Рабочая программа 10 класс. Право.
календарно-тематическое планирование по праву (10 класс)
Рабочая программа для 10 класса по элективному курсу "Право".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p.10_kl._pravo.docx | 31.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Астаховская средняя общеобразовательная школа
Каменского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор школы________ А.В. Перепелицын
Приказ от 31.08.2020 г. № 108
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по «Праву»
на 2020-2021 учебный год
Уровень общего образования, класс: среднее общее образование, 10 класс
Количество часов: 35 ч.
Учитель: Строговец Валентина Васильевна
Программа разработана на основе:
- программы общеобразовательных учреждений. Основы правовой культуры 10-11 класс. Автор Никитин А.Ф. - М.: Просвещение, 2014;
- Право. Базовый и углубленный уровни. 10-11 кл.: учебник/А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. – 2-е изд., -М.: Дрофа, 2020.
п. Молодежный
Раздел I. Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения права ученик должен
знать/понимать
систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
уметь
характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
- объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
- различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
- анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
- применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
- осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
- обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
Оценивание осуществляется по пятибалльной шкале
Система оценивания планируемых результатов
Оценивание осуществляется по пятибалльной шкале
Формы, виды, методы контроля за уровнем обучения 10 кл
Раздел | Формы, виды, методы контроля | Количество контрольных работ |
История и теория государства и права. Правовое регулирование. Вопросы теории государства и права. Конституция Российской Федерации. Права человека. Избирательное право и избирательный процесс | Текущий контроль: фронтальный, индивидуальный и групповой, самостоятельная работа, тестовая работа, терминологический диктант. К.Р. №1. | 1 |
|
| |
Судебная власть в РФ. Прокуратура. Местное управление. Права и свободы человека и гражданина. Международные договоры о правах человека Гражданские права. Политические права. Экономические, социальные и культурные права.Право на благоприятную окружающую среду Права ребёнка. Нарушение прав человека. Защита прав человека в мирное время. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Избирательное право. Избирательные системы и избирательный процесс. | Текущий контроль: фронтальный, индивидуальный и групповой, самостоятельная работа, тестовая работа, терминологический диктант. К. Р. № 2 | 1 |
Итого | 2 |
Контрольно-измерительные материалы / Приложение1/
Раздел 2. Содержание учебного предмета, курса.
10 кл.
История и теория государства и права. Правовое регулирование.
Право и основные теории его понимания. Нормы права. Источники (формы) права. Закон и подзаконный акт. Действие права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Основные отрасли права. Правотворчество и правоприменение. Правотворчество. Общие правила применения права. Толкование права. Правоприменительная практика. Правопорядок.
Происхождение права и государства. Понятие и функции государства. Формы государства: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Государственный суверенитет. Взаимосвязь права и государства. Место права в системе социального регулирования. Основные функции права. Механизм правового регулирования. Эффективность права.
Вопросы теории государства и права
Государство, его признаки и формы. «Общественный», «классовый» и «политико-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим. Признаки демократического,
тоталитарного и авторитарного режимов. Понятие права. Система права. Источники права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Значение понятия «право». Право— универсальный регулятор общественных отношений. Признаки и функции права.
Система права. Вертикальное строение права. Норма. Виды норм права. Источники права. Правовой обычай, нормативный акт, судебный прецедент, международный договор. Взаимосвязь государства, права и общества.
Конституция Российской Федерации
Понятие конституции, ее виды. Конституционализм. Конституционное (государственное) право России, его принципы и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма. История принятия и общая характеристика Конституции Российской Федерации. Конституционный и политический кризис начала 1990-х гг. Принятие Конституции РФ. Достоинства и недостатки Основного Закона России.
Основы конституционного строя. Содержание преамбулы Конституции РФ. Российская Федерация— демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы— высшая ценность. Многонациональный народ России— носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.
Гражданство в Российской Федерации. Гражданственность. Понятие гражданства. Гражданин. Источники законодательства о гражданстве. Принципы гражданства в РФ. Основание приобретения гражданства.
Федеративное устройство России. Формы государственного устройства. Унитарное государство. Федерация. Конфедерация. История государственного устройства в России. Россия— федеративное государство. Основы федеративного устройства по Конституции РФ. Виды субъектов РФ. Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ. Разграничение предметов ведения и полномочий РФ и ее субъектов. Проблема сепаратизма.
Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Компетенции и полномочия Президента РФ. Порядок избрания Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешения его от
должности.
Федеральное Собрание Российской Федерации. Парламент. Парламенты в европейской политической традиции и в России. Россия— государство с республиканской формой правления. Федеральное Собрание — Совет Федерации и Государственная Дума, их состав и способы формирования.
Комитеты и комиссии обеих палат. Функции и предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы.
Законодательный процесс в Российской Федерации. Законотворчество, законодательная инициатива. Субъекты права законодательной инициативы. Законопроект, его виды. Законодательный процесс, его стадии. Порядок принятия законов РФ Государственной Думой, Советом Федерации. Подписание и обнародование законов Президентом РФ. Официальное и неофициальное опубликование законов.
Правительство Российской Федерации. Его состав и порядок формирования. Аппарат Правительства РФ. Функции Председателя Правительства РФ. Направление деятельности и полномочия Правительства РФ. Структура органов исполнительной власти в РФ. Законотворческая и правотвор-ческая деятельность Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ.
Судебная власть в Российской Федерации. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ.
Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления
Права человека
Права и свободы человека и гражданина. Правовой и конституционный статус человека. Конституции РФ. Конституционные свободы и права человека. Обязанности граждан России. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека.
Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии.
Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей.
Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества.
Нарушения прав человека. Геноцид, апартеид, расизм, дискриминация национальных меньшинств. Нарушения прав человека в социально-экономической области.
Защита прав человека в мирное время. Международный механизм в области прав человека. Защита прав человека на национальном уровне.
Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право. Комбатанты. Военнопленные. Военные преступления. Военные преступники. Международный военный трибунал.
Избирательное право и избирательный процесс
Избирательное право. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство.
Избирательные системы и избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательный процесс. Этапы. Избирательная кампания. Избирательная комиссия. Референдумы. День голосования.
Раздел 3. Тематическое планирование. 10 кл (35 ч.)
№ п/п | Раздел. Тема урока. | Кол. часов | Основные виды учебной деятельности. |
Гл. 1.История и теория государства и права | 6 | ||
1 | Происхождение государства и права | 1 | Характеризовать основные теории происхождения государства и права. Характеризовать развитие права в России. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. |
2 | Право Древнего мира | 1 | |
3 | Право Европы в Средние века и Новое время | 1 | |
4 | Становление права Нового времени в США | 1 | |
5 | Развитие права в России. 9 –начало 19 в. Российское право в 19 – начале 20 в. | 1 | |
6 | Советское право 1917-1991.Современное российское право. | 1 | |
Гл. 2.Вопросы теории государства и права | 2 | ||
7 | Государство, его признаки и формы. Понятие права. Система права. Источники права. | 1 | Знать понятие государства, признаки и функции, формы правления, государственного устройства и политического режима. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал |
8 | Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. | 1 | |
Гл.3 Конституция Российской Федерации | 11 | ||
9 | Понятие конституции, её виды. Конституционализм. | 1 | Знать понятия: Конституция, виды конституций. Знать общую характеристику Конституции РФ. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Знать основы конституционного строя РФ. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Характеризовать федеративное устройство РФ, виды субъектов. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Знать статус Президента РФ, его полномочия. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Знать устройство Федерального собрания РФ. Состав и способ формирования обеих палат парламента. Знать Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Знать состав и порядок формирования Правительства РФ. Характеризовать систему судебной власти в РФ, принципы судопроизводства, функции прокуратуры РФ. Знать структуру и формирование местного самоуправления. Знать содержание второй главы Конституции РФ, виды прав человека и гражданина. Знать Международные договоры о правах человека. Содержание международного Билля о правах человека. Знать гражданские права человека. Знать политические права человека. Знать экономические, социальные и культурные права человека. Знать содержание конвенции о правах ребенка. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал |
10 | Конституция в России | 1 | |
11 | История принятия и общая характеристика Конституции Российской Федерации | 1 | |
12 | Основы конституционного строя | 1 | |
13 | Гражданство в РФ. Федеративное устройство | 1 | |
14 | К.Р.№ 1 | 1 | |
15 | Президент РФ. | 1 | |
16 | Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума | 1 | |
17 | Законодательный процесс в Российской Федерации | 1 | |
18 | Правительство РФ. | 1 | |
19 | Судебная власть в РФ. Прокуратура. Местное управление | 1 | |
Гл. 4.Права человека | 9 | ||
20 | Права и свободы человека и гражданина. | 1 | |
21 | Международные договоры о правах человека | 1 | |
22 | Гражданские права | 1 | |
23 | Политические права. | 1 | |
24 | Экономические, социальные и культурные права. | 1 | |
25 | Право на благоприятную окружающую среду | 1 | |
26 | Права ребёнка. | 1 | |
27 | Нарушение прав человека. | 1 | |
28 | Защита прав человека в мирное время. | 1 | |
29-30 | Международная защита прав человека в условиях военного времени. | 2 | |
Гл. 4. Избирательное право и избирательный процесс. | |||
31-32 | Избирательное право. | 2 | Знать избирательные права граждан, принципы демократических выборов. Знать этапы избирательного процесса, основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал. |
33-34 | Избирательные системы и избирательный процесс. | 2 | |
35 | К р. № 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по праву в 10 классе
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам и темам курса; требования к уровню подготовки выпускников....
Рабочая программа по Праву( факультатив) в 11 классе.
Рабочая программа по курсу "Право" в 11 классе....
Рабочая программа по праву для 10 класса
Рабочая программа составлена на основе программы «Право. 10-11 классы» (автор А.И.Матвеев) к учебнику Боголюбов Л.Н. Право. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Профильный ур...
Рабочая программа по праву в 10 классе (профильный уровень)
Рабочая программа по праву в 10 классе к учебнику Никитина,70 часов....
рабочая программа по праву 10 класс
Примерная рабочая программа по праву составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (полного) общего образования и программы по праву (автор Никитин А.Ф.)Рабочая программа вкл...
Рабочая программа по праву для 11 класса дневного отделения.
Данная рабочая программа предназначена для учителей, работающих в вечерних школах....
рабочая программа по праву 10 класс
Рабочая программа по праву для 10 класса, базовый уровень,расчитана на 35 часов....