представление о точности измерений и погрешностях измерений, уметь приводить внесистемные единицы к единицам СИ.
  •  Задачи на механическое движение. В младших классах решаются задачи на движение со скоростью, постоянной на отдельных участках пути. В 9-х и 10-х классах рассматривается равноускоренное движение, в 10-х и 11-х – движение в силовых полях. В 11-х появляется новый класс задач на колебательные движения (изучается гармонические колебания).
  • Термодинамика и молекулярная физика. Изучение термодинамики начинается в 8-хклассах на примере решения уравнений теплового баланса. Здесь же вводится понятие теплоемкости. Дальнейшее развитие этой темы происходит в 10-х классах, где изучаются газовые законы (на примере идеального газа).
  • Электродинамика. Изучение этой темы начинается в 8-х классах на примере законов постоянного тока, а затем развивается в 10-х, где проходится электростатика, магнитостатика и обучающиеся приступают к изучению законов электромагнитной индукции. После изучения механических колебаний школьники осваивают электромагнитные колебания.
  • Оптика. Этот раздел состоит из двух частей: волновой и геометрической оптики.

          Темы атомной и ядерной физики, специальной теории относительности и  

           Элементов квантовой физики (в силу их сложности) в олимпиадную

          программу не включаются.

  1. Формирования комплектов олимпиадных заданий.

3.1. Описание подходов к разработке заданий предметной олимпиады

Разработку заданий Олимпиады осуществляет предметно-методическая комиссия, которая формируется из числа преподавателей физики.

Предметно-методические комиссии:

  • разрабатывают материалы олимпиадных заданий;
  • разрабатывают критерии и методики оценки выполненных участниками заданий;
  • представляют в оргкомитет олимпиады предложения по вопросам, связанным с совершенствованием организации проведения олимпиады;
  • рассматривают совместно с оргкомитетом олимпиады и жюри олимпиады возможные апелляции участников олимпиады;
  • осуществляют иные функции в соответствии с положением об олимпиаде.

3.2.Следует иметь в виду, что

  • Олимпиада не должна носить характер контрольной работы. В задания следует включать задачи, выявляющие способности обучающихся применять полученные в школе знания, а не их объем. Не следует делать упор на математическую сложность вычислений физических задач.
  • В задание недопустимо включать задачи на темы, которые по программе будут изучаться в более поздний период или в старших классах.

3.3. Задание должно содержать задачи различной сложности. Желательно, чтобы задачи охватывали большинство разделов школьной программы по физике, изученных к моменту проведения Олимпиады.

3.4. В комплекте задач каждого класса должно быть тематическое разнообразие: входить задачи по механике, термодинамике и молекулярной физике, задачи на законы постоянного тока, по электромагнетизму, оптике. Задания для 7-х и 8-х классов должны включать задачи, не требующие большого объема объяснений и вычислений (в этом возрасте учащиеся не обладают достаточной культурой изложения хода своих рассуждений). Полезно включать задачи на перевод единиц, на вычисление плотности, на простейшие виды движения; в 8-х классах добавляются задачи на уравнение теплового баланса, закон Архимеда, задачи содержащие элементы статики.

Допустимо и даже желательно включение задач, объединяющих различные разделы школьной программы по физике.

3.5. Желательна новизна задач для участников олимпиады. В случае, когда задания выбираются из печатных изданий или из сети Интернет, методическая комиссия соответствующего этапа должна, по возможности, использовать источники, не известные участникам, а известные задачи перерабатывать (по крайней мере, изменять фабулу).

3.6. Задачи в задании желательно располагать в порядке возрастания сложности.

3.7. Хотя бы две задачи должны быть доступны большинству участников.

3.8. На школьном этапе Олимпиады обучающимся в 7-х классах предлагается решить 3 задачи, на выполнение которых отводится 2 урока.

Обучающимся в 8-х классах предлагается решить 3 – 4 задачи, на выполнение которых отводится 2,5 урока.

Обучающимся в 9-х, 10-х, 11-х классах предлагается решить 5 задач, на выполнение которых отводится 2,5 астрономических часа.

        Максимальный балл:

- 7 класс – 30 баллов,

- 8 класс – 40 баллов,

- 9-11 классы – 50 баллов.

IV. Описание необходимого материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий.

Школьный этап олимпиады не предполагают наличия экспериментального тура, поэтому материально-техническое обеспечение олимпиады ограничивается только наличие средств для проведения теоретического тура и апелляции.

3.1. Для выполнения заданий Олимпиады каждому участнику выдаются тетрадь в клетку, черновики.

3.2. Для подготовки и тиражирование заданий необходим компьютер, подключенный к сети INTERNET, принтер и копировальный аппарат.

3.3. Олимпиада, как правило, проводится в здании школы. Учащиеся каждого класса (параллели) пишут олимпиаду в отельном помещении (классной комнате). Каждый участник олимпиады во время тура должен сидеть за отдельным столом или партой.

3.4. После начала тура участники олимпиады могут задавать вопросы по условиям задач (в письменной форме). В этой связи у дежурных по аудитории должны быть в наличии листы бумаги для вопросов.

3.5. В здании, где проводится олимпиада необходимо обеспечить присутствие дежурного

медицинского работника.

3.6. Для полноценной работы жюри оно должно быть обеспечено отдельным помещением,

оснащенным техническими средствами (компьютер, принтер, ксерокс), бумагой, канцелярскими принадлежностями (ножницы, степлер и скрепки к нему (несколько упаковок), антистеплер, клеящий карандаш, скотч). Каждый член жюри должен быть обеспечен ручкой с красной пастой).

3.7. Необходимо предусмотреть должное количество бланков дипломов победителей и призеров Олимпиады.

V. Перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения олимпиады.

До начала олимпиады оргкомитет информирует участников Олимпиады о том, что они приносят на тур свои пишущие принадлежности (в т.ч., циркуль, транспортир, линейку и непрограммируемый калькулятор).

Участникам олимпиады запрещается приносить в аудитории свои тетради, справочную литературу и учебники, электронную технику (кроме калькуляторов).

Каждый участник Олимпиады должен быть обеспечен справочной литературой (стандартными таблицами постоянных величин)

VI. Критерии и методики оценивания выполненных олимпиадных заданий.

5.1.Проверка работ должна производиться в спокойной обстановке, исключающей спешку.

5.2. Жюри олимпиады оценивает записи, приведенные в чистовике. Черновики не проверяются.

5.3.Выполненное задание оценивается членами жюри в соответствии с критериями и методикой оценки, разработанной предметно-методической комиссией по составлению олимпиадных заданий и содержащейся в настоящих рекомендациях:

  • Правильный ответ, приведенный без обоснования или полученный из неправильных рассуждений, не учитывается. Если задача решена не полностью, то этапы ее решения оцениваются в соответствии с критериями оценок по данной задаче. Предварительные критерии оценивания разрабатываются авторами задач и приведены в методическом пособии.

Окончательная система оценивания задач обсуждается и утверждается на заседании жюри по каждой параллели отдельно после предварительной проверки некоторой части работ.

  • Решение каждой задачи оценивается целым числом баллов от 0 до 10. В исключительных случаях допускаются оценки, кратные 0,5 балла.

                  Проверка работ осуществляется Жюри олимпиады согласно стандартной

                  методике оценивания решений:

Баллы

Правильность (ошибочность) решения

10

Полное верное решение

8-9

Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение

5-6

Решение в целом верное, однако, содержит существенные ошибки (не физические, а математические)

4-5

Найдено решение одного из двух возможных случаев

2-3

Есть понимание физики явления, но не найдено одно из необходимых для решения уравнений, в результате полученная система уравнений не полна и невозможно найти решение

0-1

Есть отдельные уравнения, относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении)

0

Решение неверное, или отсутствует

  • Все пометки в работе участника члены жюри делают только красными чернилами. Баллы за промежуточные выкладки ставятся около соответствующих мест в работе (это исключает пропуск отдельных пунктов из критериев оценок). Итоговая оценка за задачу ставится в конце решения. Кроме того, член жюри заносит ее в таблицу на первой странице работы и ставит свою подпись под оценкой.
  • В случае неверного решения необходимо находить и отмечать ошибку, которая к нему привела. Это позволит точнее оценить правильную часть решения и сэкономит время.

5.4.Протоколы проверки работ вывешиваются на всеобщее обозрение в заранее отведённом месте после их подписания ответственным за класс и председателем жюри.

5.5.Оценка выставляется в баллах. Итоговые результаты объявляются после окончания олимпиады.

5.6.Объем работ не регламентируется, но должен соответствовать поставленной задаче.

5.7.Работа должна быть независимо проверена и подписана не менее чем двумя членами жюри. В случае существенного расхождения их баллов председателем жюри назначается третий проверяющий. Его оценка и решает спорный вопрос с распределением баллов. Итоговый балл оформляется специальным протоколом, где значится шифр работы, балл и подписи всех членов жюри.

5.8.Результаты проверки всех работ участников олимпиады члены жюри заносят в итоговую таблицу технической ведомости оценивания работ участников олимпиады.

5.9.Участники, набравшие менее половины максимального возможного балла, не могут становиться участниками следующего этапа.

5.10.Лучшие работы учащихся хранятся в архиве школы.

VII. Процедура регистрации участников олимпиады.

7.1.Все участники Олимпиады проходят в обязательном порядке процедуру регистрации.

7.2. Регистрация участников Олимпиады осуществляет Оргкомитет перед началом его проведения.

7.3. Кодирование олимпиадных работ

  • Кодирование (обезличивание) олимпиадных работ участников школьного этапа олимпиады осуществляет Оргкомитет.  На шифрование отводится 10-15 мин. Процедура шифрования включает:
  • Заполнение Шифра на отдельных листах по форме (объясняя, как и зачем это делается); шифр (код) должен быть проставлен на каждом листе, в том числе и на черновике;  
  • Рекомендуется шифровать работы в виде цифр и букв, пример: 45 ПК;
  • Шифры проверяются, пересчитываются, запечатываются в конверты с указанием класса, количества, предмета и передаются жюри;
  • Вскрываются конверты только при заполнении протоколов.
  • Для шифрования и дешифрования работ создается специальная комиссия в составе не менее двух человек, один из которых является председателем.
  • После окончания Олимпиады работы участников передаются шифровальной комиссии на шифровку. Титульные листы с фамилиями участников и продублированным шифром хранятся в сейфе.
  • Работа по шифрованию, проверке и процедуры внесения баллов в компьютер организована так, что полная информация о рейтинге каждого участника Олимпиады доступна только членам шифровальной комиссии.

VIII. Показ олимпиадных работ.

8.1.В целях обеспечения права на объективное оценивание работы участники олимпиады вправе подать в письменной форме апелляцию о несогласии с выставленными баллами в жюри школьного этапа олимпиады.

8.2.Участник олимпиады перед подачей апелляции вправе убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с установленными критериями и методикой оценивания выполненных олимпиадных заданий.

8.3.Апелляция участника олимпиады рассматривается в день показа работ.

IX.   Процедура рассмотрения апелляций участников олимпиады.

9.1.Для рассмотрения апелляционных заявлений участников олимпиады создается апелляционная комиссия, которая формируется из числа членов жюри олимпиады.

9.2.Заявление на апелляцию подается участником олимпиады в письменном виде (форма произвольная) на имя руководителя пункта проведения олимпиады    в день размещения на сайте Управления образования администрации Советского района   и на сайте МКУ Центр МТиМО протоколов жюри школьного этапа олимпиады по предмету.

9.3.Апелляция участника рассматривается в течение одного дня   после подачи апелляции.

9.4.При рассмотрении апелляции имеют право присутствовать участник Олимпиады, подавший заявление и в качестве наблюдателя его сопровождающее лицо.

9.5.Рассмотрение апелляции проводится в спокойной и доброжелательной обстановке. Участнику олимпиады, подавшему апелляцию, предоставляется возможность убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с установленными требованиями. Черновики работ участников олимпиады не проверяются и не учитываются при оценивании.

9.6.По результатам рассмотрения апелляции принимается одно из решений:

  • Об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов;
  • Об удовлетворении апелляции и выставлении других баллов.

9.7.Система оценивания олимпиадных заданий не может быть предметом апелляции и пересмотру не подлежит.

9.8.Решение апелляционной комиссии принимается простым большинством голосов. Председатель комиссии имеет право решающего голоса.

  • Решение апелляционной комиссии являются окончательным, пересмотру не подлежит.
  • Итоги   работы апелляционной комиссии оформляются протоколом (Приложение) подписывается всеми членами апелляционной комиссии.
  • Протоколы проведения апелляции передаются   председателю предметного жюри для внесения соответствующих изменений в отчетную документацию.
  • Руководителем пункта проведения олимпиады протоколы с внесенными изменениями передаются организатору олимпиады для утверждения и размещения на сайтах Управления образования и МКУ Центр МТиМО.

9.10.Письменные заявления об апелляциях участников олимпиады, протоколы проведения апелляции передаются секретарю оргкомитета олимпиады после завершения олимпиады.

X.   Рекомендуемая литература для подготовки заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников.

1. Бутиков Е.И., Кондратьев А.С. Физика: Механика. — Физматлит, 2004.

2. Бутиков Е.И., Кондратьев А.С. Физика: Электродинамика. Оптика. — Физматлит, 2004.

3. Бутиков Е.И., Кондратьев А.С. Физика: Строение и свойства вещества. — Физмат-лит, 2004.

4. Кикоин А.К., Кикоин И.К., Шамеш С.Я., Эвенчик Э.Е. Физика: Учебник для 10класса школ (классов) с углубленным изучением физики. — М.: Просвещение, 2004.

5. Мякишев Г.Я. Учебник для углубленного изучения физики. Механика. 9 класс. —М.: Дрофа, 2006.

6. Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика. Молекулярная физика. Термодинамика: 10 класс: Учебник для углубленного изучения физики. — М.: Дрофа, 2008.

7. Мякишев Г.Я., Синяков А.З., Слободсков Б.А. Физика: Электродинамика: 10-11 классы: Учебник для углубленного изучения физики. — М.: Дрофа, 2006.

8. Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика: Колебания и волны. 11 класс: Учебник для углубленного изучения физики. — М.: Дрофа, 2006.

9. Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика: Оптика. Квантовая физика. 11 класс: Учебник для углубленного изучения физики. — М.: Дрофа, 2006.

10. Физика: Учебник для 10 класса школ и классов с углубленным изучением физики /Под редакцией А.А. Пинского, О.Ф. Кабардина. — М.: Просвещение, 2007.

11. Физика: Учебник для 11 класса школ и классов с углубленным изучением физики. /Под редакцией А.А. Пинского, О.Ф. Кабардина. — М.: Просвещение, 2007.

12. Чижов Г.А., Ханнанов Н.К. Физика, 10 класс. Учебник для классов с углубленным изучением физики. — М.: Дрофа, 2004.

13. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы. — М.: Вербум — М, 2001.

14. Дж. Сквайрс., Практическая физика. — М.: Издательство Мир, 1971.

Сборники задач и заданий по физике

1. Баканина Л.П., Белонучкин В.Е., Козел С.М. Сборник задач по физике для 10-11 классов с углубленным изучением физики /Под редакцией С.М.Козелла, М.: Вербум — М, 2003.

2. Всчероссийские олимпиады по физике. 1992-2004/Научные редакторы: С.М.Козел, В.П.Слободянин. М.: Вербум — М, 2005.

3. Задачи по физике/ Под редакцией О.Я.Савченко, — М.; Наука,1988.

4. Задачи по физике/ Под редакцией О.Я.Савченко, — Новосибирск; Новосибирский государственный университет. 2008.

5. С.М.Козкл, В.А.Коровин, В.А.Орлов, И.А,Иоголевич, В.П.Слободянин. ФИЗИКА 10-11 классы. Сборник задач и заданий с ответами и решениями. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.; Мнемозина, 2004.

6. Гольдфарб Н.И. Физика: Задачник: 9-11 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Дрофа, 2007.

7. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Зильберман А.Р. Физика: Задачник: 9-11 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Дрофа, 2004.

8. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Международные физические олимпиады школьников /Под редакцией В.Г.Разумовского. — М.: Наука, 1985.

9. А.С.Кондратьев, В.М.Уздин. Физика. Сборник задач, — М.: Физматлит, 2005.

10. Пинский А.А. Задачи по физике. — М.: Наука, 2004.

11. Слободецкий И.Ш., Орлов В.А. Всесоюзные олимпиады по физике: Пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 1982.

12. Черноуцан А.И. Физика. Задачи с ответами и решениями — М.: Высшая школа, 2008.

13. C.Н.Манида. Физика. Решение задач повышенной сложности. Издательство С. Петербургского университета, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "Модель организации и проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии"

Работа являлась зачётной на дистанционных курсах повышения квалификации в педагогическом университете "Первое сентября" и Факультете педагогического образования МГУ им. М.В.Ломоносова по образовательн...

Задания на школьный этап всероссийской олимпиады школьников по технологии 2015 – 2016 учебный год 10 - 11 класс

Тема:  «Моделирование плечевого изделия. Перевод нагрудной вытачки»             Цель: Научить выполнять перевод нагрудной вытачки....

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Участники школьного этапа Олимпиады являются учащиеся 5-11 классов, распределённые по возрастным группам: 5 – 6 классы, 7 – 8 классы, 9 классы, 10-11 классы. В состав участников входят уча...

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2015 - 2016 учебный год, 9 класс

Материал может быть использован при проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 9 классе....

Задания для проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физике. 10 класс.

В материале представлены задания для проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физике для обучающихся 10 класса. Представлено решение задач с ответами....

Отчет о проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 2024 – 2025 учебный год

Отчет о проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников  по литературе 2024 – 2025 учебный год...