Конспект урока по природоведению 5 класс коррекционной школы VIII вида. Полезные ископаемые.
план-конспект урока по природоведению (5 класс)

Данный урок предназначен для учеников 5 класса коррекционной школы VIII вида. Знакомство с полезными ископаемыми. Дети знакомятся с полезными ископаемыми, группами, а также знакомятся с месторождением полезных ископаемых. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_shkola_8_vida_poleznye_iskopaemye_.docx646.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок природоведения 5 класса, коррекционной школы IIIV вида.

Тема: Полезные ископаемые.

Цель: Формировать представления о полезных ископаемых, их видах и значении.

Планируемые результаты:

Личностные:

Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности.

Предметные:

Минимальный уровень

Достаточный уровень.

Имеют представление о назначении полезных ископаемых.

Заполняют схему «Полезные ископаемые» на рабочем листе.

Называют полезные ископаемые.

Выделяют признаки полезных ископаемых.

Относят полезные ископаемые к разным группам :(твердые, жидкие, газообразные, горючие, негорючие).

Заполняют схему «Полезные ископаемые» на рабочем листе. Приводят примеры.

Оборудование: образцы полезных ископаемых, карточки с заданиями, иллюстрации и фотографии горных пород, ИКТ.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Сдача рапорта.

Проверка готовности к уроку.

  1. Актуализация опорных знаний.

Начнем урок с разминки:

  • Какую планету мы изучаем? (Земля)
  • Уменьшенная модель Земного шара (глобус)
  • Вокруг какой звезды вращается наша планета? (Солнце)
  • Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы? (на ней есть жизнь)
  • Какие оболочки Земли мы знаем? (воздушная – атмосфера, водная – гидросфера, твердая – литосфера)
  • Какие виды поверхности суши мы знаем? (равнины, горы)
  • Что мы называем равниной? (ровная поверхность местности)
  • Как мы называем самые высокие участки земной поверхности? (горы)
  • Цвет, которым обозначают на карте равнины? (зелёным)
  • Цвет, которым на карте обозначаются горы (коричневый)
  • Что мы называем почвой? (верхний слой земли, на котором растут растения)
  • Откуда берутся в почве питательные вещества? (от сгнивших остатков растений и животных: перегной).
  • Плодородие почвы? –это способность давать хороший урожай.
  • Скажите, а надо ли защищать почву от загрязнения и разрушения? (да, для того чтобы почва была плодородной, её надо удобрять и защищать от загрязнения.

  1. Изучение новой темы

Сегодня мы продолжаем изучать нашу планету Земля. Познакомимся с полезными ископаемыми, видами, свойствами полезных ископаемых и их применение человеком в хозяйстве. К концу урока мы должны будем найти ответы на следующие вопросы:

1. Что такое полезные ископаемые?

2. Почему они ископаемые?

3. Почему они полезные?

#1055;очему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?

По ходу урока мы будем знакомиться с некоторыми видами полезных ископаемых их названия я буду вывешивать на доску.

- Знаете ли вы, из чего сделаны кирпичи и посуда?

- Где строители берут материалы для построек - песок, глину, камни?

- Чтобы построить различные здания: жилые дома, фабрики, заводы, больницы и многое другое, нужны строительные материалы. На стройках используют бетон, гранит, известняк.

- Гранит и известняк добывают в природе, а бетон делают на специальных заводах.

Для работы предприятий, отопления жилых домов, для того чтобы летали самолёты и ездили автомобили, необходимо топливо. Его получают из угля, торфа, нефти, газа.

- Для того чтобы изготовить самолёты, машины, рельсы для железной дороги и даже самые простые ножницы, которыми ты режешь бумагу, необходимы металлы. Их получают из алюминиевых и железных руд, которые тоже добывают в природе.

Просмотр образцов полезных ископаемых с коментарием.

- Гранит, известняк, глина, песок, уголь, нефть, газ, торф, алюминиевые и железные руды добываются из земли и называются полезными ископаемыми. Они являются частью неживой природы.

- Полезные ископаемые создавались и накапливались природой на протяжении миллионов лет. Они возникли из остатков растений и мелких животных, в результате извержения вулканов, при разрушении гор. Места скопления полезных ископаемых в земле называются месторождениями.

- Полезные ископаемые могут залегать как на большой глубине, так и у поверхности земли. Если полезные ископаемые находятся у поверхности земли, то их добывают с помощью мощных машин - экскаваторов. Это открытый способ добычи полезных ископаемых. Чтобы добыть полезные ископаемые, хранящиеся глубоко под землёй, люди роют шахты или бурят скважины (узкие колодцы).

- Полезные ископаемые могут отличаться друг от друга по своим свойствам. Одни полезные ископаемые твёрдые, другие - жидкие или газообразные (газ).

4. Физминутка

Заполнение схемы:

- Полезные ископаемые, которые горят, называют горючими. Люди используют их как топливо.

- К негорючим полезным ископаемым относятся руды. Из них получают металлы, которые используют для изготовления станков, машин и других металлических изделий.

- Каждый год люди добывают большое количество полезных ископаемых. Для того чтобы их запас восстановился, должно пройти много тысяч лет. Поэтому учёные создают новые вещества, заменяющие полезные ископаемые (например, пластмассу).

- В качестве топлива человек научился использовать силу ветра, рек и солнечную энергию. Для того чтобы сохранить металлические руды и другие полезные ископаемые, люди перерабатывают металлолом.

- Посмотрите на физическую карту России. Месторождения полезных ископаемых на карте обозначаются специальными знаками: то есть это то место, где есть залежи этого полезного ископаемого.

- Какие полезные ископаемые добываются в нашей стране? (работа с картой)

5. Закрепление

Наша планета Земля дарит своим жителям не только воду и воздух, но и полезные ископаемые. Это ещё одно богатство Земли.

Нефть, газ, каменный уголь, торф, известняк (мел), песок, глина — это полезные ископаемые. Они добываются из-под земли.

Из полезных ископаемых изготавливают строительные материалы, топливо, металлические изделия.

- Ответим на вопросы:

- Что такое полезные ископаемые? Почему они так называются?

- Какие полезные ископаемые вы знаете?

- Для чего людям нужны полезные ископаемые?

- Какие свойства полезных ископаемых тебе известны?

- Какие способы добычи полезных ископаемых ты знаешь?

- Как используют собранный металлолом?

- Что такое месторождение? Из каких слов образовалось это слово?

- Почему полезные ископаемые относятся к неживой природе? (живая природа – это то что дышит, питается, размножается)

- Так мы ответили на вопросы, которые поставили в начале урока? «Да!!!»

  1. Рефлексия.

- Что вам было уже известно?

- А какая информация оказалась для вас новой?

- О чем бы вы хотели узнать больше?

- Какую тему сегодня изучали?

- Может ли человек прожить без полезных ископаемых?

- Могут ли полезные ископаемые иссякнуть?

- Что должны делать люди, чтобы этого не произошло?

- Вы сегодня очень хорошо работали, возможно, остались какие-то вопросы? Это дает нам возможность продолжить исследования и постараться найти ответы на все ваши вопросы на других уроках.

Оценивание

Д.з. стр. 48-50 читать, отвечать на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока СБО 6 класс коррекционной школы VIII вида. Тема: "Основные транспортные средства".

Конспект урока, презентация, раздаточный материал, приложение....

Конспект урока по СБО в коррекционной школе VIII вида по теме: «Железнодорожный транспорт. Виды. Назначения».

Комбинированный урок в 6 классе для детей со сложным дефектом развития с элементами практической работы с использованием ИКТ. Во время урока учащиеся не только знакомятся с видами железнодорожного тра...

Конспект урока по природоведению в коррекционной школе VIII вида на тему: "Вода в природе"

Конспект урока по природоведению в 5 классе коррекционной школе VIII вида на тему: "Вода в природе"...

Конспект открытого урока в 7 классе коррекционной школы VIII вида по математике на тему: "Сложение и вычитание в пределах 10"

Конспект открытого урока в 7 классе коррекционной школы VIII вида по математике на тему: "Сложение и вычитание в пределах 10"...

Конспект урока по природоведению в коррекционной школе IV вида в 5 классе по теме «Лиственные деревья»

Конспект урока по природоведению в коррекционной школе IIIV вида в 5 классе по теме «Лиственные деревья»Задачи:- закрепить знания учащихся о лиственных деревьях;- познакомить учащихся с ди...