Рабочая программа факультативного курса "Основы правовых знаний" 5 класс
элективный курс по праву (5 класс) по теме
Авторская рабочая программа учебного курса «Основы правовых знаний» разработана для учащихся 5 Г класса в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования и на основе примерной программы курса "Основы правовых знаний" для 7-11 кл., /Авторы – составители: В.В. Спасская, С.И. Володина, Н.Г. Суворова и другие. Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний». – М., 2004г/.а и следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010
№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
4.Учебного плана МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32» на 2015-2016 учебный год.
При составлении рабочей программы факультативного курса «Основы правовых знаний» для учащихся 5 Г класса общеобразовательной школы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта.
Цель курса – воспитание у учащихся правовой культуры, уважения к закону; формирование элементарных знаний о праве, и прежде всего, о тех нормах права, с которыми приходится часто сталкиваться в повседневной жизни; развитие личностных качеств, необходимых для успешной социализации, для связи понимаемого с собственным жизненным опытом, для большего осознания ценности жизни; для самостоятельного, осознанного принятия правовых решений в ситуации выбора.
Задачи курса:
· Познакомить учащихся с основами гражданского и семейного права, с Конституцией РФ, другими важными законами нашего государства, с законами, принятыми в обществе.
· Помочь учащимся в формировании гражданской и нравственной позиции, в развитии правосознания, самоопределении, профопределении.
· Формировать у учащихся умения, навыки и привычки правомерного поведения.
· Помочь учащимся осознать себя как личность в системе общественных отношений.
· Воспитывать чувство коллективизма, патриотизма, гражданственности, нравственности, формировать ценностные ориентации, развивать творческий потенциал.
· Развитие умений учащихся самостоятельно приобретать знания, анализировать, делать выводы, решать жизненные проблемы.
· Приобретение учащимися опыта в определении вариантов разрешения правовых проблем.
· Формирование у учащихся практических навыков поведения в различных ситуациях.
· Обучение выполнению некоторых процессуальных действий (обращение в те или иные государственные органы, общение с должностными лицами, работниками правоохранительных органов).
· Обеспечение развития у учащихся необходимых для становления собственных профессиональных качеств, способностей и умений: вступать в диалог и быть понятным, управлять ситуацией и принимать решения, ставить цели и достигать результата.
Данная программа рассчитана на обучающихся 5 класса. Выбор темы элективного курса «Основы правовых знаний» определяется следующим. Поскольку изучение вопросов права в курсе обществознания 5 класса, с одной стороны, вызывает у учащихся повышенный интерес, а с другой стороны, предусматривает рассмотрение наиболее общих вопросов права за незначительное количество учебного времени, возвращение к этим сложным и личностно-значимым для подростков вопросам в рамках факультативного курса является целесообразным.
В современном российском обществе вопросы права вызывают небывалый интерес, и это не случайно, ведь человеку без правовых знаний трудно рассчитывать на благополучие в семье, коллективе, обществе, бизнесе. В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся. Выпускник основной школы (в соответствии с «портретом выпускника основной школы») - социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством. Эффективными средствами достижения новых целей образования наряду с основными образовательными программами по предметам являются программы внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_osnovy_pravovyh_znaniy_5_klass.doc | 681.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
I. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………...2
II. Тематическое планирование…………………………………………………………………………………………………….8
III.Содержание учебного курса ……………………………………………………………………………………………….….10
IV.Календарно-тематическое планирование………………………………………………………………………………….…12
V. Содержание практической деятельности …………………………………………………….................................................15
VI. Материально- техническое обеспечение…………………………………………………………………………………….15
VII. Список литературы………………………………………………………………………………………...............................16
Пояснительная записка
Авторская рабочая программа учебного курса «Основы правовых знаний» разработана для учащихся 5 Г класса в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования и на основе примерной программы курса "Основы правовых знаний" для 7-11 кл., /Авторы – составители: В.В. Спасская, С.И. Володина, Н.Г. Суворова и другие. Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний». – М., 2004г/.а и следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010
№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
4.Учебного плана МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32» на 2015-2016 учебный год.
При составлении рабочей программы факультативного курса «Основы правовых знаний» для учащихся 5 Г класса общеобразовательной школы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта.
Цель курса – воспитание у учащихся правовой культуры, уважения к закону; формирование элементарных знаний о праве, и прежде всего, о тех нормах права, с которыми приходится часто сталкиваться в повседневной жизни; развитие личностных качеств, необходимых для успешной социализации, для связи понимаемого с собственным жизненным опытом, для большего осознания ценности жизни; для самостоятельного, осознанного принятия правовых решений в ситуации выбора.
Задачи курса:
- Познакомить учащихся с основами гражданского и семейного права, с Конституцией РФ, другими важными законами нашего государства, с законами, принятыми в обществе.
- Помочь учащимся в формировании гражданской и нравственной позиции, в развитии правосознания, самоопределении, профопределении.
- Формировать у учащихся умения, навыки и привычки правомерного поведения.
- Помочь учащимся осознать себя как личность в системе общественных отношений.
- Воспитывать чувство коллективизма, патриотизма, гражданственности, нравственности, формировать ценностные ориентации, развивать творческий потенциал.
- Развитие умений учащихся самостоятельно приобретать знания, анализировать, делать выводы, решать жизненные проблемы.
- Приобретение учащимися опыта в определении вариантов разрешения правовых проблем.
- Формирование у учащихся практических навыков поведения в различных ситуациях.
- Обучение выполнению некоторых процессуальных действий (обращение в те или иные государственные органы, общение с должностными лицами, работниками правоохранительных органов).
- Обеспечение развития у учащихся необходимых для становления собственных профессиональных качеств, способностей и умений: вступать в диалог и быть понятным, управлять ситуацией и принимать решения, ставить цели и достигать результата.
Данная программа рассчитана на обучающихся 5 класса. Выбор темы элективного курса «Основы правовых знаний» определяется следующим. Поскольку изучение вопросов права в курсе обществознания 5 класса, с одной стороны, вызывает у учащихся повышенный интерес, а с другой стороны, предусматривает рассмотрение наиболее общих вопросов права за незначительное количество учебного времени, возвращение к этим сложным и личностно-значимым для подростков вопросам в рамках факультативного курса является целесообразным.
В современном российском обществе вопросы права вызывают небывалый интерес, и это не случайно, ведь человеку без правовых знаний трудно рассчитывать на благополучие в семье, коллективе, обществе, бизнесе. В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся. Выпускник основной школы (в соответствии с «портретом выпускника основной школы») - социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством. Эффективными средствами достижения новых целей образования наряду с основными образовательными программами по предметам являются программы внеурочной деятельности.
Содержание правового образования подростков определяется с учетом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.
Знание норм права способствует подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях, особенно это необходимо детям с ограниченными возможностями здоровья. Знание законов поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться к требованиям социума.
Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой действительности, научной организации правового обучения и юридической практики государства. Основу правовых знаний составляет уяснение правовых требований. Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой, вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к действующему праву.
Данная программа рассчитана на учащихся с 10 до 15 лет. Реализуя данную программу, необходимо добиться развития правовой культуры учащихся как сплава знаний, умений, навыков с убежденностью.
К 16-18 годам старший подросток, накопив в своем сознании определенный запас знаний, вступает в полосу завершения формирования своего мировоззрения. Активное применение ситуаций правовой ориентации (в играх, тренингах, упражнениях) способствует не только проверке, но и закреплению полученных правовых знаний. При использовании ситуаций правовой ориентации создаются такие условия, которые заставляют учащихся напряженно трудиться. Ведь именно в процессе преодоления трудностей возникает осознание, и чем сложнее будет ситуация, тем выше будет результат. Моделирование педагогических ситуаций правовой ориентации, предусмотренных программой, служит важным звеном воплощения позитивного правосознания в правомерном поведении учащегося.
Правосознание занимает как бы промежуточное положение между политическим и нравственным сознанием. Личностное развитие мотивирует не только правомерное поведение в настоящем, но и стремление к проецированию данного поведения в будущем на основе соблюдения правовых предписаний.
Усиленное внимание к вопросам нравственного воспитания обусловлено резко возросшей криминализацией общества, утратой веры значительной части населения в справедливость, прогрессирующим правовым нигилизмом и пренебрежением людей к закону. Данная проблема приобрела общегосударственные масштабы, обнажая глубокий недуг нынешнего правосознания, поразивший все социальные слои нашего общества.
Факторами, препятствующими совершению правонарушений, являются: осознание учащимися отрицательного поведения, желание изменить его; отказ от вредных привычек; добросовестное отношение к учебе и общественной работе; прекращение связей с антиобщественной средой; наличие у подростка собственного мнения, независимость его от влияния отдельных лиц или группы; устранение негативных влияний на подростка неблагоприятных условий жизни; контроль за поведением.
Возраст детей: от 10 до 15 лет. Срок реализации программы: 3 года.
Факультативный курс «Основы правовых знаний» построен таким образом, чтобы помочь учащимся найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни и которые не могут решить без элементарных правовых знаний. Материал курса обращен к подросткам, у которых нередки антиобщественные проявления.
Новизна настоящей программы заключается в постановке целей и задач ее реализации в условиях перехода на новые ФГОС с учетом интересов и возможностей участников образовательного процесса и социального заказа родителей обучающихся; отборе содержания по темам «Права детей», «Кто охраняет закон», определении активных методов, форм проведения занятий и разработке развернутого учебно-тематического плана.
Курс носит практико-ориентированный характер. Предусматривается работа с правовыми источниками, различными юридическими документами; разбор конкретных правовых ситуаций.
Основные формы и методы проведения факультативных занятий:
Занятия факультатива проводятся группой, подгруппой, несколькими подгруппами. Работая в группах, учащиеся учатся размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решение проблемы, получают навык устного выступления, умение оценить свою работу и работу одноклассников.
Основные формы и методы проведения занятий: беседа, сообщение, диалог, дискуссия, игра-тренинг, практикум, конференция, круглый стол, правовая игра, деловая игра, ролевая игра, викторина, ток-шоу, тестирование, анкетирование, просмотр мультфильмов, фрагментов фильмов. Интерес к деятельности резко возрастает, если учащиеся включены в игру. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - сделать серьезный напряженный труд интересным для учащихся.
На занятиях кружка используются практические задания, которые позволяют заметно оживить беседу, преодолеть или ослабить влияние формального изложения материала, рассмотреть положение закона на конкретном примере с тем, чтобы раскрыть его актуальность и стимулировать интерес воспитанников в целом. Кроме того, практические задания дают информацию для разработки методики изучения педагогом степени сформированности гражданского сознания (гражданственности).
Место учебного курса в учебном плане.
Изучение курса спланировано на 17 часов учебного времени. (в 5 классе).
Результаты освоения курса «Основы правовых знаний»
Ожидаемый результат
В результате реализации программы должна быть решена задача правового воспитания: формирование умений, навыков и привычек правомерного поведения.
Учащиеся должны:
1. Знать основные законы нашего государства, структуру власти, основы гражданского, семейного, уголовного, административного права; основные юридические термины; основы государственного, конституционного, избирательного права РФ; права человека, права и обязанности гражданина России;
2. Уметь вырабатывать свое отношение к правовой информации через морально-правовую оценку собственных поступков, действий других; применять правовые знания на практике в различных жизненных ситуациях; уметь осуществлять свои права на практике; руководствоваться существующими юридическими нормами в различных сферах жизни; правильно пользоваться юридической терминологией, читать фрагменты юридических документов и объяснять их смысл; правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, доверенность, текс трудового соглашения и т.д.)
3. Объяснять факты окружающей действительности, имеющие юридическое значение;
4. Осознавать социальную ценность права как средства защиты личности и общества;
5. Иметь четкие нравственные ценностные ориентиры гуманистической направленности (в системе ценностных приоритетов такие, как жизнь и здоровье человека, права человека, его свобода, честь, достоинство и др.); иметь четкую установку на законопослушание, негативно относиться к нарушению правопорядка;
6. Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: выбирать конструктивные формы поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, регулируемых правом; определять способы реализации и защиты собственных прав; способы и порядок разрешения споров; формулировать и аргументировать собственное суждение о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права; обращаться в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
7. Повышение уровня правовой культуры учащихся
Предполагается, что к завершению курса ученики будут:
знать основные термины и понятия, свои права и возможности их реализации;
уметь анализировать ситуации и высказывать свое суждение, вести конструктивную дискуссию; проводить исследования в области права, оформлять и представлять результаты; работать с текстами правовых документов. Приобретут опыт: участия в групповой работе; планирования при проведении индивидуального или группового исследования; устной или компьютерной презентации; рефлексии; юридического анализа конкретных жизненных ситуаций с точки зрения соблюдения прав человека.
За первый год факультативных занятий учащиеся должны:
- знать содержание наиболее важных законодательных актов (или фрагментов из них), общие правила применения права, содержание прав и свобод человека, порядок приобретения и утраты гражданства РФ; правила, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств;
- иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности; о месте гражданина России в существующей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны; о видах юридической ответственности граждан;
- усвоить совокупность конкретных правил поведения в интернате, школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан;
- различать правомерное и неправомерное поведение, основание и порядок назначения наказаний; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса.
Тематическое планирование факультативного курса «Основы правовых знаний»
(первый год)
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. Зачем нам необходимо знать законы? | 1 | 1 | |
2. | Права и обязанности школьников. Мои права и обязанности | 1 | 1 | |
3. | Моя семья. Права и обязанности родителей | 1 | 1 | |
4. | Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 12, 13, 15, 17, 18) | 1 |
| |
5. | Конституция РФ- основной закон государства | 1 | 1 | |
6. | Викторина «Человек. Личность. Гражданин» | 1 | 1 | |
7. | Что такое вина? Что такое ответственность? Виды юридической ответственности. | 1 | 1 |
|
8. | Круглый стол «Я – гражданин России» | 1 | 1 | |
9. | Здоровый образ жизни. «Вредным привычкам скажем нет!» Игра «Кто кого, или подросток в мире вредных привычек» | 1 | 1 | |
10. | Диагностика (интересы, проблемы, конфликтные ситуации) | 1 | 1 | |
11. | Учимся строить отношения | 1 |
| 1 |
12. | Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению» | 1 |
| 1 |
13. | Игра – тренинг «Как не стать жертвой преступления?» | 1 | 1 | |
14. | Свобода- это ответственность | 1 | 0,5 | 0,5 |
15. | Взыскания и наказания | 1 | 0,5 | 0,5 |
16. | О правопорядке. Правонарушения и преступления. | 1 | 1 | |
17. | Итоговое занятие – практикум «Защити свои права» | 1 | 1 | |
Всего | 17 | 8 | 9 |
Содержание учебного курса «Основы правовых знаний»
Вводное занятие
Зачем нам необходимо знать законы?
«Права и обязанности школьников»
Положение о педагогических требованиях к учащимся.
«Мои права и обязанности»
Права и обязанности детей. Защита прав детей.
«Моя семья. Права и обязанности родителей»
Права и обязанности родителей. Опека.
«Конвенция ООН о правах ребенка»
Основные права ребенка. Применение их в жизни. Отношение к человеческой жизни со стороны государства и общества.
«Конституция РФ- основной закон государства»
Обязанности гражданина- соблюдение Конституции РФ. Основные положения Конституции.
«Человек. Личность. Гражданин.»
Гражданско-правовое образование учащихся. Активная гражданская позиция. Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности.
«Свобода- это ответственность»
Взыскания и наказания. О правопорядке. Правонарушения и преступления.
Игра «Кто кого, или подросток в мире вредных привычек»
Влияние вредных привычек на организм подростка. Быть здоровыми – это необходимость.
«Диагностика»
Выявление интересов, проблем, конфликтных ситуаций у подростков.
«Здоровый образ жизни. Вредным привычкам скажем нет!»
Формирование понятия «здоровый образ жизни». Влияние вредных привычек на организм человека. Формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни. Выявление его преимуществ для личности и общества. Борьба против негативных явлений.
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во час | Основное содержание | Формы занятий | Измерительные формы контроля | Дата проведения Факт | Дата проведения План |
1. | Вводное занятие. Зачем нам необходимо знать законы? | 1 | Зачем нам необходимо знать законы? Что такое закон? | Урок получения «нового знания» | Устный опрос | 15.01 | |
2. | Права и обязанности школьников. Мои права и обязанности | 1 | Положение о педагогических требованиях к учащимся. Права и обязанности детей. Защита прав детей. | Урок получения «нового знания» | Устный опрос | 22.01 | |
3. | Моя семья. Права и обязанности родителей | 1 | Мои родители. Зачем нужна семья? Забота родителей о детях. | Урок получения «нового знания» | Устный опрос | 29.01 | |
4. | Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 12, 13, 15, 17, 18) | 1 | Основные права ребенка. Применение их в жизни. Отношение к человеческой жизни со стороны государства и общества. | Урок получения «нового знания» | Устный опрос | 05.02 | |
5. | Конституция РФ- основной закон государства | 1 | Обязанности гражданина- соблюдение Конституции РФ. Основные положения Конституции. | Урок получения «нового знания» | Устный опрос | 12.02 | |
6. | Викторина «Человек. Личность. Гражданин» | 1 | Гражданско-правовое образование учащихся. Активная гражданская позиция. Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности. | Практическое занятие | Викторина | 19.02 | |
7. | Что такое вина? Что такое ответственность? Виды юридической ответственности. | 1 | Когда человек виновен, в чем человек может быть виновен? Ответственность. | Урок получения «нового знания» | Устный опрос | 26.02 | |
8. | Круглый стол «Я – гражданин России» | 1 | Патриотизм, гражданственность | Урок получения «нового знания» Практическое занятие | Круглый стол | 04.03 | |
9. | Здоровый образ жизни. «Вредным привычкам скажем нет!» Игра «Кто кого, или подросток в мире вредных привычек» | 1 | Влияние вредных привычек на организм подростка. Быть здоровыми – это необходимость. Формирование понятия «здоровый образ жизни». Формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни. Выявление его преимуществ для личности и общества. Борьба против негативных явлений. | Урок получения «нового знания» Практическое занятие | Игра | 11.03 | |
10. | Диагностика (интересы, проблемы, конфликтные ситуации) | 1 | Выявление интересов, проблем, конфликтных ситуаций у подростков. | Урок получения «нового знания» Практическое занятие | Анкетирование. Встреча с психологом | 18.03 | |
11. | Учимся строить отношения. Игра | 1 | Что такое конфликт, кто виноват в конфликте, как избежать конфликтной ситуации? Что такое симпатия и антипатия? | Урок получения «нового знания» Практическое занятие | Игра | 01.04 | |
12. | Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению» | 1 | Какое поведение является отклоняющимся? | Урок получения «нового знания» Практическое занятие | Анкетирование. Встреча с социальным педагогом | 08.04 | |
13. | Игра – тренинг «Как не стать жертвой преступления?» | 1 | Проступок и преступление. Меры безопасности. | Урок получения «нового знания» Практическое занятие | Игра- тренинг | 15.04 | |
14. | Свобода- это ответственность | 1 | Может ли быть свобода безграничной? Что такое ответственность? | Урок получения «нового знания» Практическое занятие | Проект | 22.04 | |
15. | Взыскания и наказания | 1 | Взыскания и наказания. О правопорядке. | Урок получения «нового знания» Практическое занятие | Практикум. Встреча с представителем правоохранительных органов. | 29.04 | |
16. | О правопорядке. Правонарушения и преступления. | 1 | О правопорядке. Правонарушения и преступления. | Урок получения «нового знания» Практическое занятие | Экскурсия в музей МВД РМ | 06.05 | |
17. | Итоговое занятие – практикум «Защити свои права» | 1 | Как мы защищаем свои права, что нужно знать, чтобы защитить себя? | Практическое занятие | Практикум | 13.05 | |
Всего | 17 | ||||||
Резерв | 2 | 20.05-27.05 |
Содержание практической деятельности
№ п/п | Тема | Практика |
3. | Мои права и обязанности | 1 |
6. | Викторина «Человек. Личность. Гражданин» | 1 |
8. | Круглый стол «Я – гражданин России» | 1 |
9. | Здоровый образ жизни. «Вредным привычкам скажем нет!» Игра «Кто кого, или подросток в мире вредных привычек» | 1 |
10. | Диагностика (интересы, проблемы, конфликтные ситуации) | 1 |
11. | Учимся строить отношения | 1 |
12. | Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению» | 1 |
13. | Игра – тренинг «Как не стать жертвой преступления?» | 1 |
14. | Свобода- это ответственность | 0,5 |
15. | Взыскания и наказания | 0,5 |
Всего | 9 |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета, дисциплины
- Технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе):
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер, мультимедийный проектор, диапроектор, экспозиционный экран и др);
- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото и видеотехника.
- Экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику:
- авторские презентации.
Список литературы
- Азбука права. //автор-составитель Бобкова Н.Н. – Волгоград, 2006.
- Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения. – Москва, 1998.
- Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. – СПб, 2001.
- Воспитание. Пособие для педагогов.//Осипова М.П., Козлович С.И., Король Е.Д.; под общей редакцией Осиповой М.П. – Минск, 2002. С.143 – 206.
- Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. – Москва, 1992.
- Ефремова Н.П. Твои права, подросток.//Библиотека – №12, 2000. С.37-39.
- Конвенция ООН о правах ребенка. – Москва, 2001.
- Любимов А.П. Конституция Российской Федерации: Альбом таблиц и схем. - Москва, 1998.
- Права человека: Новое издание. – Москва, 1995.
- Психолого-педагогический словарь. – Ростов-на-Дону, 1998.
- Ребенок должен знать свои права.//Библиотека – №6, 2000. С.45-47.
- Савельева М. Знай закон смолоду.//Библиотека – №5, 1999. С.66-67.
- Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка.//автор-составитель Маньшина Н.А. – Волгоград, 2007.
- Смагина Л.И. 100 уроков по правам ребенка. – Минск, 1998.
- Справочник классного руководителя. 5-11 классы.//Дереклеева Н.И. – Москва, 2003.
- Ты имеешь право.// Составитель Жук Л.И. – Минск, 2003.
- Усачев А.А. Приключения маленького человечка: Повесть-сказка. – Москва, 1994.
- Шабельник Е.С. Права ребенка. – Москва, 1997.
- Яковлев Ю. Ваши права, дети. – Москва, 1992.
1. Конвенция ООН о правах ребенка.
2. Конституция РФ.
3. Гражданский Кодекс РФ
4. Семейный Кодекс РФ.
5. Уголовный Кодекс РФ.
6. УПК РФ.
7. Трудовой Кодекс РФ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(второй год)
№ | Тема занятия | Кол – во часов | Дата проведения |
1 | Введение. Анкетирование. | 1 |
|
2 | «Власть и порядок в обществе». | 1 |
|
3 | «Гражданин и собственность» (о гражданском праве). | 1 |
|
4 | Основы потребительских знаний. Интеллектуальная игра «5x5». | 1 |
|
5 | Основы потребительских знаний. Интеллектуальная игра «5x5». | 1 |
|
6 | «Преступления и наказания» (Об уголовном праве). | 1 |
|
7 | Викторина «Знаем ли мы законы?» . | 1 |
|
8 | Викторина «Знаем ли мы законы?» . | 1 |
|
9 | Экскурсия в РОВД. | 1 |
|
10 | Знакомство с профессиями - следователь, инспектор по делам несовершеннолетних, сотрудник ГИБДД, участковый и др. | 1 |
|
11 | Основы семейного права РФ. Семейный кодекс (основные понятия). | 1 |
|
12 | Ролевая игра «Права и обязанности родителей и детей». | 1 |
|
13 | Ролевая игра «Права и обязанности родителей и детей». | 1 |
|
14 | Встреча с инспектором по охране прав детства «Социальная защита и социальное обеспечение детей - инвалидов». | 1 |
|
15 | «Жилищный кодекс РФ» - основные статьи. | 1 |
|
16 | Брейн-ринг «Жизненный компас молодежи». | 1 |
|
17 | Брейн-ринг «Жизненный компас молодежи». | 1 |
|
18 | Конвенция ООН о правах ребенка. Основные статьи. | 1 |
|
19 | «Мы и наши права» - устный журнал (по материалам Конвенции ООН о правах ребенка). | 1 |
|
20 | «Мы и наши права» - устный журнал (по материалам Конвенции ООН о правах ребенка). | 1 |
|
21 | Жизнь в неволе (рабство). | 1 |
|
22 | Закон – один для всех. | 1 |
|
23 | Мой дом – моя крепость. | 1 |
|
24 | Честь и репутация. | 1 |
|
25 | Свобода выбора: где жить и с кем жить. | 1 |
|
26 | Дети под защитой государства. | 1 |
|
27 | Дом, в котором я живу. | 1 |
|
28 | Беда может случиться с каждым. | 1 |
|
29 | Охрана здоровья. | 1 |
|
30 | Беседа «Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за их совершение» | 1 |
|
31 | «Сумеем ли мы сберечь природу с помощью права?» - ток-шоу. | 1 |
|
32 | «Сумеем ли мы сберечь природу с помощью права?» - ток-шоу. | 1 |
|
33 | Правовая игра «Умники и умницы» (итоговое занятие). | 1 |
|
34 | Правовая игра «Умники и умницы» (итоговое занятие). | 1 |
|
Всего 34 часа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(третий год)
№ | Тема занятия | Кол – во часов | Дата проведения |
1 | «Могут ли быть права без обязанностей» - круглый стол. | 1 |
|
2 | «Уголовная ответственность несовершеннолетних» - беседа. | 1 |
|
3 | Деловая игра «Квартет». | 1 |
|
4 | Декларация ООН о правах человека. | 1 |
|
5 | «Свободный человек в свободном мире» - диспут. | 1 |
|
6 | «Свободный человек в свободном мире» - диспут. | 1 |
|
7 | «Имею право» (игра-конкурс по праву) - права и обязанности несовершеннолетних. | 1 |
|
8 | «Имею право» (игра-конкурс по праву) - права и обязанности несовершеннолетних. | 1 |
|
9 | Конституция - договор между гражданами. Основные статьи. | 1 |
|
10 | «Основы правового статуса человека и гражданина по российскому законодательству» - круглый стол (групповое обсуждение правовых норм). | 1 |
|
11 | «Основы правового статуса человека и гражданина по российскому законодательству» - круглый стол (групповое обсуждение правовых норм). | 1 |
|
12 | Правительство. Структура власти. Структура государства. | 1 |
|
13 | Деловая игра «Мы - законодатели». | 1 |
|
14 | Трудовой кодекс РФ. Основные статьи. | 1 |
|
15 | Дискуссия «Право на труд: миф и реальность». | 1 |
|
16 | Правовая игра «Крестики - нолики» (семейное право, гражданское право, административное право, уголовное право, Конституция РФ, право и свободы человека). | 1 |
|
17 | Правовая игра «Крестики - нолики» (семейное право, гражданское право, административное право, уголовное право, Конституция РФ, право и свободы человека). | 1 |
|
18 | Основы правовой культуры – тренинг. | 1 |
|
19 | Учебная игра «Правовой статус ребенка». | 1 |
|
20 | Практикум «Мы устаиваемся на работу» . | 1 |
|
21 | Устный журнал «Права и дети». | 1 |
|
22 | Устный журнал «Права и дети». | 1 |
|
23 | Нужны ли любовь и внимание. | 1 |
|
24 | Право на семью. | 1 |
|
25 | Дети нуждаются первоочередной помощи. | 1 |
|
26 | Давайте понимать друг друга с полуслова. | 1 |
|
27 | Один за всех и все за одного. | 1 |
|
28 | Как научиться быть ответственным за свои поступки. | 1 |
|
29 | Практикум «Я к вам пишу...» (правильность составления необходимых официальных документов). | 1 |
|
30 | Практикум «Я к вам пишу...» (правильность составления необходимых официальных документов). | 1 |
|
31 | Итоговые диагностики - уровень патриотических и гражданских качеств личности, уровень воспитанности, диагностика склонности к отклонению в поведении. | 1 |
|
32 | Итоговые диагностики - уровень патриотических и гражданских качеств личности, уровень воспитанности, диагностика склонности к отклонению в поведении. | 1 |
|
33 | «Кто станет магистром права?» правовая игра (итоговое занятие). | 1 |
|
34 | «Кто станет магистром права?» правовая игра (итоговое занятие). | 1 |
|
Всего 34 часа.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса «Информатика» 6 класс
Цели и задачи курсапознакомить учащихся с широким спектром разноплановых задач, где эффективно может применяться компьютерная технология.формировать интерес к изучению программирования. дать ученику в...
Рабочая программа факультативного курса для 6 класса "Англия от А до Я"
Факультативный курс «Англия от А до Я» предназначен для учащихся 6-х классов, имеющих основные понятия о грамматическом строе языка, желающих восполнить пробелы предыдущей подготовки и вместе с тем уг...
Рабочая программа факультативного курса для 8 класса "Дистанционные проекты"
Курс носит прикладной характер и призван сформировать у обуча¬емых знания об элементах занимательности и закрепить технологические навыки оперирования различными программными средствами при ...
Рабочая программа факультативного курса для 10 класса
Рабочая программа для 10 класса факультативного курса...
Рабочая программа факультативного курса для 10 класса "История в лицах"
Рабочая программа факультативного курса "История в лицах" для обучающихся 10 класса...