Дополнительная образовательная программа «Основы информационной культуры» (3 класс)
рабочая программа на тему
Дополнительная образовательная программа «Основы информационной культуры» применяется для проведения занятий внеурочной деятельности в 3 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_osnovy_inf_kult_3_klass.doc | 161.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
Узловского района Тульской области
УТВЕРЖДЕНО
Решением педагогического совета
протокол № ____
от __________________
Дополнительная образовательная программа
«Основы информационной культуры»
Направленность: общекультурная
Уровень: начальное образование
Возраст обучающихся – 8-10 лет
Срок реализации – 1 год
Составитель: Поддячая О.И.,
первая квалификационная категория,
учитель информатики
г. Узловая
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наше время – это век информации. Еще никогда в распоряжении людей не было столько средств для ее получения: книги, газеты, журналы, интернет, телевидение и радио. Ежедневно на взрослых и детей обрушивается поток информации. Это поток постоянно растет. В соответствии с введением Стандартов второго поколения в начальную школу российского образования перед современной общеобразовательной школой стоит важная задача – научить молодого гражданина ориентироваться в большом потоке информации, используя ее себе во благо; подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества. Учащиеся начальной школы должны уметь искать, получать, фиксировать информацию различными способами, использовать ее в своем образовательном процессе. Ученики должны уметь оценить достоверность полученной информации. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания. В противном случае ребенок не сможет адаптироваться к жизни в современных условиях.
Одной из важнейших проблем социального плана является культура человека во взаимодействий с информацией. Культурный уровень современного человека наряду с другими сторонами можно охарактеризовать уровнем информационной культуры, который понимается как информационный компонент человеческой культуры.
Основы информационной культуры формируются с детства. Большая роль при решении данной проблемы, в связи с модернизацией образования, отводится школе. Понятие "информационная культура" характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. В самом общем смысле информационная культура - это способность преодоления информационных барьеров и свободная ориентация в информационной среде. Это совокупность знаний, умений, правил и навыков, позволяющих находить и использовать информацию независимо от места ее нахождения.
Современная школа обязана сформировать у младшего школьника информационную культуру. Средой ее формирования является учебная и внеучебная деятельность детей. С развитием информационных технологий, компьютер становится средством обучения и в начальной школе, способным наглядно представлять самую различную информацию. Происходит развитие творческого потенциала младших школьников, способностей к коммуникативным действиям, навыков исследовательской работы, культуры учебной деятельности, повышение эффективности и качества учебно-воспитательного процесса.
Программа “Основы информационной культуры” направлена на развитие речи, внимания, творческого мышления, читательских навыков и формирования навыков информационной культуры. Программа предназначена для учащихся 3 класса. Программа рассчитана на 35 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут.
Цели программы:
- Создание условий для развития информационной культуры младших школьников, способствующих повышению качества знаний, с использованием информационных технологий.
Задачи программы:
- Формирование умений и навыков самостоятельного поиска и выбора информации в соответствии с интересами и потребностями учащихся;
- Изучение возможностей компьютера как инструмента для практической деятельности;
- Формирование навыков безопасной работы в сети Интернет;
- Использование средств информации для решения личностных и общественно-значимых задач.
- Формирование операционного стиля мышления;
- Формирование исследовательских навыков активного творчества с использованием передовых информационных технологий, которые обеспечивает компьютер;
- Расширение кругозора учащихся;
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами информационных технологий.
Обеспеченность программы средствами обучения:
Построение занятий предполагается на основе современных педагогических технологий с целью активизации деятельности учащихся через создание проблемных ситуаций, внедрение индивидуальных и групповых способов обучения, разноуровневые и развивающие задания.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся, направленная на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации.
Особое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении различных работ, а том числе на соблюдение правил электробезопасности.
Для проведения занятий имеется оборудованный компьютерный класс и необходимое программное обеспечение:
- текстовый редактор;
- графический редактор;
- клавиатурные тренажеры;
- компьютерные среды управления исполнителем;
- серия обучающих игр для детей.
Программа «Основы информационной культуры» составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста. Во время занятия обязательно проводятся физкультурные минутки, гимнастика для глаз.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема раздела | Количество часов |
Введение | 1 | |
Правила техники безопасности при работе на компьютере | 1 | |
Мы в мире информации | 4 | |
Мой друг компьютер | 6 | |
Компьютер и безопасность | 3 | |
Компьютер – мой помощник | 7 | |
В мире алгоритмов | 6 | |
В стране логики | 6 | |
Повторение | 1 | |
ИТОГО | 35 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Введение (1 час).
Что умеет компьютер. Использование информационно-компьютерных технологий в школе и дома.
2. Правила техники безопасности при работе на компьютере (1 час).
Знакомство с правилами поведения и техникой безопасности при работе на компьютере. Компьютер и здоровье.
3. Мы в мире информации (4 часа).
Понятие об информации. Информация в нашей жизни. Информация окружающего мира. Формы представления информации. Способы обработки информации. Что можно делать с информацией? Получение, преобразование, передача, хранение информации. Кодирование и декодирование информации. Поиск информации.
4. Мой друг компьютер (6 часов).
Основные устройства компьютера. Функции основных устройств компьютера. Назначение и взаимосвязь устройств компьютера. Компьютер как вычислительное устройство. Знакомство с клавиатурным тренажером.
5. Компьютер и безопасность (3 часа).
Безопасное использование компьютера. Защита компьютера от вирусов. Виртуальный мир, его возможности и опасности. Правила безопасной работы в сети Интернет. Твои права и обязанности в онлайновой среде. Интернет-общение. Правила этикета в компьютерных сетях.
6. Компьютер – мой помощник (7 часов).
Прикладные программы компьютера. Обработка текстовой информации на компьютере. Текстовые редакторы. Обработка графической информации на компьютере. Графические редакторы. Запись и считывание информации с диска.
7. В мире алгоритмов (6 часов).
Понятие алгоритма. Исполнитель алгоритма. Свойства алгоритма. Система команд исполнителя. Примеры исполнителей и алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Линейные алгоритмы. Разветвленные алгоритмы. Циклические алгоритмы.
8. В стране логики (6 часов).
Понятие логика. Упражнения на развития внимания. Множество. Число элементов множества. Подмножество. Пересечение и объединение множеств. Истинность высказывания. Отрицание. Логика и конструирование. Симметрия. Решение логических задач.
9. Повторение (1 час).
Систематизация и обобщение знаний полученных во время занятий.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
Планируемые результаты обучения.
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате работы по данной программе учащиеся будут ЗНАТЬ:
- понятие информации, многообразие её видов;
- носители информации;
- информационные процессы (передача, хранение, обработка информации);
- назначение основных компонентов компьютера;
- правила техники безопасности при работе на компьютере;
- применение, роль и возможности компьютера в различных отраслях деятельности человека;
- правила безопасной работы в сети Интернет, назначение антивирусных программ, правила сетевого этикета;
- назначение прикладных программ;
- понятие алгоритма, определение исполнителя;
- понятие программы как последовательности команд;
- основные алгоритмические структуры;
- основные способы записи алгоритмов;
- понятие множества, пересечение и объединение множеств;
- понятие симметрии.
УМЕТЬ:
- приводить примеры информации и информационных процессов;
- приводить примеры носителей информации;
- работать в режиме микрокалькулятора;
- пользоваться клавиатурой компьютера (вводить русские и латинские символы алфавита, строчные и заглавные буквы, вносить в тексты специальные символы);
- исправлять ошибки ввода, используя клавиши удаления символов;
- пользоваться прикладными программами;
- приводить примеры алгоритмов;
- составлять задачи на разные виды алгоритмов;
- находить ошибки в написанных алгоритмах;
- планировать свои действия, работая с программными продуктами;
- уметь решать логические задачи и задачи на внимание;
- уметь определять истинность высказываний.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. -(Стандарты второго поколения).
- Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника. Учебно-методическое пособие. Выпуск 1, Самара: Учебная литература, Федоров, 2008.
- Фарафуллина В. Х. Развитие информационной культуры младших школьников.
- Информатика в играх и задачах. 3-й класс. Учебник - тетрадь в 2-х частях, часть 1, 2. Авторы выпусков Суворова Н.И., Горячев А.В. -М.: «Баласс», 2012.
- http://festival.1september.ru/authors/102-622-032
- С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов. Санкт-Петербург, 2002 год
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЗАНЯТИЙ КУРСА «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»
№ | Тема | Кол-во | Дата | Примечание |
1 четверть | ||||
| Введение | 1 |
| |
1 | Что умеет компьютер. Использование информационно-компьютерных технологий в школе и дома. | |||
Правила техники безопасности при работе на компьютере | 1 | |||
2 | Знакомство с правилами поведения и техникой безопасности при работе на компьютере. Компьютер и здоровье. |
| ||
Мы в мире информации | 4 | |||
3 | Понятие об информации. Информация в нашей жизни. Информация окружающего мира. |
| ||
4 | Формы представления информации. Способы обработки информации. |
| ||
5 | Что можно делать с информацией? Получение, преобразование, передача, хранение информации. Поиск информации. |
| ||
6 | Кодирование и декодирование информации. |
| ||
Мой друг компьютер | 6 | |||
7 | Основные устройства компьютера. Функции основных устройств компьютера. |
| ||
8 | Назначение и взаимосвязь устройств компьютера. |
| ||
9 | Компьютер как вычислительное устройство. |
| ||
2 четверть | ||||
10 | Работа с программой Калькулятор. |
| ||
11 | Знакомство с клавиатурным тренажером. |
| ||
12 | Работа с клавиатурным тренажером. |
| ||
Компьютер и безопасность | 3 | |||
13 | Безопасное использование компьютера. Защита компьютера от вирусов. |
| ||
14 | Виртуальный мир, его возможности и опасности. Правила безопасной работы в сети Интернет. Твои права и обязанности в онлайновой среде. |
| ||
15 | Интернет-общение. Правила этикета в компьютерных сетях. |
| ||
Компьютер – мой помощник | 7 | |||
16 | Прикладные программы компьютера. |
| ||
3 четверть | ||||
17 | Обработка текстовой информации на компьютере. Текстовые редакторы. |
| ||
18 | Работа с текстом в простейшем текстовом редакторе. |
| ||
19 | Обработка графической информации на компьютере. Графические редакторы. |
| ||
20 | Работа с простейшим графическим редактором. |
| ||
21 | Работа с простейшим графическим редактором. |
| ||
22 | Запись и считывание информации с диска. |
| ||
В мире алгоритмов | 6 | |||
23 | Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Примеры алгоритмов. |
| ||
24 | Исполнитель алгоритма. Система команд исполнителя. Примеры исполнителей алгоритмов. |
| ||
25 | Способы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. |
| ||
26 | Линейные алгоритмы. |
| ||
4 четверть | ||||
27 | Разветвленные алгоритмы. |
| ||
28 | Циклические алгоритмы. |
| ||
В стране логики | 6 | |||
29 | Понятие логика. Упражнения на развития внимания. |
| ||
30 | Множество. Число элементов множества. Подмножество. |
| ||
31 | Пересечение и объединение множеств. |
| ||
32 | Истинность высказывания. Отрицание. |
| ||
33 | Логика и конструирование. Симметрия. |
| ||
34 | Решение логических задач. |
| ||
Повторение | 1 | |||
35 | Систематизация и обобщение знаний полученных во время занятий. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"
N 03-83 от 08 февраля 2011 г. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования О рекомендациях по аттестации педагогических ...
Дополнительная образовательная программа "Основы общепринятого этикета"
Что такое этикет? Когда он появился? И одинаков ли он для всех? Как вести себя в разных ситуациях и в различных местах? И какие виды этикета существуют? На все эти вопросы я полыталась дать...
Из опыта реализации дополнительной образовательной программы «Основы этической культуры»:формирование нравственных качеств учащихся на уроках этикета.
Программа для педагогов, учителей и работников образования.Советую прочитать и почерпнуть для себя что-то новое, интересное, современное....
Дополнительная образовательная программа «Основы правовых знаний» для 7 класса
В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся. Выпускник основной школы...
Дополнительная образовательная программа по формированию культуры здорового питания обучающихся «Культура питания»
Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся. Формирование культуры здорового питания должно начинаться с первых этапов обучения ребе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительным образовательным услугам «Основы языкознания» для 8 класса
Рабочая программа дополнительных образовательных услуг по русскому языку в 8 классе «Основы языкознания» разработана в соответствии с Федеральным Зак...