урок по биологии "Жизнь в морях и океанах "
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Ларионова О.Н.

Разработка данного урока в 5 классе отвечает требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_5_klass.docx23.64 КБ
Файл к уроку в 5 классе1007.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 с. Александров Гай

Открытый урок по биологии 5 класс

«Жизнь в морях и океанах»

Учитель биологии

Ларионова О.Н.


Технологическая карта.                                                                                                                                                              

Предмет

биология

Класс

5 класс

Тема урока

Жизнь  в морях и океанах

Тип урока

Урок комплексного применения знаний, умений; комбинированный

Цели

Сформировать представления о разнообразии организмов в морях и океанах

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащиеся должны уметь характеризовать условия жизни организмов; выявлять черты приспособленности к определенным условиям

Объяснять сущность понятия «планктон».

Приводить  примеры флоры и фауны морей и океанов по рисункам учебника.

- создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в группе, умение договариваться, действовать сообща. Слушать других, принимать другую точку зрения);                                                                                - создать условия для формирования регулятивных универсальных действий (развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности);                                                     -создать условия для формирования познавательных универсальных действий (заполняют таблицу, изучают многообразие организмов, обитающих на разных материках).

Проявлять интерес и любознательность к изучению темы. Ответственное отношение к природе; осознание необходимости защиты окружающей среды.

Основные понятия, изучаемые на уроке

планктон, прикрепленные организмы, свободноплавающие организмы.

Организационная структура урока

Доброе утро. Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке биологии. Пусть девизом нашей встречи будут следующие утверждения… Не бойся необычных идей и «сумасшедших» ответов! Помни, ты талантлив и способен на гениальные открытия. Будь смелее и раскованнее в своих мыслях и фантазиях! Сегодня у нас  необычный урок , урок – путешествие, для того чтобы получить новые знания мы станем  настоящими детективами. Детектив в своей работе, безусловно, должен опираться на знания, накопленный практический опыт, но и должен обладать определенным чутьем, интуицией,  воображением и уметь оценивать свои действия. У вас на столе лежит индивидуальная карта оценки, в которой вы будете отмечать каждое выполненное задание.

А чтоб урок пошел каждому впрок, активно включайся в работу дружок

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

учителя

учащихся

1

Проверка

домашнего задания. Мотивация

Коммуникативные- планирование учебного Сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: волевая саморегуляция.  Личностные: действие смыслообразования

Как готовы вы сегодня к уроку?

Беседа по вопросам

1. Перечислите природные зоны.

2. От чего зависит распространение природных зон.

3. Какое природное сообщество самое бедное?

4.Почему влажный тропический лес самое богатое сообщество?

5.Работают с тестом.

(За каждый правильный ответ ракушка)

Используют индивидуальные карты. Заполняют их.              

Выполнение теста.

Выставление оценки за тест.

Отвечают на вопросы.

презентация.

2

Актуализация субъективного опыта

познавательная-анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, прогнозирование. коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Мы с вами продолжаем изучать растительный и животный мир. Сегодня за каждый правильный ответ вы получили ракушку. Как вы думаете почему именно ракушку.

 Загадки.

1. Состоит он из морей

Ну, давай, ответь скорей

Это – не воды стакан,

А огромный …………..  океан              

 

2. Без конца и края Лужа
 Не страшна ей злая стужа.
 В Луже ходят корабли,
 Далеко им до земли        море

3. И долга и коротка,

А один одному не верит;

Всяк сам по себе мерит.  жизнь                

                                               

Вчера, 10 апреля  ко мне обратились живые организмы: планктон, акула, камбала, скат, военный португальский кораблик и ещё непонятный объект причудливой формы с органами свечения. На сегодняшний день неизвестно, где  они должны находится. Надежда только на особый союз детективов нашей школы, задача которых распределить заблудившиеся организмы по своим этажам .

Определяют тему урока из слов океан, море, жизнь.

Учащиеся ставят цель урока. Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.

Ставят проблему.

«Как заселены живыми организмами моря и океаны»

3

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

познавательные - поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. коммуникативные- сотрудничество в поиске информации

регулятивные – планирование, прогнозирование.

1. В океане можно выделить следующие сообщества: поверхность воды, толще воды, донное, кораллового рифа, глубоководная зона

2. Используя текст учебника  на

    стр.  135-137.заполните таблицу.

зона

животные

приспособления

Физкультурная минутка

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале…
Вправо, влево повернись!
Наклонись и поклонись!
Руки вверх и руки в бок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, вы ребятишки!

Работа с учебником ( работа в группах)

Работа с текстом.

(работа в группе)

4

Первичная проверка понимания

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата заданным эталоном, коррекция,

коммуникативные –инициативное сотрудничество в поиске информации. познавательные – построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Отчёт о выполненной работе.

Работа в группах.

5

Первичное закрепление

Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: умение выражать свои мысли познавательные – выбор оснований и критериев для сравнения.

1. Что называется планктоном?

2. Каким образом приспособлены к жизни обитатели поверхности воды?

3. Приведите примеры обитателей дна?

4. В какой зоне наблюдается наибольшее биологическое разнообразие.

Индивидуальная работа.

6

Анализ

Регулятивные – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Личностные- самоопределение.

В океанах можно выделить несколько зон, отличающихся по составу обитателей и условиям, - это мелководье, открытая вода и глубоководная зона. Все организмы приспособлены к тем условиям среды, в которых обитают. 

 Викторина “Загадки подводного мира”  (игра «Кто где живет»)

Экологическая сказка. Жил был старик со старухой у синего моря. Закинул дед невод. Пришёл невод с тиной морской, стеклянными бутылками и мусором. Закинул во второй раз, выловил рваный башмак и ржавые банки. А среди них золотая рыбка. Не отпускай меня старче в синее море, я там погибну. Грустная сказка? На самом деле это правда. Мы, люди, очень много грязи бросаем в океаны и моря. Приносим вред обитателям. Мир океана очень велик и прекрасен. Рассказать обо всех обитателях на одном уроке невозможно. Но охранять его не только возможно, но и необходимо.

 Работа в парах

7

Рефлексия

Коммуникативные -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные –рефлексия. Личностные – смыслообразование, целеполагание.

Сегодня на уроке мне понравилось……..

До начала урока я думал (а), что…….,а сейчас знаю…….

Мне не понравилось…

Где будут необходимы изученные знания.

Записывают домашнее задание

8.

Домашнее задание

Изучить текст учебника с. 135- 137, составить кроссворд из 7 – 10 слов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор : учитель биологии МБОУ СОШ №3 с. Александров Гай Ларионова Ольга Николаевна 5 класс биология Виртуальная экскурсия – путешествие

Слайд 2

Без конца и края Лужа Не страшна ей злая стужа. В Луже ходят корабли, Далеко им до земли. МОРЕ И долга и коротка , А один одному не верит ; Всяк сам по себе мерит . ЖИЗНЬ Состоит он из морей Ну , давай, ответь скорей Это – не воды стакан , А огромный ………….. ОКЕАН

Слайд 3

ПРЕДЛОЖИТЕ ТЕМУ УРОКА, используя слова: ОКЕАН ЖИЗНЬ МОРЕ

Слайд 4

Жизнь в морях и океанах

Слайд 5

НАЗОВИТЕ ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС К УРОКУ Как заселены живыми организмами моря и океаны?

Слайд 6

«Океан» Сообщество поверхности воды 5 этаж Сообщество кораллового рифа 4 этаж Сообщество толщи воды 3 этаж Глубоководное сообщество 2 этаж Донное сообщество 1 этаж (фундамент)

Слайд 7

сообщества: поверхности воды толщи воды: донное (небольшие глубины) глубоководное сообщество 1. планктон 2.активно плавающие организмы главные проблемы: Как удержаться на поверхности воды Как удержаться в толще воды и передвигаться в ней Как передвигаться по дну и защищаться от врагов Как ориентироваться в темноте

Слайд 8

ПОПУТНОГО ВЕТРА ВСЕМ ПАРУСНИКАМ ! ВПЕРЕД ЗА ПОИСКОМ ОТВЕТОВ

Слайд 9

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 10

главные проблемы Как удержаться на поверхности воды Как удержаться в толще воды и передвигаться в ней Как передвигаться по дну и защищаться от врагов Как ориентироваться в темноте сообщества: поверхности воды … толщи воды … донное (небольшие глубины) глубоководное сообщество как решаются проблемы Особенности строения : плоское тело, легкий воздушный пузырь, гребень-парус Малые размеры ; выросты, щетинки на теле. Обтекаемая форма тела, сильные мышцы, плавники и … Особенности строения : форма тела, специальные органы прикрепления, окраска… Светящиеся органы португальский военный кораблик парусник летучая рыба  активно плавающие  организмы  кораллы  глубоководные рыбы  планктон 

Слайд 11

ВЫВОД: Жизнь в морях и океанах разнообразна Разнообразны природные сообщества С погружением в глубь морей и океанов живых существ становится всё меньше и реже встречаются высокоразвитые организмы

Слайд 12

Предположите, к каким сообществам относятся эти организмы?

Слайд 14

Домашнее задание с. 135-137, прочитать ответить на ? Составить кроссворд «Обитатели морей» из 7- 10 слов

Слайд 15

Прощай же море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы!

Слайд 16

СПАСИБО ВСЕМ ЗА ПУТЕШЕСТВИЕ!

Слайд 17

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ Литература Плешаков А. А., Сонин Н. И. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений ∕ Плешаков А. А., Сонин Н. И. – 2–е изд., испр. – М.: Дрофа, 2007 Природоведение. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина ∕ Плешаков А. А., Сонин Н. И. – 2–е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011 Природоведение. 5 класс: метод. пособие к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина ∕ В. Н. Кириленкова, В. И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2007 Программа для образовательных учреждений. Биология 6 – 11 классы. Программа основного общего образования по биологии. 5 класс. (авторы: А. А. Плешаков Н. И. Сонин,). 5-изд., стереотип. М.: Дрофа, 2010 г Семенцова В. Н. Природоведение. 5 класс: Технологические карты уроков: метод. пособие. – СПб.: Паритет, 2002 CD диски Открытая биология. Версия 2,5. Автор курса Д. И. Мамонтов. Под ред. канд. биологич. наук А. В. Маталина. ООО Физикон, 2003 Природоведение. 5 класс: мультимедийное приложение к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. Электронное учебн. изд. – ООО Дрофа, 2005, ООО Физикон, 2005 Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2000 Энциклопедия Мир вокруг нас., 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по природоведению в 5 классе "Обитатели морей и океанов"

Тип урока - изучение нового материала. На уроке используется групповая работа, в ходе которой обучающиеся создают и презентуют творческие мини-проекты....

По морям и океанам (урок-игра)

Урок обобщающего повторения по теме "Введение" в форме игры (КВН)....

Конспект урока по географии 6й класс Жизнь в морях и океанах

Жизнь в морях и океанах, Что такое планктон, нектон и бентос? Как он выглядит? Какие приспособения имеет?...

Урок : "Жизнь в морях и океанах"

Урок изучения нового материала, частично-поисковый, проблемный, игровой.Цели и задачи урока:—  Дать представление о разнообразии живых организмов в морях и океанах, об их распространении.—  ...

Конспект урока и презентация по теме"Жизнь организмов в морях и океанах"

Материал содержит технологическую карту урока, построенную в рамках требований ФГОС....

методическая разработка урока Жизнь организмов в морях и океанах

методическая разработка урока "Жизнь организмов в морях и океанах" по биологии для 5 класса по ФГОС по программе И.Н.Пономаревой ...

Урок:Жизнь в море и океане. Охрана морей.

Урок: Жизнь море и океане.Охрана морей. Цель: Показать значение морей и оеакнов, познакомить учащихся с обитателями морей, рассмотреть их значение природе и в жизни человека....