Проектная работа "Модель организации и проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Работа являлась зачётной на дистанционных курсах повышения квалификации в педагогическом университете "Первое сентября" и Факультете педагогического образования МГУ им. М.В.Ломоносова по образовательной программе "Методические основы подготовки к олимпиадам по химии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_teoreticheskaya_model_shkolnoy_olimpiady_po_himii.doc | 203.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
« Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №2 »
Проектная работа на тему
Модель организации и проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии
Выполнила:
слушатель курсов повышения
квалификации учителей по проблеме
«Методические основы подготовки к олимпиадам по химии »
Бочкова И.А.
Должность: учитель химии
г. Сясьстрой
2012 год
Содержание
Введение
Обоснование темы проекта и её актуальность стр. 3
1. Подготовка школьников к олимпиадам.
Какой она должна быть? стр. 4
2. Методическая часть проектной работы стр. 5
3. Организационная часть проектной работы
3.1 План основных мероприятий по подготовке
олимпиады стр. 6
3.2 Регламент проведения олимпиады стр. 7
3.3 Подготовка содержательной компоненты
олимпиады стр. 7
3.3.1 Комплект заданий заочного тура школьного
этапа олимпиады для 8 класса стр. 7
3.3.2 Комплект заданий теоретического тура
школьного этапа олимпиады для 8 класса стр. 10
3.3.3 Задание экспериментального тура
школьного этапа олимпиады для 8 класса стр. 12
4. Анализ содержания олимпиадных задач 2011-2012
учебный год стр. 12
5. Результаты школьного этапа олимпиады
5.1 Результаты заочного тура олимпиады по химии
в 8 классе стр. 13
5.2 Результаты очного теоретического тура
олимпиады по химии в 8 классе стр. 13
5.3 Результаты экспериментального тура
школьного этапа олимпиады для 8 класса стр. 14
5.4 Итоги по результатам трёх туров стр. 14
Заключение стр. 14
Справка о выполнении итоговой работы
(акт о внедрении) стр. 15
Список литературы стр. 16
Введение
В эпоху становления постиндустриального общества, когда основной источник экономического прогресса смещается в область новых разработок и технологий, когда ощутимо возрастает значимость интеллектуального и творческого потенциала, работа с одаренными детьми и талантливой молодежью выходит на приоритетные позиции современного образования. Актуальность данного направления подчеркивается в таких документах федерального уровня, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), Национальная образовательная стратегия-инициатива "Наша новая школа", послание Президента Российской Федерации А.Д Медведева Федеральному Собранию от 12.11.2009.
Приоритетный национальный проект «Образование», реализуемый с 2006 года, предполагает поддержку инициативной, талантливой молодежи. Выявление одаренных детей является приоритетным направлением образовательной политики нашей страны.
В психологии существует множество подходов к пониманию термина «одаренный ребенок». Мы возьмем за основу определение, согласно которому «одаренный ребенок - это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности»[1].
Работа с одарёнными детьми предполагает ориентацию не только на усвоение определенных знаний, но в большей мере на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей в соответствии с особенностями (интеллектуальными, психологическими, физическими) каждого ученика.
Эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся с разными типами одаренности являются предметные олимпиады, поэтому актуальность определяется потребностью совершенствования методики подготовки учащихся 8 классов к участию в олимпиадах по химии в аспекте развития познавательного интереса и способностей учащихся с различными типами одаренности к химии.
Цель проекта:
теоретическое обоснование и разработка методологических подходов к подготовке одаренных учащихся 8 классов и учащихся с высокой мотивацией к участию в химических олимпиадах.
Задачи проекта:
- Выявить психолого-педагогические особенности развития познавательного интереса и способностей у школьников 8 классов, в том числе у одаренных детей.
- Определить основные направления и требования к совершенствованию подготовки учащихся 8 классов к химическим олимпиадам.
- Разработать методологические подходы к обучению решению нестандартных задач на факультативных занятиях в 8 классах
- Разработать систему оценивания олимпиадных задач
- Провести экспериментальную проверку эффективности разработанной методики подготовки к химическим олимпиадам учащихся 8 классов МОБУ «Сясьстройская СОШ №2» в 2011-2012 учебном году.
1. Подготовка школьников к олимпиадам. Какой она должна быть?
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения, которого вся работа быстро затухает.
- подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;
- индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения;
- уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
- использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.
2. Методическая часть проектной работы.
Олимпиады — это хорошо себя зарекомендовавший способ выявления среди школьников одаренных ребят с ярко выраженными научными склонностями. Олимпиада дает возможность учащимся, обладающим должной подготовкой, ещё больше заинтересоваться предметом, поверить в свои силы и взяться за решение ещё более сложных задач.
Олимпиады требуют от участника не просто демонстрации владения определенным объемом знаний, но и активного, зачастую творческого, применения их на практике. На олимпиадах, начиная с районного уровня, предъявляются более серьезные требования к экспериментальному мастерству участников, чем это предусмотрено школьной программой. Многие школьники, участвующие в олимпиадах, в дальнейшем выбирают профессиональную деятельность, связанную с фундаментальными или прикладными научными исследованиями, либо включающую элементы таких исследований.
Олимпиадные задачи контролируют не столько знания, сколько умение пользоваться ими для решения задач, контролируют склонность детей к научному анализу, к умению мыслить логически, системно, они проверяют, способен ли ребенок к серьезной умственной работе. Как правило, это вопросы повышенной сложности, для избранных.
Существуют определённые методические требования к олимпиадным задачам:
1) Содержание задачи должно опираться на примерную программу содержания ВОШ(х) соответствующего класса.
2) Трудность задач должна быть различной. Среди них должны быть и трудные и простые, "утешительные", для новичков и слабых участников, чтобы не отпугнуть их от участия в следующих олимпиадах.
3) Задача должна нести познавательную нагрузку.
4) Задача должна быть комбинированной: включать вопросы как качественного, так и расчетного характера; содержать материал из других естественнонаучных дисциплин.
5) Задача должна быть интересна, оригинально сформулирована.
6) Условие должно быть сформулировано четко; вопросы задачи должны быть сформулированы четко; на основе вопросов строится система оценивания.
Как правило, в обычной общеобразовательной школе, уровень мотивации участников школьного (первого) этапа олимпиады по химии, зависит от возраста: у восьмиклассников он высок, у выпускников более низкий.
3. Организационная часть проектной работы.
В нашей школе I тур ВОШ(х) для восьмиклассников проходят в феврале, поэтому комплект заданий составляется творческой группой МО учителей естественно-математического цикла школы с учетом того, что учащиеся изучают химию пол года.
3.1 План основных мероприятий по подготовке олимпиады.
1. Подготовительная стадия (важным на этой стадии является обеспечение эффективного взаимодействия всех участников подготовки и проведения того или иного этапа олимпиады):
а) нормативное сопровождение мероприятия (организатором школьного этапа создается оргкомитет и жюри; оргкомитет разрабатывает регламент проведения олимпиады);
подготовка содержательной компоненты олимпиады, разработанной предметно-методической комиссией с учетом методических рекомендаций центральной методической комиссии (ЦМК) по химии;
б) информационное обеспечение олимпиады (оповещение о проведении заочного и очного туров, о результатах через Интернет-сайт, школьную газету, информационные листки на стендах в кабинете химии, объявления во время учебных и внеклассных занятий по химии);
в) подготовка материально-технической базы олимпиады (создание выставки учебной и научно-популярной литературы по химии, "копилки" с подборкой олимпиадных задач предыдущих лет и др.);
г) проведение занятий с будущими участниками олимпиады с целью ознакомления с целями олимпиады, регламентом ее проведения, с примерами заданий;
д) проведение заочного тура олимпиады;
е) проверка и показ работ;
ж) информационное обеспечение олимпиады (оповещение о результатах через Интернет-сайт, школьную газету, информационные листки на стендах в кабинете химии, объявления во время учебных и внеклассных занятий по химии);
з) приглашение участников для участия в очном туре.
2. Основная стадия:
а) приветствие участников олимпиады администрацией школы и учителем химии;
б) проведение теоретического тура олимпиады;
в) шифрование работ;
г) проверка, расшифровка работ, подведение итогов;
д) показ работ;
е) информационное обеспечение олимпиады (оповещение о результатах через Интернет-сайт, школьную газету, информационные листки на стендах в кабинете химии, объявления во время учебных и внеклассных занятий по химии);
ж) проведение экспериментального тура олимпиады;
з) проверка и показ работ;
и) подведение итогов олимпиады в торжественной обстановке в присутствии одноклассников, награждение победителей и призеров (участники, не набравшие более половины от максимально возможных баллов, не могут являться победителями и призерами), закрытие олимпиады.
3. Заключительная стадия:
а) анализ допущенных ошибок и неточностей при выполнении работ, размещение заданий с ответами на информационных листках на стендах в кабинете химии;
б) оргкомитет подводит итоги, анализирует положительные и отрицательные стороны проведения олимпиады.
3.2 Регламент проведения олимпиады.
Сроки проведения: неделя естествознания (середина февраля)
Число участников: все восьмиклассники, показавшие хорошие результаты при выполнении заданий заочного тура; все желающие, не принявшие участие в предыдущем туре по уважительным причинам;
Программа олимпиады: заочный тур; очный теоретический и экспериментальный туры;
Состав жюри (4 человека): председатель жюри (заместитель директора по учебно-воспитательной работе), члены жюри (учитель химии; учитель биологии; учитель географии);
Как осуществить проверку и показ работ, разбор задач, подведение итогов и награждение рассмотрено ранее.
3.3 Подготовка содержательной компоненты олимпиады.
Олимпиадная задача представляет собой систему из условия, текста решения и системы оценивания.
При выполнении заданий олимпиады исключается использование учебно-методической литературы, средств мобильной связи, компьютера. Разрешается пользоваться таблицей растворимости и периодической таблицей химических элементов Д.И. Менделеева, непрограммируемым калькулятором.
3.3.1 Комплект заданий заочного тура школьного этапа олимпиады для 8 класса
1. Чтобы Золушка не смогла поехать на бал, мачеха придумала ей работу: она смешала соль с мелкими гвоздями, деревянными стружками и речным песком и велела Золушке очистить соль, а гвозди сложить в отдельную коробку. Золушка быстро справилась с заданием и успела поехать на бал. Объясните, как можно быстро выполнить задание мачехи. (3 балла)
Система оценивания
1. | Действие магнитом (железные гвозди). | 1 балл |
2. | Растворение в воде, фильтрование (деревянные опилки, речной песок) | 1 балл |
3. | Выпаривание раствора | 1 балл |
Итого | 3 балла |
2. В трёх неподписанных пробирках находятся вода, раствор гидроксида натрия и раствор лимонной кислоты. С помощью, каких индикаторов можно определить данные вещества? Каким одним индикатором можно воспользоваться для определения? Как в бытовых условиях можно отличить раствор лимонной кислоты от воды? (3 балла)
Система оценивания
1. | Названы все индикаторы, изменение их окраски в разных средах | 1,5 балла |
2. | Назван универсальный индикатор, его окраска в разных средах. | 1,5 балла |
3. | Названы бытовые индикаторы: чайная заварка или растворы ягодных соков | 1 балл |
Итого | 4 балла |
3. Найдите массовую долю сульфата натрия в растворе, полученном добавлением 100г воды к 250г. 15% раствора соли. (5 баллов)
Система оценивания
1. | Ответ обоснован и подтвержден расчетами: 250 ∙ 0,15 + 100 ∙ 0 = 350 ∙ х x = 0,1071 (10,71%) | 5 баллов |
Итого | 5 баллов |
4. В среднем за год курица несёт 220 яиц. Масса карбоната кальция, содержащегося в яйце. В среднем составляет 5г. какая масса кальция должна восполняться в организме несушки за год? (5 баллов)
Система оценивания
1. | Записаны формулы веществ и формулы для вычислений | 2 балла |
2. | Определена массовая доля кальция в карбонате кальция (0,4) | 1 балл |
3. | Определена масса кальция в одном курином яйце (2г.) | 1 балл |
4. | Определена потеря кальция за год (440г.) | 1 балл |
Итого | 5 баллов |
5. Мельчайшая капелька воды имеет массу 0,001г. Сколько молекул воды содержится в одной капельке? Рассчитайте число атомов всех элементов, содержащихся в капельке.
(6 баллов)
Система оценивания
1. | Вычисление количества вещества воды (0,00006 моль) | 1 балл |
2. | Вычислено количество молекул воды (3,6 ∙ 1019) | 1 балл |
3. | Определено количество атомов водорода (7,2 ∙ 1019) | 2 балла |
4. | Определено количество атомов кислорода (3,6 ∙ 1019) | 2 балла |
Итого | 6 баллов |
6. Приведите химические формулы гидроксидов, которые соответствуют следующим оксидам: Li2O; FeO; P2O5; SO2; Cl2O5; Al2O3. Дайте названия этим гидроксидам. (6 баллов)
Система оценивания
1. | Определён характер оксидов и гидроксидов – по 0,5 балла | 3 балла |
2. | Составлены формулы гидроксидов, даны названия – по 1 баллу | 6 баллов |
Итого | 9 баллов |
7. Азот образует с кислородом пять оксидов. Массовые доли азота в них соответственно равны: 63,6%; 46,7%; 30,4%; 36,8%; 25,9%. Определите формулы оксидов. (10 баллов)
Система оценивания
1. | За каждую выведенную формулу оксида – 2 балла. NxOy x : y = 4,54 : 2,28 = 2 : 1; N2O x : y = 3,34 : 3,33 = 1 : 1; NO x : y = 2,17 : 4,35 = 1 : 2; NO2 x : y = 2,63 : 3,95 = 1 : 1,5 = 2 : 3; N2O3 x : y = 1,85 : 4,63 = 1 : 2,5 = 2 : 5; N2O5 | 10 баллов |
Итого | 10 баллов |
Суммарное количество баллов – 42
3.3.2 Комплект заданий теоретического тура школьного этапа олимпиады для 8 класса
Время выполнения 3 часа
- Через нагретый порошок вещества А черного цвета пропускают бесцветный газ В. При
этом образуется простое вещество красного цвета С и жидкость Д, имеющая широкое применение. Газ В может быть получен электролизом жидкости Д. Назовите А, В, С, Д и запишите уравнения реакций получения вещества В еще двумя способами. (12 баллов)
Система оценивания
1. | За уравнение каждой реакции – 2 балла. | 8 баллов |
2. | За каждое названное вещество – 1 балл | 4 балла |
Итого | 12 баллов |
- Глауберова соль, применяемая в медицине как слабительное, имеет формулу
Na2SO4∙10H2O. Какую массу Na2SO4∙10H2O следует растворить в 250г Н2О для получения раствора, содержащего 5% безводной соли? Задачу решить двумя способами. (12 баллов)
Система оценивания
1. | Определена массовая доля безводной соли в глауберовой соли – 44% | 2 балла |
2. | Решена задача математическим способом (уравнением) – 32г. | 5 баллов |
3. | Использование диагональной схемы – 32г. | 5 баллов |
Итого | 12 баллов |
- Минерал антимонит является ядом. При полном сжигании 340г этого вещества в
избытке кислорода образуется 292г. оксида сурьмы (III) и 192г. оксида серы (IV). Какова химическая формула антимонита? (10 баллов)
Система оценивания
1. | Определена масса сурьмы в оксиде сурьмы (III) – 244г | 2 балла |
2. | Определена масса серы в оксиде серы (IV) – 96г. | 2 балла |
3. | Выявлено отсутствие атомов кислорода в исходном веществе | 1 балл |
4. | Найдено соотношение индексов – 2:3 | 4 балла |
5. | Выведена формула исходного вещества | 1 балл |
Итого | 10 баллов |
- Сколько атомов содержится в кубике из чистого золота с ребром равным 2см
(плотность золота 19,3г/см3)? Какую массу сплава золота с пробой 585° можно приготовить из данной массы металла?(10 баллов)
Система оценивания
1. | Определён объём кубика с ребром 2см – 8 см3 | 2 балла |
2. | Определена масса этого кубика – 154,4г | 2 балла |
3. | Определено количество вещества золота – 0,78моль | 2 балла |
4. | Определено количество атомов – 4,68∙1023атомов | 2 балла |
5. | Найдена масса сплава золота – 263,93г. | 2 балла |
Итого | 10 баллов |
- В четырёх различных сосудах находятся газы: аммиак, азот, кислород, углекислый газ.
С помощью, каких приёмов можно распознать, какой газ находится в пробирке? При распознавании с использованием химических приёмов приведите уравнения соответствующих химических реакций (9 баллов)
Система оценивания
1. | Определён аммиак по запаху | 1 балл |
2. | Определён кислород по вспыхиванию тлеющей лучинки | 1 балл |
3. | Определены азот и углекислый газ – горящая лучинка гаснет | 2 балла |
4. | Определён аммиак с помощью влажной фенолфталеиновой бумаги | 1 балл |
5. | Написаны уравнения реакций для аммиака и углекислого газа – по 2 балла | 4 балла |
Итого | 9 баллов |
Суммарное количество баллов – 53
3.3.3 Задание экспериментального тура школьного этапа олимпиады для 8 класса
Время выполнения 1 час
В пяти неподписанных пробирках находятся растворы: соляной кислоты, серной кислоты, гидроксида калия, хлорида калия, сульфата калия. Используя имеющиеся на столе реактивы и оборудование, определите, в какой пробирке находится раствор каждого из перечисленных веществ. Составьте план решения задачи. Напишите уравнения протекающих реакций. (20 баллов)
Реактивы: растворы KCl; K2SO4; HCl; H2SO4; ВаCl2; AgNO3; универсальный индикатор.
Оборудование: штатив с пробирками, пипетка.
Система оценивания
1. | По изменению цвета индикаторной бумаги определены 2 пробирки с кислотами, 2 пробирки с солями, 1 пробирка со щёлочью – по 1 баллу за каждый раствор. | 5 баллов |
2. | Написаны уравнения диссоциации кислот и щёлочи | 3 балла |
3. | С помощью раствора хлорида бария определены растворы серной кислоты и сульфата калия (или с помощью нитрата серебра определены растворы соляной кислоты и хлорида калия) – по 2 балла за каждый раствор. | 8 баллов |
4. | За уравнение каждой реакции – 2 балла. | 4 балла |
5. | Составлен план решения задачи. | 4 балла |
Итого | 24 балла |
Максимальное количество баллов за три тура: 118
Победитель и призёры: 59 баллов и больше.
4. Анализ содержания олимпиадных задач 2011-2012 учебный год
- Заочный тур олимпиады.
Разделы химии:
- Неорганическая химия – 5 задач (1,3,4,6,7)
- Аналитическая химия – 1 задача (2)
- Физическая химия – 1 задача (5)
Группы задач:
- Качественные – 3 задачи (43%)
- Количественные – 4 задачи (57%)
- Очный тур олимпиады.
Разделы химии:
- Неорганическая химия – 1 задача (1)
- Аналитическая химия – 3 задачи (2,3,5)
- Физическая химия – 1 задача (4)
Группы задач:
- Качественные – 2 задачи (40%)
- Количественные – 3 задачи (60%)
5. Результаты школьного этапа олимпиады
5.1 Результаты заочного тура олимпиады по химии в 8 классе.
№ п/п | Фамилия, имя | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | Всего |
1. | Бочкова Ксения | 2 | 4 | 5 | 5 | 6 | 9 | 10 | 41 |
2. | Мишук Мария | 3 | 4 | 0 | 5 | 6 | 5 | 10 | 33 |
3. | Вагичева Ксения | 3 | 0 | 5 | 0 | 6 | 5 | 10 | 29 |
4. | Жукова Виктория | 2 | 0 | 5 | 5 | 0 | 9 | 0 | 21 |
5. | Заикин Иван | 3 | 3 | 5 | 5 | 0 | 4,5 | 0 | 20,5 |
6. | Баклагина Дарья | 2 | 3 | 0 | 0 | 0 | 5 | 10 | 20 |
7. | Купцова Дарья | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 5 | 6 | 15 |
8. | Ершов Алексей | 1 | 1 | 5 | 0 | 3 | 4 | 1 | 15 |
9. | Прокопчук Алёна | 3 | 1 | 5 | 0 | 5 | 0 | 0 | 14 |
10. | Башмакова Ирина | 0 | 0 | 5 | 0 | 4 | 4 | 0 | 13 |
11. | Владимиров Александр | 0 | 0 | 5 | 0 | 6 | 0 | 0 | 11 |
12. | Куряшов Владислав | 0 | 0 | 0 | 5 | 3 | 0 | 0 | 8 |
13. | Дряхлов Илья | 3 | 0 | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 8 |
14. | Поднебесная Анастасия | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 3 |
5.2 Результаты очного теоретического тура олимпиады
по химии в 8 классе.
№ п/п | Фамилия, имя | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | Всего |
1. | Бочкова Ксения | 11 | 12 | 10 | 10 | 9 | 52 |
2. | Мишук Мария | 11 | 12 | 10 | 10 | 8 | 51 |
3. | Вагичева Ксения | 10 | 12 | 10 | 10 | 8 | 50 |
4. | Баклагина Дарья | 9 | 12 | 10 | 10 | 6 | 47 |
5.3 Результаты экспериментального тура школьного этапа олимпиады для 8 класса
№ п/п | Фамилия, имя | Всего |
1. | Бочкова Ксения | 20 |
2. | Мишук Мария | 20 |
3. | Вагичева Ксения | 18 |
4. | Баклагина Дарья | 16 |
5.4 Итоги по результатам трёх туров:
Бочкова Ксения 113 баллов I место
Мишук Мария 104 балла II место
Вагичева Ксения 97 баллов III место
Баклагина Дарья 83 балла IV место
Заключение
Проект был внедрён в 2011-2012 учебном году.
Проведению школьного этапа олимпиады предшествовала большая работа: выявлена группа учащихся, которые заинтересованы в получении дополнительных знаний по химии. С данными учащимися проводились еженедельные дополнительные теоретические и практические занятия.
Акт о внедрении проекта был подписан директором школы.
Работа была зачтена на дистанционных курсах повышения квалификации в педагогическом университете «Первое сентября» и Факультете педагогического образования МГУ им. М.В.Ломоносова по образовательной программе «Методические основы подготовки к олимпиадам по химии» (Регистрационный номер №235-524-390/ЕD-18-005)
Справка о выполнении итоговой работы
(акт о внедрении)
Фамилия: Бочкова
Имя: Ирина
Отчество: Анатольевна
Идентификатор: 235-524-390
Название образовательной программы (курса):
«Методические основы подготовки к олимпиадам по химии»
Тема итоговой работы:
«Модель организации и проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии»
Форма выполнения итоговой работы:
Письменная работа, включающая систематизацию и обобщение знаний, полученных при изучении лекционного материала и практическое применение этих знаний при подготовке и проведении школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии. Разработка комплекта задач заочного и очного туров для 8 класса.
Наименование учреждения, в котором выполнялась итоговая работа:
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №2»
Должность руководителя учреждения: директор школы
Дата выполнения итоговой работы: 8.02.2012г
Печать Подпись
учреждения руководителя учреждения:
_________И.В.Богомолова
«08» февраля 2012г.
Литература
- Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. - СПб. 2009. С.151
- Школьные олимпиады. Химия. 8-11 классы. А.В. Артемов, С.С. Дерябина. М.: Айрис-пресс. 2007
- Готовимся к олимпиаде по химии: Сборник заданий и ответов для 8-11 классов. Авт.-сост. Н.А.Шариков, О.И. Шарикова, А.Н.Ласточкин. М.: АРКТИ, 2008
- Химия: сборник олимпиадных задач. Школьный и муниципальный этапы: учебно-методическое пособие. Под ред. В.Н.Доронькина. Ростов н/Дону: Легион, 2011
- Отличник ЕГЭ. Химия. Решение сложных задач. Под ред. А.А.Кавериной. ФИПИ., М.: Интеллект-Центр, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Участники школьного этапа Олимпиады являются учащиеся 5-11 классов, распределённые по возрастным группам: 5 – 6 классы, 7 – 8 классы, 9 классы, 10-11 классы. В состав участников входят уча...
Требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физике в 2015-2016 учебном году на территории Советского района.
Требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физикев 2015-2016 учебном годуна территории Советского района.отредактированные, с учетом требований в...
ПОЛОЖЕНИЕ об организации проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников
Настоящее Положение о школьном этапе всероссийской олимпиады школьников (далее – Положение) определяет порядок организации и проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников (далее –...
Положение по проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2015/2016 учебном году в образовательных организациях г. Льгова Курской области
Положениепо проведению школьного этапавсероссийской олимпиады школьников по технологиив 2015/2016 учебном годув образовательных организациях г. Льгова Курской области...
Приказ ДО Об организации работы муниципальной предметно-методической комиссии для проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2016-2017 учебном году
Приказ ДО Об организации работы муниципальной предметно-методической комиссии для проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2016-2017 учебном году...