Урок по природоведению на тему "Почва"
план-конспект урока по природоведению (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Образование почв и их разнообразие»
Цель: 1. Углубить знания учащихся о почве.
2. Сформировать представление о разнообразии почв, их образовании, о плодородии почв.
3. Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность.
Ход урока
- ОРГ. МОМЕНТ-2мин.
Представьте, что вы работаете в школьной учебной лаборатории. И мы с вами не просто учитель и ученики, а научные сотрудники и сегодня будем наблюдать. Рассуждать, открывать новые знания и делать выводы.
А тему нашего исследования вы узнаете отгадав загадку.
Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами,
Каждый хочет растоптать,
А я с подарками опять! (ЗЕМЛЯ)
- А что такое Земля? (учащиеся отвечают на вопрос).2 слайд.(3 мин)
- Сегодня объектом нашего изучения будет почва.
- Что же такое почва. Как вы думаете.3 слайд.
ОБОБЩАЮ 4 слайд.
- Вы не забыли, о чем мы говорили в начале урока. Мы научные сотрудник
- И сейчас мы с вами проведем исследовательскую работу, и узнаем, из чего состоит почва. Выводы по работе мы будем записывать в тетрадь.
У вас на партах стоит оборудование. Как нужно себя вести во время работы со стеклом.(10 мин)
ОПЫТ№1 5 слайд
Через лупу рассмотрите почву. 1.Какого цвета почва. 2. Какие частицы можно увидеть в почве.3. Какой можно сделать вывод.
ВЫВОД: В почве есть остатки растений и животных – перегной.
ОПЫТ № 2 6 слайд
Бросить в стакан с водой кусочек почвы.
- Что вы видите?
Из почвы через воду идут пузырьки воздуха.
ВЫВОД: в почве есть воздух.
ОПЫТ № 3 7 слайд
Возьмите карандаш и осторожно помешайте. Дайте отстояться, что заметили?
ВЫВОД: в почве есть песок и глина,
- Какой вывод можно сделать из результатов нашего исследования.
ВЫВОД: Почва бывает серого, тёмного, иногда совсем чёрного цвета. В почве есть воздух, остатки растений и животных, песок, глина. 8 слайд
- Как образовалась почва, кто влияет на образования почвы 9 слайд(5мин)
Об этом мы узнаем из сообщения Травиной Анны.
- Какой вывод из сказанного Анной можно сделать (делаем вывод записываем в тетрадь) 10 слайд (3мин)
-РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
Слайд 11-(5мин)
- откройте учебники ст парагр29, 27
- Кто-нибудь из вас наблюдал за рытьем ям. Что вы видели.(10мин)
- Почва состоит из слоев. Эти слои называются – горизонтами. Слайд 12.
Самый верхний горизонт- темный. В нем накапливаются останки, образуется перегной. От него зависит плодородие почвы.
Почвы бывают разные, в одних больше перегноя. А в других больше песка и глины.
ПОКАЗЫВАЮ ОБРАЗЦЫ ПОЧВЫ.
ЧЕРНОЗЕМНЫЕ ПОЧВЫ МОЩНЫЕ, СЛОЙ ПЕРЕГНОЯ БОЛЕЕ 1 МЕТРА, ОНИ ЧЕРНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ.
ПОДЗОЛИСТЫЕ ПОЧВЫ МАЛО ПЕРЕГНОЯ, ИМЕЮТ СЕРЫЙ, КАК У ЗОЛЫ ЦВЕТ, СКАПЛИВАЕТЬСЯ ВЛАГА СОЗДАЮТЬСЯ УСЛОВИЯ ДЛЯ ГНИЕНИЯ. Под действием микроорганизмов остатки растений превращается в перегной, в котором образуются почвенные кислоты, почвы кислые.
ГЛИНИСТЫЕ-ПРЕОБЛАДАЮТ ГЛИНЫ КОГДА НЕТ ДОЖДЕЙ ГЛИНА ВЫСЫХАЕТ СТАНОВИТЬСЯ КАК КАМЕНЬ, В ДОЖДЬ СТАНОВИТЬСЯ ВЯЗКОЙ
ПЕСЧАНЫЕ ПОЧВЫ ПРЕОБЛАДАЕТ ПЕСОК. ЧАСТИЦЫ СЛАБО СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ, КОРНЯМ РАСТЕНИЙ ТРУДНО УКРЕПИТЬСЯ. БЫСТРО ПРОПУСКАЮТ ВОДУ ЗАСУШЛИВЫ.
ИЗВЕСТНЯК СОСТОЯТ ИЗ ИЗВЕСТНИКА
ТОРФЯНЫЕ БОЛОТНЫЕ ПОЧВЫ.
Слайды 13-16
В нашей местности подзолистые почвы. Если останется время можно по карте.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ.(8мин)
Итак, давайте подведем итоги нашего научного исследования.
-Что такое почва.
-Какие почвы называют плодородными.
Перед вами 5 вопросов. Вы на них сейчас ответите, ответы запишите в тетрадь.
МОЛОДЦЫ!!
Д-з
Структура почвы
Показываю на примере вывод записываем со слайда
Разнообразие почв.
Почва состоит из слоев горизонтов, отличающих друг от друга по цвету слайды
(самый верхний горизонт-темный. В нем накапливаеться останки, образуеться перегной. Чем больше..
Почвы бывают различные: в одних больше перегноя, а в других больше песка и глины.
Почвы с большим количеством перегноя называются черноземными, другие почвы – песчаными или глинистыми, смотря по тому, чего в них больше, песка или глины.
Лучшая почва черноземная, т.к. в ней много солей и перегноя, она рыхлая, темная, хорошо прогревается солнцем и в ней достаточно влаги и воздуха; растения на такой почве хорошо растут и дают урожаи.
Глинистая почва весной сильнее пропитывается водой, которая иногда застаивается на её поверхности, а песчаные почвы засушливы, потому что быстро пропускают воду.
Смотреть слайды.
В нашей местности почвы подзолистые.
Наша страна огромна разнообразен и почвенный покров (рассматриваем карту)
Закрепление
Давайте подведём итог. Что такое почва? Какая почва называется плодородной? Чем отличается почва от песка и глины? (Только почва обладает плодородием.)2. Обучающий тест. Вид работы – фронтальная.- Перед вами 5 вопросов.Вы читаете их и на листочках записываете ответ.Затем поменяйтесь листочками мы все ваши ответы проверим.
1) Верхний рыхлый и плодородный слой земли, покрытый растительностью. (почва, болото, глина)
2) Какие вещества входят в состав почвы, выбери и зачеркни лишнее:Песок, глина, вода, воздух, стекло, перегной, соли.
3) Основное свойство почвы. (плодогрызие, плодородие, плодовымывание)
4) Самая богатая перегноем почва. (ч……..м)
5) Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве. (пере….)Взаимопроверка теста по экрану, выставление оценок.За каждый правильный ответ выставляется знак + 5 + оценка «5»4 + оценка «4»3 + оценка «3»
Решение экологической проблемы.Ребята посадили небольшой еловый лес. Они тщательно за ним ухаживали: все дорожки в лесу заасфальтировали, каждую травинку выпалывали, выгребали и убирали опавшую хвою. С течением времени все елочки перестали расти, и постепенно лес погиб.
Слайд про высчит
Дз
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по природоведению 5 класс " Что мы узнали о жизни на Земле?"
Цель урока: Обобщить знания учащихся об одноклеточных и многоклеточных организмах, их строении, жизнедеятельности, совместном существовании в природном сообществе. Продолжить формирование у...
Урок по природоведению в 5 классе "Обитатели морей и океанов"
Тип урока - изучение нового материала. На уроке используется групповая работа, в ходе которой обучающиеся создают и презентуют творческие мини-проекты....
Разработка урока по природоведению-5класс
Тема урока:"Как питаются разные животные" по учебнику Суховой Т.С.,Строганова В.И. в виде заочной экскурсии предполагает активизацию познавательной деятельности учащихся,при которой учебный матер...
«Когда владыками суши были драконы».(Разработка урока по природоведению − 5 класс по программе «Школа 2100» с применением компьютерной презентации.)
Методическое сопровождение к урокуХраброва Татьяна ВладимировнаУчитель химииГБОУ СОШ № 456Колпинского районаСанкт-Петербурга Тема урокаКогда владыками суши были драконыПредметПриродов...
Земля-планета Солнечной системы. Разработка урока по природоведении 5 класс
Урок-концерт в нестандартной форме по природоведении в 5 классе....
Урок по природоведению в 5 классе "Жизнь на разных материках"
Развернутый план-конспект урока по природоведению в 5 классе, с использованием презентации....
урок по природоведению "Уникальная планета Знмля"
Разработка урока по природоведению по теме "Уникальная планета Земля". Конспект урока. Маршрутные листы для учащихся....