Конспект урока по природоведению в 5 классе, тема "Рождающая жизнь"
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему
Урок раскрывает значение воды для живых организмов, знакомит с её свойствами и поднимает проблему бережного отношения к ней. Он построен в проблемно-диалоговом ключе, способствует развитию практических умений и логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rozhdayushchaya_zhizn.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 5 классе по теме: «Рождающая жизнь»
Цель урока: донести до сознания учащихся понимание бережного отношения к воде как жизненно важному и драгоценному дару природы
Задачи урока: 1.Установить значение воды для живых организмов, познакомиться со свойствами воды, определяющих её уникальность.
2. Продолжить формирование навыков практической работы, умение наблюдать делать выводы, обобщать.
3. Дать представление о воде как жизненно важному и драгоценному дару природы и необходимости бережного отношения к ней.
Оборудование: вода, поваренная соль, сахар, сульфат меди, хим. стаканчики, ложечки для сыпучих веществ, полочки для размешивания, компьютер, мульпроектор.
Ход урока:
Ι. Мотивационный этап ( 5 минут)
И сказал Иисус: «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную. . .»
Это цитата, взятая из святого писания, имеет образное значение, в ней вода представляется источником духовной пищи для православных христиан. Мы с вами тоже часто используем образ воды для передачи своих эмоций, например, океан любви, море слёз, капля в море.
Вопрос: 1. Как вы думаете, почему? (Вода имеет большое значение для человека)
2. Какое значение имеет вода для вас лично? (для питья, приготовление пищи, умывания и т.д.)
3. А вы знаете, сколько человек может прожить без воды? (5 дней). А почему?
Как алфавит начинается с буквы “а”, так жизнь начинается с воды. Вода содержится в каждом человеке, животном и растении и уходит из них только вместе с жизнью.
Вопрос: Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Вода - самое распространенное вещество на нашей планете. Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней, что считаем ее обыденным явлением, а между тем, вода удивительна и необыкновенна! Она подлинное чудо природы, единственное в своем роде.
Сегодня на уроке мы вспомним уже известные вам свойства воды, узнаем новые, выясним какую воду надо использовать и почему её надо сохранять.
ΙΙ. Этап знакомства с новым материалом (5 минут)
Взрослый человек состоит на 70 % из воды. Как же распределена вода в организме? Прежде всего, вода входит во все органы и ткани. В сердце, легких и почках - 80 %, в костях - 30 %, в зубной эмали - 0,3%, в моче 99%, в крови -83%, а в мозге-71%
Вода играет исключительную роль в жизненных процессах не только как обязательная часть клеток, но и как среда, в которой протекают все химические превращения. Она участвует в таких важных процессах как пищеварение, передвижение веществ по организму, а также выделение ненужных или вредных продуктов жизнедеятельности.
В здоровом организме взрослого человека наблюдается состояние водного равновесия или водного баланса. Это означает, что количество воды, потребляемое человеком, равно количеству воды, выводимой из организма.
Общий объём воды, необходимый человеку в сутки, равен 2-2,5 литра (или 6-8 стаканов). Благодаря водному балансу столько же и выводиться из организма. При потере организмом человека даже 6-8% влаги сверх обычной нормы повышается температура тела, краснеет кожа, учащается сердцебиение и дыхание, появляется мышечная слабость и головокружение, головная боль.
Потеря 10% воды может привести к необратимым изменениям в организме, а 15-20% приводит к смерти, т.к. кровь становится настолько густой, что сердце не справляется с её перекачкой.
Человек относится к царству животные, поэтому для животных вода имеет такое же значение.
Вопрос: Какое значение имеет вода для растений? (корневое питание, фотосинтез).
ΙΙΙ. Исследовательский этап (15 минут)
Чем объясняется такая уникальная роль воды?
Прежде всего, её свойствами. А почти все свойства воды - исключение в природе.
Во-первых, это единственное вещество на планете, представленное в 3-х состояниях.
Вопрос: Какие это состояния? (твёрдое, жидкое, газообразное)
Во-вторых, изучая свойства воды группа русских ученых под руководством Зенина установила, что она обладает памятью. Они утверждают, что вода состоит из объемных структур, включающих 57 молекул. Они объединяются в шестигранники из 912 молекул.
А японский исследователь Мосау Эмото изучал воздействие на воду различных факторов. Оказалось, что резкие звуки, громкая музыка, злые слова вызывают образование уродливых кристаллов воды, а добрые слова, тихая и плавная музыка – наоборот.
Для определения других свойств воды я предлагаю вам провести лабораторную работу по парам.
Задание 1: Рассмотрите образец дистиллированной воды и заполните таблицу, отметив галочкой нужное в пунктах 1-4 , а в пунктах 5,6 запишите цифрами.
Свойства | Отметка |
1. Агрегатное состояние: а) твердое, б) жидкое, в) газообразное | |
2. Цвет: а) есть б) нет | |
3. Запах: а) есть б) нет | |
4. Вкус: а) есть б) нет | |
5. Температура кипения | |
6. Температура плавления |
Задание 2: Из стаканчика ложечкой для сыпучих веществ аккуратно добавьте в выданный вам образец воды:
Ι вариант – поваренную соль,
ΙΙ вариант – сахар,
ΙΙΙ вариант – сульфат меди
Вопрос: 1. Как изменились свойства воды? (изменился вкус и цвет)
2. Можно ли солёную воду употреблять в пищу? А сладкую? (Можно)
3. А знаете ли вы можно ли воду, содержащую сульфат меди употреблять в пищу?
Сульфат меди это ядовитое вещество и при попадании в организм оно может вызвать отравление.
Вопрос: 1.Все ли новые свойства воды, полученные ею при смешивании с другими веществами, могут быть полезны человеческому организму? (нет, одни могут быть полезны, а другие вредны).
2. Можно ли использовать загрязненную воду для питья? (нет)
По оценкам Всемирной организации здравоохранения, 80% заболеваний человека в мире вызваны низким качеством воды.
Наличие в питьевой воде таких вредных веществ, как хлор и хлорорганические соединения, железо, нефтепродукты, может привести к аллергическим заболеваниям, болезням крови, онкологии, мочекаменной болезни, нарушением водно-солевого обмена. Кроме того, грязная вода опасна не только человеку, но и другим организмам, живущим на нашей планете.
К сожалению, запасы чистой воды на Земле с каждым годом сокращаются. Вода теряется при транспортировке, при орошении земель, из-за низкого технического уровня и износа техники гидротехнических сооружений.
Председатель правительства РФ В.В. Путин сказал: «Природа распорядилась так, что все крупнейшие запасы пресной воды сосредоточены в России. Но пользуемся мы, россияне, своим богатством расточительно и неэффективно».
ΙV. Заключительный этап(10 минут)
И действительно в 18 веке человек использовал всего лишь 50 литров воды в день, а сегодня 200-220 литров.
Вопрос: 1. Как вы думаете почему? Чего не было в 18 веке? (водопровода)
А сейчас: помыл руки и 15 литров воды долой, наполнил вону - 200 литров минус, постирал в стиральной машине - 150 литров нет. Поэтому, я предлагаю вам посчитать, сколько литров воды вы тратите в день и заполнить таблицу.
Твои дела | Коли-чество раз | Время (мин.) | Как ты использовал воду? | Сколько литров воды ты потратил | |||
Слабый напор | Средний напор | Сильный напор | Слив в туалете | ||||
1 л в минуту | 7 л в мин. | 15 л в мин. | 9 л | ||||
Мыл руки | |||||||
Чистил зубы | |||||||
Принимал душ | |||||||
Смывал в туалете | |||||||
Мыл обувь | |||||||
Итого: |
Свойства | Отметка |
1. Агрегатное состояние: а) твердое, б) жидкое, в) газообразное | |
2. Цвет: а) есть б) нет | |
3. Запах: а) есть б) нет | |
4. Вкус: а) есть б) нет | |
5. Температура кипения | |
6. Температура плавления |
Твои дела | Коли-чество раз | Время (мин.) | Как ты использовал воду? | Сколько литров воды ты потратил | |||
Слабый напор | Средний напор | Сильный напор | Слив в туалете | ||||
1 л в минуту | 7 л в мин. | 15 л в мин. | 9 л | ||||
Мыл руки | |||||||
Чистил зубы | |||||||
Принимал душ | |||||||
Смывал в туалете | |||||||
Мыл обувь | |||||||
Итого: |
Твои дела | Коли-чество раз | Время (мин.) | Как ты использовал воду? | Сколько литров воды ты потратил | |||
Слабый напор | Средний напор | Сильный напор | Слив в туалете | ||||
1 л в минуту | 7 л в мин. | 15 л в мин. | 9 л | ||||
Мыл руки | |||||||
Чистил зубы | |||||||
Принимал душ | |||||||
Смывал в туалете | |||||||
Мыл обувь | |||||||
Итого: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по природоведению 5 класс: "Измерение температуры воздуха".
методическая ценность урока заключается в использовании интерактивной формы проведения, способствующей развитию мыслительной деятельнтси учащихся....
Конспект урока литературы в 11 классе. Тема "Жизнь и творчество С. А. Есенина. Тема родины в творчестве Есенина".
Урок посвящен творчеству Есенина, предназначен для учащихся 11 класса. Оборудование: презентация "Есенин", аудиозаписи....
План-конспект урока биологии в 5 классе: "Среды жизни на планете Земля"
Тема 3 «Жизнь организмов на планете Земля», урок№1Тип урока: Урок «открытия» нового знания....
Конспект урока по природоведению 5а класс « Вода в природе»
Данный урок проводился в 5 классе по адаптированной общеобразовательной программе для детей с интеллектуальными нарушениями....
Конспект урока по природоведению 5 класс коррекционной школы VIII вида. Гранит, известняк.
Данный урок предназначен для учеников 5 класса, коррекционной школы VIII. Знакомство со строительными полезными ископаемыми - гранит, известняк. Дети знакомятся с гранитом и известняком, их добычей, и...
Конспект урока по природоведению 5 класс коррекционной школы VIII вида. Полезные ископаемые.
Данный урок предназначен для учеников 5 класса коррекционной школы VIII вида. Знакомство с полезными ископаемыми. Дети знакомятся с полезными ископаемыми, группами, а также знакомятся с месторождением...
Конспект урока по природоведению 6 класс коррекционной школы VIII вида. Многообразие животных.
На этом уроке обучающиеся познакомятся с групповыми признаками животных, научатся различать животных по внешнему виду....